Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. Жданкина Галина Владимировна

Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв.
<
Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жданкина Галина Владимировна. Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Воронеж, 2004 238 c. РГБ ОД, 61:04-23/369

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 19

1.1. Дискурсивные основы изучения феномена представлений 19

1.2. Сущность политического представления, его структура и функции 36

1.3. Типология политических представлений 54

Глава II. ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ РОССИЯН НА РУБЕЖЕ XX-XXIBB 73

2.1. Этапы и факторы эволюции политических представлений в процессе трансформации российского общества в 90-х гг. XX в.-нач.ХХ1в 73

2.2. Динамика образа власти в массовом сознании россиян 93

2.3. Эволюция представлений о целях и характере системных преобразований российского общества 119

Глава III. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ..147

3.1. Эволюция представлений российских политических элит 147

3.2. Региональная специфика политических представлений и ориентации россиян 171

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 198

ИСТОЧНИКИ 206

ЛИТЕРАТУРА 229

Введение к работе

Каждый исторический период имеет свое мироощущение, свои представления об окружающей социально-политической реальности. Конец XX - начало XXI вв. для России стал во многих отношениях переломным этапом. Переход от одного общественного уклада к другому не мог не оказать глубокого влияния на политическое сознание.

По мере того, как различные поколения граждан приобретают опыт жизни в новых условиях, все более актуальным становится вопрос об изменениях, происходящих в мнениях, взглядах, оценках, знаниях людей (т.е. в их представлениях), касающихся политической сферы общества. Изучение подобных компонентов политического сознания важно для понимания сложных проблем российской действительности. В частности для познания психологического контекста, фона, на котором протекает политический процесс; для определения того, соответствует ли это сознание происходящим изменениям, эволюционируют ли они синхронно или нет. Среди причин резко усилившегося интереса ученых к субъективным аспектам политики, к анализу когнитивных процессов стали и собственно проблемы процесса демократизации в современной России. Возникли вопросы, почему модели политических реформ, модели модернизации, разработанные в развитых странах Запада, не удается эффективно применить в российских условиях, почему одни и те же институты неодинаково функционируют в разных странах. Для ответа на эти вопросы исследователи обратились к новому инструментарию психологического (субъективного) порядка. На самостоятельное значение субъективных факторов в существующей социально-политической действительности указывают многие ученые1. При этом они подчеркивают, что политические представления людей обладают определенной независимостью от сложившихся общест венных условий, а также способностью к автономному влиянию на организацию и осуществление власти. Соглашаясь с мнением аналитиков, необходимо отметить, что суждения, оценки существенным образом влияют на процесс принятия решений. В данном контексте особого внимания заслуживает изучение политических воззрений другого важного субъекта преобразований - политической элиты и сравнить векторы эволюции ее представлений и представлений масс. Кроме того, активизация региональных политических процессов в 90-х гг. XX в., сопровождавшаяся нарастанием государствешіо-административной, правовой, экономической, социокультурной неоднородности ставит в повестку дня вопрос о региональной специфике политических представлений россиян.

Изучение отношения людей к политике является чрезвычайно актуальным предметом исследования и потому, что помогает ответить на вопрос: как понимает себя общество? При этом не имеет существенного значения, является это понимание адекватным или нет. И в том, и в другом случае оно играет исключительно важную роль в функционировании политической системы.

Идейные истоки изучения проблемы формирования взглядов, мнений, суждений людей и влияния их на различные социальные явления, восходят к таким знаменитым деятелям общественной науки второй половины XIX - начала XX вв. как Г. Лебон, Г. Тард, Г. Зиммель, М. Вебер, 3. Фрейд2. Подлинным же создателем понятия «представления» считается Эмиль Дюркгейм3. От него идет их понимание как надындивидуальных феноменов сознания, имеющих собственное содержание, не сводимое к сумме индивидуальных сознаний.

Дальнейшее развитие этих идей Л. Леви-Брюлем, Л.С. Выготским, Ж. Пиаже и др.4, привело к появлению в 60-х гг. XX в. концепции социальных представлений. Ее авторами стали французский ученый С. Московита и его последователи: Д. Жоделе, Ж. Абрик, М.-Ж. Шомбар де Лов, Ж.-П. Кодол и др5. Изучая феномен представлений в рамках когнитивистского направления социально-психологической науки, эти ученые предложили рассматривать их как систему взглядов, знаний, убеждений, входящих в сферу обыденного познания, регулирующих повседневную жизнь людей и отражающих их рационально-утилитаристский характер познания социальных явлений.

