Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение политической и этнической идентичностей Саетгараев, Альвир Дамирович

Соотношение политической и этнической идентичностей
<
Соотношение политической и этнической идентичностей Соотношение политической и этнической идентичностей Соотношение политической и этнической идентичностей Соотношение политической и этнической идентичностей Соотношение политической и этнической идентичностей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саетгараев, Альвир Дамирович. Соотношение политической и этнической идентичностей : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Саетгараев Альвир Дамирович; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т].- Казань, 2011.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-23/298

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты исследования идентичности 13

1. Концептуальные основы исследования идентичности 13

2. Виды идентичности 44

2. Взаимодействие политической и этнической идентичностей 73

1. Политическая идентичность 73

2. Этнические аспекты политической идентичности 105

Заключение 128

Список использованной литературы 134

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Весьма распространенной, но вместе с тем недостаточно изученной категорией современной политологии является политическая идентичность. Понятие идентичности является сложным, что связано с многозначностью данного термина, которая заключается в латинской первооснове «identifico», означающей помимо тождества любых объектов и подлинность, адекватность, а также личность, своеобразие и индивидуальность. Идентичность является результатом процесса идентификации, которую можно рассматривать в двух аспектах – личностном и социальном. В первом случае имеет место личностная самотождественность, во втором – формирование многообразия социальных «Я» индивида. Потребность в идентичности – базовая потребность социализированной личности. Находясь в поиске своей идентичности, индивид определяет свою культурную и социальную идентичность (принадлежность к той или иной культурной и социальной группе) и отвечает на вопрос «Кто я?». Широкая трактовка идентичности привела к множеству определений и до сих пор нет единого мнения по поводу трактовки идентичности. Поэтому нам представляется важным не только анализ содержания понятия «идентичность» в рамках существующих исследовательских парадигм, но также возможность поиска и разработки его единого современного значения. О.Н. Павлова отмечает, что проблемы возникают уже «при попытке сопоставить происхождение термина со смыслом, вложенным в это понятие».

Проблема идентичности является одной из наиболее актуальных в кризисном обществе. Поиск человеком своей устойчивой принадлежности к неким группам, культурам, жизненным стилям, институтам, территориям демонстрирует большую свободу от предзаданных ролей, он более субъективен, более неустойчив, подвижен, и в то же время процесс «выбора себя» оказывается под большим прессом групповых солидарностей. Однако проблема идентичности не теряет совей актуальности и в стабильном обществе, где изучение идентичности способствует пониманию влияния политического процесса на общественное сознание, а также, каким образом изменения, происходящие в общественном сознании, изменяют политическое поведение людей и какое отражение в политическом процессе имеют эти изменения. Актуальность заявленной темы определяется несколькими основными причинами:

1. Анализ проблем формирования идентичности у индивидов и групп позволяет спрогнозировать их поведение при принятии тех или иных политических решений;

2. Исследование взаимоотношений политической и этнической идентичности дает более адекватное представление о роли этнических групп в России;

3. Изучение этнической составляющей политической идентичности предоставляет возможность формулировать прогнозные оценки, касающиеся развития внутриполитических процессов в РФ.

Степень научной разработанности проблемы. Ученые изучают идентичность с помощью методологии и методов исследования, характерных для тех дисциплин, в которых они специализируются. Многообразие подходов и теорий, используемых для объяснения идентичности, на наш взгляд, не препятствует исследованию данного феномена, а, напротив, способствует их взаимодополнению и устранению встречающихся пробелов.

Благодаря работам А. Турена, и М. Кастельса и других, понятие «идентичность» во второй половине XX века не только перешло из поля психологии в понятийный аппарат социальных и политических наук, но и заняло в нем значимое место. В частности, в контексте идентичности анализируются проблемы политического менталитета, политической культуры, трансформации политического сознания и образов политики.

