Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женский терроризм в современном политическом процессе Адамова Мария Анатольевна

Женский терроризм в современном политическом процессе
<
Женский терроризм в современном политическом процессе Женский терроризм в современном политическом процессе Женский терроризм в современном политическом процессе Женский терроризм в современном политическом процессе Женский терроризм в современном политическом процессе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адамова Мария Анатольевна. Женский терроризм в современном политическом процессе : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Адамова Мария Анатольевна; [Место защиты: ГОУВПО "Ставропольский государственный университет"].- Ставрополь, 2008.- 167 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования терроризма в политиче скомпроцессе 12

1.1. Феномен терроризма в современном политическом процессе 13

1.2. Политический и религиозный виды терроризма в контексте политического процесса 33

1.3. Социальные, политические, религиозные основы моделирования женского терроризма 56

ГЛАВА II. Особенности моделей женского терроризма в современном политическом процессе 74

2.1. Социально-политическая модель женского терроризма 74

2.2. Социально-религиозная модель женского терроризма 102

2.3. Женский терроризм на Северном Кавказе («чеченская модель») 123

Заключение 139

Библиографический список

Использованной литературы 1

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что терроризм чаще всего сопровождается массовыми убийствами невиновных людей, влечет за собой разрушение материальных и духовных ценностей, пытается провоцировать войны между государствами, вызывает конфликты между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения

Па современном этапе терроризм, который является одной из крайних форм борьбы ряда азиатских стран против западной идеологии, приобретает религиозную окраску, что делает данную тему актуальной для изучения, как в политическом, так и в социокультурном аспектах

Уроки XX века, а в особенное і и его второй половины, весьма красноречиво свидетельствуют, что во всем массиве религиозного терроризма наибольшее распространение получили экстремистские структуры, действующие на основе исламского фундаментализма

Специфической особенностью современного терроризма в последние десятилетия является то, что активными участниками в них становятся женщины Такого рода динамика прослеживается как на Ближнем Востоке, так и в России

Террористические акты стали «визитной карточкой» Северного Кавказа, а женщины-террористки распространенным явлением, что обусловливает актуальность изучения региональных особенностей проявления женского терроризма на Северном Кавказе

Терроризм на современном этапе приобретает новые формы, представляющие несомненную угрозу для национальной безопасности государств Вследствие этого данный феномен стал в последние годы пристальным объектом социальных, политических и психологических исследований Однако тендерный аспект терроризма, изучение которого необходимо для понимания личности террористок, уровня значимости их статусов и распределения ролей в террористической деятельности, недостаточно научно проработан В обществе существует стереот ип, что женщины милосерднее, жалостливее и слабее «боевым духом», чем мужчины Тем не менее, реальность сегодняшнего времени убеждает, что это далеко не всегда так

Изучение участ ия женщин в террористическом движении важно так же и потому, что оно вносит вклад в исследование проблем женского участия в политической деятельности, в том числе и в совершенно особой подпольной (нелегальной) форме

Исследование феномена женскою терроризма, его причин и тенденций развития в современном политическом процессе представляется весьма акіуальпьім, так как оно позволит выработать стратегию для борьбы с этим дсструкіивпьім явлением

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические аспекты исследования феномена терроризма в целом получили свое отражение в работах 10 М Антонина, К В Жаринова, Е Г Ляхова, К Н Салимова

Глубокий культурологический анализ терроризма проведен в работах М Одесского и Д Фельдмана, а также в исследованиях А В Баранова Проблемы правовой квалификации терроризма изучаются в трудах В П Емельянова, В В Мальцева, Г И Морозова, В В Устинова

Проблемы политического терроризма исследуются В В Витю ком, П П Кабановым, Н Д Литвиновым Международному терроризму посвящены работы II С Ьегловой, Л А Моджоряна Государе і венный терроризм явился предметом анализа Е У Латыпова, В В Лунеева и ряда других авторов Проблемы социальных конфликтов и насилия исследованы А В Дмитриевым