В теоретико-методологическом отношении весьма важным для анализа мнений, взглядов, оценок россиян является марксизм и структурно-функциональная теория6. Обе теории рассматривают политические представления сквозь призму объективных, внешних аспектов окружающей реальности. В то же время они упускают из вида субъективные, внутренние факторы, обусловливающие феномен представлений. Этот недостаток восполняют иеихоаналитичеекие концепции, делающие акцент на иррацио-нальной природе многих представлений (К. Юнг, В. Райх ).

Особого внимания в рамках постструктуралистского теоретико-методологического направления (П. Шампань, П. Бурдье, Ж.-М. Денкэн,

Ю. Качалов), заслуживает сформулированный П. Бурдье принцип двойного структурирования (объективного и субъективного одновременно) процесса восприятия социального мира. Объективное - это условия жизни людей, их социальный статус и траектория, субъективное -символическая матрица практической деятельности, поведения, мышления, представлений социальных агентов.

Упомянутые и некоторые другие парадигмы послужили базой для дальнейшего теоретического осмысления сущности, структуры, функций и типов политических представлений.

От общетеоретических положений, касающихся феномена представлений целесообразно обратиться к отечественной практике. Исследованию проблемы политических представлений россиян конца XX- начала XXI вв. посвящено достаточное количество научных источников, которые условно можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют работы преимущественно теоретического характера, в которых указанная проблематика получила некоторое освещение в рамках анализа политического и массового сознания, общественной психологии, политической культуры и электорального поведения россиян (Б.А. Грушин, Ж.Т. Тощенко, Э.А. Баталов, К.Г. Холодковскии, В.О. Рукавишников, М.Н. Назаров, B.C. Рахманин, Н.П. Поливаева, В.В. Сафронов, В Ф Пеньков, Г.В. Голосов и др.10). Среди западных аналити ков в этом же направлении работают Е. Кинен, Дж. Хан, Дж. Гибсон, Р. Пайпс, У. Рейзингер, А. Миллер, В. Хесли, Д. Лэйн и др.11.

Особо следует выделить группу ученых, которые анализируют проблему политических взглядов, мнений, оценок россиян в рамках политической психологии (Г.Г. Дилигенский, Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал, Л А.

Iі")

Преснякова, Д.В. Ольшанский и др. ).

Самый многочисленный блок литературы составляют социологические исследования, связанные с изучением общественного мнения россиян по вопросам социально-экономических и политических преобразований в стране, а также их электоральных ориентации. Среди них, прежде всего, стоит упомянуть монографические труды Ю.А. Левады, М.Н. Горшкова, Г.В. Осипова, В.К. Левашова, В.Ф. Петренко, О.В. Митиной и др.13. К это

му же блоку относятся работы таких ученых как Л.А. Седов, В.И. Пантин, Л.Б. Косова, В,В. Лапкин, Н.И. Лапин, СБ. Нестерова, ВТ, Сибирко, Б.В. Дубин и др?4 сосредоточивших свое внимание на исследовании феномена восприятия образа власти, тех или иных социально-политических институтов и проблем в массовом сознании россиян.

Отдельную группу составляют труды, посвященные особенностям политического сознания (включая представления, ценности, ориентации) отдельных категорий населения: молодежи, студентов, безработных, учителей, политико-административных элит и др. (Р.З. Салиев, М.А. Слюса-рянский, Е.С. Шайдарова, З.В. Куприянова, СП. Парамонова, М.К. Горшков, М.Д. Купарашвили, С.А. Ветров и др. 5).

И наконец, пятую группу образуют авторы, акцентирующие внимание на региональной специфике политического сознания, ментальности россиян (Н.М. Давыдова, Н.Е. Тихонова, В.Г. Немировский, А.А. Гутер-ман, Н.Ю. Лапина, А.Е. Чирикова, А.К Магомедов, Р.Ф. Туровский и др16.).

