Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели Мухаметзянова Регина Массаровна

Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели
<
Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаметзянова Регина Массаровна. Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Уфа, 2004 181 c. РГБ ОД, 61:04-23/333

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ 24

1. Государственная политика в сфере свободы совести: понятие, сущность и нормативная база 24

2. Теория и практика реализации различных моделей политики государства в сфере свободы совести в зарубежных странах 51

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 72

1. Этапы становления новой модели государственной политики в сфере свободы совести на федеральном уровне 72

2. Особенности формирования новой системы взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Башкортостан 122

Заключение 156

Список источников и литературы 162

Введение к работе

Актуальность. Свобода совести как одно из фундаментальных прав человека имеет особое значение для нашей страны, которую всегда отличали глубокие религиозные традиции и поиск духовного смысла бытия.

Особенностью советской модели государственно-религиозных отношений была ее тесная взаимосвязь с идеями научного коммунизма и программными установками коммунистической партии, выступавшими идеологической основой социалистического государства. Теоретические основы советской модели формировались на базе принципов светского государства. На практике данная модель привела к строительству и зашите атеистического государства, государства ангажированного атеистическим мировоззрением.

Коренные изменения в данной сфере общественных отношений стали возможными в результате политических процессов конца 1980-х - начала 1990-х гг., развившихся в Российской Федерации. Демократизация общественной жизни, утверждение идеологического и политического плюрализма объективно вызвали необходимость отказа от сложившейся в советскую эпоху модели государственной политики в отношении религии.

Поиск новых подходов во взаимоотношениях государства и религиозных объединений привел к разработке соответствующей законодательной базы. В течение минувшего десятилетия была проведена кардинальная реформа конституционно-правовых основ в области прав человека и гражданина на свободу совести. В 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации, дважды (в 1990 г. и 1997 г.) сменился базовый федеральный закон в сфере свободы совести.

Концепция и модель политики в сфере свободы совести в России, адекватная современным социальным реалиям, все еще находится в стадии формирования. Незавершенность этого процесса является одной из причин негативных тенденций, происходящих в государственно-религиозных от-

ношениях в России. Между тем, в период перехода страны к новым формам организации социального бытия, проблемы духовного развития человека приобретают особую актуальность.

Тема исследования представляется актуальной в виду многоконфес-сиональности и многонациональности населения Российской Федерации. В настоящее время в России проживают представители более 60 различных конфессий и более 170 этносов, поэтому государственная политика в сфере свободы совести представляет собой важную сторону внутренней и внешней политики Российской Федерации. От построения оптимальной модели политики в сфере свободы совести зависит настоящее и будущее Российской Федерации, ее развитие как демократического, правового государст-ва. Продолжающиеся в последние годы в РФ усилия по формированию концепции и модели государственной политики в сфере свободы совести свидетельствуют об актуальности данной проблемы.

Выбранная тема актуальна еще и потому, что политический аспект данной проблемы в современной России продолжает оставаться малоизученным.

Степень изученности проблемы. Политика в сфере свободы совести, как в России, так и за рубежом, является предметом изучения коллектива ученых Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС). Большой вклад в разработку исследуемой проблемы внесли Н.А. Трофимчук, М.И. Одинцов, Ф.Г. Овсиенко, А.А. Нуруллаев, Ю.П. Зуев. В подготовленной ими коллективной монографии «Государственно-церковные отношения в России»1 освещены теория государственно-религиозных отношений и методология исследования проблемы.

Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. 4.1,2 / Ответ, редакторы Ф.Г. Овсиенко, Н.А. Трофимчук. — М, 1995.

Из всех работ современных российских исследователей, изучающих проблему государственно-религиозных отношений в России и СССР, выделяются объемом охвата материала, методикой и подробностью исследований публикации и труды философа и историка М.И. Одинцова. В его монографии «Государство и церковь в России. XX век»1 на основе обширного материала дается анализ советской модели государственно-религиозных отношений. Исследуя процесс становления политики государства в сфере свободы совести на современном этапе, М.И. Одинцов пришел к справедливому выводу о том, что «сложным и мучительным оказался процесс формирования российской модели государственно-церковной политики. Сегодня необходимо ее концептуальное обновление, обоснование сущностных элементов, составляющих новую модель государственной политики в сфере свободы совести»2.

Взвешенную и научно обоснованную точку зрения на проблему государственной политики в религиозной сфере проводит группа ученых МГУ- И.Н. Яблоков3, В.А. Алексеев4, И.Я. Кантеров5, Г. М. Керимов6 и др. Ими глубоко и непредвзято изучаются государственно-конфессиональные отношения, в частности развитие диалога и взаимодействия между властными структурами и религиозными объединениями.

Целый ряд центров и подразделений, исследующих государственную политику в сфере свободы совести, возник и в негосударственных учреждениях и организациях. Это и Центр «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем

1 Одинцов М. И. Государство и церковь в России. XX век. - М, 1994.

2 Одинцов МИ. Российское государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы
(1986 - 1996 гг.) // Религия и политика в современной России. - М., 1997.

3 Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь минимум по религиоведению. - М,
2002.

4 Алексеев В. Постперестройка: несвободная совесть. М, 1992.

5 Кантеров И. Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики // Преодолевая государст
венно-конфессиональные отношения. - Нижний Новгород, 2003.

6 Керимов Г.М. Ислам и мусульманские организации в современном Российском государстве // Государ
ственно-церковные отношения в России. - М, 1993 .

б (теперь Институт комплексных социальных исследований РАН), и Институт религии и права, и Московский Центр Карнеги, и Центр религиоведческих и социальных исследований (Пермь) и др. Основным направлением исследований этих научных центров стало изучение проблем реального бытия и роли религии и религиозных организаций в современном обществе, а среди них на первом месте стоит проблема взаимоотношений государства с религиозными объединениями. Значительный вклад в решение этих проблем внесли труды В. И. Гараджи , Л. И. Митрохина , М. Г. Пис-маника, Д. М. Угриновича и др.

Важным событием явилось издание сборников статей историков, политологов, социологов, священнослужителей «На пути к свободе совести» и «Религия и демократия. На пути к свободе совести»6. Авторы предприняли попытку анализа широкого круга проблем, связанных с положением свободы совести в нашей стране, политики государства последних лет в данной области. Своего рода продолжением этих сборников стала книга «Религия и права человека»7, отличительной особенностью, которой от предыдущих сборников стал ярко выраженный правозащитный акцент.

В сборник «Религия и государство в современной России»8 помещены статьи авторов, анализирующих опыт государственно-религиозных отношений в России и ее регионах. Проблемам влияния религиозного фактора на мировую политику, взаимоотношений религиозных организаций и органов государственной власти посвящена книга «Религия и политика на рубеже двух тысячелетий»9.

1 Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1995; Его же: Социология религии. - М., 1995.

2 Митрохин Л.Н. Религия и политика // Вопросы научного атеизма - М, 1985. - № 33; Митрохин Л.
Свобода совести в сегодняшней России // Российский обозреватель. -М., 1996. - № 5; Митрохин Л.Н.
Религиозная ситуация в современной России // Социс - 1995- № 11.

3 Писманик М.Г. Комплексный подход в индивидуальной работе с верующим. - М., 1981.

4 Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М., 1985.

5 На. пути к свободе совести. Сборник статей. - М., 1989.

6 Религия и демократия. На пути к свободе совести. Вып.2, - М., 1993.

7 Религия и права человека. На пути к свободе совести. Сборник статей. - М., 1996.

8 Религия и государство в современной России / Под ред. М.Б. Олкот в А. Малашенко. - М., 1997.

9 Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. - М, 2000.

Проблемы формирования конфессиональной политики в России, а так же возможность перехода от закрытых двухсубъектных государственно-конфессиональных отношений к публичной многосубъектной конфессиональной политике рассмотрены в сборнике статей «Преодолевая государственно-конфессиональные отношения», подготовленном С. Градировским и Е. Малаховой1.

Анализ проблемы государственной политики в сфере свободы совести осуществляется и профессиональными российскими политологами. Однако, несмотря на то, что в последнее десятилетие XX века происходит активное вовлечение религии в сферу политики, усиливается политизация религиозных институтов, отечественные исследователи, к сожалению, пока не уделили этим вопросам достаточного внимания.

Следует отметить, что проблема взаимоотношений государства с религиозными организациями по определению является проблемой историко-политической, и этот ракурс в большей или меньшей мере получает толкование в исторической, религиоведческой, социологической, правовой, эт-ноконфессиональной литературе. Развитие собственно политологических исследований проблемы находится на стадии становления.

В последнее время проблема политики в сфере свободы совести начинает привлекать все большее внимание. Научно обоснованные выводы относительно взаимосвязи политики и религии сделаны в ряде работ, в частности, М.П. Мчедлова2, Н.А. Ковальского3, Д.Е. Фурмана4, В.Н. Савельева5. Подходы к типологии государств по критерию светскости разрабаты-

Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. - Н. Новгород, 2003. - 310 с.

2 Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982; Мчедлов М М. Религиозная ситуация в России: реа
лии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль.— 1993. — № 5; Мчедлов М. М. Свобода совести и ду
ховное возрождение отечества // Кентавр.-1992. - № 7-8; Мчедлов М.П. Как идет религиозное возрож
дение России? // Наука и религия,-1997.- № 1.

3 Ковальский НА.. Религиозный фактор: проблемы влияния на мировую политику // Религия и политика
на рубеже двух тысячелетий . - М., 2000.

4 Фурман Д.Е. Религия, атеизм, перестройка // На пути к свободе совести. - М., 1989.

5 Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. - М., 1991.

вались в исследованиях П.Н. Дозорцева1, Н.В. Володиной2, Е. Н. Салыги-

Проблему места и роли религиозных институтов в процессе возникновения и развития политической организации общества, уделяя особое внимание современности, освещает А.А. Передельский4. Политической роли религиозных объединений и их влиянию на политический процесс посвящена работа А.П. Боровикова5.

В работах С.Б. Филатова6, опубликованных 6. 1990-е годы, проблема государственно-религиозных отношений освещается с современных позиций - позиций признания реального, а не декларативного права на свободу совести для всех религиозных объединений. Ряд его статей посвящены региональному аспекту политики государства в сфере свободы совести, в частности в Республике Башкортостан.

В 1990 - начале 2000-х гг. появляются исследования, кандидатские и докторские диссертации, посвященные государственно-религиозным отношениям в современном политическом процессе России7. Осмысление ряда научно-теоретических, исторических и организационно-практических аспектов государственно-церковных отношений в России с 1917 по 1999 гг. предпринято в диссертационной работе Г. А. Потаповой8. Рассматривая

1 Дозорцев П Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. - Сиб., 1998.

2 Володина Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России: XX
век. - М, - 2000.

3 Салыгин Е.Н. Теократическое государство. - М., 1999.

4 Передельский А.А. Церковь в политической организации общества: Автореф. дис. ...канд. филос. наук.
-М.: МГУ. -1991. -С. 10.

5 Боровиков А.П. Политика и церковь. - Спб., 2000. - 6 с.

6 Филатов С. Преодолеем ли предрассудки? // Свободная мысль. - 1993. - №3; Его же: Государственно-
церковные отношения в России перед демократическим вызовом // Религия и государство в современной
России / Под ред. Олкот М.Б., Малашенко А. - М., 1997; Религия в общество в Башкортостане // Религия
и общество: Очерки религиозной жизни современной России - М.; Спб., 2002; Филатов С, Щипков А.
Башкортостан: религия и власть // Дружба народов. - М., 1996. - № 5.

7 Передельский А. А. Церковь в политической организации общества: Автореферат дис. канд. филос. наук
/ МГУ М., 1991; Панюкова ВВ. Церковь и государство в современном политическом процессе России -
опыт и проблемы взаимодействия: Дис. ...канд. политол. наук-М., 1996; Воронцов С.А. Особенности
взаимодействия политической и религиозной систем: (Философско-мстодологичсский анализ): Дис....
канд. филос. наук - Ростов-на-Дону, 2000.

8 Потапова Г.А. Политика в религия: уроки истории и современность. - М, 1999; Потапова Г.А. Истори-
ко-политологическое исследование взаимоотношений государства и Русской Православной церкви в
1917-1999 гг.: Дис. канд. политол. наук - Нижний Новгород, 2000 г.

основные этапы формирования советской партийной государственной политики в отношении Русской православной церкви (РПЦ), автор определяет мировоззренческий потенциал РПЦ и место государственно-церковных отношений в системе национальной безопасности на современном их этапе. Анализ возникновения, развития и кризиса христианско-демократических партий на фоне религиозных, идеологических, социальных и политических процессов последнего десятилетия осуществлен в диссертационной работе А.В. Щипкова1. Автор показал, что идеи христианской демократии не обрели сторонников в российском обществе и не завоевали широкой социальной базы. Значение данной работы заключается в том, что предпринятый автором анализ современного состояния идеологических и духовных поисков позволяет прогнозировать ближайшее развитие общественно-политической ситуации в сфере государственно-религиозных отношений. Диссертационное исследование Ф.Г. Овсиенко2 содержит анализ социально-философских и исторических предпосылок становления моделей государственно-церковных отношений в истории различных стан и России.

Правовая база государственной политики в сфере свободы совести раскрыта в диссертационном исследовании А.И. Кудрявцева3. Анализ сущностных характеристик взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений, их противоречивый характер в культурно-образовательных учреждениях и Вооруженных Силах Российской Федерации на современном этапе содержится в работе Л.Н. Осиновой4. При этом, в соответствии с заявленными объектом и предметом исследования, автор,

1 Щипков А.В. Христиавско-демократичсские движения в постсоветской России: Дис.... канд. филос.
наук. - Спб., 2002 и др.

2 Овсиенко Ф.Г. Государственно-церковные отношения в России в XX веке: Дис... канд. ист. наук. - М.,
1998.

3 Кудрявцев А.И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 1990-е годы XX века:
(конституционно-правовой аспект): Дис. ...канд. ист. наук-М, 1999;

4 Осипова Л.Н. Взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений в современ
ной России: Афторсф. дис..канд. полит, наук. - Уфа, 2004.

используя институциональный подход, рассматривает государственно-конфессиональные отношения, которые являются лишь составной частью государственной политики в сфере свободы совести. В этой связи проблема формирования новой модели политики современного российского государства в сфере свободы совести остается открытой для изучения.

Попытка решения проблемы практической реализации действенной модели государственно-религиозного взаимодействия с неорелигиозными объединениями предпринята доктором философских наук Л.И. Григорьевой \ Автор представила новые теоретические подходы к характеристике сущности новых религиозных движений, как очередного закономерного этапа развития религиозности в целом. На этой основе Л.И. Григорьева разработала собственную концепцию выстраивания государственно-религиозных отношений с неорелигиозными объединениями и представила опыт ее практического апробирования с Церковью Последнего Завета (Виссариона) в Красноярской области. На наш взгляд, содержание, методологические подходы и практические рекомендации этой концепции могут стать эффективной системой государственного взаимодействия с неорелигиозными объединениями, тем более, что данная концепция, реализованная на практике, дала свои результаты.

Правовому аспекту государственной политики в сфере свободы совести посвящено наибольшее количество исследований, как в религиоведении, так и в юриспруденции. Заметный вклад в дело исследования этого аспекта

Григорьева Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединении. - Красноярск РИО КГПУ, 1999.

и внесли за последнее время ряд авторов: Г.П. Лупарев , А.И. Кудрявцев , Ю.А. Розенбаум3, А. Ловинюков4 и др.

Политико-правовые основы формирующейся политики государства в сфере свободы совести: ее концепция, содержание и направленность активно обсуждались на страницах периодической печати. Большое внимание этой проблеме уделил журнал «Государство и право». Так, в 1989 г. был опубликован личный проект закона, подготовленный Ю.А. Розенбау-мом5. В обсуждении проблемы принимали участие такие известные ученые, как Ф.М. Рудинский, Ю.Т. Зуев, Н.Ю. Титов, B.C. Устинов и др.

Международно-правовой аспект свободы совести отражен в работах Р.А. Мюллерсона6, В.А. Карташкина7, М.Л. Энтина8, Н.В. Жданова9, а также в книге «Всеобщая декларация прав человека: 45-я годовщина»10. Проблеме сравнительно-правового анализа российского законодательства о свободе совести, степени его соответствия международно-правовым стандартам посвящены публикации Ф.М. Рудинского, М.А. Шапиро11.

Различные модели государственной политики в сфере свободы совести

1 *)

в зарубежных странах проанализированы авторами П. Кампер , К. Дью-

1 Лупарев Г. П. Понятие и виды религиозных организаций в СССР // Советское государство и право. -
1991. - № 5. - С.35-42; Лупарев Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их
правового статуса // Государство в право. - 1995- № 11. и др.

2 Кудрявцев А. М. Вопросы регулирования деятельности религиозных организаций в РФ // Кентавр. -
1995. - № 2; Его же: Конституционно-правовые основы вероисповедной политики государства в современ
ной России // 25.04.2002 г.

3 Розенбаум Ю.А. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести // Советское государство и пра
во. -1989.-№2.

4 Ловинюков А. С. Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право. - 1995. - Jfe 1; Его
же: Закон СССР о свободе совести и религиозных организациях // Советское государство и право. -
1991.-№4.-С.23-35.

s Розенбаум Ю.А. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести // Советское государство и право -1989.-№2.

6 Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М., 1991.

7 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном устройстве. — М.,1995.
* Энтин МЛ. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. — М.,1992.

9 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. — М, 1991.

10 Всеобщая декларация прав человека. 45-я годовщина: 1948 — 1993. — М.,1994.

11 Рудинский Ф. М., Шапиро М.А. Свобода совести и религий: международно-правовые акты и нацио
нальное законодательство // Государство и право. - 1992. - №5.

12 Кампер П. Религиозная свобода в Великобритании // Мировой опыт государственно-церковных отно
шений. - М.:РАГС, 1999.

рэм1, С. Феррари2, П.К. Морено3, Б.М. Мирошниковой4, Ф.Г. Овсиенко5 в книге "Мировой опыт государственно-церковных отношений", подготовленной кафедрой религиоведения РАГС при Президенте РФ. Проблема взаимоотношения между государством и религиозными организациями в восточноевропейских странах в постсоветский период; вопросы религии, национализма и гражданского общества исследованы в работах болгарского ученого И. Мардьяновой6.

Проблема государственно-религиозных отношений в постсоветской России нашла отражение и в региональных исследованиях, вызванных принятием суверенитета и усилением этноконфессионального фактора в общественно-политической ситуации в республиках и Российской Федерации в целом. Процесс формирования новой системы взаимоотношений между государственными органами власти и религиозными объединениями в условиях Республики Башкортостан освещен в работах А.Б. Юнусо-вой, Г.Б. Фанзова, Ю.Н. Сергеева и др.

В 1990-е гг. в Башкортостане стала складываться научная религиоведческая школа. Ее представителями стали ученые Ф. Баимов, Д. Азаматов, О. В. Васильева, В.В. Латыпова, Ю.Н. Сергеев, Г.Б. Фаизов, А.Б. Юнусова.

Среди исследований по проблеме государственной политики в сфере свободы совести в Башкортостане выделяются объемом охвата материала и подробностью исследований публикации и труды доктора исторических

1 Дьюрэм К. Свобода религии: модель США // Мировой опыт государственно-церковных отношений. -
М.:РАГС, 1999.

2 Феррари С. Церковь и государство в Западной Европе: итальянская модель // Мировой опыт государст
венно-церковных отношений. - М., 1999.

3 Морено П.К. Свобода вероисповедания во Франции // Мировой опыт государственно-церковных отно
шении. - М., 1999.

4 Мирошникова Б.М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ
// Мировой опыт государственно-церковных отношений. - М., 1999.

5 Овсиенко Ф.Г. Взаимоотношения государства и церкви в странах Восточной Европы // Мировой опыт
государственно-церковных отношений. - М., 1999.

6 Merdjanova I. Religious Liberty, New Religious Movements and Traditional Christian Churches in Eastern
Europe II Religion, State and Society. - 2001. - vol. 29. - No 4; Merdjanova L Religion, nationalism, and civil
society in Eastern Europe - the post-communist palimpsest - Edwin Mellen Press, 2002.

наук, профессора А.Б. Юнусовой. В работах автора1, написанных на основе целого комплекса ранее неизвестных архивных документов, дана целостная картина истории ислама в Башкортостане на протяжение X - XX вв. А.Б. Юну сова раскрывает комплекс политических, экономических и идеологических особенностей функционирования ислама в Башкортостане, обосновывает несостоятельность идеи политизации ислама в Башкортостане, политических перспектив ислама в России в целом, а так же объективно освещает взаимоотношения между республиканскими органами власти и воссоздаваемыми религиозными объединениями в конце 1980-х, в 1990-е гг.

Особо следует отметить обобщающий труд Г.Б. Фаизова . Автор осветил проблему, имеющую большое практическое значение в общественно-политической жизни Башкортостана и Татарстана - историко-философские и социологические аспекты взаимоотношений государства с исламом. Методологически ценным и важным является выделение Г.Б. Фанзовым понятия «государственно-исламские отношения» из всей совокупности «государственно-конфессиональных отношений».

История распространения христианства, государственно-церковных отношений на территории Башкирии во второй половине XVI и до середины XIX века представлена в обобщающей работе Ю.Н. Сергеева3.

Современные проблемы государственно-конфессиональных отношений, особенности политики государства по отношению к религиозным объединениям в многонациональном и многоконфессиональном регионе Поволжья и Приуралья освещены в работах Р.А. Набиева4. Значительный

1 Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917 - 1994. - Уфа, 1994; Юнусова А.Б. Указатель отечественной и
зарубежной литературы по проблемам религии и общества в России. - Уфа, 1995; Юнусова А.Б. Ислам в
Башкортостане. - Уфа, 1999 и др.

2 Фанзов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. -Уфа, 1995.

3 Сергеев Ю.Н. Православная церковь в Башкортостане. Вторая половина XVI - середина XIX века. -
Уфа, 1996.

4 Набисв Р. А. На путях научного мировоззрения: История, Проблемы, Уроки. - Казань, 1991; Его же:
Ислам и государство: культурно-историческая эволюция мусульманской религии на европейском Восто
ке. - Казань, 2002.

вклад в политологическое изучение общих тенденций развития и функционирования ислама и татарской мусульманской общины внес P.M. Муха-метшин1.

Характер и форма взаимодействия исламских духовных лидеров и представителей политической власти в Татарстане, и России в целом, ос-вещены в многочисленных публикациях Г. Емельяновой .

Значительный материал по проблеме государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане и Татарстане опубликован в тематических сборниках научных трудов, материалов научно-практических конференций -"Религии в Башкортостане: история и современность"3, "Башкортостан - евразийская модель межконфессионального согласия и толерантности"4 и "Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития"5 и др.

Появляются также диссертационные исследования6, раскрывающие региональные проблемы государственно-конфессиональных отношений на разных этапах истории нашей страны, в том числе в последнее десятилетие XX в. Данные исследования, вышедшие в 1990-е годы, затрагивают область практического осуществления свободы совести: взаимосвязь религи-

Мухаметшин Р. М. Ислам в общественно-политической жизни Татарстана в конце XX века. - Казань, 2000; Его же: На путях к конфессиональной политике: ислам в Татарстане // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. - Н. Новгород, 2003; Makarov D., Mukhametshin R. Official and unofficial Islam II Islam and Russia: A Historical Survey. - London and New York: Palgrave, 2002.

2 Yemelianova G. Russia's Urama and its Mufiiis, Religion, State and Society,no 2, 2002; Yemelianova G. Is
lam and Nation-Building in Tatarstan and Dagestan of the Russian Federation, Nationalities Papers, vol. 27, no
4, 1999; Yemelianova G. Islam and power II Islam and Russia: A Historical Survey. - London and New York:
Palgrave, 2002.

3 Религии в Башкортостане: история и современность. - Уфа, 1999.

4 Межкультурный диалог на евразийском пространстве: Башкортостан - евразийская модель межконфес
сионального согласия и толерантности. - Уфа, 2002.

5 Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. — Оренбург, 2002.

6 Волков Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни:
Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., - 1992.; Васильева И.Г. Взаимоотношения советского государ
ства и религиозных объединений Башкирии (1917 - 1920 годы): Автореф. дис....канд. ист. наук - Казань,
- 1998; Козлов В.П. Религиозные объединения Среднего Поволжья (первая половина 1990-х гг.): Авто
реф. дисс....канд. ист. наук. - Казань, 1999; Баранов А.В. Исламский фактор в республиках Волго-
Камского региона в новейшей истории России (1985 - 2001 гг.). Автореферат канд. ист. наук. - М., 2002
и др.

озной деятельности с государственной политикой, становление и развитие законодательства в сфере свободы совести в России, в частности в Башкортостане.

Таким образом, комплекс политической, правовой и исторической литературы по проблеме государственной политики в области свободы совести в современной России еще только формируется. Авторы освещают отдельные аспекты исследуемой проблемы. В большинстве своем исследования государственно-религиозных отношений подготовлены исследователями-историками и построены на хронологическом изложении событийного материала. Анализ государственной политики в сфере свободы совести профессиональными учеными-политологами практически не осуществлялся. Неразработанными и малоизученными остаются проблемы понятийного аппарата, эволюции и практической реализации политики современного российского государства в сфере свободы на общегосударственном и региональном уровне, в частности в Республике Башкортостан.

В многочисленных публикациях, появившихся в последние годы, продолжается дискуссия относительно формирующейся модели государственной политики в сфере свободы совести. Диапазон точек зрения по данной проблеме широк. Одни предлагают установить плюралистические отношения между государством и религиозными объединениями по типу американских, когда государство не отдает предпочтение какой-либо религии и строит свои отношения с конфессиями на равных основаниях. Другими выдвигается позиция, отстаивающая приоритетное положение традиционных для России религий - православия, ислама, иудаизма и буддизма. Третьими предлагается закрепить за православием статус государственной религии.

Такое расхождение мнений указывает на необходимость дальнейших исследований по данной проблеме.

Объектом исследования является государственная политика в сфере свободы совести в Российской Федерации.

Предметом исследования выступает процесс формирования и реализации новой модели государственной политики в сфере свободы совести в России на федеральном уровне и в Республике Башкортостан.

Целью исследования является анализ процесса формирования и реализации новой модели политики государства в сфере свободы совести на федеральном уровне и в Республике Башкортостан. '

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

уточнить определение ключевого понятия - «государственная политика в сфере свободы совести», проанализировав нормативно-правовую базу и определения, раскрывающие суть понятия политики государства в сфере свободы совести;

определить основные модели государственной политики в сфере свободы совести в ряде зарубежных стран и выявить тенденции их развития;

проанализировать поэтапный процесс становления и развития новой модели политики современного российского государства в сфере свободы совести на федеральном уровне;

выявить особенности процесса формирования новой системы взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Башкортостан;

сформулировать предложения по возможному совершенствованию модели государственной политики в сфере свободы совести в Российской Федерации.

Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых -политологов, религиоведов, историков, правоведов, в которых сформулированы общие теоретические и методологические подходы к разработке проблем государственно-религиозных отношений.

В исследовании использованы системно-функциональный метод, позволяющий государственную политику в сфере свободы совести рассматривать как целостное явление, ее структуру и функции; возможную модель взаимоотношений государства и религиозных объединений. Политико-правовой подход дает возможность проанализировать политику государства в области свободы совести, правовой статус религиозных объединений.

Сравнительный метод анализа способствовал выявлению специфики процесса формирования новых отношений государственных органов власти и религиозных объединений в Российской Федерации и в Башкортостане. Исторический подход позволил рассмотреть становление и развитие предмета исследования.

Кроме того, были использованы методы прикладных социально-политических исследований: анализ статистических данных; изучение и анализ документов; метод оценочных суждений и другие.

Источники исследования.

При написании работы был использован широкий круг источников, которые в соответствии с их содержанием условно поделены на восемь груші.

Первая группа источников - это монографии отечественных и зарубежных исследователей, диссертационные работы по тематике различных аспектов взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Второй вид источников составляют международные акты1, законодательные акты и подзаконные документы Российской Федерации2, Респуб-

Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека. Сборник документов. -М.,1998; Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М., 1998; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М., 1998 и др. 2 Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990- № 21; Закон РФ "О свободе совести в о религиозных o6bcaHHCHHHx'' // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 39 и др.

лики Башкортостан1; проекты концепций государственно-религиозных отношений2.

Третья группа представлена делопроизводственной документацией органов государственной власти, а также документами и публикациями руководителей СССР, Российской Федерации - М.С. Горбачева, Б. Н. Ельцина4, в том числе документами Президента Республики Башкортостан - М.Г. Рахимова5. Сюда же нами отнесены выступления, доклады и публикации представителей религиозной элиты различных конфессий: Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II6, Верховного муфтия Т. Таджудди-

"7 ft

на , Председателя Совета муфтиев России Р. Гайнутдина , Управляющего Уфимской Епархией РПЦ Епископа Никона9 и др. В значительной степени анализ содержания этих документов позволяет сделать оценки характера политики в сфере свободы совести.

1 Закон Башкирской ССР "О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР" // Извес
тия Башкирии. - 1991. - 4 июля; Закон Республики Башкортостан от 16 июля 1998 г. № 171-3 "О внесе
нии изменений в дополнении в Закон Башкирской ССР "О свободе совести в религиозных организациях
в Башкирской ССР" // Советская Башкирия. - 1998. - 28 июля и др.

2 Проект «Концептуальных основ государственно-церковных отношений в Российской Федерации» ка
федры религиоведения РАГС от 8. 06. 2001 // -

religion.ru/cgi/run.cgi?acfion=show&obj=1269. - 5.09.200; Проект «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации» от 27.07.2001 (разработан Ивститутом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции РФ по г. Москве в лице заместителя начальника Главного управления Жбанкова В.Н.) // . - 5.09.2001.

3 Горбачев М.С. Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР: Доклад на Съезде
народных депутатов СССР, 30 мая 1989 г. - М., 1989; Его же: Перестройка и новое мышление для нашей
страны и для всего мира - М., 1988.

4 Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996-2000 годы // Российские
вести. - 1996, - 1 июня; Ельцин Б. Борис Ельцин: право на свободу вероисповеданий должно быть обес
печено // Российская газета. - 1997. - 16 сентября - С.5.

5 Выступление президента РБ М.Г. Рахимова на юбилейном вечере, посвященном 50-летию Председателя
ЦДУМ РФ Талгата Таджуддина в октябре 1998 г. // Религии в Башкортостане: история и современность.
Уфа, - 1999. - С. 179-180. Выступление Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова на тор
жественном открытии комплекса соборной мечети-медресе "Ляля-тюльпан" в г. Уфе 11 октября 1998 г. //
Религии в Башкортостане: история в современность. Уфа, - 1999. - С. 179 - 180.

6 Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II беседует с корреспондентом "Правды". —
Правда. — 1990. - 17 июля и др.

7 Таджуддин Т. Обратимся к нашему многовековому опыту // Наука и религия. М. - 1991. - № 1; Высту
пление Т. Таджуддина на V республиканской научно-краеведческой конференции "Религии Башкорто
стана: история и современность" // Религии Башкортостана: история и современность. - Уфа, 1999.

* Гайнутдинов Р. Ислам остается в России терпимой религией // Алексеев А. В. Постперестройка несвободная совесть. - М., 1992.

9 Выступление Епископа Никона Управляющего Уфимской Епархией РПЦ // Религии Башкортостана: история и современность. - Уфа, 1999.

Четвертый вид источников образуют архивные документы. Диссертантом использован личный архив члена Совета по делам религий при Кабинете Министров Республики Башкортостан, Председателя Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном Управлении Министерства юстиции РФ в РБ, доктора исторических наук, профессора А. Б. Юнусовой, экспертные материалы1.

Пятая группа представлена материалами периодической печати. Статьи, отражающие современную политику российского государства в сфере свободы совести содержатся в таких изданиях как журналы «Полития», «Полис», «Наука и религия», «Социс», «Вопросы философии», «Религиоведение» и др. Из периодической печати, освещающей религиозную жизнь, выгодно отличается «Независимая газета - Религии». В данном приложении нашло отражение такое направление религиозной журналистики, как религиозно-политическое2, которое ставит вопрос о новом подходе к оценке и изучению влияния религиозных сообществ на политические процессы в мире и России.

К шестой группе отнесены издания справочного характера.— справочники, сборники документов и материалов религиозных объединений, появившиеся в большом количестве в 1990-е годы и ставшие ценным источником информации для общественности, источником исследования для ученых. Среди них особое внимание обращают на себя информационный бюллетень «Религия и церковь в России и за рубежом»3, сборник правовых актов с комментариями «Религия и закон. Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных органи-

1 Заключение Председателя Совета по делам религий при КМ РБ А.Н. Муратшина "О соответствии Зако
на Республики Башкортостан "О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан" Закону
Российской федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" в международным правовым
стандартам" // Личный архив члена Совета по делам религий при Кабинете Министров Республики Баш
кортостан Д.И.Н., проф. А.Б. Юнусовой.

2 Шевченко М Религиозная журналистика: типы, принципы и проблемы инствтуциализации // Преодоле
вая государственно-конфессиональные отношения. - Н. Новгород, 2003. - С. 27 - 37.

3 Религия и церковь в России и за рубежом // Информационный бюллетень. - М., 1995. - №№ 1-6.

заций»' справочники «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России»2, «Религиозные объединения Российской Федерации»3, а также сборник нормативных актов «Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания»4. В них содержится обстоятельный систематизированный материал по исследуемой проблеме. Реальное состояние всех действующих религиозных организаций в России в последнее десятилетие достаточно полно и подробно отражено в словаре «Религии народов современной России»5.

Седьмая группа источников - статистические сведения: официальные данные Министерства юстиции о количестве зарегистрированных религиозных организаций в Российской Федерации6 и Республике Башкортостан7.

К восьмому виду источников относятся данные социологических исследований, проводимые различными исследовательскими центрами.

Для систематизации опубликованных источников, научной литературы, а также ресурсов INTERNET по исследуемой проблеме, автором диссертации были созданы базы данных при помощи компьютерной программы Microsoft Access - «Библиография и правовые документы по проблеме свободы совести и вероисповедания» и «Ресурсы INTERNET по проблеме правового обеспечения свободы совести».

Религия в закон. Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организации. Сборник правовых актов с комментариями / Сост. и автор комментариев Протопопов А.О. — М., 1996.

2 Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник, — М,,1996.

3 Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. Под общей редакцией М.М. Прусака;
В.В. Борщева; Сост.: Иваненко СИ. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск — М.,-
1996.

^Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. К.Ю.К. А.В. Пчелиицев, В.В. Ряховский - М., 2001.

5 Религии народов современной России: Словарь / Ред. кол.: МП. Мчедлов (отв. ред.), Ю.И. Аверьянов,
В.Н. Басилов и др. - М., 2002.

6 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации на 01.01. 2001 (по
данным Государственного реестра) // Медведко СВ. Элбакяи Е.С О религиозной ситуации в современ
ной России // Религиоведение. - 2002. - № 2. С. 109 - 110.

7 Единый государственный реестр (юридических лиц - религиозных объединений) в Республике Башкор
тостан // Личный архив члена Совета по делам религий при Правительстве РБ, Председателя экспертно
го совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы Д.И.Н., проф. А.Б. Юнусовой.

Научная новизна диссертационного исследования. Было проведено комплексное политологическое изучение процесса формирования новой модели государственной политики в сфере свободы совести, выполненное на стыке политологии, религиоведения, истории и права. Результатом этого исследования являются положения, обладающие элементами научной новизны:

  1. Уточнена формулировка понятия «государственная политика в сфере свободы совести», под которой понимается система целенаправленных действий государства, включающая правовое обоснование и комплекс организационно-практических мер, направленных на обеспечение свободы совести и ее ограничение, в случаях предписанных законом и необходимых для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, а так же основных прав и свобод других лиц.

  2. Определены основные модели государственной политики в сфере свободы совести (идентификационная, сепарационная, кооперационная) в ряде зарубежных стран. Установлено, что для них характерно развитие в сторону конвергенции, освобождение религиозных организаций от преимуществ, связанных со статусом «традиционных» и от вмешательства государства в их внутреннюю жизнь.

  3. На основе анализа становления и развития политики российского государства в сфере свободы совести доказано, что в современной России идет процесс перехода от сепарационной к кооперационной модели.

  4. Выявлены региональные особенности процесса формирования новой системы взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Башкортостан, которые заключаются: а), в республиканском законодательстве в области свободы совести, в котором предполагается различная степень сотрудничества государственных институтов с религиозными объединениями, приоритетное положение занимают отношения с исламскими и православными религи-

озными объединениями; б), в сохранении в структуре республиканского государственного аппарата Совета по делам религий при Правительстве Республики Башкортостан и его практической деятельности; в), в исторических этнокультурных традициях и этноконфессиональной ситуации в республике.

Теоретическое и практическое значение работы

Представленные в диссертации теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в дальнейшей научной разработке этой проблемы; в разработке концепции государственной политики в сфере свободы совести.

Материалы диссертации можно применять в процессе преподавания общего курса политологии, религиоведения, истории, в создании учебных пособий, при разработке методических материалов.

Результаты исследования могут быть использованы в работе государственных структур федерального и регионального уровня, занимающихся вопросами государственной политики в области свободы совести.

Апробация работы. Материалы и результаты проведенного по теме диссертационной работы исследования освещены в 7 публикациях. Основные положения диссертации апробированы в научных дискуссиях и выступлениях на научно-практической конференции молодых ученых «Свободомыслие и свобода совести в мировой истории» (Уфа, апрель 2001); на международной научной конференции «Межкультурный диалог на евразийском пространстве: Башкортостан - евразийская модель межконфессионального согласия и толерантности» (Уфа, 30 сентября - 2 октября 2002 г.); на ежегодной научной сессии кафедры новой и новейшей истории Баш-госуниверситета «MODERN HISTORY: Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока» (Уфа, апрель 2003); на Международной летней школе «Религия, глобализация, государство» Центрального Европейского Университета (Будапешт, 30 июня

-11 июля 2003 г.), на межрегиональной научно-практической конференции «Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность» (Уфа, 28 ноября 2003 г.), на II конкурсе научных работ молодых ученых и аспирантов УНЦ РАН и АН РБ (Уфа, 17 декабря 2003 г.), на Круглом столе «Конфессиональная политика в современной России» (Уфа, 23 марта 2004 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, списка источников и библиографии (237 наименований). Объем текста - 181 страница.

Государственная политика в сфере свободы совести: понятие, сущность и нормативная база

В контексте государственной политики в области свободы совести проблема выработки четкого понятийного аппарата является важной и актуальной. Говоря о категориях политики государства в сфере свободы совести, необходимо отметить, что они находятся на стадии разработки. Среди ученых нет единого мнения в определении сущности понятий в данной сфере.

При анализе существующей литературы мы пришли к выводу, что одним из недостаточно разработанных понятий является ключевая категория - «государственная политика в сфере свободы совести» и выделили следующие определения, раскрывающие содержание политики государства в данной сфере.

1. Во-первых, в различных публикациях при освещении вопросов взаимодействия государства и религиозных организаций, широко используется термин «государственно-церковные отношения», как специфическая сфера политики государства. Понятие «церковь» используется для обозначения общественных институтов религии вне зависимости от принадлежности к какой-либо конфессии. Сущность понятия «государственно-церковные отношения» определяется как «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, религиозными партиями, религиозными движениями, международными конфессиональными центрами). В основе государственно-церковных отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и Церкви в жизни общества, об их функци ях, о сферах деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений. Такое определение дано Ф.Г. Овсиенко и НА. Трофимчуком в статье «Место и роль государственно-церковных отношений в политике российского государства»1. Подобная интерпретация содержится в статье М.О. Шахова «Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики»2.

В проекте, разработанном коллективом кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ «Концептуальных основ государственно-церковных отношений в Российской Федерации», вместо термина «государственно-церковные отношения» авторы справедливо используют более приемлемое понятие «отношения государства с религиозными объединениями (государственно-конфессиональные отношения)»3. Так как для нехристианских объединений, у которых нет понятия «церковь», термин «государственно-церковные отношения» не корректен и противоречит их каноническим установлениям. Авторы дают следующее определение: «отношения государства и религиозных объединений - совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений, с одной стороны, институтов государства, с другой - институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений)». Здесь же авторы отмечают, что в отношениях государства с религиозными объединениями получает практическую реализацию его вероисповедная политика.

Из всей совокупности «государственно-конфессиональных отношений» автором монографии «Государственно-исламские отношения в По волжье и Приуралье» Г. Б. Фаизовым четко выделено понятие «государственно-исламские отношения». Рассматривая государственно-исламские отношения как часть государственно-конфессиональных отношений на стыке двух цивилизаций, с одной стороны, и как взаимосвязь разноуровневых систем (светской и религиозной), находящихся в исторически обусловленном диалектическом развитии, с другой, автор пришел к выводу, что нельзя отождествлять их с государственно-церковными отношениями. Они как составные элементы государственно-конфессиональных отношений отличаются друг от друга не только спецификой религий, но и формой их взаимоотношений с государством»1. Подобный подход представляется методологически верным и ценным для исследователей данной проблематики.

2. Во-вторых, авторы часто используют понятие «государственная вероисповедная политика», под которой понимается система действий государства, включающая целеполагание, правовое обоснование, комплекс организационно-практических мер по обеспечению свободы совести и вероисповедания2. По нашему мнению, содержанию данного термина соответствует название «государственная политика в сфере свободы совести».

Необходимо отметить, что по отношению к светскому государству, основными принципами которого являются отделение религиозных объединений от государства и запрет на установление государственной и обязательной религии, применение терминов «вероисповедная политика» или «церковная политика» не совсем корректно. Данные термины применимы при освещении вероисповедной политики самодержавия в Российской империи, когда существовала веротерпимость, а затем свобода вероисповедания.

Теория и практика реализации различных моделей политики государства в сфере свободы совести в зарубежных странах

Происходящая в настоящее время в нашей стране дискуссия о содержании модели политики в сфере свободы совести убедительно доказывает необходимость изучения зарубежного опыта в этой области. Критический анализ существующего многообразия моделей государственно-религиозных отношений позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант и осуществлять его в рамках правового поля. Для России это важно и в свете ее внутренних демократических преобразований, и в контексте ее внешнеполитических планов. Разумеется, в этом процессе не стоит абсолютизировать ни общие, ни отдельные черты, поскольку в каждой стране складываются свои специфические взаимоотношения между государством и религией.

В настоящее время в различных странах мира сложились два основных типа государств - теократические и светские.

Теократия - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства. Она существует в таких странах как Ватикан, Иран, Саудовская Аравия. В этих станах религиозные нормы являются общеобязательными и имеют статус юридических норм. В таких государствах не соблюдается принцип равноправия религий.

Для теократических государств характерно слияние религиозной и государственной власти, при этом религиозная власть включает в себя светскую, глава церкви одновременно является главой государства, религиозная власть осуществляет верховную политическую власть в обществе. Все функции государственного аппарата выполняет религиозная иерархия, религиозные институциональные образования не только входят в политическую систему, а составляют ее центральное звено, оттесняя даже государство.

Известно, что в исламе нет разделения между духовным и светским компонентами жизни общества, как в христианстве. Религиозная концепция шиитов, утверждающая божественную природу имамата, предписывает необходимость вмешательства духовенства в политику вплоть до принятия участия в руководстве государством. Эта концепция послужила основанием для ликвидации светской власти в Иране после свержения шаха. Итогом исламской революции 1978 - 1979 гг. стало то, что религия проникла во все сферы общественной жизни Ирана, она стала силой жестко регламентирующей все стороны жизни человека.

Избрав теократический тип государства Иран, по сути оказался в международной изоляции. Однако, как оказалось, жить в мире религиозного догматизма и игнорировать ценности цивилизации сегодня долго невозможно, с избранием в 1997 г. президентом Ирана Мохаммада Хатами и переизбранием его в 2001 г., несмотря на противодействие всесильных мулл, в стране терпит крах теократический режим, а общество постепенно возвращается на светский путь развития .

Светское государство - это конституционная характеристика государства, означающая отсутствие официальной, обязательной для всех религии; отрицание признания религиозных установлений и правил в качестве источников права и их влияния на деятельность государственных органов; отделение религиозных объединений от государства, равенство их перед законом; отделение системы государственного и муниципального образования от влияния религиозных объединений2.

Светские государства избрали две основные модели политики в сфере свободы совести. Первая модель получила у ряда специалистов название «сепарационная». Это модель, предусматривающая, что все религиозные организации отделены от государства, а все религии равноправны.

Вторая модель «кооперационная», которая не предполагает равноправия религий и предусматривает закрепление привилегированного положения в государстве одной или нескольких конфессий.

Однако, прежде чем говорить о современных моделях государственной политики в области свободы совести, необходимо отметить, что любое моделирование - это упрощение, примитивизация безгранично разнообразной живой реальности.

Важное методологическое значение имеет определение понятия «модель государственной политики в сфере свободы совести». Доктор философских наук, советник-консультант Тульской областной Думы Е.М. Мирошникова дает следующее определение: «под моделью государственной политики в сфере свободы совести понимается устойчивая система качеств и характеристик политики государства в отношении религиозных организаций применительно к определенным социально-экономическим этапам. Основными элементами модели являются: концептуально-методологические основы политики государства в области свободы совести; конституционно-правовая база государственно-религиозных отношений; организационно-правовые структуры, на практике реализующие первые два аспекта».

Не отрицая определенной схематичности и относительности модели как таковой, автор подчеркивает, что «модель государственной политики, исходя из конституционных положений и, учитывая специфические особенности национального государства, вырабатывает определенные правила реализации того или иного закона, стремясь не исказить суть права»1.

В зарубежном и отечественном религиоведении выделяют различные модели государственной политики в сфере свободы совести. Самой развернутой, без сомнения, можно считать классификацию американского ученого Коула Дьюрэма. Однако во избежание излишней теоретизирован ности в вопросе о классификации моделей, выделим три основные: идентификационную, отделительную и кооперационную. Соответственно они определяются как системы отделения, системы конкордата и системы национальных церквей.

Ряд зарубежных авторов выделяет следующие формы государственно-религиозных отношений: а) установление государственной религии; б) «нейтральный» подход (нейтралитет по отношению к религиозным и мировоззренческим организациям); в) запрещение дискриминации по отношению к религии г) официальное отделение государства и церкви, но их тесное сотрудничество, соблюдающее религиозные ценности и подчеркивающее их социальную значимость .

Известный ученый, специалист по вопросам церковного и международного права, профессор Лейденского университета А. фон Гейзау, анализируя исторически сложившиеся формы взаимоотношений между церковными и государственными структурами европейских государств, выделил четыре типа таких отношений. «В результате реформации в скандинавских странах, как и в Англии, возник феномен «укорененных» (официальных) Церквей. Однако положение этих Церквей с течением времени менялось. Подчинение государству постепенно уступало место независимости от государства, а особое положение сводилось на нет предоставлением равных прав всем религиозным организациям».

Этапы становления новой модели государственной политики в сфере свободы совести на федеральном уровне

Либеральное реформирование периода «перестройки», связанное с отказом от прежней модели государственного устройства, поиском нового курса политического и социально-экономического развития, привело к переходу бывшего советского общества в новое качественное состояние. Однако в настоящее время Россия все еще находится на стадии «переходного периода», в ней до сих пор отсутствуют консолидирующие идеи и реальная программа действий, понятная и привлекательная для всех слоев населения.

Кардинальные трансформации охватили все сферы жизнедеятельности общества: политическую, экономическую, социальную, национально-культурную.

Трансформации подверглась и духовная жизнь общества, психология людей. Оказали свое воздействие обстановка общественной неразберихи, ухудшение экономического и экологического положения, политическая нестабильность, межэтнические конфликты - все это породило у людей недоверие к заявлениям политиков, чувство страха. Люди стали обращаться в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии, стремиться изменить статус религиозных организаций.

В результате радикальных изменений во всех сферах жизни, в обществе произошел отказ от идеалов и ценностных ориентиров, которыми три четверти века руководствовалось общество. Образовавшийся духовный вакуум до сих пор не удалось заполнить сколько-нибудь целостной системой идей и ценностей. Для сегодняшнего российского общества характерна его американизация, внедрение индивидуалистского сознания. Традиционные ценности отечественной культуры объявляются глубоко уста ревшими и вредными. Таким образом, продолжает оставаться актуальной потребность в формировании новой системы ценностей1.

В подобных условиях, по мнению М. Мчедлова, необходимо учитывать религиозные ценности и ориентиры, предлагаемые религиозными организациями, которые имеют для этого цельные мировоззрения, и проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития. В решении нравственных и социальных проблем представляется важным использовать религию как элемент культуры народа, как один из факторов, формирующих национально-этническое самосознание, как носительницу огромного морального потенциала, общечеловеческих ценностей .

В тоже время необходимо реально оценивать возможности религии и религиозных организаций содействовать социальному и нравственному возрождению страны. По нашему мнению, не правильно то, что в настоящее время государство продолжает связывать поиск национальной идеи, на которую возлагается надежда по выходу из глубокого, системного кризиса, с так называемыми традиционными религиозными конфессиями.

Правильнее ориентироваться на общие усилия, посильный вклад и сотрудничество всех учреждений и движений, способных на социально полезные и патриотические деяния. Для нормальной жизнедеятельности общества важно, чтобы учитывались общие интересы разных групп и слоев общества, позволяющие им всем, несмотря на разные мировоззренческие установки, жить достойной человека жизнью, совместно развиваться в русле современной цивилизации3.

Следствием всех выше перечисленных трансформаций стала смена модели государственной политики в сфере свободы совести, перемена отношения к религии и ее институциональным образованиям со стороны субъектов политического процесса.

Помимо политических, экономических, социальных и психологических причин перехода от старой советской модели государственной политики в религиозной сфере к новой модели немаловажное значение имеет и историческая традиция. С одной стороны память народа запечатлела прогрессивную деятельность религиозных организаций, в частности РПЦ, в кризисные и переломные периоды истории российского общества. С другой стороны именно государственная православная церковь была последним оплотом самодержавия, категорически отказываясь от назревших демократических преобразований, связанных с необходимостью ограничения монархии, в том числе предоставления свободы вероисповедания населению Российской империи. Стремясь сохранить самодержавный православный строй, в итоге она, вместе с самодержавием, потопила в 1917 г. «корабль русской государственности»1. Таким образом, на наш взгляд, пришло осознание обществом необходимости снятия ранее существовавших неправомерных ограничений на деятельность религиозных объединений и стремление государства к новой политике государства, которая могла бы реально обеспечить свободу совести.

Важной тенденцией трансформации духовной" жизни начала 90-х гг. XX века стало возрастание роли религии и религиозных объединений. С середины 80-х годов государственная власть нашей страны стала устранять различные препятствия в сфере свободы совести. Следствием этого стало широкое возрождение религиозной жизни в самых разных сферах:, в собственно религиозной, во внешней и внутренней политике, в области культуры и образования, в армии, средствах массовой информации, в повседневной жизни граждан нашей страны.

В религиозной сфере это выразилось в увеличении количества верующих, регистрируемых религиозных организаций различных конфессий, в передаче и строительстве новых культовых зданий. Были ликвиди рованы существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты, административные и нравственные гонения на верующих.

Похожие диссертации на Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели