Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ Мунир Саид Файяд

Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ
<
Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мунир Саид Файяд. Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ : Дис. ... канд. политол. наук : 23.00.02.- Москва : РГБ, 2002

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I, Политические режимы и их особенности в арабском мире

1. Политический режим — как категория политических наук - .11

2. Особенности политических режимов в арабском мире 35

ГЛАВА II. Сравнительный анализ политических режимов в Ираке, Сирии и Ливане

1. Военно-диктаторский режим в Ираке и его особенности ,65

2. Консервативный однопартийный режим в Сирии и перспективы его развития 88

3. Либерально-конфессиональный режим в Ливане и демократические тенденции 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

БИБЛИОГРАФИЯ 162

Введение к работе

Арабский мир является составной частью мирового сообщества, современной цивилизации. При анализе политических проблем арабских стран в конце XX века важное место занимает исследование политических режимов в арабских странах, имеющее не только большую теоретическую, но и практическую значимость в условиях современной эпохи — эпохи перехода от авторитарных, тоталитарных режимов к демократическим.

В результате борьбы арабских народов за национальную независимость и социальный прогресс произошло крушение колониальной системы в этой части мира и возникло более двух десятков независимых арабских государств, где были ликвидированы политические основы колониального подчинения. Несмотря на различия политических режимов, арабский мир представляет собой определенный комплекс, объединенный историческими, языковыми, этническими, религиозными связями. Отличительной чертой общественно-податической жизни арабского мира является ислам, который исповедует более 90% всего населения. Эта религия охватывает широкие массы людей, тле. она тесно связана с повседневной жизнью и культурой арабского народа и имеет глубокие исторические корни. При этом на всем протяжении истории связь религии с политикой в арабских странах была более сильной, чем в других государствах современного мира. Ислам во многих арабских странах закреплен в качестве государственной религии. В связи с этим и все политические процессы и особенности режимов в арабском мире необходимо рассматривать с точки зрения воздействия на них религиозного фактора.

Помимо религиозного фактора, при анализе политических режимов арабских стран важное значение имеет исследование мусульманской общины как социального явления. Давая характеристику этой общине, российский исследователь доктор философских наук Ю.М.Почта подчеркивает недостаточность названия ее как конфессиональной общности. Это не только и не столько общность людей, объединенных исповеданием одной веры, сколько качественно новое для раннего средневековья явление — зачаток новой исторической общности людей, характерной для феодальной формации, —- религиозной общности. Становление новой формации всегда связано с разложением прежних и возникновением новых социальных структур"1

Социальная структура мусульманского общества

характеризуется общей социально-экономической отсталостью, слабой социально-классовой дифференциацией, сохранением феодальных, полуфеодальных и патриархальных отношений, основанных на религиозных, этнических и клановых особенностях.

Важное место в мусульманском обществе и его политической структуре занимает армия. Выдвижение арабских армий на передний план общественно-политической жизни — явление не случайное. Оно обусловливается относительно низким уровнем развития производительных сил и производственных отношений, политической нестабильностью, сопротивлением религиозных и консервативных сил внутри страны, агрессивными военными акциями Израиля и ряда других развитых капиталистических стран, В этих условиях армия арабских стран становится важной общенациональной и политической

1 Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. - М.;Изд-во РУДН, 1993, СЛ18.

силой. Вследствие этого в политической системе происходит переплетение руководящих государственных, партийных и армейских кругов, способствующее формированию авторитарных политических режимов.

Внутриполитические проблемы в арабском мире тесно связаны с внешнеполитическими. Несмотря на определенные противоречия и разногласия в арабском мире, сотрудничество между государствами растет и укрепляется. Война Израиля против арабских стран, осуществленная при прямой поддержке США, привела к захвату ряда территорий и обострила военно-политическую обстановку на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива. Она затронула интересы не только Палестины, но и Сирии, Ливана, территории которых не только пострадали от войны, но частично оказались оккупированными израильской армией. С первых дней арабо-израильской войны до сегодняшнего дня арабские государства никогда не оставляли идею объединения для совместного преодоления многих сложных и трудных внешнеполитических проблем в рамках арабского сообщества. Доказательством этого является саммит Лиги арабских государств (ЛАГ) в июне 1996 года в Каире, на котором участвовали представители 21 государства, в том числе 14 президентов и монархов. Основным результатом встречи в верхах стала выработка единой позиции арабских стран по вопросу ближневосточного урегулирования. Большинство стран — членов ЛАГ подтвердили стремление к всеобъемлющему миру в регионе, но только на условиях "ігримирения в обмен на землю". В итоговом документе указывалось, что Израиль, если хочет добиться мира, должен вернуть оккупированные в 1967 г. территории, в том числе Голанские высоты и