С точки зрения политологии нас интересует, прежде всего, политическая идентичность. В диссертационном исследовании рассматриваются подходы западных и отечественных ученых к изучению феномена идентичности. Так, Э. Эриксон, З. Фрейд и К. Юнг разрабатывали теории идентификации, социализации личности и авторитарной личности; Э. Фромм изучал особенности взаимоотношения индивида и социума, где идентичность выступает как результат индивидуализации человека; Дж. Стефенсон рассматривает идентичность в межличностных и межгрупповых отношениях, Дж. Тернер и Г. Брейкуэл, изучая идентичность с точки зрения когнитивной социологии, разрабатывают теории биполярного континуума и структуры личности, концепцию деперсонализации. В свою очередь Э. Гоффман и Ч.Х. Кули изучают идентичность с позиции символического интеракционизма, где идентичность выступает отражением свойств человека такими, как они воспринимаются обществом; исследованиями в области психологии идентичности занимался Р. Фогельсон, который выделил четыре компонента идентичности, а также ввел понятие позитивной и негатиной идентичности; Э. Гидденс анализировал идентичность с точки зрения структуруализма, где идентичность – явление современной культуры, состояние дилеммы самоопределения индивида, сопряженная с выбором той или иной позиции; С. Хантингтон считает идентичность важным элементом общества, так как она определяет поведение человека; он занимается изучением проблем источников и видов идентичности; Б. Андерсен с точки зрения конструктивизма предлагает теорию воображаемого политического сообщества, где идентичность представляет собой набор символических социально сконструированных значений, разделяемых обществом; П. Бергер и Н. Лукман являются сторонниками феноменологического подхода и предлагают теорию констируирования идентичности.

Среди отечественных ученых следует выделить работы И.С. Кона, занимающегося изучением личностной идентичности; И.Э. Елаевой, посвященных анализу этнической идентичности; М.Н. Губогло, который взамен концепции множественной идентичности западных исследователей, предложил концепцию множества идентичностей с учетом российской действительности; Л.М. Дробижевой, занимающейся изучением таких видов идентичности как национальная, гражданская и этническая; Т.А. Титовой, изучающей этническое самосознание и иденичность в республике Татарстан; Н.Н. Федотовой, которая занимается исследованием проблем глобализации и идентичности; Р.Г. Абдулатипова, исследующего этнополитические конфликты и этнонациональную идентичноть; Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской, представляющих идентификацию как многоуровневый механизм, который содержит в себе эмоциональный и поведенческий компонент, а также труды многих других авторов.

Обилие такого количества работ по изучению идентичности лишний раз свидетельствует о сложности и многогранности данного явления. Однако еще раз следует отметить, что работы ученых посвящены разработке парадигм идентичности, изучению видов идентичности, их влиянию на местонахождение индивидов в обществе.

В трудах отечественных и зарубежных исследователей доказано наличие множества идентичностей и возможность их реального взаимодействия. Однако вопрос о соотношении политической и этнической идентичности еще не был предметом специального изучения, что является аргументом в пользу новизны темы данного диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является проблемы взаимодействия идентичностей различных видов.

Предметом исследования является соотношение политической и этнической идентичности.

Целью диссертационной работы является изучение взаимодействия политической и этнической идентичности, для достижения которой, необходимо решить следующие задачи:

- выделить основные подходы к пониманию идентичности, предложить авторское определение данного явления;

- выявить особенности политической идентичности; ее взаимодействие с другими видами идентичности;

- посредством анализа материалов социологических исследований определить обоснованность основных концептов по вопросу взаимодействия политической и этнической идентичности;

- изучить политические аспекты этнической идентичности в механизме формирования политической идентичности путем изучения их взаимовлияния на примере Северокавказского региона России.

Теоретико-методологические основания исследования.

При выработке исследовательской концепции использованы идеи структурно-функционального, интеракционисткого, феноменологического, примордиалисткого и конструктивисткого подходов. Проанализирован широкий круг работ по политологии, социологии, истории, этнографии, являющих собой разные теоретические объяснения природы идентичности. В современных работах указывается, как именно использован тот или иной метод или подход: например, использование сравнительного метода представлялось важным при выявлении общих черт и особенностей двух типов (видов) идентичностей – политической и этнической; системный метод изучает политическую и этническую идентичность как целостный и сложный организм, который находится в непрерывном взаимодействии с окружающим миром; необходимость исторического метода заключается в изучении эволюции понятия идентичности в отечественной и зарубежной науке; и т. д. Теоретической основой диссертации стали труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме идентичностей.

