Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации Тондера Марина Евгеньевна

Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации
<
Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тондера Марина Евгеньевна. Полиэтничность и мультикультурализм в структуре американской нации: история и современность : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02, 07.00.03. - Москва, 2005. - 181 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теория "плавильного котла": условия становления и факторы развития С. 28

1. Феномен иммиграции: этнический состав, особенности ассимиляции на рубеже XIX - XX вв С. 28

2. Зарождение и оформление концепции "тигля" С. 44

3. Американизация и популяризация идеи С. 58

Глава II. Культурный плюрализм: сущностные характеристики и особенности С. 72

1. Условия появления и развития концепции С. 72

2. Теоретическое оформление плюралистической идеи С. 80

3. Новая иммиграционная политика США С. 90

Глава III. Изменение этнического фактора и поиск новых парадигм С. 100

1. Особенности иммиграции и изменение этнической ситуации в США в новых условиях С.100

2. Эволюция концепции "плавильного котла". Желаемое и действительное С. 113

3. Эволюция культурного плюрализма. Теория, политический курс, реальность С. 132

Заключение С.163

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Национальное развитие любого полиэтнического государства сопряжено с рядом проблем и сложностей, поскольку подразумевает способность уживаться в рамках единой территории людей, различных в этническом и расовом отношении, религиозном и культурном плане.

В современном мире в рамках всеобщей глобализации и интеграции мирового пространства фундаментальные изменения наблюдаются практически во всех сферах общественной жизни - экономической, политической, социо-культурной, этно-национальной, демографической.

С одной стороны, благодаря новейшим научным достижениям и технологиям мобильность и движение наций возрастают, происходят размывание и девальвация национально-государственных границ; с другой, наблюдаются обострение этнической разобщенности, всплеск национального самосознания, рост нетерпимости, религиозная вражда, сепаратизм.

Подобная тенденция двунаправленности проявляется и в изменениях мировой политической карты. За последние десятилетия мир пережил распад таких крупнейших многонациональных государств, как СССР, Югославия, Чехословакия, на территории которых образовалось множество автономных, нередко враждебных друг другу национально-обособленных единиц. Одновременно некоторые европейские страны, исторически, более единообразные по составу нации, консолидируются, образуя новое единое политическое пространство - Евросоюз - значение которого уже давно не ограничивается объединением некоторых экономических целей, как предполагалось изначально.

Миграции, движение народонаселения земного шара увеличиваются, мир на пути к великому смешению, переселению народов. В едином интеграционном пространстве национальные грани стираются, но в то же время наблюдаются тенденции ренацинализации, рост проявлений национального шовинизма, этнической нетерпимости.

Для США как полиэтнического государства национальный вопрос всегда являлся одним из главных в истории развития страны. Однако в современном мире глобализации явления мультиэтничности и мультикультурализма выходят далеко за рамки внутренней проблемы Америки, приобретая общемировой размах. Поэтому исследования существующих в Соединенных Штатах моделей межэтнических отношений сегодня особо значимы и актуальны. Вопрос о национальном будущем отдельных государств становится центральным для политических лидеров современности; его решение будет определять не только характер международных отношений и геополитическую обстановку XXI века, но и успех проводимых антитеррористических акций.

Таким образом, актуальность изучения опыта Соединенных Штатов Америки, страны, принимавшей и принимающей наибольшее количество иммигрантов и все же сохранявшей и сохраняющей относительную политическую стабильность и демократизм, заключается именно в том, чтобы, проследив этапы и закономерности в становлении основных парадигм ее этнического развития, соотношение и соответствие концептуальных разработок и реалий, максимально объективно спрогнозировать возможные сценарии дальнейшего национального развития как США в частности, так и всего человечества в целом.

Теоретическое осмысление межэтнических отношений групп иммигрантов внутри Соединенных Штатов имеет давнюю традицию. Вопрос интерпретации имеющих место процессов ассимиляции и интеграции впервые возник в конце XVIII века, концептуально оформлен на рубеже XIX-XX веков1, но не исчерпан, как не ослаб и собственно иммиграционный поток. Споры, являются ли США "плавильным тиглем" или "мозаикой" (в плюралистической интерпретации), претерпев почти вековое соперничество, в начале третьего тысячелетия разгораются с новой силой. История

1 Рубеж XIX-XX вв. - период оформления концепции "плавильного котла", возникновение теории культурного плюрализма.

циклична, и "всегда будет делать полный круг пусть на меньшем, но столь же значимом витке спирали". На наш взгляд, мнение справедливо как для развития самих ассимиляционных процессов и межэтнических отношений в Соединенных Штатах, так и для и их теоретической оценки.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX - XX вв., что определяется спецификой темы. Сегодня интерпретация процесов адаптации в США выходцев из Латинской Америки и Азиатских стран зачастую повторяет ту же аргументацию, что ранее использовалась в отношении предшествовавших во временном отрезке этнических групп и меньшинств. Значит, для правильного понимания нынешней ситуации и определения перспектив развития американской идентичности в условиях все более растущего этнического и расового разнообразия необходим ретроспективный взгляд на истоки оформления теоретических аспектов этнической проблематики в США. В таком случае, ограничение хронологических рамок исследования концом XIX - XX вв. очевидно.

Понятие иммиграции и название страны Соединенные Штаты Америки -определения взаимосвязанные и неразделимые, причем не только потому, что иммиграционный поток в Новый Свет представлялся самым значительным в общемировом масштабе и наиболее протяженным по времени. Идея о том, что все американцы (за исключением индейцев) - по сути иммигранты, укрепилась в сознании как самих жителей США, так и граждан других государств. Америку всегда считали "нацией наций", "нацией иммигрантов"3.

Численность прибывавших переселенцев неизмеримо превышала количественный состав первых колонизаторов и миссионеров. Наибольший приток "новой крови" обеспечил Америке XIX и начало XX веков. Условно сегодня выделяются четыре иммигрантских волны. Первая пришлась на конец XVIII -середину XIX веков, она была наиболее однородной и состояла преимущественно из англосаксов. Вторая ознаменовалась началом

  1. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. С. 229

  2. Adamic L. The Nation of Nations. N.Y., London, 1945; Kennedy J. A Nation of Immigrants. N.Y. 1945.

революций 1848 г. в Европе и периодом Гражданской войны в Америке. Она включала выходцев из северо-западных европейских районов, впоследствии названных "старой" иммиграцией. И, наконец, наиболее многочисленными и пестрыми в этническом отношении стали последние две иммиграционные волны рубежа XIX - XX вв., "новая иммиграция", и второй половины XX веков. "Новая" иммиграция доставила в США не только граждан северозападных европейских стран, но, в гораздо большем масштабе, отличных от них выходцев из Юго-восточной Европы, России и Азии; иммиграционный поток второй половины XX в. принес главным образом латиноамериканский, пуэрториканский элементы.

Чем разнороднее и многочисленнее был состав иммигрантов, тем сложнее происходил процесс их интеграции в американское общество. Такая же закономерность наблюдалась и в осмыслении ассимиляционного процесса. Однако в отличие от последовательно сменяющихся во временном пространстве иммиграционных волн, теоретическая интерпретация оформлялась в ином режиме: возникнув, идеи взаимодополнялись, сосуществовали и видоизменялись в зависимости от государственной политики и социально-экономической жизни страны. Появившись первой, теория о превосходстве белых англосаксонских протестантов со временем уступает место более демократичной концепции "плавильного котла", пропагандировавшей равнозначность и ценность национальных элементов для "выплавления" единого народа, которая, в свою очередь, ставится под сомнение идеей плюрализма, оспаривавшей возможность полного слияния столь разнородных групп.

С учетом всего вышеизложенного, объектом исследования диссертационной работы являются многоэтничность и мультикультурализм американского общества XX века; теоретическое осмысление процессов ассимиляции иммигрантов, соотношение концептуальных положений и реальности.

Предметом исследования при этом выступает явление иммиграции в США в XX веке как база для появления ассимиляционных и интеграционных концепций; иммиграционная политика государства, а также фактор ее идеологизации, согласно популяризации той или иной концепции на каждом этапе.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы проанализировать развитие концептуального аспекта проблемы многоэтничности и мультикультурализма в Соединенных Штатах Америки на протяжении XX века, а также рассмотреть его соотношение с реальной этнической ситуацией в избранный период.

Поставленная цель обуславливает конкретные задачи исследования:

проследить особенности иммиграции и противоречия ассимиляции рубежа XIX-XX вв., ставшие основой для появления концепций развития национальной идентичности США;

определить факторы появления и особенности оформления теории "плавильного котла"; феномен популяризации и степень ее влияния на определение национальной политики государства;

обнаружить истоки возникновения идеи культурного плюрализма; проследить этапы ее концептуального становления;

проанализировать изменение этнической ситуации в Соединенных Штатах второй половины XX в.;

рассмотреть специфику изменений иммиграционной политики Соединенных Штатов после второй половины XX в.;

выявить взаимосвязь концептуальной эволюции "плавильного котла" и плюрализма и трансформации политического курса США. Целями и задачами обусловлена структура работы. Первая глава посвящена особенностям иммиграции в Соединенных Штатах Америки на рубеже XIX-XX вв., формированию концепции "плавильного котла". В первом параграфе внимание уделяется феномену иммиграции. Рассматриваются особенности терминологического аппарата этно-национальных категорий, с

которыми сталкивается любой исследователь вопросов в области этничпости и нации. Прослеживается как исторически увеличение и изменение национального состава иммиграционного потока влияло на формирование национального единства и идей, по-разному интерпретирующих пути интеграции переселенцев в уже консолидировавшуюся часть американского большинства.

Второй и третий параграфы посвящены становлению метафоричного отождествления Америки с "плавильным тиглем", кристаллизации взглядов сторонников и популяризаторов идеи.

Вторая глава раскрывает сущностные характеристики и особенности становления культурного плюрализма, рассматривает развитие иммиграционной политики в США.

Первые два параграфа освящают условия оформления, исторические корни и главные положения системы взглядов плюралистов. Третий раскрывает эволюцию иммиграционного законодательства от бесконтрольного допуска иммигрантов к регламентации и максимальному лимитированию нежелательных элементов.

Заключительная глава посвящена изменению этнической ситуации, поиску новых путей развития американской нации.

В первом параграфе дается характеристика изменяющейся этнической ситуации общества в Америке. Второй и третий отражают эволюцию рассматриваемых концепций, соотношение теории и практики, реалий жизни многоэтничного общества и политического курса США в национальном вопросе.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению феномена многоэтничности и мультикультурализма как явления не просто сопровождающего национальное развитие американского общества, но определяющего идеологию и влияющего на политический курс государства. До недавнего времени в круг интересов советских и отечественных исследователей - американистов входили по большей части

проблемы иммиграции социально-экономического плана. Несомненно, внимание также уделялось теоретическому осмыслению процессов иммиграции и описанию известных концепций. Однако, сопоставительного анализа имеющих место ассимиляционных процессов в реальном обществе и их теоретической оценки, а также взаимозависимости и взаимовлияния концептуальных интерпретаций и политикой государства в решении национального вопроса на протяжении XX в. практически не проводилось.

Впервые в научный оборот вводится ряд документов, исследований, публикаций, касающихся современных анти-мультикультурных настроений4.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных положений и выводов диссертации для изучения вопросов ассимиляции и сосуществования разноэтничных групп не только в Соединенных Штатах. В наш век глобализации пространства, когда этно-национальные рамки стираются, а границы становятся все более прозрачны, изучение накопленного национального опыта и пройденной эволюции концептуализации проблемы многоэтничности и мультикультурализма в США значимо для составления или корректировки курса национальной политики любого полиэтничного государства.

Исследование главных тенденций и направлений в современном изучении вопросов многоэтничности и мультикультурализма может помочь в стремлении поисков мирных путей противостояния терроризму и проявлениям сепаратизма.

В качестве методологических основ исследования использовались следующие методы: дескриптивный, применявшийся для создания развернутой характеристики этнической ситуации в Соединенных Штатах Америки; сравнительно-сопоставительный анализ теоретических интерпретаций процессов ассимиляции в США; системный подход, благодаря которому развитие концепций сопоставлялось с национальными реалиями.

4 См. например: Lind M. The Next American Nation: The New Nationalism and the Fourth American Revolution. N.Y., L., Toronto, Sydney, Tokyo, Singapure, 1995; Brimelow P. Alien Nation: Common Ssense about America's Immigration Disaster. N.Y., 1995;

американского общества; конкретно-исторический подход, раскрывающий обусловленность теоретических посылок спецификой этно-национального государства.

Источниковедческая база исследования. Цели и задачи исследования решались на основе изучения определенного круга источников и научной литературы. Их характерной чертой является переплетение научно-оценочных и концептуальных положений, что зачастую не позволяет отнести данный труд к категории только источниковедческой или только исследовательской. Таковы, например, большинство из научных работ второй половины, конца XX в.

В подобных работах содержатся и сведения об иммиграционных потоках, и оценочные данные политических успехов и провалов теоретических трактовок рубежа XIX-XX вв., и новые дополнения положений мультикультурализма, рекомендации о практическом применении концептуальных выводов и решений5.

В данной работе в качестве источников также привлекались обширные статистические данные6, сборники7, издания Конгресса8, статьи и публикации

  1. Warner L. Srole L. The Social Systems of American Ethnic Groups. New Haven, L., 1954; Immigration as a Factor in American History I Ed.: O. Handlin. N.Y., 1959; Gordon M. N. Assimilation in American Life. The Role of Race, Religion and Natural Origins. N.Y., 1964; Rose Peter I. They and We: Racial and Ethnic Relations in the United States. N.Y., 1968; Novak M. The Rise of the Unmeltable Etnics. Politics and Culture in the seventies. N.Y., 1972; Race and Ethnicity in Modern America / Ed.: Meister R.J. Lexington, Massachusetts, Toronto, L., 1974; Mann Arthur. The One and the Many. The Reflections on the American Identity. Chicago and L., 1979; Immigration. Dimention of Ethnicity I Ed.: Easterlin E., Ward D., Cambridge (Mass.), L., 1982; Passel J. Undocumented Immigration II The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1986; Fuchs L. H. The American Kaleidoscope. Race, Ethnicity, and the Civil Culture. Hanover and L., 1990; Schlesinger A.M. (Jr.) The Disuniting of America. Reflection on A Multicultural Society. N.Y., L., 1992; Hollinger D.A. Postethnic America. Beyond Multiculturalism. N.Y., 1995, etc.

  2. Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service. 1990; Statistical Abstract of the United States. 1991. 11-th Ed. Washington, 1991; Statistical Abstract of the United States 1995. Washington, 1995.

  3. Immigrants, Refugees, and U.S. Policy I Ed.: G. McClean. N.Y., 1981; Immigration. Dimension of Ethnicity I Ed.: Easterlin E., Ward D., Cambridge (Mass.), L., 1982; Edmonston В., Passel J.S. U.S. Immigration Policy: An Historical Synopsis II Immigration and Ethnicity. The Integration of America's Newest Arrivals. Wash., 1994.

  4. Hearings Before the Subcommittee in Education and Labor House of Representatives. 91 Congress, Sec. Session. Wash., 1970.

периодической печати, прессы , энциклопедии , издания научных обществ и учреждений11, использовались интернет-ресурсы12. В них содержится фактический материал по этническому составу населения США, политическим ориентирам правительства в решении национального вопроса, идеологической ситуации в американском обществе в целом и внутри этно-национальных групп в частности, научно-концептуальным основам формирования современных и будущих моделей этносоциального развития Соединенных Штатов.

На жанровом своеобразии источников, имеющих непосредственное отношение к концептуальному оформлению идей "плавильного котла" и плюрализма на наш взгляд необходимо остановиться подробнее. Они отличаются многоплановостью и включают не только научные теоретические труды, философские эссе, исследовательские статьи основоположников и популяризаторов обоих направлений, но также литературные произведения и мемуары. Причем, если развитие идеи "плавильного котла", по большей части, происходило на страницах литературных произведений, в мемуарах и в меньшей степени затрагивало публицистику и сферу научных работ, то взгляды теоретиков "плюрализма", наоборот, принимали форму философских эссе, складывались в процессе тематических дискуссий, на конференциях. Важную роль в раскрытии сущности концепций и их развития имеют

9 The Century Magazine. Vol. LXI, N.Y., L., Nov. 1900 - Apr.1901; Hapgood N. The Jews and American Democracy II The
Menorah Journal, Vol. 11, N 4 (October), 1916; The Nation. Vol. CXXIX, N 3360, Nov. 27, N.Y., 1929; Kennedy Ruby Jo Reeves.
Single or Triple Melting Pot? Intermarriage Trends in New Haven, 1870 - 1940
II American Journal of Sociology. Vol. 49, N 4,
January 1944; Kennedy Ruby Jo Reeves. Single or Triple Melting Pot? Intermarriage Trends in New Haven, 1870 - 1950
II
American Journal of Sociology. Vol. 58 N I, July 1952; Daily Worker. 1952. November. 18; Geno С Baroni. I'm a Pig Too.
Reprint Washingtonian Magazine, July 1970; New York Times. 17 June 1970; The Immigrants, Business Week, July 13, 1992;
America's New Melting Pot
II U.S. News and World Report. 1996. April, 29.

  1. Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Cambridge (Mass.), 1980; The Encyclopedia Americana. Vol. 19, 1994.

  2. Passel J. Undocumented Immigration II The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1986; Alba R. The Twilight of Ethnicity Among American Catholics of European Ancestry II The Anals of the American Academy of Political and Social Science. 1987. March. Vol. 454.

12 Ошсров. В. Что случилось с "плавильным котлом" // Новый Мир, 2001 .№11 //
; Официальный сайт Посольства США в Москве //

произведения носителей идей конца XVIII - начала XIX столетий. Одним из первых, кто обратился к теме осмысления процесса с позиций теоретиков "плавильного тигля", стал француз Дж. Г. Кревекер, изложивший в 1782 году свое видение проблемы в "Письмах Американского Фермера"13.

Особенность труда - в его полу-художественности, полу-мемуарности. Автор свободно излагает свои мысли и на наглядных примерах убеждает читателя, что американец есть смесь европейских кровей.

В иной манере представлены имеющие интерес для нашей темы "Эссе и поэмы" философа Р.В.Эмерсона14. Форма произведения обуславливает характер изложения, обилие поэтических сравнений и определений. Пользуясь языком метафор, Р.В. Эмерсон поясняет порядок и особенности объединения многих наций в одну.

Своеобразна "Демократия в Америке" А.Токвиля15. В ней автор сам создает некий "сплав" путевый заметок, исторического исследования документов, философского эссе и публицистики. Не будучи связанным напрямую с проблемами иммиграции, сочинение А. Токвиля подчеркивает значимость демократических принципов, чувства равенства для сплочения нации американцев.

Среди научных работ, посвященных проблеме отождествления Америки с "тиглем", выделяется работа Ф.Тернера "Роль границ в американской истории"16. Ученого интересуют условия, которые были необходимы для получения американской смеси. Апеллируя к историческому прошлому США, Ф. Тернер приходит к выводу, что трудности освоения пограничных земель сплачивали пионеров движения на Запад, способствовали их стремлению к объединению усилий в борьбе с природой.

Квинтэссенцией основных положений концепции " плавильного котла" периода рубежа XIX - XX веков считается одноименная пьеса Израила

  1. Crevecoeur Hector St. John. Letters from an American Farmer. N.Y., 1925.

  2. Emerson R.W. Esseys and Poems of Emerson. N.Y., 1921.

  3. Токвиль Алексис. Демократия в Америке. М., 1994.

  4. Turner F.J. The Significance of the Frontier in American History. N.Y., 1920.

Зангуилла - "Плавильный котел" . Хотя подобный термин упоминался ранее, именно И.Зангуилла считают изобретателем метафоры и популяризатором идеи, "поскольку точно не известно, кто именно впервые ввел фразу в оборот, зато его пьеса сделала "плавильный тигель" повседневным выражением в американской речи"18.

Впервые пьеса была поставлена 5 октября 1908 г. в Колумбийском театре города Вашингтон. Главный герой 4-х актовой драмы - юноша еврейской национальности, иммигрировавший из России в Америку - Давид Квиксано. Он - музыкант, скрипач, композитор - пишет симфонию об Америке, которая видится ему божественным "тиглем", где различные расы и этнические группы, сплавляются в единое целое. По мере развития сюжета, Давид влюбляется в русскую иммигрантку Веру Ревендаль, и, несмотря на все преграды со стороны семей (выясняется, что отец Веры как антисемит волею судеб оказался среди тех, кто убил родных Давида в Кишиневе), женится на ней. Конец пьесы - это успех и признание симфонии, торжество любви, грохот "ревущего тигля".

Пьеса имела оглушительный успех. "Плавильный котел" стал синонимом Америки. Президент Т. Рузвельт, присутствовавший на премьере, прямо из ложи выкрикнул: "Вот это пьеса, мистер Зангуилл!"19. "Уже не помню, когда

я видел пьесу, которая бы взволновала меня так сильно." , после чего к пьесе

добавилось посвящение: "Теодору Рузвельту ..." . 25 января 1914 г. драму поставили в Лондоне, и опять театр был полон. В 1909 г. "Плавильный котел" был опубликован и стал для всех настольной книгой .

Пользуясь постоянным спросом, пьеса ежегодно переиздавалась до самого вступления Соединенных Штатов в Первую Мировую войну в 1917 г. Особенность работы И. Зангуилла "Плавильный котел" в том, что это - не

  1. The melting pot. Drama in four acts. In: Works of Israel Zangwill: The melting pot. Chosen people. N.Y., 1921.

  2. Mann A. The melting pot. In: Children of the Uprooted/ Ed.: Handlin O. N.Y., 1966, P. 292.

  3. Ibid., P. 294.

  4. Ibid., P. 294.

  5. См.: The melting pot. Drama in four acts. In: Worksof Israel Zangwill: The melting pot. Chosen people. N.Y., 1921.

  6. Mann A. Op.cit., P. 295.

теоретический труд, а драматическое произведение; с характерными: четырехчастным членением, авторскими ремарками, поясняющими психологическое состояние героев или особенности окружающей их обстановки, метафоричность некоторых фраз, образность языка. Все это одновременно и затрудняет, и делает работу с источником увлекательнее.

Замысел драматурга ясен: симфония главного героя оказывается тождественной теории автора, различные мнения музыкальных критиков -интерпретацией концепции в исследовательских работах, представление сочинения юного композитора собранию иммигрантов созвучно стремлению Зангуилла дать ответ новоприбывшим поселенцам относительно дальнейших перспектив развития общества американцев. Возможно, невосприимчивость некоторых исследователей к такой форме выражения своих взглядов вынудила автора уже после написания пьесы в 1914 г. дополнить ее менее художественным, но более научным "Послесловием" В нем он написал, что появление "Плавильного котла" связано с "конкретным опытом работы президентом иммиграционного регулирующего отделения Еврейской территориальной организации..."24. И. Зангуилл повторил основные тезисы своей концепции и постарался доказать ее, приведя некоторые примеры национального развития других стран . Ценность "Послесловия", однако, состоит не в пояснении отдельных положений "тигля", а в том, что популяризируя и подтверждая их, Зангуилл в то же время подвергает сомнению возможность полного переплавления всех элементов, попадавших в "котел" (в частности евреев и представителей негроидной расы)26. Подобный парадокс, характерный не только для "Послесловия", на наш взгляд объясним тем, что авторы, теоретизируя процесс интеграции иммигрантов в США, возможно, сами того не желая, подменяют реальность создаваемым мифом, тем самым усложняя возможность определения того,

  1. Afterword. 1914. In: Works of Israel Zangwill: The melting pot. Chosen people. N.Y., 1921.

  2. Ibid, P. 199.

  3. Ibid., P. 211-213.

  4. Ibid., P. 204-205.

являются ли их концептуальные разработки планом на национальное будущее Америки или осмыслением ее исторического опыта. "В отдельных случаях остается гадать, касается ли обсуждение "идеальных целей", ведется ли дискуссия вокруг исторического прошлого, или включает и то и другое"27.

При написании работы мы пользовались изданием 1921 года "Произведения Израила Зангуилла: Плавильный котел. Избранный народ" , выпущенным в Нью-Йорке Американской Еврейской книжной компанией.

Почти одновременно с пьесой в 1911 году вышел автобиографический очерк "Земля обетованная" еврейской иммигрантки из Польши Мэри Энтин . Воспоминания посвящены Джозефине Лазарус и содержат историю жизни М. Энтин (заметим, что посвящения тоже являются отличительной чертой источников по теме иммиграции, и проливают свет на происхождение авторов, которые, как правило, представляют собой иммигрантов либо их потомков). М. Энтин описывает, как ужасны были условия в Полоцке, откуда она родом, и как в Америке, куда эмигрировала ее семья, раскрылся и получил вознаграждение ее талант. Сюжет схож с фабулой пьесы Зангуилла и выражает ту же мысль, что и еще один стихотворный источник, -четверостишье самой Эммы Лазарус, помещенное в 1903 году на пьедестал статуи Свободы. "Земля обетованная", как и стихотворение, Э. Лазарус, не обладает концептуальной стройностью и не содержит точного перечня положений теории "плавильного котла". Однако идейный посыл, что в США находят "приют угнетенные и обиженные со всех уголков света", и из них формируется лучшая нация, присутствует бесспорно.