Восточную часть Иерусалима, Форум призвал США, Россию, ЕС, Японию и ООН как соучредителей ближневосточного мирного процесса содействовать выполнению Израилем уже достигнутых соглашений.1

В сложных внутриполитических и внешнеполитических условиях протекает сегодня политическая жизнь и социальные процессы в Ираке, Сирии и Ливане.

Политические процессы в Ираке, Сирии и Ливане происходят в условиях господства авторитарных режимов и поиска путей перехода к новым формам правления.

Исламское вероучение высоко оценивает значение государства kuk непременной предпосылки существования мусульманской общины. В то же время оно стремится превратить государственный механизм в религиозный институт; а гражданское общество — в общину верующих.

В истории ряда арабских стран был исторический период между двумя мировыми войнами, когда делались попытки перехода от догражданского общества к гражданскому. Российский исследователь-востоковед Б.Г.Сейранян по этому поводу отмечает: " В так называемую "либеральную эпоху" (80-е гг. XIX в, — 1939 г.) в ряде стран западническое направление местного национализма стало господствующим, Опыт парламентаризма в период между двумя мировыми войнами приобрели Египет и Тунис, Сирия, Ливан и Ирак. Однако парламентская демократия, навязываемая колонизаторами, развивалась в условиях колониального тоталитаризма, т,е. сосредоточения реальной власти в руках чиновников, назначаемых

!См, газету "Сегодет" от 25,06.1996.

метрополией" (Сейранян Б.Г. Либерализм и авторитаризм в арабском
мире (70-90гт.) //Сб.: Африка. Проблемы перехода к гражданскому
обществу. М.: Ин-т Африки РАН, 1994. -с.14). Сегодня, в конце XX
века, после полувековой истории независимого развития
вышеперечисленных арабских стран, авторитарный режим сохраняет
свои позиции. Диапазон этих режимов весьма широк — от военно-
диктаторских, консервативно-однопартийных, либерально-
многопартийных до монархических и республиканских. Сегодня
большой интерес вызывает в политической науке проблема сущности,
характеристик и форм авторитарных режимов в арабском мире и, в
частности, в Ираке, Сирии и Ливане. В исследованиях арабских,
российских, западных специалистов по арабасому миру и
вышеперечисленным странам, к сожалению, большее внимание
уделяется культурологическим, религиозным, историческим,
экономическим — и меньшее — политическим проблемам.

В российской научной литературе уделяется серьезное внимание общефилософским, религиозным, экономическим, историческим и культурологическим проблемам арабских стран. Об этом, в частности, свидетельствуют прежде всего такие следующие общефилософские работы, как: Философия и религия на зарубежном Востоке, XX век.-М., 1985; Мусульманские страны. Религия и политика (70-80 гг.): Сб.ст. - М.,1991; и других. Следует отметить труды Ахмедова, Васильева, Грязневича, Пиотровского, Почты и др.1 Историко-политическим проблемам посвящены исследования: Арабский мир в конце XX века. -М„ 1996; Арабские страны. Политические проблемы рассматриваются

1 А.Ахмедов. Ислам в современной ндейно-политической борьбе. - М.,1985; Л.С.Васияьев. История религии Востока.- М.,1983; П.А.Грязневич. Нелам н государство.-М:Д986; М.Б.Пнотровский, Исторические истоки политической теории я пракгаки современного ислама,- М.Д986; Ю.М Лотта, Возникновение испама н мусульманское общество. - М-, 1993 и ряд других.

в работах: История политических и правовых учений XX века.= М.,1995; Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах: история и современность.-М., 19 ; Политические отношения на Востоке: общее и особенное. -М., Ї990; Е.М.Примаков. Восток после краха колониальной системы. - М., 1982 и др., а также отметим монографические работы по исследуемым странам.1

По общеполитическим проблемам арабских стран литература ограничена и заслуживает внимания: "Политические отношения на Востоке: общее и особенное" М„ 1990; "Авторитаризм и демократия в развивающихся странах'5 М.. 1996, где наряду с содержательным общетеоретическим материалом по авторитарным режимам развивающихся стран, к сожалению, отсутствует материал по политическим режимам Арабского мира.

