Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религия и политический процесс: религиозно-политическая экспансия и политизация религии в современном мире Дринова Елена Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дринова Елена Михайловна. Религия и политический процесс: религиозно-политическая экспансия и политизация религии в современном мире: автореферат дис. ... доктора политические наук: 23.00.02 / Дринова Елена Михайловна;[Место защиты: Южном федеральном университете].- Ростов-на-Дону, 2012.- 48 с.

Введение к работе

Актуальность темы научного исследования. Религия, существуя в мире политики, со временем сама становится политической силой. Активное вторжение религии в политический процесс сопровождается, с одной стороны, политизацией религии, а с другой – формированием в нем религиозного пространства. Политизация религии, сопровождаемая трансформацией ее содержания и функций в обществе, оказывает как конструктивное, так и деструктивное воздействие на политические процессы в различных странах.

Религиозная экспансия в мире политики становится важным фактором формирования социально-политической жизни общества, придавая политическим процессам в разных странах не только религиозное измерение, но и порождая такие деструктивные явления, как политико-религиозные конфликты и политико-религиозный терроризм. Специфический характер эти процессы приобретают в странах со сложной этнической и поликонфессиональной структурами, что придает особую значимость разработке моделей устойчивого состояния религиозного этнополитического пространства в этих странах.

В конце ХХ – начале XXI веков в России, где наблюдался религиозный ренессанс, также стало складываться религиозное пространство как форма социально-политической жизни общества, в котором обнаружилось стремление различных религиозных конфессий оказывать влияние на политические процессы в обществе. Это сопровождалось формированием в российском обществе новых локальных топосов политизации религии и новой государственно-религиозной модели его институционализации.

Научное изучение взаимодействия религии и политических процессов в современном мире имеет особую значимость для понимания сложившихся политических практик в различных странах, в том числе и в России. Поэтому сегодня перед политической наукой стоит важная задача, связанная с необходимостью теоретической интерпретации места религии в мире политики и роли политики в мире религии.

В настоящее время в политической науке уже актуализировался когнитивный интерес к отдельным аспектам взаимодействия религии и политических процессов в современном обществе. Однако исследователи, изучающие эти аспекты, испытывают определенные методологические трудности, связанные с отсутствием теоретических конструктов и понятийного аппарата, необходимых для адекватной интерпретации процессов, связанных с политизацией религии и религиозным измерением политики. Поэтому в настоящее время особую значимость в политической науке приобретает разработка методологических конструктов, направленных на изучение взаимодействия религии и политических процессов в социально-политической жизни общества.

Все это делает тему диссертационного исследования достаточно актуальной как в плане понимания политических практик, связанных с взаимодействием религии и политических процессов в современном обществе, так и перспектив формирования конфессиональной политологии как особой отрасли научного знания в рамках специальности «Политические институты, процессы, технологии».

Степень научной разработанности темы. В научной литературе уже рассматривались различные сюжеты, связанные с изучением места религии в мире политики и роли политики в мире религии. В отечественной политической мысли истоки такого изучения восходят к творчеству А. С. Хомякова и И. В. Киреевского, обосновавших принцип соборности как императив политико-религиозного взаимодействия в России. В работах Н. А. Бердяева была высказана идея о главенствующей роли мессианства в политическом процессе России. Развивая концепцию христианского социализма, значимый вклад в концепцию политизации православия внес С. Н. Булгаков, который полагал, что Россия нуждается в создании политической религиозной партии.

В западной политической мысли наиболее значимым является теологический подход, в русле которого была сформирована концепция христианской демократии Ж. Маритена, который считал, что взаимосвязь между религией и политическим процессом основывается на общем фундаменте гуманистической демократической философии, базирующейся на идеях равенства людей и права как основы государства. Христианин должен играть активную роль в политической жизни. Большое значение имеют также результаты изучения религии как социально-политического феномена в рамках структурно-функционального подхода, представленные в работах Л. Альтюссера, М. Годелье, Т. Парсонса, Р.А. Рэдклифф-Браун.

