Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформации национализма и "символьная элита" Мухаметшина Наталья Семеновна

Трансформации национализма и
<
Трансформации национализма и Трансформации национализма и Трансформации национализма и Трансформации национализма и Трансформации национализма и Трансформации национализма и Трансформации национализма и Трансформации национализма и Трансформации национализма и
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаметшина Наталья Семеновна. Трансформации национализма и "символьная элита" : 23.00.02 Мухаметшина, Наталья Семеновна Трансформации национализма и "символьная элита" (Российский опыт) : Дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.02 Самара, 2004 388 с. РГБ ОД, 71:05-23/1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛИЗМА 27

1. Методологические и теоретические подходы к изучению феномена национализма 27

2. Патриотизм и национализм в российском измерении 47

ГЛАВА II. ЭЛИТА И СИМВОЛЫ 61

1. «Символьная элита» как специфическая социальная группа 61

2. Элементы «символической продукции» 73

3. Основные характеристики националистического мифа 83

4. Акторы региональной «символьной элиты» 92

ГЛАВА III. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 115

1. Мифы и идеологемы башкирского национального движения 115

2. Мифы и идеологемы татарского национального движения глава IV русский национализм

как идеология и политика 191

1. «Символическая продукция» русской «символьной элиты»: основные характеристики 191

2. «Символическая продукция» русской «символьной элиты»: региональное преломление 231

3. Специфические формы «символрїческои продукции» русской «символьной элиты» 276

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 284

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 289

ПРИЛОЖЕНИЯ 334

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Современный мир переживает уже вторую за минувшее столетие волну националистических умонастроений и националистически ориентированной политики. Трудность решения проблем современного этапа связана, во многом, с тем, что в предшествующее время этот феномен так и не был до конца понят европейской наукой. Большинство интерпретаций феномена национализма была привязана к категории с очень неясными формальными и качественными очертаниями - «нация». Это стерло четкие разделительные линии между политологическими и историко-этнографическими интерпретациями данного феномена. Под влиянием геополитических конфликтов в XX столетии национализм приобрел облик чего-то косного и неподверженного трансформациям, что можно раз и навсегда устранить из цивилизованных отношений людей, народов и государств. Осталась не проясненной на том этапе и природа огромной популярности национализма у элит и народных масс в качестве политической идеологии. Эта проблема была сведена к вопросу отклонений идеологической политики от нормы, определяемой научным знанием.

С середины 80-х годов и особенно в 90-е годы проблема национализма приобретает особое значение для социально-политической жизни России, всего советского, а в последствии и пост-советского геополитического пространства. В этот период феномен национализма привлекает внимание отечественных исследователей, активно обсуждается политиками, а граждане столь же активно «сотворяют» это явление и сопутствующие ему проблемы. Причинами актуализации феномена национализма на территории бывшего СССР в указанный хронологический период можно считать следующее: накопившиеся за десятилетия массовые фрустрации этнического характера; стремление новых политических элит получить свою долю власти и социальных благ;

5 развернувшиеся процессы демократизации; тяжелейшие последствия для большинства населения либерально-рыночных реформ. Массовые этнические фрустрации подпитывались как неадекватной национальной политикой Центра, так и рядом объективных экономических и социальных причин. В период так называемой «перестройки» и «гласности» (демократизации советского общества) они получили возможность выйти из латентного состояния и оформиться через национальные движения.

Институализация этничности осуществлялась через обретение государственности, создание различных форм национальных движений и организаций. Наиболее активно эти процессы происходили в конце 80-х — начале 90-х годов, став политическими реалиями первоначально в союзных, а затем в автономных республиках. В этот период националистическая идеология только формировалась, отрабатывались наиболее актуальные и привлекательные для широких масс лозунги, идеи. Многие характеристики национальных движений, начиная от приемов давления на власть и заканчивая излюбленными мифологизированными сюжетами, в конечном счете, приобрели вполне типичные, узнаваемые очертания. Со времени объявления государственных суверенитетов националистические идеологемы в большей или меньшей степени оказались включенными в официальные идеологические доктрины.

В ряде случаев националистическая идеология и политика способствовали возникновению социальной напряженности, и более того — детонировали конфликты. Главным историческим итогом стал распад Советского Союза. «Взрыв» этничности - таким термином стали пользоваться исследователи, характеризуя развитие национальных процессов на советской и пост-советской территории. Вместе с тем «взрыв этничности» - это и адаптационно-защитная реакция как на состояние аномии пост-советских социумов, так и на усиливающиеся процессы глобализации.

В последнее десятилетие XX века активизировался процесс политизации русской этничности. Особенно значимым и очевидным этот процесс становится

в конце 90-х годов XX века - начале XXI века. Возникло несколько десятков политических организаций, идеология которых включает либо полностью основывается на идеологемах национализма. После принятия Закона «О политических партиях» ряд такого рода организаций активизировали организационную деятельность и сумели создать разветвленную сеть региональных отделений. Некоторым из них удалось получить официальную регистрацию и принять участие в выборных кампаниях. Представители незарегистрированных политических организаций, использующих в своих программах различные варианты националистической идеологии, также делают попытки получить доступ к легислатуре. В частности, среди кандидатов, боровшихся за места в Государственной Думе четвертого созыва, были представители подобных организаций. В последнее время политические организации «левой» оппозиции также акцентируют значимость национализма и патриотизма для преодоления социальной аномии, возрождения России как великой державы. Результаты последней выборной кампании убедительно показали, что эти идеи находят понимание и поддержку среди значительного числа россиян.

С точки зрения современных подходов национализм рассматривается как амбивалентный и поливариативный феномен. В зависимости от объективных и субъективных условий он может приобретать либеральные формы, «играть» по демократическим правилам либо наполняться в большей или меньшей степени радикализмом. Такого рода преобразования - трансформации - не являются однонаправленным линейным процессом. Радикально заряженный этнонационализм может трансформироваться, при определенных условиях, в более либеральные формы. Очевидно, что процессы активизации и трансформаций, как русского национализма, так и иных проявлений этнического национализма эксплицируются объективными обстоятельствами. Вместе с тем, нельзя отрицать значимость субъективного фактора, то есть деятельность «символьной элиты», политической элиты и контрэлиты, характер и результаты их взаимодействия. Природа национализма и, прежде всего,

7 конкретные проявления в условиях транзитного, реформирующегося общества требуют дальнейшего изучения. Современная Россия - характерный пример подобного состояния социума. Недостаточно исследованной является как сама деятельность этнической «символьной элиты», так и ее результаты в виде «символической продукции». Процесс изучения характера и результатов интеракций «символьной», политической элит и контрэлиты только начинается.

Таким образом, национализм является значимым социально-политическим феноменом, одной из существеннейших характеристик современного российского социума. Представляется, что значимость национализма, его влияние на социально-политические процессы в ближайшие годы будет возрастать. Очевидно, что изучение различных аспектов этого феномена, в том числе результатов деятельности «символьной элиты», может оптимизировать не только этнонациональную политику, но стратегию и тактику политического менеджмента в целом.

