Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ПРОЦЕССЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА И ШАРИАТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ЛЕНЧИК ВЛАДА АЛЕКСАНДРОВНА

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Ислам а ггвременьюм мире является общепризнанной мировой религией. Большая ч^сть его последователей проживает на Ближнем и Среднем Востоке, р Юго-Западной Азии; в некоторых государствах Тропической Африки; в десятках государств мусульмане со'лаоляют большие социальные группы, а влиятельные мусульманские общилы ор1а-низованы в Европе и на Американском континенте.

В современной России имеется значительная религиозная исламская община (умма). Районами традиционного распространения ислама являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь' В большинстве крупных городов России имеются мусульманские общины. Многие народы, входящие в состав Российской Фечера ции, традиционно исповедуют ислам. По данным разных источников, в стране проживаем, от 8 до 15 млн мусульман, но тчкжр имеется информация и о 20 млн2. Если учесть, ч1о по количеству детей исламские семьи значительно превосходи г иные этяорели-гиозные группы населения, то со временем следует ожидать увеличение этих пропорций в пользу мусульман.

Роль ислама возрастает не только виугри ,1\сул'>ма;г;к^!< уммы России, его влияние распространяется и на н11ционс;;ьныс и политические процессы и конфликты в нашем государстве. До статочно вспомнить Северный Кавказ

Мусульманские организации и объединения при;ц;маю-

; См. карту: К р и н д а ч А.Д. Ислам: Ко;, и честь о иС^инн ' Религии народов современной России: Словарь. М.: Рес.^у^.ткь.а, 191)0 С.612.

2 Лидеры мусульманского раскола: Притоже.те "Независямпн ; а-зеты". 2001. № 12. 28 июня. С. 12. Здесь привозится цифр-', 3 м.ч". В книге "Ислам в Евразии: современные этические н эстетгчсск-лр концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознаний и выражение в искусстве мусульманских народов России' (М.: Прогргс- Традиция, 2001. С. 15) речь идет о 15 млн. В статье "Ислам з России' (Религии народов современной России: Словарь. М.: Регпублпка. \^^"'с. С. 122) находим цифру от 15 до 20 млн.

пивное участие в законотворческом процессе по вопросам политики. экономики, образования и др., особенно это заметно в субъектах Российской Федерации, где проживают народы, традиционно исповедующие ислам.

Диссертант считает необходимым обрати ;ь внимание на документ "'Основные положения социальной программы российских мусульман", разъясняющий принципы взаимоотношения мусульман с обществом и светским государством, излагающий позицию мусульман по ряду особо значимых социальных проблем:

права и свободы человека, социальные проблемы (отношение к неимущим, семья, проблема наркотиков и алкоголя), наука, культура, образование, ислам и нации, отношение ислама к другим религиям, проблемы мусульман в государстве, отношение к власти и закону, ь- проблемам войны и мира, положению российских мусульман в Российском гос'.дарстве\

Определенная часть аналитиков происходящих процессов по -агает что значитетьная часть современных международных 1< внутригос\дар.'лвенных конфликтов и проблем, в том числе и ч России, не юлько на обыденном, но и на юоретическом уровне гозн;;-4я?, связаны с исламом Данное обстоятельсгво застав-ляе; политиков и ученых, общественных и религиозных деятелей, представителей различны к профессий обращать серьезное внимание на ислам, на исламскую культуру, исламский образ жи"'нк. на его место и роль в современном мире. в гом числе и в с4)Сре 1'равовой жизни.

Но реальна возможность достаточно мирного и бесконфликтного сосуществования мусульман и немусульман в одном государстве и на одних территориях. Таким бесценным опытом обладает и Россия частности Донская земля), где столетиями проживают вместе люди различных национальностей, традиционно исповедующие разные религии Осмысление этого опыта имеет большое 'георетическое и практическое значение.

Известно, что каждый мусульманин обязан жить по "закону

Основные по-южения соигзльноп программы российских мусульман' Совсг муфтиер России. Ярос 1ав 1Ь. ДИЛ-пресс, 2001. С. 43.

шариата : нормам и правилам, когорымк должны руководствоваться все мусульмане. В связи с этим для российских мусульман возникает противоречивая проблема выбора между светский системой права Российской Федерации и шариатом - религиозно;' мусульманской системой права.

Данная ситуация особенно заметна в сфере семейных отношений, в том числе в сфере семейных правоотношений. В упомянутом документе ("Основные положения социальной программы российских мусульман'') подчеркивается: "Принципиально важно, чтобы государство и далее реально гарантировало право му сульманских организаций и центров осуществлять религиозные акты, соприкасающиеся с актами гражданского состояния: >ак лючение брака и оформление развода по мусульманскому обряд', имянаречение, принятие Ислама, свидетельства о смерти и приведение похорон по мусульманскому обряду".

Еще один актуальный аспект проблемы бытия ислама в Рос сии сформулировал известный современный российский исламо-вед Л.Р. Сюкияйнен. Он полагает, что в условиях- когд:. му'.\ль-мане составляют конфессиональное меньшинство в России, а т ношение немусульман к ним и, прежде всего власгей, для кого-рых ислам остается в значительной степени чуждым явлением характеризуегся отчуждением, необходимо не столько формировать адекватное восприятие ислама, добиваться гарантий мусульманам свободы вероисповедания, сколько раскрывать главным образом те рациональные стороны и ценности, которые могут быть приняты всем российским обществом. А этому требованию соо1-ветствуег, прежде всего, мусульманское право4.

Кроме того, в Российской Федерации действуют высшие v средние исламские учебные заведения в Москве, Уфе, Махачкале, Казани и других городах. В них тысячи будущих служи 1-^е? ислама получают ";акое образование, составной частью которою является шариа!. С недавнего времени Мннистепс^во образования Российской Федерации приняло обра.юБательный стандарт для

''Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульмочско-празови.-! культу ра. М.: Институт государства к пра^а РАН. ' 997. С. 3).

,1ск--г- ьу 'о'' по сп,'цкалььс-;т.! "1 еология". и нет сомнения в чем ч "о ;лариаг будет ручаться более углубленно.

И целом, вековые градяцич совместною мирного проживания '.^ су.лмлн в составе Российского государства и его правовой системы, рарасюющее глобальное противостояние "исламских" и "неисламских'' государств, попытки некоторых националистических сил России п меу<дународногс' терроризма действовать под идриным фла; см ислама с.~'\ жат основанием настоятельной необходимости совершенствования ;- словий комфортной жизни российских мусульман как чоситече;' мусульманской правовой культуры з рамках правовой культ\гы Российской Федерации.

В сг-язи с перечисленными ;' не упомянутыми здесь акту-а." ькыми гоакти^есг-чми и теоретическими моментами возникает аьту?":^"^? потребност1 исследовать проблему взаимоотношения современною семейного права Российской Федерации и шариата ш '^".иер" компарагивистикн современного семейного права Российской Федерации и мусульманского семейного права в составе [чариага В основном это б\дет сравнение институтов брака и пазвода лак центральных в семейном праве.

От ень научной разработанности темы исследования. '-< современной литературе признано, что комплексные исследована теории и грактики мусульманскою права в юридическом ^мнсле редки В отдельных иканиях А Массэ, Л. Сюкияйнена. 1 Коримое? за1ра1 ива-отся вопросы исюрии и теории мусуль-макског > пращ5, а [аю»е тема семенною права.

Вопросам собственно м' ^' "еьм^нского семейного права по-сьяице^ь; "Изложения начал '^ с\льман('кого законоведения", составленные И Горнау я изданные е^це в 1850 году (репринтное переиздание ос} шествпеяо в '991 г ) Через три года была опубликован? брошюра "Никах Некоторые разъяснения по вопросам бракосочетания по шариат>" Данной теме посвящены "Ос-ночы "лусучьманского семейного права'' М.В. Вагабова и Н.М. Ваг^оовс'.;'!. "Закон жизни м\^\.''ьман" Г.Н Керимова Несколько

е в а М.Г Мусульманское

тематических стагей по семейному праву шариата находим р книге "Ислам: Энциклопедический словарь" (1991 г) Важная информация по рассматриваемой теме содержи I ся в переводных 1р\д'яХ мусульман, например, Юсефа Аль-Кардавч "Халхл и харам в ис ламе" (перевод с арабского), з раэпичных комментариях к С}р''м Корана, посвященным семейным правоотношениям

Диссертант обращает внимание на то. 1то компарашзнпго (сравнительного) анализа современного семейного права Российской Федерации и шариата в литературе 1ет.

Объектом исследования являются общественные откоч.е-ния, урегулированные нормами семейного права

Предмет исследования - семейные правоогнояения. выраженные в современном семейном праве Российской Федерациь и шариате ("законах шариата"), практикуема в мазхабах (мусульманских правовых школах) современной России

Цель исследования. На основе сравнения современного семейного права Российской Федерации и семей^сю права шдрИи-та. бытующего у народов России, выявигь праи"чыс /тпАли; 'ы этого социального института и сформулировать поед.м.-кения ^ сфере правовой политики государства, связанной с ^ашуя^ъу,^ ми и политическими процессами и этнопочитяческой ко;1ф|чк тологией.

Задачи исследования" поставленную цель предпо 1а1 итсч достигнуть через решение след} ющих задач

1. Провести сравнительный анализ нс-ючяиков семггпсчо права Российской Федерации и шариата

2. Дать сравните. ;ьную харакгористи-"-} претм=-14 .-'-мейчс.ги права в системе права Российской Федерации п иыряа;;, (.овги-дения и различия круга социальных отношении, регулируемых ими, соотношения личных и имущее гвещых нравоотношс^И! ^ предмете семейного права Российской Федерации ^ шариате

3. Выявить характер сходства и различия семсиныл цра^оог ношений в семейном праве Российской Федерации и шариат, ил содержания, а также субъектов цравоочнощений, их право^1',особ-ности и дееспособности, объектов правоотношении, юридиче^ ких фактов, мер защиты и лвегственносги

4. Сделать сравнительный анализ институте и норм семейного права Российской Федерации и шариата при заключении бра-ка. условий и порядка его заключения, препяютвия к заключе-ним брака. брачного возраста, обстоятельств, препятствующих '5оак\

5 Сравнить институты и нормы соответствующих правовых -исюм ло вопросам недействительности брака, условий признаний Осака недействительным по лицам, имеющим право требо-а^ть признания брака недействительным, по обстоятельствам, ус-гранягошим недействительность брака; по последствиям признания шака недействительным.

Ь Выявить компаративистские характеристики правового чнститута и норм для прекращения брака в семейном праве Российской Федерации и шариате (основания для прекращения бра-кг. о;т'ачг-{сняя права на предъявление мужем требования о расторжении брака, порядок расторжения брака, моменты прекраще-ни7 6га1--а при его расторжении).

^;- '^рнить права и обязанности супругов в семейном праве ^^ссий.-ко''! Федерации I; шариате: их личные и имущественные прнви.т-к.чшения, раздел общего имущества супругов, ответственность с\гт\пчь по обязательствам.

Вь'яв;-т^ правовые границы непротиворечивого сосуществования современного семейного права Российской Федерации н иэрчата

4 с. йормудировать рекомендации и предложения в сфере правовой политики государства, связанной с этнополщическимь конфликтами. напионадьными и политическими процессами.

Новизна исследования заключается в том, что впервые проведено сравнительное исследование семейного права Российской Федерации и шариата, которое выявило не только различия се->(ейного права в составе шариата, принципиально несовместимые с семенным правом Российской Федерации, но и семейные правоотношения п правовые нормы из сферы прав и обязанностей граждан градируемых диспозигивным методом семейною пра-".", Российской Федерации, которые могут быть непрогиворечиво

?,|;гночеиы ч состав правовой системы Российской Федерации в ';;->-'ес^че н'.^м коопорагчвного права.

Методологические основания исследования. В процесс" работы над диссертацией был использован ряд методов исследования: общефилософские и общенаучные: эмпирический, рациональный, формально-логический, социологический и структурно-функциональный, анализ, синтез, обобщение, сравнения, аналогии и др. Основным методом исследования послужил компаративизм, или сравнительный метод.

Положения, выносимые на защиту;

1. Фундаментальное сходство современного семейного права Российской Федерации и шариата заключается в том, что он1-' регулируют семейные отношения, возникающие из брака, кров ного родства и свойства, принятия детей на воспитание в семь»

Основанием их правового конфликта служат различия в перечне семейных правоотношений: а) шариат включает ц круг семейных отношений "кормилицу", то есть в нем существуют отношения, возникающие из "родства по молоку, или по груд';" б) шариат не содержит правового института усыновления (только опекунство), а, следовательно, не возникают и семейные отношения на основе факта усыновления.

2. По своему содержанию отношения, регулируемые семейным правом Российской Федерации и шариатом, сходны. Он.я подразделяются па личные неимущественные и имущественные отношения, имеющие значительное сходство по видам отношений. В личных неимущественных отношениях - это личные правоотношения между супругами, личные правоотношения межд\ родителями и детьми, личные правоотношения между другими членами семьи. Имущественные отношения: между супругами. между родителями и детьми, между другими членами семьи.

Юридическая коллизия заключается в том, что количестве личных отношений, регулируемых мусульманским семейным правом, намного больше по своему перечню, чем в российском законодательстве. Шариат регулирует властные и сексуальные отношения между супругами, отношения между лицами различного пола в семье, устанавливает нормы поведения членов семьи в семье, в быту, правила поведении членов семьи вне семьи и многие другие.

3. Существует значительное содержательное сходство по мс-

.^ду семгиього права, включающего 9 себя диспозитивные нормы л императивные нормы, особенностью которых являегся юридическое равенство субъектов семейных отношений, автономии их вели. индивидуально-ситуационное регулирование и способы регулирования семейных отношений в виде запретов и дозволений

Прогиворечия заключаются в том. что в шариате более четко прослеживаются правовые нормы, отражающие социально-биологическое различие между полами, в тичных правах и обязанностях члено-з семьи (особенно мужа и жены), и в том, что в шариате сохраняет свое преобладание способ регулирования семейных -та ',шенш; чере", запреты и дозволения, а в российском семейном прач'; иреоб^дагг более сложный способ регулирования в виде прав и обязанностей субъектов семейных отношений^

4. В содержательном плане простеживается почти полное сходство принципов семейною права Российской Федерации и шариата: признание брака, заключенного только в органах загса или органами или лицами, уполномоченными шариатом; добровольное г^, брачною с^.юза. равенс1во с\'лр\ гов в семье; решение внут-р;;с?мей;'и1\ '„поров по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей; обеспечение яр^питетной защиты прав и ингерссов нетрудоспособных членов семьи

Основсй правового конфликта (л\ жиг реализация этих принципов 1>р1'')Н'1ние юридического равенства супругов в шариате ьключаег в с"С-я факгическое неравенство в правах и обязанностях муж'-; ; жены. детей мужского и женского пола. а система норм мусу^манских семейных отношений, например, в браке, построенных на шариатскях принципах семейных правоотношений, не имеет внутрироссийского правового С1атуса, но имеет правовой статус на уровне корпоративного права в мусульманских релит и-ознь"х объединениях и в случае выезда российских мусульман на постоянное и'1и временное проживание в исламские государства.

5. Во многом сходны цели правового регулирования в семей-нсч ррччс ^'(сиискпй Федерации и шариате' укрепление семьи, построении семейных отношений на чувствах любви, уважения, в-гаимопомоши итьеюгвенносчи недогт. с гимость произвольного ичешагшь^ьа кого-либо в дела семьи обеспечение возможности осуществления членами семьи своих прав и судебной згщиты

Существенным различием шариата в целях прав» вого регулирования семейных отношений явтяется его прямая и явная религиозная составляющая, направленная на сохрпчение и всспро изводство ислама в мусульманских сообществах, включая семью тогда как в российском семейном праве, провозглашающем сдо-боду совести (включая семью) и запрещающем ограничение 1рав членов семьи по религиозной принадлежности, эта сооавляь. -щая имеет косвенный характер.

6. Юридические источники семейного права россичс'^'"! Федерации и семейного права шариата, на первый вз1ляд, абсолютно различны Но если иметь в виду существование в российском национальном семейном праве, во-первых, общедозволчтечьного типа правового регулирования ("дозволено все, кроме "\ во-вторых, диспозитивных норм, и в-третьих, корпорат-нвк -н о правя ре лигиозных организаций (в нашем слутае""- мусульмански- ретч гиозных организаций), в соогветствли с которым гслигисзны'' организации действуют согласно своим внутренним -./становлениям, если они не противоречат законодательстзу Российской Федерации. а государство уважает такие внутренние установтечия то оказывается, что мусульманские источники семенного .10гва (Коран, сунна, фикх - мусульманское право) фтстическг) включены в источники права Российской Федераций Но ^|0 касается только той их части, которая устанавливает нормы не протиьоре чащие российскому законодательству, и являются чсточниг;ам-< корпоративного российского права российских мусульманских религиозных организаций.

7. В сфере имущественных правоотношении супр^го"^ ^ семейном праве Российской Федерации и шариата ^ущеструет с* од ство в том, что в них имеются законный и^югйдодн^Гцужим имущественных отношений на раздельное имущество супругов Поэтому, если имущественные отношения супругов-мусульман со ответствующие нормам шариата, не противоречащим рос' лйско-му законодательству, зафиксировать в брачном договоре ее ла? -но требованиям российских законов, то они получают ", ц:оннос право на существование в составе семейного права Рос-ийско";

Федерации.

8. При разводе с\ прутов-мусульман но обоюдному согласию, в случае решения вопросов о месчонахождении детей, о фамилии, разделе имущества и некоторых др\ гих, можно следовать нормам шариат?, еспи они не противоречат российскому законодательству. Различие заключается в том, что в шариате нет правового инс7И1у1^ соиместной собственности супругов.

9. В иеля\ оздоровления и совершенствования общественно-политической ситуации, предотвращения и профилактики этно-полнтических конфликтов, осмысления и регулирования национальных и политических процессов, протекающих с участием исламского фактора, необходимы политическая воля и комплексные инициативы в сфере науки и практики, включая право, направленные на непротиворечивое включение "законов шариата" в правовую систему Российской Федерации.

Научно-практическая значимость диссертационной рабо-1Ы. Проведенный анализ, полученные результаты и выводы мо-I ут быть использованы при дальнейшем сравнительном изучении семейного права Российской Федерации и семейного права шариата, в практике правотворческой и иной деятельности различных ьгтвсй власти при решении вопросов, связанных с семейным правом. Работа будет полезна для ученых и специалистов, имеющих дело с вопросами национальных и политических процессов л технологий, с 'л неполитической конфликтолотией, особенно, в районах традиционного проживания мусульман. Кроме того, материалы исследования могу г бьпь использованы в курсах правовою и гуманитарного циклов в высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на совместном заседании кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России и отдела социальных проблем Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Основные положения диссертационного исследования изложены в трех публикациях автора

Структура диссертационной работы. Диссертация состо-п из введения, двух глав, каждая из которых содержигдва параграфа, заключения, списка законодательных актов и списка библиографии. Общий объем - 145 страниц.

Похожие диссертации на ПРОЦЕССЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА И ШАРИАТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