Проблемы глобализации, реакцией на негативные последствия которой следует считать современный международный терроризм, изучаю і ся в работах В Л Иноземцева, ГВ Косова, НП Медведева, В Е Мишина, АС Шпарина, А И Уткина, Ю В Шишкова и целого ряда других исследователей Ряд аспектов современного терроризма освещен в работах Н Н Афанасьева, А А Волкова и друї их авюров Среди политологов Юга России значительный вклад в анализ проблем терроризма внес И П Добаев

Региональная конфликтология, исследующая факторы этнополигичес-кой нестабильности Северного Кавказа комплексно представлена в работах С А Абдокова, В А Авксентьева, М А Асгвацатуровой, В С Белозерова, А А Вартумяна, В Н Панина, В Р Чагилова

Глубокий анализ причин возникновения и рост а терроризма предсіав-лен в трудах зарубежных ученых И Александера, Т Арнольда, 3 Бжезин-ского, А Гидденса, Ч Добсона и Р Пэйна, Б Дженкинса, М Касгельса, М Кеннеди, Р Клаггербека, Б Крозье, У, Лакера, Д Лонга, У Маллисона, Р Робертсона, А Шмида, П Уилкинсона

Проблемы участия женщин в террористической деяіельносги получили свое отражение в работах Э Найт и А Гейфман Вместе с тем, феномену женского терроризма и его роли в современном политическом процессе посвящено недостаточное количество научных трудов, мнения эксперта носят предположительный характер Практически не существует исследований, посвященных статусу женщин-террористок в террористи-

ческнх организациях, методам их вербовки и психологической обработки и тд Несмотря на то, что женщины всегда принимали участие в террористических организациях, женщин-террористок как отдельный политический феномен стали рассматривать совсем недавно Таким образом, заявленная в диссертационной работе проблематика имеет научно-практическое значение

Объектом диссертационного исследования является терроризм как составная часть современного политического процесса

Предметом исследования является сущность и специфика женского участия в террористической деятельности

Цель исследования состоит в выявлении моделей проявления женского терроризма в современном политическом процессе

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных конкретных задач

Раскрыть сущность и значение терроризма в современном политическом процессе

Исследовать политический и религиозный виды терроризма в кошек-сте современного политического процесса

Выявить модели женской террористической деятельности

Проанализировать особенности социалыю-полшической модели женскою терроризма

Подвергнуть анализу и выявить специфику социально-религиозной модели женского терроризма

Выявить и обосновать причины и факторы, способствующие появлению женщин - террористок на Северном Кавказе, а также мотивы, побуждающие их

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют исследования отечественных и зарубежных ученых ЮИ Авдеева, С В Будницкого, В К Василенко, В В Витюка, Б Дженкинса, У Лакера Особую значимость представляет работа Б Хоффмана, п которой анализируется суіь, виды, причины возникновения терроризма, а также механизмы противодействия террористической деятельности.

Методологическую основу исследования составляют методы познания социально-политических явлений, прежде всего синтез институционального, исторического, компаративного анализа Был применен принцип объективности, позволивший рассмотреть современный терроризм с различных научных позиций Использование системного метода способствовало выявлению социальной, политической детерминации, динамики и тенденций, связанных с участием женщин в террористической деятельности Использовались также методы теоретического обобщения, описания и другие

Нормативно-правовая база исследования представлена международными и российскими официальными документами, содержащими в себе информативную базу в оіношении терроризма, такими как Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв обществен-но-полиіического строя в других суверенных государствах (1984 г), Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (1994 г), Конституция Российской Федерации (1993 г), Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000 г), Уголовный Кодекс Российской Федерации (1996г), Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (1998 г), Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (2002 г)

Научная новизна диссертации состоит в следующем

обосновано, что терроризм представляет собой явление, приобретающее международный характер и направленное на дестабилизацию современною политического процесса,

выявлено, что религиозный терроризм по сравнению с политическим предсгавляеі большую угрозу для политического процесса, так как его обьекгы размыты географически, этнически и социально, а насилие оправдывав іся авторитетом религии,