В современной политической науке особое внимание исследователей привлекают такие вопросы, как генезис политического в религии (Ж. Баландье, А. И. Бардаков, А. И. Пигалев); политизация религии (Г. Алмонд, Х. Арендт, М. Олбрайт, С. Пейруз, В. Страда, Э. Фегелин, Ю. Хабермас, С. Хантингтон); участие религии в политическом процессе ( А. Гобозов, А. А. Игнатенко, Р. М. Мухаметшин, Б. С. Устьянцев, С. Эйзенштадт); природа взаимодействия политического процесса и религии (Ж. Бодрийяр, Р. Рорти, Дж. Роулз, К. Д. Уолд, Ю. Хабермас); религия и современный демократический процесс (Дж. Стаут), ислам и современная демократия (Ф. Закария, М. Ларуэль, Р. Мухаметшин); религиозная экспансия в мире политики (Р. Бартлетт, Л. Н. Гумилев, В. П. Макаренко О. Шпенглер, А. Тойнби); формы религиозного пространства (И. А. Арзуманов, П. Бурдье, Ж. Кепел, М. Шебел); влияние глобализации на процесс политизации религии (У. Бек, С. В. Погорельская, А. Турен, Э. Тодд, О. Е. Трофимов, М. Трибаль, А. Турен, С. Хантингтон, Т. А. Яшкова).

В западной политической науке политическая религия изучается в основном как светская религия. Так, по мнению Р. Арона, социализм является религией в той же степени, в которой он является антирелигией. С. Либман и Е. Дон-Ишуа трактуют сионизм как специфическую гражданскую религию, которая во многом опирается на иудаизм. В отечественной политической науке политическую религию рассматривают преимущественно как одну из форм идеологии. Так, А. В. Митрофанова одной из первых обратилась к исследованию политической природы православия, а А. С. Мчедлова осуществила попытку цивилизационного анализа места религии в социально-политическом процессе. Российские исследователи часто связывают политическую религию с проявлениями деструктивной направленности, имеющими место в современном мире. В частности, изучению конфликтогенной природы политизации православия в России посвящены работы О. В. Верховского, А. Паппа, В. Прибыловского. Природа деструктивного потенциала политизации ислама в России исследуется в работах Ю. М. Антоняна, С. А. Воронцова, М. В. Вагабова, Н. В. Володиной, Х. С. Киреева, С. А. Мелькова, Д. В. Ольшанского, С. А. Семедова, М. Я. Яхьяева .

В современном обществе существуют различные точки зрения по проблеме взаимодействия религии и политики. Так, Дж. Стаут считает, что граждане имеют право на свободное выражение религиозных убеждений в политических дискуссиях, поскольку именно здесь правители и представители элит более всего склонны к применению ограничений. Поэтому религия имеет право участвовать в современном демократическом политическом процессе, а ее аргументы должны приниматься политиками. Иной точки зрения придерживается Р. Рорти, который полагает, что религия относится к частной жизни человека, а политика - к публичной сфере, в силу чего эти две разные сферы жизни человека не должны смешиваться. Компромиссную позицию в этом вопросе занимает Ю. Хабермас, полагающий, что в открытом – «мультикультурном Мир-Обществе» – возможно сосуществование политики и религии. С точки зрения российских исследователей, религия не только имеет право влиять на политический процесс, но и при определенных обстоятельствах (усиление кризисных явлений) религиозно-политические движения, например, в России могут стать доминирующим компонентом в политическом процессе.

Особую актуальность в современной литературе приобретает вопрос о влиянии ислама на политические процессы в странах Западной Европы. При этом некоторые исследователи, в частности Дж. Клэюзен, подчеркивают, что прежняя концепция религиозной экспансии как конфликта цивилизаций в современных условиях оказывается неэффективной и скорее иллюзорной. Это подтверждается, по его мнению, тем, что только 5% опрошенных считают, что в Западной Европе может иметь место халифат.

Обзор научной литературы, в которой рассматриваются те или иные аспекты взаимодействия религии и политических процессов в современном мире, позволяет выявить не только степень их научной разработанности, но и определить те вопросы, которые еще не стали предметом специальных политических исследований в рамках специальности 23.00.02 – политические институты, процессы, технологии.

Речь идет, прежде всего, о таких вопросах, как теоретико-методологические проблемы политического исследования взаимодействия религии и политических процессов; религиозная экспансия как фактор формирования социально-политической жизни общества; религиозное пространство как форма его социально-политической жизни; политизация религии и формирование политических религиозных партий; конструктивные и деструктивные функции политической религии в современном политическом процессе; государственно-религиозные модели институционализации общества, конфессиональные деструкции в контексте политизации религии. Все это придает теме диссертационного исследования проблемный характер.

Цель исследования – разработка научной концепции взаимодействия религии и политических процессов в современном мире.

Задачи научного исследования:

– рассмотреть основные теоретические проблемы научного изучения взаимодействия религии и политического процесса;

– разработать методологический конструкт научного исследования взаимодействия религии и политического процесса в современном мире;

– установить значение религиозной экспансии как фактора формирования социально-политической жизни общества;

– выявить специфику религиозного пространства как формы социально-политической жизни общества;

– разработать модель устойчивого состояния религиозного этнополитического пространства;

– раскрыть стадии политизации религии и установить особенности конфессионального партогенеза;

– установить место и роль политической религии в современном политическом процессе;

– выявить государственно-религиозные модели институционализации общества;

– показать влияние глобализации на формирование локальных топосов политизации религии;

– раскрыть конфессиональные деструкции в контексте политизации религии в современном мире;

– выявить причины, стадии, маркеры и специфику политико-религиозных конфликтов в многоконфессиональных полиэтнических сообществах;

– раскрыть экзистенциально-политические характеристики политико-религиозного терроризма в современном мире.

Объект исследования – религия и политический процесс.

Предмет исследования – религиозная политическая экспансия и политизация религии в современном мире.

Гипотеза научного исследования. Включенность религии в политический процесс способствует ее политизации, высшей формой которой становятся религиозные политические партии. Конструктивный и деструктивный потенциал политизации религии заключается, с одной стороны, в стремлении различных религиозных конфессий и религиозных политических партий оказывать влияние на формирование государственно-религиозных моделей институционализации современного общества, а с другой – в провоцировании политико-религиозных конфликтов в многоконфессиональных полиэтнических сообществах и политико-религиозного терроризма в современном мире.

Методологические основы научного исследования. Работа выполнена в рамках постнеклассической метапарадигмы политического исследования, базирующегося на синтезе принципов и установок классической и неклассической науки. При решении научно-исследовательских задач, связанных с изучением религиозной экспансии и политизации религии в социально-политической жизни современного общества, использовались принципы и методы классической политической науки, ориентированной на изучение политических процессов как надындивидуальной политической реальности. При решении научно-исследовательских задач, связанных с изучением политико-религиозных конфликтов в многоконфессиональных полиэтнических сообществах, политико-религиозного терроризма и его экзистенциально-политических характеристик в современном мире, использовались принципы и методы неклассической политической науки, ориентированной на изучение политических процессов как индивидуальной политической реальности. Парадигмальными основаниями диссертационного исследования выступали структурно-функциональный (Л. Альтюссер, М. Годелье, К. Леви-Строс, А. Р. Рэдклифф-Браун, Н. Смелзер, Т. Парсонс), политико-антропологический (Ж. Баландье, Ж. Ван Велсен, Д. Истон, Е. Р. Лич, Б. Малиновский, Э. Эванс-Причард) и компаративно-политический (Г. Алмонд, М. В. Ильин, П. Лазарсфельд, Л. В. Сморгунов) подходы, а также принципы политической концептологии В. П. Макаренко. При изучении влияния религиозной экспансии на социально-политическую жизнь общества методологическое значение имели политические теории, разработанные в трудах Т.А. Алексеевой, З. Бжезинского, М. Вебера, Глебовой И. И. А.В. Лубского, А. Л. Стризое, К. Шмитта. Методологической основой исследования различных аспектов политизации религии в современном обществе выступали политические теории А. Г. Дугина, А. А. Игнатенко, Р. Куглера, Ж. Кепеля, Р. Хаммонда. Изучение политизации религии и конфессиональных деструкций опиралось на политические теории А. А. Громыко и Ю. И. Дорожкина.

Основными методами диссертационного исследования являлись методы системного и структурно-функционального анализа, методы политической феноменологии, политической компаративистики и типологизации.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

1) материалы специальных социально-политических исследований компаративного характера по проблемам политико-религиозного взаимодействия в странах Западной Европы, США, в странах Центральной Азии, проведенные Г. Алмондом, Е. Сиваном, Р. Скоттом (1980 г.), Д. Клаузеном (2006 г.), М. Ларуэль и С. Пейрузом (2004 г.);

2) нормативно-правовые акты органов государственной власти по вопросам юридического регулирования политико-религиозных отношений (Федер. закон от 26.09 1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Федер. закон от 06.03.2006 №35–ФЗ «О противодействии терроризму»);

3) документы программного и идеологического содержания религиозных политических партий и движений (Союз добровольных служителей нации (Индия); движение Иттифак (Татарстан), партия Авода (Израиль));

4) материалы СМИ и интернет-сайтов, содержащие разнообразные сведении фактического характера.

Научная новизна диссертационного исследования:

– разработан методологический конструкт научного исследования религиозной политической экспансии и политизации религии в современном мире, в рамках которого вводятся в научный оборот такие новые понятия, как «религиозное пространство», «политическая религия», «конфессиональные деструкции»;

– в рамках нового научного направления конфессиональной политологии создана политическая концепция взаимодействия религии и политического процесса в современном мире;

– установлено, что религиозная экспансия как фактор формирования политической жизни носит циклически-волновой характер;

– обосновано, что одной из форм социально-политической жизни в современном обществе выступает религиозное пространство;

– разработана модель устойчивого состояния религиозного этнополитического пространства;

– выявлены стадии и формы политизации религии, раскрыт процесс конфессионального партогенеза и образования религиозных политических партий;

– раскрыта роль политической религии в современных политических процессах, заключающаяся в разработке национально-религиозных концептов, стремлении к политическому доминированию в формировании новой религиозно ориентированнной государственности;

– показана специфика теократически-экспансивной, национально-традиционной, светской полиэтноконфессиональной и государственно-атеистической моделей государственно-религиозной институциализации общества;

– выявлено влияние глобализации на формирование таких локальных топосов политизации религии, как: топос трансформации социального института религии; топос детерриторизации религии, топос «расколотого государства»; топос мультикультурализма, топос политического религиозного фундаментализма, а также ультрарадикальные топосы – национально-христианский и исламский;

– установлено, что процесс политизации религии сопровождается «конфессиональными деструкциями», проявляющимися в формах политико-религиозного конфликта и политико-религиозного терроризма;

– раскрыты причины, стадии и формы политико-религиозных конфликтов в полиэтнических и многоконфессиональных сообществах;

– выявлена экзистенциально-политическая специфика политического религиозного терроризма в современном мире, заключающаяся в дестабилизации социально-политической жизни и религиозного пространства.

Положения, выносимые на защиту:

1. В зарубежной политической науке разработан ряд теорий, описывающих и объясняющих взаимодействие религии и политических процессов в обществе. При этом отмечается, что политизация религии в современном мире сопровождается трансформацией ее духовно-нравственного потенциала, связанной с релятивизацией традиционных религиозных ценностей. В то же время, приспосабливаясь к процессам демократизации в современном обществе, религия оказывает позитивное влияние на демократические процессы. В обществе, где политические демократические институты менее развиты (восточный мир), государство всегда было более слабым институтом, чем такие социальные институты, как религия и семья. В таком обществе религия оказывает существенное влияние на политику. Отечественная политическая мысль особое внимание уделяла теоретическому обоснованию религиозной специфики политических процессов в российском обществе; политической роли России в религиозной сфере и мессианской роли русского народа в политике, стремящегося в настоящее время к преодолению разногласий между различными политическими и религиозными системами.

2. В ХХI веке формируется такое новое направление в научных исследованиях, как конфессиональная политология. Она призвана исследовать многообразие способов и форм взаимодействия религии и политики в современном мире на теоретическом и прикладном уровнях. В рамках этого направления в диссертационном исследовании был разработан методологический конструкт, дающий возможность рассматривать религиозную экспансию в качестве фактора формирования социально-политической жизни общества, а религиозное пространство как одну из ее форм; политизацию религии как стадиальный процесс, завершающийся формированием религиозных политических партий и государственно-религиозных моделей институциализации общества; конфессиональные деструкции как следствие формирования политических религий. В рамках этого методологического конструкта дается инструментальное определение таких понятий, как религиозная экспансия, религиозное пространство, политизация религии, религиозные политические партии, государственно-религиозные модели институционализации общества, конфессиональные деструкции, политико-религиозные конфликты, политико-религиозный терроризм.

3. Религиозная экспансия как атрибут политизации религии представляет собой сложный поливариантный процесс, в который по мере его развития включаются как новые субъекты, так и объекты регулирования, что приводит к формированию религиозного пространства. Религиозная экспансия как фактор формирования социально-политической жизни общества носит циклически-волновой характер и существует в трех формах: цивилизационно-религиозной, государственно-конфессиональной и регионально-конфессиональной.

Осуществляя открытую экспансию, акторы религии формируют религиозное пространство и моделируют политическую реальность, используя свои властные ресурсы в системе государство – общество. В случае скрытой экспансии акторы политического процесса используют институт религии для достижения своих целей. В этом случае акторы религии выступают в качестве объекта политического процесса и действуют в рамках «дозволенного» государством, выполняя «государственный заказ» в системе государство – общество. Жизненный цикл религиозной экспансии состоит из последовательно сменяющих друг друга фаз: утверждение в процессе борьбы новой системы религиозных ценностей; их активная трансляция на территории полиэтничных сообществ; закрепление системы религиозных ценностей посредством политических, экономических и социокультурных механизмов; формирование новой государственно-религиозной модели; угасание религиозной экспансии.

4. Религиозная экспансия сопровождается складыванием религиозного пространства как формы социально-политической жизни общества. Религиозное пространство представляет собой порядок взаиморасположения и взаимодействия религиозно ориентированных цивилизаций, государств, регионов (с традиционно существующими системами религиозных норм, правил поведения, ценностей и религиозным культом), границы которых определяются социокультурными, религиозными и политическими факторами. Ядро религиозного пространства составляет религиозная доминанта, выступающая как регулятор религиозно-политической активности, акторами которой являются харизматические политические, религиозные лидеры. Переход религиозной доминанты из одной религиозной модели в другую, детерминированный политическим процессом, вызывает изменения в структуре религиозного пространства. Индивиды являются носителями индивидуальной религиозной доминанты, а этносы обладают коллективной религиозной доминантой, которая служит для сохранения культурного генофонда народа, но экстраполируется в рамках политики. В современном мире взаимосвязь политического и религиозного пространств прослеживается по следующим позициям: институциональность, электорат, конфликт и консенсус. Формирование религиозного пространства сопровождается экзистенциальной политизацией религии, в рамках которой формируется ее конструктивный и деструктивный потенциал .

5. Модель устойчивого состояния религиозного пространства, основанием которой выступает доминанта этнотолерантности, постулирует переход от деструктивной политизации религии к ее конструктивной практике. В качестве ориентиров такой модели устойчивого состояния религиозного пространства, имеющей особое значение для современного российского общества, выступают четыре блока практик: нормативно-правовой блок, основу которого составляет реализация системы международного и государственного права, а также субъектов права Российской Федерации в сфере политико-религиозного кроссинга; социально-экономический блок, ориентированный на формирование в стране среднего класса и развитие инновационных технологий; превентивный образовательный блок, акцентирующий внимание на становлении и развитии толерантного политического сознания в поликонфессиональной и многоэтничной среде; политико-психологический блок, действие которого направлено на трансформацию конфессиональных деструкций и развитие конструктивных процессов в контексте политизации религии.

6. Политизация религии проявляется во включенности религии в политический процесс и предполагает влияние политического процесса на религию; связывается с соперничеством религиозных организаций и партий за ресурсы власти; понимается как реализация стратегий и совокупность поведенческих акций акторов религии в политической жизни общества. Основной чертой политизации религии выступают изменения, происходящие в политическом религиозном пространстве.

Можно выделить три современных стадии политизации религии. Первая стадия связана с институциализацией политическими религиозными организациями архаических племенных общностей. Здесь на процесс политизации религии оказывают влияние ценности малой этнической группы или племени. Основной формой политизации религии на этой стадии выступает эффективная система государственной власти на основе религиозно-политической диктатуры, предполагающая запрет на существование политических религиозных партий. Вторая стадия политизации религии обусловлена активной деятельностью самих акторов социального института религии, политической деятельностью священников в социально-политической жизни общества. Основной формой политизации религии становится интеграция церкви в политический процесс. Третья стадия политизации религии связана с образованием и активной деятельностью политических религиозных партий – как легальных, так и нелегальных. Процесс конфессионального партогенеза свидетельствует о завершении формирования в обществе политической религии.

7. Политическая религия – это одно из динамических трансформированных состояний религии, формирующееся в ходе ее вторжения в политическую жизнь общества по поводу захвата территории, формирования государственности, использования политической власти в религиозных и светских государственных целях, обусловленное существованием религиозных партий как доминирующего фактора политической жизни.

Политическая религия характеризуется следующими признаками: 1) создание политической религиозной партии, как легального или нелегального образования, но длительно существующей политической организации, которая ставит конкретную политическую цель, 2) наличие иррациональных (вера, догматы) и рациональных (политическая идеология, стратегия и тактика) компонентов, 3) существование бивекторного потенциала: первый вектор направлен на трансляцию духовных императивов в обществе; второй на реализацию политических целей, 4) политическая религия существует только в политическом процессе. Ее местонахождение – это точка пересечения двух миров: религиозного и политического. В первом политическая религия обнаруживает себя в политической мифологии, теологии и политической символике, имеющей религиозный оттенок. Во втором она проявляется в деятельности политических религиозных партий.

8. Государственно-религиозные модели институционализации общества – это практические социально-политические формы (политизация религии, секуляризация религии или запрет на существование религии), в которых в течение длительного периода времени сосуществуют государственные и религиозные структуры (сосуществование как взаимодействие, сосуществование как компромисс, сосуществование как взаимоотрицание), обладающие властными полномочиями, реализация которых осуществляется в духовной, нравственно-этической и социально-политической жизни общества.

Можно выделить четыре модели: 1) теократическо-экспансивная модель (страны исламского мира), действующий принцип которой основывается на подчинении государства религии; 2) национально-традиционная модель (страны Западной и Восточной Европы), в которой государство на законодательном уровне утверждает статус «господствующей» конфессии в обществе, а церковь принимает активное участие в политической и гражданской жизни страны, выполняя по отношению к государству определенные обязанности; 3) светская полиэтноконфессиональная модель (страны Западной Европы, США, Россия), основу которой составляют следующие принципы: отделение церкви от государства; равенство конфессий перед законом; право граждан на свободу вероисповедания и свободу совести; 4) государственно-атеистическая модель (СССР), утверждающая отделение религиозных организаций от государства, но практически запрещающая их деятельность. Каждая из моделей поливариантна и детерминирована политическими, этническими, социокультурными факторами. Динамика функционирования государственно-религиозных моделей обусловлена субъект-объектной взаимозависимостью политического процесса и религии. Государственно-религиозные модели, существующие в поле социального и политического пространства, включают в себя символические формы топосы политизации религии.

9. Глобализация приводит к трансформации старых и формированию новых локальных топосов политизации религии. В современном обществе доминируют следующие топосы: 1) топос детерриторизации религии – распространение религии в тех местах, где исторически она не присутствовала; 2) топос политического религиозного фундаментализма, имеющий как страновой характер (православный и индуистский фундаментализм), так и надгосударственный характер (исламский фундаментализм); 3) топос трансформации социального института религии – разделение церкви на традиционную и политикоориентированную; 4) топос «расколотого государства» – существует в Турции и России; 5) топос мультикультурализма, характерной чертой которого выступает поиск политического компромисса и точек соприкосновения между культурными сообществами различной этноконфессиональной принадлежности; 6) ультрарадикальный национально-христианский топос, представленный в странах Западной Европы ультрарадикальными молодежными национально-религиозными сообществами, организациями и партиями, которые ставят своей задачей сохранение самобытности своей страны и депортацию мигрантов исламского вероисповедания; 7) ультрарадикальный исламский топос – место подготовки террористов-смертников.

10. Политизация религии сопровождается конфессиональными деструкциями, которые перманентно вводят религиозное пространство в состояние коллапса, выход из которого сопровождается его радикальной трансформацией. Конфессиональные деструкции универсальны, они имеют место практически во всех религиях. Основополагающими причинами конфессиональных деструкций в современном мире являются: политические, экономические, теологические, социокультурные и этнические. Исторически конфессиональные деструкции представлены религиозными войнами, политико-религиозными конфликтами, политическим религиозным терроризмом. В современном мире политические формы конфессиональных деструкций обусловлены глобализацией и в большинстве случаев синдромом фундаментализма. Основными свойствами фундаментализма выступают: а) ощущение угрозы своей религиозной идентичности со стороны современного мира и, как следствие, возникновение стремления найти и обезвредить врагов этой угрозы; б) ностальгия по священному прошлому, мессианские настроения и желание построить будущее государство на религиозно-политическом основании. Фундаментализм имеет место во всех монотеистических религиях, но его радикальный характер обусловлен политическим процессом.

11. Политико-религиозный конфликт, как форма конфессиональных деструкций, представляет важный элемент современного политического противоборства, который характеризуется следующими признаками: 1) существование исторических корней конфликта, уходящих вглубь веков, в силу чего конфликт имеет длительный затяжной характер, 2) присутствие в массовом сознании панидей (панисламизм, паниндуизм, панпротестантизм и т. д.), выступающих установкой к политическому действию; всплеск идей национализма усиливает религиозную составляющую конфликта и придает ему выраженный деструктивный характер, 3) активная деятельность политических религиозных движений и партий по реализации своих целей в процессе конфликта; наличие этого признака свидетельствует о нежелании акторов конфликта идти на компромисс.

Специфика политико-религиозного конфликта проявляется в том, что существует корреляция между религиозными верованиями и политическим поведением – ортодоксы более склонны к религиозному конфликту, чем обычные верующие; существует взаимосвязь между уровнем религиозных верований и политическим поведением – уровень религиозности субъекта определяет его политическое поведение и его формы, в том числе склонность к насилию и убийству.

12. Политический религиозный терроризм – это ультрарадикальная форма конфессиональных деструкций, раскрывающаяся в контексте политизации религии, имеющая перманентный характер в современном мировом политическом процессе конца ХХ – начала ХХI вв. Экзистенциональное основание политического религиозного терроризма составляют деструктивные паттерны религиозной доминанты, внедренные посредством политических и психологических установок в политическое сознание субъекта-террориста. Деструктивные паттерны религиозной доминанты индуцируют в политическом поведении субъекта агрессивный, разрушительный потенциал.

Внутренняя рефлексия субъекта, как исполнителя террористического акта, обусловленная его рациональными и иррациональными деструктивными действиями, определяется политико-религиозной стратегией акторов политизации религии и служит установкой к действию. Внутренняя рефлексия, обусловленная рациональным характером политической деятельности, предполагает подготовку и проведение религиозного террористического акта с целью устрашения мирных граждан тех государств, которые выступают в качестве непримиримого врага, которого надо уничтожить. Внутренняя рефлексия, детерминированная иррациональным характером религии, предполагает сознательное самопожертвование террориста в силу того, что его бытие-к-смерти есть для него бытие-к-вечной жизни.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанная политическая концепция взаимодействия религии и политического процесса в современном мире может быть использована в качестве теоретического объясняющего конструкта при изучении политизации религии в отдельных странах, роли религиозного фактора в конкретной политической деятельности, сопровождаемой не только конструктивными, но деструктивными эффектами.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и полученные новые теоретические знания могут быть использованы в деятельности органов государственного управления, политических партий и общественно-политических движений, направленной на предотвращение межконфессиональных столкновений, формирование религиозно-политической толерантности и межконфессионального согласия в полиэтнических сообществах. Теоретический и фактический материал диссертационного исследования может быть использован при разработке таких учебных спецкурсов, как: «Религия в политическом процессе», «Политическая религия, ее место и роль в обществе», «Политизация религии и этноконфессиональные отношения в современном мире».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Настоящее диссертационное исследование относится к политическим институтам, процессам и технологиям, в особенности, к роли религии в общественной жизни.

Диссертация касается проблем взаимосвязи светской и церковной власти в различных религиозных доктринах, роли церкви в общественно-политической жизни, а также месту партий и партийных идеологий в политических отношениях современности.

Объект и предмет диссертационной работы представляют явления, характеризующие основные свойства и качества политической жизни, прежде всего, процесс политизации религии. В работе творчески интерпретируются теории и концепты, отражающие основные тенденции влияния политического процесса на религию и участия религии в современном демократическом политическом процессе.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международных конгрессах и конференциях, семинарах и круглых столах, в том числе: на межрегиональной научно-практической конференции «Патриотическая идея накануне ХХI века: прошлое и будущее России» (Волгоград, 1999); на международной научной конференции «Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование» (Краснодар, 2000); на международной научной конференции «Информационная свобода и информационная безопасность» (Краснодар, 2001); на международной научной конференции «Актуальные проблемы подготовки менеджеров (специалистов) к управленческой деятельности в области физического воспитания и спорта, адаптивной и оздоровительной физической культуры» (Волгоград, 2002); на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002); на международной научно-практической конференции «Общественные отношения и права человека на юге России: история, современность и перспективы» (Волгоград, 2006); на международном научном конгрессе «Человек в мире культуры: исследования, прогнозы» (Москва, 2007); на международной научной конференции «Наука и религия в глобализирующемся мире» (Казань, 2007); на международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования» (Волгоград, 2007); на международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007); на международной научно-практической конференции «Человек и общество в противоречиях и согласии» (Нижний Новгород, 2007); на международной научно-практической конференции «Человек, общество, история: методологические инновации и региональный контекст» (Волгоград, 2008); на международной научной конференции «Интеграция науки и образования. Информационная культура и креативный потенциал общества и личности» (Краснодар, 2008); на международной научно-практической конференции «Воспитание студента-кооператора – активного участника кооперативного движения России» (Волгоград, 2008); на международной научно-практической конференции «Диалог религий в пространстве современной культуры» (Волгоград, 2009); на всероссийской научной конференции «Россия и россияне: особенности цивилизации» (Архангельск, 2009); на международной научной конференции «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: правовые и политические аспекты» (Волгоград, 2010); на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социальной работы с молодежью и молодежная политика: история, теория, и практика» (Санкт-Петербург, 2010); на международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества» (Москва, 2010), на «круглом столе» «Нижнее Поволжье – территория мира и согласия. Профилактика межэтнических конфликтов и ксенофобии в Волгоградском регионе: исторический опыт и современность» (Волгоград, 2011).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теоретической и прикладной политологии факультета социологии и политологии ЮФУ и была рекомендована к защите. Результаты диссертационного исследования используются в процессе научной и преподовательсткой деятельности в Волгоградском кооперативном институте (филиал) Российский университет кооперации и других вузах России.

По теме диссертации опубликовано более 45 научных работ общим объемом свыше 50 п. л., в том числе 2 монографии и 15 статей в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобразования РФ для публикации результатов докторской диссертации.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на двенадцать параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Религия и политический процесс: религиозно-политическая экспансия и политизация религии в современном мире