Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Кот Виктор Степанович

Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России
<
Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кот Виктор Степанович. Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России : генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России : дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.02 Орел, 2006 424 с. РГБ ОД, 71:07-23/1

Содержание к диссертации

Введение

«ПОЛИТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО» КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 30

Генезис понятия политического сообщества 30

Политическое сообщество: политологический анализ 73

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ 115

Интеграционные механизмы и процессы в политическом сообществе 115

Формирование и эволюционные процессы в современных национальных государствах 147

Гражданство как условие легального членства в политическом сообществе в условиях модернизации 182

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ НАДНАЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ 210

Концептуализация «Запада» как мега-сообщества 210

Процесс формирования единого политического сообщества в ЕС 260

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 280

Традиции и особенности взаимоотношений власти и народа в России как условия единства общества 280

Становление и развитие советской модели единства политического сообщества 326

4.3. Государственно-правовые особенности и факторы формирования политического сообщества в современной России 344

4.4. Тенденции развития политического сообщества в современной России 374

Заключение и выводы 392

Библиография 398

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XXI век - век крупнейших существенных изменений, охвативших все мировое сообщество, которое стало располагать огромными интеллектуальными, энергетическими, технологическими и информационными ресурсами, обеспечившими бурное развитие постиндустриального общества, изменившими наши представления о политическом пространстве и времени. Заметно интенсифицировались информационно-коммуникативные процессы. Качественно иными становятся духовная и культурная жизнь, социальное и политическое состояние граждан. Последние, активно взаимодействуя с окружающей средой, создают новые формы жизни, инновационные модели мира, которые, как известно, не могут существовать и развиваться в рамках старых общественных структур. В силу этого многие существующие концепции, парадигмы общественного развития нуждаются в переосмыслении и критической оценке, поиске новых путей, форм и способов разрешения возникающих проблем.

В этих условиях важнейшее значение приобретает необходимость анализа и осмысления политической трансформации как интенсивной социодинамики политической жизни, ее разнообразных структур, социальных институтов, многочисленных организаций и политических сообществ. Возникает острая потребность в разработке инновационных технологий, в том числе в духовной и, особенно, в политической жизни общества.

Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена также тем, что Россия, вступая в XXI век, оказалась без четко выраженного социального идеала (национальной или наднациональной идеи) и научно обоснованной стратегической цели. Национальная идея по своей сути не политическая идея. Она не сориентирована на достижение политической власти, ее укрепление или замену. Это, прежде всего, духовно-нравственная идея философско-ментального характера,

которая, несомненно, связана с идеологией и политикой, являющимися ее продолжением. Но она не тождественна им. Ее консолидирующие, духовные ценности органически взаимосвязаны с основными интересами своего народа, удовлетворение которых органически связано с государством и политикой. Национальная, наднациональная идея интегрирует граждан и общество с целью преодоления и нейтрализации возможных внутренних и внешних угроз во имя целостного устойчивого развития общества. И в этом смысле национальная идея является одной из важнейших составляющих политического сообщества, но, тем не менее, - это предмет самостоятельного исследования.

Политическое сообщество в широком смысле слова - это одна из форм самоорганизации индивидов, социальных общностей и политико-правовых систем, объединяющихся для достижения общих целей и строящих свои взаимоотношения на основе согласия. В наши дни «политическое сообщество» часто интерпретируется как синоним «политического единства общества» или «национального государства». В любом случае, членство в политическом сообществе предполагает наличие общей цели, его участники разделяют чувства «взаимной симпатии и лояльности; они рассматривают себя как «мы», доверяют друг другу»1. Подобные сообщества всегда обладают какой-то формой легитимной власти, ответственной за принятие решений, будь то в пределах данного объединения или на соответствующей территории. Если понимать политическое сообщество в узком смысле, то оно часто определяется как: «деловые круги», «научное сообщество», «политическая элита» и др. Такие сообщества могут возникнуть на профессиональной, культурно-досуговой основе, в защиту мира, гражданских прав, религиозных ценностей и т.д. Отдельная политическая общность существует там, где имеет место территория, наличествует

1 Deutsch, Karl and S.A. Burrel. The Political Community and the North Atlantic Area. Princeton: Princeton University Press. 1957. P. 129.

воля, коллективная деятельность и т.п. Э. Дюркгейм сравнивает «политическое сообщество» с цивилизацией, М. Вебер - с ассоциацией, а Э.А. Поздняков считает, что веберовское «политическое сообщество» есть государство. Роберт МакАвер в опубликованном эссе «Приоритет сообщества» рассматривает «политическое сообщество» как «ядро стабильной демократической жизни».

Понятие «политическое сообщество» концептуально связано самым тесным образом с понятиями: «полития», «политическая система», «политическая сфера», «политические отношения», «отечество», «единство» и т.п. Его стабильность зависит от внутри-элитного консенсуса, общей цели, социальных ценностей, признаваемых или разделяемых субъектами сообщества. Сущностно важным условием консенсуса становится гражданское общество, как живая горизонтальная связь между гражданами, существующая вне рамок и вмешательства государства.

Содержательная сторона данного понятия позволяет судить о мере включенности или исключенности из политического процесса той или иной социальной группы или нации в целом, легитимации власти и поставленных целей, уровня культурного диалога, уважения и терпимости, равенства прав и обязанностей.

Актуальность нашего исследования обусловлена, прежде всего, демократизацией, трансформацией и модернизацией, протекающих в условиях переходных обществ, необходимостью интеграции интересов гражданина и общества, укреплением политического сообщества. «Политическое сообщество», несмотря на свою относительную размытость, - это понятие, всегда интересовавшее ученых и политиков. Социальная солидарность и интересы каждого гражданина - извечная проблема, которой интересуются теоретики и политики разных школ и направлений. Особый интерес к интеграции и углублению политических сообществ проявляется в России и государствах постсоветского

пространства, где остро ощущается необходимость изучения взаимно-пересекающихся социально-политических сетей власти и граждан, обеспечивающих достижение необходимых целей и укрепления единства развивающихся сообществ и государств.

Для постсоветской России исследование данной темы -становления единства общества, его интеграции и укрепления, соединяющих в себе институты политической системы, политическую власть и автономную активность граждан, представляется сегодня весьма актуальной и важной проблемой.

В появлении интегрированных политических сообществ важнейшую роль сыграл процесс формирования национальных государств и национально-этнической идентификации отдельных групп и народов, начавшийся в период новой и новейшей истории, а также совпавшее по времени с этим процессом складывание гражданского общества. Все это обуславливает необходимость комплексного и многомерного анализа политического сообщества, затрагивающего широчайший круг политологических проблем и понятий, ведь в своем максимальном выражении «политическое сообщество» оказывается, по существу, близким к понятию «полития» (polity), или режим полиса, предполагает некое упорядочивающее, организующее начало, способное обеспечить единство общества, и его целостность, что приобретает особую актуальность в периоды демократических транзитов и стабилизации демократии. Не случайно в современной научной литературе понятия «политическое сообщество» и «полития» часто трактуются почти как синонимы, или, во всяком случае, как понятия, довольно близкие по смыслу.

