Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Киблицкий Анджей Александер

Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект
<
Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киблицкий Анджей Александер. Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект : технологический аспект : диссертация... кандидата политических наук : 23.00.02 Ростов-на-Дону, 2007 162 с. РГБ ОД, 61:07-23/272

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 13

1. Политическая самоидентификация: понятие, структура, институты 13

2. Политическая самоидентификация в социокультурном и этнонациональном контексте 25

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ КАЗАЧЕСТВА: ГЕНЕЗИС И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 42

1. Казачья вольница как тип политической самоидентификации 43

2. Особый статус - тип политической самоидентификации казачества в структуре российской государственности 55

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА ...77

1. Ценностные технологии возрождения политической самоидентификации донского казачества 78

2. Идеологические технологии формирования политической самоидентификации современного донского казачества 94

ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ И ЛЕГИТИМНЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА 114

1. Особенности политической самоидентификации современного донского казачества 115

2. Легитимность как фактор политической самоидентификации современного донского казачества 128

Заключение 142

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Процессы реформирования и модернизации российского общества и государства в постсоветский период создали объективные предпосылки к активной общественной деятельности новых социально-политических, хозяйственных и культурных субъектов. Одним из таких субъектов социально-политической жизни современной России выступило казачество. При всей условности дат и неоднозначности оценок пути, пройденного казаками в поисках своей ниши в обществе, можно констатировать, что возрождение казачества тесно связано с его политизацией. Она выражается в создании общественных объединений и государственного реестра казачьих обществ, в различных формах законодательной инициативы, в выдвижении требований по формированию органов государственной власти и местного самоуправления, получению от государства льгот и преференций.

Казачество также пыталось выступить самостоятельным политическим субъектом - взять на себя функцию главного носителя национально-патриотической идеи в российском обществе, роль защитника русскоязычного населения в северокавказских республиках, хранителя «державных» интересов в самоопределившихся Абхазии и Приднестровье.

При этом в программных документах, практических политических акциях и в повседневной жизни казачества продолжается сложный и многослойный, а в ряде случаев внутренне противоречивый процесс политической самоидентификации этой социальной группы.

Исследование исторических оснований политической самоидентификации, ее связи с другими элементами политической культуры казачества, современных политических и правовых технологий самоидентификации казачества является актуальной задачей, поскольку позволяет охарактеризовать состояние и определить политические перспективы казачества как значимой социальной группы современного российского общества.

Степень научной разработанности темы. Степень разработанности проблемы политической самоидентификации казачества можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, в рамках общей теории политической самоидентификации, развиваемой как современными зарубежными исследователями (Г. Алмонд, С. Верба, Т. Парсонс, У. Розенбаум, Р. Инглехард), так и российскими авторами (Э. Баталов, Г. Тавадов, В. Ачкасов, С. Бабаев, 10. Пивоваров, В. Рукавишников и др.), была проанализирована политическая самоидентификация казачества. Однако по ряду объективных и субъективных причин, обусловленных недавним выходом казачества «на политическую арену», оно никогда не выступало предметом их исследования, а понятийный аппарат ставших классическими политологических трудов не применялся для анализа политической самоидентификации казачества как целостного феномена.

С другой стороны, политическая самоидентификация казачества, ее различные элементы и функции, безусловно, изучались исследователями истории казачества и его современного состояния. Рассматривая такие проблемы, как: зарождение и формирование казачества, особенности хозяйственной деятельности, обычаи, традиции и культура казаков; русская культура, казачество и православие; участие казачества в войнах России, народных движениях и революциях; казачество и Российское государство; традиции самоуправления; судьбы казачьей эмиграции; казачество и народы Северного Кавказа; казачество и власть, авторы неизбежно выделяли те или иные особенности его политической самоидентификации.

В современной литературе, посвященной анализу процесса возникновения казачества, его генезиса, роли и места в историческом прошлом России, следует отметить работы следующих авторов: С. Тхоржевского, А.П. Про-нштейна, Ы.И. Никитина, А.Л. Станиславского, Н.А. Мининкова и др.

