Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Сущенко Максим Алексеевич

Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций
<
Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Сущенко Максим Алексеевич. Политическая модернизация в китае: роль конфуцианских традиций: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Сущенко Максим Алексеевич;[Место защиты: Кемеровский государственный университет].- Казань, 2015.- 232 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Роль конфуцианства в формировании китайской государст-венности .

1.1. Конфуцианство как основа государственной доктрины тради-ционного и современного Китая .

1.2. Конфуцианские идеи как фактор политического развития Ки-тая XX-XXI вв

Глава 2. Роль национальных традиций в политической модернизации Китая .

2.1. Конфуцианские традиции в политической жизни КНР

2.2. Политика модернизации и трансформация политической системы в Китае

Глава 3. Перспективы политической модернизации в КНР в XXI в ...

3.1. Роль КПК в политической модернизации Китая

3.2. Конфуцианский дискурс демократизации в современном Китае

Заключение .

Список источников и литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

КНР сегодня одна из самых динамично развивающихся стран, оказывающая огромное влияние на политические процессы в современном мире. Успехи КНР ставят перед мировым сообществом ряд вопросов, связанных с перспективами нового политического курса страны, который сможет стать ответом на ряд глобальных цивилизационных вызовов. Смена вектора внутриполитического развития КНР ведет к переменам во внешней политике КНР, оказывает влияние на развитие ряда стран АТР. Трансформация политического режима КНР вызывает существенные изменения в процессах мировой и региональной политики. Исследование сложных процессов в политической системе КНР имеет исключительную важность для современной политической науки.

Актуальным сегодня остаётся изучение опыта сочетания китайской экономической модернизации и политических преобразований. Многие развивающиеся страны начинают переосмысливать необходимость демократического транзита для своего будущего.

Ряд политологов ставит вопрос о развитии особого типа «нелиберальной модернизации» догоняющего развития. В государствах Юго-Восточной Азии, успешно идущих по пути модернизации, происходит формирования модерниза-торского курса развития через усиление авторитарной роли государства. Поэтому в современной науке актуален вопрос не только о перспективах политической модернизации в КНР, но и о характере конкретного типа демократии, который органичен для китайского пути развития.

Наконец, КНР является ближайшим соседом и важным партнёром России. Вопросы политического развития Китая связаны с геополитическими интересами России в мире. Проблемы обеспечения региональной безопасности, сотрудничества в региональных организациях, таких как ШОС и др. Поэтому видение перспектив политических реформ в Китае является очень важным условием для формирования политики России в отношении КНР, а также двустороннего партнёрства. Наша страна также решает задачи экономической и политической модернизации на современном этапе. Проблема освоения китайского опыта для России актуальна.

На рубеже XX - XXI вв. проблема политической актуализации конфуцианской традиции стала одной из центральных в работах многих исследователей. Впервые эта проблема была сформулирована рядом китайских политиков, а также представителями конфуцианской мысли в начале XX в. Из общих вопросов взаимодействия традиций и политической модернизации родилась проблема соотношения конфуцианских ценностей и демократии, вызывающая интерес в современной науке.

Состояние научной разработанности темы. В диссертационном исследовании используются китайские, российские и западные исследования. Находит отражение широкий круг китайской литературы, источников и документов, переведённых на русский язык. К ним относятся публикации китайских учё-

ных, исследующих политические аспекты конфуцианства как государственной доктрины традиционного и современного Китая. Наиболее значительными являются статьи Го Циюна , Гэн Хайтяня , Ли Хуэя , Линь Яньмэя , Лю Цзаци , Лю Чженьюя , Лян Миньяня , Лян Шумина , Мао Чжэнда , Ту Вэймина , Цзяо Цзяня, Цянь Сюня, Чжао Мэна, Чжоу Сыиня, На Ци, Дин Жуджуня и др.

Нами были переведены и проанализированы ряд изданий, исследований и научных публикаций на английском языке из Гонконга, Южной Кореи, Тайваня и США.

Одним из наиболее заметных гонконгских исследователей конфуцианской этики и политики в современном Китае является профессор Гонконгского городского университета Жуйпин Фань . Его работы являются одним из первых современных китайских исследований, посвященных изучению конфуцианской морали с консервативных позиций. Значимой является монография Д. Чэна, изданная под эгидой Гонконгского городского университета, посвященная проблемам демократизации в Китае. В ряде публицистических изданий даётся оценка политическим процессам в материковом Китае. В диссертационном исследовании использованы работы, посвященные роли конфуцианства в политической системе современного Китая, изданные в США. Следует выделить работу Д. Бэлла, одного из крупнейших современных американских исследователей конфуцианской культуры и её роли в политических процессах.

В отечественной синологии традиционно уделяется большое внимание конфуцианским традициям. Монографий, специальных исследований, посвященных этой тематике, выходит достаточно много. Однако ограничено число исследований, направленных на изучение роли конфуцианской идеологии в формировании политической доктрины Древнего и традиционного Китая. Изучение данной проблемы в наиболее комплексном виде было проведено в рабо-

19 1 "3

тах Меликсетова А.В., Переломова Л.С. , Титаренко М.Л. , Лапиной З.Г., Малявина В.В. и некоторых других.

1 Го Циюн. Исследования современного конфуцианства в КНР // Проблемы Дальнего Востока. - 2008. - №1.

2 Гэн Хайтянь. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая, автореф.
дис. канд. полит.наук : 23.00.02. - Владивосток, 2011.

3 Ли Хуэй. Сегодняшний Китай и китайско-российские отношения // Проблемы Дальнего Востока. - 2011. - №6.

4 Линь Яньмэй. Формирование культуры гармоничного социалистического общества // Проблемы Дальнего
Востока. - 2008. - № 1.

5 Лю Цзаци. «Мягкая сила» в стратегии развития Китая // Полис. - 2009. - №4.

6 Лю Чженьюй. Идея «ценности гармонии» в построении китайского «социалистического гармоничного
общества» (традиционализм и современность) // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия.
2011. -№9.

7 Лян Миньянь. Теория правового государства в Китае // Вестник Московского университета. - Сер. - 11. - 2010.
- №4.

8 Лян Шумин. Об учении Конфуция // Проблемы Дальнего Востока. - 2011. - № 5.

9 Мао Чжэнда. Преобразования конституционного строя и развитие правового сознания // Вопросы философии.
-2008.-№1.

10 Ту Вэймин. Подъём «конфуцианской» Восточной Азии: истоки и исторический смысл // Полис.
Политические исследования. - 2012. - № 1.

11 Ruiping Fan. Reconstractionist Confucianism: Rethinking Morality after the West. - Hong Kong, 2011.

12 Переломов, Л. С. Конфуцианство и современный стратегический курс. - М., 2007.

13 Титаренко, М. Л. Китай: цивилизация и реформы. - М.,1999.

В диссертации используется ряд исследований отечественных учёных, отмечающих влияние западных социалистических и либеральных концепций на политическую культуру Китая XX в. Прежде всего, это работы А. Ершова, Л. П. Делюсина, Н.Л. Мамаевой14, А. В. Меликсетова, С. Л. Тихвинского15 и другие.

В работе отражены точки зрения ряда современных отечественных политологов, исследующих роль КПК в политической системе КНР и её отношение к процессам модернизации в современном Китае. В этой связи отметим исследования Я. М. Бергера, Ю. М. Галеновича16, А. Д. Воскресенского17, Л.М. Гу-дошникова, Э. П. Пивоваровой, Н. Л. Мамаевой и др.

В диссертации были обозначены оценки направлений, перспективы и особенностей политического процесса Китая многих зарубежных, главным образом, американских и европейских политологов. Использованы современные работы Б. Диксона, Д. Киндж, М. Леонарда, Д. Торнтона, В. Шванфельдера , Дж.Мэйкхэм, Ю. Каллио и др.

В исследовании отражена позиция ряда исследователей теории политической модернизации, заключающаяся в положении о том, что демократическая форма организации власти в целом соответствует высокому уровню социально-экономического развития государства и общества. В первую очередь, это работы Р. Даля, Л. Пайя, А. Пшеворского, Д. Растоу, Ч. Тилли, С. Хантингтона, С. Н. Эйзенштадта и др.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает политическая система КНР и процесс ее модернизации.

Предметом исследования сущность и влияние конфуцианских традиций на процесс политической модернизации современного Китая.

Целью диссертации является выявление изменений, которые произошли и происходят в политической системе современного Китая в процессе модернизации в контексте влияния конфуцианских традиций.

Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач, которые стояли перед автором:

  1. Рассмотреть политическую составляющую социально-философского учения Конфуция.

  2. Определить роль национальных традиций в формировании китайской государственности.

3. Проанализировать опыт политических реформ в Китае в XX и XXI
веке.

4. Выявить конфуцианский дискурс в политической модернизации в
современном Китае.

14 Мамаева Н. К. Синьхайская революция и идея конституционного правления // Проблемы Дальнего Востока. -
2011.-№5.

15 Тихвинский С. Л. Избранные произведения. Кн.З. История Китая. 1919-1949 гг. - М, 2006.

16 Галенович Ю. М. Самоутверждение сыновей Тайваня. - М, 2002.

17 Воскресенский А. Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. - М., 2007.

18 Шванфельдер В. Мудрость Конфуция в менеджменте. - М.; СПБ, 2008.

19 Jyrki Kallio. Tradition in Chinese politics. The Party-state's reinvention of the past and the critical response from pub
lic intellectuals. - The finnish institute of international affairs, 2011.

  1. Исследовать взаимосвязь экономической модернизации и трансформации политической системы современного Китая.

  2. Проанализировать реформаторскую деятельность КПК и других общественных сил на современном этапе и попытаться определить перспективы демократического развития политической системы КНР.

Проблема исследования заключается в том, что для решения задач дальнейшей экономической модернизации, продолжения курса реформ и разрешения социально-экономических проблем внутри общества руководству КНР потребуется осуществить политические преобразования, опираясь на традиционные установки китайской политической культуры. Конфуцианство традиционно играло значительную роль в формировании китайской государственности. Для характеристики всей полноты процессов модернизации необходимо определить степень влияния конфуцианства на реформирование политической системы КНР.

Гипотеза исследования. Курс на модернизацию, проводимый в КНР, послужил основанием для социальных изменений внутри китайского общества и стартом для политической модернизации. Начало модернизации явилось результатом политической воли китайского руководства, заявившего о намерении провести кардинальные реформы в экономике на 3-ем Пленуме ЦК КПК 11 созыва в декабре 1978 г. Изменения в социальной сфере, выраженные в формировании новых социальных слоев общества, определяют политическую повестку проекта будущих реформ в КНР. Образование новых социальных групп приводит к возникновению спроса на политические реформы внутри общества. Особенностью китайской модернизации выступает тесная взаимосвязь экономических и политических реформ, которая является сейчас скорее проектом, чем консолидированным результатом. На данном этапе процесс политических преобразований в КНР находится в начальной стадии.

Хронологические рамки исследования мы определяем с 2002 г. по настоящее время.

Эмпирическая база исследования. В научной работе используется ряд источников на английском языке, который является вторым государственным в специальном административном районе КНР Гонконг, а также тексты китайских политических деятелей и мыслителей, переведённые на русский язык. Среди китайских источников следует выделить конфуцианский корпус источников как наиболее часто используемый в работе, так как конфуцианство является доминантной составляющей китайской политической культуры. В диссертации используются основополагающие конфуцианские тексты, такие, как

9П 91

«Лунь юй» Конфуция , «План обогащения государства» Ли Гоу и ряд других

источников. Использованы переводы конфуцианского «Четверокнижия» .

В диссертационном исследовании автор обращается к трудам Сунь Ятсе-на , Мао Цзэдуна , Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя - китайских лидеров XX

Конфуций «Лунь Юй». Пер. с кит. Л. С. Переломова. - М. : Восточная литература, 2000.

Ли Гоу. План обогащения государства. Пер. с кит. З.Г. Лапина. - М, 1985.

Конфуцианское четверокнижие. Пер. с кит. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова. - М, 2004.

Сунь Ят-сен. Избранные произведения. - М, 1964.

в., стоящих у основ новой китайской государственности. Находят отражение сочинения и мемуары некоторых государственных деятелей КНР, таких как Ли

Ланьцин и Чэнь Ицзы .

В диссертации применяется широкий корпус законодательных источников КНР. В области конституционного права, прежде всего, используется Кон-ституция КНР 1982 г ., Административный и Гражданский процессуальные кодексы КНР. В исследовании находит отражение современные законы КНР, а также разнообразные нормативные и подзаконные акты в сфере гражданского и административного законодательства. В качестве источников используются

различные программные документы КПК - Устав КПК , Материалы съездов и сессии ВСНП , пленумов ЦК КПК , партийных конференций, постановлений ЦК и некоторые др.

Важным источником в изучении политической системы КНР являются современные китайские СМИ, публикующие свои материалы на многих языках мира, в том числе русском и английском. На сайте крупнейшей китайской газеты «Жэньминь Жибао» публикуются используемые в диссертации полные тексты выступлений китайских лидеров, Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао, Си Цзинь-пина и других. Правительственные сообщения и выступления лидеров КНР содержатся на сайте «Китайского информационного Интернет-центра». Также мы используем материалы ведущего новостного агентства КНР «Синьхуа» и публикации официальной англоязычной газеты материкового Китая «China Daily». Также мы обращаемся к публикациям крупнейшей ежедневной англоязычной гонконгской газеты «South China Morning Post» пропекинской направленности, публикующей материалы на своем сайте.

В диссертации используется ряд официальных Интернет-ресурсов правительственных государственных учреждений, в том числе на английском и русском языках. Прежде всего, это официальный интернет-портал Министерства иностранных дел КНР. Находит отражение в диссертации важный независимый

24 Мао Цзэдун. Маленькая красная книжица. Пер. с кит. - М. : Эксмо, 2010.

25 Дэн Сяопин. О строительстве специфически китайского социализма. Пер. с кит. - Пекин, 1985.
Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. Пер. с кит. - М. : Политиздат, 1988.

Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. Пер. с кит. - М., 2002.

26 Цзян Цзэминь. Реформа. Развитие. Стабильность. Пер. с кит. - М, «Палея», 1996.
Цзян Цзэминъ. О социализме с китайской спецификой. Пер. с кит. - М., 2002.

27 Ли Ланьцин. Образование для 1,3 миллиарда. Пер. с кит - Пекин, 2007.

28 Чэнь Ицзы. Китай : десятилетие реформ. - М.,Информационный бюллетень № 10 ИДВ РАН, часть 1 и 2, 1996.

29 Конституция КНР 4 декабря 1982 г. . 01.06.2011.

30 Административный процессуальный кодекс КНР // - блог о законодательстве Китая. 01.05.2015.

31 Гражданский процессуальный кодекс КНР : пер. с кит. / под ред. С. А. Халатова. - М., 2014.

32 Устав КПК (Принят с частичными поправками XVIII Всекитайским съездом КПК 14 ноября 2012 г.) /
Китайский информационный Интернет-центр. 16.11.2012.

33 Чжао Цзыян. Документы XIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. - Пекин, 1988.
Доклад о работе правительства премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на 3-й сессии Всекитайского собрания
народных представителей/ВСНП/ 12-го 17.03.2015.

Доклад Цзян Цзэминя на 16-м Всекитайском съезде КПК // Газета «Жэньминь жибао» онлайн. 24.05.2007. Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК // Газета «Жэньминь жибао» онлайн. 25.10.2007. Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на 18-м съезде КПК // Газета «Жэньминь Жибао» онлайн. 19.11.2012.

34 4-й пленум ЦК КПК 17-го созыва предложил четыре направления, заслуживающих внимания // Газета
«Жэньминь Жибао» онлайн. 21.09.2009.

информационный Интернет-ресурс «The Epoch Times». Используются ресурсы «Taipei Times», англоязычной ежедневной газеты из Китайской республики Тайвань. В исследовании мы используем также публикуемые онлайн статьи в крупнейшей газете США «The New York Times», а также веб-сайт крупнейшей британской медиа-корпорации ВВС и некоторые другие источники.

Теоретико-методологическая база диссертации основана на теории политической модернизации, модифицированной применительно к странам Востока и Китаю. Концепция политической модернизации и демократизации, раз-работанная С. Хантингтоном , позволила автору осуществить анализ степени модернизированности основных политических институтов в КНР, а также определить условия, необходимые для их трансформации. Представления автора о сути политической модернизации в Китае и странах Востока были расширены за счёт исследований таких учёных консервативного толка, как Дж. Нельсон, X. Линц и др.

Подход Ф. Фуку ямы к политической модернизации в странах Юго-Восточной Азии, указывающий на возможное сосуществование конфуцианской политической культуры и демократических институтов, способствовал формированию представления о возможной демократизации политической системы современного Китая. Определение «демократического транзита» Д. Растоу оказало существенное влияние на понимание автором специфики демократизации в КНР, определяющей в качестве возможного итога этого процесса появление демократических политических институтов и становление институтов гражданского общества. Концепция процесса демократизации в странах Востока А. Пшеворского , опровергающая положение, что культуры или цивилизации обеспечивают необходимые условия для демократии, оказала влияние на определение факторов политической модернизации, а также позволила рассматривать перспективы демократических транзитов в КНР.

Автором используется ряд концепций отечественных исследователей, подчеркивающих влияние идеологии и культурных традиций на политическое развитие Китая. Так, Л. С. Переломов характеризует конфуцианство в качестве национального ресурса модернизации, который позволил КНР превратиться в одно из могущественнейших государств мира. Он определяет также степень соучастия конфуцианства в строительстве политической системы КНР.

В диссертационном исследовании используется ряд общенаучных методов познания. Для решения задач, поставленных в исследовании, применяется сочетание компаративистского и исторического методов, что позволяет рассматривать различные политические учения и практики в традиционном и современном Китае. Компаративистский метод связан со сравнением различных политических традиций Востока и Запада. Исторический метод основан на принципе историзма и предполагает рассмотрение любого социального, экономического или политического процесса с учетом его исторической эволюции, в

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

36 FukuyamaF. Confucianism and democracy II Journal of Devocracy. 1995. Vol.6.

37 Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и
Латинской Америке. М, 1999.

которой он возник и развивался. В исследовании политических процессов современного Китая применение данного метода особенно важно вследствие исключительно тесной связи политики и традиции в общественно-политической жизни КНР.

В диссертации применяются элементы системного подхода, базирующегося на понимании современных политических процессов как интегральной части широких общественных преобразований. Находит применение структурно-функциональный анализ, который позволяет раскрыть не только само строение и внутреннюю форму политической системы, но и описать функции каждого элемента, которые входят в его компетенцию. Также применяется институциональный метод, который позволяет определить роль КПК и государства в современной КНР.

Научная новизна диссертации заключается в исследовании процесса модернизации политической системы КНР в контексте взаимодействия идей конфуцианства и принципов государственного управления на современном этапе. В связи с экономическими успехами КНР с начала эпохи «реформ и открытости» исследователи обращали внимание преимущественно на экономическую сторону китайской модернизации, не затрагивая при этом проблемы политической модернизации. В представленной работе анализируется современное государственное устройство КНР в свете возможного синтеза демократической и конфуцианской политической традиции. Показана важная роль традиционных политических подходов в процессе политической трансформации КНР в XX-XXI вв. Сформулирована теоретическая модель китайской политической модернизации. Выявлены особенности, факторы, направления, механизмы политической модернизации в КНР. Нами была сформулирована модель политического транзита в КНР на базе разработанной концепции органического авторитаризма. Мы проанализировали противостояния двух групп влияния в политической элите КНР - умеренных и консервативных сторонников твёрдой линии внутри современного китайского режима. На основании анализа этого противостояния была создана модель политического транзита в современном Китае.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. На формирование политической системы КНР значительное влияние оказали традиции политического мышления Древнего Китая, основанные на конфуцианской государственной этике. Данное обстоятельство обеспечивало сохранение на долгое время традиционных подходов и алгоритмов в процессе осуществления политической модернизации в Китае.

  2. Руководство КНР опирается в своей политике на характерную для Китая традиционную политическую культуру, способствующую сохранению режима органического авторитаризма, с особой системой организации и функционирования властной вертикали, которая основана на традиционных китайских ценностях.

  3. Политическая модернизация в КНР представляет собой переход от модели китайского государства авторитарного партократического типа к со-

временной политической системе, для которой характерна начальная стадия демократизации и обращение к национальным ценностям и традиционным механизмам проведения политики. Ее отличительной особенностью является апелляция к конфуцианским традициям, преемственность этапов, замедленность изменений, которые находят отражение в практике государственного управления.

4) Китайская политическая модернизация является следствием продолжения экономических реформ. Начало экономических реформ в КНР послужило фактором социальных изменений в обществе с 80-ых гг. XX в. в виде образования новых социальных слоев общества, современной китайской буржуазии. Формирование новой китайской элиты приводит к возникновению спроса на реформы политической системы КНР.

5) Реализация нового стратегического курса КПК, идеи «Тройного представительства» формирует направления политической модернизации в КНР: изменение социального облика партии, появление новой динамики гражданского общества, развитие системы выборов в местные органы власти, реформа судов и законодательства, изменение роли СМИ в обществе и т. д.

6) Влияние эндогенных и экзогенных факторов на эволюцию китайской политической системы в сторону демократизации имеет тенденцию к усилению. Это дает нам основание утверждать, что конфуцианский дискурс политической модернизации в КНР становится условием стабильности политического режима и демократического развития общества, являясь традиционно эффективным путём к общественному прогрессу.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при изучении современных политических процессов внутри КНР. Изучение опыта политической модернизации КНР позволяет сформировать общую теоретическую и методологическую базу изучения процессов демократизации развивающихся стран. В работе делается попытка рассмотрения конфуцианства как фактора политического процесса в КНР. В ряде положений диссертационного исследования анализируются не только реформистские, но и контрреформистские черты национальной идеологии. В широком смысле развитие КНР по пути открытости означает возможность укрепления сотрудничества между различными типами цивилизаций на международном уровне в рамках процессов глобализации.

Практическая значимость исследования. Выводы и наблюдения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы российскими органами власти при формировании политики модернизации в нашей стране, а также курса внешней политики в китайском направлении. Кроме того, материалы и выводы исследования могут быть применены в учебных курсах по сравнительной политологии, демократическим транзитам, истории стран Азии и Африки, на политологических и востоковедческих факультетах высших учебных заведений.

Апробация результатов диссертационной работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на различных научно-

практических конференциях. На IV конференции Всероссийских научных чтений (г. Кемерово, 2006); на XXIII Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых (г. Кемерово, 2006); на XLIV Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (г. Новосибирск, 2006); на XXIV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых (г. Кемерово, 2007).

Автором опубликовано 10 работ, в том числе 5 в изданиях, которые входят в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК. К ним относятся Аспирантский вестник Поволжья (г. Самара, 2007); Вестник КемГУ (г. Кемерово, 2012); Научный Вестник Горно-Алтайского Государственного университета (г. Горно-Алтайск, 2012); Вестник КемГУКИ (г. Кемерово, 2015); Вестник ТГУ (Томск, 2015).

Конфуцианские идеи как фактор политического развития Ки-тая XX-XXI вв

Государственная доктрина в современном Китае формировалась под воздействием целого ряда факторов, среди которых конфуцианство выступило в качестве важнейшего и фундаментального основания китайской политической культуры. Формирование политической культуры Китая связано с распространением конфуцианства как основы государственной доктрины в Древнем Китае. В основе конфуцианской политической мысли находится учение Конфуция, которое было дополнено и реформировано последующими политическими мыслителями и комментаторами.

Анализируя отечественную синологическую литературу о конфуцианстве в качестве политической доктрины в современном и традиционном Китае, мы можем выделить несколько групп исследований. В изучении конфуцианства, как основы государственной доктрины традиционного Китая, отечественными исследователями было разработано ряд концепций. Особенно значительный вклад сделали такие отечественные учёные, как Л.С. Переломов, Э.П. Пивоварова, А.В. Островский, Я.М. Бергер, А. И. Салицкий, Е. Лукьянов, В. В. Феоктистов, В. А. Рубин, П. С. Попов, Л. С. Васильев, Н. И. Конрад, З. Г. Лапина, А. И. Кобзев, С. Мартынов, В. В. Малявин, А. В. Ломанов, В.А. Кривцов, Л. И. Головачева, В. М. Крюков, А. А. Маслов, И.И. Семененко и многие другие. Они изучали политические традиции Древнего, Средневекового Китая, а также эпоху Нового времени. Важнейшим источником по исследованию раннего конфуцианства является трактат Конфуция «Лунь юй». Всего отечественными учёными было выполнено несколько переводов «Лунь юй», важнейшими из которых явились работы В. А. Кривцова (1972), Л. И. Головачева (1992), И. И. Семененко (1995), Л. С. Переломова (2000), а также А. Е. Лукьянова (2001). В диссертационном исследовании используются, в первую очередь, перевод Л. С. Переломова и А. Е. Лукьянова . О связях традиций с современными политическими процессами в КНР писали: В. Я. Сидихменов, С. Л. Тихвинский, Л. С. Переломов, М. Л. Титаренко и другие. Л. С. Переломов в своих работах пишет о роли конфуцианских традиций в общественно-политической жизни КНР. Тихвинский С. Л., один из наиболее значимых востоковедов в отечественной историографии. Специалист в новой и новейшей истории Китая, конфуцианской политической доктрины в работах китайских реформаторов к. XIX - начала XX вв . В работах данных исследователей делается акцент на устойчивые связи между политическими традициями прошлого и современными принципами государственного устройства, спецификой внешней и внутренней политики Китая.

Политические взгляды Конфуция были тесно связаны с его морально - этической концепцией. Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, наделённого властными полномочиями. И поэтому оценивал правителей и чиновников, прежде всего, с моральной точки зрения. Человека высшей добродетели Конфуций называл «цзюнь цзы - благородный муж» и противопоставлял ему «сяо жэнь - низкий человек», лишенный этого качества. «Благородный человек - цзюнь-цзы», считал он, должен постоянно самосовершенствоваться, исправлять свои ошибки, соблюдать идеальные правила или «нормы поведения». Свойства «благородного мужа» Конфуций приписывал идеалу правителя и чиновника. В контексте рассуждений Конфуция о надлежащих методах управления, статус «цзюнь-цзы» ассоциируется с образом благородного, праведного правителя. Согласно разработанной схеме, всё управление государством и обществом должно базироваться на «ли» - правилах. Оно включает в себя категории: «сяо» - сыновнюю почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчиненность им; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию, вежливость; «чжи» - ум, знание; «чжуа» - преданность, «дэ» - добродетель, мораль; «чжун юн» - принцип середины. Названный круг понятий должен был служить ориентиром в поддержании нравственного здоровья общества. Особенно высоким значением в конфуцианских текстах обладают категории «и» - справедливость и «жэнь» - человеколюбие. Сочетание этих качеств является характерной чертой конфуцианской этики, сформулированной Конфуцием и Мэн-цзы, означающие приоритет социальной справедливости перед личной выгодой .

Консерватизм являлся важнейшим принципом политической платформы Конфуция. В своём стремлении к социально-этическому переосмыслению культурной традиции Конфуций опирался на концепцию связи государственных установлений и духовно-культурных ценностей с семейно-клановыми отношениями.

Согласно учению Конфуция, идеальные правила - «ли» существовали только в древности, поэтому только тогда в Поднебесной царили порядок и культура. Идеализация древности, использование древности в качестве самого весомого аргумента в политических спорах и теоретических построениях стали традиционными ко времени Конфуция. Основоположники многих философских и этико-политических школ, таких как, легистская, моистская, даосская и др., часто использовали понятие «древность» именно в этом значении. Именно благодаря этому обстоятельству в современной политической культуре КНР понятие «древность» имеет большое значение. Конфуцианский тезис «использовать древность во благо современности» применяли маоисты во времена «Культурной революции». На основе базовых представлений о «древности» как идеальном мироустройстве базируется современная внутренняя и внешняя политика КНР .

Для политической культуры традиционного и современного Китая особое значение имеют обрядовые действия, что было интегрировано в систему идеологически обусловленных мероприятий правящей элиты. Если для европейского менталитета характерна двухэлементная структура представления - «если хочешь что-то иметь, необходимо что-то сделать», то для сознания китайца характерна структура - «чтобы что-то иметь, необходимо что-то дать и что-то сделать» . Из этой схемы становится более очевидной структура вертикали власти в Китае, основанная на обратной связи граждан-подданных и правителей. Если граждане хотят иметь достойный уровень жизни и успешно решать задачи, которые ставятся перед обществом, то они обязаны выполнять предписания, исходящие от правителей. В то время как, правительство обязано действовать согласно интересам граждан. Принципы управления государством, выработанные Конфуцием, как минимум, не вступают в противоречие с требованиями к управлению современным государством. Представления Конфуция об управлении обществом, где государство обязано, прежде всего, заботиться о благе народа, находят отражения в современной политике КНР, целью модернизации которой провозглашается как раз повышение уровня благосостояния населения.

Конфуцианские традиции в политической жизни КНР

Традиции в социуме являются средством стабилизации, установленных в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отно-шений в жизни новых поколений. Согласно общим представлениям, полити-ческая традиция - важнейший элемент хранения, воспроизводства, передачи и закрепления социально-политического опыта и политических ценностей, способ формирования устойчивых политических отношений.

Под конфуцианскими традициями китайского общества Л.С. Васильев понимает механизм хранения и воспроизводства тех генеральных принципов жизни, которые были детализованы Конфуцием, а именно культивирование обостренного чувства долга, стремление жить по справедливости и добродетельно. Постоянно самосовершенствоваться, тщательно соблюдать принятые нормы и особенно ритуальный церемониал, дисциплинирующий человека, гарантирующий общество от потрясений, создающий в мире духовный комфорт и консервативную стабильность .

По мнению Янгутова Л.Е., при сохранении в конфуцианском учении религиозной традиции, важную роль всегда играла социально-политическая направленность теоретической концепции. Данная составляющая конфуци-анской этики является весьма далекой от религиозных идеалов .

С.Э. Пивоваров и И.Л. Максимцев рассматривают конфуцианские традиции в процессе модернизации восточноазиатских обществ как соот-ношение долгосрочной и краткосрочной ориентации нации. С одной сторо-ны, существуют ценности, ориентированные на будущее, такие, как настой-чивость, трудолюбие, бережливость, чувство стыда, уважение родственных связей. С другой стороны, ценности, сфокусированные на прошлом и на-стоящем, такие, как гармоничные взаимоотношения, «наличие собственного лица» .

Ю.В. Чудодеев, анализируя специфику Китая, указывает на то, что тенденция авторитарного, автократического управления огромным людским массивом заложена в китайской традиции, ведущей свое начало от конфу-цианства .

Финский востоковед Юрки Каллио также исследует роль конфуциан-ских традиций в политической культуре КНР. В эпоху модернизации кон-фуцианская культура стала приниматься на вооружение КПК вследствие идеологического вакуума, который породил капитализм с 1980-х гг. Конфу-цианские традиции выполняют важную интегративную функцию в полити-ке партократического государства в Китае, где ортодоксальный марксизм уже не является столь привлекательным сегодня .

Ряд современных китайских учёных, исследующих роль традиционного фактора в процессе политической и экономической модернизации в КНР, указывают, что она не эквивалентна полному откату от традиционной культуры. Более того, она способствует частичному унаследованию, рационализации использования и защите традиций, которые, в свою очередь, предшествуют и способствуют развитию современной политической культуры, характеризуемой развитием гражданского общества, демократии, секуляризации и урбанизации

На наш взгляд, значительная роль традиций в жизни китайского обще-ства является отличительной чертой политической культуры страны. Тради-ции в развивающихся странах выполняют важную интегративную роль по сплочению народа. Функции накопления и передачи опыта и ценностей от поколения к поколению способствуют социализации индивида, приданию индивидам и социальным группам социально-образующих признаков, вос-производству и сохранению отношений собственности, стабилизации эконо-мических отношений, формированию основных приемов и правил политиче-ской борьбы. Они оказывают влияние на идеологию, государственное управление, общественное устройство, культурную жизнь страны, стереоти-пы и образы поведения, которые должны были быть воспроизводимы насе-лением. Высокая роль традиций является важной отличительной чертой раз-личных сфер жизни общества: политической, экономической, культурной и т. д. Непосредственно роли традиций в политической культуре КНР посвящены работы нескольких отечественных исследователей. Л. С. Переломов исследуют роль традиций в общественно-политической жизни и политической культуре КНР. В его работах проводится прямая связь между политическими представлениями традиционного Китая и проектом создания КНР. По мнению Л. С. Переломова, традиции в политической жизни Китая позволяют многие столетия сосуществовать разным народам и конфессиональным группам в рамках одного государства. Политические традиции в конфуцианском регионе, по мнению исследователя, выступают в качестве базы, на основании которой происходит интеграция континентального Китая с Гонконгом и Тайванем. Кроме того, традиции в Китае, по мнению Л. С. Переломова, выполняют важную функцию мобилизации ресурсов в период перестройки и трансформации экономической или политической структуры общества. Тезис маоистов «использовать древность на благо современности» демонстрирует важную роль традиций в формировании КНР в середине XX века . Так, система бюрократического аппарата складывалась из опыта, со-хранённого в традициях государственного устройства. Сын Неба, сосредото-чив в руках всю полноту власти, опирался на развитую систему бюрократии, которая играла ключевую роль в управлении государством. Политические традиции в китайском государстве и обществе обеспечивали сохранение универсальных алгоритмов и механизмов эффективного формирования аппа-рата управления. Экзаменационная система как раз являлась традиционной моделью отбора чиновников на руководящие должности и формирования административного аппарата.

Система испытаний состояла из трёх ступеней и проводилась главами соответствующих административно-территориальных единиц. Контроль со стороны различных специальных комиссий обеспечивал высокий уровень подготовки претендентов. Несколько процентов из числа претендентов в итоге получали желанную степень, переходили на следующий уровень экза-менов. Прошедшие экзамены на всех уровнях получали возможность зани-мать высшие руководящие должности. Такая экзаменационная система про-существовала в Китае, начиная с эпохи Тан и до Синьхайской революции.

Политика модернизации и трансформация политической сис-темы в Китае

С 1980-х гг. в КНР формируется механизм сменяемости власти. Вто-рым поколением китайских руководителей, в лице Дэн Сяопина, был ут-верждён порядок смены высших государственных руководителей. Начиная с XII съезда в 1982 г. возникает традиция, когда через каждые 10 лет, минуя один съезд КПК, происходит переизбрание руководителей на должность ге-нерального секретаря партии. После того, как на XII съезде КПК в 1982 г. на должность генерального секретаря ЦК КПК был избран Ху Яобан, вопросы сменяемости власти в КНР поднимаются неизменно на XIV (1992 г.), XVI (2002 г.) и XVIII (2012 г.) съездах КПК. С 2002 г. новым механизмом в по-литической модернизации КНР становится практика коллективного руково-дства. Первые три поколения китайских лидеров ассоциируются, прежде всего, с единоличным руководством Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя. Начиная с четвёртого и современного пятого поколения китайских лидеров, получает развитие механизм коллективного управления государст-вом. Особую роль начинают играть тандемы лидеров, Ху Цзиньтао, Вэнь Цзябао и Си Цзиньпин, Ли Кэцян. Одним из кандидатов на высшие руково-дящие должности в КНР на 2022 г. аналитики видят самого молодого члена текущего состава Политбюро ЦК КПК Чу Чуньхуа, ставшего в 2012 г. гла-вой парткома провинции Гуандун. Его восхождение связывают с близким знакомством с Ху Цзиньтао, когда последний возглавлял Тибетский парт-ком .

На наш взгляд, институализация механизма смены власти в КНР гово-рит о движении КНР в сторону утверждения демократического базиса поли-тической системы КНР на современном этапе.

Ф. Закария, проводя сравнительный анализ политического транзита КНР и Российской Федерации в 1990-х гг., заключает, что Китай остаётся за-крытым обществом, однако в экономической и правовой сфере которого происходит стремительная либерализация. Если ключом к поддержанию де-мократии является экономическое развитие и наличие среднего класса, то Китай движется в правильном направлении. Если КНР будет продолжать ид-ти по нынешнему пути и развиваться прежними темпами, будет укрепляться буржуазия и верховенство закона, а затем будет либерализована вся полити-ка, то в стране произойдёт переход к демократии .

Мы согласны с тем, что экономическая модернизация способствует ли-берализации китайского общества. Однако, на наш взгляд, Ф. Закария не учитывает существенные препятствия для демократического транзита, зало-женные в основании китайской традиционной культуры и в менталитете об-щества.

Концепция демократического перехода А. Пшеворского рассматривает либерализацию как промежуточный этап перехода от твёрдой диктатуры к демократическому режиму. Смягчение диктаторского режима происходит за счёт действий либерализаторов внутри правящей элиты. Либерализация, как открытость правящего режима, становится возможной в случае достижения компромисса внутри элиты, внутри которой есть сторонники твёрдой линии, реформаторы, (которые могут быть среди либерализаторов), а также умерен-ные и либералы внутри авторитарного блока . По нашему мнению, китайская модель будет отражать концепцию – твердая диктатура - смягчение диктатуры, которая в будущем сменится либе-рализацией. С началом эпохи реформ и открытости внутри политической элиты КНР происходит раскол. На V Пленуме ЦК КПК XI созыва в феврале 1980 г. в Постоянный Комитет Политбюро ЦК КПК были избраны Ху Яобан (Генеральный секретарь ЦК КПК 1980-87 гг.; Председатель ЦК КПК 1981-82 гг.) и Чжао Цзыян (Премьер Госсовета КНР 1980-87 гг.; Генеральный секре-тарь ЦК КПК 1987-89 гг.). Они становятся ведущими либерализаторами и проводниками идеологии модернизации в высшем руководстве КНР в 1980 гг. Либерализаторы внутри китайской элиты опираются, прежде всего, на студенчество и часть китайской интеллигенции, в число требований которой входит проведение радикальной политической реформы. Для ряда участни-ков политической жизни 1980-х гг. в КНР характерна двойственность и стремление лавировать между разными политическими группировками. Председателя КНР Ян Шанкуня в 1980-е гг. можно было отнести к группе либерализаторов, которые обеспечивали смягчение диктатуры внутри китай-ского правительства, поддерживающих студенческие демонстрации на пло-щади Тяньаньмэнь. Он являлся очень популярной фигурой в армии, в итоге поддержал лагерь умеренных сторонников твёрдой линии в лице Дэн Сяопи-на, который впоследствии сам увидел в Ян Шанкуне угрозу своему положе-нию и добился в 1993 г. снятия его с должности Председателя КНР.

Вопрос политических реформ первый раз поднимает группа либерали-заторов в китайском руководстве в 1980-ые гг. 13 сентября 1986 г. Чжао Цзыян представил Дэн Сяопину доклад с предложением создать группу ЦК КПК «по изучению и обсуждению политической реформы». Была создана канцелярия по разработке политической реформы. Тогда возник проект по-литических реформ, в основе которого находилась идея разделения вла-стей .

В целом позиция умеренных сторонников твёрдой линии также харак-теризуется двойственностью. Они выступали за стратегическое реформиро-вание экономики и производственных отношений, но в рамках существую-щей политической системы, которая должна по их замыслу оставаться неизменной в том виде. Сторонниками умеренной твёрдой линии являлись ветераны партии Дэн Сяопин и Чэнь Юнь. Дэн Сяопин в 1981 г. стал предсе-дателем Военного совета ЦК КПК, а Чэнь Юнь в 1982 г. председателем Цен-тральной комиссии КПК по проверке дисциплины. Сторонники умеренной твёрдой линии к началу 1980-х гг. сосредотачивают в своих руках контроль-но-ревизионные и военные ведомства, что говорит об усилении их позиций внутри политической системы КНР. В 1980-е гг. к группе умеренных сторон-ников твёрдой линии из числа «Восьми бессмертных КПК» следует относить также третьего председателя КНР Ли Сяньняня, который ещё в 1976 г. под-держал Дэн Сяопина, обвинённого в организации студенческих беспорядков 1976 г. во время «Тяньаньмэнского инцидента» после смерти Чжоу Энлая.

К консервативным сторонникам твёрдой линии среди высших руково-дителей КНР в 1980-е гг. следует относить представителей военного коман-дования, таких деятелей высшей партийной номенклатуры, как руководитель сил НОАК Ван Чжэнь и генерал-полковник НОАК Сун Жэньцю. Бо Ибо - первый министр финансов КНР, который был репрессирован в эпоху «Куль-турной революции», а в 1980-е гг. был реабилитирован и являлся активным участником политической жизни КНР, будучи сторонником рыночных ре-форм в экономике. В 1989 г. именно Бо Ибо убедил Дэн Сяопина использо-вать армию для подавления студенческих выступлений на Тяньаньмэнь.

Конфуцианский дискурс демократизации в современном Китае

В ходе исследования автором был проанализирован ряд условий для развития демократического движения, которое находится в стадии становле-ния. Перспективы его развития зависят от успеха реформ в китайском обще-стве, а также от готовности руководства КПК проводить реформы политиче-ской системы. Есть основания полагать, что при благоприятных обстоятельствах демократическое движение в КНР сможет сформироваться в серьезную политическую силу. Перспективы демократического движения в Китае будут зависеть от целого ряда факторов, которые в последнее время имеют тенденцию к усилению. Это происходит за счёт интеграции КНР в мировое сообщество и вовлеченности в процессы глобализации мировой экономики, что приводит к изменению социальной базы политики. Важным фактором, способствующим созданию в стране климата для развития демо-кратии, является нарастание противоречий внутри самой партии между кон-серваторами-маоистами и сторонниками углубления демократических прин-ципов в управлении.

Переход внутри китайской элиты будет зависеть от динамики противо-стояния консервативных и умеренных сторонников твёрдой линии. Процессы демократизации отвечают спросу на политические реформы, возникшего среди новых слоёв китайского общества.

Анализ политической ситуации в КНР позволяет автору сделать выво-ды о растущем понимании в обществе и руководстве страны необходимости осуществления политических реформ. Модернизация в КНР породила ряд кризисных явлений в социальной сфере, решить которые в рамках сущест-вующего строя не представляется возможным. Без реформ в политической сфере маловероятно достижение стратегических целей развития Китая в дол-госрочной перспективе. В диссертационном исследовании осуществлён ана-лиз факторов, направлений и механизмов политической модернизации в КНР.

Выделяются особенности модели китайской политической модерниза-ции, которыми выступают высокая роль конфуцианских традиций, отмечает-ся эволюционный характер политической трансформации. Первостепенное значение для политической трансформации имеют экономические реформы. Отмечается роль идеологического фактора и преемственность в процессе мо-дернизации. Среди факторов политической модернизации отмечается также интеграция КНР в процессы мировой глобализации, развитие интернета и средств современной коммуникации.

Нами также разработаны направления политической модернизации. В качестве одного из главных направлений политической модернизации мы выделяем институализацию механизма сменяемости власти в КНР. Среди прочих направлений политической модернизации отмечается совершенство-вание института внутрипартийной демократии, административные реформы, реформирование судебно-правовой системы, совершенствование избира-тельной системы, развитие местного избирательного законодательства и ор-ганов самоуправления. В целом мы можем отметить демократический вектор развития страны. В качестве направлений трансформации политической сис-темы выделить изменения в законодательстве и работе органов государст-венной власти, общественных и политических организаций, деятельность инициативных граждан в подсистемах гражданского общества. Среди глав-ных механизмов политической модернизации мы рассматриваем националь-ную и социальную политику КНР.

Политическая модернизация в Китае находит свое результирующее выражение в существенном изменении политических практик. Речь идет о современной экономической, социальной, культурной и т. д. политике ки-тайского государства, направленной на качественные изменения и совер-шенствование всего китайского общества.

Роль конфуцианства в процессе политической модернизации совре-менного Китая противоречива и неоднозначна. В традиционном конфуци-анстве имеются черты как прямо препятствующие развитию демократии, так и способствующие демократизации современного общества. Затрудняют развитие демократических институтов иерархическая и патерналистская модель конфуцианского общества, что противоречит демократическому принципу гражданского равенства. Высокая роль принципа семейственно-сти и культ предков не соответствуют индивидуализму, имеющего значение для становления демократического общества. Конфуцианские черты поли-тической культуры, не способствующие демократизации государства и об-щества, находят проявление в иерархической структуре китайской государ-ственности с доминирующей ролью лидеров КПК, чьи программные тезисы определяют вектор развития модернизации КНР с начала «эпохи реформ и открытости». Ряд конфуцианских категорий несут в себе контрреформист-ский потенциал для современного процесса демократизации КНР.

С другой стороны, конфуцианская культура обладает чертами, кото-рые не противоречат демократии и даже способствуют демократизации. Прежде всего, это стремление китайского общества к установлению прав-ления на основе морально-нравственных принципов, заимствованных из конфуцианского категориального аппарата. Высокая роль социально значи-мой политики и стремление повышать благосостояние общества со стороны китайских руководителей находит отражение в антропоцентрическом ха-рактере современного этапа модернизации в КНР и стратегии долгосрочно-го развития «сяокан». Приверженность принципам законности и уважение к праву традиционно считается частью конфуцианской культуры.

По нашему мнению, процесс политической модернизации имеет мед-ленный и поступательный характер, находясь в самом начале своего разви-тия. Эволюционный характер процесса политической модернизации являет-ся ее главной особенностью. Другими специфическими чертами модели политической модернизации в КНР выступают важная роль конфуцианских традиций, первостепенная роль экономических факторов в нём, особое зна-чение идеологического компонента, а также преемственность основных этапов курса китайских реформ.

По нашему мнению, процесс политической модернизации в совре-менном Китае будет зависеть от перспективы общественного договора меж-ду политической элитой, инициировавшей реформы, и новыми категориями граждан, возникших в результате этих преобразований. Таким образом, де-мократизация КНР будет зависеть от гармонизации процессов институали-зации политических требований со стороны новых слоёв китайского обще-ства и ходом экономических реформ.