на основе анализа социальных, политических, религиозных основ участия женщин в терроризме предложены авторские модели женской террористической деятельное I и социально-политическая и социально-религиозная,

рассмотрена социально-политическая модель женскою терроризма и доказан факт, чю во многих случаях женщины вступают в террористические организации вследствие политического проіесшого поведения,

проанализирована социально-религиозная модель женской террористической деятельности, и показано, что оправдание и героизация женского іерроризма представителями религиозных экстремистских течении способствует вступлению женщин в террористические организации;

определены особенности участия женщин в террористических организациях на Северном Кавказе и доказано, что несмотря на связь террористических организаций региона с исламским фундаментализмом, проявления терроризма в реї ионе несут в себе, в первую очередь социально-политическую, нежели религиозную первооснову

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Современный терроризм начинает представлять собой явление, приобретающее международный характер, все более часто встречающееся в политическом процессе как развитых, так и развивающихся стран Данный

б

феномен, будучи составной частью современного политического процесса, имеет десірукіивиьій характер, поскольку своей главной целью ставит дестабилизацию социально-политической системы как внутри государств, так и в области межгосударсі венного взаимодействия

2 Политический ісрроризм в современном политическом процессе -один из способов борьбы за власть, направленный на десіабшппацию юсударственных режимов посредством возбуждения у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности перед лицом насилия Религиозный терроризм несет в своей основе дихотомизм, поскольку геррориім, прежде всею, олицетворяет собой насилие, а релшия призывает человека к миру с собой и друїими Данный вид терроризма представляет наибольшую угрозу обществу на современном этапе

З, В современном политическом процессе можно выделить следующие модели женского участия в террористической деятельное!и социально-политическую и социально-религиозную Первая харакіеризусгея тем, что женщины становятся террористками по собственное воле с целью выражения политического протеста обществу и достижения социальною равенства с мужчинами Спецификой второй модели является то, что террористок в большинстве случаев принуждают к теракіу предсіавители экстремистских террористических организаций, посредсівом давления религиозных лидеров и психотропной обработки

  1. Характерными чертами социально-политической модели женской іеррорисіической деятельности являются желание изменть политическую систему, стремление к участию в легальной политической деятельности, к социальному равенству с мужчинами, фанатическая потребность в некой политической идеи, за которую нужно бороться до конца В терро-рисшческих организациях женщины участвуют не только как нсиолпиіе-лн іерактов, но и как идеологи, сірагеги и руководители

  2. Особенностями социалыю-релш иознои модели женского терроризма являются следующие женщины используюіся и террористических организациях на низовом уровне, выступая в качестве дешевого оружия, теракт осуществляется посредством самоподрыва, при этом экстремистами религиозными лидерами пропагандируется образ іеррористок как героинь и мучениц Привлечению женщин в геррорисіические религиозные оріанизацни и использование их в террористической дсятельносіи способ-сівуют следующие причины, они вызывают меньше подозрений у спецслужб, их легче подготовить к роли самоубийцы, так как они более управляемы, чем мужчины Теракт, совершенный женщиной, вызывает больший пропагандистский эффект в обществе

б Участю женщин в іеррорисгичсской деятельности способствует низкий экономический уровень Северного Кавказа и неблагоприятные социальные условия, а также усовершенствованные методы психотропного воздействия В террористические организации вовлекаются женщины с несложившейся жизнью, имеющие проблемы во взаимоотношениях с родственниками и окружающими Особенностью женского терроризма на Северном Кавказе является тот факт, что религиозные воззрения в меньшей степени влияют па мотивацию террористок

Теоретическая значимость диссертационного исследования сое шит в іом, что положения и выводы диссертации могут внести вклад в теореіи-ческую базу для дальнейшего изучения участия женщин в террористической деятельности Маїериальї диссертационного исследования могут дать возможность уточнить выведенные огечесівенными и зарубежными политологами характеристики, описывающие терроризм, также могут послужить базой для исследования роли женщин в современном терроризме

Практическая значимость. Маїериальї исследования и его выводы могут быть использованы органами государе і венной власти, занимающимися борьбой с терроризмом

Отдельные части диссертации могут быть использованы органами государственной власти в работе с экстремистскими религиозными движениями, для проведения переговорных процессов с террорисіами в случае теракта

Практические выводы диссертации могут бьпь использованы в учебном процессе вузов для преподавания дисциплин «Геополитика», «Конфликтология», «Полиіическая социология», «Психология», а также при разработке спецкурсов по проблемам национальной и международной безопасности

Апробация работы. Диссертация обсуждена па кафедре международных отношений, связей с общественностью и журналистики Пятигорского государственною лингвисгического университет и рекомендована к защше по специальности23 00 02 - Полшические институты, эшополшическая конфлик-Г0Л01ИЯ, национальные и политические процессы и технологии

Основные положения диссертации представлены па Международной научно-практической конференции «Молодежь против эксгремиша, фашизма и насилия» (г Амстердам, 2007 г), па Международной научно-прак-, гической конференции «Молодежь и вызовы XXI века» (г Ереван, 2007 г), на V Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образования, культуру» (г Пятигорск, 2007 г), на региональной конференции «Негативное влияние религиозных и экстремистских течений на общественную безопасность и политическую стабильность в Северо-Кавказ-

ском регионе» (г Пятигорск, 2005 г), на Университетских научно-методических чтениях Пяішорского государственного лингвистического университета (Пятигорск2006 г, 2007 г, 2008 г)

Основные положения и выводы диссертации отражены в 8 публикациях общим объемом 2,4 п л , в юм числе в одной сіатье, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, который включает в себя 254 источника, в том числе 12 на иностранных языках Общий объем диссертации составляет 166 машинописных страниц

Политический и религиозный виды терроризма в контексте политического процесса

В 1798 году, словарь французской академии наук определил терроризм как «систему страха», а в Великобритании он получил иное значение: «правление ужаса»1. Лидер французского революционного движения Робеспьер твердо верил, что добродетель должна стать основным побуждением для деятельности народного правительства в мирное время, однако в неспокойное время революционных потрясений она должна объединятся с террором ради процветания демократии. Он часто апеллировал к добродетели, без которой террор становится злом, однако и добродетель без поддержки террора становится беспомощной .

Начало XIX в., ознаменовавшееся окончанием наполеоновских войн, дало точку отсчета политическому терроризму. Первоначально терроризм носил характер индивидуальной активности и осуществлялся приверженцами революционных идей.

Наиболее ярко в XIX в. терроризм проявился в деятельности русских народников. Среди множества групп, действовавших в 1870-80-е гг. выделялась «Народная воля», подготовившая 8 покушений на «царя-освободителя» Александра II (убит 01.03.1881). Эта организация обладала разработанной политической программой, опиравшейся на опыт народнического движения 1860-70 гг., и осознанным стремлением насильственным путем устранить монархический порядок.

В канун Первой мировой войны терроризм по-прежнему сохранил революционный подтекст и подразделялся на две основные ветви: социально-революционный и национально-освободительный. К первому типу относились проявления терроризма в странах, не подвергшихся колонизации (Япония, Иран), в которых были сильны социальные конфликты. Национально-освободительный терроризм складывался в тех государствах, где внутренние социальные конфликты были оттеснены на задний план борьбой за независимость, и принимал формы антиколониального и сепаратистского терроризма. Антиколониальный терроризм разворачивался в таких странах, как Индия (антибританский), Корея (антияпонский), Вьетнам (антифранцузский). Сепаратистский - на территории Османской империи, где армянские, македонские и другие меньшинства боролись за обретение независимости.

В 30-х годах XX века значение термина «терроризм» снова изменилось. Теперь он в меньшей степени использовался для описания деятельности революционных движений и актов насилия, направленных против государства или его правителей, и все больше для обозначения массовых репрессий, проводимых тоталитарными государствами и правителями-диктаторами против народа. Таким образом, термин вновь приобрел свое прежнее значение, а именно злоупотребление государственной властью, и стал применяться исключительно по отношению к авторитарным государствам, таким, как фашистская Италия, нацистская Германия и Россия эпохи сталинизма.

После Второй мировой войны термин «терроризм» вновь приобрел революционный характер. Именно в это время в результате того, что мировое сообщество придало политическую законность борьбе за национальную независимость и самоопределение в моду вошло политически корректное понятие «борец за свободу». Многие страны третьего мира, а также страны социалисти 1 См.: Добаев И. П., Немчина В. Новый терроризм в мире и на Юг России. - Ростов - на - Дону, 2005. С. 16 ческого блока приняли этот термин, аргументируя это тем, что любой человек или любое движение, борющееся против колониального гнета или западного господства, не должны считаться террористами, но борцами за свободу. Эта позиция была наиболее четко выражена председателем Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом в его обращении к Генеральной Ассамблее ООН в ноябре 1974 года. «Разница между революционером и террористом заключается в причине борьбы. Ибо тот, кто делает благородное дело и борется за свободу и освобождение своей страны от захватчиков, переселенцев и колонистов, не может называться террористом»1.

На наш взгляд между современным терроризмом и классическим террором существует определенные отличия, заключающиеся в субъектно- объектной связи. Для террора субъектом является государство, а объектом граждане, для терроризма наоборот. Можно говорить о том, что террор это политика сильного в отношении слабого (так как государство объективно сильнее своих граждан), а терроризм - политика слабого по отношению к сильному. Целью террора является сохранение существующей государственной власти. Целью терроризма является изменение политической ситуации. В.П. Емельянов сравнивает понятие «террор» с такими как «агрессия», «геноцид», «война», считая террор массовым насилием, применяемым субъектами власти, и в связи с этим рассматривает понятие «идеологический террор», «государственный террор», «внесудебный террор», «административный террор» .

Социальные, политические, религиозные основы моделирования женского терроризма

В ходе следствия полиция выяснила, что секта причастна к теракту, более того, газ производился на химическом заводе, принадлежавшем Асахаре. Занималась организация и разработкой бактериологического оружия. Найдены были инкубационные установки, питательные, бульоны с бактериями, способными вырабатывать ботулизм, смертельно опасное инфекционное заболевание. Специалисты считают, что для ведения крупномасштабных войн бактериологическое оружие не является наиболее подходящим видом, в отличие от террористических атак. К тому же у Асахары имелась секретная документация, необходимая для создания ядерного оружия.

Теракт в метро был сделан для того, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Он планировал в дальнейшем применение разработанного оружия для попытки устройства конца света, но только не для себя и своих последователей, которые пережили бы в противоатомном убежище. Следует отметить, что, несмотря на идеи буддизма, которые он проповедовал в своей религиозно - сектантской практике, его идеология основывалась на взглядах Гитлера. Конечной целью его деятельности была власть над всем миром. «Массовое убийство - это прекрасно, - утверждал Асахара, - мудрые люди увидят, что души убитых и убийц от этого только выигрывают»1.

Джим Джонс внушал своим последователям, членам секты «Народный Храм», что все человечество погибнет от ядерной войны. Но у них есть возможность умереть добровольно, и к тому же сделать это в знак протеста против расизма и фашизма. Государственные структуры в США считают своим долгом не вмешиваться в религиозные проблемы, но эта секта стала объектом их пристального внимания. В ответ сектанты переехали в Гвиану, где основали свой собственный лагерь под названием «Джонстаун». 18 ноября 1978 года в Джонстаун приехал конгрессмен Лео Райан, чтобы расследовать многочисленные сообщения о нарушении прав человека в секте. Джонс не дал ему даже сойти с взлетно-посадочной полосы, приказав открыть огонь. Райан и еще четвере человека были убиты, 11 - ранены. Джонс, считавший себя новым воплощением Христа и Ленина, приказал своей пастве выпить яд, первыми умерли дети, за ними - взрослые. Тех, кто отказывался пить смертоносный напиток, застрелила охрана «пророка». Самого Джима Джонса нашли мертвым с пулевым ранением.