Обзор литературы по рассматриваемой тематике

свидетельствует о том, что в отечественной и зарубежной обществоведческих науках создана достаточно мощная теоретическая и фактологическая база для изучения массовых и групповых политических представлений на рубеже XX-XXI вв. Несмотря на накопленный теоретический и эмпирический материал, тем не менее, данная проблематика все еще недостаточно осмыслена в междисциплинарном ключе. Кроме того, в обществоведческой литературе до недавнего времени довольно слабо исследовалась региональная специфика политических представлений россиян, а также проблема эволюции политических воззрений такого важного субъекта преобразований как властвующая элита. Основная часть прикладных исследований связана с изучением общественного мнения, т.е. с выявлением отношения людей к злободневным, актуальным жизненным проблемам окружающей политической действительности. Судить только по общественному мнению о реальных характеристиках политического сознания россиян явно недостаточно, в том числе и потому, что это образование отличается неустойчивостью, имеет преходящее, часто сиюминутное значение. Нетрудно заметить также, что ученые-обществоведы нередко оперируют такими категориями как «политическое сознание», «политическая культура», «общественная психология» и т.п. Применительно к эмпирическим исследованиям эти категории оказываются нерелевантными. Упомянутые понятия, удобные в теоретических конструкциях и интерпретациях, не могут выступить в роли более-менее четких критериев, достоверных индикаторов и параметров состояния общества, его позитивного и негативного потенциала, происходящих в нем перемен, уровня благополучия, социальной

устроенности или неустроеноости, толерантности и конфликтности, степени его устойчивости. Политические представления являются одним из таких определяющих показателей. Преимущество указанного понятия заключается также в том, что оно позволяет в определенной мере прогнозировать действия того или иного субъекта.

Источникован база диссертации обширна. Ее можно условно разделить на несколько групп:

• пертую группу составляют материалы общероссийских и региональных социологических исследований, осуществленных НС АН СССР, ВЦИОМ, Шститутом комплексных социальных исследований РАН (до весны 2001 г. РНИСиНП), Независимым Аналитическим Центром, фондом «Общественное мнение», Социологическим Центром РАГС при президенте РФ, Институтом социологии парламентаризма, РОМИР, Институтом общественного мнения «Квали-тас», а также в рамках других социологических центров, служб и проектов. На основе этого материала мы проследили динамику эволюции политических представлений россиян, выделили основные ее этапы, выявили региональную специфику этих представлений и ориентации.

• вторую группу образуют статистические данные, позволившие оценить уровень поддержки основных политических акторов (в том числе их лозунги, заявления, обращения, выступления, предложения, т.е. их публичную риторику) со стороны населения, а также степень выраженности тех или иных политических представлений и ориентации масс;

• третья группа включает в себя мемуары, интервью, выступления, обращения, различных политических и общественных деятелей, используемые для более детального уяснения сущности их взглядов и устремлений;

• четвертую группу представляют

официальные документы политико-правового характера (послания президента Федеральному собранию; программы партий, членов правительства и администрации президента; предвыборные платформы кандидатов на должность президента и др.). Изучение этих документов дало возможность проанализировать процесс изменения политических воззрений властвующей элиты России на рубеже XX -XXI вв.

Вместе с тем использованная литература включает в себя периодические, монографические, энциклопедические, справочные, учебные издания, а также сборники научных трудов, избранные произведения, собрания сочинений. Важным каналом получения необходимой информации явился Интернет.

Обоснованность результатов диссертационного исследования обусловлена комплексным использованием теоретических и эмпирических методов в изучении политических представлений, достоверностью исходных данных, корректностью сочетания различных методов.

Объектомдиссертационного исследования являются политические взгляды, мнения, суждения россиян на рубеже XX - XXI вв.

Предметом исследования стала эволюция политических представлений таких субъектов как рядовые граждане, политическая элита, социально-территориальные общности в условиях трансформации России.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть процесс изменения ключевых политических представлений россиян, выявить этапы и факторы этих изменений.

В этой связи определены следующие исследовательские задачи: - дать характеристику понятию «политические представления»; рассмотреть дискурсивные основы анализа данного феномена и определить адекватный методологический подход к его изучению;

- вычленить основные этапы и факторы изменения политических представлений в условиях трансформации российского общества в конце XX - начале XXI вв.;

- проследить динамику образа власти в массовом сознании россиян, а также эволюцию представлений о целях и характере системных преобразований российского общества;

- проанализировать изменение политических представлений другого важного субъекта преобразований - политической элиты;

- выявить региональную специфику политических представлений и ориентации россиян.

Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества в последние полтора десятилетия - сложный процесс, многообразный по типам, уровням, содержанию и испытывающий воздействие множества различных факторов. Поэтому для его исследования мы использовали комплекс методов и подходов.

Так, принципы историко-генетического подхода обусловили помещение изучаемого явления во временную шкалу и рассмотрение его как определенного хронологического эволюционного процесса, в ходе которого можно отследить по тем или иным признакам его динамику и этапы.

Важным звеном методологической концепции работы стал структурно-функциональный подход, ігоедполагающий анализ феномена представлений как элемента социокультурной подсистемы, который, во-первых, опосредует поведение тех или иных политических акторов, а, во-вторых, трансформируется в соответствии с изменениями окружающей действительности (т.е. под влиянием таких обстоятельств как экономика, политика, социальная сфера и т.п.). Ценность функционального подхода заключается в том, что политические представления людей становятся в нем неким «ключом» к общему пониманию общества и диагностированию происходящих в нем процессов.

Однако для понимания такого субъективного явления как представления людей недостаточно изучения довольно ситуативных факторов, коими являются социально-экономическая и политическая обстановка в стране. Уместно в этой связи использовать социокультурный подход, позволяющий объяснять устойчивость некоторых воззрений глубинными факторами, связанными с историческими традициями, ментальной спецификой социальных общностей. Периодические колебания политического сознания (включая и представления), метания из одной крайности в другую, «замкнутые круги», бросающие отечественную элиту от попыток ускорения модернизации в застой и вновь по тому же пути связаны со сложившейся социокультурной доминантой российского общества, превратившейся в некую его «болезнь», от которой невозможно избавиться.

Так как политические представления являются по своей сути рационально-эмоциональным образованием, с методологической точки зрения целесообразно было в раде случаев обратиться к средствам политической психологии. Последняя предлагает акцентировать внимание не только на когнитивных (рациональных, осознаваемых), но и на аффективных (чаще бессознательных) элементах представлений, поскольку именно иррациональные и чувственно-эмоциональные компоненты (в том числе мифы, фобии) нередко оказываются решающими в опосредовании поведения людей.

Для адекватного анализа состояния и эволюции политических представлений мы использовали также методологический инструментарий типологического и сравнительного (компаративистского) анализа. Первый способствует выявлению дифференцированных характеристик представлений, т.е. тех типов, которые свойственны различным социально-политическим акторам. Классификация представлений с помощью разнообразных критериев предоставляет возможность оценить их по шкале «преемственность - новаторство», определить уровень негативного, конструктивного и конфликтогенного потенциала, содержащегося в суждениях,

мнениях тех или иных социальных групп. В рамках компаративистского анализа, опираясь на принципы сходства и отличия, сравниваются представления и ориентации различных субъектов: социальных общностей (рядовых граждан и политической элиты), региональных общностей (мегаполисов и провинции, макрорегионов Севера, Юга, Востока страны, национальных республик и автономных округов и т.д.).

Сочетание различных методологических принципов и теоретических подходов направлено на всестороннее и объективное исследование сложного и противоречивого процесса изменения политических представлений россиян в современный период.

Научная новизна работы. Комплексный подход к анализу рассматриваемой проблематики позволил нам:

• систематизировать концептуальные основы изучения феномена политических представлений;

• выделить основные факторы и периоды в эволюции политических представлений россиян в конце XX - начале XXI вв.;

• рассмотреть динамику этих представлений на нескольких проблемных полях: в отношении власти и восприятия ее образа в массовом сознании; в отношении целей и характера системных преобразований;

• проследить эволюцию политических представлений властвующей элиты России;

• исследовать политические представления и ориентации населения российских регионов, выявив их специфику.

Положения, выносимые на защиту:

1. Политические представления это структурный компонент политического сознания, включающий в себя такие когнитивные образования как знания, оценки, мнения, суждения, отражающие уровень, продолжительность и степень рационально-эмоционального восприятия индивидом, социальной группой, населением в целом окружающей политической реальности, и потенциально реализуемый (или нереализуе мый) в ходе практической деятельности. Политические представления людей во многом определяют ход социально-политических и связанных с ними экономических процессов, обнаруживая тем самым существенную, а порой определяющую роль субъективного фактора при решении самых различных общественно-политических проблем.

2. По своей структуре политические представления включают в себя:

- оценочные мнения о существующей внутренней и внешней политической обстановке; проводимом реформаторском курсе; деятельности различных политических институтов и лидеров и т.д.;

- прогнозные взгляды, предположения о возможных результатах работы органов власти, предстоящем развитии и (или) исходе политических событий в стране и т.п.;

- нормативно-ценностные суждения, взгляды по поводу политических целей, к которым необходимо стремиться; того, как в «идеале» должна работать политическая система и входящие в нее институты; социально желаемого типа общественного устройства; справедливого и несправедливого в политике и т.д.

3. Разнообразные политические мнения, взгляды существуют в политическом сознании того или иного субъекта не в качестве альтернативных представлений, исключающих друг друга, а в виде сегментов, «раскалывающих» это сознание.

4. Эволюция политических представлений российских граждан происходила на рубеже XX - XXI вв. под воздействием нескольких основных групп факторов. Одна линия детерминации соответствует объяснениям, предлагаемым культуралистскими концепциями, в том числе и теорией модернизации, другая - концепцией рационального выбора, согласно которой распространение авторитарных представлений, политического недоверия и отчуждения от власти являются следствием низ

кой эффективности новых институтов. Третья линия связана с социопсихологическими факторами (возраст, уровень образования, социально-материальный статус, потребности, чувства, эмоции и др.).

5. Выбранные правящей элитой в 1992 г. либерально-радикальные (конфликтные по своей сути) методы реформирования российского общества не только не создали условий для преодоления дистанцирования друг от друга субъекта и объекта системных преобразований, но и усилили его. В результате отчуждение от власти стало в 90-х гг. одной из базовых характеристик массового политического сознания. Одновременно формировался запрос на сильную, доминирующую в политическом и социально-экрономическом процессе государственную власть как субъект общенациональных стратегических интересов. Можно говорить о своего рода «неоконсервативной волне» в сознании россиян. По своему внутреннему содержанию она включает в себя традиционные для России авторитарные, этатистские и патерналистские представления о взаимоотношениях между обществом и властью. Эта волна активизировалась на втором этапе (1993/1994 гг. -1999/2000 гг.) выделенной нами динамики представлений населения и постепенно заняла доминирующие позиции в сознании людей, что и наблюдается в настоящее время.

6. В начале XXI в. отмечается не только стабилизация общественных мнений, оценок относительно социально-политической и экономической сферы жизнедеятельности, но и ряд положительных тенденций в их эволюции. Этому способствовали фактор привыкания к новой общественно-экономической реальности, а также надежды на позитивные перемены, связываемые с новым национальным лидером (В. Путиным). Подобные надежды питаются не столько конкретными представлениями о его достоинствах и о качественно новых сдвигах в социально-экономической и других областях общественной жизни, осуще стеленных под его руководством, сколько потребностью в таких переменах и ожиданиях, обращенных к лидеру.

7. Существующее противоречие между демократическими и авторитарными представлениями в сознании россиян порождает постоянный конфликт, разрешение которого, по-видимому, можно ожидать только со временем, по мере того, как на смену нынешним поколениям придут новые - с иными воззрениями и опытом.

8. Процесс трансформации российского общества на протяжении последних полутора десятилетий сопровождался достаточно выраженным биполярным расколом внутри страны по некоторым нормативно-ценностным основаниям, а также по политическим ориентациям. В то же время на современном этапе (с 1999/2000 гг.) отмечается новая тенденция. Ее можно определить как снижение межрегиональных различий в политических ориентациях (главным образом, электоральных) жителей России.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что основные ее положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем при изучении эволюции политического сознания россиян на массовом, элитарном и региональном уровнях, для подготовки учебных пособий, преподавания специальных курсов в рамках политологии, политической психологии, политической социологии.

Кроме того, знание особенностей политических представлений россиян является необходимым и для правящих кругов (прежде всего для того, чтобы знать, чего ожидать от общества и не допустить эскалации разрушительных процессов социальной дезориентации и деградации), и для массового сознания, так как побуждает искать понимание происходящего не только в каких-либо объективных закономерностях, но и в субъективных в психологических факторах, заключенных в самом человеке. Новые знания о самом себе делают человека менее подверженным манипуляциям и контролю, позволяют увидеть больше альтернативных возможностей

действия, а значит, способствуют лучшей адаптации к социуму, оптимизации деятельности в условиях нестабильности.

Апробация работы. Материалы диссертации отражены в шести статьях, опубликованных в научных сборниках. Основные положения и выводы работы докладывались автором на научных конференциях, круглых столах и семинарах в 1997 - 2004 гг.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Дискурсивные основы изучения феномена представлений

Для плодотворности анализа феномена политических представлений целесообразно проследить историю данного понятия, а также дискурсивно рассмотреть наиболее важные в теоретико-методологическом отношении концепции, предлагающие различный инструментарий для изучения взглядов, мнений, суждений людей, и на их основе выстроить собственный подход к пониманию данного явления.

Процесс вхождения понятия «представления» в научный оборот шел достаточно сложно и противоречиво, что нашло отражение, главным образом, в зарубежной литературе. Для того чтобы реконструировать историю указанного термина, выделим основные ее этапы.

Первый этап характеризуется поиском идей, способных объяснить проблему формирования знаний, верований, ценностей, разделяемых всеми, влияния их на различные социальные явления, а также попытками найти адекватное определение этим элементам социального знания. Среди тех, кто в своих трудах, так или иначе, затрагивал эту проблему можно назвать таких видных ученых второй половины XIX - начала XX вв., как Г. Лебон, Г. Тард, Г. Зиммель, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, 3. Фрейд.

Одними из первых, кто в рамках психологического направления попытался решить вопрос о том, как образуются представления людей, были французские ученые - Г. Лебон и Г. Тард. Сторонник биологической детерминации психики Гюстав Лебон считал, что характер мнений и верований масс определяют факторы двоякого рода: непосредственные и отдаленные. К числу отдаленных он относил такие факторы, как национальный характер, традиции, время, учреждения и воспитание. Эти факторы, по мнению Лебона, подготавливают почву, на которой впоследствии внезапно развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своей силой и результатами. Благодаря непосредственным факторам: образам, словам, формулам, иллюзиям, опыту, рассудку, - у людей возникают решения, увлекающие их; ... разряжается бунт, устраивается стачка, или же громадное большинство вдруг возносит какого-нибудь человека к власти или низвергает какое-нибудь правительство (400, с.46).

Габриэль Тард утверждал, что формирование знаний, верований разделяемых людьми, осуществляется в ходе взаимодействия индивидуальных сознаний через общение (445, е.301-306). «Сходство верований, идей, единомыслие возникает путем подражания и внешне выражается в словах и действиях», - писал он в «Законах подражания» (444, с. 350).

Немецкий философ, социолог, основоположник так называемой «формальной социологии» - Георг Зиммель увидел в представлениях некий механизм, позволяющий взаимодействиям, возникающим в той или иной совокупности индивидов, выкристаллизоваться и сложиться в единство более высокого порядка, каким является общество (383). В противоположность этому, основатель «понимающей социологии» Макс Вебер, рассматривал представления как своего рода набор ориентиров и один из векторов, определяющих действия индивида (351, с.423).

Однако подлинным творцом понятия считается Эмиль Дюркгейм, который наметил его общие контуры и использовал при объяснении самых различных явлений жизни общества. Дюркгейм подчеркивал разницу между индивидуальными и коллективными представлениями. Последние, как пишет ученый, являют собой «тот сплав, при котором все индивидуальные признаки взаимно нейтрализуются и сглаживаются,... оставляя лишь общие свойства человеческой природы» (380, с.234-235). Дюркгейм указывает, что группа, образуемая из ассоциированных индивидов, есть реальность совсем другого рода, чем каждый индивид, взятый отдельно, и коллективные состояния существуют в группе раньше, чем коснутся индивида. Коллективные представления автор склонен понимать как разновид 21 ность «социальных фактов», среди которых он называет правовую систему общества, этические нормы и ценности, религиозные верования, обычаи. Кроме того, Э. Дюркгейм характеризует коллективные представления как однородные безличностные, устойчивые образования, которые воспроизводятся и разделяются всеми членами данной общности, так же, как ими разделяется язык. Их основная функция, по мнению ученого, состоит в поддержании связи между членами соответствующей группы. При отсутствии таких связей может наступить общественная дезинтеграция или аномия (379).

Поглощенный противопоставлением коллективного и индивидуального, подчеркивая социальное происхождение коллективных представлений, Э. Дюркгейм перегрузил это понятие слишком абстрактным смыслом. Преобразовать это общее понятие в более концептуально разработанную категорию удалось другому французскому ученому Люсьену Леви-Брюлю. Вслед за Алексисом де Токвилем этот ученый большое значение придавал культурному фактору. Специфической формой обсуждения проблем, связанных с представлениями людей, явилась его идея связи познавательных процессов и культуры. Впервые этот подход был предложен Л. Леви-Брюлем в его монографии «Первобытное мышление» (403). Основной ее тезис заключается в том, что при исследовании мышления индивида необходимо анализировать культуру, к которой этот индивид принадлежит. Сама же культура характеризуется совокупностью существующих в ней общих взглядов или «коллективных представлений». Последние и обуславливают мышление принадлежащих к данной культуре индивидов. Тем самым Леви-Брюль отказался от предположения Дюрк-гейма о различиях между индивидуальными и коллективными представлениями.

