Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция политической концепции А.А. Зиновьева Жуковский, Денис Александрович

Эволюция политической концепции А.А. Зиновьева
<
Эволюция политической концепции А.А. Зиновьева Эволюция политической концепции А.А. Зиновьева Эволюция политической концепции А.А. Зиновьева Эволюция политической концепции А.А. Зиновьева Эволюция политической концепции А.А. Зиновьева
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жуковский, Денис Александрович. Эволюция политической концепции А.А. Зиновьева : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Жуковский Денис Александрович; [Место защиты: Сев.-Кавказ. акад. гос. службы].- Ростов-на-Дону, 2010.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/350

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Двадцатый век стал для российского общества временем тяжелых испытаний. Менее чем за сто лет Россия трижды, а с учетом краткосрочного пребывания у власти Временного правительства, четырежды, меняла государственную идеологию и форму государственного устройства. Политические и социально-экономические потрясения не могли не отразиться на мировоззрении и системе ценностей населения страны. Свергнув монархию и отказавшись от господствующей роли православия, государство под властью коммунистической партии попыталось совершить грандиозный социальный эксперимент, не имевший прецедентов в мировой истории. Спустя семь десятилетий усердно прививавшаяся народу коммунистическая, точнее – марксистско-ленинская, идеология была отвергнута. Руководство страны обратило взоры на Запад, стремясь перенести на российскую почву опыт европейской и американской либеральной демократии. Десятилетие демократических реформ показало, что неконтролируемый капитализм и чрезмерное увлечение либеральными ценностями губительны для благополучного существования российской государственности.

Проблемы, которые столь остро стоят перед современной Россией, имеют куда более продолжительную, чем два десятилетия реформ, историю. Их корни следует искать в советском обществе, и еще глубже – в тех социокультурных особенностях страны, которые создали условия для столь частой смены «политического климата», кардинальных поворотов от одной господствующей идеологии к диаметрально противоположной. Без понимания специфики российского общества, без внимательного анализа его структуры на всем протяжении истории современной российской государственности, вряд ли возможно понять Россию, тем более – определить некий вектор ее дальнейшего развития, «национальную идею», которая бы смогла объединить адептов различных политических идеологий, все многонациональное население страны для созидательной деятельности на благо Отечества.

Сегодня многие исследователи рассматривают «западнизацию», точнее – американизацию России в качестве основной проблемы, угрожающей ее социокультурной самобытности. Не является секретом тот факт, что с крушением советской системы и распространением на постсоветском пространстве американизированной идеологии и масс-культуры произошло резкое падение нравственности и патриотизма российского населения, сопровождающееся небывалым ростом различных форм девиантного поведения.

Однако банальная констатация фактов не означает действительного понимания всей специфики общества, сложившегося в постсоветской России. В исследовании социально-политической жизни современного российского общества особую роль приобретает изучение теоретического наследия выдающихся отечественных мыслителей ХХ века. Среди них важнейшее место, по многим параметрам, принадлежит А.А. Зиновьеву – философу, чей творческий путь, во многом, повторил исторический путь России в ХХ веке.

Непрекращающееся развитие взглядов, постоянный творческий поиск привлекают нас в А.А. Зиновьеве как своеобразном и самобытном мыслителе. Чрезвычайно интересна и разработанная им концепция объяснения социальных явлений, в том числе и политической жизни общества, при разработке которой мыслитель стремился руководствоваться принципом объективности и беспристрастности, что
в выгодную сторону отличает его позицию от других авторов, так и не освободившихся от собственных политических убеждений и весьма тенденциозных в своих концепциях. Поэтому исследование взглядов
А.А. Зиновьева в ракурсе эволюции его политической концепции и сопоставления ее с историческим развитием России в ХХ – начале XXI вв., представляет для нас существенную актуальность.

Степень научной разработанности темы. Являясь одним из наиболее выдающихся и плодовитых в творческом отношении политических мыслителей современной России, А.А. Зиновьев на протяжении своего длительного жизненного пути, помимо исследований, посвященных вопросам логики и методологии науки, в которых, как известно, он был серьезным специалистом, выпустил значительное количество работ, посвященных социально-политическим проблемам. Их можно разделить на социологические романы (жанр, введенный самим А.А. Зиновьевым), научные эссе, а также публикации и интервью в различных периодических изданиях и сборниках. Отметим, что Зиновьев сам уделял существенное внимание освещению становления своих политических взглядов, чему, в частности, посвящена его автобиографическая работа «Исповедь отщепенца».

Проблемы общества реального коммунизма, как определял мыслитель советскую систему, рассматриваются Зиновьевым в ряде работ, относящихся к периоду его эмиграции из Советского Союза. Наиболее значительными из них общепризнанно являются критически описывающий советскую действительность социологический роман «Зияющие высоты», за публикацию которого философ был выслан из СССР, и научное исследование советского общества «Коммунизм как реальность», опубликованное Зиновьевым в эмиграции.

В период, непосредственно предшествовавший и сопутствовавший крушению советской системы, Зиновьев публикует ряд работ, посвященных анализу современного западного общества, среди которых фундаментальное значение имеет научное исследование «Запад. Феномен западнизма».

После крушения советской системы в сфере научных интересов Зиновьева оказывается общество, возникшее в постсоветской России, анализу причин появления и особенностей которого, а также перспективам его дальнейшего развития, Зиновьев посвящает ряд работ, выходивших как во время его пребывания в эмиграции, так и уже после возвращения мыслителя на родину.

Несмотря на то, что Зиновьева по праву можно назвать одной из наиболее значимых фигур современной российской политической мысли, существует определенный дефицит научных работ, посвященных исследованию его политических взглядов и, в особенности, проблем их становления. Большая часть публикаций, посвященных Зиновьеву, носит биографический характер, основной упор делается на освещение жизненного пути мыслителя. Безусловно, содержащаяся в данных материалах информация обладает определенной ценностью для ознакомления с особенностями биографии мыслителя, однако она не дает исчерпывающей информации непосредственно о становлении его политической концепции, развитии его взглядов на советскую, западную и постсоветскую социально-политические системы.

Существенный вклад в дело популяризации концепций Зиновьева вносит вдова мыслителя О.М. Зиновьева, возглавляющая Исследовательский центр А.А. Зиновьева при Московском гуманитарном университете.

При участии целого ряда исследователей издается периодическое издание «Зиновьев. Исключительный журнал», посвященное не только памяти выдающегося мыслителя, но и освещению тех социально-политических проблем, которые поднимались им на протяжении жизни. Публикуются также материалы «Зиновьевских чтений», в которых участвуют многие исследователи, политические и общественные деятели.

Отметим также, что определенный интерес к концепции Зиновьева проявляют российские политические деятели левопатриотического спектра, в частности, С.Н. Бабурин, Г.А. Зюганов, рассматривающие позитивную роль концепции Зиновьева для теоретического обоснования политической платформы левопатриотических сил.

В то же время можем отметить ряд исследователей, систематически обращающихся к изучению политического наследия этого выдающегося философа. Это В.В. Большаков, Г.П. Гребенник, А.А. Гусейнов, И.М. Ильинский, К.М. Кантор, И.Ф. Кефели, В.А. Луков. Из зарубежных исследователей отметим Г. Бенсимона, М. Зальцберга, М. Кирквуда, С. Риврона.

Особая заслуга в изучении теоретического наследия Зиновьева принадлежит академику А.А. Гусейнову, опубликовавшему целый ряд работ, посвященных анализу социологии и политологии Зиновьева, а также его этических взглядов. А.А. Гусейнов подчеркивает, что, в отличие от распространенного, но ошибочного представления об эволюции взглядов Зиновьева от антикоммунистических к коммунистическим, мыслитель никогда не выступал против коммунизма, а лишь подвергал коммунистическое общество серьезному научному анализу.

Г.П. Гребенник, рассматривая методологические основания политической концепции Зиновьева, определяет его взгляды как «социологический макиавеллизм», проводя параллели с воззрениями таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, К. Маркс, Ф. Ницше и
В.И. Ленин.

При детальном рассмотрении теоретического наследия А.А. Зиновьева возникает необходимость в сопоставлении его взглядов на социально-политическую структуру советского, западного и постсоветского обществ с концепциями, разработанными другими отечественными и зарубежными исследователями. В анализе советского и постсоветского обществ особое значение приобретает сопоставление концепции Зиновьева и взглядов зарубежных советологов и россиеведов, в первую очередь – З. Бжезинского, С. Коэна, Р. Пайпса.

При рассмотрении особенностей социальной системы, сложившейся в странах Запада, определенные параллели можно провести между позицией Зиновьева и критикой общества потребления и политической системы капиталистических государств, а также американской внешнеполитической экспансии, в работах таких зарубежных философов, социологов и политологов как С. Амин, Ж. Бодрийяр, И. Валлерстайн, Г. Маркузе, Ч.Р. Миллс.

Для изучения взглядов Зиновьева на дальнейшие перспективы развития российской государственности значительную роль играют работы отечественных политологов и общественно-политических деятелей, в частности, С.Н. Бабурина, А.Г. Дугина, Г.А. Зюганова,
И.М. Ильинского, С.Г. Кара-Мурзы, А.С. Панарина, И.Н. Панарина, А.Н. Тарасова и др.

Тем не менее, мы не можем не отметить незначительное количество научных работ, посвященных анализу политической концепции А.А. Зиновьева, в особенности в спектре ее становления и эволюции. Существующий дефицит данной литературы и объясняет необходимость нашего диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом осмыслении эволюции политической концепции А.А. Зиновьева в контексте социально-политических трансформаций российского общества в ХХ – начале XXI вв.

Для достижения поставленной перед нами цели необходимо решение следующих задач исследования:

- выявить особенности формирования политических взглядов А.А. Зиновьева и основные этапы развития его политической концепции;

- определить методологические основы политической концепции А.А. Зиновьева;

- рассмотреть теорию реального коммунизма как критику сложившейся в Советском Союзе социально-политической системы;

- проанализировать концепцию «западнизма», выявить его основные отличия от общества реального коммунизма;

- исследовать концепцию постсоветизма как специфической системы, сложившейся в результате распада общества реального коммунизма;

- уточнить возможные недостатки в теоретическом осмыслении А.А. Зиновьевым советского, западного и постсоветского обществ.

Теоретико-методологическая основа данного диссертационного исследования представлена, в первую очередь, работами А.А. Зиновьева, посвященными анализу социально-политических систем, сложившихся в Советском Союзе, странах Запада и постсоветской России.

При выявлении особенностей формирования политических взглядов А.А. Зиновьева использовались, в первую очередь, автобиографические материалы самого Зиновьева, а также работы других исследователей, посвященные изучению жизненного и творческого пути мыслителя.

В определении методологических основ политической концепции Зиновьева использована работа «На пути к сверхобществу», в которой автором излагаются ключевые моменты его социальной методологии, а также работы А.А. Гусейнова, И.Ф. Кефели, С.Ф. Костова и др. исследователей, посвященные вопросам анализа методологии политической концепции А.А. Зиновьева.

При рассмотрении концепций реального коммунизма, западнизма и постсоветизма использованы теоретические работы собственно А.А. Зиновьева, а также исследования ученых, занимавшихся разработкой данных проблем в его политическом наследии.

В диссертационном исследовании использован метод сравнительного анализа, позволяющий сопоставить взгляды А.А. Зиновьева на природу советского, западного и постсоветского обществ с позициями других отечественных и зарубежных исследователей.

Объектом данного исследования является изучение особенностей формирования и развития политической концепции А.А. Зиновьева.

Предмет исследования – политическая концепция А.А. Зиновьева.

Гипотеза исследования. Важное значение для осмысления социально-политической структуры российского общества и ее трансформаций в течение ХХ – начала XXI вв. имеет изучение теоретического наследия выдающихся отечественных мыслителей, особое место среди которых по праву занимает А.А. Зиновьев.

Формирование политических взглядов А.А. Зиновьева происходило в противоречивую и сложную эпоху сталинизма. Первоначально, будучи сторонником коммунизма как социального идеала, Зиновьев выступил против его искажений, имевших место в реальной политике сталинского режима. Впоследствии Зиновьевым была сформулирована собственная концепция логической социологии, заложившая основы теоретического осмысления им социально-политической структуры советского и западного обществ. Выступив с критикой советского общества, определенного им как реальный коммунизм, Зиновьев был вынужден эмигрировать из Советского Союза. Находясь на Западе, философ получил возможность проанализировать социально-политические особенности западного общества, сопоставить их с советской действительностью. Учитывая реальные достижения Советского Союза в различных областях социальной жизни, Зиновьев выступил с критикой системы «западнизма». Распад Советского Союза подтолкнул Зиновьева к исследованию природы постсоветизма как феномена, заключившего в себе особенности досоветского, советского и западного обществ.

Таким образом, мы можем выделить следующую периодизацию в развитии политических взглядов А.А. Зиновьева: период антисталинизма; критика реального коммунизма; критика западнизма; критика постсоветизма. Относительно последней системы Зиновьев делает пессимистические прогнозы, подчеркивая ее искусственную природу, выгодную Западу и, в первую очередь, США, для окончательного разрушения российской государственности.

Мы не можем не отметить ошибочность некоторых утверждений Зиновьева касательно перспектив российской государственности. В то же время критика мыслителем политики экспансии, проводимой Западом и США, представляет существенный интерес.

В ходе диссертационного исследования нами были получены следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:

- выявлены особенности формирования политических взглядов А.А. Зиновьева и сопутствующие данному процессу социальные факторы;

- проанализированы методологические основы политической концепции А.А. Зиновьева;

- рассмотрена концепция реального коммунизма, основные отличительные признаки данной социально-политической системы;

- исследованы особенности общества западнизма и его отличие от системы реального коммунизма;

- определены основные линии критики А.А. Зиновьевым современного российского общества в ракурсе концепции постсоветизма;

- уточнены спорные и ошибочные моменты в политической концепции А.А. Зиновьева.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Формирование политических взглядов А.А. Зиновьева происходило в период его юности и ранней молодости, пришедшийся на сложную для нашей страны и, во многом, противоречивую эпоху сталинизма. Осознавая существующие расхождения между идеалами коммунизма и советской действительностью, первоначально А.А. Зиновьев выступал с радикально-критических позиций по отношению к социально-политической системе, сложившейся в Советском Союзе в годы правления И.В. Сталина. При этом критическому анализу были подвергнуты сущность Октябрьской революции, роль пролетариата и коммунистической партии в советском государстве. Впоследствии, в процессе осмысления противоречивости сталинской эпохи, сопровождавшейся, с одной стороны, трагическими событиями в жизни значительной части советских граждан, а с другой стороны, несомненными достижениями в экономической, военной, внешнеполитической, социальной и культурной сферах, Зиновьев пришел к выводу о необходимости объективного восприятия сталинизма, свободного от идеологических стереотипов.

2. В результате применения своих наработок в области логики и методологии науки к изучению социальной реальности, А.А. Зиновьевым была сформулирована собственная концепция методологии социальных процессов, легшая в основу его социологических и политических исследований и получившая название логическая социология.
В рамках логической социологии Зиновьевым был введен ряд ключевых понятий, необходимых для понимания его политической концепции.

3. В период окончательного оформления советской социально-политической системы Зиновьевым была разработана концепция критического анализа советского общества, определенного им как общество реального коммунизма. Коммунистическое общество, по мнению Зиновьева, складывалось на основе коммунальных отношений индивидов, ограничение и регулирование которых и потребовало существования сильной государственной власти и унифицированной идеологии. Тотальное огосударствление и идеологизация являются, по Зиновьеву, характерными признаками общества реального коммунизма. На этапе критики советской системы Зиновьевым подчеркивалась высокая степень ее стабильности и внутреннего единства, достигнутая за счет одобрения существующего строя большинством населения и существования мощного аппарата контроля и подавления внешних и внутренних угроз.

4. Во время пребывания в эмиграции А.А. Зиновьев получил возможность на практике ознакомиться с реалиями западного общества, что позволило ему детально проанализировать его основные особенности и выявить недостатки. Зиновьевым было сформулировано определение западного общества как «западнизма», в основе которого лежит деловой аспект социальных отношений. В то же время Зиновьевым было обращено внимание на прогрессирующее развитие коммунальных отношений
в западном обществе, заключающихся в усилении роли государства, бюрократизации политической и социально-экономической системы.

5. Распад Советского Союза стал началом нового этапа в эволюции политической концепции А.А. Зиновьева. Проанализировав социально-политическую систему, сложившуюся в современной России, Зиновьев определил ее как постсоветизм, представляющий собой социальный гибрид, то есть соединение отдельных элементов западнистской (капиталистической), советской (коммунистической) и досоветской (феодальной) систем. Постсоветизм, по мнению Зиновьева, появился, в отличие от западнистского и коммунистического обществ, искусственным путем, в результате экспансии западнизма против России. Зиновьев пессимистически оценивает перспективы постсоветского общества, связывая возрождение России с восстановлением социализма как наиболее совершенной и подходящей для российской цивилизации системы.

6. Основные спорные моменты в политической концепции Зиновьева проявляются, в первую очередь, в несоответствии его оценки постсоветского общества как фактической марионетки западнизма действительному положению российского государства в современном мире. Не учитываются очевидные достижения России в период после 2000 г., как то усиление позиций во внешнеполитической сфере, укрепление вертикали власти внутри страны, успехи в экономической и социальной областях и в сфере межнациональных отношений. Тем не менее, Зиновьевым справедливо оценивается негативное влияние Запада, в особенности США, на российское общество, подчеркивается необходимость самобытного пути развития для России в предстоящем веке.

Научно-практическая значимость исследования. В результате данного диссертационного исследования был детально рассмотрен процесс формирования и дальнейшего развития политической концепции А.А. Зиновьева как одного из наиболее выдающихся отечественных мыслителей, определены основные этапы ее эволюции, углублены и расширены представления о природе западного, советского и постсоветского обществ, сопоставлены взгляды А.А. Зиновьева и других выдающихся зарубежных и отечественных исследователей. В то же время концепция Зиновьева была подвергнута критическому анализу, в особенности в отношении положений, касающихся современной ситуации в России, ее внешней и внутренней политики.

Результаты данной диссертационной работы представляют как академический, так и практический интерес для сотрудников различных органов федеральной и региональной исполнительной и законодательной власти, дипломатических служб, представителей политических партий и общественных объединений. Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов по политологии, социологии, отечественной и зарубежной истории.

Апробация работы. Результаты исследования изложены в научных статьях (в том числе в журнале из списка ВАК Минобрнауки РФ) и других публикациях автора. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры политологии и этнополитики СКАГС.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 200 наименований на русском и иностранных языках.