Эмпирической базой исследования преимущественно являются вторичные источники (нормативные акты, научные публикации, материалы периодической печати, сети Интернет, социологические исследования и др.). Отбор источников по теме определялся критическим отношением к достоверности источников различного типа и потребностью их сопоставления, необходимостью представления различных точек зрения.

Научная новизна заключается в самой постановке и предложенном решении вопроса о взаимодействии политической и этнической идентичности, в рамках которого изучаются этнические аспекты политической идентичности и политические аспекты этнической идентичности. Показаны общие черты, особенности и взаимосвязь двух видов идентичностей. Помимо осмысления особенностей основных подходов к анализу политической идентичности, дана собственная трактовка феномена политической идентичности. При изучении партийной идентичности как одного из основных видов политической идентичности разработаны уровни партийной идентификации. Определены критерии степени этнической идентичности. Выявлены основные моменты соприкосновения политической и этнической идентичности. Исходя из выявленных практик Северокавказского региона, выявлена взаимосвязь политической и этнической идентичности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «идентичность» носит неоднозначный и многогранный характер. С учетом анализа различных подходов к пониманию идентичности ее следует определить как множественную систему восприятия индивидом себя в качестве члена какой-либо группы или общности, как степень интегрированности индивида в коллектив или общество в целом.

2. Изучение идентичности невозможно без рассмотрения видов идентичности. Только изучив виды идентичности можно получить полную картину ее влияния на индивида, социум, политическую ситуацию и мир в целом. Так, культурную идентичность можно определить как сложную систему ценностей, убеждений, символов, образцов поведения, которая оказывает сильное влияние на индивидуальное и коллективное поведение. В свою очередь общегражданская (общенациональная) идентичность, представляя собой сложный комплекс взаимовлияния индивидуальных и коллективных идентичностей, которые неотделимы от жизни гражданского общества, является основой жизнеспособности современного государства.

3. Этническая идентичность является основным фактором, который определяет этническую принадлежность на индивидуальном и групповом уровнях. Основным отличием этнической идентичности от других видов идентичности является ее устойчивость и надситуационность. Она поддерживает существование этнической группы как единого целого и помогает защищать ее интересы.

4. С помощью сравнительного анализа взаимодействия рассмотренных видов идентичности можно выделить их общие черты и особенности. В своей основе культурная, общегражданская и этническая идентичность имеют общность языка, культуры, истории, предков, территории и каждая из них существует в рамках определенной группы.

5. Нет личности вне идентичности. Идентичность является имманентным свойством как индивидов, так и групп. Индивиды сами конструируют свои идентичности, ощущают некую потребность в идентичности. Однако следует учесть и тот факт, что индивид может принять идентичность по необходимости или по принуждению. Таким образом, являясь трансформирующейся структурой, она развивается и существует на протяжении всей жизни человека, она может быть позитивной или негативной.

6. В отечественной и зарубежной политологии относительно плодотворными подходами к исследованию политической идентичности явились символический интеракционизм, функционализм, постструктурализм, неомарксизм и конструктивизм. Выделение двух уровней политической идентичности позволило определить ее как особый вид социальной идентичности, направленной на самоопределение индивида/группы в политическом плане посредством идентификации с политическими институтами и предполагающей участие групп и индивидов в политическом процессе.

7. Анализ партийной идентичности как одного из видов политической идентичности, а также выделение уровней партийной идентификации может стать основой оценки современного состояния политической идентичности в России, ее роли в становлении российских политических партий и партийной системы.

8. Этническая и политическая идентичность являются разновидностями социальной идентичности, направленными на создание у индивида системы ценностей, норм и правил поведения в какой-либо определенной группе.

9. Основное различие между этнической и политической идентичностями заключается в том, что первая носит устойчивый и надситуационный характер, вторая же, напротив, может рефлексировать и принимать различные формы.

Научно-практическая значимость диссертации. Результаты диссертационной работы позволяют уточнить теоретические представления о природе взаимодействия политической и этнической идентичности и роли данного взаимодействия в современном политическом процессе России, а также научно обосновать ряд практических предложений по уменьшению их конфликтности. Фактические материалы исследования, теоретические оценки и обобщения диссертации могут быть использованы государственными органами, политическими партиями и общественными организациями в процессе разработки и реализации этнополитики, а также при анализе и разработке программ и направлений своей деятельности. Собранные в диссертации материалы и предложенные выводы могут быть использованы при разработке курсов по политологии, политической истории, политической теории, политической социологии, геополитики, этнополитологии, спецкурсов по прикладной политологии.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры политологии Казанского (Приволжского) федеральноо университета, где была рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертации представлены автором в 2 научных публикациях общим объемом 6 п.л. и 1 статье в ведущем рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов кандидатских диссертаций.

Промежуточные результаты исследования были представлены на научных и научно-практических конференциях, проводимых кафедрой политологии Казанского (Приволжского) федерального университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и 4 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Концептуальные основы исследования идентичности

Неоднозначность и множественность в определении понятия «идентичность» связаны с многозначностью его латинской основы «identifico», которая помимо тождества любых объектов означает и подлинность, адекватность, а также личность, своеобразие и индивидуальность. Становление идентичности тесно связана с такими понятиями как «личность», «индивидуальность», «самость», «целостность», «самоопределение», «самотождественность» и т.д.

Понятие «идентичность» имеет множество разных определений, в зависимости от особенностей дисциплинарного и концептуального подходов и прежде чем дать какую-либо трактовку понятию идентичность, следует рассмотреть историю эволюционирования термина от его создания до современного использования.

Традиционно считается, что термин идентичность впервые ввел в оборот известный американский психоаналитик Э.Эриксон, который перенес его в психологию развития человека. Он выделил несколько типов идентичности, которые следуют один за другим на протяжении жизни человека. Изначально у индивида проявляется размытая идентичность, известная как диффузная — это состояние, как считал Э.Эриксон, когда индивид еще не сделал отвественного выбора, что делает его образ Я расплывчатым и неопределенным. Затем следует неоплаченная идентичность — состояние, когда индивид уже принял определенную идентичность, но этот выбор сделан не сознательно, а под влиянием из вне или по готовым стандартам. После неоплаченной идентичности Эриксон выделяет отсроченную идентичность, где индивид находится в процессе профессинального и мировозренческого определения но откладывает принятие решения на потом. На последнем уровне находится достигнутая идентичность — состояние когда индивид нашел себя и вступил в период практической самореализации27 Отсюда следует, что понятие идентичности для Эриксона соотносимо с понятием постоянного, непрекращающего развития «Я», которая строится на основе знаний- об окружающем мире. На уровне индивидуального опыта Эриксон выделил элементы идентичности: чувство идентичности — это чувство личностноготождества и исторической непрерывности личности; сознательное чувство личностной идентичности, которое основано на двух наблюдениях: первое — восприятие себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, второе — это восприятие того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность; переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается28. М На разных этапах онтогенеза работают различные механизмы формирования идентичности: 1) механизмы интроекции и проекции готовят основу для будущих идентификаций и зависят от характера отношений между мдтерью и. младенцем; 2) идентификация со значимыми людьми — основной механизм формирования идентичности в детском возрасте; 3) собственно становление личностной идентичности начинается тогда, когда действенность идентификации как механизма формирования идентичности исчерпьівается, то есть в юношеском возрасте. Идентичность развивается под воздействием двух противоречивых тенденций: 1) наличие постоянных изменений — биологических или социальных требует постоянного переструктурирования элементов идентичности; 2) человеку необходимо сохранять и поддерживать чувство идентичности, так как потеря его вызывает ряд негативных состояний вплоть до депрессии и самоубйства29. Однако, Эриксон утверждает, что основу в понимание идентичности заложил У. Джеймс, американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функционализма. Джеймс еще не употреблял сам термин идентичность, и называл его характером, но скорее это субъективное вдохновение, остропереживаемое ощущение тождества и целостности является переживанием идентичности, чем характером, в общеупотребимом значении этого слова30. Учитывая хронологию написания трудов по проблематике идентичности, можно сказать что впервые этот термин использовал З.Фрейд, который ввел понятие перцептивная идентичность . Идентичность для Фрейда — это в первую очередь частный, внутренний мир, эмоциональные характеристики человека32. Здесь он выделяет биологический и социальный процессы формировании идентичности. Под биологическим процессом, понимается процесс становления организма в иерархическую организацию среди живых органических систем в жизненном цикле. При социальном процессе, организмы систематизируются в группы, которые географически, исторические и культурно определены Сторонник и последователь З.Фрейда К.Юнг утверждал, что замкнутость- индивида на себя не может служить источником развития человека . Несмотря на это, в его работах прослеживается интерес к субъективному индивидуальному опыту как единственно достоверному. Но все-таки тезис о том, что человек адаптируется к настоящему, не принимая в расчет влияния прошлого и будущего, остается главным. b В дальнейшем представители фрейдисткого подхода считали, что идентичность представляет бессознательный эмоциональный процесс отождествления, связи ребенка с родителями, и тем самым обозначает потенциал этого понятия для формирования личности и как важного механизма взаимодействия между индивидом и группой34. Понятие идентичности широко изучается и в социальных науках. Так, Э.Фромм, изучающий современные особенности взаимоотношений индивида и социума, определяет идентичность как результат индивидуализации человека . (" Потребность в идентичности можно включить в число универсальных человеческих потребностей, которая стоит за стремлением людей к обретению социального статуса как одного из механизмов бегства от свободы36. Фромм считает, что индивидуализация человека — это результат обособления его от сил природы и от других людей. В то же время «одной из ведущих потребностей человека, составляющей саму сущность человеческого бытия», является потребность в связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества, которое достигается путем отождествления себя с какими-либо ценностями, „ идеями или социальными стандартами, путем формирования социальной идентичности. В отличие от своих предшественников Фромм подчеркивает/ важность бытия для другого, а не для себя, как это делал З.Фрейд. Он говорит о том, что человек принадлежит всеобщему, социальному.

Виды идентичности

Рассматривая сущность понятия идентичность, нельзя не затронуть ее виды. Только изучая виды идентичности, можно получить полную картину ее влияния на индивида, социум, политическую ситуацию; страну и мир в целом. В данном параграфе мы рассмотрим, на наш взгляд, наиболее важные виды идентичности, влияющие на политическую ситуацию, гражданскую (общенациональная), культурную и этническую идентичность.

В зависимости от того, какая у индивида идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки .

Согласно модели С. Хантингтона, рассмотренной в предыдущем параграфе, можно выделить некоторые виды идентичности по источникам их возникновения: аскриптивные, культурные, территориальные, политические, экономические, социальные. К первому аскриптивному виду идентичности он относит различие индивидов по возрасту, полу, этнической и расовой принадлежности; в культурном виде идентичности С. Хантингтон выделяет клановую, племенную, языковую, национальную, религиозную; и цивилизационную принадлежность; изучая территориальный вид идентичности, С. Хантингтон уделяет внимание ближайшему окружению индивида, его местоположению — это деревня, город, провинция и т.д.; в политическом виде идентичности ученый различает принадлежность по фракционной и политической ассоциации индивидов. Здесь он выделяет некоторые аспекты эффективности идентичности, такие как преданность лидеру группы интересов, идеологию, интересы государства; рассматривая экономический вид идентичности, С. Хантингтон различает индивидов по работе, профессии, отрасли;, должности, экономическому сектору, профсоюзам, классам, государствам; в социальном виде идентичности рассматривается различие индивидов по их друзьям, коллегам, по тем; или иным; интересам, вхождением в.тотили иной клуб или команду и по их социальному статусу.

Таким образом, мы видим, что интересующие нас виды идентичности— гражданская, культурная и этническая пересекаются между собой? m являются зависимыми друг от друга. Так, С. Хантингтоншбосновывая взаимозависимость идентичностей, говорит о том, что «следует различать идентичности в узком и широком смысле: В частности, большинство идентичностей являются иерархическими, широкие идентичности включают в себя идентичности узкие. ... Узкие и широкие идентичности, в рамках одной иерархии могут усиливать друг друга или конфликтовать одна с другой»84.

Итак, для рассмотрения взаимовлияния политической и этнической идентичности, перейдем непосредственно к рассмотрению интересующих нас видов идентичности в отдельности. Начнем с культурной идентичности. Важность рассмотрения культурной идентичности не вызывает сомнения, если учесть мнение, что в- современном мире фактором,, определяющим симпатии и антипатии страны станет культурная- идентичность?5.

Для определения сущности культурной идентичности является необходимым определение понятия культуры. Так, согласно подсчетам американских культурологов А.Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 различными науками было дано семь определений культуры, а уже в период 1920-1950 гг. их количество возросло до 150. В настоящее время существуют до 500 различных определений культуры. Эти опеределения были классифицированы А. Кребером и К. Клакханом на шесть видов . 1. Описательные определения которые интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований. 2. Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества. 3. Нормативные определения, которые рассматривают культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение.. 4. Психологические определения, в соответствии с которыми культура представляет собой совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни. 5. Структурные определения, которые представляют культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов. 6. Генетические определения; которые основываются на понимании культуры как результата адаптации человеческих групп к среде своего обитания. Такое многообразие определений культуры обусловлено тем, что культура представляет собой сложное и многогранное явление, описывающее все стороны жизни индивида. Понятие культуры не стоит относить толькодля определения, как мы привыкли, исскуства, живописи, музыки или литературы, оно включает в себя образ жизни человека, которое формирует его поведение. Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы — это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать . Ценности имеют огромное значение в любой культуре, так как определяют отношение человека с социумом, с ближайшим окружением и самим собой. Осваивая ценности, индивид опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует свою систему общепринятых ценностей, которые служат ему руководством в жизни. Имея непосредственное отношение к бытовой жизни индивида, культура является основополагающим элементом формирования, индивида. Она содержит в себе вечные общечеловеческие ценности, которые являются основой, существования идеологии и религии. Включаясь в определенную культуру, индивид получает взамен систему ценностей, которая помогает ему существовать в рамках соотвествующей культуры и взаимодейтсвовать с другими.

Политическая идентичность

Политическая идентичность является одной из разновидностей социальной идентичности. Она носит междисциплинарый характер и изучается в рамках философии, политологии, политической психологии и политической социологии. Понятие политической идентичности можно свести к причислению- индивида себя к определенной политической группе или отождествлению с конкретным политическим субъектом, а также это принятие политических ролей, стереотипов и форм поведения, присущих группе, в которой находится индивид143.

С начала 90-х годов прошлого века политическая идентичность стала активно обсуждаться в науке. Политологи трактуют ее как самоопределение личности в терминах соотнесения себя с определенной политической группой, что ведет к появлению устойчивых образцов политического поведения — голосованию за одну и ту же партию на протяжении многих лет, а также к моральной и возможно, действенной ее поддержке. В содержательном и структурном плане данную идентичность политологи обозначают в качестве аффективно-когнитивной структуры, предполагающей не только осознание личностью своей поддержки этой партии, но и появление у нее соответсвующих эмоциональных и поведенческих компонент144. Политическая идентичность предстает как устойчивый образ в массовом сознании людей, который служит основой геополитических и внешнеполитических ориентиров государства145.

Существуют различные подходы к изучению политической идентичности, среди которых можно выделить: символический интеракционизм, функционализм, поструктурализм, неомарксизм и модернизм.

Символический интеракционизм определяет идентичность как отнесение к себе действий, прав, обязательств, готовность стяжать функции, ответственность, осуществлять выбор146. Основной концепцией символического интеракционизма является «Я-концепция» . Понятие идентичности в данной концепции рассматривается через категорию-. самооценки. Самооценка индивида зависит от того, кем он хотел бы стать, какое положение хотел бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке" индивидом собственных успехов или неудач . Становление политической личности проходит через несколько уровней, связанных с процессом, политической идентификации. На первом уровне происходит идентификация Я с предметной средой. Второй уровень предполагает противопоставления Я другим. На третьем уровне происходит выстраивание своего мира в соответсвии с потребностью утверждения в мире. На последнем уровне происходит соотнесение созданного мира с личным практическим опытом и. индивид может вносить туда изменения. Стержнем в самоидинтификации Я-концепции является- Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие .

Как нами уже было отмечено в предыдущей главе нашего исследования, классик символического интеракционизма, Джордж Мид утверждал,- что в, идентичности можно проследить позиции другого человека по отношению к нам, так как мы применяем чужие точки зрения и позиции по отношению к самим себе150. Таким образом, категория «Я-идентичность» и «Другого» являются неотделимыми друг от друга, поскольку общество, которое представляет собой сумму поведений его членов, накладывает ограничения на поведение индивида.

С точки зрения изучения политической идентичности, довольно интересным является идея Зі Гоффмана, который, как мы уже рассматривали, изучал способы влияние идентичности на окружение. Он считает, что окружающий мир — это основа выработки онтологической безопасности, доверия, без которых невозможна идентичность. Каждый индивид укоренен в повседневном потоке пространства и времени, в жизненном цикле,, в потоке институционального времени, в надындивидуальной структурации социальных институтов151. Э.Гоффман вводит понятие «политика идентичности», под которым понимает влияние человека на информацию о себе; продуцируемую на свое окружение. Политика идентичности предполагает наличие различных техник, реализующих данное влияние: техника избегания, техника компенсации, техника деидентификации. Основной целью этих техник является охрана себя в сети коммуникации, помощь в овладении критическими ситуациями.

Исходя из теории социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана, которые рассматривали идентичность как составную часть общей социализации; можно сказать, что политическая идентичность формируется в процессе вторичной социализации.. «Идентичность формируется социальными процессами. Однажды выкристаллизовавшись, она поддерживается, видоизменяется или даже переформируется социальными отношениями»152. Идентичность невозможно поддерживать без участия других индивидов.

Таким образом, согласно символическому интеракционизму, идентичность позволяет стать индивиду для себя самого объектом. Применяя чужое мнение и позиции по отношению к нам, мы строим свои позиции по отношению к чужим. Политическая идентификация включает в себя подражание важным представителям общества, при осуществлении которого происходит присвоение индивидом одновременно множества социальных ролей. Организованное сообщество, или социальная группа, предоставляет личности целостную идентичность «обобщенного другого». Конечная ступень идентификации достигнута, когда человек может войти в политическую жизнь общества и не только рефлексировать по поводу своей реакции на конкретные события или политические институты, но и учитывать при этом нужды,. потребности, требования социальной группы, законов, организаций, государства и даже всего мирового сообщества 5 .

В основе концепции постструктурализма отвергается идея о наличии у социального мира какой-либо основополагающей логики или структур . В рамках постструктурализма, политическая идентичность определяется посредством отождествления себя с индивидами, имеющих сходные габитусы и жизненные траектории, происходит конструирование классов. «Политическая идентичность — частный случай социальной идентичности, она рациональна и рефлексивна по своей природе. Эта характеристика является символическим средством объединения с одними и дистанцирования от других агентов поля политики, важнейшим средством мобилизации людей для политической деятельности. Интериоризированные образы «значимых других» представляют собой персонифицированные политические позиции агентов поля политики!55.

Индивид определяет свою политическую позицию посредством своего опыта, стеретипом своих поступков и выстроенной линией воспрития,и оценки политической ситуации. Иногда индивид неосознанно использует определенный тип политической идентичности. Являясь рациональной и рефлексивной по своей сути, в рамках структурализма, политическая идентичность рассматривается как ситуационная и трансверсальная (надситуиационная)156. Изучая ситуационную политическую идентичность, структуралисты утверждают, что она связана с политической практикой и для изменения ее достаточно навязанных извне схем анализа ситуации и политического решения. Навязать подобные схемы анализа ситуации и политического решения возможно с помощью манипулятивных методов, которые утверждают, что данные схемы и решения являются единственно правильными.

Этнические аспекты политической идентичности

Рассматривая общие черты политической и этнической, идентичности следует отметить, что они имеют групповую основу, которая проявляется! в. принадлежности к какой-либо группе, например, когда речь, идет о политической идентичности, мы можем говорить о принадлежности индивида к какой-либо партии, политическому движению и т.д., что касается этнической идентичности, то в данном случае здесь существует принадлежность к этнической группе. Каждый из этих видов идентичности имеет свои ценности, правила и нормы поведения. А также группы, имеющие политическую или этническую идентичность, противоставляют себя другим таким же группам для выявления своих позитивных и негативных характеристик. Таким образом, можно сказать, что индивиды, имеющие политическую или этническую идентичность, имеют определенную линию поведения, соответсвующую их ценностям, правилам и нормам поведения. Исходя из утверждения, что индивиды имеют множественную идентичность, можно сделать вывод о том, что у индивида возможно наличие и политической и этнической идентичности одновременно. Имея политическую идентичность индивид не теряет своей этнической идентичности..

К основному различию между политической и этнической идентичности, на наш взгляд, следует отнести то, что субъектом этнической идентичности выступает индивид или группа, в то время как,, в политической идентичности они являются объектом. Этническая идентичность, является устойчивой и надситуационной и остается неизменной на протяжении жизни индивида, благодаря чему этнос является самой надежной группой для индивида, которая может обеспечить ему необходимую поддержку и безопасность в жизни, в отличие от политической, которая может рефлексировать и принимать различные формы. Так, примером данной ситуационности может быть трансформация политического режима в России в 1990-е годы, когда большинство приверженцев советской номенклатуры изменили, переоформили свою политическую идентичность и стали членами демократического движения: Таким образом, мы рассмотрели. общие черты и различие в понятиях политической и этнической идентичности, что поможет нам в дальнейшем при изучении их взаимодействия. Конструирование политической идентичности позволяет судить о характере и направленности процессов интеграции ее субъектов в политическую систему общества и о векторе политического процесса. Этнический фактор конструирования политической идентичности, который, казалось бы, в силу процессов глобализации, отошел на дальний план, не только не сдает своих позиций, но и продолжает оставаться определяющим фактором конструирования политической идентичности. -«Одними из важнейших в XX веке стали такие формы коллективной идентичности, как этническая и национальная»216. А.С. Панарин отмечает, что современное гражданское общество дифференцириуется по этническому признаку. Это выражается в том:, что обособляются группы, отказывающиеся- подчинять свой этнический, «этнос» национально безликой гражданственности, противопоставляющие культурную память классическим формам политической идентичности, (классовой; идеологической, конституционно-государственной) . Этническая идентичность является основным структурообразующим компонентом политической идентичности на всем постсоветском пространстве: Этническая составляющая политической идентичности является основой определения характера процессов интеграции ее субъектов в политическую структуру и векторы развития политического процесса в,обществе. Этническая идентичность является доминантой процессов конструирования политической идентичности в полиэтнических регионах России. Интенсивность и направление политической идентичности в регионах России определяется культурными и историческими предпосылками. Изменение политической ситуации, укрепление вертикали власти привело к изменениям- в региональном общественном сознании, направление на интеграцию в структуру общероссийской идентичности пришло на смену доминирующей этноцентричности в структуре политической идентичности. Этническая идентичность может выступать объектом политиков, которые могут использовать этнические ценности в своих идеологических доктринах для обеспечения себе широкую поддержку. Так например, борьба за государственность Татарстана, придание республике новой политической идентичности, активизировала использование символов, включающих в себя память о былой государственности татарского народа. К ним относится День памяти погибших защитников Казани при завоевании Казанского ханстваИваном Грозным и напоминания о святых Булгарах . Причинами подобной мотивации может быть возрождение этнической культуры и языка татарского народа и перераспределение власти на постсоветской территории. Интересы приумножения и сохранения экономических ресурсов были приоритетом для властной элиты, а этнический фактор служил ресурсом и инструментом консолидации населения республики вокруг ее лидеров219. Следует отметить, что в цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль не играли этнические или политические группы, в конечном счете их главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы состоят из личностей. Через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса и всей политической жизни общества. Основным инструментом формирования политической идентичности является политическая социализация, которую можно определить как вступление, врастание личности в мир политики: формирование политических представлений, ориентации и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру. Политические представления, не даются с рождением, а именно приобретаются по мере созревания личности .