Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ Сафин Ильдар Флоридович

Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ
<
Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафин Ильдар Флоридович. Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Уфа, 2005 179 c. РГБ ОД, 61:05-23/107

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этнические интересы в представительных органах государственной власти 16

1. Система этнических интересов 16

2. Субъекты выражения этнических интересов в представительных органах государственной власти 37

Глава 2. Опыт представительства этнических интересов в органах государственной власти стран зарубежья и в Советском Союзе 58

1. Зарубежный опыт представительства интересов этносов в органах государственной власти 58

2. Представительство этнических интересов в органах государственной власти Советского Союза 78

Глава 3. Представительство интересов этносов в органах государственной власти Российской Федерации 100

1. Представительство этнических интересов в органах государственной власти федерального центра 100

2. Представительство этнических интересов в органах государственной власти субъектов Российской Федерации 121

Заключение 143

Список использованных источников и литературы 150

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема представительства этнических интересов в органах - государственной власти приобрела на современном этапе развития мирового сообщества особую актуальность. Это вызвано несколькими группами причин. Во-первых, практически во всех странах мира, вопреки предсказаниям некоторых специалистов, этничность в конце XX века не только не «угасла», но и многократно увеличила свою активность, даже в высокоразвитых западных странах, политизируясь и приводя к межнациональным конфликтам. Во-вторых, этнонациональный вопрос, а вернее его неадекватное понимание руководством страны стал одной из главных причин развала Советского Союза и ряда других бывших социалистических стран. В-третьих, возрождение этнического сознания широких слоев населения внутри самой России, «парад суверенитетов» российских республик во многом способствовали обострению проблемы представительства этнических интересов в органах государственной власти и на уровне федерального центра и в регионах нашей страны.

Констатируем рост социальной базы этнополитического представительства во властных структурах. Через органы государственной власти субъекты выражения интересов этносов преследуют определенные цели. В качестве одной из таких целей можно рассматривать тенденцию к этнической консолидации современного общества. Таким примером может служить— Россия: именно здесь многонациональное общество решает задачу построения единого этнополитического правового пространства. В реализации этнических интересов на территории государств заинтересованы самые разные социальные слои населения. Особенную активность проявляют этнические лидеры, выступающие от имени своих этносов.

Изучение этнического представительства в органах государственной власти позволяет понять состояние этнополитической ситуации, а также

выявить факторы взаимодействия между институтами государственной власти, затрагивающие интересы этносов. Одним из факторов таких взаимодействий является активность лидеров национальных движений. Как правило, она проявляется в требованиях создания приоритетных условий проживания для своего этноса.

Существует потребность в описании методов реализации этнических интересов в многонациональных государствах. Самым основным вспомогательным условием является сравнительно-политологический анализ, который необходим для выявления эффективного опыта представительства этнических интересов в многонациональном государстве.

В последние годы возникла необходимость моделирования представительных институтов государственной власти многонациональных обществ, в частности, научного конструирования моделей государственных органов, способных работать в условиях многонационального состава населения. Недопустимо пренебрежение к потенциалу научных исследований, посвященных изучению явления представительства этнических интересов, который, в свою очередь, должен отражать реальное развитие самих этнополитических процессов. Не следует игнорировать научные рекомендации и в реальной этнополитической практике. Должное внимание к выводам научных исследований такого содержания можно назвать одним из факторов успешного развития полиэтничного государства. В этом — историческое значение исследования представительства этнических интересов в органах государственной власти. Исследование представительства этнических интересов в многонациональных государствах обладает, на наш взгляд, определенной перспективой для развития этнополитического мировоззрения в целом, даёт ценные рекомендации для конституционного развития законодательства в полиэтничных государствах.

Наличие представительных функций этносов в государстве — наиболее приемлемый вариант политической системы. В динамично развивающихся странах этносы являются связующим звеном между ветвями государственной

власти. Интеграция этнических интересов способствует эффективному движению в вертикальных структурах власти любого государства. Контроль и самоконтроль в представительстве интересов этносов в органах государства — условие стабильности. Одновременно наличие принципов суверенности в активности этносов можно назвать залогом самоуправления органов государственной власти. Таким образом, важность изучения проблем реализации этнических интересов в представительных органах государственной власти очевидна. В данном исследовании рассматривается представительство этнических интересов в представительных органах государственной власти.

Данная научная проблема является общественно-востребованной, что способствует её развитию на диссертационном уровне. Потребность этносов в представительстве. в органах государственной власти привело к научному исследованию.

Степень разработанности проблемы. Этнический интерес является, как известно, видовым понятием применительно к общественному интересу в целом. При этом интерес как особый феномен существования человеческого общества исследовался в работах таких классиков мировой науки как Гегель Г. В. Ф., Гельвеций К. А., Ленин В. И., Маркс К., Спенсер Г., Фейербах Л., Энгельс Ф. и др. Благодаря им стало возможным выявить мотивацию активности этнических групп, которая основывается на достаточно упорядоченной системе ценностей социума.1

Основой для изучения субъектов выражения этнических интересов в органах государственной власти явились работы Аринина А. Н., Дробижевой Л. М., Илишева И. Г., Марченко М. Н., Тишкова В. А., Хакимова Р. С. и др. В работах этих авторов исследуемая проблема поставлена

1 Гегель Г. Работы разных лет: В двух томах. - Т.2 / Сост., общая ред, А, В, Гулыги. - М,: Мысль, 1971.; Гельвеций К. Л. Об уме. - М.: Наука, 1938.; Зеркин Д. П. Основы политологии. - Ростов-на-Дону, 1999.; Ленин В. И. Поли. собр. соч. - 5 изд. - Т.1.; Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., - 2 изд. - Т.18, 21.; Большая советская энциклопедия. - М., 1972. - Т.10.; Международная безопасность и разоружение. - М., 1994.; Национальный интерес / заочный круглый стол / // Политические исследования. - 1995. - №1.; Политология. Энциклопедический словарь. -М., 1993.; Словарь русского языка. - М., 1957. -T.I.

и решается применительно к постсоветскому развитию отечественного общества на научной основе, рассматриваются те или иные варианты реализации этнических интересов в структуре власти современных государств и Российской Федерации — в частности.'

Международный опыт представительства этнических интересов исследуется как в работах отечественных авторов Арутюняна Ю. В., Бушкова В. И., Комаровой О. Д., Коротеевой В. В., Мелкумова А. А., Назарова А. Д., Николаева С. И., Панарина С, Свистунова А. Г., Ситнянского Г, 10., Тишкова В. А., Трофимова Д. А., Чвырь Л., так и в публикациях зарубежных специалистов Кайзера Р. Дж., Кисса Э., Лейпхарта А., Солника Ст., Хоровитца Д., Гровингхольта Й., Мацузато К. и др. Особенный интерес в этом смысле представляет не только анализ теоретических проблем представительства этнических интересов в западном обществе, но и исследование конкретного опыта, в том числе особенных методик (например, консоциальной демократии, мультикультурализма) по реализации опыта представительства интересов этносов в органах государственной и муниципальной власти в условиях зарубежной демократии.

1 Аринин А. Н. Российский Федерализм: истоки, проблемы и перспективы развития. - М., 1999.; Дробижева Л.
М. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства // Материалы международной
конференции 1993 г. «Этшгпгость и власть в нолиэтничных государствах». - М.: Наука, 1994.; Илишев И. Г.
Язык н политика в многонациональном государстве. - Уфа: Китап, 2000.; Марченко М. H. Политология. - М.:
Зерцало, 1999.; Тишкон В. А. Межнациональные отношения б Российской Федерации, - М, 1993,; Хакпм Р.
Сумерки Империи. - Казань, 1993.; Большая Советская энциклопедия,- М., Советская энциклопедия, 1975. -
Т.20.; Всемирный конгресс татар. Стенографический отчет. Первый созыв. 19 июня 1992 года. - Казань:
Издание кабинета министров Татарстана, 1992.; Конституция Российской Федерации. - М.: Спарк, 1993.;
Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / по результатам социологических
исследований /. - М.: Академия, 1996.

2 Русские: этносоциологические очерки, / Отв. ред. Арутюнян [О. В. - М.: Наука, 1992.; Бушков В. И.,
Ситнянский Г. Ю. Закавказье // Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. - М.: АО
Авиаиздат, 1996.; Илишев И. Ґ. Языки политика в многонациональном государстве. - Уфа: Китап, 2000.; Kaiser
R. J. Nationalizing the Work Force: Ethnic Restratification in the Newli Independent States It Post-Soviet Geography. -
1995. - Vol. 36. - №2.; Кисе Э. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и политические
процессы // Этничпость и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции 1993
г. - М.: Наука, 1994.; Комарова О. Д., Тишков В. А. Российская Федерация // Миграции и новые диаспоры в

Опыт представительства интересов этносов в органах государственной власти бывшего Советского Союза исследовался такими авторами, как Амелин В. В., Арутюнян 10. В., Исхаков Д. М., Крылова А., Нам И. В., Тухватуллин Р. М,, и др. В работах этих авторов выявлено, что в Советском Союзе был сформирован противоречивый политический механизм для воплощения в жизнь этнического представительства во властных структурах. Он выражался, с одной стороны, в целенаправленной политике национальной коренизации политического аппарата многих регионов, с другой стороны — в репрессиях направленных, в том числе, на выдающихся лидеров национальных движений, а часто — и в истреблении значительной части национальной политической элиты республик в составе бывшего СССР.1

постсоветских государствах. - М.: АО Авиаиздат, 1996.; Коротеева В. В. Теории национализма в зарубежных социальных науках, - М.: Российский государственныii гуманитарный университет, 1999.; Мелкумов А. А. Канадский федерализм: теория и практика. - М.: Экономика, 1998,; Назаров А, Д., Николаев С. И. Русские в Киргщни: есть ли альтернатива исходу? // Русские в новом зарубежье. Киргизия. - ЬЛ., 1995.; Панарин С. Представления о безопасности в пространстве Евразии // Вестник Евразии. - М, Декоративное искусство -диалог истории и культуры. - 1995, - Jul.; Свистунов А. Г. Становление межнационального движения на Украине и задачи его развития // www. .; Трофимов Д. А. Центральная Азия. - М., 1992.; Чвырь Л. Таджикистан. Весна 1992 года (комментарий этнографа к политическим событиям) // Вестник Евразии, - М., 1995. - №1.; Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. - М.: ИЭЛ РАН, 1993.; Комсомольская правда, - 1994. - 16 ноября,; Международный опыт федерализма в контексте регулирования этнополитических отношении. Ежегодный доклад, 1998. - М.: ИЭА РАН, 1999, 1 Амелин В. В. Вызовы мобилизованной этпичности. Конфликты в истории советской и постсоветской государствен пости. - М.: УОП Института агиологии и антропологии РАН, 1997.; Русские. Этносоциологические очерки. / Отв. ред. Ю. В. Арутюнян, - М., 1992.; Бехтерева Л., Бехтерев С, Крылова А. Модель этнологического мониторинга. Удмуртская Республика. - М.: Участок оперативной полиграфии Института этнологии и антропологии РАН, 2000.; Васильева О. Модель этнологического мониторинга. Чувашская Республика. -М., 2000.; Исхаков Д. М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. -Казань: Издательство «Мастер Лайн», 1997.; Нам И. В. Культурно-национальная автономия в истории России. Документальная антология. Том 2. Дальний Восток. 1921-1922 / Под ред. Э. И. Черника. Томск: Изд-во Томского университета, 1999.; Тухватуллин Р. М. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. - Уфа, 1997.; Сафин Ф. Г. Суверенизация и формирование современной этиополитической ситуации в Башкортостане // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М.: ИЭА РАН, 1994.; Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету / Сборник официальных документов /. 1990-1995. - Казань: «Татполиграф», 1996.; Большая Советская Энциклопедия. - М, «Советская Энциклопедия», 1976. - т.24 (1).; Известия ВЦИК. - 1919. - 23 марта.; Краткий политический словарь. - М.: Политиздат, 1989.; Материалы Первого Всесоюзного съезда

Представительство этнических интересов в органах государственной власти Российской Федерации в последние годы интенсивно исследуют специалисты различных направлений обществознания: историки, этнологи, политологи, юристы и т. д. Среди них выделяются работы таких известных авторов как Абдулатипов Р. Г., Аринин А. Н,, Губогло М. Н., Лысенко В. Н., Селезнев Г. Н,, Сычев А. П., Тишков В. А., Тураев В. А., Хакимов Р. С, Шахрай С. М. и др. Эти исследования показали основные тенденции и противоречия этнополитического представительства в различных ветвях органов государственной власти современной России на федеральном уровне и в условиях регионов. Например, было выявлено, что пропорциональная форма представительства интересов этносов в органах государственной власти не всегда предусматривает качественную сторону отправления законодательного процесса, а функционирует, прежде всего, на основе этнодемографических статистических переменных. То есть, то или иное количественное представительство этносов в органах власти не ведёт к автоматическому обеспечению этнических интересов.1

удмуртов 22-23 ноября 1991 г. - Ижевск, 1992.; Национальная политика в Российской федерации. -М.: Наука, 1993.; Проблемы конституционного развития суверенной республики (материалы республиканской научно-практической конференции 24-25 марта 1992 года, г. Уфа), Уфа: ВС и СМ Республики Башкортостан, УВШ МВД РФ, 1992.; Становление договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации (1990-1996): Сб. документов. - Уфа, 1997; Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г, - М.: Наука, 1994,; Этнополис. Этпополитический вестник России. - М., 1993. - №1 (3).; Этнополис. Этнополнтический вестник. - М., «Славянский диалог». - 1994, - №1,; Этнополис. Этпополитический вестник. - М., «Славянский диалог», 1995. - Л«1. 1 Абдулатипов Р. Г, Федерализация России и взаимосвязь региональной и национальной политики // Этнополис.

1995. - №1.; Аринин А. Н. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. Федерализм власти и власть федерализма. - М., 1997.; Ресурсы мобилизованной этничности / Под редакцией M. Н. Губогло.

M. и Уфа: ИЭЛ РАН, 1997.; Это политическая мозаика Башкортостана - Отв. редактор М, П. Губогло. - М.: ИЭА РАН, 1992. - Т.2.; Лысенко В. II., Селезнев Г, Н. Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов Беления и полномочий. - М., 1997.; Сычев А. П. Актуальные вопросы развития Российского федерализма (выступление на парламентских слушаниях). Федерализм власти и власть федерализма. - М., 1997.; Тишков В. А. Стратегия и механизмы национальной политики // Национальная политика в Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции /Липки, сентябрь 1992 г./. - М.: Наука, 1993.; Этнополитологня: Учебное пособие-хрестоматия / Сост. и авт. вступ.

Применительно к проблеме нашего исследования большое значение имеют публикации Анайбан 3. В., Бехтерева С, Бехтеревой Л., Васильевой О., Габдрафикова И. М., Галлямова Р. Р., Зазнаева О. А. Зайнетдиновой Л. Ф., Иванова В., Исхакова Д. М., Кисриева Э., Крыловой А., Сафина Ф. Г., Фарукшина М. X. и других учёных, занимающихся исследованием проблем представительства этнических интересов в органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В работах этих авторов подробно анализируются эволюция и современное состояние, в том числе в этническом аспекте, правящих политических элит российских республик.1

статьи В, А. Тураев. - М.: Ладомир, 2001,; Федерализм в России / Под редакцией Р. Хакимова, - Казань: Мастер Л айн, 2001.; Губогло М. Н. У истоков. Федерализм власти и власть федерализма. - М., 1997.; Губогло М. Н. Родовые муки федерализации. Федерализм власти и власть федерализма. - М., 1997.; Шахрай С. М, Роль договорных процессов в укреплении и развитии российского федерализма. Федерализм власти и власть федерализма. - М, 1997.; Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации // Российская газета. - 1996. - 10 июля.; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Об укреплении Российского государства...; Этнополис. Этнополитнческш! вестник. - М.: Славянский диалог, 1994. - №1.; Этнополитический вестник. - М.: Славянский диалог, 1995. - №6.

1 Анайбан 3. В. Межнациональные отношения в Туве в 90-е годы (по материалам этносоциологических исследований). - М.: ГПИБ РФ, 1999.; Бехтерева Л., Бехтерев С, Крылова А. Модель этнологического мониторинга. Удмуртская Республика. - М., 2000.; Васильева О. Модель этнологического мониторинга. Чувашская Республика. - М.: 2000.; Габдрафиков И. Башкирия. Президентские выборы сюрпризов не обещают //Сеть этполопгческого мониторинга и раннего предупреждения конфликтов: Бюллетень. - М., 1998. - февраль, - №6 (17).; Галлямов Р. Р. Постнсрестроечная эволюция политических элит российских республик: этнический аспект // Этнопанорама. Оренбург, «Южный Урал», - 2000. - №).; Галлямов Р. Р., Зайнетдинова Л. Ф. Этносоциальная стратификация: теоретические подходы, концептуальная модель, тенденции развития. - Уфа: ООО «Издательство "Здравоохранение Башкортостана"», 2004,; Из интервью министра культуры и по делам национальностей Виталия Иванова // «Советская Чувашия». - 1996, - 1 марта.; Исхаков Д. М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. - Казань, 1997.; Кисриев Э. Модель этнологического мониторинга. Республика Дагестан. - М.: Участок оперативной полиграфии Института этнологии и антропологии РАН, 1999.; Сафин Ф. Г. Суверенизация и формирование современной этнополитической ситуации в Башкортостане // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М,, 1994.; Фарукшип М. X. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудности адаптации // Полис. -1994. - №6,; Конституция Республики Башкортостан. - Уфа: Редакционно-издательский отдел Секретариата Государственного Собрания Республики Башкортостан, 1996.; Конституция Республики Башкортостан, - Уфа: Издательско-полиграфнческии комплекс при Администрации Президента Республики Башкортостан, 2000.; Национальная политика в Российской Федерации. - М.: Наука, 1993.; Панорама-Форум. - Казань: «Уатполиграф». - 1995. - №2.; Панорама — Форум. - Казань: «Татполиграф», 1996. - №4.; Патернализм и этническая мобилизация в развитии народов России (модель Башкортостана). - М,: Старый сад, 1998,;

Таким образом, проблема представительства этнических интересов в органах государственной власти подробно разрабатывается в зарубежной, а в последние годы — ив отечественной обществоведческой литературе. Однако большинство работ ограничивается констатацией диспропорций в этом смысле и приведением обширных эмпирических данных. Отсутствует, к сожалению, теоретический анализ проблемы. Особенно мало исследований компаративного характера, как в сравнении с зарубежным опытом, так и в рамках анализа накопленной уже в нашей стране обширной политической практики. Наше исследование призвано в какой-то степени восполнить этот пробел.

Объектом исследования является представительство этнических интересов в органах государственной власти.

Предмет исследования — формы этжшолитического представительства в различных ветвях государственной власти современных стран в сравнительном аспекте.

Цель исследования: на основе сравнительно-политологического анализа представительства этнических интересов в органах государственной власти выявить основные тенденции и противоречия реализации этого явления применительно к российской общественной действительности.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие исследовательские задачи:

— на основе изучения работ ведущих авторов классической и современной политологической науки провести теоретический анализ

Проблемы конституционного развития суверенной республики (материалы республиканской научно-практической конференции 24-25 марта 1992 года, г. Уфа). - Уфа, 1992.; Развивающийся электорат России. Этпополитический ракурс. - ТЛИ. Выборы — 95, (Выпуск I.). - М., 1996.; Роль удмуртской интеллигенции в дальнейшем развитии нации, - Ижевск, 1999,; Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов: Бюллетень, -М., 2000. - март-апрель. - №30.; Федерализм — глобальные и российские измерения: Материалы международной конференции 1993 г, - Казань, 1993.; Этичность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г. - М.: Наука, 1994.; Этнополис. Этпополитический вестник России. - М.: «Известия». - 1992. - Л'*1.; Этнополис. Этпополитический вестник. -М.: «Славянский диалог», 1995. - №2.; Этнополис. Этпополитический вестник. - М.: «Славянский диалог», 1996. -№1.

11 основных понятий, относящихся к проблеме представительства этнических интересов;

выявить ведущие субъекты выражения этнических интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти и дать оценку их деятельности;

на основе анализа зарубежного законодательства и политической практики наиболее полиэтничных государств мира изучить зарубежный опыт представительства этнических интересов в органах государственной власти;

— провести политологический анализ эволюции, основных достижений и
недостатков в осуществлении представительства этнических интересов в
органах государственной власти Советского Союза;

— исследовать постсоветский опыт представительства этнических
интересов в органах государственной власти и провести сравнительно-
политологический анализ осуществления представительства этнических
интересов в органах государственной власти субъектов Российской Федерации
с акцентом на исследование политических реалий российских республик.

Методология и теория исследования заключается в принципе комплексного подхода к изучению этнических проблем в политологии. Благодаря этому возникает необходимость множественности методов исследования этнических интересов в органах государственной власти. В частности, большую роль среди методов исследования играют исторический и логический методы. Основным же методом является сравнительно-политологический анализ опыта в области представительства этнических интересов.

Теоретическим принципом диссертационного исследования является паритетный подход к анализу и реализации этнических интересов в системе осуществления современной государственной власти.

Эмпирической базой представленного диссертационного

исследования являются несколько групп источников:

1) нормативно-правовые материалы: конституции, общие и
специализированные («О национально-культурной автономии РФ», «О языках
народов РФ» и т. д.) законы, государственные программы (в том числе -
проекты) по «Возрождению и развитию народов», декларации, документы
международного права, относящиеся к регулированию межнациональных
отношений;

2) данные нескольких репрезентативных этно социологических и
этнополитологических исследований, проведенных в Башкортостане и других
регионах России в 90-е годы XX века;

3) личные наблюдения и беседы с учеными, специализирующимися на
исследовании проблем этнического развития и межнациональных отношений;

4) информация во всемирной компьютерной сети «Интернет».
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих

положениях:

во-первых, разработана и приведена авторская интерпретация дефиниций некоторых основных понятии диссертационного исследования, в том числе — «система этнических интересов», «субъекты выражения этнических интересов». «Система этнических интересов» определяется как явление, характеризующее совокупность политических, экономических, социальных, культурных ценностей этноса, а «субъекты выражения этнических интересов» — это лица обладающие волей и сознанием, а также некоторые социальные институты, которые отражают всю совокупность интересов этносов;

во-вторых, на основе анализа зарубежных теорий, законодательства и политической практики выявлены основные формы обеспечения этнических интересов в системе органов государственной власти западных стран, как то: «мультикультурализм» (Канада, Австралия и др.)> «этнические границы» (Ф. Бард), «консоциальпая демократия» (А. Лейпхарт) и т. д.;

в-третьих, доказано, что в Советском Союзе был сформирован двойственный политический механизм для воплощения в жизнь этнического представительства во властных структурах, который состоял, с одной стороны,

в использовании специфических методов при подборе кадров с учётом национального состава населения, с другой стороны, в создании формальных институтов представительства этнических интересов (например, национальные республики, Совет Национальностей Верховного Совета СССР, союзных республик и т. д.), при фактическом игнорировании многих направлений этноцационального развития народов;

в-четвёртых, доказана слабая эффективность формально — пропорциональной (то есть на основе количества и процентного состава того или иного этноса) формы представительства этнических интересов в органах государственной власти как в условиях федерального центра Российской Федерации так и ее субъектов, в особенности — республиканского типа;

в-пятых, предложена оптимальная, с точки зрения представительства этнических интересов, формула сочетания пропорционального и паритетного подходов в системе организации государственной власти в многонациональных странах по принципу: одна нация — один голос (принцип правового паритета).

Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии сущности форм этнического представительства в результате оперирования категориями «система этнических интересов» и «субъекты выражения этнических интересов». Этнополитические процессы, протекающие на территории разных государств, теоретически показали закономерность параллельного развития форм этнического представительства в органах государственной власти. В связи с этим значимым теоретическим результатом явилось обобщение опыта представительства этнических интересов в органах власти зарубежных государств и бывшего Советского Союза. Этот опыт дал эмпирическую базу для сравнительно-политологического анализа представительства интересов этносов в органах государственной власти федерального центра и регионов Российской Федерации. В результате сравнительно-политологического анализа пропорциональной и паритетной форм этн о политического представительства теоретически доказано, что эффективная реализация системы этнических

интересов возможна только при условии обеспечения равновесия этнополитических сил и соблюдения принципов равноправия.

Практическая значимость работы складывается из возможности

использования ее выводов в следующих направлениях:

1) для дальнейшего более углубленного исследования проблемы
представительства этнических интересов в органах государственной власти,
для определения правовых и политических основ данного явления;

  1. для разработки теоретических основ и создания конкретных методик по регулированию и гармонизации на государственном уровне межэтнических отношений;

  2. для широкого использования в российской этнополитической практике положительного опыта зарубежных стран в области демократизации отношений между этносами и государством, между этническими группами внутри государства, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

, 4) для совершенствования системы административного управления и структуры организации власти в Российской Федерации с целью учета в системе государственной политики интересов населяющих ее народов.

Апробация работы состоялась в нескольких формах: 1) в докладах и выступлениях на международных, российских и республиканских конференциях, в том числе: Проблемы культурогенеза народов Волго-Уральского региона: Материалы межрегиональной научной конференции к 25-лстию музея археологии и этнографии ЦЭИ УНЦ РАН. — Уфа: 2001.; Актуальные проблемы этнической и религиозной толерантности народов Поволжья: Тезисы докладов научно-практической конференции (17-18 октября 2002 г., г. Самара). — Самара: Издательство СГПУ, 2002; Национально-культурные проблемы татар Башкортостана: Тезисы республиканской научной конференции. — Казань: Магариф, 2003; V Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов (9-12 июня 2003 г., г. Омск). — М.: 2003; 2) в 6 публикациях статей и материалов докладов общим объёмом 1,25 п. л.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав (6 параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы (250 наименований) и приложения. Объём научного текста диссертации — 147 стр. Общий объём работы составляет— 179 стр.

Система этнических интересов

Очевидна значимость определения интереса для понимания мира политики, политических отношений. В научно-политической литературе она получила должное осмысление. Тем не менее, важной методологической проблемой в настоящее время является дальнейшая разработка данной категории, что, без сомнения, позволит определить более широкий спектр системы этнических интересов.

Трактовка понятия интереса сложна и многовариантна: объясняется это невозможностью сведения ее к какому-либо четко очерченному феномену. Для объяснения интереса обычно используются следующие слова: любопытство, стремление, энтузиазм. Интерес можно рассматривать как достижение общечеловеческой культуры. Он предполагает собой уделение внимания, которое проявляется к кому-либо или чему-либо. В природе интереса лежит преимущественная направленность мысли на какой-либо объект. Для понимания категории интереса приобретают значимость понятия занимательности, увлекательности, важности и значения. В основе интереса иногда лежит принцип удивления. Отсутствие равнодушия к кому-либо или чему-либо — условие существования интереса.

Интерес — это форма духовного возбуждения, связанная с психологическими мотивами деятельности человека. Целью интереса является получение удовлетворения от того дела, которым занимается определенный индивид. Интерес — слово латинского происхождения и буквально означает то, что важно, имеет значение. Такое классическое понимание интереса остается актуальным и в настоящее время. Однако в ходе развития человеческой мысли это понятие постоянно усложняется по мере усложнения организации человеческой цивилизации. Увеличивается количество и качество сфер влияния, где человек может проявлять свой интерес. В научной литературе в определениях интереса выделяются многие аспекты. Проявление интересов возможно лишь при обязательном присутствии определенных условий для их возникновения. Очевидна необходимость присутствия и взаимодействия системы отношений субъект(ы) — субъект(ы) или субъект(ы) — объект(ы) или объект(ы) — субъект(ы) или объект(ы) — объект(ы). В природе этнического интереса объективной субъективностью являются этнос или этносы, а объективной объективностью может являться только человек.

Оригинальность и уникальность интереса человека заключается в содержании его мыслей, речи, забот. Так как человек — социально-политическое существо, это накладывает свои варианты на определение интереса. Человек проявляет свой интерес с точки зрения прибыли, выгоды, пользы и смысла. Интерес можно рассматривать как составляющую благо кого-либо или чего-либо, которое должно служить на пользу для удовлетворения нужд и выгод индивидов.

Во второй половине XX века исследованию феномена интереса стало уделяться внимание и в психологической науке. В психологии степень интереса человека определяется по уровням отношений личности к предмету. Смысл этих отношений заключается в степени осознанности подхода индивидов к объектам действительности. Реальные объекты интереса должны быть для субъектов носителями чего-то непосредственно ценного, привлекательного. Содержание и характер интересов человека связываются со строением и динамикой его мотивов. Эту динамику мотивов, как правило, задают уровни и разнообразие потребностей индивидов социума. Развитие людей, как носителей интересов, зависит от характера культурных форм общественных отношений. Процесс политической социализации субъектов выражения каких-либо интересов непосредственно укрепляет их мотивационную сферу. Процесс развития человека производится усвоением, совершенствованием и прогрессированием приемов и средств действия. Разнообразие средств и их качество для предметного освоения действительности стимулируют интересы человека. В процессе освоения действительности первоначально у индивидуумов существуют безотчетные, непроизвольные, ситуативно-эпизодические интересы. По мере раскрытия предмета они постепенно формируются в интересы сознательные, произвольные, устойчивые. Например, познавательный и эстетический интерес может перерастать в самостоятельную потребность в нём. Проблема целенаправленного формирования интересов человека, имеющее большое значение для практики обучения и воспитания ещё мало разработана в современной психологической науке.

При решении вопроса о классификации интересов выделяется несколько наиболее существенных оснований. Интересы различаются:

по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);

по сфере направленности (экономические, политические, духовные и так далее);

по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные и так далее);

по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы);

по возможностям их осуществления (реальные и мнимые);

по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

Впервые объяснить общественную жизнь с помощью интереса предприняли французские материалисты XVIII века. Не меньший вклад внесли представители английской классической политической экономии. Они выдвинули положение об определяющей роли экономических интересов среди мотивов человеческой деятельности. По выражению Г. В. Плеханова, грандиозной попыткой осмысления природы интереса явились усилия К. А. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Интересы людей ими противопоставлялись между божественным предопределением и случайными обстоятельствами исторического процесса. В интересе они усматривали реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. Французские материалисты не выходили за рамки идеалистического понимания общественной жизни, понимая социальный интерес как простую сумму индивидуальных интересов. Индивидуальные интересы они выводили из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Сами интересы ими рассматривались вне истории, как порождение неизменной "природы человека". Отсюда тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правят миром.

Важную роль в развитии теории интереса сыграл Г. Гегель. Вслед за И. Кантом он подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности человека. В природе интереса Гегель усматривал не только естественную сущность человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль». Люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения». Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания: он проявляется в конечных результатах человеческих деяний и связан с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей. По его мнению, она осуществляет себя в истории через многообразие потребностей, интересов.

Зарубежный опыт представительства интересов этносов в органах государственной власти

. Не вызывает сомнений, что элементы представительства этнических интересов развивались в процессе разрастания родовых обществ. В результате объединения родов в отдельные общины усложнялись функции представительной власти этноса. Представительная власть приобретала форму совета старейшин, где главными субъектами представительства оставались родоначальники. Родоначальники стали иметь больше возможностей для реализации потребностей и интересов своих семей. На совете старейшин, от имени своего рода, они отстаивали интересы родственных семей, т. е. выступали субъектами представительства интересов в древнейших этнических группах. На начальной ступени возникновения представительных отношений характерна потребность роста силы определенного рода. В это время родоначальники выбирали лидера общины, функционировала двухступенчатая властная структура представительства. С этим связано формирование бюрократической системы управления (иерархия власти — это признак бюрократии). Именно на этой ступени развития представительной власти зарождаются детали бюрократического механизма общества.

Дальнейшая интеграция человечества характеризовалась более обширными и сложными организациями человеческого общества, оформлявшимся в союзы общин, которые являлись по существу ранними государствами этносов. На этом этапе истории можно проследить возникновение различных форм государственного устройства. Процесс интеграции общин в союзы общин, по всей видимости, был двояким процессом. С одной стороны, не исключается возможность добровольной интеграции общинных организаций в государства, стимулировавшей договорной характер представительной власти государственных образований. Добровольная интеграция в союзы общин предполагала наличие выборности царской власти из элиты. Добровольная интеграция развивала федеративные принципы государственных отношений между царской властью и общинами. С другой стороны, военные столкновения общин ускоряли интеграцию в крупные государственные образования, приближали принципы федеративных отношений к унитарному государственному устройству. Этот процесс можно объяснить возникновением отношений узурпации власти одних общин над другими. Узурпация власти стимулировала развитие принципов абсолютного представительства титульного этноса и наследственной власти.

Лишь с возникновением письменности у человеческой цивилизации появляется возможность эффективно накапливать опыт. Это касается и этнополитической сферы деятельности в интересах этносов, представленной в органах государства. Для рабовладельческих государств была характерна абсолютная форма этнического представительства в органах власти. В истории ранних государств-полисов этнополитические процессы приводили к реализации интересов титульного демоса. Титульный демос — это этнос, покоривший других. В древних государствах появляются письменные документы, которые отражают природу представительства интересов демоса. В период военных столкновений завоеванные народы становились пленниками и не получали представительства: не имели гражданских свобод по сравнению с титульным демосом государства, становились его рабами. Для государств с абсолютной формой этнического представительства, таким образом, характерно рабство нетитульных народов.

В средневековье происходит дальнейшая трансформация взаимоотношений между этносами и интеграция этнополитических процессов. Это связывается с дальнейшими миграциями этносов, колониальной жизнедеятельностью этнических групп на континентах. Заселение новых земель сопровождалось ограблением местного населения военными и дипломатическими средствами, т. е. политическим влиянием через преобладающее представительство в колониальных империях.

. В последующем угнетаемые народы время от времени боролись за свои права, свободы. Эта борьба первоначально носила экономический характер — этносы боролись за свою экономическую свободу. Различные формы рабского угнетения в дальнейшем сменились наемными формами экономической эксплуатации представителей различньтх этносов. Реалии генеалогической ассимиляции требовали учитывать в деятельности титульных наций мнения представителей этносов. В результате исторических изменений угнетаемые народы стали получать гражданские свободы, политические функции. Начался исторический период борьбы за справедливое представительство этносов в органах многонациональных государств. Характерна неравномерность усилий народов за представительство своих интересов в органах государственной власти. Эта неравномерность проявляется в военных, революционных, реформистских преобразованиях государственных устройств в мире.

Ряд политических теорий развития этносов отмечают его связи с формами государства. Существующая историко-социологическая литература, пополнившаяся с 1970-х годов трудами Чарльза Тилли, Джанфранко Поджи, Майкла Манна, рассматривает процесс формирования централизованных европейских государств, получивших название нации-государства. Представительство этнических интересов как особое политическое явление до настоящего времени не было предметом самостоятельного изучения. Исключение составляет лишь монография "Формирование национальных государств в Европе" под редакцией Ч. Тили, в которой анализируется, в какой степени культурная однородность населения способствовала национальной консолидации.

Представительство этнических интересов в органах государственной власти федерального центра

Исследования этнополитических процессов в России затрагивают проблему федерализации в условиях многонационального фактора. Они обосновывают важность учёта этнических интересов в органах федерального центра Российского государства, необходимого для понимания процессов реализации национальных интересов в условиях Российской Федерации.

В конце двадцатого века федеральный центр пытался преодолеть угрозу дезинтеграционных этнополитических процессов. В феврале 1994 года Президент Российской Федерации выступил с посланием Федеральному Собранию, в котором он, в частности, отметил, что укреплению российского государства препятствует множество национальных проблем, порождаемые «противоречивостью двух изначально заложенных в основу государственного устройства Российской Федерации принципов: национально-территориального и административно-территориального. Это отчетливо проявляется сегодня, когда происходит перераспределение властных функций и полномочий между федеральными органами и субъектами Федерации».1 Необходимо подчеркнуть, что лидер страны впервые признал, что развитие модели социалистического федерализма в России определяется этнической напряженностью. Б. Н. Ельцин заявил, что угрожающая безопасности России этническая напряженность заложена в структуре государства.

ДезинтеграционныЙ этнополитический механизм в стране был заведен принципами социалистического эксперимента национально-государственного строительства. Он усиливался неудачами центральных органов решить в обществе социально-экономические и культурно-национальные проблемы. Этому способствовала борьба между М. Горбачевым и Б. Ельциным за получение опоры в автономиях, в конечном итоге предопределившая распад СССР и создавшая серьезную угрозу целостности Российской Федерации. В этих условиях слабый федеральный центр был вынужден идти на этнополитические компромиссы, — власти и собственности на политическую поддержку республиканских элит.

Дезинтеграционные этнополитические процессы девяностых годов состояли, по мнению ряда ученых, из трех этапов. Первый охватывает период с весны 1990 до весны 1992 года. Он характеризовался борьбой партийно-хозяйственной и этнической номенклатуры автономий за свой государственный суверенитет. История борьбы лидеров за передел этнополитической власти началась с лета — осени 1989 года. Союзная власть в органах государственной власти стремилась противодействовать набирающей политической силе Б. Ельцина, Союзная власть выдвинула идею повышения политического статуса автономий и региональных органов управления. Это пробудило самые мощные центробежные силы в системе государственного управления Российской Федерации. 25 апреля 1990 года Верховным Советом СССР был принят закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», уравнявший правовой статус автономных и союзных республик в государственных органах. После принятия этого документа возросло политическое давление союзной власти на российское руководство. В результате усилилось противодействие российского руководства прессингу союзной власти. Политическое противоборство лидеров стимулировало процесс политического разложения Советского Союза, привело к его распаду.

Второй этап этнополитических изменений проходил с марта 1992 по декабрь 1993 года. Политико-исторические события того времени отмечаются подписанием Федеративного договора и принятием Конституции Российской Федерации. Федеративный договор несколько снял угрозу распада России, начался процесс формирования подлинной федерации. Тем не менее, эти события не предупредили целый ряд этнополитических противоречий, проблем. Во-первых, две российские республики вообще не подписывали Федеративный договор -Татарстан и Чечня. Во-вторых, данный договор лишь частично смог приостановить нарастание открытого всероссийского этнополитического конфликта, локальные формы которого до сих пор существуют в регионах Российской Федерации. В-третьих, сама суть Федеративного договора открыла новые угрозы разрушения целостности Российской Федерации.

Третий этап этнополитической дезинтеграции страны начался с февраля 1994 года договором «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Республики Татарстан». С февраля 1994 года по июль 1997 года было заключено 30 договоров. Один из них — договор «О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерации и Чеченской республикой Ичкерия».

Мобилизованный этницизм нуждается в постоянной «подпитке», особенно из властного «резервуара». Вхождение в органы федерального, республиканского, местного уровня несколько становится целью этнической элиты. Она следит за адекватным соотношением представителей различных этносов в структурах этнократической власти. Не случайно Р. Р. Галлямов настаивает на том, что «мизерное представительство нерусских в высших исполнительных органах России и слишком слабый их голос в законодательном органе становятся причиной доминирования унитарно-шовинистических представлений при решении этнополитических вопросов в стране».

Похожие диссертации на Представительство этнических интересов в органах государственной власти: сравнительно-политологический анализ