А.И. Агафонов, А.В. Венков, С.А. Кислицин, А.И. Козлов, А.П. Кожанов, О.В. Матвеев, ЯЛ. Перехов, Р.Г. Тикиджьян, В.П. Трут и другие исследуют геополитические, этносоциальные, национальные, экономические,

культурные и исторические аспекты формирования политической самоидентификации современного казачества, но не рассматривают явление в целом.

Правовые, политические аспекты возрождения казачества, а также образование местного казачьего самоуправления, закрепившие различные исторические формы политической самоидентификации казачества, отражены в работах Е.И. Дулимова, И.И. Золотарева, А.Г. Киблицкого, С.А. Кислици-на, В.В. Макарова, В.А. Матвеева и других авторов. Однако их исследования носят в основном описательный политико-правовой или историко-культурный характер.

В современных научных публикациях широко обсуждаются вопросы, связанные с процессом возрождения казачества, его 'истоками, взаимоотношениями с государством и властными структурами. В то же время их рассмотрение также невозможно без анализа современных форм политической самоидентификации.

Даже в научных трудах В.А. Полуянова, С.К. Сагнаевой, А.П. Семенова, С.Н. Смирнова, Т.В. Таболиной, В.А. Харченко, Л.Л. Хоперской, анализирующих процесс возрождения казачества в современной России на теоретическом уровне, лишь частично используется методологический потенциал современной концепции политической самоидентификации.

Таким образом, несмотря на появление в печати большого количества работ, посвященных отдельным аспектам политической самоидентификации современного казачества, концептуально обоснованный подход к развернутой характеристике этого феномена и анализу технологий его формирования в настоящее время отсутствует, что и обусловило обращение автора к данной теме.

Исследование проблем политической самоидентификации казачества осуществляется автором на материалах донского казачества, поскольку именно оно первым поставило вопрос о политическом возрождении казачества России, выступило с политическими требованиями и акциями и в на-

стоящее время является лидером казачьего движения, во многом определяя перспективы его развития.

Объектом исследования является политическая самоидентификация как сложно структурированный общественный феномен, предметом исследования выступает идентификация современного донского казачества, ее исторические основания и политические технологии формирования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационного исследования - проанализировать исторические формы и современные политические и правовые технологии формирования политической самоидентификации казачества.

Для достижения данной цели в диссертации ставятся и решаются следующие исследовательские задачи:

обосновать современную концепцию политической самоидентификации в качестве методологической основы исследования идентификации казачества;

определить роль политической самоидентификации в структуре политической культуры казачества;

выявить социально-исторические основания и этапы политической самоидентификация казачества;

охарактеризовать ценностные технологии формирования политической самоидентификации современного казачества;

критически оценить идеологические технологии политического возрождения современного казачества;

показать особенности политической самоидентификации современного казачества;

выделить властный фактор трансформации политической самоидентификации современного казачества.

Теоретической основой исследования выступает современная концепция политической самоидентификации, разрабатываемая Г. Алмондом, С. Вербой, Т. Парсонсом, У. Розенбаумом, Р. Инглехардом и др.

В качестве методологического подхода выбран технологический (А. Соловьев), основанный на представлении о том, что эффективность реализации предложенной политическим актором стратегии зависит от используемых технологий, то есть определенных методов, способов и приемов достижения цели. Технологический подход, применяемый к широкому классу политических явлений и процессов, позволяет не только понять, что они собой представляют, но и, прежде всего, разрешить конкретные противоречия, связанные с этими явлениями и процессами. Применительно к проблеме политической самоидентификации казачества как современного политического актора технологический подход дает возможность рассмотреть технологию (то есть совокупность методов, способов и приемов) «встраивания» казачества в политическую структуру современного российского общества.

К исследовательским методам относят описание и анализ конкретных ситуаций (case study), а также метод сравнительного (компаративистского) анализа, цель которых - выявить уникальные особенности политической самоидентификации современного казачества. Кроме того, в работе используются результаты исследований, проведенных с применением методов политологии, этнологии, теории управления, правоведения.

Эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование потребовало привлечения широкого круга документов и материалов, которые можно разделить на следующие типы:

нормативно-правовые акты Российской Федерации и ее субъектов;

документы казачьих съездов и кругов, уставы, решения, постановления, обращения казачьих обществ;

- информационно-аналитические материалы экспертных и рабочих
групп;

сообщения средств массовой информации;

материалы социологических исследований.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

определена структура исследования политической самоидентификации донского казачества;

доказано, что политическая самоидентификация является ядром политической культуры казачества и играет основополагающую роль в формировании его политического статуса;

типологизированы формы политической самоидентификации казачества;

показано, что утрата и возрождение самоидентификации донского казачества являются важнейшими индикаторами сужения или развертывания поля его политической культуры;

- охарактеризована иррациональная основа ценностных технологий
возрождения политической самоидентификации донского казачества;

систематизированы идеологические технологии формирования политической самоидентификации современного донского казачества, которые базируются на его осознании себя социальной группой, обладающей особыми способами легитимации в структуре российского общества;

представлена развернутая характеристика политической самоидентификации современного донского казачества с точки зрения ее оснований, технологий формирования и внутренней противоречивости;

доказано, что власть является фактором трансформации политической самоидентификации современного донского казачества, и дана оценка политических перспектив донского казачества как значимой социальной группы современного российского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Политическая самоидентификация - это многоуровневое явление со сложной структурой, что обусловлено разнообразием его связей с различными социальными и политическими процессами. Развернутая характеристика политической самоидентификации современного казачества на основе методологических возможностей концепции политической самоидентификации предполагает следующее: исследование ее исторических оснований и типов;

анализ политических технологий формирования (участие казачества во «входящем» и «нисходящем» политическом потоке, разработке, принятии и реализации политических решений); выявление зависимости форм политического участия от политической самоидентификации казачества.

Политическая самоидентификация выступает ядром политической культуры донского казачества. Именно она задает базовые основания политической культуры, ориентации режима, политические идентификации и политическую компетентность, вокруг нее выстраиваются политические ценности и требования акторов, и она предопределяет формы и способы их политического участия.

2. Донское казачество обладает исторически сложившейся множест
венной, многослойной политической самоидентификацией, что отличает его
от других социальных групп. На разных этапах развития казачества домини
ровала одна из форм социальной самоидентификации и соответствующий ей
тип политической культуры, но при этом все исторические типы самоиден
тификации казачества (вольные при крепостном праве, этнос внутри этноса,
сословие в классовом обществе, коренное население как группа населения с
особыми правами) сохранялись в качестве институциональных элементов его
общей и политической культуры.

С утратой политической самоидентификации в советский период произошло резкое сворачивание институционально-предметного поля политической культуры донского казачества. Политическая самоидентификация казачества является важнейшим индикатором возрождения (понимаемого как развертывание, расширение поля) его политической культуры.

3. В основе ценностных технологий возрождения политической само
идентификации донского казачества лежат иррациональные компоненты:
доминирование эмоциональных и символических форм, историческая память
о героическом прошлом и политический миф о восстановлении исторической
справедливости, что обусловливает его традиционалистские и патерналист
ские политические ориентации.

  1. Идеологические технологии формирования политической самоидентификации донского казачества базируются на том, что оно всегда осознавало себя социальной группой, обладающей особыми способами легитимации в структуре российского общества и исключительным социальным и правовым статусом. Под давлением государства донское казачество неоднократно утрачивало конституирующие на том или ином этапе группу признаки и статус, вследствие этого политическая самоидентификация современного донского казачества выступает в форме осознания себя репрессированной социальной группой, а основным политическим требованием является реабилитация, понимаемая как восстановление статусных характеристик.

  2. Политическая самоидентификация современного казачества характеризуется несоразмерностью эмоциональных и рациональных, традиционалистских и модернистских компонентов, сегментированностью и поляризован-ностью. Множественность и внутренняя противоречивость форм политической самоидентификации современного казачества обусловливают способы его политического участия во «входящем» и «нисходящем» политическом потоке - от правомерных (разработка законопроектов) до отклоняющихся (ультимативные заявления) и нелегитимных (участие в открытых конфликтах).

  3. Перспективы взаимодействия донского казачества с властью связаны с отказом от иррациональных оснований политических ориентации (миф о восстановлении исторической справедливости), от политической самоидентификации в качестве репрессированной социальной группы, от доминирования традиционалистских ориентации и от нелегитимных форм политического поведения. Вектор трансформаций политической самоидентификации донского казачества задан используемыми властью законными технологиями, которые учитывают множественность социальной самоидентификации казачества и предоставляют ему различные правовые возможности для определения своего места в социально-политическом пространстве России.

Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования. Материалы и выводы диссертации имеют теоретическое и прикладное значение как для аналитиков, так и для специалистов-практиков в сфере государственной политики по отношению к казачеству. Предлагаемые рекомендации могут оказаться полезными для обеспечения условий дальнейшего развития политической культуры казачества, при разработке и реализации законодательных актов, политических программ и проектов, подготовке документов казачьих обществ. Теоретические выводы и материалы диссертационного исследования также могут быть использованы при создании учебных пособий и лекционных курсов по проблемам государственной политики по отношению к казачеству, при анализе политических процессов в регионах, на территории которых проживают казаки.

Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и положения диссертации докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научных конференциях.

Диссертация апробирована на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы.

Политическая самоидентификация: понятие, структура, институты

Каждый участник политического процесса обладает определенными представлениями о том, какое место он в этом процессе занимает (целях, способах их достижения, союзниках и противниках, возможных вариантах развития событий и т.д.). Для теоретической фиксации этого сложно структурированного феномена в политологии используется понятие «политическая самоидентификация».

Предпосылками к созданию концепции политической самоидентификации стали популярные в послевоенное время исследования в колониальных и европейских странах различных форм психической организации социальных групп (коллективные предрассудки, стереотипы, исторический опыт). Эти и другие психологические факторы жизнедеятельности групп, оказывавшие влияние на особенности и нормы взаимодействия власти (государства) и общества, обобщенно описывались в категориях: «национальный характер», «национальный дух», «национальная психология», «фундаментальные ценности народа».

Политологи восприняли результаты этих социально-психологических исследований как сигнал о необходимости более обобщенного анализа субъективных сторон политической действительности и разработали различные варианты понимания политической самоидентификации и ее дефиниции.

Прежде всего, были выделены различные типы политической самоидентификации на основании ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, этнонациональным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим группам.

Было установлено, что политическая самоидентификация этих групп зависит от существенных (и несущественных) отличий в отношении к власти в целом, государству, правящим и оппозиционным партиям, в способах политического участия.

Несмотря на заслуги различных политологических школ в исследовании понятия «политическая самоидентификация», впервые выделили ее в самостоятельную сферу исследований и разработали ее концепцию Г. Алмонд и его единомышленник С. Верба.

На первом этапе своих исследований Г. Алмонд выделил два уровня анализа политической системы: институциональный (характеризовавший институты и их функции, нормы, механизмы государства) и ориентационный (выражающий особые формы отношения людей к разнообразным политическим объектам). С помощью последнего и был охарактеризован особый класс политических явлений - политическая самоидентификация, соединяющая институциональный и реальный уровни функционирования политической системы.

С точки зрения Г. Алмонда, политическая система - это разные формы политического поведения государственных и негосударственных структур,. которые обусловлены не столько функциями системы, сколько характером взаимодействий социальных акторов. Г. Алмонд видел главное интегрирующее начало общества во взглядах и позициях индивидов и социальных групп относительно политической системы и ее составляющих, в их мнениях о своей роли в ней.

Роль является базовым понятием его концепции, поскольку именно от нее зависит содержание формальных и неформальных взаимодействий, определяющих политическую самоидентификацию каждого актора.

Кроме этого, Г. Алмонд выделял установки политического актора относительно самого себя, в частности, содержание и качество норм, личных (групповых) политических обязательств, чувства персональных (групповых) отношений с политической системой, что можно интерпретировать как формы их политической самоидентификации.

Например, политическая самоидентификация может выражаться в следующем: в отношении к политической системе государства как патриотизм или отчужденность, в самооценках социальной группы (большая, маленькая, сильная, слабая), в оценках проводимой государством политики (демократическая, конституционная, социалистическая и тлі.).

Опираясь на данные понятия, Г. Алмонд выделял три класса больших объектов, включенных в политическую систему:

1) специфические роли, или структуры, - законодательные органы, исполнители, бюрократия;

2) ролевые обязанности - монархи, законодатели, администраторы;

3) конкретная общественная политика, решения или обязательства, порождающие таковые.

Эти объекты могут быть также классифицированы в рамках классического описания политической системы при помощи понятий «входа», то есть внешних факторов, влияющих на систему, и «выхода» как результатов деятельности системы, воздействующих на общество.

Казачья вольница как тип политической самоидентификации

В процессе историко-теоретической реконструкции можно выделить определенные этапы, на которых складывались традиции, стереотипы, политические мифы и символы, суммирующиеся в самоидентификации казачества и являющиеся элементами его современной общей и политической культуры.

1. Этап формирования поселенческой общности вольных людей.

Исследователи истории казачества отмечают разнообразные причины его возникновения: это и антифеодальный протест и, как его следствие, бегство крестьянского и другого зависимого населения на окраины Русского государства; это и раскол православной церкви в середине XVII века и преследование старообрядцев; это и административные перемещения «служилых людей» на окраины государства; наконец, и переселения правительством различных социальных групп с целью хозяйственного освоения окраинных территорий Российской империи, а также и иные миграции населения.

По мнению многих ученых, однозначно датировать момент появления казачества не представляется возможным. Можно лишь утверждать, что оно возникло в результате многовекового расселения восточных славян на обширных пространствах с различными географическими, социально-экономическими и этнополитическими условиями, обусловившими определенную специфику его общественного уклада, хозяйства и быта.

Многочисленные археологические и лингвистические материалы, вещественные и письменные источники позволяют отнести появление славянского населения на Юге России и Северном Кавказе ко времени существования Тмутараканского княжества на Таманском полуострове (Х-ХИ вв.); некоторые данные косвенно указывают и на более раннее проникновение славян в регион. Есть основания предполагать, что территория княжества охватывала и более широкие географические рамки - Приазовье, западную часть Северного Кавказа и Восточный Крым.

В связи с изучаемой проблемой заслуживают внимания и материалы о так называемых «бродниках», живших на юге страны и являвшихся предшественниками казачества. «Бродники» непосредственно связаны с историей восточнославянского населения Северного Кавказа и казачества.

Начало собственно «казачьего периода» в истории Юга Восточной Европы принято датировать послемонгольским временем и особенно XVI веком, когда представители славянского (русские и украинские) населения селятся на землях Северного Кавказа, включая берега Кубани, Терека и Сунжи.

Конец XV - начало XVI века - важный период в истории Русского государства. После освобождения от монголо-татарского ига завершилось объединение русских земель. Завоевание Астрахани и Казани в 1550-е годы раздвинуло границы Русского государства до устья Волги, дав ему выход к Каспийскому морю и Предкавказью. В то же время внешняя политика Османской империи и Персии создавала крайне напряженное положение на Кавказе, часть народов которого стали искать защиты у Русского государства. Уже с XVI века с просьбами к Русскому государству о помощи и принятии в подданство обращаются правители Шемахи, Шевкала, Дербени, Иргеча и других кавказских земель.

Именно в этот период (скорее всего, во второй четверти XVI века) на Северном Кавказе появляются первые переселенцы из славянских земель -вольнолюбивые люди, не желавшие мириться с феодальной кабалой на родине; они уходили на окраины русских земель, где создавали казачьи общины, открытые для всех, кто хотел поселиться в тех местах.

Ряды казаков пополнялись и за счет лиц, стремившихся к легкому обогащению. Есть основания предполагать, что к казачьим общинам с момента возникновения присоединялись и представители местного населения, которые подвергались культурной ассимиляции, обрусению и христианизации.

Практически открытые границы региона, веротерпимость, потребность в людских ресурсах и другие факторы способствовали свободному притоку славянских переселенцев на Дон и Терек.

Ценностные технологии возрождения политической самоидентификации донского казачества

Как уже отмечалось в июне 1990 года состоялся учредительный круг Союза казаков России .

Основным и во многом определявшим дальнейшее направление работы Союза и территориальных кругов стало принятие и отражение в его Уставе прав организации, где декларировалось: «Участвовать в формировании органов государственной власти и управления»; «осуществлять законодательную инициативу»; «участвовать в выработке решений органов государственной власти» (раздел 6 Устава) , то есть расширение поля политической культуры казачества предусматривалось за счет использования форм политического участия, связанных не только с делегированием полномочий, но и с непосредственным влиянием на функционирование и изменение политических институтов. Именно последнее становилось целью и политической ценностью возрождающегося казачества.

Итогом работы круга стало принятие основных принципов и направлений деятельности Союза казаков, так же интерпретируемых нами, как политические ценности, в состав которых включены:

«1. Историческое и духовное возрождение казачества как самобытной этнической формации, социальную защиту трудящихся традиционных казачьих областей и округов, поощрение предприимчивости и инициативы в производственной деятельности, возрождение на этой основе казачьей культуры.

2. Свобода совести и вероисповедания, возвращение всех храмов и монастырей церковным общинам, возрождение народных праздников и обрядов, создание воскресных духовных школ, хоров.

3. В социально-экономической области Союз казаков ориентируется на традиционный уклад жизни народа - полную свободу выбора тех форм хозяйствования, которые позволяют наиболее полно удовлетворять материальные и духовные потребности каждого человека.

4. Поощрять объединение своих членов в акционерные общества, кооперативы, фермерские ассоциации на исконных казачьих землях.

5. Создавать независимые хозяйственные структуры материального снабжения земледельцев и сбыта их продукции.

6. Добиваться установления особого режима землепользования в местах исторического проживания и хозяйственной деятельности казачьих этнических групп, и на этой основе создает Казачий Земельный банк, обеспечивающий восстановление, бережное сохранение и использование своих земель.

7. На основе доходов колхозов и совхозов, арендных предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, акционерных обществ, кооперативных и фермерских объединений, входящих в Союз казаков, создается собственный независимый кредитно-финансовый банк.

8. В необходимых случаях Союз казаков создает на казачьих землях совместные предприятия с зарубежными партнерами (преимущественно представителями казачьих общин) для обеспечения своей экономики конвертируемой валютой.

9. Создание условий для возвращения на родную землю соотечественников из-за рубежа, желающих принять участие в возрождении казачества.

10. Получаемую прибыль от производственной и коммерческой деятельности Союз казаков направляет на развитие социально-бытовой сферы, реставрацию памятников истории и культуры казачества.

11. Возрождение традиционного военно-спортивного воспитания детей начиная с трехлетнего возраста создает казачьи школы, гимназии, конноспортивные базы. 12. Укрепление традиционного уклада жизни казачьей семьи, высвобождение женщин из сферы производства для воспитания детей. Поддержка многодетных семей».

Итак, в документе достаточно четко были выражены две принципиальные позиции: во-первых, казачество должно возрождаться как этническая формация, во-вторых, для казачества в местах исторического проживания должен быть установлен особый режим землепользования и хозяйственной деятельности, то есть фактически выдвигалось требование правового признания особого социального статуса казачества. Можно сказать, что именно идея особого социального, а следовательно, и правового статуса казачества была унаследована им в качестве базовой политической ценности.

Похожие диссертации на Политическая самоидентификация донского казачества: технологический аспект