На стыке обоих направлений в интерпретации процесса формирования нации американцев находится жизнеописание румынского иммигранта М.Е. Раваджа30, увидевшее свет в 1917 году. С одной стороны автор выражает идеи плюралистов о необходимости уважения устоев и традиций

  1. Gordon M.N. Assimilation in American Life. The Role of Race, Religion, and Natural Origins. N.Y., 1964, P. 84.

  2. Works of Israel Zangwill: The melting pot. Chosen people. N.Y., 1921.

  3. Antin M. The Promised Land. Cambridge, Massachusetts, 1942.

  4. Ravage M.E. An American in the Making. New York, L., 1936.

иммигрантов и считает, что, чтобы быть американцем, достаточно иметь определенную систему ценностей и взглядов; с другой, он признается, что стал настоящим гражданином США, только пройдя американизировавший его "котел".

К автобиографическим заметкам относится и произведение Дж. Аддамс, опубликованное впервые в 1910 году и посвященное памяти ее отца . Автор, в отличие от М. Энтин в своих воспоминаниях выражает плюралистический взгляд на интеграцию иммигрантов в американское общество, поддерживая их этническое разнообразие, культивируя различия в историческом опыте и самоценность представленных культур.

Особо следует отметить роль прессы в процессе оформления и популяризации идей. В газетах и журналах появлялись статьи, представлявшие аргументы как в пользу зарождения плюралистических взглядов, так и факты, подтверждающие актуальность положений концепции "плавильного котла"32.

К примеру, оригинальна вышедшая в 1912 году в апрельском номере "Северо-Американское Обозрение" статья П.С.Гранта "Американские идеалы и смешение рас"33. В исследовании изложена не только позиция автора относительно процесса складывания нации американцев, но и содержится множество ссылок на мнения других известных лиц. Так выясняется, юрист Хоулл склонен расценивать Америку как "скорее не колыбель нового, а могилу старого народа"34; а, например, профессор Рипли, признается: "оглядываясь далеко назад, становится ясно, что все эти народы Европы -смесь разных корней"35, и пытаться справиться с "этой пестрой толпой, ассимилировать их с нашим коренным населением" - бесполезная задача36.

  1. Addams J. Twenty Years at Hull-House. N.Y., 1951.

  2. См. Напр.: New York Daily Tribune. N 7/XI, 1854; New York Daily Tribune. N 4/X1I, 1850; The Nation. Vol. CXXIX. N 3360. Nov. 27, N.Y., 1929; The Century Magazine. Vol. LXI, N.Y., L., Nov. 1900 - Apr. 1901.

  3. Grant P.S. American Ideals and Race Mixture II The North American Review, Vol. 195 N 4, April, 1912.

  4. Ibid., P. 513-514.

  5. Ibid., P. 519.

  6. Ibid., P. 517.

Интерес представляют также сборники документов. В частности,
выпущенные исследовательницей Е.Абботт "Исторические аспекты

проблемы иммиграции. Избранные документы." содержат письма, статьи и высказывания, которые, не освещая напрямую проблемы теоретического осмысления складывания нации американцев, проливают свет на причины формирования взглядов на США как на "плавильный тигель" или союз различных этнических элементов. Немалую помощь в анализе и понимании теоретических концепций оказывают документальный сборник известного исследователя истории иммиграции О.Хендлина "Иммиграция как особенность американской истории" и выпуск Р.Мейстера "Раса и Этничность в Современной Америке" из серии "Проблемы в американской цивилизации"39. Исследования касаются не только теорий ассимиляции и американизации, но содержат и выдержки из документов по смежным проблемам, связанным с иммиграцией. Однако, выборочно предлагая к изучению документальные фрагменты, заслуживающие внимания исследователей с точки зрения составителей серий, они содержат элемент субъективизма и требуют критичного подхода.

Понятие плюрализма впервые появилось на страницах изданных в 1909 году лекциях В. Джеймса40 и изначально не имело национальной подоплеки. Однако, как признавал сам автор, "метафора столь прекрасна, и более того так точно применима к столь множественному малому и цельному опыту, что просто слыша ее, большинство из нас убеждены, что область ее применения универсальна"41.

Главным стержнем источниковедческой базы теории плюрализма являются философские труды Г.М. Каллена, ставшего первым идеологом и пропагандистом новой интерпретации единства общности США. В серии

  1. Abbott Е. Historical Aspects of the Immigration Problem; Select Documents. Chicago, 1926.

  2. Immigration as a Factor in American History I Ed.: O. Handlin, Englewood Cliffs, 1959.

  3. Race and Ethnicity in Modern America. Ed. Meiser R.J. Lexington, Massachusetts, Toronto, L., 1974.

  4. James W. A Pluralistic Universe. Hibbert Lectures at Manchester College on the Present Situation in Philosophy. Cambridge, L., 1977.

  5. Ibid., P. 87.

статей 1915 г. Г.М. Каллен провозгласил американское общество "федерацией культур". Он отрицал возможность и желательность для иммигрантских групп утраты их идентичности и утверждал, что американская культура лишь выиграет, если позволит каждой из них сохранять и развивать свои традиции и обычаи. Статья "Демократия против плавильного котла" была впервые напечатана в журнале "Нейшн" в феврале 1915 г.42 Позже ее переиздали вместе с другими работами автора в сборнике "Культура и демократия в Соединенных Штатах"43, причем, именно в предисловии к этому изданию, Каллен впервые в печатной форме использовал термин культурный плюрализм для выражения своей идеи. В первичном, журнальном варианте статьи вместо подобного наименования, она определялась как: "демократичная идея" "многоголосый хор", "согласие культур", "разнообразие в единстве".

Своеобразие работ первых идеологов плюрализма, в отличие от произведений популяризаторов "плавильного котла", не только в том, что временной отрезок формирования идей последних растянулся на полтора века, в то время как пик деятельности плюралистов занял лишь два первых десятилетия XX века. Теоретики "тигля" могли лишь изучать работы друг друга; идеологи плюрализма имели личное знакомство, вращались в одинаковых научных кругах, участвовали в общих дискуссиях, вели переписку. Среди единомышленников Г. Каллена оказались его друзья Дж. Дьюи и Р. Берн44. Работы обоих появлялись не только в философских журналах, но и в тех, что были посвящены проблемам психологии, межнациональных отношений, образования. Разделяя плюралистические взгляды на американскую нацию, философы, однако, отлично понимали свою роль в их популяризации.

  1. Kallen Н. М. Democracy Versus The Melting-Pot. A Study of American Nationality II The Nation. Febr. 18, P. 190-194; Feb. 25, P. 217-221; 1915.

  2. Kallen H. M. Culture and Democracy in the United States. N.Y., 1924.

44 Dewey J. The Middle Works, 1899-1924 II Essays on Philosophy and Education 1916-1917. Vol.10, Carbondale and
Edwardsville, 1985; Bourne R. The Radical Will. Selected Writing 1911-1918. Berkeley and Los Angeles, 1992.

Дж. Дьюи концентрировался на системе образования, внедряя плюралистический подход в порядок обучения юных американцев. Р.Берн видел свою роль в расширении границ приложения идеи; в статье "Транснациональная Америка", впервые появившейся в 1916 году в июльском выпуске "Атлантик Мансли", он не только развил ее положения, но и наполнил их иным смыслом, применяя к американскому обществу термин "космополитизм" и "мировая федерация в миниатюре". Примечательно, что подобно работе Г.М. Каллена, статья Р. Берна долго не переиздавалась, несмотря на известность и даже некоторую легендарность ее автора45.

Впоследствии понятие "плюрализм" приобретало новые названия -"мультикультурализм", "культурный плюрализм"; с тех же позиций американская нация сравнивалась с "миской с салатом", "калейдоскопом", "мозаикой". Впрочем, и у концепции "плавильного котла" имелись обновленные варианты. Работы социологов Р. Кеннеди, У. Херберга, Л. Уорнера и Л. Сроула привлекают внимание к религиозной жизни общества в Америке, задаваясь вопросом: США все-таки единичный или троичный "тигель"46.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время в силу своей актуальности, проблема многоэтничности и мультикультурализма в Соединенных Штатах Америки в свете углубления глобализационных и интеграционных процессов привлекает все больше внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей. Однако изучение вопроса ассимиляции и интеграции иммигрантов в США через призму теорий "плавильного котла" и плюрализма имеет давнюю традицию и неразрывно связано с собственно темой иммиграции в Америку. За чуть ли не двухвековую историю исследования этого феномена написано огромное

  1. См. Introduction and Preface II The Radical Will. Selected Writings 1911-1918. Berkeley and Los Angeles, 1992.

  2. Kennedy Ruby Jo Reeves. Single or Triple Melting Pot? Intermarriage Trends in New Haven, 1870-1940 II American Journal of Sociology, Vol. 49, N 4, January 1944, P. 331-339; Single or Triple Melting Pot? Intermarriage Trends in New Haven, 1870-1950 II American Journal of Sociology, Vol. 58 N I, July 1952, P. 56-59; Herberg W. Protestant - Catholic - Jew. Garden City, 1955; Warner W.L. Srole L. The Social Systems of American Ethnic Groups. New Haven, L., 1954.

количество работ и статей как зарубежными, так и советскими, российскими исследователями. Особенность трудов американских ученых в том, что они сочетают критическую оценку вопроса теоретической интерпретации ассимиляционных процессов в США с изложением авторского видения проблемы, одновременно представляя интерес как для анализа историографического, так и источниковедческого плана. На рубеже XIX-XX веков, в период наиболее обширного и разнородного наплыва иммигрантов, формируются различные трактовки ассимиляционных и интеграционных процессов в США; тогда же появляются исследования с переосмысленной трактовкой исторического опыта консолидации американцев.

Таковы, например, исследования Дж. Коммонса, оснащенные подробными статистическими данными по иммиграционному вопросу47; Г.Фаирчальда, содержащие соображения исследователя относительно значений терминов "национальность", "народность", их употребления теоретиками "плавильного котла", в частности Зангуиллом48; М. Гранта,

изданные с документальным приложением .

Двадцатые годы XX века, ограничив иммиграционный поток серией запретительных актов, стали темой для изучения антииммигрантских-настроений, взаимоотношений представителей различных национальных групп внутри американского рабочего класса50, истории американских городов, куда в первую очередь стекались иммигранты, и где они играли значительную роль51; отдельных иммигрантских групп: английской, итальянской, ирландской, немецкой, норвежской52.

  1. Commons J.R. Races and Immigrants in America. N.Y., 1930, Copyright 1907.

  2. Fairchild H.Pr. Race and Nationality As Factor in American Life. N.Y., 1947; Immigration. A World Movement and its American Significance. N.Y., 1918, Copyright 1913.

  3. Grant M. The Passing of the Great Race or The Racial Basis of European History. N.Y., 1922.

  4. Bodnar J. The Transplanted. A History of Immigrants in Urban America. Bloomington, 1985; Bodnar J., Simon R., Weber M. Lives of Their Own. Blacks, Italians, and Poles in Pittsburgh 1900-1960. Urbana, Chicago, L., 1982.

  5. Wiebe R.H. The Search for Order 1877-1920. N.Y., 1967; Diner St.J. A Very Different Age. Americas of the Progressive Era. N.Y., 1998.

  6. Daniels R. Coming to America. A History of Immigration and Etniciiy in American Life. N.Y., 1991; American Ethnic Politics / Ed.: Fuchs L.H., N.Y., Evanston, 1979; Боги на Ш.А. Иммигрантское население США. М., 1976.

Почти во всех исследованиях американских ученых, начиная с 80-х годов XX века, содержатся подробные историографические очерки вопросов, связанных с иммиграцией, мультикультурализмом американской нации53; в отдельных монографиях российских авторов также имеется подобный экскурс54; кроме того, появилось немало научных работ собственно историографической тематики55.

В российской американистике вопросы многоэтничности и мультикультурализма малоизучены, работы подобной тематики до 1990-х гг. XX вв.56 практически не издавались и не переводились уже имевшиеся за рубежом.

Однако, интерес к сравнительному анализу и изучению собственно
этносоциологических концепций среди советских и российских
исследователей присутствовал. Так, Т.В. Таболина, автор монографии
"Этническая проблематика в современной американской науке.

Критический обзор основных этносоциологических концепций." анализирует смену и пересмотр теоретических установок в этносоциологии США, в том

  1. Lieberson S. A Piece of the Pie. Blacks and White Immigrants Since 1880. Berkeley, Los Angeles, L., 1980; Gerber D.A. The Making of an American Pluralism. Buffalo, New York 1825-60. Urbana, Chicago, 1989; Schlesinger A.M. Paths to the Present. N.Y., 1957; Diner S.J. A Very Different Age. Americans of the Progressive Era. N.Y., 1998; Race and Ethnicity in Modern America I Ed.: Meister R.J., Lexington, Massachusetts, Toronto, L., 1974;. American Ethnic Politics / Ed.: Fuchs L.H., N.Y., Evanston, 1979.

  2. Богина Ш.А. Иммигрантское население США. М., 1976, см. приложение: Историография иммиграции в США. С.237-272; Иммиграция в США накануне и в период гражданской войны (1850-1865 гг.), М., .1965, С. 8-26; Изучение национальных отношений в зарубежных странах (советская историография) / Под ред. Баграмова Э.А., Шлспакова А.Н., М., 1985, С 163-177; Гесвский И.А, Червонная C.A. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США. М., 1985, С 249-272; Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире / Под ред. Шлспакова А.Н., Анохина Г.И., Евтуха В.Б. Киев, 1984, С. 88-122.

  3. Евтух В.Б. Историография национальных отношений в США и Канаде (60-е - 70-е годы). Киев, 1982; Болховитинов Н.Н. США: проблемы истории и современная историография. М., 1980; Аверкисва Ю.П. История теоретической мысли в Американской этнографии. М., 1979; Кунина А.Е. США: методологические проблемы историофафии (практика исследований). М., 1988.

  4. Чсртина 3.C. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М., 2000; Червонная C.A., Ст. Возможно ли "единство во множестве"? Эволюция формулы американской идентичности // США: становление и развитие национальной традиции и национального характера. М., 1999.

числе рассматривает и концепции "плавильного котла" и плюрализма . Известный исследователь этнонациональных вопросов Евтух В.Б., в работе "Концепции этносоциального развития США и Канады: типология, традиции, эволюция", также концентрируется на сравнительных характеристиках теоретических аспектов распространенных в этих странах этно-национальных моделей .

Обзору сложившихся концепций национальных отношений не только в
США, но и в других капиталистических странах Западной Европы,
посвящена совместная работа Шлепакова А.Н., Евтуха В.Б. и Шамшур О.В.
"Буржуазные концепции национальных отношений в развитых
капиталистических странах". Кроме анализа трактовок этнических процессов
и национальных противоречий, в труде присутствуют оценки
концептуального и понятийно-терминологического осмысления

этносоциологического развития у зарубежных исследователей59.

Попытке проследить этнические процессы, происходившие в США на протяжении их исторического развития, концентрации на спорных вопросах сложного и многообразного ассимиляционного процесса посвящена работа "Национальные процессы в США"60.

О роли иммигрантов в различных отраслях хозяйства США, особенностях их географического размещения, о том, как и насколько сохраняются их язык, обычаи, культурные особенности - работа Л.А. Баграмова "Иммигранты в США"61. Исследования Ш.А. Богиной "Иммиграция в США накануне и в период Гражданской войны (1850-1865)", "Ассимиляция иммигрантов в США 50-60гт XIX в.", "Иммигрантское население США" и статья "Как складывалась американская нация" содержат

57 Таболина T.B. Этническая проблематика в современной американской науке. Критический обзор основных
этносоциологических концепций. М., 1985.

58 Евтух В.Б. Концепции этносоциального развития США и Канады: типология, традиции, эволюция. Киев, 1991.

59 Шлепаков А.Н., Евтух В.Б., Шамшур О.В. Буржуазные концепции национальных отношений в развитых
капиталистических странах. Киев, 1988.

  1. Национальные процессы в США. М., 1973 / Под ред. Гонионского C.A., Ефимовой А.В., Богиной Ш.А.

  2. Баграмов Л.А. Иммигранты в США. М., 1957.

огромный фактический материал о жизни иммигрантских групп в те или иные периоды американской истории, о сложностях и об особенностях ассимиляционного процесса.

Как такового, анализа концепций "плавильного котла" и "плюрализма" монографии Ш.А.Богиной не содержат. Тем не менее, ее позиция определенна: "Каждая иммигрантская группа представляет собой как бы струю, вливавшуюся в поток развития для нее новой страны, каждая стремилась вначале сохранить самостоятельное течение..." Слияние различных этнических элементов " было процессом длительным, многосторонним и противоречивым, причем культурная ассимиляция отставала от ассимиляции экономической и социальной, которая лежала в их основе." . Работа А. Константинова и Ю. Андреева "Евреи в США глазами американцев" подтвердила, что у "плавильного котла" есть оборотная сторона. Оказывается, в Америке, в "божественном тигле", куда евреи бежали от погромов, "в 1915 г. был зафиксирован первый, но далеко не последний случай линчевания в США еврея"63.

Статья С.А. Червонной напрямую связана с темой осмысления "единства во множестве"; сопоставляя статистические данные и эволюцию идеи "плавильного тигля", автор приходит к выводу, что "в конечном итоге метафора... стала для белых американцев реальностью"64, а цветные жители США обрели статус "полноправных членов великого множества"65. Однако проблема актуальна и не разрешена, - заключает автор, так как, едва успев обозначиться, это "единство во множестве" начало дезинтегрировать.

Среди привлеченных исследований зарубежных (американских) авторов условно можно выделить круг работ общего характера; труды, которые содержат объемный фактический материал о жизни иммигрантских групп и собственно критические обзоры или анализы заявленных концепций. К

  1. Богина Ш.А. Иммиграция в США. M., 1965. С. 222-223.

  2. Константинов А., Андреев Ю. Евреи в США глазами американцев. M., 1985, С. 12.

  3. Червонная С.А. Ст. Возможно ли "единство во множестве"... М., 1999, С. 159.

  4. Там же, С. 161.

первым, например, относится работа Ф. Боаса. Труд "Расы и демократическое общество" напрямую не связан с теорией "плавильного котла" или плюрализма. Однако он важен для понимания проблемы в общемировом масштабе. Излагая свои мысли о процессе развития американского народа, автор рассматривает его в историческом контексте других цивилизаций и приходит к выводу, что существование "чистой расы" - всего лишь миф, и будущее Соединенных Штатов - стать "конгломератом различных этносов и культур, а не единой нацией с общей идеей"66.

Примечателен сборник статей различных авторов, выпушенный под общим руководством Л.Футча "Американская этническая политика"67. Поместив под одной обложкой описания американских ирландцев, евреев, немцев и других иностранных групп, главный редактор пытался осветить вопрос взаимодействия различных этносов внутри единой социальной структуры США и их влияния на политическую и общественную жизнь страны. Кроме того, как уже было упомянуто, сборник содержит обширный библиографический материал по иммиграционному вопросу.

Исследование С. Лейберсона иного рода. Идея "Куска пирога. Черные и белые иммигранты с 1880."68 состоит в выяснении причин, по которым потомкам европейских иммигрантов "новой" волны к определенному моменту удается добиться высот, недоступных черному населению Америки. Работа Лейберсона полезна также с точки зрения сопоставления концептуальных положений с действительным историческим прошлым США, судя по которому, к середине XX в. преимущества остаются за теорией "котла", а не плюрализма.

  1. Boas F. Race and Democratic Society. N.Y., 1946, P. 12.

  2. American Ethnic Politics /Ed.: Futchs L.H., N.Y., Evanston, 1979.

  3. Lieberson S. A Piece of the Pie. Blacks and White Immigrants Since 1880. Berkeley, Los Angeles, L. 1980.

Работы Шлезингеров (старшего и младшего) , О.Хендлина , М. Новака , Н. Глейзера , Р. Даниелса , Л. Адамика более конкретны и идеологически закрепляют в сознании соотечественников образ своей страны как "нации наций". Все перечисленные выше историки, однако, по-разному интерпретируют "единство множества". Так, Шлезингер-старший верил в работу американского "тигля" и называл его одним из десяти величайших вкладов Соединенных Штатов в развитие мировой цивилизации. О. Хендлин поддерживал ту же позицию, но с некоторой оговоркой, как и Р.Даниелс, признавший, что миф "котла" все же имел рациональное зерно.

Другие исследователи придерживались многокультурной интерпретации США. Все они, однако, указывали на ряд проблем, сопутствующих построению "мозаики". Важный вклад в изучение развития позиций плюралистов вносят работы Д. Гербера и Д. Холлинджера. Автор "Становления американского плюрализма. Буффало, Нью-Йорк 1825-60." концентрируется на проблеме социального плюрализма в конкретном типичном для США индустриальном центре75. Исследуя развитие разноэтничного населения Буффало, взаимоотношения представленных в нем национальных элементов, Гербер приводит аргументы в пользу плюралистического прошлого Америки, в противовес сторонникам "тигля". Д. Холлинджер идет дальше. В своем труде "Постэтничная Америка. Позади мультикультурализма"76, он не только представляет исторический экскурс к истокам зарождения идеи и объясняет разницу между такими, казалось бы,

  1. Schlesinger A.M. Paths to the Present. N.Y., 1957; Schlesinger A.M. The Birth of the Nation. A Portrait of the American People on the Eve of Independence. N.Y., 1969; Schlesinger A.M., Jr. The Disuniting of America. Reflections on a Multicultural Society. N.Y., L., 1993.

  2. Handlin O. The Americans. A New History of the People of the United Slates. Boston, 1963; The American People in the twentieth Century. Boston, 1963; The Newcomers. Negroes and Puertoricans in a Changing Metropolis. Cambridge, 1959.

  3. Novak M. The Rise of the Unmeltable Ethnics. Politics and Culture in the Seventies. N.Y., 1972.

  4. Glazer N., Moynihan D.P. Beyond the Melting Pot. The negroes, puerto-ricans, jews, italians, and irish of New York City. Cambridge, 1964; Glazer N. We are all multiculturalists Now. Cambridge, L., 1997.

  5. Daniels R. Coming to America. A History of Immigration and Ethnicity in American Life. N.Y., Harper Revennial, 1991.

  1. Adamic L. The Nation of Nations. N. Y., L., 1945.

  2. Gerber D.A. The Making of an American Pluralism. Buffalo, New York 1825-60. Urbana, Chicago, 1989.

  3. Hollinger D.A. Postethnic America Beyond Multiculturalism. N.Y., 1995.

синонимичными терминами как: "мультикультурализм", "единство множества", "культурный плюрализм", "космополитизм", но и строит свою модель будущего общества Америки.

Исключительны исследования таких видных историков вопроса, как М.

Гордон и Дж. Хайм. Автор работы "Ассимиляция в американской жизни" занят сравнительным анализом трех самых значительных в истории Америки идей: нейтивизма, "плавильного котла" и плюрализма. Он четко излагает как главные позиции концепций, так и их эволюционный процесс. Труд Д.

Хайма, хотя и посвящен проблеме нейтивизма , затрагивает историю формирования противоположных, демократических взглядов. Работы обоих исследователей отличает непредвзятый подход к изучаемому вопросу, стремление к достоверному изложению процесса появления и оформления концепций. Примечателен также написанный Д. Хаймом очерк по иммиграции. В нем автор излагает историю явления, приводит доказательства в пользу того, что уподоблять Америку " плавильному котлу" "не так уж неверно"79. Кроме того, историк оспаривает распространенный взгляд на общество американцев как на "нацию иммигрантов": по его мнению, подобная интерпретация генеалогии граждан Соединенный Штатов не вполне правомерна: "Она вмещает богатую комбинацию реальности и мифа, из которых рождается национальная легенда"80. Дж. Хайэм считает не иммигрантами, а коренными жителями колонизаторов и миссионеров81: они и их потомки стали тем "ядром", вокруг которого впоследствии формировалось национальное единство американцев.

  1. Gordon M.N. Assimilation in American Life. The Role of Race, Religion and Natural Origins. N.Y., 1964.

  2. Higham J. Strangers in the Land. Patterns of American Nativism 1860-1925. N.Y., 1955; Send these to Me. Immigrants in Urban America. Baltimore and L., 1984.

  3. Higham J. Immigration. In: The Comparative Approach to American History I Ed.: Woodward C.V., New York, L., 1968, P. 96.