Весьма актуальным является также изучение множества взаимопересекающихся, взаимонакладывающихся способов групповой организации в мире политики, обеспечивающих единство и стабильность политий, поскольку процесс становления единства имеет, с одной

стороны, объективную сторону, а с другой, - становится результатом целенаправленной деятельности политических институтов.

Американский теоретик-международник Джеймс Розенау ввел еще в начале 1990-х гг. важное различие в подходах к анализу политических процессов - мультицентризм и государствоцентризм. Однако лишь немногие исследователи обратили внимание на мультицентрические черты обеспечения единства общества, которые в последние годы начинают играть все более важную роль в политическом процессе1. В самом деле, положение о территориально разграниченных обществах - государствах является неполной моделью мировой политики. Всегда существовали и, по-видимому, будут существовать безгосударственные и полугосударственные сообщества, значение которых в условиях глобализации заметно возрастает. Более того, сочетание глобальных и локальных идентификаций, порождающие так называемую «глокализацию», является самой заметной особенностью современного политического процесса.

Если попытаться преодолеть западно-центристскую

ориентированность, присущую большинству современных исследований,
то становится очевидным, что политическая жизнь напоминает
множественные и взаимопересекающиеся социопространственные сети
власти. Люди обычно не создают унитарные общества, продуктом их
социополитического творчества становятся разнообразные

взаимопроникающие сети социального взаимодействия, о которых писал французский социолог Пьер Бурдье и ряд других современных теоретиков политики. Национальные государства, таким образом, могут быть интерпретированы как реальное взаимодействие сетей с определенной степенью кливажей (разъединений) в рамках их границ.

Rosenau, James. Turbulence in World Politics A Theory of Change and Continuity Princeton: Princeton University Press. 1990.

Военные союзы, церковь, общий язык и т.д. также являлись
социопространственными сетями взаимодействий.

Взаимонакладывающиеся сети взаимодействий - это, по-видимому, историческая норма, характерная для разных эпох. Хотя формы взаимоналожения и взаимопроникновения существенно различались в историческом времени, политическим процессам был присущ разный темп динамики, но они всегда существовали.

Благодаря сетям взаимодействий формируются идентичности и символы, вокруг которых люди организуются ради достижения политических целей, реализации значимых ценностей. Иногда идентичности/символы сосуществуют довольно мирно, в других случаях они приходят в конфликт. Однако в любом случае они позволяют говорить о связанном динамичном политическом процессе (то есть постоянно подтверждаемом единстве) как основополагающем принципе всякого сообщества.

Очевидно, что в реальности политическое сообщество вообще не может существовать вне конкретного культурно-цивилизационного контекста; необходимо наличие определенной социальной среды, где такой способ существования оказывается востребованным, желательным, поддерживается со стороны общества. Иными словами, существование в политическом сообществе одновременно необходимое условие социализации индивидов, их превращения в граждан, членов сообщества. Идея сообщества должна поддерживаться не только политикой, но и идеологиями, религией, моралью, наукой и т.д.

Таким образом, в господствующих формах общественно-политического сознания должны присутствовать не только собственно политические установки, направленные на единство, но также и аксиологические (ценности, образы, понятия, стереотипы познания и т.д.) и деонтические конструкты (нормы этикета, обычаи, традиции, культовые и символические формы и т.д.). Однако аксиологические и

деонтические феномены могут играть либо поддерживающую роль, либо вообще не оказывать сколь либо значимого влияния в случае, если отсутствуют политические и правовые институты, формирующие не только политическую культуру данного общества, но и имеющие системообразующий характер по отношению к политическому процессу в политическом сообществе.

Добавим также, что говорить о политическом сообществе только как о теоретическом конструкте (при всех различиях в его интерпретации) явно недостаточно. Необходимо обнаружить его наличие в соответствующих эмпирических политических процессах. Без этого оно остается лишь идеалом. «Дух» политического сообщества неизбежно находит свое проявление, прежде всего, в политико-правовых институтах, в нравственных основах сообщества, в реальном политическом процессе, в политических изменениях и развитии государства и общества.

В такой сложности и даже некоторой размытости, рыхлости понятия «политического сообщества» заключается одна из причин того, что эта категория остается относительно мало изученной в отечественной политической науке. Еще одна причина связана с традиционной для русской политической мысли недооценкой в классической триаде «государство-общество-гражданин» двух последних элементов при изрядном возвеличивании первого, следствием чего становится невнимание к интегративной составляющей в развитии общества при постоянном исследовательском внимании к его «расколу», особенно в переходные периоды. Поэтому исследование путей становления единства общества, его интеграции, складывания современной политий, соединяющей в себе идеи политической системы,

республики, конституции и отечества', представляются особенно актуальным для постсоветской России.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод о том, что актуальность поставленной научной проблемы имеет как теоретическое, так и практико-политическое измерение. Тема исключительно важна для политической теории, поскольку позволяет заполнить некоторые из имеющихся когнитивных лакун, а также восполнить знание с учетом изменяющихся политических процессов в современных условиях. Тема также весьма актуальна для политической практики, позволяя разработать некоторые рекомендации для укрепления единства и стабильности сообществ, осуществляющих фундаментальные демократические преобразования и реформы.

Степень разработанности темы в научных исследованиях

Такая субдисциплина политического знания, как сравнительная политология на протяжении нескольких десятилетий после 1950-60 гг., практически не использовала понятие «политического сообщества», отказывая ему в нормативной или инструментальной ценности. И лишь относительно недавно политологи-компаративисты вновь вернулись к проблеме «политического сообщества». Это связано с тем, что данная категория оказалась весьма полезной для объяснения современных политических процессов, в особенности связанных с демократизацией посттоталитарных государств. Например, в книге Питера Ювайлера «Испытание свободой: борьба за права человека и демократию в постсоветских государствах» (2000 г.) понятие «политического сообщества» определяется как совокупность различных аспектов политического развития: стабильности, строительства демократического

Ильин М.В Слова и смыслы полития, республика, конституция, отечество // Полис 1994. №4. С. 49.

государства, политического участия, включения различных групп в политический процесс и т.д.

Рассматривая возможные подходы к анализу политического сообщества, следует признать, что, несмотря на известные эвристические ограничения, каждая из исследовательских стратегий имеет право на существование не только в силу гносеологического плюрализма, но фиксируемо значимой части содержания феномена. Если мы встанем на один из возможных вариантов подхода к изучению политического сообщества, это отнюдь не означает, что другие подходы обязательно оказываются ошибочными. В этом смысле «политическое сообщество» является «сущностно конкурентной концепцией», изначально предполагающей наличие множества интерпретаций и допускающей разнообразные подходы к анализу и изучению1. Поэтому важно не только описать содержание понятия, но и определить формы, в которых оно проявляет себя в реальной действительности.

С одной стороны, осмысление политического сообщества требует понимания того, в каком конкретно эвристическом ключе будет рассматриваться содержание феномена и формулироваться теоретические конструкты, которые затем можно применить в разных политических контекстах. С другой стороны, нам всегда приходится находить эмпирические референты, подтверждающие или опровергающие теоретические гипотезы. Иными словами, анализ политического сообщества нельзя осуществить исключительно теоретическими средствами без обращения к объясняющей проекции полученных выводов и предположений на реальный политико-правовой опыт.

См. Алексеева Т.А. Что и как изучает политическая философия?// Полития 2003. №3.

Несмотря на наличие нескольких подходов к определению политического сообщества, его содержание можно выявить только «рекурсивно», то есть из совокупности контекстуальных смыслов -именно в этом причина того, что данное понятие редко используется в качестве базового эвристического конструкта. Отсюда вытекает открытость теоретической интерпретации политического сообщества. Однако в любом случае предполагается наличие идеи единства, принадлежности к сообществу, пронизывающей все общественно приемлемые виды деятельности; необходимо наличие развитой способности граждан воспринимать мир как некое пространство, в котором может быть реализована на практике идея сообщества. Такая способность возникает при наличии политического сознания, которое может быть интерпретировано в связи с политическим сообществом в двух смыслах. С одной стороны, речь идет об осознании своей принадлежности к некоему сообществу, а также определенном способе ориентации в мире. С другой стороны, предполагаются конкретно-исторические и субцивилизационные формы, в которых может проявить себя или, наоборот, отсутствовать сознание принадлежности к политическому сообществу. При этом сформировавшееся политическое сознание выступает в качестве подвижного «ядра» или «нервного узла» политического сообщества.

В отечественной и зарубежной политической науке накоплен значительный материал, косвенно затрагивающий проблемы формирования единого политического сообщества. Хотя сам термин «политическое сообщество» часто используется в политической публицистике, он редко трактуется как эвристический конструкт при анализе различных исследовательских направлений в политологии. Например, ни в одном из изданных в последнее время политологических словарей не нашлось места для специальной статьи, раскрывающей

содержание данного понятия. Для политической науки России проблема политического сообщества фактически является новой.

В зарубежных источниках, посвященных собственно проблеме становления и эволюции политического сообщества, научных работ тоже не так уж много. Основания для изучения проблемы были заложены еще Максом Вебером в неоконченной работе «Экономика и общество». Важный вклад в раскрытие проблемы политического сообщества внес Ф. Теннис . Можно также назвать следующие работы, в которых проблема политического сообщества в той или иной мере рассматривается в контексте политических процессов. Это книги и статьи К. Дойча, И. Фергюсона, А. Нортона, В. Конолли, Р. МакАйвера, М. Вайнера и других зарубежных авторов2.

Начиная с 1980-х гг., заметный вклад в разработку проблемы внесли теоретики политического коммунитаризма. Осознав опасности беспредельной индивидуализации, они увидели именно в восстановлении локальных сообществ выход из кризисного состояния современного

Weber, М. Economy and Society 2 Volumes. Berkeley (Cal.): University of California Press. 1978; Вебер, Макс. Основные социологические понятия /I Теоретическая социология Под ред. СП. Баньковской. Москва: CEU. 2002. Часть 1; Дюркгейм, Эмиль. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология Ее предмет, метод, предназначение Москва: Канон-пресс. 1995; Теннис, Фердинанд. Общность и общество Основные понятия чистой социологии СПб: Владимир Даль. 2002. 2 Deutsch, Karl and S.A. Burrel. The Political Community and the North Atlantic Area. Princeton: Princeton University Press. 1957; Ferguson, Yale and Richard Mansbach. Polities Authority, Identities, and Change. University of South Carolina Press 1996; Norton, Ann. Reflections on Political Identity. Baltimore: John Hopkins University. 1988 ; Connolly, William. Identity\Difference. Democratic Negotiations of Political Paradox Ithaca: Cornell University Press. 1991; Mann, Michael. The Sources of Social Power Vol.2. The Rise of Classes and Nation-States 1760-1914 Cambridge. Cambridge University Press 1993; Robert Maclver on Community, Society and Power Selected Writing Ed. by Leon Bramson. Chicago: The University of Chicago Press. 1970; Weiner, Myron. The Politics of Integration || Political Development and Social Change Ed. by Jason Finkle and Richard Gable. NY: John Wiley and Sons. 1971.

западного общества. В этой связи следует отметить работы таких авторов, как М. Сэндел, Ч. Тэйлор, А. Этциони, А.Макинтайр и др1.

Особую группу исследователей составляют теоретики анархизма -М. Бакунин, П. Кропоткин, Э. Голдман и др., также придававшие идее общины, сообщества приоритетное значение и возрожденные к жизни в целом ряде современных исследований. Проблемы политического сообщества в той или иной мере рассматривались многими русскими мыслителями второй половины XIX и начала XX вв.2

В отличие от других типов политических сообществ «национальное государство» как специфический тип политического сообщества не было обделено вниманием исследователей. Зарождению, эволюции и упадку национальных государств посвящен значительный массив литературы. Достаточно назвать книги М. Кэнована, Э. Геллнера, А. Смита, Л. Тивея, Б. Андерсона и других зарубежных авторов3.

В отечественной литературе определенный вклад в изучение данной проблемы внесли исследователи-конфликтологи, в частности,

1 Sandel, Michael. Morality and Liberal Ideal\\ The New Republic 1984, Sandel, Michael.
Liberalism and the Limits of Justice NY. 1985; Taylor, Charles. Philosophy and the Human
Sciences
Cambridge 1985.; Etqioni, Amitai. Too Many Rights, Too Few Responsibilities
National Forum. Winter .1992.; Maclntyre, A. After Virtue Notre-Dame. 1975.

2 Brown, Susan. The Politics of the Individualism Liberalism, Liberal Feminism, and
Anarchism
NY: Black Rose Books. 1993; Heider, Ulrike. Anarchism Left, Right and
Green
San Francisco: City Lights. 1994; Sonn, Richard. Anarchism NY: Twayne. 1992;
Wolff, Robert In Defense of Anarchism Berkeley: university of California Press. 1998.
Последнюю работу следует отметить особо: Робер Волф попытался прорваться
сквозь стереотипы и представить ясное объяснение и анализ основных тенденций в
анархистской политической философии. Бердяев Н.А. «Я и мир объектов», «Судьба
человека в современном мире»
в его книге: Философия свободного духа М. 1994;
Ильин И.А. «Путь духовного обновления» в его книге: Путь к очевидности М. 1993;
Кавелин К.Д. «Взгляд на юридический быт древней России», «Взглад на русскую
сельскую общину»
и др в его книге: Наш умственный строй М.1989; Лосский Н.О.
Условия абсолютного добра М. 1991; его же «Свобода воли» в его книге: Избранное
М. 1991; Русская идея В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья в 2-х
томах
М. 1994; Антология мировой политической мысли в 5 тома, т4М.\ 997 и др.

3 Canovan , М. Nationhood and Political Theory Cheltenham:Edward Elgar. 1996; Gellner
E. Nations and Nationalism Oxford: Blackwell and Ithaca. 1983; Smith, Anthony. Theories
of Nationalism
London:Duckworth.l991; The Nation-State Oxford: Martin Robertson.
1980, Anderson, Benedict. Imagined Communities London: Verso. 1991.

B.C. Нерсесянц, Ю.А. Агафонов, Ф. Шереги, А.Г. Здравомыслов, А.В. Глухова и др., а также отечественные теоретики политики Т.А. Алексеева, М.В. Ильин, О.Н. Барабанов1. Многие стороны исследуемой нами проблемы нашли свое отражение в трудах российских ученых: Андрющенко Е.Г., Анохина М.Г., Горбачева М.С., Жукова В.И., Краснова Б.И., Лужкова Ю.М., Нарочницкой Н.А., Панарина А.С., Галкина А.А., Пантина И.К., Кантор В.К., Левяш И.Я., и др2. На региональном уровне различные аспекты формирования политических

Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства М. 1999; Агафонов Ю.А. Социальный порядок в России (институциональный и нормативно-правовой аспекты) Краснодар. 2000; Шереги Ф. Социология права прикладные исследования СПб: Алетейя. 2002; А.Г. Здравомыслов. Социология конфликта Россия на пути преодоления кризиса Москва: Аспект-пресс. 1995; Политическая конфликтология перед новыми вызовами Под ред. А.В. Глуховой Воронеж: Воронежский Государственный университет. 2001; Глухова А.В Политические конфликты основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ) М.: Эдитериал УРСС. 2000. - 280с; Т.А. Алексеева Современные политические теории Москва: РОССПЭН. 2000; Ильин М.В. Ильин М.В Слова и смыслы полития, республика, конституция, отечество//Полис 1994 № 4; Барабанов О.Н. Италия после холодной войны от «средней державы» к «миру протагаиистов» Москва: РОССПЭН. 2002.

2 Андрющенко Е.Г. Право говорить от имени народа М. 2005; Горбачев М.С. и др. Грани глобализации Трудные вопросы современного развития М. 2003; Жуков В.И. Потенциал человека индекс социального развития россиян М. 1995; его же: Россия состояние, перспективы, противоречие развития М. 1995; Кот B.C. Политическое сообщество генезис и эволюция М. 2004; Его же: Формирование современных политических сообществ М. 2005; Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений Соцполитжурн. 1994. №3-6; его же: Политические системы там же. 1995. №5; Лужков Ю.М. Возобновление истории Человечество в XXI в и будущее России М. 2002; Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории М. 2003; Никольская М.И. Трансформация в России в контексте социального конфликта в 2-х томах М. 2003; Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире М. 2002; Fro же: Глобальное политическое прогнозирование М. 2002; Галкин А А Размышления о политике и политической науке М. 2004; Пантин И.К. Демократия в России Противоречия и проблемы // Полис №1. 2003; Кантор В.К. Демократия как историческая проблема России Вопросы философии// Полис №5. 1996; Левяш И Я «Блеск и нищета» демократии// Вестник Московского Университета. Серия 12 Политические науки. №4. 2002; Анохин М.Г. Политическая система политические процессы М. 1996; его же: Политическая система адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ) М. 1996. и др.

сообществ исследуются Васютиным Ю.С., Огневой В.В., Старостенко A.M. и др.1

В большинстве работ, тем не менее, материал, имеющий отношение к разработке проблем формирования и развития политического сообщества, представлен фрагментарно и не претендует на концептуальную строгость и полноту. Поэтому в целом можно утверждать, что степень разработанности проблемы диссертационной работы невысока. Данное исследование пытается заполнить образовавшуюся лакуну.

Научная гипотеза. В своем исследовании автор исходит из того, что возникновение или разрушение политических сообществ регионального, национального и наднационального уровней представляют существенную составляющую политического процесса, противоречивый и интенсивный характер его развития, тогда как при положительной тенденции последнего открываются широкие возможности активации политической жизни общества, эффективного функционирования политических институтов и всей системы властных отношений. Однако в зависимости от объективных условий или сознательной деятельности политического актора они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на процессы демократизации жизни общества, обуславливать ее особенности.

Васютин Ю С. Регион как субъект политической власти М. Орел. 2002; Василии Ю.С., Огнева В.В. и др. Российские регионы, современный этап политической модернизации М. Орел. 2004; Огнева В.В. Основы федеративных отношений и региональная политика Российской Федерации Орел. 2003; Старостенко A.M. Самоорганизация субъекта политик //Новые теоретические подходы и современные политические практики Орел. 2002.

Объектом исследования является политический процесс, связанный с формированием и развитием крупных групповых образований - политических сообществ Запада и России.

Предметом исследования является политическое сообщество как органическая (демократическая) составляющая и новый тип общественной организации, приобретающей специфические черты и особенности в рамках политических процессов на региональном, общенациональном и международном уровнях.

Цели и задачи исследования.

Настоящая диссертационная работа посвящена комплексному анализу политического сообщества как условию формирования стабильного и динамично развивающегося демократического государства и общества. Цель диссертационной работы носит двуединый характер: с одной стороны, она состоит в том, чтобы раскрыть в своей совокупности социодинамику политического процесса, взаимосвязь политического сообщества с политической системой, переход к новому типу социальной организации, обеспечивающих единство и стабильность демократических политий, устойчивое развитие гражданского общества. С другой стороны, она направлена на раскрытие специфики проблемного поля политического сообщества, определение теоретико-методологических оснований и исследовательских стратегий данного анализа, выяснение условий для создания динамичного политического сообщества различных уровней и присущих им особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать теорию и выявить сущность политического сообщества, его специфику и особенности как необходимого условия политического процесса и его демократизации. Определить теоретико-методологические основания комплексного подхода к изучению

возникновения, эволюции и поддержания политических сообществ, выработать стратегию и способы выявления элементов политического сообщества, способствующих обеспечению единства и стабильности реформируемых обществ; а также особенности постановки и решения проблем политического сообщества на различных этапах развития общественной жизни и нормативного регулирования политической сферы.

  1. Выявить основные интегративные механизмы формирования политических сообществ, проследить их изменения в обществах разного типа, раскрыть процесс их функционирования в историческом контексте, особенно в условиях транзиторных обществ и, прежде всего, в России.

  2. Определить основные черты и особенности формирования национальных государств как особого типа политических сообществ, охарактеризовать направления их эволюции в условиях глобализации; концептуализировать процессы складывания и тенденции развития мирового и международного политического сообщества.

  3. Определить наиболее существенные проблемы и противоречия, закономерности развития российского политического сообщества; наметить основные направления и меры по укреплению единого политического сообщества в современной России.

Методологические основы исследования включают в себя,
прежде всего, теории, технологии и методы, разработанные в
гуманитарных науках. В процессе исследования автор опирался на
историко-политологический, структурно-функциональный,

сравнительный и системный подходы, на принцип диалектической взаимосвязи и противоречивости социальных явлений. Историко-политологический подход позволил автору выявить и исследовать внутренние связи становления и развития политических сообществ различных уровней в тесной взаимосвязи с конкретно-историческими

условиями и эпохой. Ретроспективный анализ позволили автору определить специфику взглядов мыслителей разных направлений, их видение эволюции политического сообщества, его роль в динамично-развивающемся политическом процессе.

Руководствуясь системным подходом, автор смог выявить и раскрыть всю совокупность взаимодействующих элементов и составных частей политического процесса.

На основе структурно-функционального и отчасти системного методов рассматриваются и реконструируются процессы интеграции политических сообществ, устанавливаются концептуальные различия во взглядах отдельных мыслителей и школ политической науки.

Теоретико-методологические основы данного исследования базировались также на широком использовании важнейших трудов и научных положений отечественных и зарубежных ученых, теории политической культуры (М. Вебер, Т. Парсонс, Г. Алмонд), институциональном (С. Хантингтон, Дж. Нельсон), бихевиористском и деятельностном подходах (Г. Алмонд, С. Верба, К. Маркс, Ю. Хабермас, К. Ясперс) и др.

Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют количественные и качественные методы сбора и анализа информации о предметных сторонах объекта исследования. При этом автор опирался на конституцию и нормативно-правовые акты Российской Федерации, ряда зарубежных стран, послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, на результаты социологических опросов и статистические данные России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование политического сообщества - проблема комплексная. Она предполагает исследование совокупности связей, представляющих взаимопересекающиеся социально-политические сети

власти и граждан, способствующие достижению целей, укреплению единства и целостности общества в условиях глобализации. Изучение процесса становления и развития политического сообщества позволяет раскрыть его влияние на динамику политических процессов, интеграцию сообществ различного уровня, реформирование транзиторных обществ. Усиление и углубление интегративных связей политических сообществ различных уровней представляет собой ключевую проблему для современного Запада, а также для России и государств постсоветского пространства.

  1. Рассмотрение генезиса понятия «политического сообщества» позволяет определить его как «сущностно оспариваемую концепцию», то есть допускающую множество интерпретаций в зависимости от исторического момента и идейной ориентации политического мыслителя. Вместе с тем вне зависимости от употребления множества синонимов (полития, республика, содружество, община и др.) она на протяжении истории постоянно сохраняла свое «ядро» или «нервный узел» -представление о связной группе или коллективе, объединенной общими ценностями, едиными целями и представлениями, находящейся под управлением легитимной политической власти. Процесс формирования и распада политических сообществ составляет сущность и динамику политических процессов.

  2. Внимание ученых XX века было сфокусировано, главным образом, не на политическом сообществе, а на политической системе. Это было связано, прежде всего, с большей инструментальностью и операциональностью системного подхода. Вместе с тем следует подчеркнуть, что политическая система и политическое сообщество -отнюдь не тождественные понятия, они раскрывают разные аспекты политической целостности. Если политическая система говорит о структурно-функциональной стороне политий, то политическое сообщество отражает ее поведенчески-целевую сторону, и содержит

ценностные ориентации, характеризующие морально-политические аспекты поведения политических субъектов.

4. Анализ современных подходов в политологии позволяет
выявить тесную связь понятий «политического сообщества» и «политий».
Можно обозначить следующие их общие черты: наличие идентичности,
способности к мобилизации индивидов и групп на реализацию
политических целей, присутствие внутренней иерархии.

5. Особый тип сообщества составляет «национальное государство»,
которое начало формироваться в Европе в эпоху Модерна. Национальное
государство обретает свою идентичность не только на этнически-
культурных «сходствах», но и в процессе демократической политической
практики граждан. Более того, политическая практика показала, что
именно национальное государство как тип политического сообщества
создает рамки для демократических процессов и консолидации
демократии в транзитных обществах, а также развития
капиталистических отношений в сфере экономики. Демократизация
оказывается следствием единства нации и одновременно средством его
укрепления. Единство сообщества обеспечивается насильственными
(особенно часто на первом этапе), юридическими, идеологическими,
религиозными, мировоззренческими, этическими, чисто политическими
способами. При этом источником единства сообщества выступает
авторитет и легитимность власти. Переход к демократической форме
правления в условиях многонационального и многосоставного
государства оказывается поэтому крайне трудным. Как правило,
демократизация предполагает наличие именно национального
государства, в рамках которого могут быть использованы
интеграционные механизмы.

6. На уровне наднациональных политических образований, как
правило, отсутствуют все необходимые элементы политического
сообщества. Так, такое Мега-сообщество как, «Запад» постепенно

формировалось на основе цивилизационной идентичности и предполагает сегодня довольно ясное представление о территориальных и религиозных границах сообщества. Его отличает осознание беспрецедентной экономической, политической и военной мощи, влияния и силы, а также характер господствующих норм и институтов. На протяжении длительного времени представление о единстве «Запада» носило маргинальный характер в политическом сознании, и лишь влияние ряда таких факторов, как «холодная война», необходимость противостоять «Востоку», зоне «третьего мира» и т.д. привело к тому, что целый ряд органических факторов единства был дополнен сознательным конструированием сообщества. В подобном типе политических сообществ нет единого правительства. Система наднациональных институтов лишь отчасти покрывает ряд сфер его экономической и политической жизнедеятельности, поэтому оно носит лишь отчасти политический характер, оставаясь скорее идеологемой и мифологемой.

7. В еще большей степени, чем при формировании «Запада» как политического сообщества, конструктивизм предопределил характер такого наднационального политического сообщества, как «Европейское сообщество». В этом случае с самого начала формирование сообщества осуществлялось «сверху», вслед за экономической интеграцией. В то же время, процесс еще весьма далек от завершения - пока еще встречное движение «сверху», со стороны общеевропейских институтов в недостаточной степени дополняется культурно-политической интеграцией «снизу», где по-прежнему доминирующую роль играют национальные государства. Иными словами, европейские структуры сталкиваются с многочисленными «вызовами» центробежного характера. Будущее европейского сообщества зависит от способности руководства ЕС найти адекватные механизмы сочетания демократии и политической

воли для принятия властных решений в рамках демократических процедур.

8. Анализ становления и развития российского политического
сообщества показывает, что хотя на протяжении истории оно в целом и
было аналогичным европейскому пути развития, но обладало
очевидными специфическими чертами и особенностями. Здесь все
процессы были представлены как бы не в «чистом виде», а с изрядными
коррекциями и искажениями. В частности, в дореволюционной России,
как и на Западе, лояльность определялась, главным образом,
религиозной принадлежностью населения и монархической власти.
Однако, в отличие от Запада, Россия не пережила ни Реформации, ни
борьбы за веротерпимость, гарантии независимого суждения не стали
всеобщей потребностью, а лишь периодически ставились
интеллигенцией. В России не сложились и некоторые другие низовые
формы гражданской инициативы. Вполне логичным поэтому стал
«сакральный этатизм» - постановка вопроса о сущностном единстве
государства и подданных, а не о политическом сообществе в западном
смысле слова.

9. Вместе с тем «российский путь» совпадал с западным по целому
ряду параметров, например, с точки зрения значения «общины» как
низовой формы самоорганизации общества. Однако содержательные
параметры «общины» существенно различались в Европе и в России. В
российской «общине» деятельное поведение было направлено не на
прагматизм и достижение благополучия каждым членом, а
предопределялось православной культурологической идеей,
опирающейся на трудовой коллективизм.

10. Поворот в сторону либерально-конституционных идей,
начавшийся после отмены крепостничества, был сорван Первой мировой
войной и последовавшей за ней революцией. Следствием этого стал
возврат к раннемодернистскому и даже отчасти феодальному типу

традиционного сообщества, опиравшегося на подчинение власти, исчезновение элементов гражданского общества и сочетания насильственных и идеологических мер обеспечения единства. В советский период русская и российская идентичность претерпела целый ряд трансформаций - от «имперской идентичности» к специфической советской идентичности, построенной на классовой основе, и на идеологеме «единый советский народ».

  1. В постсоветский период на протяжении первого десятилетия (90-х годах) процессы демократизации происходили в отрыве от национального строительства, по существу опираясь на принципы либерального космополитизма. Как следствие, процессы складывания политического сообщества затормозились.

  2. Вместе с тем актуальность создания политического сообщества, строительства нового национального государства сегодня прямо связаны с проблемой обеспечения единства страны. В последние годы предпринят ряд шагов, направленных на укрепление единства общества через усиление «вертикали» власти, однако, как нам представляется, пока еще отсутствует целостная программа формирования российского политического сообщества. Последнее трудно себе представить без существенного повышения качества жизни народа, наличия ценностной, территориальной, вертикальной и горизонтальной интеграции общества, интенсивного патриотического воспитания, формирования высокой гражданственности. Решению этих задач призвана способствовать вся совокупность осуществляемых реформ в современной России.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна:

Во-первых, автор исследования пришел к выводу о высокой эвристической ценности категории «политического сообщества» в условиях переходных обществ. Новая концепция политического

26 сообщества позволяет судить о мере включенности и исключен ности из политического процесса тех или иных социальных групп, о пределах консенсуса по поводу идентичности, об уровне мультикультурного диалога, уважении и терпимости, взаимозависимости и атомизации и т.п. Она рассматривается нами в широком контексте современных международных отношений и внутриполитических реалий. Ее новизна заключается в том, что раскрывается характер формирования и развития политического сообщества как сущностной составляющей политического процесса, дается его определение.

Во-вторых, на основе анализа различных точек зрения зарубежных и отечественных ученых автор доказывает, что концепция политического сообщества в таком значении, как представляется автору, позволяет преодолеть противоречие между человеком и обществом (поскольку необходимость активного участия граждан в общественно-политической жизни является его важнейшим компонентом), человеком и государством, обществом и государством (гражданское общество и его взаимодействие с государством во многом является механизмом для создания и функционирования полноценной политической сферы). В условиях же трансформации международных отношений политическое сообщество вполне может стать связующим звеном между отдельным индивидом и глобальным уровнем политики.

В-третьих, предложена концепция «политического сообщества» как системы интегративных механизмов, обеспечивающих единство общества и государства и противостоящих дезинтеграционным тенденциям. При этом автором доказывается единство политического сообщества, которое обеспечивается с помощью нескольких основных интеграционных механизмов: 1) территориальной интеграции; 2) национальной интеграции; 3) интеграции элиты и масс; 4) ценностной интеграции; и, наконец, 5) выработки определенного типа интегративного поведения, т.е. мотиваций и ориентации на интеграцию.

В-четвертых, автором раскрывается «политическое сообщество» как форма и способ самоорганизации индивидов в политическом процессе, социальных общностей и политико-правовых систем, объединяющихся для достижения общих целей (в ряде случаев - для совместного противодействия общему противнику) и строящих свои взаимоотношения на основе согласия. Обосновывается двуединая сущность политического сообщества: оно одновременно является и органическим сообществом, и рациональным конструктом, сознательно формируемым заинтересованной группой.

В-пятых, новизна исследования заключается в анализе отдельных
аспектов процесса жизнедеятельности политического сообщества на
различных уровнях (субрегиональном, государственном и

наднациональном). При этом в динамике политического процесса исследован достаточно широкий круг элементов политического сообщества, таких как язык, история, религия, обычаи и др. Результатом анализа стало выявление интеграционных закономерностей в политическом процессе современной России и сделан важный теоретический и практический вывод о том, что интегрированное политическое сообщество является условием демократизации в России, политического участия, социализации и активизации граждан, устойчивого и динамичного развития страны, становления гражданского общества.

В-шестых, в процессе исследования автор выявил и обосновал устойчивую тенденцию, свидетельствующую о том, что по мере возникновения и разрушения политических сообществ усиливается или ослабевает деятельность политических акторов, их позитивное или негативное воздействие на политический процесс, интеграцию или дезинтеграцию общества. В условиях информационного общества национальные государства могут существенно изменяться, но не исчезать. В тоже время под интенсивным воздействием извне

28 суверенитет, национальные границы и другие важные атрибуты государства подвергаются эрозии. В связи с этим возникает настоятельная потребность в активизации деятельности общества и государства по усилению интеграции и консолидации всех народов и наций нашей страны с целью возрождения ее могущества и международного авторитета. При этом не следует забывать, что в современном мире национальная идентичность играет все более важную роль в мировой политике.

В-седьмых, в процессе исследования автор впервые основательно раскрывает взаимосвязь политического сообщества как формы групповой организации политической жизни с политическим процессом, демократизацией жизни современного российского общества.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении и теоретическом осмыслении проблем становления и развития политического сообщества, что позволяет выявить органическую взаимосвязь между единством сообщества и процессами демократизации. Учет человеческого фактора в процессе общественных изменений влечет за собой необходимость пересмотра ряда устоявшихся положений в политической науке, в частности, разрыва между демократией и необходимостью национальной консолидации, дополнения системного подхода к анализу политических процессов положением о сущностной значимости политического сообщества. Ясное понимание неоднозначного положения политических сообществ в современном мире, трудностей формирования их идентичности позволяет правильно оценить происходящие политические процессы, в том числе и в России, и до известной степени прогнозировать дальнейший ход ее трансформации и модернизации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

  1. Его результаты могут быть использованы в процессе практической выработки программ и реализации политических курсов, посвященных как внутриполитическим проблемам, так и вопросам, связанным с внешней политикой Российской Федерации.

  2. Теоретическое осмысление процесса развития политического сообщества позволяет глубже понять механизмы его формирования, а также практически использовать их в процессе становления и развития политических сообществ различных уровней. Это создает условие для выработки практических рекомендаций и более качественного решения важнейших задач государственного строительства и общественного развития в современной России. Формирование стабильного и единого политического сообщества - важнейшая задача, стоящая сегодня перед Россией, поскольку без него никакие реформы не могут быть эффективно реализованы на практике. В диссертации даны конкретные рекомендации по осуществлению мер для укрепления единства российского политического сообщества в современных условиях.

3. Результаты исследования используются в учебном процессе
Борисоглебского государственного педагогического института в виде
специального курса и включения отдельных тем в основные курсы
«Теория политики», «Основы политологии», «Современные
политические теории», «Политический процесс в современной России» и
др.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в целом ряде публикаций в профессиональных и научных изданиях, в том числе и в центральной научной печати, вызвавшие дискуссии в академическом сообществе Российской Федерации, а также в выступлениях на российских и международных конференциях. Наиболее значимыми являются пять монографий соискателя: «Политическое

сообщество: генезис и эволюция», «Формирование современных политических сообществ», «Самоуправление и управление в Северном промышленном районе. Особенности и политические проблемы», «Северные города России - политико-экономический анализ», а также «Административная реформа в России: предпосылки, системность и механизмы ХХ-ХХІ вв.». Соискатель, кроме того, систематически принимал участие и выступал с докладами: на международном политологическом семинаре библиотеки Госдепартамента США на тему: «Особенности демократических процессов на региональном уровне в преддверии президентских выборов в Российской Федерации 2000 года», конференции парламентских групп Великобритании и руководства ЦФО РФ на тему: «Административная реформа в России на примерах субъектов Центрального Федерального округа Российской Федерации», других всероссийских и международных конференциях и симпозиумах. Кроме этого, результаты исследований данной диссертации обсуждались на заседании кафедры гуманитарно-социальных наук Борисоглебского государственного педагогического института, на заседании проблемной группы, на кафедре политологии государственного и муниципального управления Орловской региональной академии государственной службы, на ежегодной конференции (декабрь 2004 года) кафедры политологии и политического управления Воронежского филиала РАГС. Соискатель выступал также с докладами (2005 год) по проблемам формирования политического сообщества в современной России на заседании парламентских групп Воронежской областной Думы.

Генезис понятия политического сообщества

Для того чтобы понять содержательную и смысловую сторону категории «политического сообщества», необходимо обратиться к его историко-теоретической эволюции, позволяющей проследить процесс концептуализации понятия и определения его смысловых границ.

Генезис как «процесс образования и становления развивающегося явления»1 в контексте предложенной к рассмотрению проблемы предполагает, прежде всего, осознание возникновения ( происхождения) политических теорий, объясняющих самоорганизацию, а также раскрывающих организационные формы устройства групповой жизнедеятельности. Истоки теоретических идей уходят во времена, когда политическая наука еще не сложилась, и объяснением идей занимались мыслители, общественно-активные личности, относившие себя к специалистам различных отраслей науки.

Политическая сущность категории «политического сообщества» связана со «средой», «территориальностью», а, следовательно, и степенью гармонизации связей местной и государственной властей, учетом местных традиций и культуры населения. Поэтому проблему организации «территориальной жизнедеятельности» можно рассматривать во взаимосвязи с целым рядом политологических концепций: стабильностью политической системы по Д. Истону и К. Боулдингу (см. об этом параграф 2.2.); выявлением контуров общественного развития и применения элементов «демократического планирования» и «качества планирования» по К. Манхейму; моделирования эволюции, основываясь на идеях Н.Я. Данилевского (См. параграф 4.1.) о трех стадиях развития (от этнографии к государству и далее цивилизации); рассматривая сущность политической стратегии, управления и процесса принятия решений по Р. Далю, т.е. определяя эволюцию как «нарастание элементов нового промышленного общества»; наконец, рассматривать проблему сообщества через призму возникающих новых постмодернистских взглядов на развитие. Вместе с тем процесс организации рациональной территориальной жизнедеятельности не может не включать общецивилизационные взгляды и подходы классиков общей политической теории: от Платона и Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса и Дж. Локка, М. Вебера, Т. Парсонса, К. Маркса и др.

Появление концепции политического сообщества относится к временам Древней Греции. Именно тогда были впервые сформулированы как авторитарная модель политического сообщества в «Республике» Платона, так и относительно демократическая - в «Политике» Аристотеля. С самого начала она было самым тесным образом связана с понятием «политий». Полития (politeia) означала принадлежность к полису, то есть гражданство, и предполагала участие в политике (делах полиса) через единство прав и обязанностей. Позднее в это понятие вошло также значение политического устройства и еще шире -политических отношений. Членство в политическом сообществе предполагало приверженность его целям и следование установленным правилам.

Уже древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационально-логического обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы полиса. Как и софисты, он различал естественный закон и закон полиса, полагая, что оба они восходят к разумному началу. Как Платон рассказывает в диалоге «Критон», Сократ отказался воспользоваться возможностью побега из камеры смертников, поскольку признавал правила, существовавшие в Афинах, даже в ситуации, когда был приговорен к смерти за предполагаемое неуважение к богам. Имплицитно присущее Сократу чувство общественного договора (имплицитное лишь, поскольку теория суверенитета и общественного договора появились гораздо позже), приобретает эксплицитный характер только в Новое время.

Платон писал о законах как «определениях разума». Они устанавливаются ради блага полиса. Там, где законы действуют в интересах нескольких человек, речь может идти не о государственном устройстве (политие), а только о внутренних распрях. Именно законодатели должны поэтому придерживаться требования об умеренности, ограничивая власть правящих и одновременно свободу подданных.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) оставил описание 158 «политий» -государственного строя греческих городов-государств, из которых до нас дошла только «Афинская полития». Аристотель применил нормативную концепцию к идеализированному, демократическому сообществу афинского города-государства, эмпирически исследовав его конституционное устройство, стабильность и власть. Он обозначил «политию» как совокупность обитателей и граждан полиса.

Государственное устройство означает то же, что и «порядок государственного управления», олицетворяемый верховной властью. Интерес Аристотеля к проблемам стабильности и распределительной справедливости предопределил его веру в преимущества правления на основе закона по отношению к власти человека, ибо правление многих всегда лучше власти одного, так как это позволяет избежать крайности сосредоточения власти и богатства, что является причиной развала сообщества и революций. Верховная власть «непременно находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководствуясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными...».

Интеграционные механизмы и процессы в политическом сообществе

Одной из важнейших проблем, недавно образовавшихся или претерпевающих фундаментальную трансформацию государств, становится их «неинтегрированность». Отсутствие внутренней связности, политического единства и унификации весьма типично как для стран «третьего мира» (где границы зачастую произвольно проводились колонизаторами без учета этнических, религиозных и культурных различий), так и для многих вновь образованных государств, например, для бывших Советских республик.

Норвежский политолог С. Роккан выдвинул концепцию четырех линий размежевания (cleavages), присущих современным обществам. Их происхождение было обусловлено двумя мощными историческими явлениями, проистекающими в рамках модернизационных процессов -«национальными» (буржуазными) революциями и промышленной революцией. Национальные революции привели к возникновению двух дихотомий - между церковью и государством, а также между центром и периферией. Промышленная революция имела своим следствием размежевание по линиям город-деревня, а также труд - капитал, или иначе, рабочие - собственники1. На первый взгляд, было бы логичным воспользоваться этой схемой широко признанной в академическом сообществе «от противного», и предположить, что преодоление этих различий и есть, собственно, механизм возникновения «политического сообщества». Однако, несмотря на то, что Роккан в самом деле выделил важнейшие «линии разломов» в современных обществах, этого явно недостаточно. Необходимо принимать во внимание также политико-культурные, ценностные, поведенческие и другие факторы, которые подпадают под более широкое определение «интеграции».

Понятие «интеграции» сегодня широко используется для описания и определения часто весьма разнородных политических феноменов и процессов. Можно выделить определяет пять основных типов употребления понятия «интеграция» в научной литературе:

Во-первых, термин «интеграция» может относиться к процессу сближения культурно и социально различных групп и их трансформации в единую территориальную единицу с общей национальной идентичностью. В этом смысле предполагается наличие этнически плюралистичного общества, в котором каждая из групп его составляющих, характеризуется своим языком или каким-то другим осознанным культурным отличием. Проблема необходимости в интеграции возникает также в политической системе, составленной из независимых в прошлом политических единиц, с которыми население соответствующих территорий ранее идентифицировало себя. Национальная интеграция, таким образом, прямо связана с формированием чувства национальной принадлежности на определенной территории, поглощающим и замещающим типы лояльности более низкого уровня.

Во-вторых, понятие «интеграции» часто используется при описании проблемы установления центральной общенациональной власти над подчиненными политическими единицами или регионами, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с границами определенных социальных или культурных групп. Здесь проходит демаркационная линия между двумя понятиями - «национальной» и «территориальной интеграции». Если термин «национальная интеграция» описывает субъективные чувства, испытываемые индивидами, принадлежащими к разным социальным группам или исторически определившимся политическим единицам, по отношению к нации, то «территориальная интеграция» относится к объективному контролю, которым обладает центральная власть над всей территорией на основании провозглашенной юрисдикции.

В-третьих, понятие «интеграции» также часто применяется в отношении проблемы установления тесных связей между теми, кто правит, и теми, кем правят, например, между элитой и массами. Такого рода «разрыв» с точки зрения устремлений и ценностей нередко возникает между пассивными массами и модернизирующейся элитой в обществах переходного типа. Однако подобное состояние может возникнуть и в сравнительно стабильных обществах (например, в царской России XIX века). Значительно чаще массы начинают постепенно организовываться, и бывают заинтересованы в распространении своего влияния, а элита пытается этому сопротивляться и восстановить свой контроль над массами. Конфликтная ситуация и даже гражданская война при таком подходе рассматриваются как симптомы экстремальной «дезинтеграции».

Концептуализация «Запада» как мега-сообщества

Весьма важное значение в условиях глобализации приобретают более широкие «политические сообщества», выходящие за пределы национальных государств. Карл Дойч, как было указано выше, еще в 1950-х гг. разработал концепцию «плюралистических сообществ безопасности». Эммануэль Адлер дополнил эту концепцию понятиями «познавательных регионов» или «регионов-сообществ», в которых люди «воображают», что в том, что касается их безопасности и экономического благосостояния, границы сообществ проходят там, где заканчивается их разделяемое понимание и общая идентичность2.

Территориально и политически организованные в государства граждане, отдают государству свою приверженность и лояльность, однако в последнем случае распространяют часть своей идентичности на более широкие сообщества, по мере углубления и развития их интегрированности. В зарубежной научной литературе обычно подчеркивается, что либеральные сообщества более склонны объединяться в более широкие «сообщества безопасности» в силу общего практического знания мирных способов урегулирования конфликтов и склонности к формированию сильных гражданских обществ и транснациональной гражданской культуры. Тем не менее, нелиберальные сообщества также могут стать сообществами безопасности, так как:

во-первых, условия для становления такого сообщества являются социально конструируемыми, государства формируют сообщества, равно как и международные организации;

во-вторых, международные институты могут обеспечить «проникновение» либеральных практик в нелиберальные регионы .

Наконец, то, что объединяет плюралистические сообщества безопасности в союзы - это не просто «чувства» (субъективные эмоции), но и интерсубъективное знание и общая идентичность. Соответственно, коль скоро международные и транснациональные институты могут способствовать «диффузии» и интернационализации норм и знаний относительно мирного урегулирования конфликтов, эти нормы и знания могут сыграть также критически важную роль в процессе социального конструирования сообщества.

Рассматривая государства в качестве абстрактного индивидуального унитарного актора, обладающего лишь корпоративной идентичностью, а также, искусственно разделяя и даже противопоставляя внутриполитическую и международную сферу, «политический реализм» как доминирующая парадигма на протяжении нескольких десятилетий XX века вообще утратил образ государства как социальной идентичности. Корпоративная идентичность относится к «внутренним самоорганизующимся качествам, создающим индивидуальность актора.

Для человека это означает тело и опыт сознания; для организаций это означает совокупность составляющих их индивидов, а также общие убеждения и институты, благодаря которым индивиды функционируют как «мы». Социальная идентичность - это совокупность смыслов, которые актор применяет к себе. В то же время, принимая взгляды других, то есть это социальный объект... Социальные идентичности одновременно являются познавательными схемами, позволяющими актору, определить «кто я/кто мы» в ситуации и в положении в структуре социальных ролей, разделяемых смыслов и ожиданий»1.

Иными словами, для государства корпоративная идентичность означает обращение к составляющим его индивидам, физическим ресурсам и институтам, генерирующим интересы физической безопасности, признаваемой со стороны других акторов, а также интересы экономического развития и благосостояния. В то же время, в своих отношениях с другими государствами, государство может иметь множество социальных идентичностей, таких как «либеральная», «демократическая», «государство-балансир», соответственно, воплощающих и генерирующих либеральные ценности, ценности демократии и их роль в балансе сил.

Даже территориальность, по Р.Уолкеру, в новых условиях «стала несвязанной»2. Например, международные режимы и общие рынки занимают «не территориальное, а функциональное пространство». Познавательные сообщества, социальные движения и сети, создаваемый под конкретный вопрос, «населяют» это пространство и активно участвуют в определении его границ. Кроме того, управление безопасностью, экономическим благосостоянием, обеспечение справедливости и защита прав человека все шире распространяются за пределы традиционных политических сообществ, становясь важнейшим аспектом процессов глобализации.

Таким образом, международное сообщество оказывается находящимся в этом нетерриториальном пространстве, идет процесс складывания «глобального гражданского общества».

Тем не менее, то, что сегодня уже многие люди пытаются рассматривать как «дом», - это не вся планета Земля, а транснациональный регион, относительно которого они воображают, что имеют общую судьбу и идентичность.

Люди, имеющие общую этническую и национальную идентичность, организуются в государствах, имеющих более или менее четкие границы, отделяющие «нас» от «других». Будучи гражданами, занимающими пространство внутри государственных границ, они одновременно являются субъектами политического сообщества. Если же их самоидентификация и лояльность начинают претерпевать изменения, то идентичность оказывается направленной на:

а) территориальные регионы или отдельные местности внутри государства;

б) вновь образованные, основывающиеся на территориальном принципе, государства;

в) транснациональные внетерриториальные регионы, создаваемые благодаря наличию общих ценностей, норм и практик.

Похожие диссертации на Политическое сообщество: генезис, развитие на Западе и особенности формирования в современной России