Объектом исследования является идеология и политика этнического национализма в условиях Российской Федерации.

Предметом исследования являются проблемы, создаваемые для
политической практики современного российского общества

символотворческой активностью русской, башкирской, татарской «символьной элиты».

Хронологические рамки исследования включают период новейшей истории России с конца 80-х годов XX века - начало XXI века.

Географические рамки исследования включают три субъекта Российской Федерации: Республику Башкортостан, Оренбургскую и Самарскую области. Все субъекты тесно взаимосвязаны не только пространственно - экономически, но и исторически. Кроме того, в рабочей гипотезе учитывались следующие немаловажные обстоятельства: во-первых, разностатусность Башкортостана и указанных областей как субъектов Федерации; во-вторых, наличие де-юре и де-факто «титульного» этноса в

8 Башкортостане и отсутствие такового в административно-территориальных субъектах. Эти обстоятельства, на наш взгляд, могли оказывать существенное влияние на трансформации национализма, на возможности дополнения националистической идеологии политической практикой.

Целью исследования является анализ основных тенденций трансформации этнического национализма в современном российском обществе под влиянием политической активности этнических элит.

Задачи исследования:

  1. Определить основные теоретические подходы к анализу феномена современного национализма и к анализу деятельности «символьных» элит;

  2. Выявить основные структурные и качественные характеристики современных российских « символьных элит»;

  3. Выделить типичные характеристики идеологии башкирского, русского, татарского национализма;

  4. Проанализировать специфику «символической продукции», производимой и транслируемой башкирской, русской, татарской «символьной элитой» в условиях Республики Башкортостан, Оренбургской и Самарской областей;

  5. Выявить систему влияния «символической продукции» башкирской, русской, татарской «символьной элиты» на политический менеджмент в условиях Республики Башкортостан, Оренбургской и Самарской областей;

  6. Определить направленность трансформаций башкирского, русского, татарского национализма;

  7. Сформулировать рекомендации по оптимизации идеологического взаимодействия «символьных элит» с региональными сообществами в сфере этнонациональной политики.

Методология исследования опирается на принципы историцизма, системности, учета социального и социально-политического контекста.

В контексте нашего исследования под «символической продукцией» понимались конкретные формы националистической идеологии: программы партий и общественных организаций, статьи и другие публикации в газетах и журналах, тексты интервью, листовок и т.п. На концептуальном уровне для анализа деятельности «символьных элит» по производству «символьной продукции» был использован функциональный подход. Характер предмета исследования предполагает так же анализ на операциональном уровне. В современной политической науке широко используются социологические методы выборки для определения акторов элитной группы. В настоящем исследовании применены: метод позиционного анализа, репутационный метод, метод участия в принятии стратегических решений. В ходе исследования при определении экспертов для нарративных, а, впоследствии, и полуформализованных интервью, применялся метод позиционного анализа.

Основными методами изучения «символической продукции», создаваемой и транслируемой башкирской, русской, татарской «символьной элитой», были избраны качественный, неформализованный анализ и такой вид количественного анализа как контент-анализ. Использованы различные варианты контент-анализа источников.

В целом методология исследования может быть отнесена к инструменталистской парадигме.

Эмпирическая основа исследования.

Основная источниковая база исследования - нормативные акты федеральных и республиканских органов законодательной и исполнительной власти; документы политических и общественно-политических организаций, программы которых, основываются на идеологемах башкирского, русского, татарского национализма; публикации в центральных и региональных периодических изданиях, транслирующих идеологию этнонационализма (газеты «Завтра», «Советская Россия», «Волжская заря», «Южный Урал», «Вечерний Оренбург», журналы «Наш современник», «Ватандаш» и другие); публикации идеологов и лидеров националистических организаций.

В исследовании используются материалы полуформализованных экспертных интервью. В общей сложности автором были проведены двадцать четыре экспертных интервью с лидерами и активистами политических партий, общественно-политических и общественных организаций, редакторами и журналистами соответствующих изданий, другими представителями этнической «символьной элиты».

В качестве эмпирической основы использованы материалы исследовательских проектов, осуществленных сотрудниками Института этнологии и антропологии РАН, Центра этнологических исследований Уфимского НЦ РАН, аналитического центра Администрации Оренбургской области; материалы социологических опросов, проведенных в рамках программы «Межэтнические отношения в Самарской области» при участии или научном руководстве автора.

В исследовании используются аналитические материалы, подготовленные автором в качестве эксперта Приволжского отделения Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов в 2001 -2003 гг. Использованы материалы научно-практического семинара «Этническая среда многонациональной области» при Администрации Самарской области, руководителем которого в течение нескольких лет являлся автор диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы.

Национализм не является сугубо отечественным явлением. В истории большинства народов можно выделить периоды, в которые национализм не только «имел место быть», но и становился актуальным социально-политическим явлением. Перефразируя К.Маркса можно сказать, что национализм становился двигателем истории. Так было, например, во Франции и Великобритании, начиная со второй половины XYIII века, в Германии и других странах Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки в XIX -XX веках, а в XX веке национализм активно проявил себя во многих африканских и азиатских странах.

Исследованиями феномена национализма занимались политологи, философы, историки, этнологи, социологи. С конца XIX века и на протяжении всего XX века происходило осмысление и изучение этого явления исследователями разных стран. На начальном этапе, вплоть до социальной революции 1917 года в процессе изучения природы национализма активное участие принимали российские обществоведы. В советский период истории они были лишены возможности объективного исследования феномена, и практически заново начинают заниматься изучением национализма только в 90-х годах XX века. К этому времени западноевропейскими и американскими учеными были разработаны теоретические модели, проведены глубокие и всесторонние исследования, написаны монографии, статьи. Заметный вклад в изучение феномена национализма внесли своими работами X. Кон, К. Дейч, Э. Кедури, Э. Смит, Д. Брейли, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, Р. Брубейкер, У. Альтерматт, Б. Андерсон и другие исследователи.1 Труды этих и других западных исследователей феномена национализма стали доступны широкому кругу российских ученых в конце 80-х - 90-е гг. XX века.

Большинство их еще не переведены на русский язык. Осмыслением теоретических разработок, конкретных исторических и современных социально-политических воплощений национализма, выполненных западными исследователями, активно и плодотворно занимаются В.И. Миллер, В.В. Коротеева, О.В. Хованова2.

1 Kohn Н. The Idea of Nationalism. - New York, 1967; Deutsch K. Nationalism and Social
Communication: An Inquiry into the Foundations of Nationality. - Cambridge, 1953; Kedourie E.
Nationalism. - London, 1960; Smith A. Theories of Nationalism. - London, 1971; Breuilly J.
Nationalism and the State. - Manchester, 1982; Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France
and Germany. - Cambridge, 1992; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Хобсбаум Э.
Нации и национализм после 1780г. Программа, миф, реальность. - СПб., 1998; Альтерматт У.
Этнонационализм в Европе. - М., 2000; Андерсон Б. Воображаемые сообщества.
Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-Пресс, 2001.

2 См. например: Миллер А.И. Теория национализма Эрнеста Геллнера и ее место в
литературе вопроса // Национализм и формирование наций. Теории - модели - концепции /
Отв. ред. А.И. Миллер. - М., 1994. С.З - 18; Он же. Бенедикт Андерсон: национализм как
культурная система // Там же. С. 59 - 69; Хованова О.В. Два века европейского
национализма. Что дальше? // Там же. С. 44 - 58; Коротеева В.В. Теории национализма в
зарубежных социальных науках. - М., 1999; Она же. Экономические интересы и
национализм. - М., 2000.

12 Стали библиографической редкостью и поэтому вплоть до 90-х годов были труднодоступны для российских исследователей работы отечественных философов, социологов, историков, занимавшихся изучением и осмыслением природы национализма в конце XIX - начале XX вв. и, особенно, тех из них, кто продолжил научную деятельность в эмиграции. Поэтому существенное значение имели и имеют реферативные сборники, сборники историографических статей3.

В последнее десятилетие XX века произведения многих отечественных мыслителей, созданные и опубликованные на Западе или запрещенные в СССР по идеологическим и политическим причинам, активно издавались в России. Современные российские исследователи получили возможность изучения творческого наследия Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.Н. Ильина, Н.О Лосского, ГЛ. Федотова, других мыслителей. В статьях и философских эссе русских эмигрантов «первой волны» достаточно большое внимание уделено феномену национализма.4 Концептуальные подходы к пониманию национализма, оценки его места и роли в истории России внесли заметный вклад в мировую науку.

Не утратили актуальности идеи и теоретические разработки «евразийцев». Трактовка национализма «евразийцами» оригинальна и, на наш взгляд, содержит в себе прообраз того, что в современной науке обозначается

См. например: Национализм и формирование наций. Теории - модели - концепции / Отв. ред. А.И. Миллер. - М., 1994; Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. - М.: Логос, 1998. Национализм. Полемика 1909 - 1917. Сост. М.А. Колеров. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000; Национализм (Взгляд из-за рубежа) / Отв. ред. Г.И. Иванов. - М., 1995; Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002.

4См. например: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990; Он же. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начале XX века // Н.А. Бердяев. Русская идея. Судьба России. - М.: ЗАО «Сварог и К», 1997 - С.4-220; Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Соч.: В 2 т. М., 1993. - Т.2. - С.427-435; Он же. Нация и человечество // Там же. - С.644-654; Ильин И.А. О русском национальном самостоянии // И.А. Собр. соч.: В 10 т. - М.: Русская книга, 1993. - Т.2. Кн.1. - С.251-254; Он же. О русской идее // Там же - С.419-431; Лососий Н.О. Характер русского народа// Н.О. Лосский. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991 - С.23 8-360; Сорокин П.А. Основные черты

13 как «гражданский национализм». Вынужденно находясь за пределами России, представители этой школы пристально интересовались судьбой нового государства, возникшего на нее территории. По их убеждению, чтобы не произошло развала СССР необходимо формировать новое самосознание народов. В основе его должно быть представление о том, что Россию (СССР) населяет «многонародная евразийская нация», территория ее проживания есть «Евразия», а ее национализм - «евразийство».5 По мнению Н.С. Трубецкого и его единомышленников наибольшую опасность представляет крайний русский национализм (в современном лексиконе - «нацизм», «русский фашизм»), так как он может привести к росту таких же устремлений у других народов СССР и распаду государства.

«Евразийцы» считали, что русскую национальность нельзя сводить только к славянскому этносу, так как в нее вошли угро-финские и тюркские народы. Русская нация должна взять инициативу объединения всех этносов в единую «евразийскую нацию» и укрепить «Евразийское» государство — Россию.6 Таким образом, в концепции «евразийцев» обнаруживается инструменталистский подход к феномену национализма.

Интерес к изучению национализма растет во всем мире. Как, впрочем, «количественно» и «качественно» растет сам феномен. Как уже отмечалось, российские исследователи смогли непредвзято, без идеологических шор приступить к изучению феномена национализма только в 90-е гг. XX века. Этому способствовали как идеологические (процесс демократизации), так и социально-политические условия (рост национальных движений, распад СССР). В современной России и других постсоветских государствах национализм проявил и продолжает проявлять себя очень активно. И это одна из основных причин увеличения числа научных работ по проблемам национализма. В 90-е годы в Российской Федерации были осуществлены

русской нации в двадцатом столетии - М., 1990; Федотов Г.П. Лицо России // Г.П. Федотов. Судьба и грехи России: В 2 т. - СПб.: София, 1991.Т.1.

5 Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Свободная мысль. 1992. Ж7.С.1 11-116.

6 Там же. С. 114.

14 первые исследовательские проекты, заложившие основу системного изучения этого феномена в условиях современного российского общества. Прежде всего, имеются в виду проекты «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов (1993 - 1996гг)», «Посткоммунистический национализм, этническая идентичность и регулирование конфликтов в Российской Федерации», осуществленные сотрудниками Института этнологии и антропологии РАН и специалистами из четырех российских республик, этнополитическая ситуация в которых и стала предметом исследования. Глубокое, всестороннее исследование, проведенное в Татарстане, Северной Осетии (Алании), Туве, Саха (Якутии), позволило не только изучить конкретные проявления национализма, но и создало возможность для теоретических построений. По результатам исследований, проведенных под руководством Л. М. Дробижевой, было издано несколько коллективных монографий . Проблемы национализма рассматривались и в рамках других исследовательских проектов, посвященных различным аспектам феномена этничности8. Интерес к этничности, национальной политике в условиях реформирования российского общества и государства привел к появлению значительного числа публикаций, в том числе затрагивающих проблемы национализма9.

Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. -М., 1994; Конфликтная этничность и этнические конфликты. - М., 1994; Ценности и символы этнического самосознания в условиях изменяющегося общества. - М., 1994; Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М., 1995; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М.: «Мысль», 1996.

8 «Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности» (1997

- 1998гг. Руководитель - Л.М. Дробижева); «Социальное неравенство этнических групп и
проблемы интеграции в Российской Федерации» (1999 - 2001гг. Руководитель - Л.М.
Дробижева). Помимо перечисленных выше субъектов РФ проекты осуществлялись в
Башкортостане, Магаданской и Оренбургской областях.

9 Например: Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное обустройство России.

- М.: Славянский диалог, 2000; Амелин В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты
в истории советской и пост-советской государственности. - М., 1997; Асимметричная
Федерация. Взгляд из Центра, республик и областей / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М., 1998;
Березенкин О.Ю. История русского национально-патриотического движения современной
России. - М.: Компания Спутник, 1999; Вдовин А.И. Особенности этнополитических
отношений и формирование новой государственности в России (исторические и

Для изучения природы этнического национализма, имеющего место быть

на постсоветской территории, в целом для развития теории национализма

особое значение имеют работы Л.М. Дробижевой, В.В. Коротеевой, В.И.

Миллера, В.А. Тишкова и ряда других исследователей.

В 90-е гг. было проведено несколько публичных обсуждений на региональных, всероссийских, международных научных конференциях как конкретных проявлений феномена национализма, имеющих место в политической практике, результатов исследований, так и теоретических аспектов названных проблем. Но, пожалуй, самое значительное достижение отечественной науки последних лет - это изменение методологии исследования феномена национализма. В советской, а затем и российской науке и политической практике термин «национализм» использовался в негативном смысле и содержал оценку определенных социальных движений, которые по каким-либо причинам недотягивали до признания их «национально-освободительными». «Буржуазному национализму» было принято противопоставлять «пролетарский интернационализм». Российские исследователи стали рассматривать национализм не по идеологизированной

концептуальные аспекты). - М., 1993; Габдрафиков И. Республика Башкортостан. Модель этнологического мониторинга. - М., 1998; Голошумов Е.В. Национальные интересы и национальная идея в современной России. - М, 1998; Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. - М.,1998; Он же. Патриотизм и этническая мобилизация в развитии народов России.- М., 1998; Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. - Ростов на Дону, 1996; Дробижева Л.М. Интеллигенция и национализм: опыт постсоветского пространства // Этничность и власть в полиэтничных государствах. - М.: Наука, 1994; Она же. Социальные проблемы межнациональных отношений. М., 2003; Зорин В.Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы.- М., 2003; Исхаков Д.М. Современный национализм татар // Татарская нация: прошлое, настоящее, будущее. - Казань, 1997; Конфликтная этничность и этнические конфликты. Под ред. Л.М. Дробижевой. - М., 1994; Лебедев СВ. Альтернатива справа: Национально-патриотическое движение в России: историческая традиция, идеологические направления и перспективы. -СПб., 1999; Проблемы управления в сфере межнациональных отношений / Под ред. СИ. Замогильного. - Саратов, 1998; Сафин Ф. Принципы этнополитической истории Башкортостана. - М., 1997; Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. -М., 1997; Он же. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. М.: Наука, 2001; Филиппов В.Р. Критика этнического федерализма. - М., 2003; Хакимов Р.С. Подходы к федерализму: вариант Татарстана // Современные национальные процессы в республике Татарстан. - Казань, 1994; Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. - Ростов на Дону, 1997; Язык и национализм в постсоветских республиках. - М., 1994.

оценочной шкале, а в качестве реально существующего социально-политического феномена. Такой подход позволил российским исследователям разделить точку зрения многих западноевропейских и американских ученых, согласно которой природа национализма амбивалентна и поливариативна. Изменение методологической парадигмы позволило не только использовать при анализе разработанные западными исследователями типологии национализма, но и предложить свой вариант, более точно отражающий российские реалии. В зависимости от основных целей и способов их осуществления российские исследователи стали выделять пять типов этнического национализма, имевших место на постсоветском пространстве: классический этноприоритетный, паритетный, экономический, защитный, модернизационный' .

В последнее десятилетие XX века российские исследователи, опираясь на современные методологические и теоретические подходы к феномену этничности, активно включились в процесс изучения различных аспектов этого явления. Прежде всего, в фокусе исследовательских интересов оказались ситуации в «горячих точках», проблемы этнополитической напряженности и конфликтов11.

Привлекают внимание исследователей и такие проблемы как политизация этничности в современном российском обществе, роль этносов, этничности в политической жизни как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов.12 Как правило, анализируются ситуации в национально-

10 Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М., 1995. С.53-55.

11 См., например: Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты анализа этнических
конфликтов: Автореф. дис....д-ра филос. наук - Ставрополь, 1997; Амелин В.В.
Этнополитические конфликты в границах советской и постсоветской государственности,
вторая половина 80-х - сер. 90-х гг.: Автореф. дис....д-ра ист. наук - М., 1995; Анайбан З.В.
Этносоциальные основы межэтнической напряженности в республике Тува в 90-е гг.:
Автореф. дис....д-ра ист. наук - М.. 1999; Бабкин И.О. Феномен этнического сепаратизма:
Автореф. лис... канд. полит, наук - Ставрополь, 2001; Балаян Г.Б. Национально-этнический
сепаратизм в России (политологический анализ): Автореф. дис....канд. полит, наук - М.,
2001;

См., например: Борисова О.В. Этнические группы в политическом процессе: Автореф. дис ...к. полит, наук - М.. 1997; Денисова Г.С. Становление этноса как субъекта в политической жизни современной России: Автореф. дис...д-ра с наук - Ростов на - Дону, 1997;

17 территориальных субъектах либо, как уже отмечалось, в регионах повышенной этнополитической и социальной напряженности13.

В ряде исследований анализируются роль, место, история развития различных форм институализации этничности14. Авторы этих исследований

Жириновский В.В. Прошлое, настоящее и будущее русской нации: Автореф. дис...д-ра соц. наук - М.,1998; Кантемиров Б.З. Этнический фактор и властные отношения в России: Автореф. дис. ... канд. полит, наук - М., 2000; Кулешова И.В. Роль национального самосознания в политическом развитии современной России: Автореф. дис...канд. полит, наук - М.. 1997; Магомедов А.А. Национально-государственные интересы и социальные приоритеты Дагестана как субъекта Российской Федерации (политологический анализ): Автореф. дис...д-ра полит, наук - Махачкала, 1998; Очирова Н.Г. Этнополитическое развитие Калмыкии в Российской Федерации (историко-политологический анализ): Автореф. дис...канд. полит, наук - М.. 1998; Сикевич З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России: Автореф. дис. в форме науч. докл. ...д-ра соц. наук - СПб., 1996; Смольникова Н.В. Современная этнополитическая ситуация и межэтнические отношения в Нижнем Поволжье (на примере немецкой диаспоры): Автореф. дис...канд. ист. наук - М.. 1998; Рогозин Д.О. «Русский вопрос» и его влияние на национальную и международную безопасность: Дис...канд. филос наук - М.. 1996; Рязанова С.А. Этнополитическая динамика в современной России (на материалах Приволжского Федерального округа): Автореф. дис...канд. соц. наук - Саратов, 2003; Чагилов В.Р. Феномен политизированной этнической идентичности (теоретико-методологический анализ): Автореф. дис...д-ра полит, наук - М., 2000; Шабаев Ю.П. Этнокультурное и этнополитическое развитие народов Коми в XX веке: Автореф. дис в форме науч докл. ... д-ра ист. наук - М., 1999; Юсупов М.М. Национальный интерес как предмет социологического исследования (по материалам Чеченской Республики): Автореф. дис. ... канд. соц. наук - М.. 1994.

Бардин М.Г. Межнациональные отношения на Северном Кавказе: механизмы регулирования: Автореф. дис...канд. полит, наук - М., 2002; Братин А.А. Регулирование этнических конфликтов: предупреждение и разрешение: Автореф. дис...канд. соц. наук -Белгород, 2001; Гусаева К.Г. Межнациональные конфликты в полиэтнической среде: их характер и разрешение. Автореф. дис...канд. филос наук - Махачкала, 2000; Дауткиреев Х.С. Политико-правовые аспекты регулирования межнациональных отношений в Российской Федерации (на примере Северо-Кавказского региона): Автореф. дис...канд. .полит, наук - М..2002; Казанцев В.Г. Межнациональные конфликты на Северном Кавказе: Автореф. дис... канд. филос. наук - Ростов на Дону, 2000; Рязанов В.Г. Роль средств массовой информации в этнополитическом конфликте (социологический анализ): Автореф. дис... канд. соц. наук - М., 1998; Сафин Ф.Г. Этноязыковые процессы в Башкортостане в XX столетии: Автореф. дис ...д-ра ист. наук. М., 2000; Свенцицкий СП. Механизмы регулирования межэтнических конфликтов (по результатам социологических исследований в Северо-Кавказском регионе): Автореф. дис... канд. соц. наук - М., 2000; Смирнов А.Н. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции: Автореф. дис...канд. полит, наук - М., 2000; Сокирянская Е.Л. Методология и техника разрешения этнополитических конфликтов: на примере российско-чеченского конфликта. 1991 - 1994гг. : Автореф. дис...канд. полит, наук - СПб., 2002; Тагиров А.Р. Социальные и межэтнические конфликты: особенности прогнозирования: Автореф. дис...канд. соц. наук -Казань, 1995; Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы Северо-Кавказского региона: проблемы политического управления: Автореф. дис в форме науч. докл. ...д-ра полит, наук - М.. 1997.

18 затрагивают проблемы национализма, но, как правило, в контексте других социально-политических явлений. Исследований, в которых национализм, или точнее - различные аспекты проявления национализма на постсоветском геополитическом пространстве, рассматривающиеся в качестве объекта или предмета изучения, пока немного15.

Поскольку предметом настоящего исследования избрана «символическая продукция», производимая и транслируемая башкирской, русской, татарской «символьной элитой», то особое внимание уделялось работам, в которых анализируются: во-первых, идеологические ценности, мифы в целом либо националистические (этноцентристские) ценности и мифы; во-вторых, региональные идеологии; в-третьих, состав, функции, методы и результаты деятельности региональных этнических элит в целом и «символьной элиты» в частности; в-четвертых, СМИ как основной канал трансляции этнической «символической продукции». Прежде всего, это публикации и диссертационные исследования М.В. Белоусова, А.Р. Бикбулатовой, P.P. Галлямова, И.М. Габдрафикова, Т.С. Гузенковой, Д.М. Исхакова, А.К. Магомедова, В.К. Мальковой, СБ. Орлова, Л.В. Сагитовой, Н.И. Шестова В.А. Шнирельмана.16

См. например: Бакланов В.И. Национальные движения в СССР: 1953 - 1985гг.: Автореф. дис....канд. ист. наук - М., 1999; Березенкин О.Ю. Национально-патриотические организации современной России (история и идеология, 1985 - 1996гг.): Автореф. дис....канд. ист. наук - М.. 2000; Гибадуллин P.M. Татарское национальное движение в решение проблемы государственного возрождения Татарстана (1988 - 1992гг.): Автореф. дис....канд. ист. наук - Казань, 1995; Гостев С.А. «Национал - патриотическое» движение в политическом процессе России (Анализ опыта прошлого и современные реалии): Автореф. дис....канд. полит, наук - М.. 2000; Маресьев В.В. Становление и развитие новых общественно-политических объединений в Мордовии в 1988 - 92 гг. Этнический фактор: Автореф. дис....канд. ист. наук - М., 1996; Ульянова Ю.С. История «народных фронтов» на советском и постсоветском пространстве: (1987 - 1999гг.): Автореф. дис....канд. ист. наук -Пятигорск, 2000.

15 См., например: Вдовин А.И. Российская нация: Национально-политические проблемы и общенациональная российская идея: Автореф. дис....д-ра ист. наук - М., 1995; Зеленко Л.В. Идеология национально-патриотического движения 1960-1990 гг.: источниковедческий анализ программных документов и публицистики: Автореф. дис....канд. ист. наук - М., 2002; Иликова Л.Э. Национальная государственность: конструирование, сущность и содержание: Дис....канд. соц. наук - Казань, 2000; Исламова Ю.М. Роль национализма в современном политическом процессе: Автореф. дне....канд. полит, наук - М., 1999; Сагитова

19 Все перечисленные авторы, обратившись к одному из самых актуальных, сложных, имеющих важнейшее социально-политическое значение явлений современности, внесли заметный вклад в изучение различных аспектов феномена национализма. Вместе с тем, исследования феномена национализма в современных постсоветских обществах, в том числе российском, только начаты. Предстоит дальнейшее комплексное изучение как теоретико-методологических особенностей, так и конкретных проявлений национализма, на основании которых могут быть выработаны рекомендации по оптимизации этнонациональной политики, политическому менеджменту в целом.

Л.В. Воспроизводство этничности в Республике Татарстан на рубеже 1980-1990-х гг. (по материалам республиканской прессы и этносоциологических исследований): Дис....канд. ист. наук - М., 1998; Султанов И.Р. Право народов на самоопределение и опыт его реализации: политико-правовой анализ: Автореф. дис....канд. полит, наук - М., 2001. 6 Белоусов М.В. Этнические элиты Северного Кавказа: опыт социологического анализа: Автореф. дис....канд. соц. наук - Волгоград, 2001; Бикбулатова А.Р. Сущность и формы самореализации национальной интеллигенции: (социально-философский анализ): Автореф. дис....канд. филос. наук - Уфа, 2001; Галлямов P.P. Политические элиты российских республик: особенности трансформации в постсоветский период // Полис. 1998. №2. С. 108-121; Габдрафиков И.М. Этнические и общегражданские аспекты национальной политики в республиках современной России (на материалах Республики Башкортостан) // Этнопанорама. 2001. №3. -С.20-29; Гузенкова Т.С. Проблема самоидентификации национальной интеллигенции республик Поволжья и Приуралья // Конфликтная этничность и этнические конфликты / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М., 1994. - С.44-61; Гузенкова Т.С, Коростелев А.Д. Этнокультурные ценности и ориентации в республиках Российской Федерации: сходство и различия // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М.,1995. С. 171-192; Исхаков Д.М. Роль интеллигенции в формировании и современном функционировании национального самосознания татар // Современные национальные процессы в республике Татарстан. - Казань, 1994. - С.5-25; Магомедов А.К. Региональные элиты и региональные идеологии в современной России (сравнительный анализ: на примере республик и областей Поволжья): Дис. ... д-ра полит, наук. - Казань, 1999: Малькова В.К. Пресса как фактор формирования этнической идентичности // Конфликтная этничность и этнические конфликты / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М., 1994. -С.85-109; Она же. Стереотипы русских, россиян и России в современной российской прессе // Этнопанорама.2001.№3. - С.30-32; Орлов СБ. Интеллигенция как явление социальной мифологии: историко-социологический аспект: Автореф. дис ... д-ра соц. наук. -Екатеринбург, 2002; Сагитова Л.В. Республиканская пресса как фактор формирования национального самосознания в Татарстане в современных условиях // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М.. 1995. С.226-246; Она же. Этничность в современном Татарстане: Воспроизводство этничности в татарском обществе на рубеже 1980-1990-х годов.- Казань, 1998; Шнирельман В.А. Неоязычество и национализм: Восточноевропейский ареал // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1998. №114; Он же. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и политика // Реальность этнических мифов. Аналитическая серия. ВыпЗ. Московский Центр Карнеги. - М.,2000. - С. 12-33.

20 Научная новизна исследования определяется его предметом, целью и задачами. Впервые осуществлен сравнительный анализ взглядов, позиций и реакций на конкретные социально-политические обстоятельства, зафиксированных в «символической продукции», вырабатываемой и транслируемой представителями башкирской, татарской, русской «символьной элиты». Впервые системно проанализировано влияние этнической «символьной элиты», ее «символической продукции» на характер и направленность трансформаций этнонационализма, на региональную идеологию и региональный политический менеджмент в условиях современной Росс Впервые специальным предметом комплексного исследования стали современная русская «символьная элита» и производимая ею «символическая продукция». Относительно изученной является активность татарской «символьной элиты» и содержание ее «символическая продукции». Однако в настоящем диссертационном исследовании эти сюжеты исследуются в конкретном ракурсе влияния на идеологическую и политическую ситуацию в Республике Башкортостан и административно-территориальных субъектах Российской Федерации (Оренбургская, Самарская области). Данное обстоятельство также можно определить в качестве научной новизны. На защиту выносятся следующие положения:

1.«Титульность» башкирского этноса стала основанием для включения в региональную идеологию Башкортостана ряда концептуальных положений башкирской «символьной элиты», для легитимного или латентного патернализма этих положений и требований со стороны властвующей элиты. В результате изначально защитный характер башкирского национализма трансформируется и приобретает наступательный, радикальный характер. Официальный национализм, включенный в региональную идеологию, из этнопаритетного типа трансформируется в этноприоритетный тип.

2.Преференции в виде доступа к власти и социальным благам получают элитные группы «титульного» этноса.

21 3.Существенное значение в политической жизни Башкортостана имеет татарский национализм. Идеология современного татарского национализма разрабатывается, главным образом, татарской «символьной элитой» Татарстана. В условиях Башкортостана эта идеология не только транслируется, но и изменяется, корректируется под влиянием конкретных социально-политических условий. Татарская «символьная элита» Башкортостана, побуждаемая спецификой социально-культурного, демографического, политического и отчасти экономического положения татарского населения республики, политикой властвующей элиты все активнее включает в свою «символическую продукцию» положения и требования, характерные для радикального этнонационализма.

4.В условиях административно-территориальных субъектов Российской Федерации национализм этнических меньшинств не оказывает существенного влияния на региональную политику, на социальную атмосферу, в том числе на межэтнические отношения. Это обстоятельство объясняется как объективными условиями и факторами (незначительный удельный вес в составе населения, особенности социально-профессиональной и социально-территориальной структуры населения, процессы социальной дифференциации и др.), так и субъективными. Особое значение в ракурсе анализируемой проблемы имеет приоритетность в региональной политике Оренбургской и Самарской областей гражданских ценностей. Националистическую «символьную продукцию», которую используют в своей деятельности акторы татарской и башкирской «символьной элиты» указанных регионов можно отнести к защитному культурному этнонационализму. Отсутствие этнонациональной политики, соответствующей современному социально-политическому состоянию российского общества, учитывающей специфику региональных сообществ, может изменить существующую ситуацию.

5. В Оренбургской и, особенно, в Самарской областях все более заметным и значимым явлением социально-политической жизни становится русский национализм. В регионах, на примере которых исследовался современный

22 русский национализм, это идеологическое течение представлено в полном спектре: от либерального, этнопаритетного до радикального, этноприоритетного. Изначально защитный характер подавляющего большинства идейных конструкций, созданных акторами русской «символьной элиты», под влиянием объективных и субъективных условий и факторов в большей или меньшей степени трансформируется в наступательный, радикальный. Трансформации русского национализма имплицируются, прежде всего, ситуацией «социального риска», в которой российское общество находится почти два десятилетия. Важнейшими субъективными факторами являются, во-первых, не признанность русского национализма как такового, вне зависимости от характера, типов, легитимным политическим и идеологическим феноменом; во-вторых, «государственное сознание», то есть отождествление патриотизма и национализма, которое можно определить как экзистенциальную черту русской этничности. 5. «Символьная элита» - это политически активная социальная группа, занимающаяся идеологическим обеспечением деятельности политической элиты или контрэлиты, посредством создания «символической продукции», а также ее поддержания и распространения в массовом сознании. Этническая «символьная элита» создает, поддерживает и распространяет «символическую продукцию» этнического характера, которую используют в своей деятельности этническая политическая элита или этническая контрэлита.

Апробация и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и реализации этнополитики, как на региональном, так и на федеральном уровнях. В частности, для экспертных оценок соответствующих законопроектов, концепций, социальных и предвыборных программ, программных документов политических партий, общественно-политических, национально-культурных организаций, материалов СМИ. Определенное

23 значение полученные результаты и выводы имеют для уточнения перспектив федерализма, совершенствования федеративных отношений в России.

Материалы исследования были апробированы в выступлениях на Конгрессах этнологов и антропологов России, Всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях, семинарах в Москве, Нальчике, Оренбурге, Самаре, Саратове; на семинарах-тренингах для журналистов, работников администраций, активистов национально-культурных центров, проходивших в Самаре и Самарской области; в выступлениях на постоянно действующем научно-практическом семинаре «Этническая среда многонациональной области» и Координационном совете по национальной политике при Администрации Самарской области.

Позиции и выводы автора нашли отражение при подготовке экспертных заключений по ряду законопроектов и материалам парламентских слушаний, подготовленных соответствующими комитетами Государственной Думы РФ. Например, «Русская идея на языке законов», «Об основах национальной политики в РФ», «О русском народе» и другие. Автор является одним из разработчиков Концепции региональной национальной политики.

Теоретические и практические результаты исследования нашли отражение в подготовке экспертных материалов для Приволжского отделения Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, а также при разработке программы мониторинга межэтнических и межконфессиональных отношений в Самарской области.

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в ряде публикаций, например:

- Мухаметшина Н.С. Трансформации национализма и «символьная элита»: российский опыт. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. -292с. (16,97п.л.).

.- Мухаметшина Н.С. Национальная политика в Российской Федерации: анализ новой Концепции // Поволжский электронный журнал «Философия и

24 социальные науки». - Самара, 1998. №3. // research/philosophy/journal (0,5 п.л.)

Мухаметшина Н.С. Общественные организации и формирование этнонациональной политики в регионе // Проблемы разработки и реализации социальных технологий в регионах // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Самара, 2000. - С.78-79 (0,12 п.л.).

Мухаметшина Н.С. Этно-национальная пресса (социологический анализ) // Культурная целостность и толерантность Поволжской этничности в современном пространстве русского языкового союза. Тезисы и материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Самара, 2000. - С. 181-185(0,4п.л.).

-Мухаметшина Н.С. Проблемы адекватного управления этнонациональной сферой в Самарском регионе // IV Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. - М.,2001. - С.87 (0,09 п.л.)

Мухаметшина Н.С. Феномен этнонационализма и деструктивность // Там же. -С.91 (0,09 п.л.).

Понарин Э.Д., Мухаметшина Н.С. Национальные отношения на пост -советской территории. Учебное пособие. - СПб, 2001. - С.62-78 (2,5 / 0,7 п.л.).

Мухаметшина Н. «Русский» дискурс // Этноконфессиональная ситуация в Приволжском Федеральном округе. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - М., 2001. Бюллетень №25. - С.21-24 (0,3 п.л.).

Мухаметшина Н. Русские организации // Там же. 2002. Бюллетень №29.- С.16-19 (0,3 п.л.).

Мухаметшина Н. Волжское казачество: эволюция, проблемы и перспективы // Там же. 2002. Бюллетень №34. - С.24-27 (0,3 п.л.).

Мухаметшина Н. Национал-радикалы пытаются войти во власть // Там же. 2002. Бюллетень №41. - С.20-22 (0,25 п.л.).

Мухаметшина Н. Проблемы мусульманского населения на страницах газеты «Азан» // Там же. 2002. Бюллетень № 46. - С.24-27 (0,3 п.л.).

- Мухаметшина Н.С. Этнонациональная политика в Самарском регионе:
теория и практика // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия,
перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической
конференции. - Оренбург, 2002. - С.307-310 (0,25 п.л.).

- Мухаметшина Н.С. «Русский вопрос» и политическое устройство
России // V Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. -
М., 2003. - С.66 (0,09 п.л.).

- Мухаметшина Н. Национализм как средство политических технологий?
// Этноконфессиональная ситуация...2003. Бюллетень №52. - С.16-18 (0,25

П.Л.).

- Мухаметшина Н. Смогут ли казаки «находиться вне политики»? // Там
же. 2003. Бюллетень №57. - С. 16-18 (0,2п.л.).

- Мухаметшина Н.С. Православие и гражданские инициативы // Культура
славян Оренбуржья. Материалы межрегиональной научно-практической
конференции. - Оренбург, 2003. - С.329-332 (0,2 п.л.).

- Мухаметшина Н.С. Современные методологические и теоретические
подходы к изучению феномена национализма // Вестник Самарского
государственного университета. 2003. №3. - С.34-46 (0,8 п.л.).

- Мухаметшина Н.С. Националистический дискурс в программах
политических партий // О состоянии работы по регистрации региональных
отделений политических партий, общественных и религиозных объединений,
осуществлению контроля за состоянием деятельности зарегистрированных
объединений уставным целям в ПФО для исключения случаев политического и
религиозного экстремизма. Материалы научно-практической конференции -
Самара, 2003. - С.71-77 (0,45 п.л.).

- Мухаметшина Н.С. Этническая «символьная элита»: понятие, функции,
подходы к исследованию // Этно-журнал. М., 2003. №7// http // - 0,7 п.л.

- Мухаметшина Н.С. Патриотизм и национализм в российском измерении // Этнопанорама. - Оренбург, 2003. №3-4. - С.34-39 (0,8 п.л.).

Мухаметшина Н.С. Основные элементы националистической идеологии // Вестник Самарского гос. ун-та. 2004. №1 — в печати (0,7 п.л.).

Мухаметшина Н.С. Русский национализм в политической жизни региона // Проблемы этнокультурного развития русского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Оренбург, 2004. — в печати (о,5 п.л.).

Теоретические и практические результаты исследования нашли отражение в разработанном и апробированном учебном спецкурсе «Этничность и политика».

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений, списка источников и литературы.

Методологические и теоретические подходы к изучению феномена национализма

Категории «нация», «национализм» взаимосвязаны, хотя их феноменологический смысл далеко не совпадает. Возможно, поэтому многие исследователи национализма не касаются определения нации. Анализ националистических дискурсов, представленных в программах, заявлениях и иных документах партий, движений, организаций или контент-анализ текстов периодики можно осуществить без определения сущности нации. Некоторых исследователей национализм интересует, прежде всего, как политическая практика. И в этом случае предмет исследования позволяет обойтись без категории «нация». Следует учитывать и тот факт, что трактовка названной дефиниции различна в отечественной и западной научной традиции. Если с точки зрения отечественной науки нация - это высший тип существования этноса, который достигается в ходе его исторического развития, то западная традиция связана с пониманием нации как политической общности, которая также исторически обусловлена. Разумеется, что в рамках обоих подходов существуют точки зрения, отличные от представленных позиций. В российской науке, политической практике в последние 10-15 лет заметно увеличилось число сторонников, назовем условно, «западной» традиции. Однако в массовом сознании по-прежнему преобладает представление о нации как об этнической общности.

Теоретические подходы к пониманию природы этноса (нации) также разнообразны. Наиболее глубокие исторические корни имеет примордиалистский подход, который зародился в XIX веке в Германии, а в середине XX века оформился как специфическая этнологическая школа. Все теоретические построения сторонников этой школы исходят из представления об изначальности, извечности этнических аспектов социальной жизни.

Представителями этой школы являются, например, П. ван ден Берге, К.Гиртц, Э.Шилз, Э.Смит, Ю. Бромлей, Л. Гумилев. В 70-х годах прошлого века оформилась инструменталйтская школа, основывающаяся на парадигме социальных интересов и этнической мобилизации (Д. Горовиц, А. Коэн, К. Янг, Р. Брубейкер и другие).

В 70-80 годах структурируется еще одна школа - конструктивизм. Основной отличительной чертой теоретических построений и конкретно-политического анализа представителей конструктивистской традиции является подход к этносам и связанным с ними иными субстанциям как к идеальным моделям, конструкциям, которые создает политическая элита для достижения каких-либо целей (Ф. Барт, Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум и другие). Конструктивистские походы можно обнаружить в значительно более ранних работах1. До недавнего времени в отечественной науке единственно легитимным признавался примордиализм,

В рамках перечисленных социально-философских школ разрабатываются и теории национализма. Соглашаясь с мнением некоторых исследователей, что приведенная выше классификация выглядит недостаточно убедительно, все-таки отметим такие ее плюсы как четкое определение парадигм и признание значительной частью научного сообщества. Эти обстоятельства делают, на наш взгляд, данную классификацию вполне «работающей».

Национализм как социальное явление привлекает внимание исследователей более ста лет. В изучении теоретических аспектов, исторической и политической практики этого феномена принимали участие историки, философы, культурологи, социологи, политологи, антропологи.

«Символьная элита» как специфическая социальная группа

Элита, элитный, элитарный - эти термины имеют очень широкую известность. В дословном переводе с французского языка - лучшее, отборное, избранное. Как дефиниция трактуется по-разному: во-первых, как высшие, привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры; во-вторых, как наиболее видные представители какой-либо части общества; в-третьих, как избранный, изысканный круг людей . Первый подход заметно сужает круг акторов, так как включает в него только высшие слои социальной иерархии. Третий - скорее категория этическая, нежели социально-политическая.

Наиболее оптимальным, во всяком случае, в рамках рассматриваемой проблемы, представляется второй подход, но с уточнением: «осуществляющие соответствующие функции». Исходя из такого понимания, можно анализировать, например, региональные этнические, региональные политические и т.п. элиты. Феномен элиты изучается несколькими социальными науками.

В XX веке возникла специальная теория элит - элитология, в создании которой особое значение имели труды В. Парето, Г. Моски, М. Вебера, Ж. Сореля, Р. Миллса и ряда других социологов и политологов. В центре внимания как названных авторов, так и последующих поколений исследователей -политическая, или властвующая элита. В советской, или более точно, марксистской традиции - антиэлитаризм. Собственно, марксистская идеология была направлена против капиталистической элиты. «Но, как не раз утверждали российские и западные элитологи, эта была идеология контрэлиты, которая в борьбе за власть делала ставку на поддержку рабочего класса»2.

В советской пропагандистской литературе термин «элита» почти не употреблялся не только при характеристике собственного социального слоя, занятого политическим управлением, но даже по отношению к «господствующему эксплуататорскому классу буржуазных государств». Теоретические постулаты утверждали, что в социалистическом обществе отсутствует социальная база для существования элиты. Партийных и государственных руководителей всех уровней было принято определять как номенклатуру3.

В реабилитированной отечественной социологии при описании социальной структуры стали использовать понятие «административно-управленческий отряд (или группа) интеллигенции». Номенклатура может рассматриваться как особая часть этого отряда. Собственно, это и есть советская элита. Полузакрытая и труднодоступная, основывающаяся на специфических правилах отбора она представляла собой, по оценке Г.К. Ашина, худший, тоталитарный вариант элиты4.

Другими словами, между идеологическими и теоретическими построениями, с одной стороны, и реальностью, с другой, существовало полное несоответствие. В современный период отечественной истории названное несоответствие преодолено. Признание политиками и научным сообществом существования элитных групп в любом, в том числе и российском обществе, позволило включиться в процесс изучения и «освоения» этого феномена. В 90-х годах появились исследования российских политических и экономических элит.5 Авторы этих исследований, разделяя точку зрения западных элитологов, рассматривают элиту и власть как имплицирующие явления. При этом речь должна идти о разных видах власти. Наиболее часто обращаются к политической, экономической, информационной власти. Понятие «властная элита», как правило, употребляется в качестве синонима понятия «политическая элита». Особенно это не совсем точное отождествление характерно для СМИ, а отсюда транслируется в массовое сознание. Но подобную позицию можно встретить и в научных исследованиях6.

Мифы и идеологемы башкирского национального движения

Более подробно содержательный и функциональный аспекты этнического мифа и его квинтэссенции - идеологем - рассмотрим на примерах башкирского, татарского и русского национальных движений. Выше уже отмечалось, что с конца 80-х годов XX века наблюдался подъем национальных движений народов бывших союзных и автономных республик СССР, а впоследствии Российской Федерации. Эти движения принято квалифицировать как национализм. Несколько позднее начинается распространение национализма среди русского населения.

Во всех движениях национализм проявлялся как идеология и политика. Конкретное соединение идеологических и политических компонентов, возможности и формы их проявления, результаты в виде трансформаций от более либеральных типов к более радикальным типам и, наоборот, на разных этапах развития национальных движений отличаются специфичностью. Кроме того, в каждом национально-территориальном субъекте Российской Федерации флуктуации национализма имеют особенности.

Башкирская «символьная элита» Башкортостана формулировала и транслировала идеологию национального возрождения, начиная с конца 80-х годов и все последующие годы, вплоть до настоящего времени. Башкирские общины других субъектов федерации и зарубежные диаспоры принимали и усваивали эту идеологию. Принятие в октябре 1990 года Декларации о государственном суверенитете активизировало башкирскую интеллигенцию, как, впрочем, и интеллигенцию большинства других народов республики. Существенное различие заключалось в том, что титульность башкирского этноса постепенно из идеологической ценности превращалась в ценность политическую. Это означает, что часть требований националистически настроенной башкирской интеллигенции принимались властвующей элитой, вводились в политическое поле.

В этом плане весьма значимым представляется положение Декларации о том, что суверенитет является реализацией права башкирского народа на самоопределение. Вместе с тем, в Декларации, а позже в Конституции источником власти в Республике Башкортостан провозглашался «многонациональный народ». Эта формула фигурировала и продолжает фигурировать в официальных документах, выступлениях Президента М. Рахимова и других лидеров Башкортостана наряду с формулой самоопределения башкирского народа. В зависимости от ситуации подчеркивается либо этнический, либо общегражданский аспект суверенитета.

Дальнейшие события показали, что статус титульного народа и тезис о самоопределении привели к активному заполнению властных структур и социальных институтов (политических, экономических, информационных, научных и других) представителями «титульного» этноса Республики Башкортостан. На этот процесс существенное влияние оказывало обстоятельство демографического характера: по переписи 1989 года башкиры составляли 21,9% от населения Башкирии, русские - 39,3%, татары — 28,4%.1 Вместе с тем, по итогам выборов 1995 года в высший орган законодательной и представительной власти - Государственное Собрание (Курултай) - в верхней палате (Палате представителей) башкиры составили 41,1%, русские - 23,3%, татары - 29,5%; в нижней палате (Законодательная палата) соответственно 55,8%, 22,5%, 15,0%. Среди депутатов Государственного Собрания второго созыва (1999г.) удельный вес башкир увеличился. Так, в Палате представителей депутаты башкирской национальности составляли уже 43,7%, в Законодательной палате — 56,7%. Соответственно доля депутатов русской и татарской национальностей составила 22,9%, 28,9% в верхней палате и 20,%, 16,74 в нижней палате2.

По оценке авторов статьи «Лики башкирской государственности», напечатанной в журнале «Конституционное право: Восточноевропейское обозрение» в 1997 году, из 35 первых руководителей башкирского правительства, председателей Госкомитетов, министров только 8 человек относятся к славянским национальностям3.

В 1999г. Минюст Башкортостана подготовил проект закона о национальных меньшинствах. В проекте, внесенном на рассмотрение в Государственное Собрание, под национальными меньшинствами понимались «этнические общности граждан, проживающих в численном меньшинстве в национальной среде на территории РБ, осознающие свою принадлежность к народам, национальностям, имеющим государственные образования за пределами РБ либо не имеющим таковых, но основная часть которых, проживает вне Республики Башкортостан»4.

В случае принятия этого законопроекта только башкиры оказались бы не причисленными к национальным меньшинствам. Аналитический отдел оппозиционной газеты «Отечество», подводя итоги двенадцати лет башкортостанского суверенитета, оценил кадровую политику следующим образом. «С начала 90-х годов кадровая политика властей основывается на принципах родства, кумовства и землячества, при этом главную роль играют не знания, умения и способности человека, а его национальная принадлежность, владение башкирским языком, личная преданность своему покровителю. За годы суверенитета сформировалась этноэлита, занимающая большинство высших постов в органах власти республики. Между тем немало высококвалифицированных специалистов были вынуждены уехать из Башкирии» .

Похожие диссертации на Трансформации национализма и "символьная элита"