  4. Ibid., P. 91.

  5. Ibid., P. 92.

Особо отметим статью А. Манна "Плавильный котел" . Являясь скорее литературоведческим анализом драмы И. Зангуилла, чем историческим исследованием его концепции, она проливает свет на отношение ко взглядам И. Зангуилла современного ему общества, т.к. содержит выдержки из газетных статей, посвященных показу драмы. Кроме того, в статье подробно описывается жизненный путь писателя и драматурга.

Начиная с 90-х годов XX века, проблема осмысления американской нации как общества - тигля или - мозаики стала настолько популярна, что

охватить весь спектр работ по данной теме вряд ли возможно . Ежегодно в США выпускаются сотни брошюр, статей и книг, имеющих отношение к данному вопросу. Обзор крупнейших американских газет последних десятилетий показывает, что термин "мультикультурализм" и его производные в 1981 году использовался в 40 статьях, а всего одиннадцатью годами спустя - уже в 2000. Таким образом, отождествление Америки с "калейдоскопом" вытесняет сравнение с "котлом", но не заменяет его полностью. Идея "плавильного тигля" развивается и дополняется ее интерпретаторами. Похоже, обе теории просуществовав бок о бок с переменным успехом почти век, еще долго будут занимать исследователей иммиграции и процесса формирования американской нации.

82 Mann A.The melting pot. In: Children of the Uprooted /Ed.: Handlin O. N.Y., 1966, P. 290-317.

83 Приведем лишь некоторые, использованные в данном ислсдовании, из них: Brimelow P. Alien Nation: common sense
about America's immigration Disaster. N.Y., 1995; Daniels R. Coming to America. A History of Immigration and Etnicity in
American Life. N.Y., 1991; Glazer N. We Are All Multiculluralists Now. Cambridge, L., 1997; Immigration and Ethnicity. The
integration of America's Newest Arrivals
I Ed.: Barry Edmonston and Jeffrey S. Passel. Washington, 1994; Lind M. The Next
American Nation: The New Nationalism and the Fourth American Revolution. N.Y., L., Toronto, Sydney, Tokyo, Singapure, 1995;
Connor, Walker. Ethnonationalism. The Quest for Understanding. Princeton. N.J., 1994.

I. Теория "плавильного котла": условия становления и

факторы развития.

Феномен иммиграции: этнический состав, особенности ассимиляции на рубеже XIX - XX вв

История Соединенных Штатов - сага об иммигрантах. С самого начала формирование государства происходило вследствие поэтапно переселявшихся представителей разных земель и государств. Приток иммигрантов временами усиливался, временами ослабевал, но никогда не прекращался.

В 1640-1720 гг. сюда прибыли англичане, шотландцы, валлийцы, составившие, так называемую, первую иммигрантскую волну. Тогда же в колонии была насильственно доставлена значительная часть негров-рабов из Африки. Второй наплыв, условно подразделяемый нами также на два этапа, пришелся на период 1840-1924 гг.: прибытие в страну "старой" (те, кто иммигрировал до начала Гражданской войны в Америке, 1861-1865 гг.) и "новой" (соответственно, после) иммиграции, включивший представителей всей Европы, России и Азии. Четвертая волна отметила конец 1960-1970-х гг., и принесла в США, в основном, латиноамериканский и азиатский элемент.

Первые поселенцы, имеющие общие англосаксонские корни, стали образцом для последующих. На этой почве возникла англоконформистская модель - теория доминантности белых англосаксонских протестантов, предполагающая поддержание английских институтов (установленных американской революцией), английской культуры и языка в качестве господствующих стандартов, определяющих американскую жизнь84.

Более разнообразные в национальном плане представители "старой" иммиграции способствовали формированию отличного взгляда на США как на "приют слабых и угнетенных", "котел" для изготовления образцового народа, чьим объединяющим началом должно было стать единство в приверженности идеалам свободы и демократии, а не общность происхождения или этническая принадлежность.

Идея отвечала духу времени. В первой половине XIX века слияние иммигрантов с основным "ядром" действительно происходило довольно успешно. "Сплавление" облегчалось близостью культур, сходством физических характеристик, примерно равным уровнем социально-экономического развития США и Северо-Западной Европы, откуда прибывало 90% всей иммиграции в 1860-х г.г. и 80% в 1870-х.г.г.85. Кроме того, ликвидация рабства отвлекла бывших рабовладельцев и белое население страны от межнациональных разногласий, переключив возможных противников на разрешение межрасовых проблем.

Однако, "новая" иммиграция, несравнимо более разноплановая как в национально-этническом, так и социально-экономическом отношении затормозила работу "котла". В ней обнаружились изъяны, исправить которые вызвалась следующая теория: культурный плюрализм. Согласно новой идее, для формирования американской общности не нужно сплавление всевозможных этнических элементов по унифицированному образцу. Наоборот, сохранение культурного своеобразия и самобытности, обычаев и традиций обогащает нацию.

Таким образом, иммиграция XIX - начала XX вв. стала основой для складывания теорий, по-разному интерпретирующих пути интеграции новоприбывших жителей страны в уже консолидировавшееся американское общество. За промежуток с 1820 по 1920 гг. в страну въехало более 37 млн. иммигрантов86, чья этническая однородность ("старая" иммиграция) и пестрота ("новая" иммиграция), единообразие и разнородность не только представили аргументы в пользу обеих концепций, но и привели к смене политической идеологии от курса прославления "плавильного котла" к провозглашению культурного плюрализма общества.

Выделение в иммиграционном потоке представителей "старой" и "новой" волн, важно для оформления концепций. Если "старые" иммигранты отправлялись в "котел" и образовывали сплав с уже сплотившейся частью нации США, то представители "новой" иммиграции, гораздо более разнообразные в этническом плане и несравнимые по численности, уже не успевали переплавляться "тиглем". Они сплачивались с представителями сходных национальных единиц, образуя отдельные островки культур, тем самым, разъединяя почти оформившуюся американскую общность.

Представителей "старой" иммиграции можно считать источником для складывания взглядов теоретиков "котла", в то время как иммигрантов конца Х1Х-начала XX веков- основой для оформления идеи плюрализма.

"Старая" иммиграция отличалась относительной однородностью состава. В основном это были выходцы из Канады и Северо-Западной Европы (англичане, шотландцы, ирландцы, немцы, французы, бельгийцы, скандинавы). Уровень развития исходных стран, культура, религия, язык, даже физический облик иммигрантов периода 30-70-х годов XIX века были похожи.

"Старые" иммигранты, за редким исключением (евреи), исповедовали католицизм или протестантизм (в последнем случае они быстрей сближались с потомками первых американских поселенцев), имели общие цели (нередко искали политическое убежище в Новом Свете, покидая родные страны после европейских революций 1848-х годов); обладали грамотностью; предпочитали селиться в сельскохозяйственных районах, чем в городах. Вся эта схожесть создавала условия для облегчения их слияния с уже сплотившимся "ядром".

Условия появления и развития концепции

Условия оформления плюралистической интерпретации процесса консолидации американской нации своеобразны. Несмотря на имевшиеся в истории США XIX века прецеденты, когда иммигрантские группы пытались создать свои сообщества в структуре общества (стремление к автономности было особенно сильным у немецкой, ирландской, еврейской групп), идея федеративного сосуществования разноэтничных формирований не находила обоснования. Однако, в начале ХХ-го века в период господства и официального признания концепции "плавильного тигля", взгляд на Америку как на конгломерат несмешивающихся национальных компонент, в короткий срок обрел реальные черты.

Этническая пестрота и массовость "новой" иммиграции, как следствие -замедленность ассимиляционных процессов и торможение работы "котла", сыграли роль в консолидации оппозиционных мнений. Движение американизации или практическое применение идеологических постулатов "тигля", стало сближаться с нейтивистскими кампаниями, цели которых были направлены на унификацию инорожденных элементов и их инкорпорирование в состав англосаксонского "ядра".

В годы Первой мировой войны пропаганда ускоренной ассимиляции усилилась, что объяснялось, с одной стороны, опасениями уже консолидировавшейся части американского общества к проявлению лояльности со стороны не успевших ассимилироваться этнических элементов к исходной родине, с другой наличие реальных фактов подобной несознательности и отсутствия патриотизма к новой родине у некоторых инорожденных групп.

Как отмечалось в предыдущем параграфе, во времена президентства Т. Рузвельта и В. Вильсона национальная политика страны особенно наглядно демонстрировала и поощряла воплощение в жизнь идеи ускоренного срастания иммигрантов с американским большинством.

Для этой цели создавались специальные национальные комитеты по американизации, комитеты помощи иммигрантам в Америке. Использовались всевозможные средства агитации натурализации. В местах наибольшего скопления иммигрантов развешивались яркие афиши, выполненные в характерных для американского флага цветах (красный, белый, синий). На них образцовый американец, дядюшка Сэм, с улыбкой протягивал правую руку одетому в комбинезон и рабочую блузу иностранцу, а левой указывал на фигуру судьи, держащего в руке документ о натурализации американского гражданства. На заднем плане изображался загородный домик, на крыльце которого белокурая жена и опрятно одетые дети встречали аккуратного отца семейства224. Для идеологического воздействия устраивались спектакли. В центре города возвышался временный помост, на нем помещалось подобие гигантского тигля, "по лесенке к нему взбиралась процессия одетых в национальные костюмы людей, на лице каждого... было написано выражение твердой решимости. Они спускались в тигель, а потом из расположенной в его нижней части двери выходили те же самые люди, но уже одетые по последней американской моде и энергично жующие жевательную резинку"225.

В начале XX века анти-иммигрантские настроения усилились и привели к ужесточению политики в отношении иммигрантов. В 1920-е гг. влиятельные круги в США стали сомневаться дальнейших успехах ассимиляционистской политики и возможности интегрировать в американскую нацию такие чуждые в культурном плане группы, как, например, китайская и мексиканская. Начались массовые депортации уже прижившихся, но не местнорожденных элементов. Депортировались те, кто за пять лет проживания в США не выучил английский язык. Они виделись подозрительными, представлялись угрозой американскому либерализму и самой идее уникальности Америки.

За первые десятилетия ХХ-го века была издана серия ограничительных актов, дополняемая вплоть до 1929 г. В 1917 г. вышел закон, запрещавший иммиграцию неграмотных, который находился в стадии проекта с конца XIX-го века. Считая, что принятие подобного акта нарушит принцип равных возможностей, президенты страны в 1897 г. Кливленд, в 1913 - Тафт, в 1915 и 1917 гг. - Вильсон, накладывали на него вето, однако в 1917 г. Конгрессу все же удалось его принять. Квотный акт 1924 г. "Джонсона- Рида"226 дополнил вышеуказанные ограничения. Один из его главных составителей -конгрессмен Джонсон - спустя три года отмечал: "Сегодня, вместо связанного однородного гражданского единства, мы имеем государство, составленное из всевозможных разнообразных элементов. Мы имеем разнородное население и немалая его часть произошла от рас, веками не знавших свободы.

Особенности иммиграции и изменение этнической ситуации в США в новых условиях

Пересмотр и изменения в иммиграционном законодательстве 1960-х гг., эволюция политики государства от пропаганды скорейшей ассимиляции к сохранению и уважению этнического и культурного разнообразия привели к значительному росту общего объема иммиграции, а также к заметным изменениям в ее составе, за счет увеличения выходцев из развивающихся стран.

По данным статистики, за период с 1961 по 1980 гг. более чем 7,8 млн. человек официально получили разрешение на въезд в страну на постоянное место жительства, что на 50% больше, чем за предшествовавшие два десятилетия309. Резко сократилась иммиграция из Великобритании, Германии, Италии. Среди иммигрантов теперь доминировали выходцы с Филиппин, Кореи, Кубы, Ямайки, Доминиканской Республики. Так, в цифровом соотношении, например, в 1984 г. на законном основании в США из Европы прибыло 64.100 человек, в то время как легальная иммиграция из Южной Америки (а именно из Мексики, с островов Вест-Индии, из Доминиканской Республики и Колумбии), составила 193.500 иммигрантов, из Азии (Филиппин, Вьетнама, Кореи, Китая) - 256.300310.

В целом, население Соединенных Штатов за счет иммигрантов увеличилось на 11% за период 1960 - 1970 гг., на 33% за время 1970-1980 гг., и примерно на 39% между 1980 и 1990 гг. В 1950-х гг. 68% от общего количества легальных иммигрантов были выходцами из Европы и Канады. Однако в 1971 - 1991 гг. в подавляющем большинстве прибывали иммигранты из Мексики, Латинской Америки, Карибских островов (47,9%, из числа которых 23,7% составляли мексиканцы), Азии (35,2%); в этом ряду Европа и Канада представляли лишь 13,8%311. Причем приведенные цифры не учитывают огромное количество нелегальных иммигрантов преимущественно из Мексики. Показательно, что к середине 1980-х годов, Великобритания, например, как страна - поставщик иммигрантов, занимала 12-е место после Мексики, Филиппин, Кореи, Кубы, Индии, Китая, Доминиканской Республики, Вьетнама, Ямайки, Гаити и Ирана312. По данным на 1990 г. в список 10 стран происхождения, получивших наибольшие квоты для иммигрантов вошли: Мексика (57.000 человек), Филиппины (55.000), Вьетнам (49.000), Доминиканская Республика (32.000), Корея (30.000), Китай (29.000), Индия (28.000), Советский Союз (25.000), Ямайка (19.000) и Иран (18.000)313.

Предлагая реформировать действовавшее иммиграционное законодательство, президенты Дж. Кеннеди и Л. Джонсон имели ввиду замену основы квотной системы с национального признака на профессиональный. "Нация, построенная иммигрантами... может задать вопрос тем, кто сегодня ищет возможности присоединиться: "Что вы можете сделать для нашей страны?", но мы не должны спрашивать "В каком государстве вы были рождены?""314.

Подписывая новый иммиграционный закон перед статуей Свободы и утверждая, что "Америка принадлежит всем группам иммигрантов, населяющих ее и верящих в нее"315, Л. Джонсон вряд ли предвидел именно такие последствия, впрочем как и Конгресс, который модифицировал принятый в 1965г. Акт об иммиграции и натурализации, сместив акцент с наличия у иммигрантов необходимых квалификации и навыков на предпочтительность воссоединения с семьей. Предполагалось, что подобная мера принесет преимущества выходцам из Европы (поскольку, к примеру, итальянцев ежегодно прибывало даже больше, чем было положено согласно системе квот). Так, министр Юстиции США Роберт Кеннеди заявлял: "хотя и предполагается, что 5.000 иммигрантов из Азии прибудут в Соединенные Штаты в первый год, мы не ожидаем, что это сильно повлияет на ситуацию впоследствии" . Его брат, Сенатор Эдвард Кеннеди, высказывал ту же точку зрения: "Закон не приведет к заполнению наших городов иммигрантами. Он не нарушит этнической смеси нашего общества"317.

Однако, как свидетельствуют статистические данные, подобные убеждения оказались ошибочными и привели к совершенно иным, чем предполагалось, результатам. За 1980г. более 2,6 млн. иммигрантов азиатского происхождения въехало в страну на законном основании, то есть больше чем составил весь иммигрантский поток на 1950 г.

"Политика в отношении массовой легальной иммиграции наших дней явилась порождением Революции за гражданские права, как ненамеренное следствие того, что представлялось как своевременная мера"319.

Борьба за гражданские права, восстания черных, движения этнического возрождения и феминизма - все проявления бурления американского общества конца 1950-х-70-х гг. взаимно влияли, поддерживали и обвиняли друг друга в борьбе за признание своих целей и их политическое оформление. Освободительное движение негров, с одной стороны, послужило примером и стимулом для всех этнорасовых и этнических групп американского населения. Вслед за лозунгом "Власть черным!" послышались лозунги "Власть желтым!", "Власть полякам!" и т.п. С другой, политическое признание равных прав черного населения, политика "положительных действий" (affirmative actions) , и басинга (busing) для представителей негроидной расы, у иммигрантов других этнических групп, вследствие порождения конкуренции и соперничества с ними во всех сферах общественной жизни, вызывало негативную реакцию.

Барбара Микульски, социальный работник польского происхождения, выступая в 1969 г. на Совещании в Филадельфии, в ответ на обвинения в расизме, возражала: "Никто не прислушивается к нам и нашим проблемам, никого не волнуем ни мы, ни наш вклад в построение американских идеалов...В то время как белые этники знают, каково быть черными". "К сожалению, из-за старых предрассудков и новых страхов, растет раздражение не против тех групп, у кого власть, а против совсем иных меньшинств. Что необходимо, так это союз белых и черных; белых и синих воротничков, и не воротничков, основанный на взаимосвязи, взаимопомощи и уважении, такой союз, чтобы разработать стратегию для нового типа социального сообщества и политического соучастия .