Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние СМИ на политическое участие в Таиланде Деджтхонгпонг Сатхита

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Деджтхонгпонг Сатхита. Влияние СМИ на политическое участие в Таиланде: диссертация ... кандидата Политических наук: 23.00.02 / Деджтхонгпонг Сатхита;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»], 2019.- 148 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Политическое участие и политическая коммуникация: теоретико-концептуальный анализ

1.1. Политическое участие как форма политического поведения 17

1.2. Политическая коммуникация: формы, виды, инструменты 30

1.3. СМИ как инструмент политической коммуникации и фактор политического участия 36

Глава II. Влияние СМИ на политическое участие в Таиланде: институциональные и функциональные аспекты

2.1. Специфика политического участия в Таиланде 62

2.2. СМИ в Таиланде как форма политической коммуникации 87

2.3. Онлайн-медиа как катализатор политического участия: опыт Таиланда 102

Заключение 120

Список использованной литературы и источников 130

Политическое участие как форма политического поведения

Политическое участие является одним из самых важных вопросов при рассмотрении процесса политического развития. Рассмотрение политического развития связанно с равенством граждан и способностью политической системы задействовать группы людей, которые влияют на решение правительства в принятии законов.

Термин «участие» значит сотрудничество, деятельность по совместному выполнению какого-нибудь общего дела, например можно принять деятельное участие в чем-нибудь или работать в каком-нибудь общем деле7 . Наоборот, термин «апатия» имеет значение «состояние глубокого безразличия»8. Поэтому термин «участие» как указано выше — это деятельность человека, который интересуется чем-нибудь и этому человеку необходимо непосредственно участвовать в этой деятельности, хотя он может только выражать мнение или просто заинтересоваться вопросом. Непосредственное участие группы людей выражается в движении членов сообщества, которые сотрудничает друг с другом, чтобы представлять согласованные потребности или интересы. Они хотят достигать цели общества в экономики или политики. Как правило, они действуют совместно, чтобы влиять непосредственно или косвенно на общественное мнение и затем влиять на развитие сообщества9.

Джеймс Л. Крейг определяет значение «участия людей» как процесс собирания общественного беспокойства, потребности и ценности, где решения принимаются государством и частным сектором. Таким способом возникает двусторонняя связь, или связь взаимодействия, способствующая лучшему принятию решения государством10.

Л.С. Геозалян, преподаватель Невинномысского государственного гуманитарно-технического института отмечает, что подготовка граждан к политическому участию является одной из важнейших функций политических систем; данная фукция, в частности, формирует политические ценности и идеалы, которые во многом определяют нормы политического поведения в государстве11.

По мнению Б. Гинсберга, Т. Лоуча, М. Уиэра, политическое участие включает в себя разнообразные виды политической деятельности, в частности; процесс голосования, назначение чиновников на должности, участие волонтеров в работе электоральных кампаний или при проведении протестов. То есть, все формы, целью которых является воздействие на правительство12.

Степень организованности политического участия во многом напрямую зависит от политического режима. Таким образом, в случаях авторитаризма или тоталитаризма политическое участие носит принудительный или вынужденный характер, тогда как при демократии оно свободное и сознательное.

В целом, формы политического участия можно разделить на пять типов:

Первый тип подразумевает саму власть либо противодействие ей.

Второй тип — это деятельность зарегистрированных общественных организаций. Примером данного вида являются партии, молодежные политические организации и прочее.

Третьим видом политического участия являются неформальные организации и движения. Например, народные фронты.

Четвертый вид политического участия — это выборы и ведение избирательных кампаний. Также к четвертому типу относятся референдумы, различные общественные манифестации, направленные на привлечение общественного мнения. В четвертый вид политического участия можно отнести и различные политические институты или руководящие политические группы.

Влияние на других людей, направленное на изменение политических взглядов и решений общественных масс, составляет собой пятый вид общественного участия. Подобное провозглашение взглядов может проходить в рамках политических собраний, митингов и демонстрациях; могу быть задействованы печать, радио, телевидение. Театром действий для претворения в жизнь пятого типа политического участия также являются политические беседы, дискуссии, которые осуществляются путем обращений в госорганам и политическим объединениям.

Говоря про политическое участие, необходимо затронуть и тему выборов.

Политическая деятельность в условиях демократии при характеризуется проведением выборов, особенно в представительной демократии. Это политический режим, при котором основным источником власти является народ, именно он избирает депутатов и прочих государственных деятелей, задача которых отстаивать интересы граждан, разрабатывать и принимать законы, отдавать государственные распоряжения.

При этом, как справедливо подчеркивает тайский исследователь С. Прасерткул — это процесс прямой демократии (Direct Democracy) и партиципаторной демократии (Participatory Democracy), позволяющий решать проблемы, возникающие в представительной демократии (Representative Democracy).

Принятие политического участия в политических процессах оказывается переходом суверенитета из государства к гражданам13.

Тайский профессор факультета политологии университета Чулалонгкорн С. Бунбонгкарн в свой работе «Политическое развитие в Таиланде: взаимодействие между военными, политическими институтами и политическим участием» пишет, что политическое участие предполагает деятельность, в которой граждане будут участвовать и влиять на процесс принятия решений правительством. Исследователь также считает, что политическое участие включает в себя следующее:

Во-первых, политическое участие представляет собой ни мысли, ни чувства, ни эмоции, а решительные действия.

Во-вторых, политическое участие создано для граждан, которые не имеют профессионального отношения к политической деятельности и не связаны с функционированием государственного или правительственного аппарата.

В-третьих, политическое участие — это деятельность, которая влияет на принятие решений правительством или политическим руководством. Также политическое участие может быть легитимным или нелегитимным.

В-четвертых, политическое участие может влиять на решения правительства или политического руководства. В зависимости от социального положения политучастников. Как правило, известные бизнесмены, ученые, и народные любимцы могут оказать большее влияние на политрешения правительства14.

Эдуард Клюенко, кандидат социологических наук, доцент, руководитель ентрально-украинской социологической лаборатории Кировоградского государственного педагогического университета им. В.Винниченко определяет политическое участие как видоизменение поведения или отношений индивидов в политике. В то же время автор определяет рамки участия граждан в политике, отмечая, что это либо исключительно легитимное, санкционированное политическое участие, либо речь идет о более широком понимании данного феномена - данное понимание рассматривает политическое участие как непосредственное участие граждан в политической жизни государства, которая масштабнее, чем политический процесс, он охватывает, среди прочего, «несанкционированные», нелегитимные и даже насильственные действия 15 . В западной социологии политики с учетом этого аспекта рассматриваются два типа политического участия.

СМИ как инструмент политической коммуникации и фактор политического участия

Средства массовой информации (СМИ) играют важную роль в формировании и развитии общественного сознания посредством их функционирования. Граждане воспринимают и интерпретируют важнейшие явления и события, происходящие в стране и мире. За последнее время усилилось значение коммуникаций в политике с точки зрения стремления фундаментальных экономических и социально-политических сфер к формированию глобального информационного общества. Поэтому в сегодняшней политике возрастает роль средств массовой информации, и политические факторы влияют на такие современные коммуникационные технологии, как политический PR и политический маркетинг41.

В 1940-е и 1950-е годы начались масштабные исследования функций массовых коммуникаций. После второй мировой войны возник широкий интерес к влиянию СМИ на общество42.

Исследователь И. Некрасова говорит, что «средства массовой информации были, есть и будут одним из важнейших инструментов влияния в реализации политических процессов». При переходе к демократическому режиму СМИ продолжают играть важную роль как социально-политический институт43.

СМИ часто именуются «четвертой властью» (Fourth Estate) государства. Первой, второй и третьей властями являются законодательная, исполнительная и судебная. Большая роль СМИ в демократическом управлении признавалась еще с конца XVII века и до сих пор остается основным принципом современной демократической теории и практики44.

СМИ являются важным фактором, влияющим на политические тенденции. Фактически, СМИ — это группа людей, которая предлагает новости и влияющая на общественность. Однако, разные граждане воспринимают информацию неодинаково. Можно сказать, что СМИ существуют как зеркало, отражающее изображение, звук и информацию и передающее их массам. Несомненно, когда граждане получают информацию, они склонны ей доверять. 45 СМИ могут создать «справедливость» потому что СМИ рассказывают о несправедливости в обществе46 . СМИ должны освещать реальность, но не нейтральность, потому нейтральность — это субъективная категория, а реальность — объективная47.

Роль СМИ в демократическом режиме обеспечивает политическое участие и функционирует как инструмент политической коммуникации. СМИ передают политическую информацию и политическое знание. Также они анализируют работу правительства. Более того, они представляют собой пространство политического компромисса между людьми в обществе.

Г. Лассуэлл, специалист в американской и мировой политической науке, и Ч. Райт, профессор Пенсильванского университета, школы коммуникации определили четыре основные функции средств массовой информации:

Во-первых, наблюдение за тем, что происходит в мире: одна из важных функций СМИ — это внимательно следить за всеми событиями в мире и предоставлять информацию обществу. На СМИ лежит большая ответственность за предоставленную информацию. СМИ поддерживают социальный порядок, они предоставляют инструкции о том, что должно быть сделано во время кризиса. Кроме того, СМИ способствуют уменьшению путаницы в обществе. Например, во время стихийных бедствий, войны, паники (вызванные угрозой здоровью и жизни населения), и т.д., СМИ могут сыграть ключевую роль в урегулировании ситуации, если будут проводиться тщательные меры по предотвращению чрезвычайного положения, например, через СМИ можно провести инструкцию по эвакуации граждан или заранее сообщить о приближающемся цунами.

Во-вторых, взаимодействие между различными частями общества: эта функция связана с тем, как СМИ отбирают определенную информацию и как общество воспринимает и реагирует на ее интерпретацию. То есть, у людей сформируется такое мнение на политические вопросы, события и т.д., какое даст СМИ. Например, сообщения СМИ о войне во Вьетнаме сыграли определенную роль в изменении образа мыслей американцев, которые начали выступать против отправки солдат на борьбу с войной, или так Гитлер использовал СМИ в своей пропагандисткой войне против евреев.

Во-третьих, культурная передача: это означает способность СМИ привить обществу различные нормы, правила, ценности, и обеспечивать их передачу от одного поколения к другому. Телепрограммы оказывают сильное влияние на общество, в котором они транслируются и отражают культурное наследие общества. Например, в детских телепрограммах разработаны и показаны только хорошие правила поведения и моральные стандарты, которые дети могут изучать, когда они смотрят программу.

Во-четырех, развлекательная функция СМИ. СМИ должны помочь людям расслабиться и отвлечься от повседневного стресса.

Развлекательная функция СМИ имеет положительные и отрицательные стороны. Например, контент низкого качества часто подвергается критике, но даже у него есть преимущества: он помогает людям “отключить голову” от повседневных проблем, вызывает эмоции у человека48.

Отметим, что функцией СМИ является не только передача информации и освещение событий в обществе, но и контроль полной правдивости и достоверности всей информации (а не только отдельных частей). Также СМИ не должны пытаться продуцировать новости самостоятельно. Более того, СМИ должны обслуживать все общество, а не только отдельные страты или группы. СМИ ни в коем случае не должны негативно влиять на гармонию отношений в обществе.

О.В. Ковалева отметила, что в настоящее время СМИ и массовые коммуникации формируют «массового человека» и определила функции и цели СМИ:

1. Информационно- познавательная: дает информацию о событиях в стране и мире; способствует её быстрому распространению.

2. Коммуникативная: решает проблемы межличностного контакта в обществе для тех, кто страдает от дефицита общения.

3. Культурная: обеспечивает доступ к содержанию литературных, музыкальных произведений, повышает культурный уровень людей, освещает культурные события в стране и мире.

4. Образовательная: предоставляет знания людям, помогает повысить уровень образования общества.

5. Развлекательная: помогает людям отдохнуть, развлечься, поднять настроение.

6. Политическая, идеологическая: содействует поддержанию в обществе определенных норм, устоев, политических настроений; системы взглядов на устройство общества и государства.

7. Социальная: помогает сохранить единство общества; помогает выявить его проблемы и вырабатывать пути их решения.

8. Утилитарная: оказывает помощь людям в решении различных практических, конкретных вопросов быта, выбора покупок, организации досуга, самолечения и т.п.

9. Экономическая: получение прибыли от продажи СМИ, а также от распространения рекламы и информации через СМИ49.

Б. Макнейр, профессор журналистики, СМИ и коммуникации Квинслендского технологического университета следующим образом определил роль СМИ в политическом процессе демократического общества:

Во-первых, информационная роль: то есть своевременная передача актуальной информации обществу, так как люди должны знать, что происходит сейчас в мире. Можно сказать, что в какой-то степени СМИ осуществляют надзор (наблюдение) и контроль (мониторинг) за происходящим.

Специфика политического участия в Таиланде

С 1932 г. в Таиланде было принято 20 конституций. Каждая конституция имеет один и тот же основной принцип — верховенство власти принадлежит тайскому народу. В прошлом тайцы не имели возможности участия в политическом процессе, однако с зарождением демократического движения людей в 30-е гг. ХХ в. стал интересовать тот факт, что у них должно быть больше прав, свобод, а также возможность политического участия. Это привело к реформе тайской политической системы. В особенности, что со времен Конституции 1997 года и до нынешней конституции участие граждан стало очень важным.

По мнению тайского политика А. Лаотхамматата, автора книги «Десятилетие Тайской Демократии», политическое участие заключается в совместном мышлении, кооперации, добровольчестве, самоотверженности, и возможности людей помогать в общественных делах85.

Как отмечают C. Бунбонгкарн и С. Нуалнюкул, в конституции Таиланда характеристики политического участия граждан представляют собой право на участие в процессе голосования, право в том числе на проведение референдума, создание политических партий и становление членами этих партий, право принятия решений о законах, право заявить ходатайство о допуске представителя и чиновников, право участия в административно-территориальных органах управлениях и право создания групп с одними и теми же интересами86.

Профессор Борворсак Юванно и профессор Тавинвади Бурикул отмечают, что участие в партисипарторной демократии подразумевает тот факт, что право принятия решения не должно принадлежать только небольшой группе людей. Оно должно быть распределено между гражданами так, чтобы каждый человек имел возможность влиять на общественную деятельность87.

Срибуаям Канунгнит определяет значение термина «общественное участие» (public participation) как распределение возможности участия людей в политическом процессе и в управлении принятием решений по различным вопросам, в том числе и в части распределения национальных и местных ресурсов, влияющих на жизнь людей. Власть и граждане обмениваются информацией друг с другом, выражают мнения, консультируются, планируют и координируются88.

По мнению Супкамбанги Паттамы, выраженное в ее докладе «Участие общественности в процессе государственной политики», «общественное участие» — это возможность людей влиять на процесс государственной политики. Граждане имеют право на участие в передаче и получении информации, имеют право выражать мнение, принимать решения в процессе политического планирования, проекта или действия, которые могут влиять на жизнь и окружающую среду89.

Прежде чем рассмотреть вопрос о специфике современного политического участия в Таиланде, необходимо отразить идею традиционности, составляющую основу мировоззрения тайцев90.

Идеи и принципы демократии, которые влияли на развитие Таиланда, пришли из Европы и США так, например, правление перешло от абсолютной монархии к демократии с парламентской системой. Система правления Таиланда трансформировалась по аналогии с системой Великобритании91.

Во время правления Короля Рама III тайцы начали учить английский язык, чтобы познать разные науки. Когда они научились читать, они смогли внедрить идеи демократии из Европы и США в политический строй Таиланда. В газете Бангкок Рекордер (The Bangkok Recorder -первая газета на тайском языке) 92 в публикации 1865 г. во время правления короля Монгкута (Король Рама IV, четвертый король Сиама с 1851 по 1868) было сказано, что концепция конституции Таиланда была двусмысленной, имеющая много общего с концепцией республики, при котором лидер выбирается народом. С этой конституционной концепцией, по которой народ выбирает короля, чувствуется влияние западного режима абсолютной монархии. Ранее существовали объяснения, что для Сиама (до 1949 Королевство Таиланд называлось Сиам), закон о престолонаследии (The Palace Law of Succession, Kot Monthian Ban) представлял конституцию, где говорилось о том, какой существует порядок престолонаследия. В этом случае, политическое участие граждан отсутствовало.

Начало изменения режима Сиама от абсолютной монархии к конституционной монархии началось примерно в 1884 г. во время правления Короля Рама V (Восстание 1884 года). Считалось, что Сиаму не подходит режим абсолютной монархии, поэтому чувствовалась необходимость перехода к демократии, чтобы Сиам был подобен европейским странам и мог избежать колонизации. К тому же новое правительство предлагало сформировать кабинет министров, принять закон, гарантирующий права человека, публиковать газеты, чтобы доносить информацию до народа. По мимо этого планировалось также изменить порядок наследования престола: порядок восхождения на трон и управления государством93.

Из-за нестабильности политики Сиама Король Рама V ответил участвующим в восстании 1884 года, что “он не боится потерять власть и перейти от абсолютной монархии к конституционной монархии, но он хотел бы реформировать механизм государства, чтобы эффективно работали чиновники и принимались законы”94.

В 1932 году в Таиланде произошла «Буржуазная Сиамская Революция». Революция была организована «Народной партией» (Крана Ратсадон), которая изначально была образована в Париже. Революция привела к смене государственного строя — от абсолютной монархии к конституционной. Это событие может считаться началом возникновения демократического политического участия в Таиланде.

По итогам данной этой революции, король не имел права объявлять о помиловании, а ассамблея народных представителей могла объявить ему импичмент и отдать под суд. Однако уже в постоянной конституции 1932 года (10 декабря 1932) были внесены изменения в тексте временной конституции (27 июня 1932). В обновленном тексте, также как и в первом варианте, содержалось положение о том, что суверенная власть принадлежит народу Таиланда 95.

До буржуазной Сиамской революции в аграрном обществе не признавались различия между государственными и частными интересами. Представилось, что Король хорошо заботился о гражданах, они были довольны и и не уделяли должного внимания собственным интересам и правам. Из этого можно сделать вывод, что в тайском обществе зародилась культура патронажа. Позднее политический режим в Таиланде стал демократическими культура патронажа переросла в бюрократическую.

Демократия - это не единственное, что пришло в Таиланд с Запада: современная бюрократия, регулярная армия, централизованное администрирование, — все эти концепции появились в государственном управлении Таиланда раньше, чем демократия, и её концепции заменили старую тайскую политическую культуру96.

Онлайн-медиа как катализатор политического участия: опыт Таиланда

Скулсри Срисаракам, преподавательница факультета коммуникаций искусств института Паняпиват, Бангкок говорит, что сегодня онлайн-медиа в Таиланде служат «перекрестками» и «центрами информации и людей». Общество с помощью онлайн-медиа принимает участие в политике, что приводит к осознанию услышанного и прочитанного в короткий период и к изменению политики в долгосрочный период. Это зависит от выбора новостей или проблем в обществе, выбора онлайн-медиа и уровня участия людей. Решение социальных проблем приведет к тому, что общество, онлайн-медиа и правительство объединятся вместе. Важно то, что надо работать в согласии, а не в конфликте, потому что конфликт дает краткосрочные результаты, но не приводит к долгосрочным изменениям. Также конфликт является препятствием коммуникации149.

В настоящее время пользователи онлайн-медиа перестали быть просто получателями информации: в современных условиях они также могут становиться источниками данных для окружающих. Таким образом происходит создание информационных пространств как оффлайн, так и онлайн. Фактически это создает возможности создания новых СМИ, новостей, общественных движений. В этих условиях онлайн-медиа должны оперативно реагировать на интересы читателей, осознавать силу общественности для того, чтобы не отставать от прогресса.

Институты в обществе, которые играют особо важную роль, являются не парламентом, не политическими партиями, a СМИ. Это особенно касается коммуникации, в которой прямые участники представляют собой оператора. Такая коммуникация является политической коммуникацией на базе использования интернета. В настоящее время основную часть информации о политической жизни граждане Таиланда получают не столько из газет, сколько из онлайн-медиа. Поэтому онлайн-медиа играют главную роль в тайской политике, и определяют направление политических изменений. Когда в стране есть проблемы отсутствия доверия и веры, онлайн-медиа, не существуют как «прямая власть» в политическом процессе, но становятся также «референтной властью или эталонной властью». Эта власть связана со способностью онлайн-медиа влиять на поведение людей благодаря наличию харизмы. Харизма — это власть, влияющая на силу личных качеств, таких как уверенность, энергичность, независимость характера и т. д. Таким образом, граждане верят онлайн-медиа как референтной власти, вызывающей существенное развитие в коммуникации в ее содержании и форме150.

Тайский исследователь Иссарачай Юттапорн в своей работе «Интернет и тайская политика», приходит к выводу, что причины использования онлайн-медиа для политических целей состоят в следующем;

- Онлайн-медиа являются эффективным коммуникационным каналом.

- Это способ, при котором граждане могут высказать свое мнение правительству.

- Это безопасный канал коммуникации.

- Новости, которые показаны в интернете, не появляются в других медиа.

- Граждане могут отслеживать новости и информацию в любое время.

- Низкая стоимость использования интернета.

- Можно отслеживать новостей больше, чем в других медиа.

- Они дают более подробную информацию, чем другие медиа151.

Спустя несколько дней после переворота 22 мая 2014 года, лидерам группировки «краснорубашечники» на северо-востоке и севере угрожали военные. Политики нуждались в получении разрешений от старших офицеров в этих районах, чтобы выехать из своих провинций. В 2015 году, оперативное Командование внутренних операций безопасности (the Internal Security Operations Command) сообщило, что 143 тайских веб сайтов были закрыты, включая 5268 URL-адресов. Эти веб-сайты рассматривались как угроза национальной безопасности, особенно для монархии. В процессе закрытия 3426 URL-адресов, оперативное Командование внутренних операций безопасности приказало Министерству информационных и коммуникационных технологий закрыть эти сайты152.

Государства использует новейшие технологии для установления контроля над политической коммуникацией. Например, установив контакт с массой людей или получив новости от них, оно может отправить информацию через приложение «Line», а также оно официально наблюдает, что движения сопротивления через социальные сети (Фэйсбук). Если оно замечает, что содержание веб-сайтов или Фэйсбука угрожает национальной безопасности, оно может принять юридические действия153.

Недавно тайская аналитическая компания Thoth Zocial, предоставляющая информацию в социальных сетях, опубликовала анализ статистических данных использования тайцами социальных сетей с 2016 года до мая 2017 года. По факту, 47 миллионов человек используют Фэйсбук (Facebook), в то время как Инстаграм (Instagram) насчитывает 11 миллионов пользователей, Лайн (Line) имеет 41 миллион пользователей и Твиттер (Twitter) достигает 9 миллионов пользователей154.

Очень интересно, как изменится в Таиланде поведение пользователей онлайн-медиа в будущее время. Mindshare — это сеть глобального медиа агентства, прогнозирующего изменение числа пользователей. Исходя из анализа, в 2021 году число телезрителей упадет примерно на 50%, однако число пользователей интернета или онлайн-медиа вырастет на 30%155.

В результате анализа пользователей интернета в Таиланде агентство развития электронных транзакций (the Electronic Transactions Development Agency) провело опрос в период с марта до мая 2016 года методом случайных выборок из 16,661 человека по всей стране: поколение X,Y,Z и беби-бум.

1. Опрос показал, что тайцы пользуются интернетом в среднем 6.4 часов в день (или 45 часов в неделю), в прошлом году эта цифра была равна 6.9 часов. По сравнению с прошлым годом показатели уменьшились, потому что у большинства людей появилась возможность доступа к интернету. Опрос был масштабным — были опрошены граждане разного возраста по всей стране.

2. Число пользователей интернета через мобильный телефон выросло на 85.5%, это в среднем 6.2 часа в день. В прошлом году это число составляло 82.1%, в среднем 5.7 часов в день. Это указывает на повышение числа пользователей смартфонами, расширение зоны действия сети в мобильных телефонах.

3. Транссексуалы используют интернет наибольшее количество часов в неделю, и поколение беби-бум использует социальные сети на самом высоком уровне.

4. Количество людей, которые используют интернет в рабочее время через компьютеры, составляет 64.5%, поэтому что обычно в государственных организациях или в частных компаниях сотрудники используют персональные компьютеры или ноутбуки. После работы 68,4% людей пользуются смартфонами. Смарт телевизоры постепенно становятся популярными.