Этапы и факторы эволюции политических представлений в процессе трансформации российского общества в 90-х гг. XX в.-нач.ХХ1в

Рубеж XX-XXI вв. ознаменовался для россиян радикальными трансформационными процессами, которые затронули фактически все сферы их жизнедеятельности, привнеся с собой как позитивные, так и негативные последствия. Как эти процессы отразились в сознании людей, повлияли на содержание и динамику их взглядов, мнений, оценок и ожиданий? Решение этого вопроса объединяет усилия множества ученых-обществоведов в течение уже достаточно длительного времени. Осуществленные ими многочисленные исследования привели к формулированию важных выводов и концептуальных обобщений, позволяющих уяснить основные тенденции и динамику эволюции политических представлений россиян, осознать факторы, обусловливающие эти изменения. Последний аспект особенно важен, т.к. ни один феномен социально-политической жизни, каким бы простым или специфичным он ни казался, не существует вне связи и отношений с другими конкретными социальными явлениями. Более того, реальная природа свойств того или иного явления (в том числе и представлений) проявляется только в отношении, во взаимодействии с другими факторами. Не секрет также, что в основе всех жизненных процессов (в том числе и процесса эволюции представлений) лежит определенная ритмология.

В данном параграфе мы сосредоточим внимание именно на этапах и факторах эволюции политических представлений россиян на рубеже XX-XXI вв. в условиях сложного, противоречивого процесса системной трансформации российского общества.

В настоящий момент в политологической литературе не существует единой трактовки понятия «трансформации». Чаще всего оно употребля 74 ется как наиболее общее обозначение процесса системных изменений, которые объективно не заданы, не предопределены (60;67;415). Ряд ученых отмечают также, что трансформационный процесс характеризуется неустойчивостью политической системы, частыми конфликтами, то есть согласно В. Бане (474, с.36), неопределенностью процедур и неопределенностью результата, а так же длительностью аномии, обусловленной опережающим разложением старых общественных институтов по сравнению с созданием новых (67, с. 149). Следовательно, на первый план выступают такие важнейшие отличительные черты указанного понятия, как вариабельность, непоследовательность и неопределенность результатов социально-политического развития, напрямую зависящих от конкретных внутренних и внешних условий функционирования трансформирующегося общества.

Российская трансформация отличается от аналогичных процессов в других странах особой глубиной и масштабностью. Наша страна, вставшая, как подчеркивают транзитологи, на путь одновременного перехода «от диктатуры к демократии», от «командной экономики... к свободному рынку» и «от империи, имеющей четырехвековую историю, к национальному государству» (496), оказалась в наиболее сложном положении вследствие своей отягощенноети ношей тоталитарного наследия, а также грузом проблем, порожденных ее огромными размерами, глубокой социокультурной и экономической неоднородностью. Принимая во внимание данное обстоятельство, весьма важно рассматривать современные представления наших граждан с учетом влияния на них как объективных механизмов социально-политической трансформации российского общества, так и субъективных моментов (связанных с особенностями национального характера, культуры и психологии людей), которые, по мнению П. Бурдъе, в одинаковой степени важны, и отдать предпочтение какому-либо одному из них было бы неправомерно (347, с.39-52). В современной отечественной научной публицистике, затрагивающей проблемы изучения российского общества в условиях трансформации, можно выделить несколько позиций, несколько типов дискурса27. Первый - условно говоря «либеральный» - состоит в поддержке демократических изменений, идеологического и экономического либерализма (свободный рынок), прозападной внепшеполитической ориентации. В рамках этого дискурса встречаются утверждения о том, что хаос 90-х годов минувшего столетия в целом миновал. В стране, наконец, преодолена аномия, или несоответствие между официально декларируемыми нормами и реальным поведением граждан. В общественном сознании закрепился отказ от патерналистских традиций, где главенствует представление «моя жизнь зависит от власти, а не от меня», и произошел сдвиг в сторону либеральной системы взглядов и ценностей (116, с.79-82;219). Общество научилось полагаться на себя, вследствие сохраняющейся слабости государства и режима власти, - подчеркивается в других исследованиях (460, с.518). Распространение в российском обществе индивидуалистических воззрений у ряда исследователей не вызывает сомнений. По мнению одних, никакого конфликта в нормативно-ценностных представлениях у большинства россиян сегодня не наблюдается, поскольку «такие псевдоновые идеи как свобода, демократия, человеческая жизнь и раньше утверждались советской идеологией» (274, с. 140). Более того, в цитируемой работе указывается, что в структуре политических представлений россиян превалируют индивидуалистические взгляды, а одним из краеугольных камней психологии наших граждан названа ценность свободы как условия самореализации, возможности быть самому себе хозяином. Другие специалисты (Т. Кутковец, И. Клямкин), напротив, полагают, что в общественном сознании впервые за всю историю образовался весьма представительный западнический сегмент (114).