Проявление современного религиозного терроризма так же связывают с революционной борьбой в Иране в 1980 годах. Именно тогда религиозный терроризм стал ассоциироваться с исламом. Духовный наставник иранской «исламской революции» Р. Хомейни весьма образно утверждал: «Если каждый мусульманин выльет ведро воды на Израиль, наводнение уничтожит это сионистское государство»1.

В 90-е годы, с крушением коммунистической идеологии, образованием новых независимых государств, увеличилось число сепаратистских террористических организаций. Одновременно возросло количество религиозных движений, которые уже являлись не только исламскими, а были связаны со всеми мировыми религиями, многочисленными сектами и культами.

Уроки XX века, а в особенности его второй половины, весьма красноречиво свидетельствуют, что во всем массиве религиозного терроризма наибольшее распространение получили экстремистские структуры, действующие на основе исламского фундаментализма. СМИ чаще всего рассказывают именно про действия радикальных исламских организаций, что, безусловно, способствует достижению одной из целей данных группировок - устрашение, а так же является своеобразным пиаром. В отношении этих организаций уместно использовать определение «самый» - они самые фанатичные и активные, и им в последние годы удается оказывать все большее влияние на международную политику.

Эксперты считают, что нужно разделять такие понятия как классический ислам и исламизм.

Исламизм - идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, в которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы общества, где наличествуют мусульмане, а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм, прописанных в шариате1. Иными словами, речь идет о реализации проекта по созданию политических условий для применения исламских (шариатских) норм во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому исламизм называют политическим или политизированным исламом.

В основе исламского экстремизма лежит стремление распространить фундаментализм на территориях других стран. Многие годы мир был свидетелем борьбы арабов против сионистского государства в Палестине, и с арабским терроризмом постоянно сталкивались приехавшие сюда для создания своего государства евреи. В настоящее время радикально настроенные арабы окончательно объединились, создав террористическую систему, которая действует во имя Джихада - Священной войны. Цель - создание нового исламского государства, объединившего в своем составе всех мусульман.

Социально-религиозная модель женского терроризма

С 1977 года и в 1980-е «Фракции Красной армии» проводит покушения на сотрудников военной администрации ФРГ и НАТО. В начале 1980 в основу деятельности была положена «Стратегия против стратегии империализма», цели - «расколоть НАТО», «расшатать империалистическую систему», тактика борьбы - «эскалация политических акций». В Бельгии террористы «Фракции Красной армии» убивают Главнокомандующего войсками НАТО в Европе Хей-га, предпринимают покушение на командующего центральной группой армий НАТО генерала Ф.Дж.Крезена, предпринимают покушения на представителей ВПК, чиновников МИД и Министерства Финансов.

По воспоминаниям участников террористической группы, женская половина руководства «Фракции» легче переносила «тяготы и лишения» будней террористического обучения. Одним нравилась грубая пища, подъем в 6 утра и занятия с оружием. Другим, что «у них все было, как в американском боевике: темные очки, немногословность, решительность, мужественная грубость, и отношения между женщинами и мужчинами - как в кинофильме «Бони и Клайд»1.

В общем и целом, оценивая женщин-террористок, немецкие спецслужбы, например, упоминали об их особой практичности в сравнении с мужчинами. Именно женщины организовывали явочные квартиры, доставали взрывчатку и оружие, вели бухгалтерию своих групп. Если мужчины были стратегами, то из женщин получались прекрасные тактики.

Анализируя различные составляющие участия женщин в террористической деятельности, следует отметить, что многие немецкие террористки 60-70-х годов XX века - это бывшие медицинские сестры, воспитательницы детских садов, учительницы, специалисты в области социологии и психологии, журналисты, которые, находясь в подполье, занимаясь убийствами, похищениями и ограблениями, менялись до неузнаваемости. Бывшие медицинские работники, ранее заботившиеся о парализованных больных, превращались в фанатичных

Цит по: Пастухов Е. Не женское лицо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.continent.kz/2005/06/14.htm террористок, которые вели себя с заложниками как надзирательницы в концлагере. Причины резкого изменения стиля жизни могут быть разнообразны, в том числе это может быть болезненная агрессивность.

Отто Вейнингер, известный немецкий философ, доказывал, что женщины более жестоки, чем мужчины. У них больший запас жизненной энергии и они более бесстрашны. «Почему во всех войнах среди сестер милосердия практически не было мужчин? Ни один мужчина не выдержал бы ежедневно наблюдать за страданиями других»1.

Уходя в подполье, эти женщины оставляли детей и родителей, обрывали все связи с прежней жизнью, так как находили в террористической группе ту теплоту, любовь и заботу, которых им так не хватало в обычной жизни. На формирование личности террориста накладывают свой отпечаток и семейные проблемы: по данным исследователей - до 25% террористов 60-70-х годов выросли в семьях, где родители разошлись, причем в тот момент, когда ребенок был подростком, то есть находился в самом уязвимом с психологической точки зрения возрасте2.

Внутри террористической группы к женщинам относятся как к товарищам, как к равноым, и они гордятся этим. Таким образом, группа особенно притягательна для молодых людей со слабым характером, для тех, кто испытывал трудности в общении с другими, кто нуждается в компании, обществе, поддержке. Недостаток уверенности в себе компенсируется чувством «вместе мы -сила». Молодые люди, в частности девушки, полагают, что именно для них наконец-то есть опасное, увлекательное дело, которое завораживает, поглощает целиком. Им, которые никогда и никому не желали подчиняться, начинают нравиться дисциплина, необходимость подчиняться приказам, то, что еще совсем недавно категорически отвергалось.

Цит. по.Янчевская М. М. Женщина у Вейнингера // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы) .-М: 1998.-284-297 с. 2 Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма.// Социально-гуманитарные знания. - 2001. -№ 6. Эксперты отмечают тот факт, что, женщины были более упорными во время допросов. Немецкая журналистка Эйлин Макдональд писала после бесед с представителями антитеррористических подразделений, что женщины на допросах держались увереннее мужчин, а если и давали признательные показания, то вызвано это было внутренним чувством вины и раскаянием, а не стремлением уменьшить свой срок1. Членов «Фракции Красной армии» арестовали лишь в середине 70-х. В 1977 году арестованные - Эннслин, Майн-хоф, Баадер и Распэ, как считается, покончили с собой в тюрьме. Всех лидеров организации объединяет тот факт, что они считались «золотой молодежью». Многие эксперты высказывают мнение о том, что такие личности приходят в террор за адреналином, то есть «поиграть в игры», но видимо впоследствии игра стала для них образом жизни.

Ирмгард Меллер, соратница Ульрики Майнхоф, взрывавшая вместе с ней бомбы на американских военных базах, была одной из тех двоих террористов, которые в 1973 году привели начиненный взрывчаткой автомобиль к воротам американской военной базы в Германии, в результате чего погибло трое американских солдат. Была арестована в 1972 году. Она отсидела в тюрьме 22 года и вышла на свободу в 1994 году. До сих пор остается непримиримой, резко критикуя нынешних немецких левых, и винит во всем фашистские власти послевоенной Германии.

Объединение Германии террористы из «Фракции Красной армии» восприняли, как попытку создать «четвёртый рейх», считали, что ГДР превращена в колонию. Вмешательство Германии в югославский конфликт они расценивали как повторение вьетнамского.

Женский терроризм на Северном Кавказе («чеченская модель»)

При характеристике женского терроризма как политического процесса необходимо учитывать, что возникновение и явление данного феномена обусловлено множеством факторов: экономическими, этническими, религиозными, историческими, социальными, политическими, психологическими. Нельзя сказать, что преобладает какая-то группа факторов, на увеличение числа женщин-террористок практически влияет вся их совокупность.

При изучении личности женщины-террористки важную роль играют данные, включающие систему взглядов, убеждений, ценностных ориентации, интересов, притязаний, потребностей, способов их удовлетворения, особенности интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств. Совокупность таких данных о личности позволяет выявить стимулы активности, побуждения, формирующие и определяющие поведение, проникнуть в мотивационную сферу.

Исследование мотивационного поведения на основе классификация Лом-брозо показало, что по психологическим особенностям женщин - террористок можно подразделить на следующие типы:

Террористки по страсти. Усиленная половая чувствительность, слабый материнский инстинкт, наклонность к бродячей жизни, интеллигентность, смелость и способность подчинять своей воле путем внушения слабохарактерные существа, наконец, ее тяготение к мужскому образу жизни. Многие из них обнаруживают особенную страсть к политике, что редко наблюдается у женщин, и становятся настоящими мученицами своего патриотизма, а подчас и своих религиозных убеждений. Примером может служить биография Ульрики Майн-хоф, одной из руководителей Фракции Красной Армии, которая бросила работу, мужа и двоих детей ради участия в террористической деятельности.

Ко второй подгруппе, а именно к самоубийцам по принуждению, как это не парадоксально можно отнести практически всех женщин, используемых радикальными исламскими террористическими группировками. Даже если они имеют проблемы с психикой или у них имеются определенные мотивы, для того чтобы покончить с собой, например нищета, любовь, проблемы в семье, в большинстве случаев их принуждают к теракту представители террористических организаций, способствующие безнаказанному склонению женщин к тяжелейшим преступлениям. Другими словами, они заканчивают жизнь самоубийством не по своей воле, а вследствие давления и психологической обработки.

Анализ структуры мотивации позволил выделить следующие типы мотивов, свойственных женщинам - террористкам: инструментальная агрессия, враждебная агрессия, защитная агрессия.

Изучив особенности поведения террористок позволил выделить следующие типы личности: антисоциальный и асоциальный тип.

Для системного решения задачи исследования автором выявлены модели участия женщин в террористической деятельности: социально-политическая и социально- религиозная.

Первой модели характерны следующие черты: женщины по собственной воли участвуют в террористической деятельности и совершают акты террора с целью изменения политической системы. При этом совершают покушения только на тех, кого считают виновными, речь ни в коем случае не идет об убийстве случайных людей. Участие в политическом терроризме объясняется склонностью женщин к эмоциональному, а не рациональному восприятию действительности, с ее большей впечатлительностью и подверженностью фанатизму, потребностью в некоем идеале, за который можно было бы бороться до конца, влиянием всепоглощающей идеи. Удовлетворить подобные чувства и запросы как раз, и может участие в политической борьбе, в жертву которой приносится все то, что традиционно принято считать женским уделом - семья и дети.

Психологи объясняют это тем, что в таких случаях проявляется совершенно особый тип женской психики, во многом несхожий с обычным. Этот тип часто приближается к невротическому строению психики и характерен тем, что в нем женщина не удовлетворяется своим полом и его особенностями, считает его чем-то малоценным, чувствует себя угнетенной им, бессознательно (или сознательно) стремится перерасти себя как женщину, «стать мужчиной». Это выражается, прежде всего, в смене доминирующих комплексов влечений. На место пассивных сексуальных эмоций, характерных для женщины, становятся эмоции властвования, господства, расширения престижа личности, характерные главным образом для мужского характера. Перестает высоко ставиться красота, изящество, грация — те моменты, которые особенно понимаются и ценятся женщинами; на первый план выступает оценка силы, твердости. В целом ряде действий, поступков женщина пытается отмежеваться от своих женских черт.

Вторая модель характеризуется следующим: женщины используются в террористических организациях на низовом уровне, выступая в качестве дешевого оружия, теракт осуществляется посредством самоподрыва, при этом экстреми-стками религиозными лидерами пропагандируется образ террористок как героинь и мучениц. Привлечению женщин в террористические религиозные организации и использование их в террористической деятельности способствуют следующие причины: они вызывают меньше подозрений у спецслужб; их легче подготовить к роли самоубийцы, так как они более управляемы, чем мужчины. Теракт, совершенный женщиной, вызывает больший пропагандистский эффект в обществе.