Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотизм в современном российском политическом процессе Беспалова Татьяна Викторовна

Патриотизм в современном российском политическом процессе
<
Патриотизм в современном российском политическом процессе Патриотизм в современном российском политическом процессе Патриотизм в современном российском политическом процессе Патриотизм в современном российском политическом процессе Патриотизм в современном российском политическом процессе Патриотизм в современном российском политическом процессе Патриотизм в современном российском политическом процессе Патриотизм в современном российском политическом процессе Патриотизм в современном российском политическом процессе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беспалова Татьяна Викторовна. Патриотизм в современном российском политическом процессе : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Ростов н/Д, 2004 152 c. РГБ ОД, 61:04-23/301

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологический и политологический анализ патриотизма 12

1. Понятие патриотизма, его сущностные признаки 12

2. Идеократическое измерение патриотизма: основные концептуальные версии 32

Глава II. Патриотизм в контексте либерально-демократической модернизации российской государственности 57

1. Генезис и становление национально-патриотического спектра в реформируемой России 57

2. Электоральная эффективность патриотизма в основных избирательных циклах 89

3. Русский вопрос в программных установках российских политических партий и движений 114

Заключение 139

Литература 143

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования.

В современной России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном до президентских призывов к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма и принятия государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.

В российском политическом процессе эффективность патриотической риторики, используемой политическими партиями и движениями, обнаружилась в основных избирательных парламентских и президентских циклах, когда впервые ее использовал В.В. Жириновский в качестве политической технологии обретения парламентского статуса для своей либерально-демократической партии. Впоследствии патриотический камуфляж неизменно способствовал электоральному успеху так называемых "партий власти" и близких к ним политических движений ("Наш дом -Россия", "Единая Россия", "Родина" и т.д.).

Вместе с тем национально-патриотическая оппозиция продолжает оставаться в неразвитом политическом состоянии и слабой динамике, постоянно безуспешно разыгрывая "русскую карту" в избирательных кампаниях и оставаясь за пределами парламентского политико-правового оформления национальных интересов русского народа.

Либерально-демократическое "прочтение" патриотизма носит откровенно антинациональный характер и требует отказа от традиционного наполнения его содержания (национального самосознания, православной духовности и русской культуры, имперской государственности), предлагая

взамен суверенитет и свободу личности, национальное согражданство без этнической идентификации и смену цивилизационной парадигмы.

Коммунистический проект также активно использует патриотизм, соединяя его с социалистическими ценностями и советским типом государственности (аналогом имперской наднациональной самоидентификации), но не подкрепляет огромные возможности патриотического ресурса конкретной борьбой с партикулярными интересами, ослабляющими российское государственное начало и ущемляющими национальное достоинство государствообразующего этноса.

Другими словами, политический патриотизм в разной степени адекватности включен в программные установки и политическую стратегию и тактику основных российских политических партий как универсальное интеграционное основание, содержательно модифицируемое в интервале от политизации этнической самоидентификации русских (национальное государство) до идеологизации и мифологизации российского способа овладения результатами развития западноевропейской цивилизации.

Такая политическая популярность патриотизма требует его предметного философско-политического и политологического анализа и критической оценки с позиций институционального и конфликтологического подходов, еще не нашедших отражения в современных исследовательских разработках.

Степень научной разработанности проблемы. В исследовании патриотизма можно выделить несколько направлений:

а) теоретико-методологическое, связанное с определением сущностных признаков данного феномена и его основных измерений, которое представлено, прежде всего, работами русских философов Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, И. А. Ильина, М.Н. Каткова, К.Н. Леонтьева, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкого, Н.В. Устрялова,

Г.В. Флоровского, П.Я. Чаадаева и других, еще не интерпретируемых в полной мере в таком контексте.

Среди современных авторов следует отметить работы К.С. Гаджиева, В.В. Ильина, В.В. Кожинова, Н.Г. Козина, И.И. Кондрашина, В.П. Макаренко, А.С. Панарина, И.Р. Шафаревича, В.Ю. Шпака и других, не только актуализирующих наследие отечественной философско-правовой мысли, но и устанавливающих взаимосвязь патриотизма с русским национальным самосознанием, имперской и национальной государственностью, а также критикующих политически извращенные формы патриотизма;

б) институциональное и структурно-функциональное, предлагающее
различные варианты типологизации патриотизма и его форм: державного
(в работах А.А. Безвербного, В.Ю. Верещагина, Г.А. Зюганова,
ЛА Тихомирова, В.В. Черноуса), государственного (в работах В.Г. Бондаренко,
И.М. Клямкина, В.В. Лапкина, В.И. Лутовинова, В. Д. Соловья,
В.В. Шаронова), национального (в работах В.И. Белова, СВ. Городникова,
Н.Н. Лысенко, Б.С. Миронова, В.Г. Распутина, А.Н. Севастьянова,
Е.С. Тоицкого и других), метафизического (А.Г. Дугин, Н.М. Ильичев,
Ю.В. Мамлеев, В.Ф. Чеснокова и др.), либерально-демократического
(Е.Т. Гайдар, В.В. Жириновский, В.Н. Коновалов, А.С. Ципко, А.Л. Янов и
другие), религиозно-православного (В.В. Аксючиц, Г.Н. Бурков, митрополит
Иоанн (Снычев), О.А. Платонов, В.Н. Тростников и другие);

в) политологическое, устанавливающее взаимосвязь патриотизма с
национализмом в качестве политических ценностей современных
политических партий и движений, отождествляющее электоральную
значимость патриотизма и национализма, интерпретирующее патриотизм с
позиций конституционализма и гражданственности в трудах отечественных и
зарубежных ученых: В.А. Авксентьева, Б. Андерсона, Э. Балибара, О. Бауэра,
С. Бенхабиба, Ю.В. Бромлея, И. Валлерстайна, Э. Геллнера, О. Данна,

А.К. Дегтярева, А. Захарова, Д. Лукача, Е.Е. Несмеянова, Э. Смита, В.А. Тишкова, Ю. Хабермаса и других.

Вместе с тем системного анализа политического патриотизма и его электоральной значимости в постсоветском политическом пространстве пока не представлено, что существенно обедняет возможности современных политических партий в парламентской и избирательной деятельности, а также затрудняет процесс институционализации национально-патриотической оппозиции в условиях российской многопартийности.

Объектом диссертационного исследования выступает современный российский политический процесс в его институциональном и структурно-функциональном измерениях, а предметом исследования является политическая институционализация и трансформация патриотизма как интегративного основания становления современной российской многопартийности.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретико-методологическом и политическом анализе патриотизма в контексте либерально-демократического реформирования российской государственности.

Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

- определить сущностные признаки патриотизма и классифицировать
его основные формы;

- выявить концептуальные версии идеократического измерения
патриотизма как интеграционного основания формирующейся российской
многопартийности;

- рассмотреть генезис и этапы становления национально-
патриотического сектора политического противоборства в современной
России;

проанализировать электоральную эффективность патриотизма в основных российских избирательных циклах;

критически оценить постановку русского вопроса в программных проектах российских политических партий и движений на рубеже XX-XXI веков.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

дано определение патриотизма в единстве трех его сущностных признаков: чувственном, патерналистском, духовном и типологизированы основные формы патриотизма;

концептуализировано идеократическое измерение патриотизма в его различных версиях (этической, рациональной, мировоззренческой, культурно-цивилизационной, религиозно-философской, государственно-правовой);

- обоснована специфика патриотизма в современном российском
политическом процессе с учетом формирования национально-
патриотической оппозиции и его электоральной эффективности в основных
избирательных циклах;

- критически проанализирована постановка русского
вопроса в программах российских политических партий и движений и
предложен проект его политической, государственно-правовой и
национально-культурной институционализации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Феномен патриотизма отличается многоуровневым и многоаспектным своеобразием, обнаруживая себя в единстве трех основных типов (государственном, национальном, личностном) идентификации и самоопределения человека, осваивающего религиозно-духовный опыт и национально-культурную самобытность народа в интервале от имперской до

республиканской форм государственности как сочетание любви к Родине со служением ее государственному и политическому образу.

Русский патриотизм обусловлен национально-культурной самобытностью творческого религиозно-православного акта сердечной созерцательности (понятие И. А. Ильина), составляющего вместе с единодержавием и коллективной идентичностью его содержательную основу.

2. Идеократическое измерение патриотизма характеризует его
интеграционные и консолидационные возможности в условиях
модернизации сложносоставных обществ с нарушенной национальной
идентичностью, когда она перестает соотноситься с определенной
территорией и опираться на конкретную политико-правовую организацию, а
также в случае конституирования политической национальной
государственности как конституционного патриотизма (термин
Ю. Хабермаса).

Концептуализация идеократичности дает интегративное видение патриотизма, объединяющее его национально-культурные, религиозно-философские, государственно-правовые, этические, эстетические, метафизические, мировоззренческие содержательные фрагменты на чувственном, рациональном, иррациональном и духовном уровнях развития личности, нации, народа.

3. Специфика и партийная структура национально-патриотического
измерения современного российского политического процесса может
адекватно определяться в рамках институционального подхода на основе
следующих критериев: самоназвание, национальная идеократичность
программных документов, организационное самовыражение и электоральная
эффективность деятельности партии или движения.

При этом генезис и становление российского национально-патриотического спектра реализуют различную идейно-политическую

направленность патриотизма (либеральную, социалистическую, коммунистическую, национальную) с учетом его государственной определенности в зависимости от конкретной партийно-программной интерпретации нации как субъекта политического процесса.

4. Электоральная эффективность патриотизма институционализирует
личностные (индивидуальные), национальные и народные интересы, которые
модифицируют его формы в основных российских избирательных циклах
разными способами, используемыми партиями: политические технологии,
манипулирование, имитация, мимикрия, административный и
информационный ресурсы, протестное поведение и голосование
избирателей, идеологический и программный факторы, не выходящими в
целом за рамки государственного патриотизма.

Политическое измерение патриотизма в таком контексте лишает его интегративного статуса и заменяет электоральной эффективностью структурно-функционального и инструментального характера.

5. Русский вопрос в программных проектах российских партий и
движений не получил адекватной постановки из-за антиномичности его
гражданско-правовой и этнокультурной трактовок и гетерогенности форм
современной российской идентичности (национальной, культурной,
религиозной и т.д.), не учитывающих интересов государствообразующей
нации и подменяющих их демографическое, социально-экономическое,
культурное значение националистическими интерпретациями.

Теоретико-методологической основой исследования выступают принципы политологической компаративистики, системно-структурного и институционального анализа и синтеза, диалектического детерминизма и телеономности, методы политической транзитологии, моделирования и глобалистики, культурологический и цивилизационный подходы.

В философско-политическом и политологическом аспектах используются труды классиков философско-политической мысли,

отечественных и зарубежных политологов, посвященные анализу природы и сущности патриотизма в политике и политического патриотизма, а также документы и материалы, касающиеся деятельности современных российских политических партий и движений.

Научно-теоретическая и практическая значимость

диссертационного исследования состоит в том, что его результаты позволяют идентифицировать патриотизм в контексте либерально-демократического реформирования российской государственности как ее интеграционное и консолидационное основание. Их можно использовать в преподавании спецкурсов по политологии, политическим процессам и институтам, политической социологии и философии политики.

Они имеют важное значение для выработки тактики и стратегии деятельности современных российских партий в условиях становления многопартийности и парламентской демократии.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения данного диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих конференциях: "Право и политика: проблемы взаимосвязи" (Ростов-на-Дону, 1995), "Политический менталитет" (Ростов-на-Дону, 1996), "Проблемы самобытности российской государственности: правовые и национально-идеологические аспекты" (Ростов-на-Дону, 1996), "Право и культура: проблемы взаимосвязи" (Ростов-на-Дону, 1996), "Российская государственно-правовая идеология" (Ростов-на-Дону, 1998), "Сравнительная политология" (Ростов-на-Дону, 1999), "Философия права как учебная и научная дисциплина" (Ростов-на-Дону, 1999), "Русская философия права: основные проблемы и традиции" (Ростов-на-Дону, 2000), "Философия права и вопросы формирования современной государственно-правовой идеологии" (Ростов-на-Дону, 2001), "Философия права в условиях глобализации" (Ростов-на-Дону, 2003), "Правовое и политическое взаимодействие" (Таганрог, 2004).

Диссертация апробирована на заседании кафедры политических институтов и процессов Ростовского государственного университета, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Основные положения диссертационной работы изложены в тринадцати публикациях автора.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования,
а также избранной автором логикой их раскрытия и включает в себя
введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список
литературы. ч"-

Понятие патриотизма, его сущностные признаки

Определение патриотизма в современных словарях многовариантно. В современном политическом словаре Даниленко В.И. подчеркивается, что патриотизм изначально имеет смысл "принадлежащий отцам, отеческий" . С XVIII века патриотизм приобретает наиболее привычный смысл как "любовь к родине". Автором словаря отмечается неопределенность и неисследованность понятия "патриотизм" с историко-аналитической позиции, обозначается тесная взаимосвязь понятий "патриотизм" и "родины", причем второе всегда лежит в основе первого, предпринимаются попытки отождествления патриотизма с понятиями "нация", "гражданство".

Вместе с тем патриотизм оказывается более широким понятием, имеющим определенные составляющие. Р. Михельс указывает основные параметры патриотизма, такие как общность расы или происхождения, языка, культуры, судьбы, религии и государства. Особое значение приобретает признак общности желаний, понимаемый как "патриотизм договора" общественного и политического, принимающего форму федерации и определяющего организационно-структурный принцип внутреннего устройства политической системы .

Таким образом, политологическая характеристика патриотизма в данном случае основана на общности желаний людей, именуемая "патриотизмом договора", когда договорные отношения на основе патриотизма формируют его политическое измерение.

Кроме того, в политологическом словаре формы демократического национализма отождествляются с патриотизмом, смысл которого заключается в восприятии долга жизни прежде всего как долга смерти за родную землю и нацию. Патриотизм обычно активизирует и вдохновляет национализм, являясь одной из основных идейных ориентации. Первичность нации и потребность создания развития и сохранения государства (идеология национализма) может возникнуть только в условиях общего патриотического желания общества. Тем не менее патриотизм не всегда носит национальный характер3.

К примеру, выражение патриотизма в рамках национализма классически правых заключается в отказе от пересмотра идеи Отечества в связи с метафорическим восприятием ее как молитвы, сомнение в которой означает отрицание. Иначе говоря, попытка иного осмысления идеи Отечества есть отказ от нее4.

В рамках "ирредентистского (регионального) национализма", патриотизм в его привычном понимании, на наш взгляд, отсутствует, т.к. имеет место представление об обновляющей пользе войны в условиях разделенности собственной нации, бессилия государства и других разлагающих тенденций. Когда патриотизм принимает завоевательную форму и одновременно спасительную5.

В контексте научно-расистского толкования национализма становится понятной невозможность сопоставления национального и патриотического состояния одного народа с другим, т.к. различным является уровень развития общества6.

Ссылка на изменяемое содержание патриотизма в зависимости, в данном случае, от форм национализма, нужна для аргументации многоликости, многоуровневости и многоаспектности патриотизма как его политической характеристики. На самом деле, не только политическая характеристика определяет многозначность патриотизма. В современных исследованиях патриотизма происходит путаница, связанная с приданием значимости уровням обретения патриотизма конечного смыслового содержания.

Такой подход проявляет себя в русско-английском толковом словаре, когда патриотизм интерпретируется как "чувство привязанности к своей стране или нации", никак не связанное с "программой политических действий". Понимание патриотизма как чувства является одним из уровней его институционализации, но не отражает его целостного содержания. Подобная формулировка не отражает, на наш взгляд, общего сложного смысла исследуемого понятия.

Взаимозависимость чувственного и деятельного параметров патриотизма определяет уровень его сформированности у конкретного субъекта и обладает важным практическим смыслом как действие, соотнесенное с чувством любви к родине.

Среди сущностных признаков патриотизма определяют его государственное измерение как политическую форму Отечества, которое обозначает изменение смыслового содержания патриотизма и дополнение его политическим образом родины в государственной форме.

Взаимодействие государственного и национального патриотизма оказывается сложным. С одной стороны, национальный патриотизм существует в рамках единого политического пространства, направлен на общий политический объект - государство. С другой стороны, в рамках государственного патриотизма в партийных программных проектах, которые по-разному определяют российскую национально-государственную форму развития. Национальный патриотизм может приобретать значение государственного, тогда, когда определенная политическая сила от имени государства формирует необходимый, соответствующей ей уровень патриотизма (советский, российский и т.д.), наполняя его необходимым содержанием (коммунистическим, либерально-демократическим, социал-демократическим, этнократическим, имперским и т.д.), вытекающим из предлагаемых проектов реформирования российской государственности и придающим патриотизму наднациональный характер. Представляется очевидным использование государственного патриотизма как наднационального фактора в политических интересах.

Покажем это на примере формирования советского патриотизма как интеграционного основания социалистического развития нашей страны. В основе советского патриотизма (в сталинской интерпретации) лежит великая преданность и верность народа своей Советской Родине, братские отношения всех наций, обеспечивающие устойчивость развития многонационального государства путем разрешения национального вопроса в русле равноправия и добровольности. Основными тенденциями национальной политики провозглашаются — ликвидация национального неравенства (хозяйственного и культурного), критика сменовеховства как великодержавного шовинизма великороссов, борьба с шовинистическими формами национализма (грузинским, азербайджанским, узбекским), замена лозунга национального самоопределения на право государственного отделения и образования самостоятельных государств.

Идеократическое измерение патриотизма: основные концептуальные версии

Концептуальное оформление патриотизма как необходимого интегративного качества любого общества приобретает особую актуальность на фоне утверждающегося и доминирующего на уровне обыденного сознания прагматического подхода: что для меня сделала моя Родина, за что я должен ее любить. Такой псевдопатриотизм основан на эгоистическом отношении к государству, чувство долга к которому измеряется количеством и качеством материальных благ.

Сама потребность исследования патриотизма связана с распространенной, иногда неосознанной, ошибкой отождествления понятий "родина" и "власть", следствием которой является негативная тенденция стыда, массового неприятия своего Отечества, желание отдалиться от него . Нравственное обесценивание патриотизма, связанное с его политической характеристикой, требует четкого определения его сущностных признаков, природы возникновения и конфликтологического содержания. Множественность концепций обусловливает спорный и многомерный характер патриотизма, что актуализирует научный поиск его универсального определения.

Проблема патриотизма как мировоззренческая получила свое развитие в полемике западников и славянофилов. Начало спору положили парадоксальные и противоречивые взгляды П.Я. Чаадаева. Изначально возникает впечатление, что его патриотизм "питается", прежде всего, чувством беспомощности, горечи, отсутствием веры в Россию. Какова природа такого патриотизма, почему признаки пассивности и даже в какой-то степени, отрицания родины, становятся его основой? П.Я. Чаадаев разделяет патриотизм на инстинктивный и сознательный, первый из них представляется как наиболее примитивная форма самовыражения молодой нации, которую волнует не мышление и сознание, а собственная идея и роль в мире26. Значимый политический вес России в условиях ее умственной отсталости П.Я. Чаадаев объясняет влиянием географического фактора, государствообразующей способностью русской власти и покорностью, верой русского народа, благодаря чему он и стал великим. Необходим длительный переход от инстинктивного патриотизма к сознательному, т.е. возможности любить Россию по-петровски, мыслью и волей.

Унижение, бичевание, огорчение родины возможно в рамках сознательного патриотизма, но только не ложь, не обман. Высшим проявлением сознательного патриотизма, по П.Я. Чаадаеву, становится истина, что подчеркивает значение умственного труда нации (уровня интеллекта), необходимого для выработки ею сознательного патриотизма.

Таким образом, на наш взгляд, патриотизм П.Я. Чаадаева представляет собой сознательный акт истинного национального самовыражения. Форма патриотизма (сознательная или инстинктивная) является критерием интеллектуального уровня нации. Природа возникновения различна: для сознательного патриотизма - это истинное понимание родины, тогда как для инстинктивного - это вера в ее объективное достоинство.

Предпочтение П.Я. Чаадаевым сознательного патриотизма обусловлено отсутствием у русского народа цивилизованной любви к родине, которая отождествляется с гордостью за свой национальный интеллект и его достижения в общечеловеческом масштабе. Ценность истины, по П.Я. Чаадаеву, отражает не только смысл сознательного патриотизма, но и создает возможность духовного приближения человека к Божеству27.

Оценивая значимость православия в России, П.Я. Чаадаев отмечает его рабскую сущность, которая проявила себя в развитии крепостного права. Прогрессивный характер имело христианство в Европе, в связи с чем содержание сознательного патриотизма может приобрести конкретный для России религиозный аспект - католический.

Таким образом, концепция П.Я. Чаадаева носит рациональный характер, связанный с доминированием истины и сознания как основных характеристик патриотизма. Патриотизм представляет собой продукт индивидуального сознания, в основе которого лежат его (патриотизма) двойственные трактовки, выработанные в поисках истины: взаимосвязь покорности и величия русского народа - рабская сущность православия; отсутствие прогрессивных достижений ("интеллектуальное бессилие") -неисчерпаемые географические размеры государства ("политический вес") и т.д.

По сути, формулировка патриотизма П.Я. Чаадаевым является признанием любви к родине, но любовь эта не безусловна. Если родина не справедлива, если она греховна, если она недостойна - ей надо знать эту истину - и нет смысла поддерживать свое Отечество, служить ему, пока оно не будет достойно нашей любви. Метафизической основой такого псевдопатриотизма является отсутствие отождествления субъекта познания Родины с объектом любви, и в этом его изначальный духовный тупик.

Идеи П.Я. Чаадаева были положительно восприняты русской европеизированной интеллигенцией и являются актуальными до сих пор. Критика его концепции воплотила себя в иной формулировке патриотизма, представленной Н.Я. Данилевским. Придавая понятию "Европа" культурно-исторический (не географический) смысл, связанный с развитием романо-германской цивилизации и, руководствуясь этим критерием далее, он выделяет самобытную славянскую цивилизацию и относит к ней Россию. Н.Я. Данилевский также устанавливает две формы проявления патриотизма, которые изначально имеют другое содержание: народную и политическую. Патриотизм как русское народное чувство, направленная естественная любовь по отношению к самобытному славянскому государству обладает следующими характеристиками: безусловен, не знает сомнений, убежден в особости (исключительности) предмета своей любви, так же, как и любой другой народ по отношению к своей родине. Неповторимое проявление русского патриотизма актуализируется в самые сложные периоды истории российского государства. Все территориальные приобретения России, совершаемые вне насилия, быстро становились русскими, отсюда, по Н.Я. Данилевскому, естественное, самобытное течение (проявление) патриотизма является его основной характеристикой. Иначе говоря, речь идет об эмпирической (чувственной) значимости патриотизма и его народном выражении.

Генезис и становление национально-патриотического спектра в реформируемой России

Генезис российских национально-патриотических партий и движений происходит в 80-90-е годы двадцатого века в результате смены социально-экономического курса и широкого распространения политических свобод. Национал-патриотизм как политический феномен является одной из форм выражения патриотического и национального самосознания современного российского общества.

Спектр национально-патриотических идей неоднороден, внутренне противоречив по природе своего возникновения, смысловой нагрузке и, особенно, формам выражения в российской политической практике, что требует дополнительного исследования и определенной классификации.

В рамках институционального подхода используем следующие организационные критерии:

1. Самоназвание (присутствие в названии одного из терминов "национальный", "патриотический", "национально-патриотический") - как один из внешних признаков национально-патриотической направленности политических партий и движений53. Возможно также использование в самоназвании понятия "русский", которое отражает национальное начало патриотизма в политике. Самоназвание всегда оказывается связанным с поиском и выражением идейно-политической направленности партии или движения. Особо следует отметить религиозные аспекты патриотизма, которые проявляют себя на партийном уровне и дистанцируются от его (патриотизма) идейно-политического выражения.

Таким образом, самоназвание политических партий и движений в определенной степени отражает конкретную идейную (либеральную Либерально-патриотическая партия "Возрождение" (ЛППВ), социалистическую - Социал-патриотическое движение "Держава" (СПДД), национальную - Русский национальный собор (РНС), Русское национальное единство (РНЕ)) или религиозную - Российское христианско-демократическое движение (РХДД), "Память") встроенность патриотизма в политику.

2. Наличие идеи русского национального возрождения России и ее доминирующий статус в программных документах политических партий -этот критерий является главным в определении классического национал-патриотизма, и если бы формы его проявления имели в России реальную политическую силу, то можно было бы вести речь о национальной значимости патриотизма54. Иначе говоря, слабая политическая оформленность классического национал-патриотизма на уровне партийных институтов позволяет трансформировать его установки в иных идейных направлениях. Таким образом, по этому критерию возможен анализ только классических форм национал-патриотизма (Русское национальное единство, Русский национальный собор, Национально-республиканская партия России, Партия национального возрождения "Народная Воля" и др.), которые многообразны и сложны в российском политическом исполнении.

3. Политическое и организационное самовыражение (цели, задачи, средства, методы) национально-патриотического движения России, его специфика55.

Выделение этого критерия дает возможность подтвердить реальный факт более широкого практического наполнения национально-патриотического спектра, выходящего за рамки его названия. Этот факт не является ошибкой исследования или подменой понятий, а представляет собой реальную специфику политического процесса в России. Это происходит не только на идейном уровне, но и на политико-организационном, проявляя себя, например, в способности создания временных политических блоков между идейными противоположностями на общей основе национал-патриотизма (ЛДПР и РНС в рамках Союза славянских государств). Таким образом, политико-организационное наполнение национал-патриотизма часто выражает себя не в чистом классическом варианте, а в конъюнктурной способности эклектического соединения различных идейных установок.

Возникает ситуация, когда национал-патриотизм в условиях российской политической практики представляет собой интеграцию идейно-политических и организационных приоритетов, украшенных символами национальной политической культуры, историческими предпочтениями как возможностью манипуляции общественным сознанием, присутствием в выступлениях партийных лидеров конъюнктурного патриотизма, т.е. несущего ценность для определенной идейной формы (либерал-патриотизм, социал-патриотизм). Патриотизм, таким образом, выполняет роль политического пропуска в национально-патриотический лагерь.

Особо следует выделить организации православно-религиозной ориентации. Обычно именно эти движения традиционно были выразителями патриотизма, национальной идеи, но по субъективным причинам они не используют эту возможность для наращивания своего политического потенциала.

Таким образом, православно-религиозная встроенность патриотизма в политику проявляет себя слабо в силу отсутствия опыта ведения политической работы, финансирования, организационной стихийности. Более того, религиозное выражение патриотизма не стремится к политической активности и формируется под влиянием христианских норм, а не политических предпочтений (РХДД) .

Политическое поведение классических национально-патриотических и религиозных движений противоречиво и меняется: от принципиально самостоятельного политического опыта до создания блоков с идейно несовместимыми политическими конкурентами, от выдвижения своих кандидатов до поддержки правящего президента.

4. Для наиболее полной реконструкции политической картины необходим четвертый критерий, позволяющий говорить о реальной роли национально-патриотических партий и движений в политическом противоборстве России. Это критерий политической эффективности, который определяется степенью участия и соответствия своему статусу во властных структурах парламентской национально-патриотической оппозиции; актуальностью и результативностью предвыборных кампаний, общественно-политических мероприятий для действующей внепарламентской части национально-патриотического движения.