По теме диссертации, в части общетеоретических проблем политических и авторитарных режимов, большую помощь оказали работы Г.А.Белова, К.С.Гаджиева, Ю.В.Ирхина, Ю.А.Красина, Г.И; Мирского, А.М.Миграняна, ЕШЛадучева* Л .И .Селезнева, Ю.Г.Сумбатяна, В.Г.Хороса и др., а также западных авторов Р.Арона, ХАренда, М Дюверже, М^Дагер, Жан-Лу Кермона и других.

Что касается арабских источников, то здесь имеется значительная литература по наиболее общим политическим проблемам, но не по теме исследования, и тем более, не по

1 П.М.Пак. Ирак: история я современность.-М.,1981; И.Б.Степанов. Ирак; 196S - 19SS.-K4.,1992^ В.В.Вавилов, А.А.Сазонов. Сирийская Арабская Республика,- М.,1981; Ливан в 80-е гг. Научно-аиалитическни обзор,-М. Л987: Е.Н.Мельников. Политический и государственный строй Ливана. -М.,1974; СЛ. Сгошпщкий. Ливан: бремя событий. - М,,1990; А.Ф.Федоров. За кронами ливанских кедров.- Ы., \ 988-и ряд других, где б той идя иной мере излагаются политические проблемы рассматриваемых государств.

сравнительной политологии1. В то же время необходимо отметить, что у арабских исследователей работ по сравнительной характеристике политических режимов нет.

Обзор российской и зарубежной литературы свидетельствует об отсутствии специальных исследований по проблемам политических режимов арабских стран с целью выяснения общих черт и характерных особенностей в Ираке, Сирии и Ливане, как составной части арабского сообщества. Учитывая важность этой политической проблемы, нами была поставлена задача путем сравнительного метода исследования проанализировать авторитарные политические режимы ряда арабских государств, раскрывающих динамику развития политических процессов и жизни в арабском мире на современном этапе. Цель исследования состоит в том, чтобы:

- дать общетеоретические основы политических режимов,
показать их сущность и основные типы;

раскрыть особенности политических режимов в арабском мире и показать сущность и основные формы авторитарных систем управления;

проанализировать сущность военно-диктаторского режима в Ираке и его особенности;

- обосновать характеристику консервативного политического
режима в Сирии и перспективы его развития:

1 См. работы: Аль-Маджали Мухаммед Фадель. Политическая жизнь в Ираке. Бейрут, 1986; Апь-Язир Баари. Роль армии в политически жизни арабского мира. Каир, 1992; Джумблат Камель. Ливан и борьба за урегулирование. Бейрут, 1976; Джумблат Камель, Политическая жизнь Ливана. Бейрут, 1978; Мухаммед аль-Маджзуб. Единство и демократия в арабских странах. Бейрут, 1980; Мухаммед Рабиа. Политическая теория ИбнХалдуна. Бейрут, 1991; Найфнн Адд аль-Халкк. Оппозиция в политической теорий. Каир, 1971; Николае Ван-Дам. Борьба за впасть в Сирии с 1961 до 1995гг, Екаир, ) 995; Салах Салем Зартука, -формы передачи власти к арабском мире, Каир, І992; Хамед Абдалпах Рабиа. Исследование по политической теории. Каир, 1971 и ряд других.

провести комплексное исследование либерально-конфессионального режима в Ливане и его демократические тенденции.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют важнейшие положения и установки ведущих российских и зарубежных исследователей по политическим режимам арабских стран. В диссертации были использованы материалы арабских исследователей по политическим проблемам^ основанных на Коране, исламских ценностях, а также на современных программных документах, Конституцияхг решениях политических партий Ирака, Сирии и Ливана.

При рассмотрении основных проблем диссертации использовались общефилософские, исторические, социологические методы исследования сущности политических режимов. Особое внимание уделялось сравнительному методу как одному из наиболее распространенных и перспективных методов политической науки.

Научная новизна исследования состоит в том, что эта одна из первых в отечественной политологии попытка проанализировать путем сравнительного анализа как общие черты, так и характерные специфические особенности политических режимов в Ираке, Сирии и Ливане,

Автором работы выносятся на защиту следующие положения диссертации.

Во-первых, дается всесторонняя характеристика политическому режиму как важнейшей категории науки о политике, способе функционирования политической системы. Он определяет политический климат в обществе, динамику его развития и характер

политической жизни в государстве. Арабская политическая мысль, отрицая вышеназванные политические категории, излагая проблему политической власти, связывает ее с государством. Она выдвинула теорию об идеальном государственном устройстве, стремящемся совместить традиции исламского государства со светским. По мнению диссертанта политические режимы в арабском мире характеризуются авторитарными системами управления.

Во-вторых, помимо традиционных форм авторитарных режимов,
дается классификация современных форм: военно-диктаторские с
тоталитарной тенденцией (Ирак, Судан. Сомали); консервативные
однопартийные и некоторые многопартийные с ориентацией на
сохранение и поддержание исторических традиций (Сирия, Алжир,
Египет, Йеменская Республика, Джибути, а также Саудовская Аравия,
Катар, Оман, ОАЭ, Иордания, Кувейт, Марокко, Бахрейн);
либерально-конфессиональный (Ливан) и либерально-

многопартийный (Тунис) с демократическими тенденциями.

В-третьих, политическая структура в Ираке характеризуется как военно-диктаторский режим с определенными тоталитаристскими тенденциями. Такой режим обычно опирается на три политических института: государство, осуществляющее жесткую централизованную власть по управлению обществом, однопартийную систему и вооруженные силы.

В-четвертых, политическая система Сирии характеризуется как консервативный однопартийный режим с ориентацией на исторические традиции. Реальный механизм политической власти при этом режиме находится в руках главы государства - президента, который контролирует не только исполнительную, но и

законодательную власть, носящие формальный характер. Такая форма авторитаризма является весьма удобной для осуществления режима личной власти.

В-пятых, политический режим Ливана характеризуется как либерально-конфессиональный с демократическими тенденциями. Это "демократия особого образца", которая отличает политическую систему Ливана от других арабских государств своей многопартийностью, конституционным ограничением президентской власти, запрещающим дальнейшее пребывание правителя у власти. Она также характеризуется хорошей подготовкой к грядущей смене власти, отсутствием элемента случайности, ясностью, демократичностью.

В-шестых, рассматриваются такие малоисследованные политические категории, как "клиентизм" и "конфессионализм", без которых невозможно дать более глубокий анализ политическим режимам, раскрыть его общие черты и характерные особенности в Ираке, Сирии, Ливане.

В процессе работы над диссертацией автор пытался найти решения некоторых сложных и дискуссионных проблем, посвященных сравнительному анализу политических режимов ряда арабских стран. При этом диссертация не претендует на исчерпывающую полноту и окончательное решение важнейших политологических проблем Арабского Востока, которые ждут дальнейшего исследования и творческого развития.

Политический режим — как категория политических наук

Исследование политических режимов, динамика их развития в современном мире является одной из важнейших проблем политической науки, имеющих не только большую теоретическую но и практическую значимость.

Политический режим (управление) является одним из важных категорий политической науки. Он выступает в качестве саморегулирующейся модели функционирования политической системы общества.

Для каждой исторической эпохи характерно преобладание определенного типа политических режимов. Для арабского мира политический режим всегда носил неопределенный характер, так Коран и Сунна содержали очень мало норм, регулирующих политические отношения и осуществление власти. Политический режим, как способ функционирования политической системы общества, отражает совокупность приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень их политической активности, состояние законности. Это определенный политический климат в данном обществе и своеобразный индикатор личности в нем.

Политическому режиму принадлежит весьма важная роль в жизнедеятельности общества, выражающих интересы различных общностей, политических сфер, влияющих на экономическую, социальную и духовную жизнь Это важнейший "механизм", осуществляющий своего рода развитие общества в целом по определенному маршруту человеческой истории.

Для каждой исторической эпохи характерно было преобладание определенного типа политических режимов. Политические идеи греческих философов сыграли значительную роль в формировании политической культуры, в том числе, и политических режимов и государственного устройства.

Классификацию режимов дали в свое время древнегреческие философы. В диалоге "Государство" Платон (427 — 347 гг. до н.э.) выделяет пять видов государственного устройства: аристократия; олигархия; демократия; тирания; тимократия (милитаризованное государство.

Идеальным Платон считает аристократическое государство, в которым правят философы и действуют справедливые законы.

Аристотель (384 — 322 гг до н.э.) рассматривает государство как продукт естественного развития человечества, как организацию, объединяющую определенную совокупность граждан. Выделяются три основные (правильные) формы государства:

— монархическое правление (царская власть);

— аристократия;

— политик (смесь олигархии и демократии).

Тирания, олигархия и демократия рассматриваются как испорченные, ухудшенные варианты первых трех форм. По Аристотелю, лучшая форма государства — полития, ибо она соединяет в себе положительные стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей (при олигархии господствует одна часть общества — крупные собственники, при демократии другая — простой народ). В политий же, по мнению философа, правит большинство в интересах общей пользы.

ПОЛИТИЙ — трудно достижимая практически форма государственного строя, так как в большинстве случаев средний элемент в государствах занимает незначительное место, ибо в обществе, как правило, доминирует либо крупные собственники, либо простой народ.

Учения Платона и Аристотеля о государственном устройстве оказали заметное влияние на политическую мысль Древнего Рима. Взгляды греческих политических мыслителей развивал Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.). В его сочинении "О государстве" выделяются три основные формы организации власти: монархия; олигархия; охлократия (то есть, власть толпы),

Цицерон склоняется к выводу о необходимости слияния этих трех форм при превалировании монархии (царской власти), что, по его мнению, отвечало требованиям римской конституции.

Наряду с позитивными сторонами будущего государственного управления у политических мыслителей Древней Греции и Рима имелись и определенные негативные стороны. Их рационализм был ограничен и присущ только небольшой элите античного общества — аристократии, монархии и имела авторитарную сущность, а иногда содержала тоталитарные тенденции. Так же необходимо заметить у античных философов и политических мыслителей государство, общество и человек рассматривались слитно. Они не выделяли государство из общества, а человека считали частью государства.

Военно-диктаторский режим в Ираке и его особенности

Ирак — независимое арабское государство, расположенное в юго-западной части Азии. Это многонациональная страна. Из Ї8 млн. населения на начало 90-ых гг. 75 % составляли арабы, более 20% — курды. Среди национальных меньшинств туркманы (туркмены), ассирийцы (айсоры), персы, армяне и другие национальности и этнические группы.

В религиозном аспекте 96% населения исповедуют ислам (62% шиитского и 34% — суннитского толка). Официальный язык — арабский.1 Ирак — одно из древнейших государств мира. С XII в. и до конца первой мировой войны входил в состав Турецкой (Османской ) империи, а после окончания войны и поражения в ней Турции, территорию Ирака захватила Великобритания, получившая на конференции в Сан-Ремо в 1920 г. мандат на управление страной. По англо-иракскому договору 1930 года Ирак был формально провозглашен независимым государством, однако фактически Великобритания продолжала осуществлять над ним свой военно политический контроль. Становление Ирака, как независимого государства в новейшее время проходило под воздействием многих сложных и весьма разнородных по своему содержанию и последствиям факторов. Ирак — первая арабская страна, получившая независимость в 1932 году, а также первая страна, где в 1936 году произошел военный переворот, совершенный Абу Бакром Садики и была установлена диктатура. С этого года и до конца 1958 года произошло 9 военных переворотов. Последний государственный переворот был связан с ликвидацией 14 июля 1958 года монархического режима и провозглашением Ирака республикой. Данный переворот ( революция) явился важнейшим событием в политической жизни и поворотным пунктом в современной истории Ирака. Бе победа была обеспечена благодаря сплочению усилий тайной армейской организации "Свободные офицеры" во главе с бригадиром Абдель Каримом Касемом и важнейших политических партий, объединившихся во Фронт национального единства (ФНЕ). Король Фейсал II и Нури ас-Сайд — крупнейший политический деятель монархического Ирака, убежденный сторонник пробританскои ориентации, — были убиты. После свержения монархии Ирак вышел из империалистического военно-политического союза — Багдадского пакта, ликвидировал иностранные базы на своей территории, стал активно развивать свои отношения с социалистическими странами и, прежде всего, с СССР.

После победы антиимпериалистической, антифеодальной революции 1958 года республиканское правительство приступило к осуществлению в стране демократических преобразований. На путях этих преобразований возникли большие трудности и противоречия, связанные со сложными религиозными противоречиями ( борьбой между двумя разновидностями ислама —- шиитами и суннитами), межэтническими различиями ( между арабами и курдами); между политическими партиями (гражданскими и военными) — за выбор пути общественно-политического развития. Таким образом, после падения королевской власти и установления республиканского правления страна погрузилась в абсолютный хаос, гражданские войны, государственные перевороты, установление военных режимов и диктатур — этому способствовала особая природа Ирака, страны, строящейся на противоречиях и разногласиях, и, как писал аль-Язир Байри: "Ирак — страна вражды и разногласий. Для ее политической жизни характерен экстремизм. Население живет в состоянии политического хаоса, говорит на нескольких языках и делится на гражданские и религиозные меньшинства с вытекающими отсюда последствиями: постоянная напряженность в отношениях между суннитами и шиитами, арабами и курдами, мусульманами и христианами, между различными политическими течениями. Это страна противоречий. Ты видишь здесь проявления религиозного фанатизма и секуляризации, панарабизма и раскольничества, фашизма и коммунизма, сильную вражду по отношению к колониализму и полное подчинение англичанам, ненависть к сионизму и согласие на активное участие евреев в политической и экономической жизни. Это земля противоречий, экстремизма. Не удивительно, что любая борьба в Ираке сопровождается насилием и кровопролитием".1

За период с 1958 года до наших дней в Ираке прошло пять военных переворотов, которые иногда совершались насильственным путем, а иногда — политическим. После свержения Абу аль-Каримом Касимом королевской власти в 1958 году в Ираке была провозглашена республика и произошло установление режима военно-революционного правления. 22 сентября было заявлено об отмене

1 Алъ-Яжр Байри, Роль армян Б пойатаческойжшни, Кдщр, Ї992,С196). старой конституции и издании новой, которая действует в Ираке по сей день. В 1963 юлу был совершен новый военный переворот. Его возглавил Абу аз-Салям Ариф, решившийся на убийство Абу аль-Карима Касима и установление нового военного режима.

В Ї966 году Абу ас-Салям Ариф был убит при загадочных обстоятельствах, власть перешла в руки Абд ар-Рахмана Арифа. Это был как бы первый политический переворот в Ираке, за которым последовал другой политический переворот. Это переворот, совершенный в 1968 году подл руководством Ахмада Хасана аль-Бакра, который узурпировал власть, став президентом страны, премьер-министром, главой Совета революционного руководства и генеральным секретарем правящей партии "аль-Баас".

Консервативный однопартийный режим в Сирии и перспективы его развития

Ирак — независимое арабское государство, расположенное в юго-западной части Азии. Это многонациональная страна. Из Ї8 млн. населения на начало 90-ых гг. 75 % составляли арабы, более 20% — курды. Среди национальных меньшинств туркманы (туркмены), ассирийцы (айсоры), персы, армяне и другие национальности и этнические группы. В религиозном аспекте 96% населения исповедуют ислам (62% шиитского и 34% — суннитского толка). Официальный язык — арабский.1 Ирак — одно из древнейших государств мира. С XII в. и до конца первой мировой войны входил в состав Турецкой (Османской ) империи, а после окончания войны и поражения в ней Турции, территорию Ирака захватила Великобритания, получившая на конференции в Сан-Ремо в 1920 г. мандат на управление страной. По англо-иракскому договору 1930 года Ирак был формально провозглашен независимым государством, однако фактически Великобритания продолжала осуществлять над ним свой военно политический контроль. Становление Ирака, как независимого государства в новейшее время проходило под воздействием многих сложных и весьма разнородных по своему содержанию и последствиям факторов. Ирак — первая арабская страна, получившая независимость в 1932 году, а также первая страна, где в 1936 году произошел военный переворот, совершенный Абу Бакром Садики и была установлена диктатура. С этого года и до конца 1958 года произошло 9 военных переворотов. Последний государственный переворот был связан с ликвидацией 14 июля 1958 года монархического режима и провозглашением Ирака республикой. Данный переворот ( революция) явился важнейшим событием в политической жизни и поворотным пунктом в современной истории Ирака. Бе победа была обеспечена благодаря сплочению усилий тайной армейской организации "Свободные офицеры" во главе с бригадиром Абдель Каримом Касемом и важнейших политических партий, объединившихся во Фронт национального единства (ФНЕ). Король Фейсал II и Нури ас-Сайд — крупнейший политический деятель монархического Ирака, убежденный сторонник пробританскои ориентации, — были убиты. После свержения монархии Ирак вышел из империалистического военно-политического союза — Багдадского пакта, ликвидировал иностранные базы на своей территории, стал активно развивать свои отношения с социалистическими странами и, прежде всего, с СССР.

После победы антиимпериалистической, антифеодальной революции 1958 года республиканское правительство приступило к осуществлению в стране демократических преобразований. На путях этих преобразований возникли большие трудности и противоречия, связанные со сложными религиозными противоречиями ( борьбой между двумя разновидностями ислама —- шиитами и суннитами), межэтническими различиями ( между арабами и курдами); между политическими партиями (гражданскими и военными) — за выбор пути общественно-политического развития. Таким образом, после падения королевской власти и установления республиканского правления страна погрузилась в абсолютный хаос, гражданские войны, государственные перевороты, установление военных режимов и диктатур — этому способствовала особая природа Ирака, страны, строящейся на противоречиях и разногласиях, и, как писал аль-Язир Байри: "Ирак — страна вражды и разногласий. Для ее политической жизни характерен экстремизм. Население живет в состоянии политического хаоса, говорит на нескольких языках и делится на гражданские и религиозные меньшинства с вытекающими отсюда последствиями: постоянная напряженность в отношениях между суннитами и шиитами, арабами и курдами, мусульманами и христианами, между различными политическими течениями. Это страна противоречий. Ты видишь здесь проявления религиозного фанатизма и секуляризации, панарабизма и раскольничества, фашизма и коммунизма, сильную вражду по отношению к колониализму и полное подчинение англичанам, ненависть к сионизму и согласие на активное участие евреев в политической и экономической жизни. Это земля противоречий, экстремизма. Не удивительно, что любая борьба в Ираке сопровождается насилием и кровопролитием".1

За период с 1958 года до наших дней в Ираке прошло пять военных переворотов, которые иногда совершались насильственным путем, а иногда — политическим. После свержения Абу аль-Каримом Касимом королевской власти в 1958 году в Ираке была провозглашена республика и произошло установление режима военно-революционного правления. 22 сентября было заявлено об отмене

1 Алъ-Яжр Байри, Роль армян Б пойатаческойжшни, Кдщр, Ї992,С196). старой конституции и издании новой, которая действует в Ираке по сей день. В 1963 юлу был совершен новый военный переворот. Его возглавил Абу аз-Салям Ариф, решившийся на убийство Абу аль-Карима Касима и установление нового военного режима.

В Ї966 году Абу ас-Салям Ариф был убит при загадочных обстоятельствах, власть перешла в руки Абд ар-Рахмана Арифа. Это был как бы первый политический переворот в Ираке, за которым последовал другой политический переворот. Это переворот, совершенный в 1968 году подл руководством Ахмада Хасана аль-Бакра, который узурпировал власть, став президентом страны, премьер-министром, главой Совета революционного руководства и генеральным секретарем правящей партии "аль-Баас".

Сирия — независимое арабское государство, расположенное на Ближнем Востоке. Население на начало 90-х гг. составляло более 11 млн. преимущественно арабы (сирийцы) - 90 процентов, остальные мелкие народности, национальности» этнические меньшинства — курды, армяне, ассирийцы, евреи, туркмены.

Религиозный состав: мусульмане (сунниты, шииты, алавиты -нусайриты, друзы, исмаилиты) - 85%, христиане около 15%. Среди мусульман сунниты составляют самую многочисленную группу населения - 68,7% (сюда помимо арабов входит большинство курдов, туркменов и черкесов) и шиитов (в том числе алавиты-нусайриты — около 12%, друзы — 3%, исмаилиты — 1,5%) и наконец, ортодоксальные христиане (4,7%). Важное место в политической жизни Сирии, несмотря на свою малочисленность, занимают алавиты - нусайриты - это свыше трех десятков племен составляющим немногим более 1 миллиона человек. Алавиты занимают высокие государственные посты в Сирии. Среди них и генеральный секретарь партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ) президент Сирийской Арабской Республики (САР) Хафез Асад. Главным фактором, исторически объединяющим алавитов является религиозная нусайристская доктрина. Обычаи, обряды, праздники алавитов испытывают на себе влияние Корана, Тары, Евангелия, язычества. Однако, главным образом источником веры является ислам, поскольку нусайризм возник в результате одного из многочисленных расколов в исламе как крайняя шиитская секта в последней трети IX века. Как отмечает зарубежный политолог Николас Ван Дам наличие в Сирии большого количества этнических и религиозных групп объясняется рядом факторов:

Похожие диссертации на Общие черты и характерные особенности политических режимов в Ираке, Сирии, Ливане: Сравнит. анализ