Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Механизм формирования политической культуры студентов Бушуева Елена Викторовна

Механизм формирования политической культуры студентов
<
Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов Механизм формирования политической культуры студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бушуева Елена Викторовна. Механизм формирования политической культуры студентов : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Бушуева Елена Викторовна; [Место защиты: Поволж. акад. гос. службы].- Саратов, 2007.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-23/467

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен политической культуры в контексте становления гражданского общества в России

1.1 Сущность и структура политической культуры 19

1.2 Взаимосвязь политической культуры и политического сознания студентов 58

Глава 2. Формирование политической культуры студентов

2.1 Массовая коммуникация как предмет политологического анализа 74

2.2 Воздействие средств массовой коммуникации на политическую культуру студентов 108

Заключение 150

Список использованной литературы 157

Приложения 175

Введение к работе

категории молодежи существенным образом отличаются друг от друга по
своим интересам и потребностям, уровню образования и интеллекта,
материальному положению, стилю и образу жизни. Особой социальной
группой является студенческая молодежь. Внутри этой группы можно
выделить студентов тех вузов, которые целенаправленно готовят
специалистов для государственной службы и в которых осуществляется не
только процесс овладения профессиональными навыками и умениями, но
становление политической зрелости, политического сознания и политической
культуры молодых людей. Актуальным поэтому становится поиск путей и
механизмов формирования политической культуры у данной категории
студентов. Необходимо учесть, что в последнее десятилетие усилились
негативные тенденции, свидетельствующие о сложной ситуации в
социальной жизни: размывание межгосударственных границ, неизбежное
столкновение различных этнополитических субкультур, обострение
национальных конфликтов. В этих условиях формирование новой
политической культуры, в рамках которой отражаются не только
политические, но и социальные процессы, является одной из отличительных
черт культурной парадигмы постмодерна. В ее рамках многие

политологические проблемы, к которым принадлежит и проблема формирования политической культуры, требуют осмысления на онтологическом уровне и не могут не вызвать исследовательский интерес. Все эти обстоятельства и обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен политической культуры является, пожалуй, одной из самых сложных и мало разработанных в политологии проблем, хотя сама политическая культура была предметом внимания еще античных мыслителей Платона и Аристотеля. Несколько позже такие мыслители, как Н. Макиавелли и Ш.Л. Монтескье, А. Токвиль, К. Маркс, К. Мангейм, А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, обращали большое внимание на данный феномен. На основе трудов

Платона, Аристотеля, Демокрита, А. Токвиля, А. Шопенгауэра, Г. Зиммеля, М. Вебера был сделан вывод о тесной связи между политическими и культурными компонентами в социальной жизни общества.

Впервые словосочетание «политическая культура» ввел в научную литературу немецкий ученый И.Г. Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784), в которой он упоминает о формировании политической культуры общества и ее носителях'. В дальнейшем, особенно в конце XIX - начале XX века, эта категория широко использовалась в политических исследованиях различными научными школами.

В современный период одними из первых к проблеме политической культуры обратились в своих исследованиях американские политологи Г. Алмонд и С. Верба, концепция которых стала ведущей в 50-60-х годах XX столетия . В работе «Гражданская культура» они впервые ввели понятие национальной политической культуры, а также представили классификацию политической культуры по типам. Однако они оставили нерешенным весьма важный вопрос о границах политической культуры, а также о ее структуре. Несмотря на это, концепция политической культуры, сформулированная в статье американского политолога Г. Алмонда «Сравнительные политические системы», и по сей день считается базовой, хотя автор ограничил политическую культуру лишь сферой сознания. Английские исследователи Р. Карр и М. Бернстейн разработали свою позицию в определении данного явления. Они заявили, что политическая культура включает в себя политические идеи и социальную практику. Голландские ученые Хьюнкс и Хикспурс5 представили классификацию политических субкультур, дополнив ее новыми типами в соответствии с современной политической ситуацией.

1 Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества. -М., 1977.

Almond, G. Verba S. The Civil Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations IG. Almond, S. Verba. - Boston. 1965.

Almond, G. Comparative political systems II Journal of politics Gainesville. - 1956. - Vol. 18, №3.

Carr, R. American Democracy. 8th ed / R. Carr, M. Bernstein. - Hinsdale, 1977. 5 Heunks, E. Political Cultures 1960-19901E. Heunks, F. Hikspoors. - Tilburg, 1995.

Политологический подход к изучению политической культуры в западной науке осуществлялся и такими исследователями, как М. Маршалл, А. Смит, Л. Пая, Р. Такер, Р. Инглехарт, В. Розенбаум, К. Феннер, А. Николау, Д. Дивайн, Т.Н. Кларк, В. Гофман-Мартинот6.

В изучение политико-культурных проблем существенный вклад внесли отечественные ученые-политологи: Н.М. Кейзеров, Л.Н. Колган, В.М. Корбу . Следует отметить, что многие из научных работ советских ученых были написаны под давлением идеологического фактора, с позиции критики буржуазных концепций (к примеру, Н.М. Кейзеров, Ю. Владикова, Б.Л.

Александрова). В дальнейшем более свободными и непредвзятыми стали концепции политической культуры, разработанные Ф.М. Бурлацким, А.А. Галкиным, А.И. Арнольдовым, С.К. Рябовым, Ю.П. Ожеговым, О.Ю. Рыбаковым, A.M. Викуловым9.

В 1990-е годы ряд российских ученых продолжили исследование социально-политических явлений: Э.Я. Баталов, К.С. Гаджиев, А.И. Джунусов, СЮ. Наумов, В.О. Рукавишников, А.И. Соловьев, М.Х.

6 Маршалл, М. Тенденции европейской культурной политики // Государственная служба
за рубежом. Культура и власть. - 2000. - № 5; Феннер, К. Политическая культура /
Политология: Краткий политологический словарь. - М., 1992; Tucrer, R. Political Culture
and Leadership in Soviet Russia: Lenin to Gorbachev. - Brighton, 1987; Inglehart, R. Renais
sance of Political Culture. The American Political Science Review, 1988; Rosenbaum, W.
Political Culture. - N. Y., 1975; Pye, L.V. Political Culture II International Encyclopedia of
Social Sciences. - N.Y., 1968; Smith, J.A. The Politics of Culture. - N. Y., 2000; Nicolau, A.
Cultural Diversity and Globalisation I A. Nicolau, M. Manonelles. - Barcelona, 2000; Devine,
D. The political culture of the United States: The influence of member values on resime
maintenance. - Boston, 1972; Clark, T.N. New Political Cultur I T. N. Clark, V. Hoffman-
Martinot. - Westview Press, 1998.

7 Кейзеров, H. M. О соотношении гражданской и политической культуры // Социально-
политические науки. -1991. -№ 7.

8 Владикова, Ю. Культура и политическая культура. Философия и политика в
современном мире. - М., 1989; Кейзеров, Н. М. О соотношении категорий "власть" и
"политическая культура" // Советское государство и право. - 1983. -№ 1; Кейзеров, Н. М.
Политическая и правовая культура. - М., 1983.

9 Бурлацкий, Ф. М. Современный Левиафан: Очерки политической социологии
капитализма / Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин. - М, 1985.; Арнольдов, А. И. Человек и мир
культуры: Введение в культурологию. - М., 1992; Ожегов, Ю. П. Политическая культура
молодежи. - М., 1980; Рыбаков О. Ю. Формирование политической культуры советского
студенчества в условиях перестройки : дисс. ... канд. философских наук. - Саратов, 1988;
Викулов, А. М. Становление политической культуры рабочей молодежи в современных
условиях. - Саратов, 1991.

Фарукшин ; в их работах анализируются процессы модернизации общественно-политической системы, в частности современной политической культуры в постсоветском обществе. Политической ментальности современного российского общества посвящены работы В.Н. Иванова и М.М. Назарова11. Региональные аспекты политического поведения и политических процессов, напрямую связанных с политической культурой, изучались М.Н. Афанасьевым, В.Я. Гельманом, В.А. Колосовым, A.M. Лавровым, Е.В. Морозовой, Д.Б. Орешкиным, Р.Ф. Туровским, Ю.М. Филипповым, Ю.Д. Шевченко . Политический символизм как неотъемлемую часть политической культуры . рассматривает в своем исследовании Д.А. Мисюров13. А.И. Парфенов'4 подвергает научному

Баталов, Э. Я. Политическая культура как социальный феномен // Вестник Моск. ун-та (социально-политические исследования). - 1991. - № 5; Гаджиев, К. С. Политическая культура: концептуальный аспект // Политические исследования. - 1991. - № 6; Джунусов, А. И. Политическая культура: концептуальный аспект // Социально-политический журнал. - 1994. - № 11-12; Наумов, С. Ю. Социальная политика СССР и России: теория, методология, исторический опыт. - М., 1996; Наумов, С. Ю. Формирование и реализация социальной политики в условиях коренной модернизации общественно-политической системы. 80-90-е годы XX столетия. - Энгельс, 1998; Рукавишников, В. О. Политическая культура и социальные изменения / В. О. Рукавишников, Л. Халман, П. Эстер. - М., 1998; Соловьев, А. И. Политическая культура и модернизация российского общества. - М, 1997; Фаркушин, М. X. Политическая культура общества // Социально-политические науки. - 1991. - № 4. " Иванов, В. Н. Политическая ментальность: Опыт и перспективы исследования / В. Н Иванов, М. М. Назаров // Социально-политический журнал. - 1998. - № 2. 1 Афанасьев, М. Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России // Политические исследования. - 1995. - № 3; Гельман, В. Я. Политическая культура, массовое участие и электоральное поведение // Политическая социология и современная российская политика. - СПб., 2000; Лавров, А. М. Российские регионы сквозь призму выборов // ; Морозова, Е. В. Современная политическая культура юга России // Политические исследования. - 1998. - № 6; Колосов, В. А. Электоральная карта современной России: генезис, структура, эволюция / В. А. Колосов, Р.Ф. Туровский // Политические исследования. - 1996. - № 4; Орешкин, Д. Б. География электоральной культуры и цельность России // Политические исследования. - 2001.- № 1; Туровский, Р. Ф. Региональные аспекты общероссийских выборов / Второй электоральный цикл в России 1999-2000 г.г. - М., 2002; Филиппов, Ю. М. Электоральное поведение выборщиков в Государственную Думу начала 20 века // Политические исследования. - 2003. - № 4; Шевченко, Ю. Д. Конфликт между ветвями власти и электоральное поведение в России // Мировая экономика и международные отношения. -1999. - № 1; Шевченко, Ю. Д. Поведение избирателей в России: основные подходы / Выборы в посткоммунистических обществах. -М.: ИНИОН РАН, 2000.

Мисюров, Д. А. Политическая символика: структура и функции // Вестн. Моск. ун-та. -Сер. 12: Политические науки. - 1999. -№ 1.

анализу политическую мифологию.

На рубеже XX-XXI веков внимание политологов к проблеме политических ориентации и ценностей значительно усиливается. Например, А.А. Вилков и Б.В. Бобылев уделяют особое внимание исследованию одного из важнейших элементов политической культуры - политического конфликта, раскрывают его причины и роль в общественной жизни. Социальному конфликту между этническими и национальными субкультурами на макроуровне посвящены работы А.Г. Здравомыслова16. Механизм проявления политического сознания в политическом поведении анализирует С.С. Андреев . Процесс трансформации ценностных ориентации социума с учетом национальных особенностей широко освещен в работах отечественных ученых Л.Н. Гумилева, А.С. Ахиезера, В.В. Ильина,

і о

Ю.М. Лотмана, И.В. Бестужева-Лады, В.А. Ядова . Философию политики и психологии исследовали Т.А. Алексеева, А.С. Панарин, И.И. Кравченко, В.Н. Шевченко, Е.В. Шестопал, А.А. Деркач, Б.Н. Бессонов, Д.Т. Жовтун, А.И. Демидов19. В работах этих ученых освещаются философские,

Парфенов, А. И. Политическая мифология. - Саратов, 1996. 15 Вилков А.А. Социокультурные основания политических конфликтов в России / А. А. Вилков, Б. В. Бобылев. - Саратов, 2002.

1 Здравомыслов, А. Г. Исследование конфликта на макроуровне: Теоретические предпосылки. - Н. Новгород, 1994.

1 Андреев, С. С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально-политический журнал. -1992.-№8.

18 Гумилев, Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. - М, 1993; Ильин, В. В.
Российская государственность: истоки, традиции, перспективы / В. В. Ильин, А. С.
Ахиезер. - М., 1997; Лотман, Ю. М. Культура и взрыв. - М., 1992; Бестужев-Лада, И. В.
Перспективы трансформации России. - М., 1998; Ядов, В. А. Социальная идентификация
в кризисном обществе / Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.,
2000.

19 Алексеева, Т. А. Нужна ли философия политике? - М, 2000; Панарин, А. С. Философия
политики. - М., 1999; Кравченко, И. И. Введение в исследование политики (философские
аспекты). - М., 1998; Шевченко, В. Н. Диалектика единства и многообразия
исторического процесса. - М., 1985; Шестопал, Е. Б. Психологический профиль
российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической
психологии. - М., 2000; Политическая психология / под. ред. А. А. Деркача. - М., 2001;
Бессонов, Б. Н. Философия политики: Закономерности и законы политического процесса /
Б. Н. Бессонов, Д. Т. Жовтун. - М, 1993. - Книга II; Демидов, А. И. Власть и ее
ограничения. - Саратов, 1996.

психологические, культурологические и аксиологические стороны политической деятельности.

В течение последних десяти лет исследованию вопросов политической культуры были посвящены диссертационные работы Л.Н. Арутюняна, СВ. Варакина, А.В. Дука, Пенькова В.Ф., А.В. Перова, Ю.С. Пивоварова, В.А. Решетникова, А.Г. Суслопарова, И.В. Ушакова . В исследованиях Г.А. Аванесовой, Л.С Аникина, О.Н. Астафьевой, Д. Бадовского, СИ. Барзилова, СВ. Борисова, Ф.М. Бородкина, Д.В. Доленко, О.И. Ковриковой, И. Куколева, Н.Е. Матыциной, В.П. Пастухова, Т.М. Поляковой, Г.В. Пушкаревой, О.И. Сенатова, Л.Н. Смирнягина, Л.О. Терновой, А.С. Титкова, А.Ю. Шутова21 представлены различные аспекты политического анализа - от

Решетников, В. А. Становление и развитие современной политической культуры. Мировозренческо-методологический аспект : дисс. ...докт. фил. наук. - СПб., 1992; Суслопаров, А. X. Место и роль политической культуры в системе политического сознания : дисс. ...канд. фил. наук. - Иркутск, 1995; Варакин, С. В. Политическая культура как фактор социальной стабилизации : дисс. ...канд. филос. наук. - Волгоград, 1994; Пивоваров, Ю. С. Политическая культура: вопросы теории и методологии : дисс. ...докт. полит, наук. - М., 1995; Дука, А. В. Политическая культура, проблема генезиса и типологии : дисс.... канд. полит, наук. - СПб, 1995..

21 Аванесова, Г. А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика / Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева. - М, 2001; Аникин, Л. С. Институционализация местного самоуправления как способ самоорганизации современного российского общества : дисс. ... д-ра социологических наук. - Саратов, 1997; Бадовский, Д. и Шутов А. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия / Д. Бадовский и А. Шутов // Кентавр. - 1995.

№ 6; Барзилов, С. И. Особенности развития политико-идеологических процессов в российской провинции. - Саратов, 1997; Борисов, С. В. Перспективы российской регионологии // Регион, региональность, регионализм. - Н. Новгород, 1995; Бородкнн, Ф. М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социологические исследования. - 1997. - № 1; Доленко, Д. В. Территориальное устройство общества: социально-политический анализ. - Саранск, 1993; Куколев, И. Региональные элиты: борьба за ведущие роли продолжается // Власть. - 1996. - № 1; Матыцина Н. Локальные рынки труда // Человек и труд. - 1993. - № 10; Пастухов, В. Парадоксальные заметки о современном политическом режиме // Pro et Contra. - 1996. - № 1; Пеньков, В. Ф. О ценностных орнентациях электората / В. Ф Пеньков, О. И. Коврикова / под ред. 3. М. Зотовой. - Тамбов, 1998; Политические проблемы регионализации / под ред. Л. О. Терновой. - М., 2001; Полякова, Т. М. Менталитет полиэтнического общества (Опыт России) / под ред. М. Н. Губогло. - М., 1998; Пушкарева, Г. В. Политический менеджмент.

М., 2002; Пушкарева, Г. В. Политическое поведение: Теоретико-методологические проблемы политического анализа. - М., 2003; Пушкарева, Г. В. Изучение электорального поведения // Полис. - 2003. - № 3; Сенатова, О. Кризис политической системы и поражение идеи российского федерализма: Очерки российской политики / О. Сенатова, А.

политического менеджмента, особенностей электорального поведения и этнических факторов политического процесса до особенностей провинциальной системы политических ценностей и принципов формирования местной политической элиты. Значительный вклад в исследование проблем формирования политической культуры разных социальных групп внесли саратовские ученые СИ. Барзилов, A.M. Викулов, А.А. Вилков, Г.В. Дыльнов, А.И. Демидов, В.И. Дорофеев, Е.В. Каминская, О.Ю. Рыбаков, Ю.И. Тарский, А.Г. Чернышев, В.А. Шабалин, Н.В.

Шахматова .

Анализ отечественной научной литературы по исследуемой проблематике позволяет выделить два подхода к пониманию феномена политической культуры. Представители первого подхода сводят политическую культуру к общественному сознанию, а чаще всего к одному из его измерений - идеологии (Ж.Т. Тощенко, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин, В.В. Трушков, А.Н. Некрасова, И.Б. Орлов). Сторонники второго подхода -В.А. Щегорцев, О.В. Головань, В.Ф. Пеньков и другие - считают, что политическая культура представляет собой один из элементов политической деятельности, отождествляя ее с творческой деятельностью, порождающей новые ценности.

Касимов. - М., 1994; Смирняган, Л. Региональная политика всегда направлена сверху вниз: Рациональный регионализм. Экспертные суждения и оценки. - М., 1995; Титков, А. С. Образы регионов в российском массовом сознании // Политические исследования. -1999. - № 3; Чернышев, А. Политическое определение российских регионов: типы и тенденции / Современная Россия: власть, общество, политическая наука / Материалы первого всероссийского конгресса политологов / ред. колл. Е. С. Строев, В. А. Кулинченко, В. И. Жуков и др. - М, 1998. - Т. III.

Барзилов, С. И. Политическая структура современной российской провинции / СИ. Барзилов, А. Г. Чернышев. - М., 1997; Викулов, А. М. Становление политической культуры молодежи в современных условиях : дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 1991; Вилков, А. А. Менталитет крестьянства и российские политические процессы : дисс.... д-ра полит, наук. - Саратов, 1998; Дыльнов, Г. В. Социальный механизм законодательной власти / Г. В. Дыльнов, В. А. Шабалин - Саратов, 1992; Дыльнов, Г. В. Отечественная социология: Проблема личности / Г. В. Дыльнов, Е. В. Каминская. - Саратов, 1998; Демидов, А. И. Власть и ее ограничения. - Саратов, 1996; Дорофеев, В. И. Основы политологии / В. И. Дорофеев, В. А. Родионов. - Саратов, 1993; Тарский, Ю. И. Социокультурные аспекты политического образования. - Саратов, 1996; Тарский, Ю. И. Политическая социализация курсантов. - Саратов, 1999; Шахматова, Н. В. Социология поколений: Состояние и перспективы институциализации в России - Саратов, 2000.

Определенное количество научных работ посвящено исследованию политической культуры молодежи, в частности студенчества. Например, в работе О.Б. Бражника «Политическая культура студенческой молодежи» одним из главных является вопрос влияния политической культуры на повышение социальной активности молодых, предлагаются некоторые пути и средства формирования политической культуры российского студенчества.

В целом, несмотря на большое внимание ученых к данной проблематике в течение длительного времени, действительно эффективных путей и способов формирования политической культуры студентов, тем более специализированных вузов, так и не найдено, поэтому научное поле для исследования описанного феномена достаточно широко и во многом свободно.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении роли и значения средств массовой коммуникации в формировании политической культуры студентов современного вуза в условиях становления гражданского общества в России.

Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:

- выявления сущности и структуры политической культуры, ее
взаимосвязи с политическим сознанием;

исследования массовой коммуникации как фактора формирования политической культуры;

анализа воздействия средств массовой информации на политическую культуру студентов;

- разработки рекомендации по совершенствованию механизма
формирования политической культуры у студентов специализированного
вуза.

Объектом диссертационного исследования является политическая культура студентов российских вузов.

Бражник, О. В. Политическая культура студенческой молодежи. - М., 2003.

Предметом диссертационного исследования выступают особенности и механизмы формирования политической культуры студентов в условиях современного специализированного вуза.

Теоретико-методологическая основа диссертационного

исследования. Базовым методологическим инструментом понимания политической культуры стала теория социального действия Т. Парсонса, которая позволяет рассматривать политическую культуру как подсистему политической системы, а также подходы к трактовке политической культуры Г. Алмонда, С. Верба, С. Дювайн, 10. Краснова, которые отождествляют ее с субъективным содержанием политики и подразумевают под ней систему эмпирических верований, экспрессивных символов, ценностей, в совокупности определяющих ситуацию, в рамках которой осуществляется политическое действие. В качестве теоретико-методологической базы диссертационного исследования выступают принципы: социокультурной и культурно-исторической обусловленности социальных процессов, детерминизма, историзма, активности политического субъекта, всеобщей взаимосвязи и системности в организации социума.

При проведении диссертационного исследования использовались
общенаучные методы, используемые в современной науке: исторический,
формально-логический, структурно-системный, функциональный,

прогностический метод, наконец, диалектический метод познания явлений политической действительности.

Эмпирической базой диссертационного исследования являются результаты конкретно-прикладных социологических исследований, материалы всероссийских, межрегиональных и региональных научных конференций и семинаров, на которых обсуждались и анализировались проблемы трансформации российского общества, его политической системы и политической культуры; данные социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ); результаты вторичного анализа проведенных ранее социально-

политологических исследований. Кроме того, источниковую базу исследования составляют законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- выявлены теоретические основания исследования феномена политической культуры и определены методологические подходы к его исследованию;

- осуществлен авторский анализ данного феномена, показана субъект-
объектная природа и структура политической культуры, установлены
факторы ее детерминации;

рассмотрена специфика политической культуры студенческой молодежи в условиях становления и развития гражданского общества в России, подтверждена взаимосвязь политической культуры и политического сознания студентов;

выявлены недостатки традиционных механизмов формирования политической культуры студентов и показана необходимость использования инновационных способов и средств;

определена роль и раскрыта специфика воздействия массовой коммуникации на формирование политической культуры студентов.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного
исследования
определяется непротиворечивостью теоретико-

методологических положений, составляющих его основу, комплексным использованием системы теоретических и эмпирических методов. Основные выводы исследования лежат в контексте базовых положений современной политологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Политическая культура - социальный феномен, входящий в состав

политической системы, определяющий и характеризующий протекание

политических процессов, что объясняет закономерность использования

самых различных подходов к его изучению (политологического,

социологического, социально-психологического и т.д.). Политическая культура - это составная часть политической системы, отражающая отношения разделения, распределения и функционирования власти в государстве и обществе. Исследование политической культуры привело к необходимости расширения политологического категориального аппарата: «консенсус», «коллективное сознание», «значение индивидуального действия», «референтные рамки действия», «национальный характер». Политическая культура включает в себя отношения к политической власти различных социальных групп, в том числе молодежи, осознание и освоение ими политических идей и ценностей. Она выражает интересы этих групп, обеспечивает социальный прогресс, формирует гражданские позиции, передает социальный опыт. Таким образом, политическая культура выполняет целый ряд важнейших функций в политической жизни общества, и без нее невозможно сохранение политической стабильности, нормальное функционирование политической системы и полноценное участие индивида в политике. Политическая культура - интегральный феномен, обусловленный как менталитетом народа, так и особенностями исторического развития общества.

2. Исторические особенности национального развития, состояние политических институтов и государственное устройство оказывают непосредственное влияние на формирование типов политической культуры. Однако оказывать влияние на политическую социализацию индивида и задавать политическое поведение, типы и модели политической культуры могут также религиозная и идеологическая составляющие. Субъектом политической культуры могут быть как индивид с его установками, ценностями, приоритетами, так и любая социальная группа, партия, общество, регион, нация, государство. Ее объектом выступают политическая система и отдельные ее компоненты: режим, институты, партии, организации. Политическая культура, в свою очередь, может являться объектом государства, экономически и политически активных

представителей массовых общественных групп. Структура политической культуры представляет собой сложное образование, которое совмещает историю развития национальной политической системы и ее подсистем с индивидуальным политическим опытом, она отражает механизм формирования целенаправленного политического действия, регуляции политических отношений.

  1. Политическая культура напрямую связана и отражает политическое сознание, включает в себя образцы поведения, социальный опыт и знание, является системой ценностей, которые доминируют в обществе. Политическое сознание, как один из центральных элементов политической культуры, представляет собой субъективный образ политического бытия. Устойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях в совокупности представляют собой когнитивный элемент политической культуры. Источниками стереотипов политического сознания могут выступать как теоретические, так и обыденные представления. Трансформация элементов политической культуры ведет за собой трансформацию политического сознания индивида, так как на уровне политического сознания знания переходят в ценности, а затем в цели и модели поведения людей в сфере политических отношений.

  2. Политическая культура, являясь динамичным образованием, может быть подвержена трансформации, в результате которой происходит смена основных ценностей. В современной России в процессе становления гражданского общества идет напряженный поиск путей и способов ее выхода на устойчивую траекторию общественного развития; в российском политическом пространстве возникают определенные противоречия, иногда политические конфликты, как на государственном, так и на этническом, национальном, групповом уровнях. На этом фоне проявляются элементы фрагментарной политической культуры, развитие различных политических субкультур. Все это является результатом политической трансформации. Однако результатом трансформации может стать и политическое отчуждение

определенной социальной группы, приведение представителей этой группы в состояние невозможности влияния на политические процессы. Несмотря на подобные последствия, трансформация политической культуры зачастую является выходом из нестабильных и патологических состояний, движением к новому переустройству общества. Трансформация политической культуры в первую очередь оказывает сильное влияние на политическое сознание студенческой молодежи как наиболее восприимчивой к изменениям: в студенческом сознании присутствуют противоречивые тенденции, несущие в себе как позитивные, так и негативные ориентиры. Ценностный мир российской студенческой молодежи в настоящее время динамично изменяется. Особую группу ценностей составляют личная свобода, овладение знаниями и культурой, продвижение по карьерной лестнице. В меньшей степени студенты выделяют значение таких ценностей, как демократические свободы и социальное равенство. В среде молодежи все еще присутствуют элементы недоверия почти ко всем важнейшим государственным и политическим институтам, одновременно у нее нарастает политическая апатия. Таким образом, современная студенческая молодежь пока еще не готова активно участвовать в политической деятельности. Это является результатом недостаточной сформированности элементов их политической культуры.

5. Политическая культура содержит в себе образцы и модели политического поведения, методы социальной адаптации, является инструментом общественных преобразований и способом соединения исторического наследия с новаторскими идеями. В связи с этим на передний план выдвигается целый ряд вполне актуальных задач, одна из - является выявление механизма совмещения традиционных элементов с элементами инновационного процесса формирования политической культуры. В результате хаотической трансформации, проходящей без учета культурной идентификации, а также неэффективной работы механизма регуляции между традиционными и вновь внедряющимся элементами, на всем политическом пространстве Российской Федерации произошел внутренний раскол и

расслоение людей. В этих условиях значительно возрастает роль политической социализации всех субъектов общества, и в первую очередь особой социальной группы - студенческой молодежи. Политическая социализация означает процесс усвоения индивидом политических ценностей, идеалов, знаний, чувств, опыта, позволяющих ему успешно выполнять различные политические задачи. В результате должна быть сформирована «новая политическая культура». В этом случае важна не только институциональная трансформация, но и другая система культурных ценностей.

6. При политико-культурной трансформации происходят изменения и на уровне идеологии, и на уровне институтов власти, и на уровне формирования полноценного гражданского общества, и на уровне культурных установок. В этот период значительно возрастает роль средств массовой информации, прежде всего в связи с расширением социальных функций, осуществляемых этим институтом в трансформируемом обществе. Организуя отбор и трансляцию информации, СМИ формируют информационные потоки, которые существенно размывают архаичные стереотипы, развенчивают мифы и во многом задают новые стандарты образа жизни, смыслов, ценностей, норм и мотивов социального поведения. СМИ являются одним из основных факторов, который побуждает к трансформации современной политической культуры России. Средства массовой информации обладают большими возможностями для формирования политической культуры студентов, поскольку именно они являются трансляторами основных концептуальных демократических установок, принципов интернационализма и патриотизма. СМИ наиболее эффективно внедряют в сознание людей результаты геополитических изменений, глобализационных процессов, происходящих в мире. Наряду с этим, именно СМИ являются основным агентом политической социализации, а значит, и формирования политической культуры.

Научно-практическая значимость диссертационного

исследования. Результаты, полученные в диссертационном исследовании, позволяют всесторонне понять проблему формирования политической культуры студентов, оценить степень влияния средств массовой коммуникации на политические процессы, по-новому посмотреть на вопросы ответственности СМК в рамках формирования новой политической культуры. Содержание и результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вопросов политического поведения, формирования ценностей студенческой молодежи, в учебной и научно-исследовательской деятельности.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были опубликованы в ряде статей, изданных в редактируемых и рецензируемых журналах, в том числе входящих в перечень, рекомендованный ВАК. Результаты исследования докладывались на международных и региональных научных и научно-практических конференциях в 2000-2007 гг. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры социологии, социальной политики и регионоведения Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина.

Публикации. Основное содержание работы отражено в четырех научных статьях общим объемом 3,0 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (включающих четыре параграфа), заключения и списка использованной литературы.

Сущность и структура политической культуры

В целях понимания смысла тех явлений социально-политической жизни, природу которых не позволяет выявить формальное исследование устройства политических институтов, их функционирования, а также содержания политических процессов, необходимо изучить политическую культуру общества. Исследование политической культуры различных социальных групп, организаций, государства в целом: 1) позволяет выяснить ее социальную базу; 2) дает возможность понять мотивы политического поведения граждан; 3) провести анализ мотивации принятия политических решений государственными руководителями; 4) понять причины разнообразных социально-политических конфликтов, которые невозможно объяснить одной только борьбой за власть и за перераспределение ресурсов (этнические, религиозные, идеологические и иные виды конфликтов); 5) уяснить причины дисфункций в работе политической системы и ее институтов, причины неудач социальных преобразований; 6) отследить взаимосвязанные процессы трансформаций социальной системы и политической культуры.

В связи с многообразием в научной литературе методов и подходов к изучению политической культуры существует множество ее определений. Термин «политическая культура» применяется для характеристики политического потенциала общества и степени его реализации. Она формируется при наличии общественно-политических отношений, в которых проявляются интересы различных социально-политических групп. Политическая культура рассматривается также как система социально-политических знаний, позволяющих разбираться в политических процессах, давать оценки действиям руководителей разных рангов, программам различных партий, не ошибиться при реализации ориентиров и поступков в сфере политики. Политолог из Чикагского университета Л. Уэдин считает, что в политической науке понятие «культура» связывается преимущественно с концепцией политической культуры (political culture), нацеленной на изучение условий демократизации .

Уайтфилд С. с целью изучения посткоммунистических обществ суммирует некоторые теоретические вопросы, связанные с использованием концепции политической культуры. Он выделяет два противоположных подхода к интерпретации данного понятия. Сторонники первого рассматривают политическую культуру как особое социально-психологическое свойство, проявляющееся на индивидуальном уровне. Указанное свойство можно измерять; можно исследовать его отношение к политическому поведению; наконец, можно проводить сравнительные межстрановые исследования понимаемой таким образом политической культуры. Сторонники второго подхода рассматривают политическую культуру как свойство социальных коллективов, которое укоренено в исторически обусловленных социальных практиках и определяет социальные смыслы, оформляющие действия индивидов и институтов. По мнению исследователя, эти подходы могут дополнять друг друга. Однако сам он склоняется к первому, следуя интерпретации, предложенной Алмондом и Вербой, — она представляется ему наиболее концептуально обоснованной и поддающейся эмпирической проверке.

По мнению Уайфилда, изучать политическую культуру - значит исследовать, как то или иное историческое наследие предопределяет развитие и изменение социальных и институциональных практик.

Целью данной диссертационной работы ставится задача - выявить механизм влияния устойчивых элементов, составляющих политическую культуру, на ее формирование у студентов вуза. В контексте этой задачи наиболее полным, операциональным является следующее определение: политическая культура - это системное понятие, взаимосвязанная, взаимозависимая, многоуровневая и вместе с тем динамичная совокупность элементов, характеризующихся относительной устойчивостью, повторяемостью и воспроизводящих наиболее стабильные стороны политического опыта .

Гаджиев К.С. дает следующее определение политической культуры: «...политическая культура есть система отношений и одновременно процесс воспроизводства составляющих ее элементов в череде сменяющих друг друга поколений».

По мнению Экстайна Г. понимание социального явления «политическая культура» началось только в двадцатом веке. Формирование данного понятия связано с целым рядом последовательных категорий: «консенсус», «коллективное сознание», «значение индивидуального действия», «референтные рамки действия», «национальный характер» .

Принцип социального консенсуса (всеобщего согласия) выдвинул О. Конт. По мнению исследователя, данный принцип позволяет объяснить законы гармонического функционирования всех структурных элементов общества на основе общепринятых ценностей и норм. В продолжение идей О. Конта, Э. Дюркгейм предложил концепцию «коллективного сознания» , объяснив этим феномен общественной солидарности.

Взаимосвязь политической культуры и политического сознания студентов

Мы пришли к выводу, что центральным элементом политической культуры следует считать политическое мировоззрение (политическое сознание), которое является частью общего мировоззрения индивида, отдельной группы или социальной общности .

Под политическим сознанием следует понимать многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти, следовательно, направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Политическое сознание многомерно, поскольку в нем выделяют два уровня организации его компонентов: 1) концептуальный - в виде политических теорий, доктрин, программ, учений;

2) обыденный - несистематизированные обобщенные представления о политике, традициях, нормах политического поведения82.

Феномен массового сознания при этом можно рассматривать как своеобразное проявление политического сознания, поскольку в массовом сознании нет границ между его компонентами, они взаимопроникновенны, следовательно, вместе активно влияют на политическое поведение огромного количества людей. При этом следует учитывать, что массовое сознание может и стимулировать политическую деятельность многих людей, привлекая внимание к решению какой-то реальной проблемы, и существенно затруднять ее, если эта проблема на самом деле не столь важна и актуальна. Отсюда следует, что массовое сознание способно к искажению реальной действительности, особенно - в момент острых политических событий, радикальных социально-политических изменений.

Специфическая диалектика культуры вообще заключается в противоречивом единстве творчества: обновления и сохранения достигнутого, образца, нормы. Разрывы этих двух аспектов культуры в теории и на практике оборачиваются серьезными потерями: искажением культурного процесса, сведением его к одной из сторон при игнорировании другой.

Поскольку политическая культура общества есть совокупность субъективных представлений о социально-политическом процессе, следовательно, политическое сознание - это субъективный образ политического бытия. Знания субъекта отражают его индивидуальный опыт, выражают его социальные позиции. Вследствие этого, данные знания, установки, позиции отражают лишь часть существующей реальности. Субъективность представления о политической действительности подтверждает принадлежность этого представления субъекту, а не объективному миру. В свою очередь, политическая культура является той социальной базой, откуда каждый индивид черпает для себя политические идеи и установки, на ее основе выстраивая свое поведение, свою политическую ориентацию. Отсюда трансформация элементов политической культуры ведет за собой трансформацию политического сознания индивида.

Существуют некоторые весьма глубокие основания единства и взаимообращенности политики и культуры: и та и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Категория власти является центром политического сознания, так как мера присутствия частных интересов (интересов социальных групп, личностей, организаций) в нем достаточно велика. Именно политическая культура предлагает различные методы достижения этих целей, способы отстаивания своих интересов. Однако культура также влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится в зависимости от политических преобразований. Например, политика в условиях тоталитарного общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры. Среди основных каналов влияния культуры на политику называют социализацию индивидов, дающую возможность участия в политической жизни, создание и введение системы ценностей, формирование эталонов поведения, моделей институтов и социальных систем. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества83.

Данные явления различны по сферам действия и функционирования. Если смысл политики - в развитии и преобразовании власти, то смысл культуры - в развитии и преобразовании личности. Но при столь очевидном различии, единство политики и культуры при учете их своеобразия и нетождественности выражается в понятии «политическая культура». Так как политическая культура представляет собой совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней, следовательно, политическое бескультурье - это состояние, когда данная сфера социальных отношений не рассматривается индивидом или социальной группой как сколько-нибудь значимая для реализации их основных интересов и потребностей.

Основное назначение политической культуры - осуществление не отстранения, а присоединения людей к политической системе и политической деятельности. Это просматривается во взаимосвязи политической культуры с сущностными характеристиками политической системы - целенаправленностью, осуществлением властных функций в обществе, упорядочивающими воздействие на весь спектр социальных отношений. Следовательно, политическая культура служит каналом взаимодействия личности и политической власти. Рассмотренная в нашем исследовании структура политической культуры отражает механизм формирования целенаправленного политического действия, регуляции политических отношений, когда на уровне политического сознания знания переходят в ценности, а затем в цели и модели поведения людей в сфере политических отношений.

Массовая коммуникация как предмет политологического анализа

Современный статус mass media, как инструмента универсализации общества, сформировался при переходе от традиционного к индустриальному обществу. Этот статус постепенно уходит в прошлое вместе с индустриальным обществом, вместе с массовым производством и потреблением, стандартизацией и унификацией. Сегодня настоятельной необходимостью становится разработка новых концепций массовых коммуникаций, отвечающих их современной природе.

В современном мире повышение роли средств массовой коммуникации связано, прежде всего, с тем, что они становятся одним из важнейших ресурсов власти. Это детерминировано следующими факторами: 1) массовая коммуникация - источник и средство распространения информации, необходимой для функционирования ключевых социальных институтов; 2) массовая коммуникация - источник и средство формирования образцов социальной реальности; 3) массовая коммуникация является важнейшим посредником, фактором, способствующим приобретению известности, эффективной деятельности на общественном поприще .

Определения и трактовка коммуникации часто встречаются в научной литературе. Коммуникация представляет собой одну из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности, представляющая собой процесс обмена сообщениями, в которых содержатся результаты отражения людьми действительности". Коммуникация это и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию100. Передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов . В ряде определений коммуникации используются термины: кодирование, декодирование, обратная связь. Кодирование это перевод сообщений на язык, необходимый для передачи информации. Декодирование это обратный кодированию процесс - восстановление смысла сообщения на стороне приема. Под обратной связью понимаются процессы, посредством которых коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством адресат получил сообщение.

Наиболее часто в научной литературе встречаются следующие дефиниции: массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей102; массовая коммуникация включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям ; массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации . Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведения людей 5. Исходя из этого, исследователи выделяют следующие особенности массовой коммуникации:

1) «отправитель сообщений» является здесь частью организованной группы, а зачастую представителем института, который в качестве своей основной функции имеет задачи отличные от собственно коммуникации;

2) в качестве принимающей стороны здесь выступает индивид, вместе с тем, этот индивид зачастую рассматривается передающей организацией как часть группы, с присущими ей общими характеристиками;

3) канал сообщения представляет собой сложные технологические системы распространения информации, которые включают в себя значимую социальную компоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм, привычек и ожиданий аудитории;

4) сообщения в массовой коммуникации представляют собой результат массового производства, с зачастую повторяемой сложной структурой106.

Следует выделить и другие особенности массовой коммуникации: публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; несбалансированность отношений передающей и принимающей сторон; множество реципиентов; влияние институциональных предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.

Похожие диссертации на Механизм формирования политической культуры студентов