Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политический процесс в Социалистической Республике Вьетнам в период обновления «Дой Мой»: сущность, основные этапы и направления» Власов Евгений Евгеньевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власов Евгений Евгеньевич. Политический процесс в Социалистической Республике Вьетнам в период обновления «Дой Мой»: сущность, основные этапы и направления»: диссертация ... кандидата Политических наук: 23.00.02 / Власов Евгений Евгеньевич;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологическая основа исследования политического процесса в азиатских обществах 20

1. Сущность и типология политического процесса 20

2. Особенности политических процессов в азиатских странах 38

Глава II. Политический процесс во Вьетнаме в условиях «Обновления» (Дой Мой) 1986 - 2006 гг.: особенности и основные субъекты 74

1. Политическое развитие СРВ в период перехода от авторитаризма к демократии 74

2. Коммунистическая партия - инициатор и руководитель обновления СРВ 82

3. Институты власти Вьетнама в период реформирования 95

4. Вьетнамское общество на новом этапе развития 122

Глава III. Социально-экономическое и политическое развитие Вьетнама на этапе «Обновления - 2» (2006 - 2016 гг.): опыт, проблемы, перспективы 149

1. Развитие вьетнамской рыночной экономики: достижения, противоречия, уроки 149

2. Политическое реформирование во Вьетнаме: установки и реальность 162

3. Политическая культура вьетнамцев и ее влияние на современный политический процесс 183

Список использованных источников 205

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конец XX - начало XXI века ознаменовались мощной волной политических трансформаций, захватившей авторитарные режимы Восточной и Юго-Восточной Азии. Трансформация представляет собой, прежде всего, процесс политического реформирования, направленного на преобразование всей системы отношений, развитие государственности, утверждение парламентаризма, политического и экономического плюрализма, сопровождаемых социальным расслоением, модернизацией общества переходного периода.

К обществам переходного периода относится Социалистическая Республика Вьетнам. Вьетнам был вовлечен в процесс демократизации во второй половине 80-х годов названной политикой «Обновления» («Дой Мой»). Она ознаменовала качественно новый этап в развитии этой страны. Характерной чертой Обновления стал переход от системы централизованного и бюрократического управления к системе регулируемых рыночных отношений, сочетания динамического экономического развития с сохранением политической стабильности.

Опыт 30-летнего процесса обновления Социалистической республики Вьетнам (СРВ) поучителен, его комплексное изучение позволяет, с одной стороны, лучше понять альтернативный выбранному в Российской Федерации путь реформирования общества, с другой - открывает новые возможности для понимания современного политического процесса Вьетнама. Изучение конкретных решений и действий Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) и правительства страны, на разных этапах Обновления позволяет определить и сравнить наиболее и наименее успешные формы, методы проведения политики обновления.

Изучение политического процесса во Вьетнаме, анализ теории и практики внутриполитического развития страны являются существенным вкладом не только в общее вьетнамоведение, но и в развитие политической науки, восполняют пробел в исследовании политического процесса страны, прежде всего касающийся последних трех десятилетий. Осмыслить этот сложный процесс, выявить

нерешенные проблемы, объяснить существующие противоречия и дать прогноз дальнейшего развития Вьетнама - цель данной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Научную литературу, использованную для подготовки диссертации, можно разделить на две большие группы: работы, рассматривающие общие теоретико-методологические вопросы осмысления политического процесса, в том числе в азиатских странах в переходный период от авторитаризма к демократии, и исследования, посвященные непосредственно политическому процессу в СРВ, его участникам и механизмам.

Изучение работ первой группы дает возможность определить понятия «политическая система», «политическая модернизация», «политическое развитие», позволяющие нам адекватно исследовать феномен «политический процесс».

Значительный вклад в разработку теории «политического процесса» внесли зарубежные ученые-политологи: Г. Алмонд, Д. Белл, А. Бентли, Д. Аптер, С. Блэк, Д. Ростоу и другие1.

В работах Г. Алмонда, Р. Даля, Ш. Эйзенштадта рассматриваются проблемы политического развития некоторых стран Востока, где осуществляется переход от традиционных структур к индустриальным.

Особое значение для формирования представлений о природе и механизмах политического процесса имеют работы Т. Парсона, а также таких авторов, как: С. Вербы, П. Бурдьё, Р.Дарендорфа, А. Лейпхарта, С. Липсета, Н. Лумана, Р. Мертона, Л. Пай, Н. Най и др.2

Среди современных российских разработок по теории политического процесса и его воздействию на развитие переходного общества можно отметить монографические издания: «Политический процесс в специфических формах его проявления»; «Мировой социально-политический процесс и идеология гуманизма XXI века»; «Политические процессы в Восточной Европе (80-е гг.)» (М., 1991);

1 Bell D. The coming of post-industrial society. N.Y.. 1973; Apter D. The Politics of Modernization. Chicago. 1965; Black С The
Dynamics of modernization.A Study in Comparative History. N. Y., 1966. Almond G.A. Political Development: Essays in
Henristic Theory. Boston. 1970; Даль P. Пути перехода к демократии // Кентавр. 1991. № 3; Eisenstadt S. N. Modernization:
Protest and Change. Englewood Gliffe, 1996.

2 См.: Bourdeu P., Wacquant L. An Invitiaon to Reflexive Sociology.Chicago. 1992; Dahl R. Democracy and Its Critics. New
Hawen. 1989: Darendorf R. out of Utopia Toward a Reconstrucion of sociological Analysis in Sociological Theory. N.Y., 1961:
LiphartA.Democracies: Patterns of Majoritarian and Consensus Govemmtnt in Twenty-One Countries. New Hawen. 1984: Lipset
S.M. The Social Requisites of Democracy Revisited // Comparing Nations and Cultures. Reading in a Cross-National Disciplinary
Perspectives / ed. by A.M. Inkeles. Englewood Cliffs Prentice Hall, 1996: Luhman N. Essays on Self-Referense. N.Y.. 1990:
Verton R. On Teoretical Sociology. N.Y., 1967; Pye L. W. Political science and the crisis of authoritarism. American Political
Science Review. 1990.

«Закономерности и законы политического процесса» (М., 1993); «Политический процесс: вопросы теории» (М., 1994); «Современный политический процесс в России: общественно-политические объединения и политическая элита (теоретико-методологические проблемы исследования)» (М, 1997) и другие.

Весьма полезным было изучение результатов исследований переходных процессов, представленных такими авторами, как Т.А. Алексеева, Л.А. Гордон, В.Б. Кувалдин, Г.В. Осипов, Б.А. Ракитский, О.Г. Харитонова, Л. Шевцова и др. Выделим монографию А.Ю. Мельвиля «Демократические транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты)» (М., 1999).

Ряд работ отечественных авторов посвящен вопросам политического развития непосредственно Вьетнама, однако в них, в силу разных причина, превалировал классовый подход. К таким работам можно отнести коллективную монографию СБ. Афонина, Е.В. Кобелева «Товарищ Хо Ши Мин» (М., 1980) и др.

С начала 90-х годов количество работ российских авторов, посвященных социально-экономическим и политическим преобразованиям, значительно выросло. Это было связано не только с тем, что успешно развиваются российско-вьетнамские отношения, но и возрастающей гласностью и открытостью вьетнамского и российского общества, доступностью документов по Вьетнаму. По данной проблематике успешно работают такие известные российские вьетнамоведы как О.В. Новакова, П.Ю. Цветов, СБ. Афонин, Е.В. Кобелев и другие.

Из монографических работ, написанных российскими авторами в 90-е годы XX века, по Вьетнаму отметим фундаментальный труд Л.А. Аносовой, а также монографии М.П. Исаева и Я.Н. Пивоварова. Однако эти работы в основном посвящены социально-экономическим преобразованиям.

На рубеже XX-XXI века интерес российских ученых к изучению Вьетнама возрастает. Регулярнее стали научные и научно-практические конференции, по их итогам выпущены сборники, монографии и бюллетени. Только Центр изучения Вьетнама и АСЕАН с 2000 - 2015 гг. выпустил 15 сборников «Вьетнамские исследования», в которых приняли участие авторы не только из Российской Федерации (далее - РФ), но и стран СНГ, КНР и СРВ.

Среди российских авторов, анализирующих проблемы модернизации Вьетнама, отличаются работы старейшего вьетнамоведа, ведущего научного

сотрудника ИДВ РАН Е.В. Кобелева. Его перу принадлежит несколько монографий и десятки научных статей по данной проблематике3. Однако в них затрагивается только экономические аспекты модернизации СРВ.

Обширен диапазон исследований по Вьетнаму профессора В.М. Мазырина4. Он исследует сложный, противоречивый путь СРВ к политической демократии: перемены внутри правящей КПВ; развитие государственных институтов в новых условиях; развитие вьетнамского общества на этапе обновления; проблемы утверждения гражданских свобод и прав человека5.

В работах Г.М. Локшина исследуются проблемы развития, политической демократии, идейно-политической жизни Вьетнама6.

Роли Коммунистической партии и политической элиты в обновленческих процессах Вьетнама посвящены работы Г.Ф. Мурашовой, М.А. Ивашовой, И. Климова7. Е.А. Марченко изучает проблемы формирования политической культуры, ее влияние на политический процесс8. Она подчеркивает: «Многослойность вьетнамской политической культуры позволяет искать и находить в самых глубинах культуры чисто вьетнамские ответы на вьетнамские или даже глобальные вызовы».

3 Кобелев Е.В. Современный Вьетнам: реформы, обновления, модернизация (1986-1997 гг.). М.. 199: Его же. Вьетнам: политика «Дой Мой» - 20 лет // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 1. С. 46-60.

4Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты. М., 2007. 335 с; Его же. Политика «догоняющего» развития во Вьегнаме: достижения и проблемы // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 2009. № 3. С. 35-56; Его же. Госсектор в экономике Вьетнама // Обозреватель - Observer. 2009. № 8. С. 86-93: Его же: Суверенная интеграция или «внешнее управление»? // Азия и Африка сегодня. 2006. № 12. С. 20-24.

5 Мазырин В.М. О соблюдении гражданских свобод во Вьетнаме // Юго-Восточная Азия: активные проблемы развития.
2006. № 9. С. 193-216; Его же. Тернистый путь к демократии // Азия и Африка сегодня. 2008. № 10. С.22-26; Его же.
Общественные организации и формирование гражданского общества в современном Вьетнаме // Вестник МГУ. Серия 13.
Востоковедение. 2006. № 2. С. 44-67; Его же. Вьетнам: закономерности и особенности процесса обновления //
Вьетнамские исследования. Вып.2. Вьетнам сегодня и вчера. М.. 2012. С. 67-87: Его же. Эволюционная модель
общественной трансформации в СРВ // Юго-восточная Азия- историческая, культурно-этическая идентичность и
политическая реальность. M., 2009.

6 Локшин Г.М. XI съезд КПВ: политика обновления (Дой Мой) Альтернативы нет // Вьетнамские исследования. Вып. 2.
M.. 2012. С. 14-40; Его же. Ханой: курс на социализм с вьетнамским лицом // Миров, экономика и междунар. отношения.
2011. № 8. С. 76-86; Его же. Вьетнам: время важных решений // Обозреватель - Observer. 2008. № 11. С. 122-127: Его же.
Новый этап обновления партии и страны // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 2. С. 17-24: Его же. Некоторые
особенности идейно-политической жизни Вьетнама до и после XI съезд Коммунистической партии Вьетнама //
Вьетнамские исследования. Вып. 1. М., 2011. С. 26-58; Его же. Обновление 2 - Веление времени (из предсъездовской
дискуссии в КПВ и вьетнамском обществе) // Вьетнамские исследования. Вып. 6. М.. 2016. С. 18-37.

7 Ивашова М.А. Компартия Социалистической Республики Вьетнам на пороге перемен: итоги X съезда // Социальные и
гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2006. № 4. С. 98-100: МурашеваГ.Ф. История и современность в политической
культуре Вьетнама // Политическая культура и деловая этика стран Востока. М.. 2006: Климов И. Как обновился
коммунизм: ученые-востоковеды о XII съезде КПВ // .

8 Марченко Е.А. Характерные черты политической культуры современного Вьетнама// Вьетнамские исследования. Вып.2.
Вьетнам сегодня и вчера. М.. 2012. С. 139-159.

Конституционным реформам, проблемам формирования демократического общества, борьбе вьетнамского народа за утверждение прав и свобод посвящены работы П.Ю. Цветова9.

При написании диссертации автор изучил обширный блок литературы на вьетнамском языке. Вьетнамские ученые исследуют разные аспекты политики обновления. Изучению ее первого этапа (1986-2006) посвятили свои труды Нгуен Ван Ниен, By Ван Вьен, Ньи Ле.

Вопросы обновления социальной политики исследует Фам Суан Нам (Ханой, 1997). Об экономическом реформировании СРВ пишут Чинь Гуи Куача, Донг Дык Лана, Ле Тхань Лыонг и др. Выделим монографию Чинь Гуи Куача «Экономика Вьетнама: проблемы и стратегия развития» (Ханой, 1998), где автор проводил анализ общей модели развития вьетнамской экономики в условиях перехода к рынку. Профессор Киеу Тха Вьет, сделал анализ использования экономических рычагов в развитии многоукладной экономики СРВ. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в страну анализирует в своих трудах By Вьет Ань.

Анализ вьетнамской литературы, освещающий первый этап Обновления, свидетельствует, что в ней преобладает экономический аспект, что говорит о приоритете экономических реформ перед политической модернизацией.

На втором этапе обновления (2006-2016) чаще стали освещаться вопросы политической модернизации, проблемы демократии, формирования в СРВ основ правового государства. В начале этого этапа вышел объемный сборник статей известных ученых, общественных деятелей и руководящих кадров под названием «Вьетнам после 20 лет «Дой Мой». Среди авторов этого большого труда Ха Донг, Нгуен Фу Чонг, Нгуен Ван Донг, Во Хонг Фук, Хоанг Чунг Хай, До Чунг Та, Нгуен Кхок Дием, До Нгуен Фыонг, Фам Минь Хок, Фам Мань Хунг, By Динь Кы, By Кхоан, Нгуен Зи Ниен, Нгуен Ван Иен. В настоящее время многие из этих авторов занимают высокие посты в руководящем аппарате партии и государства. Центральное место в исследованиях вьетнамских ученых, посвященных

9 Цветов П.Ю. Новая Конституция Вьетнама: усиливается акцент на права человека и традиции // Азия и Африка сегодня. 2014. №6. С. 20-23.

политическому процессу в переходный период, принадлежит КПВ как инициатору и руководителю политики Обновления. Этой теме посвящено большинство работ10.

Развитию парламентской системы современного Вьетнама, возрастающей роли Национального собрания, становлению правового государства посвящены работы Зыонг Тхе Ха, Динь Нгок Выонга1'.

Российские и вьетнамские ученые исследуют также общее и особенное в политическом развитии СРВ в переходный период12.

В диссертации обобщены результаты исследований видных западных и азиатских специалистов по СРВ: К.А. Тхайера13, Р. Амера, В. Дюкера, В.Вомака14, Г. Портера, Д. Варфула, А. Фьорда, 3. Абуца, Ан Чэн Гуаня, Майка Ионга, Чжу Чжэминя и Т. Шрипана. Из общих трудов по геополитическим проблемам Азии использовались работы Р. Скалапино.

Касается политической модернизации, особенно ее первого этапа (1986-2000 гг.), то она проанализирована далеко не полно. На уровне статей затрагиваются отдельные аспекты этой многогранной проблемы. Несколько шире и глубже изучены вопросы о руководящей роли КПВ в процессе обновления общества и

10 До Тян Шам. Коммунистическая Партия Вьетнама: познание тенденций эпохи, оценка мировой и региональной
обстановки: краткий экскурс // Вьетнамские исследования. Вып. 5. Национальные интересы и традиции Вьетнама. М.,
2015. С. 162-170: By Ван Хоа. Продолжение обновления теоретических исследований согласно Постановлению XI съезда
КПВ; Ньи Ле Повышение руководящей способности партии в период политики обновления страны: Мать Куанг Тханг.
Некоторые вопросы о правящей Компартии Вьетнама в новых условиях. Ханой. 2011 (на вьетнамском языке).

11 Зыонг Тхе Ха. Особенности функционирования парламентской системы в современной СРВ // Вест. Воронсжск. гос.
ун-та. Серия История. Политология. Социология. 2014. № 3. С. 75-78; Динь Нгок Выонг Строительство правового
государства и гражданского общества в современном Вьетнаме. М., 2002. Нгуен Ван Иеу Построение вьетнамского
социалистического правового государства// Вьетнам после 20 лет «Дой Мой». Ханой, 2008. С. 345-362; Nguyen Quoc Knai.
Clobal Integration and HconomicDevelopment // Vietnam Update 2004. Strategic and Foreign Relations. Singapore. 2004. P. 40-
41.

^Яковлева E.А. Страны Восточного Индокитая в условиях глобализации. «Вьетнамский рывок»// Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М, 1999: Бельчук А.И. Системные реформы в России и других постсоциалистических странах // Фридман П.А., Келечук А.И. Россия в окружающем мире. М.. 2006. С. 319-320.: Яскина Г.С. К вопросам об исторических судьбах социализма в странах Азии // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 2. С. 28-42; Иоанесян. Лаос в XX веке (экономическое развитие). М., 2003; То Динь Тон, Реформы и стратегия развития Китая и Вьетнама: сравнительный анализ // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 4. С. 38-44: Сравнительный анализ общих черт и особенностей переходного периода в России, Китае и Вьетнаме // Пробл. Дальн. Востока. 2012. С. 15-20. Чан Нгок Куй. Отличительные черты социализма во Вьетнаме по Программе строительства страны в период перехода к социалистическому обновлению). 2011 г. // Сборник военного института общественно-гуманитарных наук. Ханой, 2012. С. 25-40: Воскресенский А.Д. Проблемы модернизации и политической трансформации в макрорегионы «Большая Восточная Азия»: мировая политика и региональные трансформации. М., 2010.: Вьетнам: Постсоциалистический «тигр» // Миров, экономика и междунар. отношения. 2012. № 2. С. 91-104: № 3. С. 99-111.: Мельянцев В.А. «Восточно-азиатская модель» экономического роста: важнейшие составляющие, достоинства и изъяны. М., 1998.

13 Thayer С.А. Vietnam: The Tenth Party Congress and alter. A Review for ISEAS. Singapore. 2007. P. 6-7: Idem. Political Dissent
and Political Reform in Vietnam, 1997-2002 // The Power of Ideas Intellectual Input and Political Change in East and Southeast
Countries / ed. by Derichs C, Heberer T. // Asian Topics. NIAS. 2006. № 36. P. 115-132: Idem. Background Briefing: Communist
Party of Vietnam at Eighty, 1930-2010. URL: January 28.2010.

14 Womack B. The Party and the People: Revolutionary and Post Revolutionary Politics in China and Vietnam // World Politics.
1987. № 4. P. 485: Weeks J. A Tale of Two Transitions: Cuba and Vietnam / ed. by С Brundenius. J. Weeks. N.Y.. 2001. P.24-
25.

государства. Практически нет работ (кроме нескольких российских), где бы поднимались проблемы прав и гражданских свобод в современном Вьетнаме, вопросы многопартийности, плюрализма и т.д. В силу разных причин, ни в РФ, ни во Вьетнаме пока не вышли монографические и диссертационные исследования, посвященные политическому процессу в этой стране за 30 лет Обновления (1986-2016 гг.).

Достаточно актуальным сегодня остается вопрос о методологических принципах и инструментарии для изучения политического процесса в современном Вьетнаме и проблем его содержательной трансформации в ракурсе соотношения традиционных и модернизаторских тенденций. Цель и основные задачи исследования.

Целью данной диссертации является выявление сущности, основных направлений и особенностей политического процесса во Вьетнаме на различных этапах периода Обновления.

Раскрывая названную тему, автор решал следующие исследовательские задачи:

выявить сущность и типологию политического процесса; рассмотреть особенности политических процессов в азиатских странах; определить предпосылки и причины, побуждающие к демократическим переменам, происходящим во Вьетнаме;

выявить особенности политического развития СРВ в период перехода от авторитаризма к демократическим преобразованиям;

изучить структуру, состав и особенности вьетнамского политического процесса на разных этапах обновления вьетнамского общества и государства; показать определяющую роль КПВ в качестве инициатора и руководителя политики обновления;

показать роль институтов государственной власти в период реформирования;

проанализировать развитие вьетнамского общества на разных этапах обновления;

- исследовать содержание и особенность политической культуры вьетнамцев, ее влияние на современный политический процесс.

Объектом исследования является политический процесс в СРВ в период Обновления (1986 - 2016 гг.). Предметом исследования является политическая модернизация как сущность этого процесса во Вьетнаме, ее направления и этапы.

Данный процесс включает в себя два основных этапа и характеризуются сложностью и противоречивостью, связанными с рыночными условиями, а также с сохранением авторитарных тенденций.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1986 г. по 2016 г., что обусловлено необходимостью ретроспективного анализа модернизации политического процесса в СРВ, начало которому было положено решениями VI съезда Коммунистической партии Вьетнама (1986 г.). На XII съезде КПВ (2016 г.) были подведены итоги 30-летнего периода обновления страны.

В теоретико-методологическую основу исследования положен принцип объективно-исторического анализа событий, действий, идей, которые рассмотрены в контексте общих цивилизационных императивов политического процесса.

Специфическим компонентом диссертации, отражающим особенности ее объекта, предмета и исследовательских задач, является ряд специально-теоретических подходов, применяемых в современной политической науке, в частности: системный, институциональный, сравнительный, культурологический. Так, системный подход предполагает взаимосвязь элементов и составных частей политического процесса в СРВ. Институциональный подход предполагает анализ развития основных институтов, таких как государство, Коммунистическая партия Вьетнама, различные общественно-политические движения. Сравнительный подход позволил сравнить разные этапы в развитии политического процесса Вьетнама, а также сопоставить особенности политических процессов в странах Азии. Культурный подход предполагает исследование влияния политической культуры граждан Вьетнама на современный политический процесс страны.

В качестве эмпирических методов исследования были использованы анализ официальных документов Социалистической республики Вьетнам (Конституции, решения съездов, пленумов) и выступлений государственных деятелей, а также опрос официальных лиц страны.

В методологическом отношении диссертант свободен от идеологических пристрастий и клише в оценке тех или иных событий политической жизни Вьетнама.

Он пытается сочетать анализ конкретных ситуаций с историко-ретроспективным подходом, полагая, что это позволяет приблизиться к объективному анализу политического процесса во Вьетнаме.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- анализируются азиатские концепции демократической трансформации
общества и вытекающая из этого особенность развития современного политического
процесса во Вьетнаме;

- предпринята попытка представить политический процесс во Вьетнаме как
результат деятельности различных политических субъектов государства, отдельных
институтов власти, правящей КП, общества вьетнамских граждан как нации в целом;

впервые в научный оборот введен новый массив документов и материалов;

демократический процесс во Вьетнаме, начиная с 1986 г., прослеживается непрерывно, как последовательное развитие политической модернизации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Учет ценностей исторического прошлого Вьетнама предполагает
исследование зарубежного опыта и моделей развития других стран с учетом
национальных традиций.

  1. Материалы диссертаций закрепили убеждение автора, что определяющая роль в развитии вьетнамского общества и государства в переходный период принадлежит Коммунистической партии Вьетнама.

  2. Характер развития СРВ в общем демократическом направлении весьма своеобразен, он в значительной степени определяется прошлой историей, менталитетом населения, особенностями политической культуры в т. ч., и сохранением авторитарных традиций политической власти.

Источниковая база исследования.

Поставленные исследовательские задачи обусловили использование широкого круга источников, которые делятся на несколько групп:

Первая: официальные документы СРВ (Конституции 1946, 1959, 1980, 1992 и 2013 гг.; документы и материалы съездов правящей Коммунистической партии и пленумов ЦК КПВ). Особый интерес для диссертанта имели решения VI, XI и XII съездов КПВ, где принималась Программа Обновления и подводились итоги развития государства. Анализ документов, одобренных на этих партийных форумах,

позволяет полно и достоверно представить эволюцию взглядов руководства КПВ на ключевые проблемы вьетнамского общества и процесс формирования политического обновления.

Вторая - представлена трудами, речами, интервью руководителей КП и вьетнамского государства Хо Ши Мина, Ле Зуана, Чьюнг Тинь, Хон Дык Меня, Нгуен Тан Зунга, Нгуен Минь Чиета, Нгуен Фу Чонга и др.

Третья - справочники, сборники, словари, энциклопедии по Вьетнаму.

Много ценного автор почерпнул из справочника «Современный Вьетнам»15, в котором освящены основные аспекты истории, политики, экономики, социального развития, науки и культуры СРВ в начале XXI века. Полезные сведения и факты взяты из приложения справочника, где приведены подробные библиографические работы ученых, использованных при подготовке справочника, а также дополнительные сведения (хронология, государственные праздники, вьетнамский календарь и т.д.).

Четвертая - представлена периодической печатью Вьетнама, особо отметим газету «Нян Зан» (Народ) - центральный орган КПВ по информированию населения, теоретический журнал «Конг сан» (Коммунист), ежедневник «Дай доан кет» (Великое единение) - центральный печатный орган Отечественного фронта Вьетнама, электронную газету «Данг Конг сан Вьет Нам» (Коммунистическая партия Вьетнама), газету «Тхань Ниен» (Молодежь), которая представляет официальную информационную площадку Союза молодежи Вьетнама, электронную газету «Вьетнамнет», которая позиционируется как одно из наиболее распространенных консервативных СМИ, и др.

Значительную группу источников составили Интернет-сайты ЦК КПВ, правительства СРВ, различных министерств Вьетнама.

Достоверность полученных в ходе исследования результатов обеспечивается многообразием используемых научных методов при приоритете методологических основ теории познания, всесторонним, полным и глубоким изучением и использованием документальных и литературных источников как отечественного, так и вьетнамского происхождения в области политологии, истории, философии, социологии и других общественных наук.

15 Современный Вьетнам : справочник / отв. ред. E.B. Кобелев. М., 2015. 368 с.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Основные выводы и положения, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы для анализа современных политических процессов в странах переходного периода для прогностических оценок перспектив развития СРВ. Выводы данного исследования позволяют лучше понимать и прогнозировать политические тенденции и приоритеты развития одного из крупных акторов Юго-Восточной Азии - Социалистической Республике Вьетнама. Материалы диссертации возможно использовать для разработки спецкурсов по политической модернизации в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, по политической истории Вьетнама.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на аспирантском семинаре, на зональных и международных научных и научно-практических конференциях, проводимых Дальневосточным федеральным университетом, Московским государственным институтом международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и вузами Дальнего Востока. Это нашло отражение в 6 публикациях соискателя, 3 из которых входят в перечень ВАК РФ.

Результаты диссертационного исследования были использованы при подготовке спецкурсов для студентов Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ на кафедре Тихоокеанской Азии.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Сущность и типология политического процесса

Одной из центральных категорий политологии является категория «политический процесс». Содержание понятия «политический процесс» сложное и многоаспектное. Выделяется функциональный аспект (как политическая система действует, воспроизводит и сохраняет себя) и динамический (как та же система реформируется).

Динамическое изменение политической системы обычно отождествляют с понятием «политического развития». «В общем сложном потоке политической жизни процессы, связанные с поддержанием существующего политического порядка, с одной стороны, и с его разрушением или преобразованием - с другой, практически неразделимы. Их тесное переплетенное взаимодействие оправдывает использование общей категории «политический процесс», воспроизводящей объемные, целостные характеристики политической жизни»1.

Понятие «политический процесс» подчеркивает объективность, естественно - исторический характер развития политических событий. Оно показывает реальное взаимодействие субъектов политики. Политический процесс является результатом «переплетения» разных типов поведения групп и граждан, деятельности институтов власти, на который воздействуют различные субкультуры, взаимоисключающие традиции и многие другие факторы. Политический процесс является зависимой переменной от политической системы, которая классифицируется по различным основаниям. Он воплощается и проявляется в функционировании и трансформации институтов власти, развитии политической системы и ее взаимодействием с окружающей средой, в характере деятельности государственных институтов и их влиянии на общество, в соперничестве групп за статусы и ресурсы власти и т.д.

Понятие «политический процесс» тесно связано с категорией «политическая модернизация». Как справедливо заметили В.А. Ачкасов и В.А. Гуторов : эти категории близки в теоретико-методологическом плане (общностью категориального аппарата и методологических подходов) и на уровне персоналий (многие видные политологи известны работами и в той, и в другой области политического знания)2. Однако у этих категорий есть и различия. Теория политической модернизации ориентируется на проблематику развивающихся стран «третьего мира». А в центре внимания теоретиков политического процесса находятся политические изменения, политическая жизнь в развитых странах, где уже сложились или формируются современные демократические общества.

Политическая модернизация детерминирует проблематику политического развития стран в переходный период. В западной политологической науке сформировались два основных подхода к изучению концепции политической модернизации - либеральное и консервативное. Политологи либерального направления (Г. Алмонд, Р. Даль, Л. Пай) считают, что для успешной политической модернизации следует интенсифицировать привлечение народа в работу институтов представительной демократии и создавать условия для свободной конкуренции политических элит3.

Представители консервативного подхода (С. Хантингтон, X. Линдц, Т. Цуратани) в период модернизации указывают на риск того, что рост политического участия может превысить реальный уровень подготовленности масс к такому участию, что приведет к политической нестабильности, поэтому предлагают сначала создать прочные политические институты4. Тем не менее, политологи этого направления не отрицают демократические ценности, солидарны с либералами по поводу конечных целей политической модернизации - формированию политического плюрализма, созданию правового государства и гражданского общества.

В данной работе мы подробно использовали обе категории - политический процесс и политическую модернизацию, однако более раскрываем сущность и типологию политического процесса, который на наш взгляд более объемно и всесторонне отражает современную политическую жизнь государства.

В политическом процессе в значительной степени раскрываются роль и функции как власти и государства в целом, так и различных органов государственной власти. Он представляет собой один из важнейших путей волеизлияния граждан, в ходе которого различные социально-политические силы пытаются защитить свои права и интересы, довести их до властных структур и добиться от последних принятия того или иного комплекса мер для их реализации. Именно в ходе политического процесса принимаются сколько-нибудь значимые для общества решения1. Политический процесс охватывает действия различных субъектов политических отношений, которые могут, как поддерживать правящий режим, так и оказаться в оппозиции к нему. Он может иметь своим результатом сохранение и стабилизацию существующего положения вещей, постепенную реорганизацию или отмену выполнивших свою функцию, изживших себя или показавших собственную неэффективность институтов, органов, принципов государственно-политической системы, смену правительства и даже режима, создание новых институтов, принятие новых законов и нормативных актов и т.д.

Опираясь на выработанные в классической политической науке подходы и методы, рассмотрим категорию «политический процесс». Существует множество определений политического процесса. Некоторые ученые отождествляют его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамичное соперничество группы за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

В «Политической энциклопедии» политический процесс (от лат. Processus - продвижение) определяется как «форма функционирования политической системы общества, развивающейся в пространстве и времени, определенная совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере...»1.

Одним из первых советских и российских политологов М.В. Ильин под политическим процессом понимает смену состояний политической системы, её функционирование в режиме времени2. Он трактует политический процесс как комплекс всех функционирующих изменений поведения и отношения субъектов3.

A.M. Салмин политический процесс интерпретирует как политическую социализацию граждан и постоянное стремление властей к достижению социального компромисса4.

Л.С. Мамут определяет политпроцесс как совокупность актов социальных субъектов, с помощью которых осуществляется формирование, преобразование, а также функционирование той или иной политической системы5.

Более развернутую характеристику политического процесса дает профессор В.Н. Гончаров: «последовательная совокупность динамических изменений в деятельности и отношениях субъектов политики, а также во всех других компонентах политического пространства, происходящих под действием внешних и внутренних факторов, ход развития политических событий, последовательную смену состояний в политической жизни»1.

Сопоставляя и обобщая различные точки зрения на политический процесс, отечественные ученые заметили, что значительная часть из них определяют политический процесс как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических акторов, связанный с реализацией властных интересов и целедостижением, и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Другие представляют политический процесс как развертывание политики во времени и пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

Понятие политический процесс может иметь два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания политики идет речь - о микроуровне, то есть непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне. То есть, политический процесс можно определять в «макро» и «микро» значениях: с точки зрения макроанализа как динамическую характеристику всей политической системы в целом, с точки зрения микроанализа - как совокупность политических микропроцессов. В первом случае под политическим процессом понимается «цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы»2. Во втором случае политический процесс определяют, как «некую равнодействующая сумму акций различных социально-политических субъектов»3.

Политическое развитие СРВ в период перехода от авторитаризма к демократии

Начало переходу от авторитаризма к политике кардинальных реформ, названных «Дой Мой» - политикой обновления» положили решения VI съезда Коммунистической партии Вьетнама (1986 г.). Однако еще до съезда руководители СРВ приступили к разработке принципиально нового курса. Компартия, опираясь на исследования ученых-обществоведов, вела поиск оптимальной модели развития страны. Этот курс, основанный на заветах Хо Ши Мина, опыте переходного периода в других странах, постоянно корректировался, что нашло отражение в документах съездов и пленумов ЦК КПВ, в многочисленных дискуссиях, на заседаниях парткомов и партийных собраниях.

Тщательный поиск новой модели развития, горячие обсуждения на всех уровнях этой проблемы в конце концов привели политическое руководство Вьетнама к убеждению в необходимости глубоких реформ. Логика развития, необходимость выживания подсказывали, что начинать надо с базисных изменений, т.е. экономических преобразований. Теоретически обосновав эту политику, VI съезд КПВ взял курс на «рыночный социализм». Толчком к рыночным реформам, с одной стороны, стала перестройка в СССР и модернизация в Китае, с другой - суровая действительность, бесперспективность прежнего развития.

К середине 80-х годов XX века Вьетнам, по сути, оказался на краю пропасти. Тяжелое внутреннее социально-экономическое положение (бедность, безработица, очень низкий уровень промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д.), а также внешние вызовы и угрозы (сложные отношения с КНР) - грозили стране развалом, потерей независимости и суверенитета.

Уже во второй половине 80-х годов в стране появились некоторые экономические свободы, начались непростые процессы приватизации мелкой промышленности, торговли и сферы услуг. Все это происходило под непосредственным контролем со стороны правящей партии и государства.

VI съезд КПВ ознаменовал и важный сдвиг в теоретическом сознании вьетнамских коммунистов. Под девизом «Смотрим правде в глаза, даем верную оценку, говорим только правду» был намечен курс на всестороннее обновление страны. В резолюциях VI съезда КПВ отмечается: «Обновление мышления во всех сферах деятельности партии и государства является актуальной, одновременно постоянной, долгосрочной задачей. Консерватизм и инерция старых концепций представляют собой немалую трудность, тем более, что эти концепции тесно связаны с консервативными людьми, имеющими костный ум. Необходимо создать такие благоприятные социальные условия для процесса обновления мышления, как демократическая атмосфера в обществе, особенно в партийной жизни, в научной деятельности; уважение истины и правосудия; система точной информации; частая и серьезная критика и самокритика..., необходимо уважать теоретическую работу для придания обновления мышления научного характера»1.

Возглавляя процесс обновления, правящая КПВ поставила перед обществом и государством четыре группы кардинальных задач в области экономики: достижение макроэкономической стабилизации, либерализация основных условий экономической деятельности, институциональная поддержка рыночного оборота и частной собственности, минимизация социальных трудностей переходного периода.

В отличие от других стран с переходной экономикой правительство СРВ пошло по пути предоставления госпредприятиям большой автономии, сокращения бюджетных дотаций и опеки. Введение свободы предпринимательства, поощрение частного сектора облегчили возрождение хозяйственной инициативы, формирование рынка рабочей силы. Частный сектор постепенно превратился в один из основных источников занятости в стране.

Одной из наиболее кардинальных реформ стал переход к ведению сельского хозяйства силами крестьянской семьи. Аграрная реформа, проведенная раньше многих других, оказалась решающим шагом на пути к подъему экономики и снижению бедности с учетом доминирования аграрного сектора в экономике страны.

В основу экономической стратегии СРВ в переходный период были взяты следующие ключевые установки:

- быстрая интеграция в мировое хозяйство, призванная служить модернизации вьетнамской экономики. Она проводится через подключение к транснациональным потокам товаров, капиталов, технологий, рабочей силы, услуг и информации. Условия для расширения внешней торговли и экономического сотрудничества со всеми странами, привлечения иностранных инвестиций обеспечивает политика «открытых дверей»;

- упор на реализацию конкурентных преимуществ Вьетнама: сравнительно дешевой, в меру дисциплинированной и квалифицированной рабочей силы, а также достаточно емкого, слабо насыщенного внутреннего рынка. Индустриализация опирается на международное разделение труда вместо создания полного хозяйственного комплекса и производство тех товаров, которыми насыщен мировой рынок или которые морально устарели;

- одновременно был взят курс на построение инновационной экономики и освоение высоких технологий, чтобы не отстать от общемировой тенденции1.

Демократизация экономической жизни и раскрепощение предпринимательской инициативы оживили хозяйственную жизнь страны. За короткие сроки были достигнуты устойчивые темпы промышленного и сельскохозяйственного роста, утроен размер ВВП с начала 1990-х годов по 2005 г. В отличие от политики «шоковой терапии», характерной для РФ и стран Восточной Европы, во Вьетнаме был избран эволюционный путь преобразования административно-командной системы и построения рыночной экономики.

Ввиду схожести условий за основу была взята китайская модель развития на переходный период, т.е. плавное, постепенное трансформирование экономической системы. Без рывков и скачков во Вьетнаме приступили к модернизации общественно-политических институтов и методов государственного управления, как и в КНР.

Главной особенностью реформ во Вьетнаме стало то, что они осуществляются по инициативе и под контролем Коммунистической партии. Однако буквальное заимствование китайского опыта, как предлагала прокитайски настроенная часть вьетнамской элиты, было невозможно. Как справедливо заметил профессор Г.М. Локшин, две страны находились в абсолютно разных стартовых условиях. Чего стоила Вьетнаму 9-летняя война за воссоединение страны 1964-1973 г., унесшая жизни более 3 млн. человек и оставившая более 5 млн. калек. Тяжелейшими последствиями для СРВ обернулась перестройка, а затем и распад СССР, приведший к прекращению экономической помощи и свертыванию сотрудничества во многих областях1.

В этих сложных условиях КПВ поставила задачу перед страной в исторически короткие сроки преодолеть отставание и выйти на уровень среднеразвитых государств мира. Руководители КПВ отвергли неолиберальные рецепты на переходный период, которые предлагал Запад, они не отказались от социализма, а взяли курс на его совершенствование с помощью рынка, создания смешанной экономики, при сохранении политической власти в руках Компартии.

Первые шаги обновления были особенно трудными, в очень острой борьбе принимались порой расплывчатые и внутренне противоречивые решения КПВ1. Эти решения первых лет «Обновления» и определили неравномерные темпы и различные результаты преобразований внутри страны и во внешней политике. Вводя рыночные механизмы, совершенствуя управление обществом и государством, КПВ, поддержанная большинством населения, за короткий период вывела страну из кризиса 70-80-х годов. Из отсталой, разоренной двумя опустошительными войнами страны, с гипертрофированными вооруженными силами и военным потенциалом, с непредсказуемым поведением в регионе, вызвавшем отчуждение соседних государств в конце 80-х годов, оставшейся без друзей и союзников, СРВ уже в 90-е годы XX века начала показывать миру положительные успехи в своем социально-экономическом развитии.

Постепенно укрепляется и стабильность во вьетнамском обществе. Надо признать определенную смелость вьетнамского политического руководства, т.к. этот непростой переход осуществляется в стране, где отсутствует многопартийность, а одновременно с этим политический плюрализм, гласность и ряд других атрибутов демократического общества. Это значит, КПВ одна ответственна за судьбоносные для страны проблемы.

На VII съезде КПВ (июнь 1991 г.) продолжалось практическое обобщение. Были подведены итоги результатов реализации курса на обновление, на основе чего была намечена Программа строительства страны в период перехода к социализму и Стратегия стабилизации и социально-экономического развития до 2000 г. В Программе были намечены 6 характеристик социализма и 7 основных направлений руководства строительством социализма в переходный период во Вьетнаме2.

Вьетнамское общество на новом этапе развития

Курс СРВ на обновление («Дой мой»), принятый на VI съезде правящей КПВ положил начало либеральным реформам и создал условия для пробуждения общественной активности вьетнамцев. Впервые граждане СРВ получили право вести собственный бизнес, фермерское хозяйство, торговать на свободном рынке, передвигаться по стране и выезжать за рубеж. Государственным предприятиям было предоставлено больше автономии в хозяйственной деятельности. Поощрение частного сектора облегчало возрождение инициативы и предприимчивости у людей, способствовало формированию рынка рабочей силы и снижению безработицы.

Наиболее существенные сдвиги происходили в сельском хозяйстве страны. В условиях либерализации стал возможным переход к ведению хозяйства в деревне не коллективным хозяйством, а силам крестьянской семьи.

Аграрная реформа в сельском хозяйстве оказалась решающим шагом на пути к подъему всей экономики Вьетнама, она привела к снижению бедности в стране.

Первые шаги либеральной реформы в экономике подстегнули переход к демократическим преобразованиям в других сферах общественной жизни Вьетнама. Руководители компартии остро осознавали необходимость таких изменений. В условиях перехода к рынку, когда появилось больше свобод в экономической сфере, неизбежно повышалась общественно-политическая активность граждан Вьетнама.

По мере экономических достижений эта активность с каждым годом становилась выше и разнообразнее. Начинаются изменения в структуре общественных организаций. Правящая партия и государство совершенствуют формы и методы работы с этими организациями, с учетом того, что в условиях сохранения однопартийной политической системы только через эти общественные организации и объединения можно сохранить свое влияние на разные социальные слои населения и разные профессиональные группы. В отсутствии многопартийности, политического плюрализма и других атрибутов «демократического общества» цивилизационный диалог правящей партии с общественными организациями был правильным выбором компартии, рассчитанный на сохранение в стране политической стабильности.

На рубеже 80-х-90-х гг. руководство КПВ приняло ряд важных решений, направленных на повышение активности в деятельности общественных объединений, расширению индивидуальной и групповой самодеятельности. В конце 1989 г. была опубликована резолюция Политбюро ЦК КПВ «Об обновлении работы с массами», в которой были определены основные формы и методы работы партии с общественными организациями. По инициативе партии в начале 90-х годов были внесены изменения и в законодательство Вьетнама. Они отменяли прежние строгие рамки общественной активности граждан. Запрещенные ранее некоторые общественные группы получили легальный статус. За 90-е годы во Вьетнаме окончательно сформировался порядок образования общественных организаций, их прав и обязанностей. Однако за государством оставалось право контроля и руководства этими организациями1.

Оценивая эти перемены, IX съезд КПВ подчеркнул, что: «Отечественный фронт (ОФВ)2 и народные объединения продолжат обновлять содержание и методы работы, начала осуществляться политика партии и устав по обеспечению демократических прав народа, прежде всего на местах3. Съезд призвал и дальше «расширять и разнообразить формы привлечения народа к участию в народных объединениях и общественных организациях, в профессиональных, культурных и благотворительных обществах... »4.

В начале 2000-х гг. усилия партийных комитетов в центре и на местах были направлены на повышение авторитета и связей уже существующих общественных организаций, улучшение координации их действий по реализации интересов участников, на поощрение роста новых представительских групп в тех секторах, где раньше такие организации отсутствовали. «Это способствовало активизации участия граждан в разработке политического курса и новых законов, - пишет известный вьетнамовед В.М. Мазырин. - Руководство страны, придерживаясь собственной модели выражения и контроля гражданской активности в стране, все больше осознавало потребности в этих организациях»5.

Количество общественных организаций во Вьетнаме из года в год растет. Этому процессу, с одной стороны, способствует политика руководства страны, с другой - возросший интерес самих граждан к общественной жизни, к расширению индивидуальной и групповой самодеятельности. По данным социологических исследований к началу 90-х годов в стране действовало уже более 700 разных общественных объединений1.

Каждая из этих организаций играет вполне определенную роль, осуществляет конкретные функции в структуре гражданского общества республики. Объясняется это его социальной неоднородностью и разноликостью, что соответствующим образом отразилось на характере действий социальной оппозиции, ее структуре, возможностях влияния на различные процессы, на политическом поведении работающего населения и ответной реакции органов власти2. Для достижения своих целей и решения выдвинутых задач различные общественные организации действуют по-разному.

За короткий срок в условиях либеральных реформ в СРВ были образованы рабочие, крестьянские союзы, женские, молодежные и другие объединения. Государство допустило к легальной деятельности десятки международных неправительственных организаций (МНПО). Руководство страны активно поддержало создание организаций благотворительной и гуманитарной направленности, ориентированные на решение социально-экономических задач, что было крайне необходимо в переходный период, сопровождавшийся обнищанием населения.

По классификации вьетнамских ученых все общественные организации СРВ условно можно разделить на:

- массовые организации (МО) - общественные объединения, входившие в Отечественный фронт Вьетнама до 1986 г. и целиком подчиненные государству. Эти организации действуют в стране со времен Августовской революции 1945 г. и живут за счет государства, в настоящее время их насчитывается до 150;

- общественные союзы, создаваемые по определенному признаку -возраста, профессии, интереса, веры, этнической принадлежности. Подобные союзы существовали и раньше. Они зависимы от государственных структур в разной степени, но большинство опирается на собственные силы;

- исследовательские центры и экспертные группы, поддерживаемые властями или независимые. Это небольшие и пока редкие группы интеллектуалов, технократов, действующие в своей профессиональной сфере и играющие роль экспертного сообщества; некоторые работают на другие группы и организации. Близко к ним находятся частные образовательные институты и издательские центры. Все они являются продуктом политики обновления;

- политические, социальные и профессиональные организации объединяют различные общественные группы и, хотя их пока очень мало, рассматриваются государством как представители коллективных интересов. С получением доступа к государственному финансированию и прямому участию в политических дебатах они стали похожими на первую категорию. Не случайно многие стремятся получить такой статус. В качестве примера упомянем Ассоциацию научно-технических обществ и Ассоциацию обществ работников литературы и искусства, объединяющие значительную часть вьетнамской интеллигенции;

- неправительственные организации (НПО) как таковые, кроме международных редко имеют официальный статус во Вьетнаме, а термин условно используется другими типами общественных движений, что создает определенную путаницу. Так, к НПО себя относит очень успешная Ассоциация садоводов и огородников, которая на деле является новым профессиональным СОЮЗОМ1.

Политическая культура вьетнамцев и ее влияние на современный политический процесс

В жизни любого общества огромную роль играет политическая культура. Она выражается в политическом поведении членов общества (участие в выборах, отношение к существующей политической системе, усвоение определенных идеологических штампов) и социальных групп (степень отстаивания своих корпоративных интересов, воздействия на гражданское общество и представительную власть). А также общества в целом (легитимизация тех или иных процессов и институтов, степень развития национального самосознания и его особенностей). Именно политическая культура приводит в действие сложный политический механизм современного общества. Политическая культура - это зафиксированная в законах, обычаях и политическом сознании «память» о прошлом общества в целом, а также его отдельных элементов и социальных групп».1

Более подробное определение, раскрывающее суть политической культуры, на наш взгляд, дал известный российский политолог К.С. Гаджиев: «Политическая культура - это комплекс тех элементов и феноменов общественного сознания и в более широком плане общей культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направления политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в частности»2.

Данное определение вполне можно отнести и к современному Вьетнаму, где базовые основы политической культуры составляют традиции: восприятия власти, коммуникации с властью, воспроизводства власти, а также самоидентификации народа, легитимизации власти и мобилизации.

В СРВ все замешано на традициях и преемственности. Так, главная цель вьетнамского народа - построение социализма с рыночной спецификой осуществляется при условии «обязательного сохранения культурной самобытности и прекрасных традиций вьетнамского народа»1.

Во Вьетнаме глубоко чтят не только вождя социалистического Вьетнама Хошимина, но и все поколение революционеров - основателей новой государственности Фам Ван Донга, Чыонг Тиня, Во Нгуен Зиапа, Ли Зуана, Ле Дык Тхо и других. Характерной чертой вьетнамской политической культуры является бережное отношение вьетнамцев к своему прошлому, своим героям, что свидетельствует о сохранении исторической преемственности вместо резких общественных перемен, обсуждения ошибок прошлого и поиска виновных руководителей, как это было в СССР и КНР. Этим в немалой степени можно объяснить стабильность вьетнамского общества и его динамичное развитие.

Во Вьетнаме гордятся революционным прошлым. Опыт, накопленный первыми поколениями вьетнамских коммунистов эпохи Хо Ши Мина, закрепившийся в массовом национальном сознании, невозможно игнорировать. Во Вьетнаме преемственность является частью политической культуры2, - пишет известный российский вьетнамист Г.Ф. Мурашева. Политическую культуру Вьетнама можно характеризовать и как ценностною систему, которая разделяется большинством населения.

Как мы уже отмечали выше, в настоящее время СРВ переживает новый этап своего развития - «Дой Мой» (Обновление). Понятие не новое во вьетнамской политической культуре. Это тоже дань традиции. Термин «Дой Мой» в разные времена и в разных контекстах наполнялся разным содержанием, но всегда элемент «нового» как смысла или намеченной цели доминировал в этом понятии. Зя Лонг, завершив объединение страны и став императором в 1806 г. издал указ, где слово «Дой Мой» (обновление) означало и преемственность его политики в отношении прежних династий, и качественно новые ее черты [Dai Nam, т.Ш, tr. 285]. Вьетнамская официальная хроника «Дай нам тхык люк» (Правдивые записки о великом Юге) (XIX в.) зафиксировала употребление термина «Дой Мой» в высказывании императора Ты Дыка в 1873 г. именно в значении обновления, перевоспитания людей [Dai Nam, т.ХХХП, tr. 232].

Автором современного обновления (Дой Мой) стал видный партийный деятель Нгуен Ван Линь, избранный на VI съезде КПВ Генеральным секретарем ЦК КПВ. Именно по его инициативе VI съезд КПВ (1986 г.) провозгласил политику всестороннего обновления страны. Реализуя эту политику Коммунистической партии, государство и народ Вьетнама опираются прежде всего на достижение собственной политической культуры, для которой характерны традиции, как общечеловеческие, так и самобытные национальные, которые существенно влияют на политический процесс и повседневную жизнь этой страны. Среди них длительная государственно-бюрократическая традиция с сильными элементами централизации, которая частично объяснялась историческими задачами развития ирригационного земледелия, обороны против внешних врагов и сохранения единства страны. Для вьетнамцев характерна способность сохранять самобытность своих социальных структур даже в самых сложных условиях1. В стране сохранились и традиционные модели поведения и организации управления. Элементы, служившие власти в прошлом, - рассуждает В.М. Мазырин, - конфуцианство, культ предков и семьи, оборонное сознание, клановые и кровнородственные связи, взаимопомощь, - соединяются с ценностями новой эпохи: национализмом (патриотизмом), идеалами социализма, научно-техническими достижениями»2. Важными характерными чертами вьетнамцев являются их огромное трудолюбие, целеустремленность, выносливость, неприхотливость, нацеленность на результат. Эти черты, -отмечают исследователи, - сочетаются с особой вьетнамской хитростью и деловой хваткой...1

Для вьетнамского народа, как и других народов Юго-Восточной Азии, характерна приверженность религиозным (или морально-этическим нормам поведения и суждения в социально-политической сфере.

Воспитание послушного и патриотичного члена общества является в странах региона задачей как системы образования, так и средств массовой информации, общественных организаций и даже семьи. Многие процессы носят показательный характер, критика подавляется, плюрализм не поощряется. Все это так или иначе связано с приверженностью общей морально-этической (а не юридической) норме,2 - пишет Е.А. Марченко.

При этом для Вьетнама в меньшей степени, чем для других стран в регионе, характерно влияние полиэтничности и поликонфессиональности на политический процесс. Здесь титульная нация составляет 86% населения, другие этнические группы не превышают каждая 2%, а их интересы более или менее учитываются властями, что не позволяет неудовлетворенности накапливаться и превращаться в угрозу3.

Что касается конфессиональных различий, то во Вьетнаме около 20 млн. верующих, среди них 8 млн. буддистов, более 6 млн. католиков, около 1 млн. протестантов, почти 200 тысяч мусульман4. Вьетнам известен также тем, что в XXв. на его территории возникли два синкретических религиозных учения, или секты: каодай («Верховный дворец») и хоахао («Гармония и благородство»). В стране насчитывается по 2 млн. каодаистов и последователей хоахао5.

Доктрина каодай основана в большей степени на буддизме, включая в себя элементы таоизма и конфуцианства. Главная цель последователей этой секты -избежать колеса сансары (бесконечной цепи реинкарнаций), они верят в единого бога, в существование души и в возможность контакта с миром духов. Каодаизм представляет себя идеальной религией, включающей учения Будды, Христа, Конфуция и др., пытается объединить религиозную философию Востока и Запада, избежать ошибок предыдущих универсальных религий посредством постоянного общения с высшей силой через духов, пророков и учителей1.

Вторая синкретическая организация, хоахао, является буддийской сектой, возникшей в конце 1930-гг. Её идеологию можно назвать реформаторской, поскольку ее основоположник выступал за упрощение отправления культа и отрицал необходимость посредника между человеком и высшим бытием2.