Эволюция представлений российских политических элит

Предыдущая глава была посвящена анализу тенденций эволюции взглядов, мнений, оценок рядовых граждан России о политике на рубеже XX - XXI веков. В данном разделе на первый план выходит исследование политических взглядов, суждений другого важного субъекта представления - политической элиты. При такой постановке вопроса можно будет сравнить векторы эволюции их представлений и масс; определить, существует ли консенсус в «верхах» по поводу тех или иных ценностных категорий и поддержка их в «низах», а также выявить, как эти взгляды элиты влияют на эффективность выполнения ею важнейших функций, связанных с управлением обществом.

Иными словами, анализ представлений политических элит на рубеже XX-XXI веков, соотнесение взглядов, оценок различных правящих группировок между собой и с мнениями рядовых граждан является важным источником познания того, какую роль они (элиты) играют для общества: обладают ли необходимой квалификацией, задают ли масштабы, стратегию модернизации страны или они только находятся «наверху». Это, в свою очередь, необходимо для понимания природы дисфункций в российском трансформационном процессе, а также возможных путей развития России.

Анализ литературы по российской элитологии приводит к выводу о том, что выявление политических взглядов, элементов мировоззрения и основополагающих политических стимулов правящих меньшинств остается в отечественной политической науке далеко не самым изученным сюжетом.

Тем не менее, постепенно происходящее освоение социально-политической эмпирики и социально-политического теоретизирования способствует исследованию данного явления. Например, Л.В. Бабаева, ЕЛ. Тарпшс, Л.А. Резниченко в рамках проекта по изучению процесса воздействия отечественной элиты на трансформацию современного российского общества концептуализировали сущностную сторону «совокупного» сознания или «поля сознания» элиты в понятии программирующей функции элиты (7). Исследование значимых для российской политической элиты интересов и движущих сил, предпринятое британским ученым Д. Лэйном, затем российской исследовательницей Е. Мелешкиной, выявило особую роль политических представлений властвующего слоя в изменении общества (143;156;485). Рядом отечественных ученых (Д. Ба-довский, О. Гаман, Е. Друзяка, Н. Лапина, И. Тарусина и др.) предприняты попытки изучения специфики политического сознания элит регионального уровня, в том числе проблем динамики их политических представлений, а также влияния их идеологических позиций, взглядов на поведенческие нормы в политических системах регионального типа (8;119;299;357;377). Примером крупного кроссрегионального проекта является труд ульяновского политолога А. Магомедова, посвященный сравнительному анализу политической риторики и идеологии региональных элит (144).

Таким образом, исследования упомянутых и некоторых других авторов (56;137;484) зафиксировали, помимо прочего, следующие неотъемлемые черты жизнедеятельности власть имущих: производство политической риторики, выработка программ и проектов модернизации общества и т.п. Между тем, такого рода деятельность правящих групп в современной России не стала предметом всестороннего анализа, она не концептуализирована в контексте отечественного политологического дискурса.

Говоря о политической элите, мы исходим из следующего ее определения: это относительно интегрированная, привилегированная, политически господствующая группа лиц (или совокупность групп), занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Составляя меньшинство общества, она располагает значительными ресурсами власти, влияния и финансирования, способными транслировать ее собственный выбор зависимым от нее рядовым гражданам.

Изнутри политическая элита представляет собой относительно неоднородное и дифференцированное образование, которое проявляется в существовании различных крупных группировок. Среди них различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлиту). Кроме того, на вершине пирамиды влияния находится политическая элита, в которую входят по статусу депутаты парламента (Федерального Собрания), а также лица, занимающие руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях общефедерального значения. Ниже в этой пирамиде расположена высшая региональная политическая элита (депутаты Государственной Думы от региона45, депутаты местных Законодательных Собраний, руководители местных органов власти, региональных партий и региональных отделений общефедеральных партий).

В силу своего положения, связанного по определению с принятием стратегических решений, политические элиты выступают либо субъектом непосредственного принятия ключевых решений на федеральном, региональном уровне, либо являются частью окружения, референтной группой лиц, принимающих соответствующие решения. Учитывая последний аспект, следует заметить, что к политической элите примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности. Включающая высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления, административная элита на деле обладает значительным влиянием на политику, участвуя в разработке и реализации политических программ, в выработке и осуществлении стратегии общественного развития.

Похожие диссертации на Эволюция политических представлений россиян в условиях трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв.