Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Цыкалов Дмитрий Анатольевич

Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений
<
Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цыкалов Дмитрий Анатольевич. Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений : диссертация ... кандидата юридических наук : 23.00.02 / Цыкалов Дмитрий Анатольевич; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ].- Ростов-на-Дону, 2008.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/175

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Юридическая институционализация государственно- конфессиональных отношений 12

1. Конфессиональная правовая политика Российского государства: теоретико-методологический анализ 12

2. Политико-правовые институты и технологии европейской модели государственно-конфессиональных отношений 35

3. Принцип религиозной свободы в России: политико-правовой аспект 50

Глава II. Государственно-конфессиональные отношения в правовой политике современной России 72

1. Православная церковь и государство: способы и формы взаимодействия 72

2. Политико-правовые модели Российского государства и Русской православной церкви 79

3. Взаимодействие государственной власти и традиционных религиозных организаций в современной России 97

4. Религиоведческая экспертиза в процессе юридической институционализации религиозных объединений 111

5. Договорные формы государственно-конфессиональных отношений 117

Заключение 126

Литература 133

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Юридические механизмы и институционально-правовые формы взаимодействия Российского государства с религиозными объединениями и организациями в настоящее время зависят, с одной стороны, от эффективности и полноты реализации прав человека в сфере свободы совести и вероисповедания, а с другой - от модели, или концепции, конфессиональной политики Российского государства, которая должна содержать принципы, приоритеты и направления деятельности государственных органов и должностных лиц по взаимодействию государства с традиционными конфессиями в процессе духовно-нравственного воспитания и образования, по правовому регулированию деятельности религиозных организаций, а также по выстраиванию отношений государственных институтов с разными конфессиями на территории России.

В научной литературе уже более десяти лет идет обсуждение концепции государственно-конфессиональных отношений, которая позволяет дать научное обоснование правовой политике государства в сфере конфессиональных отношений и, возможно, сформирует базу для совершенствования российского законодательства о религиозных объединениях и гарантиях реализации свободы совести и свободы вероисповедания в направлении расширения партнерства между государством и религиозными объединениями.

Еще в 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который, несмотря на то, что несколько устарел по отношению к современным проблемам конфессиональной политики, сформировал механизмы противодействия государственной регистрации общественных объединений, только по названию относимым к религиозным, а по сути являющимися экстремистскими сообществами на религиозной почве. Отсутствие единой концепции государственно- конфессиональных отношений приводит к политизации различных религиозных организаций, а также к их противостоянию в деле борьбы за влияние на государство, за расширение и укрепление своего статуса. Особенно явно это происходит в национальных субъектах Российской Федерации.

Для обеспечения национальной безопасности России важно определить концептуальные основы противодействия продолжающемуся уже около двадцати лет давлению со стороны правозащитных международных организаций, которые, спонсируя деятельность нетрадиционных конфессий, религиозных организаций, отталкиваясь от главных принципов свободы совести и опираясь на членов этих объединений, стремятся расширить зоны своего влияния в России, разрушая традиционные ценностные основания государственного строительства.

Степень научной разработанности проблемы. Конфессиональная правовая политика Российской Федерации активно изучается последние 10-15 лет, что связано с процессами модернизации российского законодательства. Однако в рамках современной юридической науки, так же, как и политической, нет единого представления о понятии «конфессиональная правовая политика», о концепции отношений конфессий и государства. На это, в частности, указывает известный ученый-юрист С.А. Комаров.

Следует заметить, что зарубежные авторы в основном останавливаются на комплексном подходе к вопросу о конфессиональной правовой политике. На государстве как центральном элементе социально-политической системы акцентирует свое внимание Д. Истон. Представления Д. Истона дополняются вариантом теории системы общества К. Дойтча, рассматривающего политическую систему в контексте коммуникационного подхода, согласно которому политика понимается как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей.

В современной юридической науке существует несколько направлений анализа государственно-конфессиональных отношений. Так, система институциональных элементов конфессиональной безопасности госу- дарства в рамках институционального подхода обосновывается в работах П.Ф. Гонидека, И. Фосса, Б.О. Нвабуэзе и др. Изучению социокультурной парадигмы конфессионального плюрализма посвящены исследования отечественных ученых: Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, Б.И. Есина, И.В. Кузнецова, Р.П. Овсепяна, Л.Л. Реснянской, И.Д. Фомичевой.

Существенный вклад в разработку теоретических оснований конфессиональной правовой политики государства внесли С.А. Бурьянов, А.Г. Дугин, И. Куницын, С. Филатов и др. Говоря о формировании христианской государственности, необходимо упомянуть работы И. Дама-скина, В. Зеньковского, К. Победоносцева, Л. Тихомирова, И. Ильина, Н. Алексеева и др.

Среди современных авторов отдельно следует выделить А. Дугина и А. Панарина, которые с научной точки зрения обосновали институциональные механизмы укрепления российской государственности сквозь призму традиционных религий вообще и православия в частности.

Адекватности реконструкции христианских ценностей в рамках государственно-правового строительства современной России посвящены труды А. Кураєва, Н.С. Капустина, Т.П. Матяш, В.Ю. Верещагина и др.

Непосредственно приоритеты правовой политики в России в сфере государственно-конфессиональных отношений представлены, в той или иной мере, в работах Л.И. Григорьевой, Т.А. Кудриной, Р. Лункина, Н. Митрохина, Ф.А. Михайлова, А. Солдатова, Н.А. Трофимчука, СБ. Филатова, М.О. Шахова и др.

Отдельную группу авторов составляют исследователи, изучающие роль религии в современном мире, обществе и государстве: Е.В. Балагуш-кин, В.И. Гараджи, К.Н. Костюк, А.О. Морозов, Ю.В. Тихомиров и др.

Концептуальному, политологическому и юридическому анализу института свободы совести посвящены работы И.А. Куницина, А.С. Ловиню-кова, Н.А. Трофимчука, СБ. Филатова и др. Этнокультурные факторы современной конфессиональной ситуации определены в трудах Л.С Ва- сильева, М.Е. Добрускина, А.И. Клибанова, Н.А. Кривовой, И.В. Кудря-шова, Д.В. Поспеловского, П.И. Пучкова, Р.Г. Скрынникова, В.А. Федорова, А.С. Хорошева и др. Ключевые тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации нашли свое отражение в работах С.А. Бурьянова, Г.М. Вельяминова, Н.В. Володиной, К.Г. Каневского, Р.А. Лопаткина, С.А. Мозгового, И.В. Понкина, СИ. Са-мыгина, М. Мчедлова, А. Тихомирова и др.

Критическая оценка влияния новых религиозных течений деструктивного и экстремистского характера дана в исследованиях Т.А. Бажан, Е.В. Балагушкина, В.Ю. Верещагина, Н.В. Кривельской и др. в рамках правового регулирования деятельности их субъектов и мировоззренческой угрозы.

Заслуживают внимания также работы, в которых рассматриваются государственно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных объединений, выполненные С.А. Авакьяном, Л.И. Григорьевым, Б.С. Эбзеевым и др.

Некоторые юридические аспекты государственной конфессиональной политики исследуются также А.А. Алексеевым, П.П. Барановым, А.Б. Венге-ровым, Н.А. Власенко, Е.Ю. Догадайло, В.В. Ершовым, Т.В. Кашаниной, В.В. Лазаревым, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянцем, Е.Н. Салыгиным, В.М. Сырых, А.С. Тагиевым, Д.Ю. Шапсуговым и др.

Объектом диссертационного исследования выступают государственно-конфессиональные отношения в условиях национально-культурной, политической и правовой самобытности России, а предметом исследования являются приоритеты и принципы конфессиональной правовой политики Российского государства.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном институционально-правовом анализе концепции и приоритетных направлений правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи: определить понятие, признаки и приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений и обозначить круг ее субъектов; систематизировать основные концептуально-теоретические модели правовой политики в сфере государственно-конфессиональных отношений; выявить основные особенности формирования государственно-конфессиональных отношений в России; обосновать институциональные структуры российской государственной политики в области обеспечения свободы вероисповедания; провести юридический мониторинг российского конфессионального законодательства, предложить пути его оптимизации посредством технологий и средств правовой политики.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: на основе теоретико-методологического анализа современных институтов конфессиональной политики в России дано определение государственно-конфессиональных отношений, выделены субъекты, объекты и принципы правовой политики в этой сфере; предложены основные юридические технологии обеспечения государственно-конфессиональных отношений в условиях российской национально-культурной, политической и правовой самобытности; выявлены основные приоритеты конфессиональной правовой политики; обозначены юридические механизмы, обеспечивающие толерантность государственной политики в сфере свободы вероисповедения; критически проанализировано современное российское законодательство, разработаны модели оптимизации правовой реализации свободы совести и вероисповедания, предложены меры по совершенствованию конфессиональной правовой политики с учетом светскости российской государственности.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные (исторический, логический, конфликтологический, системно-структурный) и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, концептуально-правовой, формально-юридический) методы познания и др.

Для анализа правовой политики государства в области конфессиональных отношений использовались принципы политико-правового моделирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

Конфессиональная правовая политика представляет собой стратегию и деятельность светского государства в сфере свободы вероисповедных убеждений граждан, а также мероприятия по регулированию отношений между государством, религиозными организациями, гражданским обществом и представителями различных конфессий. Российская конфессиональная правовая политика основывается на системе либеральных ценностей и европейском понимании свободы вероисповедания, базирующемся на принципе институционального отделения религиозных организаций от государства.

Либеральный стандарт конфессиональной правовой политики не исключает сотрудничество государства и всех религиозных конфессий в процессе осуществления им образовательной и воспитательной функции. Государству необходимо четко определиться со своим отношением к тем религиозным объединениям и их деятельности, обладающим культурнообразую-щим значением, среди которых традиционные для России конфессии - православное христианство, ислам, буддизм. Общественный договор признает в качестве субъектов права не только граждан, но и их союзы, следовательно, религиозные объединения входят в ряд субъектов, учреждающих государство. В то же время каждый гражданин России, согласно Конституции, имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания, поэтому ни академические, ни правозащитные, ни масс-медийные структуры не участвуют в формировании конфессиональной правовой политики напрямую, но их мнение должно учитываться в ходе законопроектных дискуссий.

Религиозные организации, сохраняющие и развивающие в своей деятельности исторические и духовные традиции народов Российской Федерации, не должны быть отделены от общества, от непосредственной вероисповедной жизни. Поэтому в функции государства не входит исключительное право формирования конфессиональной правовой политики, которая может состояться только благодаря реализации обязанности государства обеспечить построение политической инфраструктуры, гарантирующей возможность участия представителей конфессий в правотворческом процессе.

Существует две стратегии государственно-конфессиональных отношений в России: во-первых, для Русской православной церкви существует возможность стать институтом государства, а для государственной власти - рассматривать православие в качестве национальной идеологии; во-вторых, оттеснить православную церковь на «обочину» общественной жизни, толкуя это как отделение государства и школы от церкви.

Важным средством реализации конфессиональной политики государства стала государственная религиоведческая экспертиза. Это наиболее заметное явление общественной и духовно-религиозной жизни современной России, поскольку оно самым непосредственным образом связано с обеспечением конституционных гарантий свободы совести. Религиоведческая экспертиза становится существенным компонентом государственно-конфессиональных отношений, способствуя нахождению их оптимальной модели.

К оптимизации деятельности следует отнести сам факт правового закрепления религиоведческой экспертизы, которая оценивает характер вероучений, обрядовой практики и их соответствие российским законам. Качественно возросший уровень правосознания верующих, их нежелание мириться с произволом привели к тому, что религиозные объединения стали обращаться за помощью к квалифицированным юристам.

Духовные ресурсы церкви остались в большинстве своем невостребованными обществом. Можно ожидать, что в техногенном, перегруженном информацией XXI веке духовные потребности общества будут возрастать. Укрепление позиции православной церкви в государстве обогатит общество в том случае, если ее влияние будет увеличиваться не за счет преимуществ, льгот или прямого, посредством создания партий и движений, участия церкви в политической жизни страны, а путем повышения нравственного авторитета духовенства и мирян.

Для формирования правового государства в России, преодоления правового нигилизма и борьбы с коррупцией крайне важной является нравственно-воспитательная деятельность традиционных конфессий. Русская православная церковь - самый авторитетный общественный институт, легитимирующий государственную власть и мотивирующий соблюдение действующего правопорядка в силу специфики христианских ценностей, среди которых послушание властям и смирение перед законом являются приоритетными.

Помимо православия, легитимирующим влиянием в обществе должны обладать и другие традиционные для России религии.

8. Для того чтобы отношения церкви и государства стали адекват ными, церковь должна осознавать свою инородность, одновременно не за бывая о своем предназначении в мире, а государство должно принимать в расчет то, что, по опросам общественного мнения, около двух третей рос сийских граждан называют себя православными. Светский характер госу дарства не является препятствием для достижения соглашения между цер ковью и государством о сотрудничестве, которое должно быть закреплено в правовом поле, чтобы разработка и осуществление совместных просве тительских и социальных программ не зависели от расположения персо нифицированной власти.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования имеют теоретическое и прикладное значение. Теоретическая значимость работы определяется тем, что она способствует концептуальному осмыслению государственно-конфессиональных отношений, вносит существенный вклад в развитие юридической науки и правовой концепции государственно-конфессиональных отношений.

В практическом плане положения и выводы диссертации могут быть использованы органами государственной власти и управления при разработке стратегии формирования гражданского общества в России, а также подготовке решений по вопросам взаимодействия государства и религиозных организаций. Материалы, представленные в диссертации, могут быть учтены при составлении учебно-программных курсов по теории государства и права, конституционному праву, муниципальному праву, политологии, конфликтологии, культурологии, религиоведению и др., а также соответствующих методических пособий и проблемных публикаций.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях, а также в пяти опубликованных статьях, в том числе одной из них - в издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертационной работы. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы.

Конфессиональная правовая политика Российского государства: теоретико-методологический анализ

Опираясь на тезис Фукуямы о культурных традициях и символах, лежащих в основе наиболее стабильных институтов воспроизводства жизни на данной территории, можно утверждать, что конфессиональная политика относится к тому же классу явлений, что и политика культурная. Тематика и тип проблем, которые охватываются конфессиональной политикой, не являются отраслевыми по своей природе, а пронизывают всю комплексную сложность существования общества.

Согласно общим политизированным схемам конфессиональная тема становится «подразделением» социальной политики, а в пространстве культурных смыслов и культурной памяти она уже не есть сегмент чего-либо объемлющего и целостного. Скорее наоборот, религиозная тема и ее актуальное присутствие - это известный способ отношения к территории, ее истории, ресурсам, способам хозяйствования и т.д. В этом смысле понятие «конфессиональная политика» сближается с современным пониманием «культурной политики» как рамочной по отношению к различным технологиям деятельности и формам поведения за счет своей способности генерировать знаки, символы и коды коллективного сознания.

Рассмотренный выше тезис позволяет нам под конфессиональным пространством понимать пространство публичное, что принципиально важно с точки зрения его интерпретации как политико-правового явления. Право на высказывание имеет тот, кто, как минимум, принадлежит к данной конфессии. И если некто, не принадлежащий к определенной конфессии, высказывает собственное (спекулятивное) мнение о данной религии, он может быть обвинен в некомпетентности и даже в разжигании национальной и религиозной вражды. Причем обвинение это будет строиться на отсутствии легитимного права вещающего на говорение как таковое, а не на критике содержания.

Этот парадокс возникает при рефлексивной оценке общественных процессов самой разной природы. Если «субъект слова» принадлежит к некой группе и в силу этого имеет «легитимное право» высказывать свою позицию, то он в то же самое время не свободен от тех ценностей, от того социокультурного окружения, в котором находится. А тому, кто находится вовне, запрещается публично высказываться1.

Если мы рассматриваем судьбы христианства, ислама или иудаизма в рамках перспектив российской государственности и нации, то это имеет сугубо общественное значение и затрагивает не только представителей той или иной конфессии. Однако обсуждение может регулироваться так называемым «кодексом невмешательства», как будто тема является приватной и предназначенной «для своих». Получается, что некая группа претендует на публичный статус, на статус общественного субъекта, но отказывается принимать на себя ответственность за это положение. Данная проблемная ситуация указывает на отсутствие четких границ между пространствами публичного и частного.

Входя в публичное пространство, которое имеет отношение ко всему общественному целому, мы легитимизируем и критическое отношение к

Аналогичная ситуация складывается в сфере межнациональных отношений, что нашло отражение в постановлении от 13 ноября 1998 г. № 3236-П Государственной Думы «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ "О недопустимости действий и высказываний, осложняющих межнациональные отношения в Российской Федерации"». говорящемуся. Этот момент очень важен, т.к. в российском общественном сознании смешались сферы публичного и частного, т.е. по форме высказывание может быть публичным, а по требуемому статусу - частным, или наоборот. В России есть публичные субъекты - конфессии, обладающие ресурсами, ценностями и т.д., но нет публичного пространства. Иначе говоря, не создав правил, не определив ответственность и права в публичном пространстве, мы приходим к банальной борьбе за административно-политические и финансово-организационные ресурсы.

Если исходить из понимания конфессиональной политики как явления публичного, общезначимого, имеющего отношение не только к членам определенной группы, но и к общественному целому, то существование нескольких конфессий в одном общественном пространстве, на одной территории предполагает наличие предметов совместного ведения. Если конфессиональная общность позиционирует себя как национальное явление, то это означает - явное или неявное - полагание национального сценария развития. Именно в нем и возникают предметы совместного ведения, по поводу которых возможна как публичная дискуссия, так и практико-ориентированные построения теологического или эсхатологического характера. Здесь мы имеем дело с почти аутентичной формой культурной политики, обусловливающей возникновение ситуации ценностного и символического многообразия, где различные культурные коды находятся в условиях конструктивной конкуренции и могут считаться ресурсом для реализации тех или иных сценариев развития.

В более практическом смысле таким предметом совместного ведения, может являться, например, социальная политика, но только осуществляемая на особых ценностных и социально-технологических основаниях. Нахождение предметов совместного ведения и есть действие по проектированию реальной субъектности, которая рождается только из видения. И в этом смысле дефицит позиции и субъектности - общая проблема, связанная с современным общественным устройством.

Ресурс культурного многообразия должен быть увиден и освоен в гуманитарных практиках. Например, в рамках социального проекта, где этот гуманитарный ресурс может быть актуализирован и «инвестирован» во что-либо общественно значимое.

Принцип религиозной свободы в России: политико-правовой аспект

Понимание необходимости религиозной терпимости, свободомыслия, правовой защиты людей, придерживающихся различного мировоззрения, утверждается в общественном сознании по мере исторического развития. Сегодня свобода совести, мысли и религии является неотъемлемым компонентом человеческих ценностей, основных демократических прав и свобод человека. Однако следует заметить, что принцип свободы совести теоретически осмысливался и эволюционировал скорее в качестве категории исторической и философско-этической, нежели правовой.

Признание завоевал идеал религиозной свободы, в результате чего ее принципы обрели нормативную значимость. Свобода совести лишь декларируется, наряду со свободой религии, в нормах международного права и конституциях многих государств, находясь вне правового поля.

Одна часть проблемы состоит в том, что принцип религиозной свободы фактически был основан на разделении общества, на «верующих» и «неверующих», в значительной мере обусловленном противопоставлениями знания и веры отдельных людей, науки и религии в обществе. Другая -заключается в том, что и в юридической науке, и в законотворчестве свобода совести - это, как правило, синоним религиозной свободы.

Таким образом, законодательство, которое по логике должно быть направлено на реализацию свободы мировоззренческого выбора, подменяется «специальным религиозным», регулирующим деятельность религиозных объединений.

Такое законодательство, с одной стороны, препятствует реализации каждым человеком своих конституционных прав, позволяет государству вмешиваться в деятельность религиозных объединений. В результате правоприменения этого законодательства не только нарушаются права религиозных меньшинств, размывается целый ряд демократических принципов, составляющих основу конституционного строя, подавляется свобода мировоззренческого выбора.

Очевидно, с другой стороны, что для формирования эффективного правового механизма реализации права на свободу совести необходимо максимально широкое правовое понятие религии, в противном случае следует вообще отказаться от применения этого термина в системе права. Отсутствие данного понятия усугубляет тот факт, что определение и сущностное содержание свободы совести как правовой категории фактически искажено и определяется через другое довольно «размытое» понятие «свобода религии». По словам специалиста в области религиозной свободы Кола Дью-рема, «наиболее очевидным является значение самого термина "религия" для определения правомерности заявлений о праве на свободу религии. С этими проблемами близко связан ряд других терминов, часто встречающихся при рассмотрении вопросов свободы религии, например, "церковь", "религиозная община", "секта" и т.д. Сложность состоит в том, что формулировки почти неизбежно приводят к угрозе дискриминации религиозных групп, оказывающихся на границе определения» .

В юриспруденции применение некорректных терминов, не имеющих четких правовых критериев, провоцирует появление заведомо ложных ситуаций, создающих изначально непреодолимые препятствия на пути реализации декларируемых принципов. Поэтому необходимо провести разграничение правовых и иных терминов. Совершенно очевидно, что, например, социологическое или даже религиоведческое определение религии и правовое содержание религии - это не всегда одно и то же.

Фундаментальное значение в деле практической реализации провозглашенных принципов свободы совести имеет осознание вышеупомянутых принципов как правовой категории. Результатом такого осмысления могло бы стать единое правовое понимание феномена свободы совести и формирование связанного с ним корректного понятийного аппарата, основанного на применении четких правовых критериев, что соответствует ориентации на построение гражданского общества и правового государства. В реалиях современности главным аспектом свободы совести является осознание многообразия отношений и уважение к соотношению знания и веры у разных людей в обществе. Соответственно, свобода вероисповеданий - частный случай свободы совести.

В то же время в системе права как на международном, так и на национальном уровнях имеет место некорректное смешение и подмена правовых понятий, ибо сущность права на свободу совести определена неточно и на практике сводится к вероисповедной ее части, ставя его реализацию в зависимость от реальных государственно-конфессиональных отношений, создавая, таким образом, пространство для ограничительного законотворчества.

Исторически сложилось так, что реализация прав человека в сфере свободы совести вообще и формирование соответствующей законодательной базы в частности очень сильно зависят от отношений государства с религиозными объединениями. Эти отношения определяются как «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, религиозными партиями, религиозными движениями, международными конфессиональными центрами), как одна из составных частей внутренней и внешней политики государства. В их основе лежат представления о месте религии и церкви в жизни общества и государства на определенном этапе развития» .

Православная церковь и государство: способы и формы взаимодействия

Христианская церковь, существуя в пределах Западной Римской империи, первые века существовала отдельно от государства. Такое положение дел просуществовало вплоть до эдикта «О веротерпимости», в котором за христианством признается лидирующее положение, а все другие религиозные верования определяются как заблуждения. Именно тогда христианство стало в Римской империи господствующей религией, а христианская церковь вступила в тесный союз с государством. Влияние государства на церковь выражалось в участии императоров в церковных делах и предоставлении церкви разных прав и преимуществ. Влияние же церкви на государство обнаруживалось в том, что она осуществляла своеобразный нравственный контроль над мирским управлением и проводила свои нравственные начала в государственное законодательство.

Участие римских императоров в делах веры, как мы уже упоминали выше, началось с первого христианского императора Константина Великого, который, назвав себя епископом церкви, обозначил свое необходимое и непреложное участие в делах церкви. Однако Константин не претендовал на внутренние интересы церкви, он ограничивался только внешней стороной, под которой понимал:

- распространение христианства;

- материальное обеспечение церкви;

- устройство и украшение храмов;

- созыв и утверждение решения соборов.

Но последующие правители постепенно приобрели влияние и на ее внутренний строй. Так, императорской властью было присвоено право утверждать епископов, а потом и право избирать их и низлагать. При разрешении догматических споров императоры наделили себя правом решать спорные вопросы без соборов, исключительно своими вероисповедными указами.

Одним из прав, предоставленных церкви государством, было обеспечение церкви и ее клира содержанием. До IV века церковь существовала только за счет приношений верующих, которые носили временный и случайный характер. Только немногие церкви владели недвижимым имуществом, от которого могли получать содержание. Однако такое положение дел не считалось прочным, так как при недовольстве со стороны власти все их имущество отбиралось в пользу казны. В целом церковь содержалась почти исключительно на собственные средства. Когда же сфера деятельности церкви стала совпадать с государственной, именно общество взяло на себя ее обеспечение, главным условием которого являлась недвижимость. Император Константин Великий разрешил церкви приобретать и владеть недвижимым имуществом. В результате церковь становится крупным собственником земли, принимая в свое владение земли ревностных христиан, с одной стороны, а с другой - общественные здания и особенно языческие закрытые храмы с принадлежавшим им недвижимым имуществом, передаваемые ей государственной властью в лице императора. Для того чтобы решить вопрос с неотчуждаемостью недвижимого имущества, гражданский и церковный закон запрещал закладывать и продавать земли. Недвижимого церковного имущества со временем накопилось столько, что церковь смогла получать от него достаточное содержание, обеспечившее возможность обустройства благотворительных заведений. Кроме содержания, получаемого от церковных земель, разрешено было пользоваться доходом от десятины, а также от исправления христианских треб и совершения таинств.

Церковь также была освобождена от общественных податей и повинностей. Все христиане согласно эдикту «О свободе молитвенных собраний» освобождались от военной повинности и от занимания обязательных общественных должностей, которые соединялись с издержками. Кроме того, церковное имущество почти всегда освобождалось от государственных налогов.

Похожие диссертации на Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений