Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект Мункожаргалов Даши Андреевич

Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект
<
Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мункожаргалов Даши Андреевич. Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : М., 2005 158 c. РГБ ОД, 61:05-23/293

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа социокультурных факторов и процесса регулирования межэтнических отношений в российских регионах 14-73

1.1. Роль социокультурных факторов в управлении межэтническими отношениями 14-44

1.2. Политико-правовые основы межэтнического взаимодействия в Российской Федерации 45-73

ГЛАВА 2. Политико-правовые основы совершенствования межэтнических отношений в Республике Бурятия 74-136

2.1. Этнокультурная ситуация в Республике Бурятия: история и современность 74-104

2.2. Межэтнические отношения в Республике Бурятия: опыт регулирования 105-136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137-142

СПИСОК использованных источников и литературы 143-158

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В Основном Законе Российской Федерации говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ1. Анализ состояния и перспектив развития межэтнического взаимодействия имеет важное теоретическое и практическое значение в целом для гармоничного развития страны, имеющей федеративное устройство. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2003 г.), отмечается, что удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире является первоочередной задачей в развитии «сильной и богатой» России2.

Избранная проблема весьма актуальна для России. Причина этой актуальности связана с многонациональным составом и поликонфессиональным характером нашего общества. Дополнительную остроту межэтническим отношениям придали масштабные события последних десятилетий XX века: распад СССР, локальные войны, рост национального экстремизма, усиление сепаратистских настроений в ряде регионов России. Во многом этими деструктивными процессами объясняется то внимание, которое проявляют в настоящее время представители властных органов и общественных организаций к проблемам формирования прочных демократических ориентиров людей в сфере общественных отношений, а также к утверждению принципов толерантности в области межэтнических взаимодействий.

Анализ отечественных исследований по проблемам межэтнических отношений свидетельствует, что, преодолевая издержки прежних

1 См.: Конституция Российской Федерации.- М, 1993. - Ст.З.

2 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации в 2003 году.

4 методологических подходов, авторы пока не в состоянии предложить решение многих проблем такого рода, характерных для современного российского общества. В частности, укажем на недостаточную представленность в работах результатов анализа межэтнического взаимодействия, свойственного конкретным регионам страны. Между тем, политическая, социальная и культурная практика свидетельствует, что

'1 российские регионы заметно разнятся по характеру, направленности

г межэтнических взаимодействий, по степени напряженности этих процессов

и практическим результатам политики, проводимой в данной сфере. В этом факте может сказываться, как действие разных социокультурных факторов, так и неодинаковый эффект процессов регулирования межэтнических отношений.

Регулирование подобных отношений может принимать различные
виды и формы. В качестве субъектов регулирования обычно выступают
разнообразные социальные и политические структуры: сообщества, группы,
бЖ» организации, партии и др. Наиболее результативным, как правило, является

t политико-правовое регулирование этих отношений со стороны органов

власти разного уровня (федерального, регионального). В отличие от спонтанно действующих, порой неочевидных социокультурных факторов, для политико-правового регулирования межэтнических отношений характерны рациональность, контроль, целостное воздействие на процессы и

др.

Исходя из вышеизложенного, теоретическая проблема исследования

определяется недостаточным уровнем изученности современных проблем
межэтнического взаимодействия в разных регионах Российской Федерации.
Vv В частности, продолжают оставаться мало исследованным соотношение

между воздействием на эти процессы многообразных социокультурных факторов, а также эффективностью их регулирования посредством политико-правовой основы.

Степень научной разработанности исследования. Проблемы межэтнического взаимодействия в поликультурном обществе разрабатываются учеными многих стран. В их числе канадские психологи Дж. Берри, М. Плизент и др., которые предложили множественный сравнительный подход, означающий анализ взаимных установок представителей разных этнических групп. В других странах распространен анализ установок господствующего этнического большинства по отношению к этническим меньшинствам. В том и другом виде работ немало внимания уделено условиям, способствующим возникновению уважительного взаимодействия и этнической толерантности у представителей разных этносов.

Американский политолог А. Лейпхарт также вносит значительный вклад в изучение демократии и межэтнических взаимодействий в многосоставных (мультикультурных) обществах.

В отечественной политологии, социологии, культурологии и этнологии V-пока недостаточно эмпирических исследований, напрямую нацеленных на анализ современных межэтнических отношений и их результатов в российских регионах. Вместе с тем, постановка и осуществление анализа этой проблемы стали возможными на основе накопленных в отечественной науке теоретических и эмпирических исследований в этнологии (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилев, В.А. Тишков и др.), этносоциологии (Л.М. Дробижева, Н.Р.

См.: Berry J.W., Pleasants М. Ethnic tolerance in plural societies.- Paper given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism. -N.-Y., 1984.

2 См.: Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование
/ Пер.с англ. -М, 1998.

3 См.: Арутюнов С. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989; Бромлей
Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. - М., 1987; Губогло
М.Н. Религиозность, этничность, государственность // Этнопанорама. - 2000. - №3;
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1994; Малькова В.К., Тишков В.А.
Этничность и толерантность в средствах массовой информации. - М., 2002; Тишков В.А.
Реквием по этносу. - М., 2003; он же: Очерки теории и политики этничности в России. -
М., 1997; он же: Что есть Россия? // Вопросы философии. -1995. - №2.

Маликова, В.В. Амелин, М.В. Савва, А.А. Сусоколов, А.Я. Флиер1 и др.), социальной и этнической психологии (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Н.М. Лебедева, Л.И. Науменко, К.К. Платонов2 и др.), послуживших основой для реализуемого в диссертации теоретического подхода к исследованию межэтнических взаимодействий и этнической толерантности в поликультурном обществе, а также факторов,

\w' способствующих их формированию.

,^, Изучению проблем истории межнациональных отношений, роли

этнического фактора в государственном строительстве посвящены работы Р.Г. Абдулатипова, Г.В. Атаманчука, Л.Ф. Болтенковой, А.И. Вдовина, М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилева, А.Ф. Дашдамирова, В.Ю. Зорина, А.Е. Жарникова, А.А. Мацнева, С.К. Смирновой, К.В. Калининой, В.А. Михайлова, В.В. Савельева, В.А. Тишкова, А.А. Чичановского3 и др., которые позволяют

1 См.: Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся
обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала
1990-х годов / Под ред. Л.М. Дробижевой. - М, 1996; Дробижева Л.М. Социальные
проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М., 2003; Дробижева
Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М., 1998; Маликова Н.Р. Межнациональное
общение: методологические проблемы этносоциологического исследования. - М.:
Институт социологии АН СССР, 1990; Амелин В.В. Межкультурное взаимодействие в
условиях полиэтничной области. - Оренбург, 1999; Савва М.В. Социокультурные
факторы этнополитической стабильности // Межнациональные отношения в условиях
социальной стабильности. - СПб, 1994; Сусоколов А.А. Непосредственное межэтническое
общение и установки на межличностные контакты // Советская этнография. -1972.- №5;
Флиер" А.Я. Культурогенез. - М., 1994; он же: Культура как основа национальной
идеологии России. - М., 1999.

2 См.: Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -
М.: Изд-во МГУ, 1990; Бодалев А.А. Социально-психологические основы.- М., 1995;
Выготский Л.С. Мышление и речь // соч. в 6 томах. - М.,1982; Лебедева Н.М. Социальная
психология этнических миграций.- М., 1993; она же: Синдром навязанной этничности и
способы его преодоления // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад. 1997;
она же: Социальная психология аккультурации этнических групп. Дисс.канд.псих.наук. -
М., 1998; Науменко Л.И. Особенности социальной перцепции внутригрупповой
интеграции межгрупповой дифференциации. Дисс.канд.псих.наук.- М., 1992.

3 См.: Абдулатипов Р.Г. Историческая многонациональность в России: политика, мораль,
управление. - М.: Славянский диалог, 1999; он же: Управление этнополитическими
процессами: вопросы теории и практики. - М.: Славянский диалог, 2001; он же:
Национальный вопрос и государственное устройство России. - М., 2000; Атаманчук Г.В.
Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. - М., 1996; Болтенкова Л.Ф. Личность
в истории. - Уфа, 1999; Вдовин А.И. Особенности этнополитических отношений и

7 познавать и регулировать этнические, этнополитические процессы в современной России.

Ключевым для диссертационного исследования стал анализ трудов, посвященных непосредственно этническим, социальным, политическим, культурным и историческим вопросам развития Бурятии. Это работы И.А. Асалханова, А.А. Вартановой, Ц.Б. Будаевой, А.А. Елаева, В.И. Затеева, А.Д. Карнышева, Ю.Б. Рандалова и др1., которые вносят неоценимый вклад в анализ развития и регулирования межэтнических отношений регионального масштаба.

Положительно оценивая научные разработки теоретических и прикладных аспектов изучения межэтнических отношений и феномена

формирование новой государственности в России (исторический и концептуальный
'V" аспекты).- М., 1993; Дашдамиров А.Ф. Этнические проблемы в социально-политическом

контексте // Социологические исследования.- 1997.- №1; он же: Национальная идея и
рг> этничность. - М, 1996; Дробижева Л.М. Этничность в современной России: этнополитика

и социальные практики // Этнопанорама. - 2002. - №1. - С.1-9; Зорин В.Ю. Национальной
политике - правовую основу. В кн: Национальная политика России. История и
современность. - М., 1997; Калинина К.В. Национальные отношения в СССР: история и
современность. - М., 1991; она же: Национальные меньшинства в Российской Федерации.
- М.: Луч, 1993; Мацнев А.А. Этнополитические конфликты и проблемы геополитики //
Вопросы национальных и федеративных отношений. - М: РАГС, 1997; Михайлов В.А.
Национальная политика России как фактор государственного строительства. - М., 1995;
Савельев В.В. Культура как важнейшее условие формирования межэтнических
толерантных отношений // Толерантность - основа взаимопонимания. - М., 2004; Тишков
В.А. Этнология и политика. - М: Наука, 2001; Чичановский А.А. За чертой полета (нации
и народы после развала СССР). - М.: Славянский диалог, 2000 и мн.др.
1 См.: Асалханов И.А. Народонаселение Бурятии в 19 веке // Социально-экономическое
развитие Бурятии 17 - начала 20 веков. - Новосибирск: Наука, 1987; Вартанова А.А.
'Jk* Образование Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики. - Улан-

" Удэ, 1964; Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского

региона (на примере Республики Бурятия). - Улан-Удэ, 1999; Елаев А.А. Бурятия: путь от автономии к государственности. - М., 1994; Затеев В.И. Демографические аспекты этносоциальной структуры Бурятии // Социологические исследования. - 2002.-№5.- С. 115-121; Карнышев А.Д. Некоторые аспекты межнационального взаимодействия в Бурятии. - Улан-Удэ, 1996; он же: Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997; Рандалов Ю.Б. Основные положения концепции возрождения бурятского народа, его культуры. - Улан-Удэ, 1996.

8 толерантности, необходимо отметить диссертационные работы С.А. Пистряковой, Ю.Ю. Ходоровой, Ц.Б. Будаевой1 и мн. др.

Объектом исследования выступают социокультурные факторы в региональных процессах регулирования межэтнических отношений в Российской Федерации.

Предметом исследования является воздействие на межэтнические отношения народов Бурятии социокультурных факторов и политико-правовых средств регулирования.

Цель исследования заключается в анализе особенностей влияния социокультурных факторов и политико-правовой основы на процессы развития межэтнического взаимодействия, которое имеет место в Бурятии в современных условиях.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

дать анализ теоретико-методологических принципов влияния социокультурных факторов на межэтнические отношения в

современном обществе; —^

проанализировать роль политико-правовой основы как регулятора межэтнических отношений в региональном масштабе современного российского общества; охарактеризовать этнокультурную ситуацию в Бурятии в ракурсе исторических и современных реалий; исследовать межэтнические отношения в Республике Бурятия в плане их социокультурных характеристик и с позиций оценки эффективности их политико-правового регулирования.

См.: Пистрякова С.А. Национальные отношения в Москве: опыт и проблемы политико-правового регулирования. Диссна соиск.уч.степени канд.политич.наук. - М., 2001; Ходорова Ю.Ю. Межэтнические отношения в Саратовской области: оптимизация механизмов регулирования. Диссна соиск.уч. степени канд.политич.наук. - М., 2003; Будаева Ц.Б. Этноэкологические традиции народов Байкальского региона в условиях трансформационных процессов: проблемы сохранения и развития. Диссна соиск.уч.степени докт.политич.наук. - М., 2005.

Методологические и методические основы диссертационного исследования. Методологической основой исследования социокультурных факторов является ряд социальных и гуманитарных дисциплин -политология, право, этнология, социология, психология, культурология, цикл управленческих дисциплин и др.

(

Ч)

Данное исследование носит междисциплинарный характер. Ведущим
подходом в анализе избранной проблематики служит политологический
Ui подход с использованием отдельных результатов правоведческих,

исторических, социальных, этнологических, культурологических, психологических исследований. Общеметодологическая база основывается на применении политологических теорий, историко-генетического метода, сравнительного анализа разных этнических культур.

В исследовании применяются принципы сравнительной политологии;
изучаются документы (государственные законы и правовые акты,
декларации международных организаций, решения, итоговые документы
іЩ* представительных форумов по проблемам этнических культур и

межнациональных отношений и др.). Особое внимание уделяется анализу государственных нормативно-правовых документов Российской Федерации, а также региональных законов и решений местных управленческих органов Республики Бурятии. Кроме того, автор опирается на изучение данных государственной и региональной статистики, на результаты социологических опросов, использует вторичный анализ теоретических и прикладных исследований других авторов.

Источниковой базой исследования стали Конституции Российской Федерации и Республики Бурятия, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации и Республики Бурятия, постановления и решения Правительства Российской Федерации, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и Республики Бурятия,

10 международные и российские политико-правовые документы, среди которых декларации и конвенции международного права, федеральные и региональные законы в сфере межнациональных отношений, а также труды российских и зарубежных ученых, общественных деятелей. Положения, выносимые на защиту:

1. В современном государстве межэтнические отношения не могут
w развиваться лишь под влиянием спонтанно действующих социокультурных
^* факторов. Они нуждаются в политико-правовой регламентации, которая

способна эффективно регулировать эти отношения.

2. Нынешняя ситуация в Республике Бурятия отражает как общие
характеристики межэтнических связей страны в целом, так и специфику
складывающихся здесь взаимодействий коренных народов (бурят, эвенков,
сойотов) и тех этносов, которые приходили на данную территорию позже
(прежде всего - русских). В целом взаимодействие коренных и некоренных
народов всегда развивалось мирно, на базе взаимной пользы и культурного

ШГ> обогащения. В основе этого лежали добрососедские связи, а также

фг, конфессиональные ценности, которые оправдывали терпимое отношение

верующих к представителям других религий, бытовой аскетизм и нестяжательство, стойкое перенесение условий жизни и т.п.

3. Процессы взаимодействия с коренными народами всегда были в центре
внимания государственной власти России. С одной стороны, представители
государства в своих взаимодействиях с аборигенами опирались на
сложившиеся у них механизмы самоуправления, поддерживая и развивая их.
С другой стороны, интересы коренных народов недостаточно учитывались в

^ политико-правовой сфере.

4. Нынешняя специфика Республики Бурятия в значительной степени
связана с высоким уровнем политэтничности и многообразия культур. На
этой основе в регионе отмечено такое явление, почти не встречающееся в
других регионах страны, как рост религиозного синкретизма. Вместе с тем,

11 будущее межэтнических отношений не застраховано от напряжений и конфликтов, если не будут предприняты усилия граждан и представителей власти, нацеленные на упрочение межэтнической толерантности.

5. Проведенный анализ позволяет охарактеризовать широкий спектр
политических мер и законодательно-правовых актов, способных
регулировать межэтнические процессы в нужном направлении. В этом
отношении немалое значение приобретает общероссийская правовая база и
политика центра в регионах. На основе федеральной и региональной
политико-правовой базы в республике работают многочисленные
национальные центры, осуществляются тематические телевизионные
программы на языках разных этносов, живущих в Республике Бурятия,
функционирует немалое число образовательных школ с изучением истории
и культуры народов России.

6. Вместе с тем в области межнациональных отношений продолжают
сохраняться некоторые нерешенные проблемы. В ряде этносоциальных
слоев и групп дает о себе знать напряженность, связанная с бытовым
национализмом. Анализ оценок общественного мнения показывает, что не
все жители верят в стабильность межэтнического взаимодействия. Все это
требует дальнейшего анализа и учета в проводимой в Республике Бурятия
политике в сфере межнациональных отношений.

Научная новизна проведенного исследования заключается в междисциплинарном подходе к изучению социокультурных факторов в межэтнических отношениях в Российской Федерации и конкретно в Республике Бурятия.

Элементы научной новизны состоят в следующем: - осуществлен теоретико-методологический анализ роли социокультурных факторов и политико-правовых механизмов развития межэтнических отношений и взаимодействий в поликультурном обществе;

- проанализирована историческая динамика и современное состояние
социокультурной ситуации в Бурятии с позиций развития межэтнических
отношений и межкультурных связей;

- исследован сложный период перехода от советской к современной модели
жизнедеятельности с учетом трансформаций межэтнических отношений и
формирования этнической толерантности у населения Республики Бурятия;

- осмыслены основы политико-правового регулирования межэтнических
отношений со стороны региональной и муниципальной власти Республики
Бурятия, а также ее влияния на процессы формирования у представителей
разных этнических сообществ навыков толерантного взаимодействия;

- в отличие от исследований, проводимых на предыдущих этапах анализа
межэтнических отношений, учитывается роль социокультурных факторов во
взаимосвязи межэтнических и политико-правовых аспектов проблемы.

Вместе с тем, в работе акцентировано внимание на учете
социокультурных факторов в реализации государственной национальной
политики Республики Бурятия для благополучного совместного развития
народов региона, а также выделены и раскрыты важнейшие принципы при
разработке дальнейших механизмов, такие как комплексность, плановость
(прогностика), программно-целевой подход, паритетность,

профессионализм. Обоснована необходимость дифференцированного подхода к регулированию межэтнических отношений, адресность национальной политики.

В диссертации подчеркивается возрастание в Республике Бурятия роли института национальных общественных объединений в процессе взаимодействия этнических сообществ и их потенциального стремления к самоорганизации. Определенную новизну представляет анализ механизмов сотрудничества органов государственного управления и местного самоуправления с национально-культурными объединениями, что позволяет

13 сделать практически значимые выводы развития межэтнической толерантности народов Бурятии.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Л)

представлена в анализе влияния на межэтнические отношения как
социокультурных факторов, так и политико-правовой основы. Рассмотрение
политико-правовых механизмов в сфере межэтнических отношений в
Республике Бурятия акцентирует внимание на реальных процессах
\^р межэтнического взаимодействия, выработке эффективных правовых и

управленческих норм регулирования, что позволяет сделать практически значимые выводы. Представленная совокупность выводов может быть использована в реализации концептуальной основы национальной политики страны и российского региона.

Кроме того, выводы и результаты исследования могут быть применены в образовательном процессе, в подготовке и переподготовке специалистов по национальной политике, работников в сфере межэтнических отношений и

г(&> их правового регулирования.

^. Апробация работы исследования. Основные результаты,

предложения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях (Москва - 2003 г.; Санкт-Петербург - 2003 г.; Калининград - 2003 г.), а также в публикациях автора общим объемом 1,1 п.л. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории и практики культуры и кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.

Роль социокультурных факторов в управлении межэтническими отношениями

На рубеже XX и XXI веков российское сообщество переживает переломный, чрезвычайно трудный период своей истории. Коренное реформирование общественно-политической жизни Российской Федерации на принципах демократизации потребовало фундаментального пересмотра теории и политической практики национальных отношений в стране и регионах. Сами реформы, в короткие сроки, изменившие всю общественную жизнь, породили в стране сложные проблемы и напряженности, серьезно повлияли на характер и тенденции развития межэтнических отношений. Ухудшились условия жизни людей, усилилась их разобщенность и агрессивность, стали разрушаться устоявшиеся десятилетиями духовные ценности, появились межэтнические конфликты.

В этой ситуации российское общество нуждается в новых идеях общественного преобразования, в масштабном философском подходе к себе и к миру с целью интеграции в мировое развитие XXI века. Речь не идет об очередном варианте партийной доктрины. Остро ощущается потребность в крупных консолидирующих идеях, как опирающихся на глубины исторической памяти совместного жизненного опыта народов России, так и обеспечивающих мирное общежитие в современных условиях всех граждан страны. В качестве сквозных идей такого рода выступают представления равноправном взаимодействий народов в демократическом обществе. Эти представления конкретизируются в понимании этнической толерантности, межкультурного сотрудничества, культурного разнообразия, социального равенства при наличии культурных различий и т.п.

Многие из указанных выше представлений и ценностей межэтнических взаимодействий в демократическом обществе были задействованы также в исторической практике российского общества (правда, некоторые под иным названием), другие являются для нас менее известными, которые были до недавнего времени малоизученными. В этой ситуации возникает проблема исследования содержания межэтнических связей в новых условиях, включая и то, как на это содержание влияют социокультурные факторы и политико-правовые основы российского общества.

Прежде всего, остановимся на понимании социокультурных факторов общественного развития, а также на их анализе в политологическом исследовании. Ведущим научно-теоретическим направлением анализа в данном случае остается политологический подход, а этносоциологический, исторический, культурологический и регионоведческии подходы являются вспомогательными.

Исторически Россия формировалась как полиэтническое государство. С определенного времени оно разрасталось за счет присоединения обширных территорий северо-евразийского материка с различными природно-климатическими условиями, социально-политическими и национально-религиозными характеристиками1. За многовековой период совместного существования народы и региональные сообщества страны адаптировались друг к другу, но не потеряли свое этнокультурное и религиозное своеобразие. Эта разноликость особенно рельефно проявлялась на «крутых» поворотах истории, когда обострялись прежние противоречия и возникали новые2. В сознании разных этноязыковых сообществ, проживающих в одном географическом ареале локальная картина мира складывалась неодинаково, под влиянием различных факторов: исторических этапов заселения региона, особенностей жизни тех или иных этносов, многообразных форм традиционного хозяйствования, обычаев, различных способов сохранения традиций. Все это накладывало разный отпечаток на картину мира аборигенов, и вновь прибывающих этносов. Все эти особенности постепенного расширения российского государства и включения в него разных этносов должны учитываться в процессе теоретического исследования межэтнических отношений.

Остановимся на особенностях процессов межэтнических взаимодействий в полиэтническом обществе. Сложность и многоаспектность межэтнических отношений требует комплексного исследования на основе знаний различных отраслей науки, таких как политология, социология, этнология, этносоциология, этнопсихология, культурология. fab Состояние межэтнических отношений является неотъемлемой ,ф± характеристикой социальной ситуации современной России и ее регионов, которое определяет потенциал стабильности на местах и влияет на функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. Любое полиэтническое общество характеризуется неоднозначным отношением членов одного этнического сообщества к представителям иных этнических сообществ или групп. Это неизбежно приводит к созданию ситуаций, осложняющих межэтнические отношения, что характерно для любой полиэтнической среды.

Географическое, стратегическое, геополитическое положение поликультурных регионов, как правило выполняют в нашей стране роль своеобразных мостов между цивилизациями Европы, Ближнего Востока, Центральной и Восточной Азии. Значение таких регионов в масштабах общества усложнялось, если принять во внимание, что через них проходили переселенческие потоки, осваивались труднодоступные территории, осуществлялись промышленные стройки, а также проводилась насильственная департация и т.п.

При рассмотрении межэтнических отношений как разновидности отношений социальных общностей и групп, развивающихся в условиях целостной социальной системы - полиэтнического общества, и обусловленных конкретными историческими, политическими, социально экономическими и социокультурными факторами, целесообразно отдельно у обозначить, в чем заключается особенности самих межэтнических отношений, так и этнических общностей, выступающих субъектами этих отношений. При этом ведущими концептуальными идеями для нас выступают представления теории культурных и цивилизационных взаимодействий, а также социальных и культурно-этнических коммуникаций1.

Этнокультурная ситуация в Республике Бурятия: история и современность

Значительное число российских регионов являются по своему характеру полиэтническими и мультикультурными. В этом случае региональная картина мира определяется спецификой разных культур, создаваемых несколькими народами, населяющими тот или иной полиэтнический регион страны. Вместе с тем картина мира каждого такого региона обладает своей индивидуальностью. В любом регионе многонациональной России население и властные органы вынуждены решать проблемы диалога разнообразных социокультурных миров, которые различны по мировоззрению, этнопсихологии, социальному статусу языкового коллектива и т.п1.

Если говорить о картине мира Республики Бурятия, то ее следует признать чрезвычайно сложной по социально-культурным параметрам,_по сочетанию природных, национальных и религиозных факторов. В республике 23 муниципальных образований, в том числе 35 городов и поселков городского типа, 226 сельских советов (сомонов) и 611 сельских населенных пунктов2. Столицей Республики Бурятия является - город Улан-Удэ. Титульной нацией, а также одним из коренных народов региона являются буряты.

Для объективной оценки процесса возникновения и становления российской государственности и социокультурного пространства Бурятии, восстановления исторически значимых основ, происходивших здесь процессов необходимо прежде всего дать характеристику состояния культуры его коренных жителей, т.е. бурят, эвенков, сойотов и др.

Статистический сборник «Население Республики Бурятия».- Улан-Удэ, 2004. С.4. Важнейшие характеристики культуры коренных народов региона.

Буряты - группа монгольских родов и племен, которые частью добровольного, частью путем покорения окончательно присоединились к России между 1660-1710 годами.

В национальном архиве Республики Бурятия находятся документы, по которым: «Они занимали огромную территорию по обеим сторонам Байкала.

Западной границей их расселения являлся левый приток Ангары - Ока, хотя часть бурят (ашебагадские, нижнеудинские) жили и к западу от нее. Восточной границей был Онон - один из конфлюентов Амура, но и здесь буряты переходили за реку, смешиваясь с тунгусскими племенами (даурами и солонами). Если мысленно провести ломаную линию от г. Нерчинска на устье Конды, отсюда на вершину Баргузина, затем на устье Илги и на Братский острог, то мы получим северную границу распространения бурят монгольской народности. На юге она соседствовала с монголами халхасцами, причем в районах Онона и Селенги четкой и естественной границы между Бурятией и Монголией нет. Она создана искусственно соглашением китайцев и русских в 1727 году»1.

Прибайкалье выглядела следующим образом: «В долине Ангары и ее притоков, а также в долине Верхней Лены проживали булагаты и эхириты, а также хонгодоры и другие довольно крупные группы - роды ойратского (западномонгольского) происхождения. В Забайкалье кочевали хоринские роды и многочисленные группы собственно монгольского происхождения (сонголы, сартулы, ашебагады, атагаты, хатагины, хубдуты и др.). Кроме того, по обе стороны Байкала обитали также тунгусы, часть которых была ассимилирована бурятами. Ко времени появления русских буряты находились на стадии консолидации, шел процесс формирования бурятской народности»2.

1 Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. Р-250. Оп.1. Д. 15. Л. 169.

2 История Бурятии в вопросах и ответах.-Улан-Удэ, 1991. С.З. Как отмечено выше, территория расселения бурят на юге непосредственно примыкала к Халха-Монголии, где в середине 17 века имелось несколько крупных монгольских ханств, которые распространяли свое влияние на соседние бурятские земли. Бурятские племена и роды Прибайкалья эпизодически платили дань монгольским князьям, а забайкальские буряты являлись кыштымами (данниками) и доставляли дань монгольским ханам регулярно. К тому же земли Халха-Монголии и Бурятии находились в сфере геополитических интересов крупного и мощного государства — Китая.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что общественный строй бурят в своем развитии прошел несколько этапов. До 18 века на его развитие оказали большое влияние соседние монгольские племена. В этот период сложилась, в основном, родоплеменная структура бурятского общества, начался процесс консолидации бурятских племен в народность.

Новый период в развитии бурятского строя бурят начался с присоединения к России. Сформировавшаяся родоплеменная организация

Т - бурят с этого времени находится под постоянным воздействием более

мощного социального организма — русского государства.

До прихода русских в регионе кроме бурятов проживали эвенки (тунгусы) - один из древнейших народов Бурятии. Существует предание, что на территории северной части современной Бурятии на пространстве от Байкала до Витима еще до прихода ныне живущих здесь эвенков расселилось эвенкийское племя моиогиров. Пришедшие первыми эвенки рода киндигиров встретили сопротивление моиогиров. Но так как киндигиры были хорошо вооруженным воинственным племенем, имели стрелы с металлическими наконечниками, боевые доспехи, а красота Байкала и богатства и богатство тайги так пленили их, что они без особых препятствий продвигались по земле моиогиров и заняли ее. Однако за право остаться на этой земле киндигиры согласно преданию, сражались с бурятским племенем баргутов и монгольскими племенами1. Племя баргузинских эвенков с середины 18 века насчитывало около тысячи человек и по родовому составу делились на лимагиров, баликагиров, намегиров, почегоров, киндигиров, чильчагиров, някугиров. Лямигиры и баликагиры были конными и скотными, оленными считались кандигиры, Л) чильчагиры, конными были также намегиры и почегоры. Някугиры, жившие на северо-восточном побережье Байкала и являвшиеся предками последующего рода нямагиров известны как безоленные охотники, рыболовы и охотники на байкальскую нерпу. т Также аборигенами Байкальского края считаются сойоты. Они являются потомками древнейшего населения протосамодийцев2. Находясь на этой территории они впервые приручили северного оленя и положили начало формированию оленеведческой культуры Северной Азии. История сойотов насчитывает несколько тысячелетий, с середины I тысячелетия до н.э. здесь появились тюркоязычные скотоводческие племена Центральной Азии, часть самодийцев они оттеснили на северо-запад, оставшееся население іиц подверглось ассимиляции. До сих пор сойоты являются носителями тюркского языка. В середине 17 века в Восточные Саяны из северо-западной Монголии устремились различные по происхождению монголоязычные бурятские рода, которые оказали большое влияние на оставшихся здесь тюркизированных сойотов. Воздействие бурятской культуры отразилось во многих областях хозяйства сойотов - пищи, жилища, одежды и т.д. Но несмотря на большое влияние бурятской культуры, они сохранили основу своего хозяйства - оленеводство.

До начала XX века характеристику общественного строя бурят и других этнических сообществ можно свести к родоплеменной патриархальной организации с заметным имущественным расслоением и

1 См.: http: //www.buryatia.ru/buryania/gov/bur/demo/evenk.html

2 См.: Материалы первого съезда народов Республики Бурятия.- Улан-Удэ, 1997. С.23.

зарождающимся институтом частной собственности. Важно также охарактеризовать роль религиозных представлений в культуре коренных народов региона. До 18 века среди бурят и эвенков был распространен шаманизм, представлявший собою очень сложную иерархию многочисленных божеств и духов. Однако несмотря на распространение среди всех бурятских племен, единой религиозной системой шаманизм не стал.

В конце 17 века в Забайкалье из Монголии и Тибета проникает буддизм - одна из мировых религий, вобравшая в себя целую систему социально-философских воззрений, история которой насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. Среди части бурятских родов распространилась одна из ветвей буддизма - ламаизм, который в Прибайкалье и Забайкалье впитал в себя элементы шаманства. Л.Я. Штернберг считал, что буддизм «сыграл огромную роль в выработке морального типа бурятского народа» и явился фактором объединения бурятских родов и племен, уничтожившим «за короткое время религиозно-родовые перегородки между племенами» и образовавшим в Забайкалье «всепроникающую национальную организацию»1. Распространение буддизма оказало благотворное влияние на общий уровень культуры и образованности бурят. Л.Я. Штернберг утверждал: «Ламаизм и его организация оказывает свое влияние не в одной только религиозно-моральной области. -Многочисленные дацаны, содержащие тысячи лам, деятельных проповедников - учителей народа, в то же время служат рассадником просвещения» . 80-90 % грамотных бурят бывали грамотны по-монгольски, а иногда и по-тибетски , сто также свидетельствует ([УАч большой просветительской роли буддизма. Именно в дацанах создавалась «объединяющая бурятский народ новая монгольская письменность», здесь печаталось «ежегодно множество религиозных и философских книг, которые широко распространялись по стране»1. В целом буддизм, выступая мощной нравственной системой, являлся важнейшим способом нормативной регуляции действий и поступков бурят в рамках их этно-социальной общности, включает традиционные к проблемам эндогамии (брачным связям внутри общности), семейных отношений (к вступлению в брак, отношение к ) родителям и прародителям, отношение к мужчине и женщине, их положение в семье и др.), воспитание детей и многие другие аспекты.

Межэтнические отношения в Республике Бурятия: опыт регулирования

Начиная с конца 80-х гг. XX века в Республике Бурятия, как и во всей России, в корне изменилась политическая ситуация. В ходе радикальных перемен в обществе необычайно возросло национальное самосознание, и в сфере политики резко выдвинулся на первый план этнический фактор.Общий кризис, охвативший разные сферы жизни, ухудшение материального благосостояния, образовавшийся духовно-идеологический ваакум вызвали проблемы выживания многих социальных групп, обустройства в изменившихся условиях и возрождения культуры российских этносов. Начавшийся переход к рыночным отношениям и общая демократизация общества изменили также ход и содержание социокультурных процессов в регионах Российской Федерации.

В переходный период (1986-1997 гг.) произошел ряд важных событий и процессов, определились новые тенденции в социокультурной жизни

Бурятии: рост этнонационального самосознания и формирования этнического менталитета, пересмотр исторического прошлого разных народов, переоценка культурно-духовного наследия, новое осмысление сегодняшнего бытия, места и роли разных этносов в российском сообществе, восстановление исторической и культурной памяти, активное возрождение разных форм религии \ Все это создало в регионе особые условия в деле формирования демократических ценностей в общественном сознании, включая толерантность во взаимодействии людей в процессе межэтнических отношений.

Проблемы, с которым сталкиваются в настоящее все народы Республики Бурятия, имеют глубокие корни, уходящие в далеко историю. Этой теме посвящены многочисленные публикации, выступления и статьи1. Основной проблемой, которой уделяется особое внимание в настоящее время, является проблема дальнейшего развития всех исторически укоренных здесь этносов. Решение данной проблемы во многом зависит от государственного и от местного управления в регионе.

В настоящее время одной из причин сложившейся ситуации в сфере межэтнических отношений является то, что представители органов государственной власти и общества, а также широкие слои населения не рассматривают формирование этнической толерантности как важное дело в становлении новых отношений между народами региона. Для выработки эффективных мер, направленных на разрешение существующих проблем равноправия межэтнических отношений, необходим глубокий и всесторонний анализ истории укорененных здесь этносов, а также современного состояния их жизни, на основе которого определяются ориентиры их развития на ближайшую и отдаленную перспективу. С этой целью проанализируем некоторые современные аспекты, складывающихся здесь межнациональных связей, а также рассмотрим опыт политико-правового регулирования межэтнических отношений на региональном уровне.

В настоящее время межнациональные отношения в Республике Бурятия носят в целом стабильный характер. Однако социально-экономический кризис, связанный с переходом от плановой государственной экономики к рыночному хозяйству, ухудшение экономической ситуации негативно повлияли в целом на социальное положение населения, что, в свою очередь, отражается на сфере национальных отношений, в отдельных случаях, политизируя этнические процессы. Устранение причин, порождающих напряженность в сфере национальных проблем, осложняется тяжелым хозяйственно-финансовым положением региона, отсутствием См.: Республика Бурятия - государство в составе Российской Федерации (к 75-летию образования). эффективной правовой базы в области межэтнических отношений. На эти отношения оказывают непосредственное влияние такие общие для всей России взаимосвязанные тенденции общественного развития, как: стремление народов к самоопределению при объективной необходимости интеграции российского общества;

- желание укорененных народов региона развить этнокультурную самобытность при одновременном сохранении духовно-нравственных ценностей, а также включиться в процессы интеграции глобализирующегося мира.

22 февраля 1994 года Верховный Совет Республики Бурятия принял Конституцию Республики Бурятия, которая гарантировала представителям всех национальностей равные права и свободы. Проанализировав, Конституцию Республики Бурятия, следует отметить основные приоритеты, регулирующие межэтнические отношения в регионе:

- создание правовой и нормативной базы для урегулирования национальных отношений, складывающихся в Республике;

- создание на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Бурятия механизмов предупреждения межнациональных конфликтов;

- создание правовых, организационных и материальных основ для удовлетворения национально-культурных интересов народов, населяющих Республику Бурятия; государственную поддержку сохранения самобытной культуры малочисленных народов (эвенков, сойотов и др.), условия для сохранения их языка, традиций и среды обитания;

- развитие национальных языков и культур во всех сферах, прежде всего в сфере образования;

- реальные возможности для функционирования русского языка как

общегосударственного языка и как средства межнационального общения;

- укрепление национальной общеобразовательной и высшей школы как важнейшего условия сохранения и развития этнического своеобразия культур, содействие формированию у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

- учет религиозных и конфессиональных особенностей различных

фу народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, поддержку миротворческой деятельности духовенства всех вероисповеданий, его усилий, направленных на укрепление межнационального согласия и сохранение целостности Российской Федерации.

Этнополитические проблемы Бурятии в значительной степени нашли свое отражение в ходе Первого съезда народов Бурятии (апрель 1997 г.). Главным вопросом съезда был: существуют ли сегодня какие-нибудь серьезные разногласия между народами, проживающими в Республике? Изучение материалов съезда позволяет отметить, что в выступлениях делегатов о признаках ухудшения межнационального согласия не говорилось, не отличалось национальной неприязни между самими участниками, хотя некоторые детали и элементы выступлений свидетельствовали скорее о бытовом шовинизме. Съезд очередной показал, что в Бурятии традиции поиска путей межнационального согласия по-прежнему очень сильны. В целом боязнь переступить грань дозволенного или обидеть представителей других национальностей была характерна почти для всех выступлений.

По итогам, Первого съезда народов Бурятии впоследствии вышло Постановление Правительства Республики Бурятия от 29 сентября 1997 г. № 336 «О Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия», через год после утверждения Указом Президента Российской Федерации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.

В Концепции определяются принципы государственной национальной политики. Они созвучны принципам государственной национальной политики Российской Федерации и отражают положения общепринятых норм международного права.

Для реализации целей и задач национальной политики в республике в политической области, в социально-экономической сфере, духовной сфере признается целесообразным осуществить ряд мер, в том числе: проводить исследования в сфере межнациональных отношений и осуществлять выработку на их основе практических предложений для Правительства республики и других органов государственной власти; реализовывать разработку и экспертизу проектов законов и других нормативно-правовых актов по вопросам национальных отношений или затрагивающих сферу этих отношений; обеспечить разработку и финансирование государственных программ, направленных на национальное развитие и межнациональное сотрудничество народов республики.

Похожие диссертации на Социокультурные факторы в процессе регулирования межэтнических отношений: региональный аспект