Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Сайфулин Илья Сергеевич

Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России
<
Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сайфулин Илья Сергеевич. Идеологизация экстремизма и аксиологическая рефлексия антиэсктремистской деятельности в современной России: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.03 / Сайфулин Илья Сергеевич;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"].- Москва, 2016.- 176 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-исторический дискурс идеологизации экстремизма в политической теории 25

1.1 Теоретико-методологические основания исследования идеологизации экстремизма политических процессов 25

1.2 Идеология экстремизма и возрастание рискогенности в современных условиях 40

ГЛАВА 2. Политико-правовой анализ особенностей идеологизации экстремизма в современном политическом процессе 62

2.1 Идеологические особенности информационных механизмов распространения идеологии экстремизма 62

2.2 Западноевропейский и североамериканский политико правовой опыт управления идеологизацией экстремизма в политических процессах 93

ГЛАВА 3. Возрастание значения антиэкстремистской деятельности в современной России 106

3.1 Особенности аксиологической рефлексии подавления идеологии экстремизма 106

3.2 Специфика современной и перспективной аксиологической рефлексии в России 116

Заключение 141

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современную политическую
систему России оказывают влияние огромное количество факторов,
обусловленных вызовами нового времени. Ряд таких факторов носит
негативный, деструктивный характер. Одним из деструктивных факторов
современного политического процесса является идеологизация экстремизма.
Существенной проблемой в исследовании идеологизации экстремизма является
идентификация идеологии экстремизма. Сложность понимания идеологии
экстремизма зачастую связана с сопряженными феноменами, такими как
терроризм и радикализм. Также сложность исследования обуславливает и
многообразие форм экстремизма. Экстремизм может быть как политическим,
так и националистическим, религиозным, подростково-молодежным,

экологическим и антиглобалистским. Многообразие форм экстремизма естественным образом создает опасность для общества и государства. Такая опасность заключается в возможности раскола общества, хаотизации политического процесса, деформации гражданских институтов, насильственной смены власти.

Рост экстремистских проявлений, основанных на идеологизации
экстремизма, как в России так и за рубежом не случаен, а вполне закономерен.
Это связано в первую очередь с тем, что экстремизм имеет глубокие
исторические корни, а также серьезный идеологический потенциал, а во вторую
очередь активность экстремистов связана с процессом глобализации и
развитием информационно-коммуникационной сети "Интернет".

Складывающаяся политическая ситуация, которая вс больше связана с
проявлениями идеологии экстремизма, создает реальную угрозу

государственной и личной безопасности. В борьбу с идеологизацией экстремизма вступает государство, его силовые структуры и общество. Следовательно, процесс борьбы с идеологизацией экстремизма является безусловно политическим. Таким образом, важно понимать, что идеология экстремизма представляет собой сложнейший социально-политический феномен, который требуется исследовать во всем его многообразии, многогранности проявлений, уметь отличать от сопряженных социально-политических угроз. Идеология экстремизма представляет в современном мире огромную угрозу ввиду не только его собственной опасности, а как вероятностного фактора, являющегося основной предпосылкой использования деструктивных политических технологий. Сложившаяся ситуация заставляет говорить о необходимости организации своевременной аксиологической рефлексии антиэкстремистской направленности.

Формы антиэкстремистской аксиологической рефлексии разнообразны. Их выбор и применение определяется характером целей и спецификой условий их достижения, а также ресурсами политического актора. В контексте настоящего исследования фундаментально важным является выделение тех

форм аксиологической рефлексии, которые могут эффективным образом
противодействовать идеологии экстремизма. Для этого представляется
необходимым проанализировать практику управления идеологизацией

экстремизма на примере западноевропейских стран.

В связи с вышесказанным особое значение приобретают исследования, позволяющие раскрыть сущность идеологии экстремизма, е потенциала, учитывающего специфику современной политической действительности, а также позволяющие понять роль аксиологической рефлексии в организации эффективной борьбы с идеологией экстремизма.

Степень научной разработанности темы исследования. Исследуемая
проблематика на протяжении многих лет вызывает большой научный интерес
как в теоретическом, так и в практическом плане. В настоящее время в
общественных науках накоплен достаточно обширный опыт анализа
многообразных аспектов идеологии экстремизма и процесса его идеологизации
в обществах разных типов и разных исторических эпох. Исследуются как
глобальные философско-мировоззренческие основания идеологизации

экстремизма и формы аксиологической антиэкстремистской рефлексии, так и вполне частные их проявления. Весь имеющийся научно-исследовательский потенциал, который задействовался при написании данной диссертации целесообразно систематизировать, разделив на несколько групп.

Первая группа исследований, которая была нами аналитически выделена, посвящена проблеме определения сущности идеологии и идеологизации экстремизма. Комплексный анализ зарубежной и отечественной научной литературы показывает, что существует достаточно широкий спектр материалов по определению сущности идеологии экстремизма и идеологизации экстремизма. Для этого вначале мы попытаемся раскрыть сущность понятия идеологии, используя мнения ученых-исследователей в данном вопросе, затем определим, что такое экстремизм, результатом чего путем дедуктивного умозаключения мы определим значение идеологизации экстремизма.

По мнению профессора Московского государственного университета путей сообщения Д.Т. Жовтуна идеология - это система идей, взглядов, представлений, содержащая концептуальное, теоретическое осмысление социального бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований1. По сути это субъективная картина мира, основанная на выбранных ценностях. Выбранной ценностью может быть и экстремизм. Рассмотрим подходы к определению сущности экстремизма.

Так, М.И. Лабунец считает, что «экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и мерам, в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых

1 Жовтун Д. Т. Идеология: актуальные аспекты социологического анализа //Социология: Учебник /Под общ. ред. В. Э. Бойкова. М., 2004. С. 367.

радикальных методов, включая все виды насилия и террора»2. Позиция данного
подхода определения экстремизма отражает идеологическую составляющую,
выраженную в изначальной приверженности к крайним взглядам и мерам.
Ввиду этого любые мысли политического актора, ориентированные на крайние
взгляды, но не материализованные в конкретных действиях, могут считаться
экстремизмом. Схожую с предыдущем исследователем имеет позицию, касаемо
к подходу определения экстремизма, Н.Н. Афанасьев, который раскрывает
понятие экстремизма следующим образом: «Экстремизм есть изначальное
отрицание всякого чувства меры. Он оперирует искаженными,

деформированными представлениями о действительности, по крайней мере, в
той ее части, где пытается реализовать свои цели, как ближайшие, так и более
отдаленные. В языке это выражается в крайности суждений,

безапелляционности, категоричности. В практической деятельности это неизбежно приводит к насилию»3. Опять же получается, что отрицание всякого чувства меры даже в подсознательном виде является экстремизмом. То есть получается, что в соответствием с действующим законодательством и названными подходами к определению экстремизма любой человек, подумавший как экстремист, но не совершивший еще никаких действий, должен нести ответственность. Наша позиция в оценке такого подхода к определению экстремизма схожа с позицией немецкого юриста и эксперта института по восточноевропейскому праву Кармен Шмидт. К. Шмидт считает, что само наличие экстремистских взглядов не должно быть наказуемо4. Таким образом, по нашему мнению подходы к определению экстремизма, предложенные М.И. Лабунец и Н.Н. Афанасьевым, могут использоваться только для организации превентивных мер в борьбе с экстремизмом, так как отражают мировоззренческое состояния политических акторов.

Другой подход к определению сущности экстремизма предлагает
С.Н.Фридинский. Он предлагает под экстремизмом понимать «деятельность
общественных, политических и религиозных объединений либо иных
организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию,
организации, подготовке, финансированию или иному содействию ее
осуществлению, в том числе путем предоставления финансовых средств,
недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы,
телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг или
материально-технических средств, а также совершение действий,

направленных на установление единственной идеологии в качестве

2 Лабунец, М. И. Политический экстремизм :Этнонациональная регионализация: Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 23.00.02 - Политические институты ;
Этнополитическая конфликтология ; Национальные и политические процесс и технологии (политические
науки) /М. И. Лабунец ; Науч. рук. : В. Ю. Верещагин. Ростов-на-Дону, 2002. C. 7-8

3 Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания, 2002. № 1. С. 230-234

4 См.: URL: (дата обращения:
23.11.2014)

государственной»5. В данном определении отражается одна из ключевых характеристик, по мнению автора, а именно действие, т.е. материальное отражение приверженности к крайним взглядам и мерам.

Необходимым представляется рассмотреть определение экстремизма, предложенное Гетц Р.Н., в котором под экстремизмом понимается социально-политическое явление, появляющееся в результате политического конфликта, когда социум организует оппозиционные движения в поддержку иной, противостоящей властной идейно-политической доктрине, сопряженное с применением насилия, нелегитимного в своей основе, которое является для экстремистов средством достижения поставленных целей6. В данном подходе делается попытка раскрыть суть политического экстремизма, но не учитываются другие формы экстремизма, что, безусловно, минимизирует значимость такого подхода.

Обязательно необходимо отметить вариант определения экстремизма законодателем. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" под экстремизмом понимает ряд конкретных действий, таких как насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность и др.7

Унифицированной трактовки определения экстремизма в отечественной литературе и у законодателя не существует. Некоторые исследователи, например С.А. Эфиров8, вообще считают, что не следует стремиться к выработке общего определения экстремизма и можно ограничиться лишь некоторыми важнейшими признаками.

Суммируя все представленные подходы к определению экстремизма,
сущности идеологии автором работы в рамках настоящего исследования
предлагается следующая трактовка идеологии экстремизма: Идеология
экстремизма - вседозволенность по отношению к оппонентам, обусловленная
нетерпимостью, враждебностью, выражающуюся в исключительности и
непререкаемости своих целей. Соответственно, под идеологизацией

экстремизма мы будем понимать способ формирования сознания, основанный на вседозволенности по отношению к оппонентам, обусловленной нетерпимостью, враждебностью, выражающейся в исключительности и непререкаемости своих целей.

5 Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом :Уголовно-правовой и криминологический аспекты : Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - Уголовное
право и криминология; Уголовно-исполнительное право /С. Н. Фридинский ; Науч. рук. А.Б. Мельниченко.
Ростов-на-Дону, 2003. С. 8

6 Гетц Р.Н. Современные технологии противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации:
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Специальность 23.00.02 -
Политические процессы, институты и технологии / Р.Н. Гетц; Науч. рук. В.Ю. Сморгунова. Санкт-Петербург,
2012. С. 22

7 О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон РФ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ.
[Электронный ресурс] // Режим доступа:

8 Эфиров С. А. Политический радикализм и социальное согласие // Социальное согласие против правого
экстремизма. М., 2005. Вып. 3-4. С. 47-65

Вторую группу работ составили исследования отечественных и
зарубежных авторов, в которых первостепенное внимание уделяется формам
экстремизма, через которые может происходить его идеологизация. Из-за того,
что экстремизм может проявляться в совершенно разных сферах его достаточно
сложно классифицировать. Достаточно объемную работу провели

отечественные исследователи и выделили огромное количество форм
проявления экстремизма в России. В данном вопросе сразу отметим то, что
чистые (простые) формы экстремизма встречаются довольно редко. В политике
одна форма экстремизма отягощена другой формой, но одна из них является
обычно определяющей, а остальные носят побочный и подчиненный характер9.
Проанализируем самые популярные классификации экстремизма,

предложенные отечественными исследователями.

Рассмотрим классификацию форм экстремизма, которую предлагает
Р.М.Афанасьева. В не включены следующие формы экстремизма: личностно-
бытовой, экономический, политический, национальный, религиозный
(конфессиональный)10. Безусловным достоинством такой классификации
является включение в не наиболее часто встречающихся форм экстремизма:
политический, национальный, религиозный. Преобладающее большинство
ученых выделяют в своих классификациях эти же формы экстремизма.
Недостатком является то, что Р.М. Афанасьева в своей классификации не учла
современные условия развития политики, а именно, к таким условиях
относится глобализация. Так, например, наиболее радикальные проявления
антиглобализма зачастую является одной из форм экстремизма. Также в
представленной классификации не учтена форма экстремизма, которая стала
встречаться в природоохранной сфере и зачастую тесно связана с современным
политическим процессом - экологический экстремизм.

Далее рассмотрим классификацию А.А. Козлова, который различает
экстремизм по идеологической составляющей: националисты (ксенофобы),
неофашисты-неонацисты; радикалы в области социально-экономических
вопросов; религиозные экстремистские формирования; экологические и
культуроохранные экстремисты; мимикранты11. В представленной

классификации отражен религиозный и националистический, но нет в чистом виде политического экстремизма. Можно предположить и взять за основу то, что политический экстремизм заложен в каждую из названных форм экстремизма, но это было бы не совсем правильно, так как не все формы экстремизма в обязательном порядке должны преследовать политические цели.

Из множества разновидностей классификации форм экстремизма следует
отметить классификацию А.А. Хоровинникова, который определяет

9 Дибиров А.-Н.З. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация,
практика. Махачкала, 2009. C. 283

10 Афанасьева Р. М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-
философский анализ): дисс… канд. философ. наук: 09.00.11. М., 2007. С.26

11 Козлов А.А. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики // СПб.:
ХИМИЗДАТ, 2003. С. 24.

следующие формы проявления экстремизма: экстремизм национального
характера, связанный с дестабилизацией национальных отношений;

экстремизм в сфере культуры; языковой экстремизм в сфере культуры; экологический. Отдельно указывается факт существования политического экстремизма, который включает в себя «левый» и «правый», по способу воздействия предложено деление на явный и скрытый экстремизм12. Данная классификация не включает в себя религиозный и антиглобалистский экстремизм. Этот факт не может не отразиться на всей классификации, так как проявления религиозного экстремизма встречаются почти во всех странах мира, крайне опасны и могут служить благоприятными условиями применения деструктивных политических технологий, а антиглобалистский экстремизм является угрозой современности.

Далее перейдем к такой классификации, которая, по мнению автора
настоящей работы, является наиболее полной и включает в себя все
вышеназванные. Классификацию разработал декан факультета социальных
коммуникаций Астраханского государственного университета Баева Л.В. и
включил в не следующие разновидности экстремизма: политический
экстремизм; националистический экстремизм; религиозный экстремизм;
подростково-молодежный экстремизм; экологический экстремизм;

антиглобалистский экстремизм; моральный экстремизм13. Ввиду того, что большинство авторов не выделяет моральный экстремизм, видится необходимым высказать авторскую позицию о том, что выделенный в отдельную форму моральный экстремизм вс-таки встречается крайне редко без привязки к другим формам экстремизма. В остальном данная классификация учитывает современные реалии политического процесса и тенденции его развития.

На основании вышеназванных классификаций форм экстремизма и
специфики территориальной ограниченности настоящего исследования в
рамках Российской Федерации автором настоящей работы предлагается в
контексте исследования рассмотреть следующую классификацию экстремизма,
которая включает в себя следующие формы: политическую,

националистическую, религиозную, подростково-молодежную, экологическую и антиглобалистскую.

Идеологизация экстремизма осуществляется через достаточно больше
количество его форм, также идеологизация осуществляется через

использование информационных механизмов распространения идеологии экстремизма. Поэтому третья группа публикаций, которая была задействована нами при проведении исследования, посвящена анализу информационных механизмов распространения идеологии экстремизма.

12 Томалинцев В.Н. Человек в XXI веке: Поиск на грани творчества и экстремизма. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.
ун-та, 2001. С. 27.

13 Баева, Л.В. Экстремизм: природа и формы проявления [Электронный ресурс] // Астраханский
государственный университет. URL: (дата обращения:
22.11.2014)

Результатом исследований Золина Г.Д. и Кравченко Н.П. стало осознание
того, что механизмы информационного воздействия позволяют создавать
такую информацию, которая не воспринимается потребителем как форма
манипулятивного воздействия, а осознается как отражение реальной картины
мира. При помощи такого рода манипулятивных картин действительности
можно управлять обществом, формировать сознание14. Данный вывод
позволяет говорить о скрытой манипуляции выбора ценностей человека путем
задействования определенных информациоонных ресурсов. Подобное

суждение естественным образом заставляет задуматься о возможности
создания социальных конфликтов, революций в информационном

пространстве. Такого мнения придерживается и Мельник Г.С., который считает, что сценарий всех информационных сетевых революций одинаков и предполагает процесс создания пятой колонны, тотальную критику существующего строя, внедрение ярлыков «тирании», а также реальное расширение линий разлома, социальных, национальных, идеологических, а также расслоение общества, побуждение власти к кровопролитию, далее – включение медийного ресурса15. Т.е. такие механизмы ориентированы на вброс информации, которая консолидирует вокруг себя социальные группы для достижения деструктивных политических целей.

Наглядно отражает принцип использования информационных

механизмов распространения идеологии экстремизма политическая теория
управляемого хаоса. Теория была разработана в Институте Санта-Фе (Нью-
Мексико, США), являющимся некоммерческой организацией и занимающимся
междисциплинарным исследованием фундаментальных свойств сложных
адаптивных систем, включая физические, математические, биологические и
социальные системы. Фактически теория была изложена в труде Стива Манна
«Теория хаоса и стратегическая мысль», который содержал исходные
положения новой концепции завоевания геополитического превосходства16.
Согласно С.Ману, существуют следующие средства завоевания

геополитического превосходства посредством создания хаоса на той или иной территории: содействие либеральной демократии; поддержка рыночных реформ; повышение жизненных стандартов у населения, прежде всего в элит; вытеснение ценностей и идеологии17.

В условиях современной действительности теория управляемого хаоса почти всегда становится средством достижения геополитических целей. Например, такая стратегия рассматриваемая большинством правящих

14 Золина Г.Д., Кравченко Н.П. Коммуникативные формы воздействия в информационной войне (материалы
СМИ периода грузино-югоосетинского конфликта) // Вестник Московского университета. – 2009. - № 5. – С.
138-147.

15 Мельник Г.С. СМИ в мобилизационных технологиях / Средства массовой информации в современном мире.
Петербургские чтения : матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012 г.) / Отв. ред.-сост. С.Г.
Корконосенко. СПб, 2012. С. 341.

16 Peter Kenez, The Birth of the Propaganda State: Soviet Methods of Mass Mobilization, 1917-1929, Cambridge
University Press, 1985

17 Там же.

атлантических элит как единственная возможная в настоящее время, предполагает, кроме того, стимулирование идеологии экстремизма, как основного инструмента, переводящего и «дружеские» и «остальные» политические режимы в «зону нестабильности»18.

На основе теории создана доктрина «управляемого хаоса», основные положения которой сводятся к следующему: объединение в нужный момент и на требуемый период разрозненных политических сил, выступающих против существующего законного правительства; подрыв уверенности лидеров страны в своих силах и в лояльности силовых структур; прямая дестабилизация обстановки в стране, поощрение настроений протеста с привлечением криминальных элементов с целью посеять панику и недоверие к правительству; организация смены власти путем военного мятежа, «демократических» выборов или другим путем19.

Далее необходимым было бы рассмотреть ту группу публикаций, которая
исследует сущность антиэкстремистской аксиологической рефлексии. Другими
словами, это рефлексия при такой системе ценностей, которая включает в себя
осознание опасности идеологии экстремизма. Данная тематика крайне скудно
исследована и не имеет достаточного спектра материалов для их анализа, ввиду
этого на базе настоящего научного исследования создается теоретический
фундамент сущности и форм антиэкстремистской аксиологической рефлексии.
Попытки фрагментарно исследовать принципы антиэкстремисткой

аксиологической рефлексии на территории Российской Федерации

предпринимала О.В. Мухина, которая в своем научном исследовании делает
акцент на государственно-правовые механизмы создания идеологии
противодействия экстремизму20, а Р.Н. Гетц строит свои исследования на
информационно-коммуникационных и гражданских идеологиях

противодействия экстремизму21.

Как видим, проблематике данной диссертации посвящен значительный массив научной литературы. Вместе с тем исследования идеологизации экстремизма, а соответственно и антиэкстремистской аксиологической рефлексии в современной России, по-нашему мнению, только начинает приобретать системный характер.

18 Сундиев И.Ю. Экстремизм в условиях развертывания глобального кризиса (экспозиция явления)
[Электронный ресурс] // Сайт С.П. Курдюмова: [сайт]. URL: (дата
обращения: 22.11.2014)

19 Манойло. А. «Финиковые революции»: стихия или «управляемый хаос»? [Электронный ресурс] / А.
Манойло / Международная жизнь: интернет-портал. - Режим доступа:
(дата обращения: 05.10.2014)

20 Мухина О.В. Институционализация антиэкстремистской политики в регионах современной России:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Специальность 23.00.02

- Политические институты , процессы, технологии /О.В. Мухина ; Науч. рук. : А.В. Понеделков, А.Ю.
Мордовцев. Ростов-на-Дону, 2011. C. 10

21 Гетц Р.Н. Современные технологии противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Специальность 23.00.02

- Политические процессы, институты и технологии / Р.Н. Гетц; Науч. рук. В.Ю. Сморгунова. Санкт-Петербург,
2012. С. 15

Объектом исследования является идеологизация экстремизма в современной России.

Предметом исследования являются особенности управления

идеологизацией экстремизма в современной России посредством

антиэкстремистской аксиологической рефлексии.

Цель исследования: с позиций современной политической науки
проанализировать основные тенденции управления идеологизацией

экстремизма в современной России, выявив перспективные направления антиэкстремистской аксиологической рефлексии.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

- проанализировать процесс генезиса идеологии и идеологизации
экстремизма на примере современной России;

исследовать сущностные особенности идеологии и идеологизации экстремизма, раскрыв их через отдельные формы экстремизма в современной России;

выявить и охарактеризовать политические механизмы управления идеологизацией экстремизма через элементы транслирования/детранслирования идеологии;

- рассмотреть зарубежный опыт управления идеологизацией экстремизма
на примере США, Великобритании и Германии, выявив особенности каждой
модели управления идеологизацией экстремизма, учтя особенности трех типов
информационных механизмов распространения идеологии экстремизма:
маркетингового, мобилизационного, манипулятивного типов;

- рассмотреть современные формы идеологической рефлексии
подавления идеологии экстремизма, а также определить их пути дальнейшей
трансформации, проанализировав их перспективные формы;

- проанализировать специфику аксиологической антиэкстремистской
рефлексии в России через авторскую классификацию форм такой рефлексии.

Методология исследования. Методологическая база исследования обусловлена его объектом, предметом, характером, поставленных задач. Теоретическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам исследования идеологизации экстремизма и антиэкстремистской аксиологической рефлексии.

Фундаментальной основой исследования стал системный подход,
который позволил рассмотреть идеологизацию экстремизма и

антиэкстремистскую аксиологическую рефлексию как целостные феномены, представляющие совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов в политике. Системность в политике является важнейшим фактором, помогающим выявить девиантное поведение, которое может служить предпосылкой развития идеологии экстремизма. Система может служить средой, в которой каждый элемент будет ориентирован на поиск и подавление первых признаков возникновения идеологии экстремизма. С другой стороны функциональные системные особенности могут являться своеобразной

инфраструктурной поступательного и целенаправленного осуществления любой политики, в том числе и политики деструктивного толка. Этот метод сочетается со структурно-функциональным подходом, который использовался для выявления всей системы сложных, многоуровневых и взаимозависимых причинно-следственных связей, влияющих на формы и способы проявления идеологии экстремизма и типов информационных механизмов распространения идеологии экстремизма в России.

Социологический подход позволил рассмотреть идеологию экстремизма и антиэкстремистскую рефлексию некоторых субъектов политики с точки зрения его социальной дифференциации и выявить общегрупповые специфические черты.

Институциональный и сравнительный подходы позволили

проанализировать антиэкстремистскую аксиологическую рефлексию

российской политической системы, а также сравнить е с западным аналогом.

Помимо базовых методов исследования, в работе были использованы
прикладные методики политического анализа. Дискурс-анализ в совокупности
с контент-анализом, интент-анализом и анализом статистических данных
(опросы общественного мнения, экспертные опросы) позволил определить
степень влияния идеологизации экстремизма и антиэестремистской

политической рефлексии на формирование политической повестки дня, а также выявить характер, механизмы и предметное поле такого воздействия, оценить взаимовлияние изменений настроения общества на управление идеологизацией экстремизма.

Источниковая база исследования представляет собой совокупность материалов, которые группируются следующим образом.

Первую группу источников составляют законодательные акты и иные
нормативно-правовые документы Российской Федерации, посвященные
противодействию экстремизму. Все документы данной группы основаны на
положениях Конституции Российской Федерации и обеспечивают правовое
поле для реальной политики в таких сферах, как межнациональное
взаимодействие, деятельность национально-культурных объединений и
религиозных организаций, формирование политической культуры общества,
миграционные процессы, профилактика экстремизма, организация

противодействия всем формам его появления. Принципиальное значение в этом смысле имеют следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ, Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 № 3-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" от 12.05.2009 г. № 537, Указ Президента РФ "О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации" от 26.07.2011 № 988, Совместный приказ Министерства юстиции Российской Федерации, МВД России, ФСБ России "О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел

Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма" от 25 ноября 2010 г. № 362/810/584, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. (Шанхай, 15 июня 2001 г.).

Вторую группу составляют результаты социологических исследований по
тематике диссертации. Некоторые данные почерпнуты из опубликованных
результатов исследований, проведенных ВЦИОМ. Они позволяют представить
общую картину идеологизации экстремизма в России. К данной группе
источников также стоит отнести данные социологического исследования
(анкетирования), проведенного автором настоящей работы в 2014 году. Целью
такого исследования явилось определения мнений 164 респондентов,
опрошенных как в индивидуальной, так и в групповой форме, по вопросам,
касающимся определения степени лояльности прежде всего к

националистической форме экстремизма (см. приложение), которая вполне может оцениваться как элемент идеологизации экстремизма в целом. Проведенное исследование показало, что среди респондентов в возрасте от 19 до 29 лет имеют место: непонимание опасности идеологизации экстремизма, идеологии националистического экстремизма; искаженное представление о межэтническом взаимодействии. Такие результаты в очередной раз говорят об актуальности и необходимости проведения настоящего исследования.

Третью группу источников составили научные публикации

отечественных и зарубежных авторов, в которых представлены разные теоретические подходы к исследованию идеологизации экстремизма, идеологии экстремизма, информационных механизмов распространения идеологии экстремизма, а также современных и перспективных форм антиэкстремистской аксиологической рефлексией. Существенную роль сыграли Интернет-ресурсы, которые позволили использовать материалы периодической печати.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Дано авторское понимание и сформулировано определение идеологии и идеологизации экстремизма. Под идеологией экстремизма понимается вседозволенность по отношению к оппонентам, обусловленная нетерпимостью, враждебностью, выражающуюся в исключительности и непререкаемости своих целей. Соответственно, под идеологизацией экстремизма - способ формирования сознания, основанный на вседозволенности по отношению к оппонентам, обусловленной нетерпимостью, враждебностью, выражающейся в исключительности и непререкаемости своих целей.

  2. Проанализирован процесс идеологизации экстремизма в современной России через отдельные формы экстремизма (националистическую, религиозную, подростково-молодежную, экологическую и антиглобалистскую), раскрыта его специфика.

3. Выявлены и исследованы особенности информационных механизмов
распространения идеологии экстремизма как уникального инструмента, с
помощью которого политический актор оказывает воздействие на выбранный
объект.

4. Проанализирован успешный опыт управления идеологизацией
экстремизма в политических процессах Германии, Великобритании и США.

5. Систематизированы современные и перспективные формы
аксиологической рефлексии подавления идеологии экстремизма, которые
используются или могут использоваться на территории Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сложность, неоднозначность и многогранность исследования
идеологии и идеологизации экстремизма обуславливается глубокими
историческими корнями, а также условиями глобализации. Распространение
идеологии экстремизма осуществляется через вс многообразие форм
экстремизма и напрямую от них зависит.

  1. Проявления идеологии экстремизма дифференцируются в зависимости от целей, сформированных на основании различных форм экстремизма. Для каждой формы экстремизма характерны свои уникальные особенности идеологизации, например, для националистической формы - механизм мобилизации молодежи посредством популяризации идей национализма, основанных на этнической, русской идентичности, для религиозной формы -камуфлирование религиозного фундаментализма, представление его как традиционной конфессии.

  2. Информационные механизмы - серьезнейший инструмент влияния на власть и общество, способный изменить политическую карту мира. Посредством использования информационных механизмов может осуществляться распространение идеологии экстремизма. Распространение идеологии экстремизма может осуществляться через три типа информационных механизмов: мобилизационный, маркетинговый, манипулятивный. Каждый из перечисленных типов имеет свои исключительные особенности:

для информационных механизмов мобилизационного типа: способность организации массовых социальных волнений через привлечение новых сторонников и активации социальных групп для выполнения поставленных задач по распространению идеологии экстремизма;

для информационных механизмов маркетингового типа: идеологизация экстремизма посредством использования Интернета;

- для информационных механизмов манипулятивного типа: подмена
ценностей, искажение реальности в свете, выгодном идеологам экстремизма.

4. Рискогенность идеологизации экстремизма подчеркивают способы
организации эффективного управления такой идеологизацией в
западноевропейских и североамериканских странах. Наиболее яркими
являются способы управления идеологизацией экстремизма в Германии, США,

Великобритании. В каждой из этих стран создана специальная структура, которая посредством использования разных типов информационных механизмов и вариаций аксиологической рефлексии противодействует экстремизму: в Германии - Федеральная служба защиты конституции, в США -Южный центр по защите гражданских прав; в Великобритании - Национальный координационный полицейский орган по борьбе с внутренним экстремизмом. Особенности подавления идеологии экстремизма в этих странах заключается в следующем:

государство посредством задействования своих ресурсов и с использованием механизмов маркетингового типа создает альтернативу экстремистским организациям;

создается мобилизационный процесс, сутью которого является перемещение социальных элементов из экстремистских групп в буферную зону, находящуюся между правительством и экстремистами, и по сути подконтрольную действующей политической власти;

- используются манипулятивные механизмы и происходит социализация
экстремистов.

  1. Политическая система может служить средой, в которой каждый элемент будет ориентирован на поиск и подавление первых признаков возникновения идеологии экстремизма. Такая рефлексия может быть только при такой системе ценностей, которая включает в себя осознание опасности идеологии экстремизма. Другими словами, современная политическая система должна включать характеристику, устанавливающую фундаментальную аксиологическую антиэкстремистскую рефлексию. Принимая во внимание многообразие форм экстремизма, через которые может происходить его идеологизация, а также исследования в области идеологии экстремизма определим, что аксиологическая рефлексия антиэкстремистской направленности может осуществляться через отдельные точечные рефлексии в зависимости от формы экстремизма и современных политических условий.

  2. Специфика антиэкстремистской политической рефлексии в России может заключаться в авторской концепции "пяти П": прочерчивание, подготовка, пролонгация, подконтрольность, преобразование. Сущность такой концепции заключается в следующем:

  1. прочерчивание новой линии реформ правового механизма для повышения эффективности управления идеологизации экстремизма;

  2. подготовка к созданию мощного институционального механизма противодействия экстремизму через модели управления идеологией на базе политических партий, общественных организаций и гражданских инициатив;

3) пролонгация антиэкстремисткой деятельности конфессиональных
институтов через привитие принципов толерантности и возвращение к
общепризнанным религиозным канонам;

4) подконтрольность процесса маргинализации населения посредством
организации борьбы с бедностью;

5) преобразование структуры Министерства внутренних дел РФ через локальные реформы для организации полноценной антиэкстремистской рефлексии.

Комплексность реализации названной концепции обусловит локализацию и сведение до незначительного минимума все современные формы идеологизации экстремизма на территории Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного

исследования определяется тем, что конкретные выводы диссертации могут быть востребованы и использованы субъектами политического управления различного уровня, лицами, принимающими решения при организации управления идеологизацией экстремизма в российском политическом процессе. Помимо этого, введенный в научный оборот материал и его интерпретации могут стать основой дальнейшего анализа проблемы понимания сущности идеологизации экстремизма, а также разновидности форм антиэкстремистской аксиологической рефлексии в России. Содержание диссертации может быть использовано в учебном процессе при подготовке и преподавании различных политологических дисциплин.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались автором на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях. По теме диссертации имеется 13 публикаций, 4 из которых изданы в журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России.

Структура диссертационной работы представлена в совокупности введения, трех глав по два параграфа в каждой, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Идеология экстремизма и возрастание рискогенности в современных условиях

Современные идеологии представляют собой совокупность идей и политически артикулированных задач, направленных на мобилизацию и организацию социальных сил, способных воспринять основные идейные постулаты, и обеспечить достижение определенных политических целей.20 Идеологии ориентируются на абсолютно разные социальные образования: государства, классы, слои, группы. Различают "общественную идеологию" и "государственную идеологию". Под общественной идеологией понимается система воззрений и идей, прямо или опосредованно отражающая социально-экономические, политические и культурные особенности данного общества, его интегральные интересы и цели, направленные на сохранение или изменение существующего общественного бытия21, а под государственной идеологией понимается система мер, предпринимаемых институтами власти для формирования общественного сознания.

В современных научных исследованиях выделяются такие структурные компоненты идеологии:22 теоретико-концептуальный уровень; программный уровень; уровень практический. В систему идеологии входят е следующие формы: мировоззренческая, нормативная, легитимная, идентификационная. Уникальные особенности функционирования идеологии в современных политических условиях выражаются в том, что особое значение нормативной и мировоззренческой ее форм неуклонно уменьшается, а идентификационной и легитимной, наоборот, увеличивается. В первую очередь на передний план выходит идентификационная форма. Так, примером популяризации идентификационной и легитимной форм идеологий может быть рост экстремистских настроений в обществе, что фактически является поиском своей уникальной идентичности. В связи с этим формируется новая социальная и политическая идентичность через масштабное изменение существующих общественных устоев, традиций.

Соловьев А. отмечает, что «в условиях реального доминирования традиционалистских ценностей значительная часть населения вполне удовлетворяется использованием методов мифологического символообразования, демонстрируя дефицит рационально-критического уровня рефлексии».23 На этом основании можно заключить, что у некоторой части общества неизбежно тяготение к упрощенному восприятию политической действительности, в рамках которого проявляются дихотомические суждения и оценки, типа общеизвестных: «наши – не наши», «хорошо - плохо», «справедливо – не справедливо» и т.д. Соответственно самоидентификация общества весьма восприимчива к любым типам идеологий, обещающим «хорошее».

Экстремально возможным становится навязывание радикальных или экстремистских способов создания идеальной сферы политического процесса. Происходит усиление влияния идеологических факторов в политической жизни посредством создания одинаковой оценки политической ситуации людьми, которые могут принадлежать как к одной социальной группе, так и к диаметрально противоположной. Таким образом, просматривается идеологизация политического процесса. Идеологизация представляет собой особый способ формирования общественного сознания, основанный на субъективном видении идеализации политического процесса, т.е. на выбранной идеологии. Другими словами, это навязывание выбранного мировоззрения окружающим.

Российский политолог Н.И. Шестов отмечает, что идеологическое, мифологически стереотипное восприятие массовым сознанием политических реалий обусловливает вариативность политических процессов в разных цивилизационных системах и часто их непрогнозируемость строгими средствами политической науки24. Субъективное восприятие политической действительности зачастую строится на желании отдельных социальных групп общества преобразовать государство, т.е. идеология отдельных социальных групп оправдывает выбранные политические ценности. Такие ценности могут быть как и положительными, например, формирование национальной идеи, так и отрицательными, например, идеология фашизма.

В контексте настоящего исследования необходимо ответить на следующие вопросы: "Что представляет собой идеология экстремизма?", "Через какие формы экстремизма может происходить его идеологизация?".

Акцентируем внимание на том, что же такое экстремизм и какие цели он преследует. Излюбленным у современных российских политологов-теоретиков является трактовка "экстремизма" через определение, которое фактически является переводом с латинского языка от слова "extremus", что означает "крайний". В дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо - действий, высказываний, взглядов, т.е. под экстремизмом предлагается понимать приверженность к крайним взглядам, мерам и действиям (обычно в политике)

К исследователям, которые пытались дать авторскую трактовку понятия "экстремизм", необходимо отнести В.Н. Томалинцева. Данный исследователь рассматривал экстремизм как идеологию отчуждения. В.Н. Томалинцев пишет буквально следующее: "Стремление к достижению предельно крайних состояний или крайностей, направленных не вглубь сущности, а на ее периферию, рождает экстремизм различного толка. Это стремление раскачивает систему прежних ценностей, толкает ее в дальнейшем своем развитии ко все большей потере устойчивости, нестабильности и в конечном счете к распаду. В этом случае фактически понимается то, что экстремизм - это такая форма отчуждения, которая в первую очередь не принимает существующие общечеловеческие ценности, нормы и правила"26. Подтверждают такое понимание экстремизма и зарубежные исследователи. Питер Коулман (Международный центр по сотрудничеству и разрешению конфликтов Колумбийского университета) и Андреа Бартоли (Институт анализа и разрешения конфликтов университета Дж. Мэйсона), которые определяют экстремизм как все виды деятельности (взгляды, установки, чувства, действия, стратегии), отличающиеся от общепринятых27.

Идеологические особенности информационных механизмов распространения идеологии экстремизма

Что такое исламский экстремизм на Северном Кавказе? На Северном Кавказе наряду с возрождением и заметной политической активизацией традиционного ислама появляется и постепенно утверждается ранее мало известное здесь течение ислама - ваххабизм, представляющий собой ярко выраженное религиозно-политическое движение в суннитском исламе. Что касается ваххабизма, то согласно исследованиям Ханбабаева К.М. он представляет собой религиозно-политическое течение, основателем которого стал Мухаммад бин Абд ал-Ваххаб, основываясь на религиозных воззрениях ученых ханбалитского толка Ибн Таймии и Ибн ал-Кайима, которые получили распространение как среди самих арабов, так и среди других народов80. На территории России современный ваххабизм почти всегда ознаменован терактами и экстремисткой деятельностью. Политизация идей ваххабизма в Чечне и Дагестане после распада СССР привели к тому, что идеологизированные экстремисты пытались создать на территории страны анклавные исламские халифаты. В активную фазу вступил процесс поляризации общества. Нависала угроза распада В начале 2000-х годов на территории РФ активизировалась деятельность таких исламских организаций, как Международная исламская организация «Спасение», Хизб ут-Тахрир, Братья-мусульмане (Мусульманское братство), Джамаат Ихья Ат-Турас Аль-исламия, Катар, Аль-Каида финансируемых и направляемых Саудовской Аравией, Пакистаном, Кувейтом и др. Для этих группировок современной России. была характерна практически «открытая пропаганда панисламистских идей объединения всех мусульман региона для вытеснения России с Северного Кавказа, создания в северокавказском регионе исламского государства»81.

Идеология любой исламской экстремистской организации включает в себя сочетание религиозной доктрины (ислам), интерпретируемой представителями (шейхи, алимы, имамы и т.д.) крайнего салафизма и политическими идеями консервативного толка, используемыми в борьбе за власть. Причем религиозная доктрина трактуется в фундаменталистском виде на основе строгого следования таухиду (единобожие). Единобожие предполагает единственность Аллаха во всех проявлениях, намерениях и действиях. Салафиты считают, что «приказы Аллаха распространяются на действия вселенной и также являются юридическими законами в этом мире»82. Это позволяет им считать светские законы и другие нормативно-правовые акты безбожными проявлениями неверия (куфр) и призывать мусульман к отказу от их исполнения. Отсюда выводится идея о проявлениях неверия в жизни разных людей. Так, Арчаков М.К. в своих научных трудах пишет о том, что мусульманин, придерживающийся основ веры, но совершающий греховные поступки (прелюбодеяние, кража, распитие спиртных напитков) не считается неверующим – кафиром. Тогда как любой человек, принявший другую религию, кроме ислама – кафир. С точки зрения салафитских идеологов, все кафиры – враги ислама, против которых долг каждого мусульманина – вести непрекращающуюся войну (джихад), пока или кафиры не примут ислам или не будут физически истреблены83. Такая идеология обуславливает огромное количество врагов исламистов-радикалов. По мнению одного из идеологов «Высшего военного Маджлисуля Шуры Объединенных сил моджахедов Кавказа» Абу Мосаба Ас-Сури: «Религия Аллаха на земле и на небесах одна – это Ислам. Мы исповедуем религию Ислам и отрекаемся от такого современного кафирского новшества по имени демократия. Поэтому мы считаем кафирами тех, кто издавал законы вместо Аллаха, согласно демократической религии»84.

Установленные идеологические приоритеты исламистов стоит считать одной из основных угроз национальной безопасности современной России.

Не только религиозные ответвления ислама представляют опасность политической системе России. Сюда следует отнести и некоторые организации христианского толка, в частности Русское православное национал-социалистическое движение (РПНСД). По многим признакам оно является типичным представителем религиозного ультранационализма. По своей идеологии РПНСД является преемником РНЕ, однако, по мнению некоторых исследователей, оказывается более радикальной организацией. Отмечается, что неслучайно целью движения является создание православно-теократического государства, политический строй которого определяется как национал-социализм.85 К подобным организациям стоит отнести "Черную сотню", программа которой предусматривает создание теократического православного государства, "железного занавеса" и др86.

Необходимо четко понимать, что в России проявления религиозного экстремизма не ограничиваются только традиционными конфессиями. В январе 2009 года в Москве была арестована группа «родноверов» (поклонники древних славянских богов предпочитают называть свою веру «родной верой», или «родноверием», отказываясь от неславянского, по их мнению, слова «язычество»). Неоязычники попытались взорвать бомбу в ресторане «Макдоналдс» в Кузьминках. На их счету уже был взрыв бомбы в храме Николая Чудотворца в Бирюлеве 30 ноября 2008 года (одна из прихожанок тогда залила водой дымящийся пакет и пострадала при детонации заряда), а также убийство 6 декабря на находящейся в том же районе Липецкой улице мужчины, которого из-за большой бороды они приняли за православного священника. Эта группа также совершила в столице целую серию убийств людей азиатской внешности, рядом с телом одного из которых они оставили конверт с нарисованной свастикой и надписью: «Это война! Славянские сепаратисты»87.

Надо отметить, что к началу 2000-х годов явно обозначился массовый приток в язычество радикальных националистов. Символы тех и других подчас совпадают. Ведь у язычников свастика – это «священный славянский символ», фашистский салют вскинутой рукой – «древнее славянское приветствие». У известного историка Бориса Рыбакова неоязычники взяли идею о том, что верховный бог Род – олицетворение «рода», «народа», таким образом, это «родовая», национальная религия. Надо заметить, что представления Бориса Рыбакова о боге Роде не были приняты никем из авторитетных ученых и впоследствии были подвергнуты мощной критике историка Льва Клейна

Западноевропейский и североамериканский политико правовой опыт управления идеологизацией экстремизма в политических процессах

Таким образом, проведенное исследование показывает то, что на сегодняшний день на территории, где проводилось исследование, среди респондентов в возрасте от 19 до 29 лет имеют место: непонимание опасности идеологизации экстремизма, идеологии националистического экстремизма; искаженное представление о межэтническом взаимодействии. Данный факт может являться "миной замедленного действия". В случае, если не будет проводиться эффективная информационная государственная политика современную Россию могут ждать социальные потрясения ультранационалистической направленности. В данном случае должны быть активны как раз информационные механизмы, которые могут транслировать идеологию, но также быть настроены на подавление идеологии экстремизма.

На фоне выявленного социального мнения выгодным становится продвигать на политический рынок националистические идеи. Проанализируем позиционирование в современной политике этнополитического объединения "Русские", о котором ранее уже говорилось. Объединение обеспечивает проникновение на политический рынок через идеи этнической идентичности, т.е., позиционируют себя как представителей русского народа в политике. Естественно, что человек-обыватель, идентифицирующий себя как "русский" вполне может заинтересоваться теми политическими силами, которые исключительной свою целью ставят защиту интересов русского народа, т.е., именно этого обывателя, не потому, что он имеет высшее образование, материальный достаток или т.п., а просто потому, что он русский. Подчеркнем, что вместо идей такой русской идентичности, может быть идентичность на религиозной почве, например, вариант информационного механизма распространения идеологии религиозного экстремизма - утвердить, что представители одной религии являются братьями и сестрами и они действуют за благое дело, и для того чтобы приблизиться к Богу им необходимо бороться с представителями других конфессий. Анализируемый механизм на политическом рынке новые политические силы посредством вс той же этнической идентичности, четко говоря, например - вы русские, поэтому вы должны быть за нас. Соответственно, таким же образом механизм выводит с политического рынка непопулярные политические силы, например, вы не поддерживаете этнополитическое объединение "Русские", соответственно вы не поддерживается русских, соответственно вы антинародный политический субъект. Крайне важно понимать то, как действует именно этот механизм, т.к. информационные механизмы распространения экстремизма дуалистичны, т.е. то, в какую сторону они будут работать (в сторону распространения идеологии экстремизма и или его подавления) будет зависеть благополучие страны и мира в целом.

Третий тип информационных механизмов - манипулятивные механизмы. Под такими механизмами стоит понимать средства скрытого психологического воздействия на поведение людей в целях захвата больших пространств (государственных, экономических, электоральных и др.) в результате изменения побуждений и целей людей в нужном направлении. В отличие от физического насилия мишенью политтехнолога является сознание и подсознание человеческой личности. Механизмы манипулирования общественным сознанием перестают действовать при их вскрытии и разоблачении.

Зачастую такой тип информационных механизмов применяется в ходе военных конфликтов, когда мобилизуются все имеющиеся ресурсы. В основном такие механизмы реализуются за счет использования информационно-коммуникационный сети "Интернет" и е информационного влияния на формирование идеологического мировоззрения у той или иной социальной группы. По факту такой тип механизмов является инструментом информационной войны. Сущностью такого механизма является подмена ценностей, искажение реальности в свете, выгодном идеологам экстремизма.

Так, «Гуманитарным интервенциям» на Балканах предшествовали информационные войны, наполненные массированной ложью не только о геноциде сербов против косоваров. В 1996 году британское издательство «Дорлинг Киндерсли» издает Атлас мира, где в комментариях к карте «Западные Балканы» говориться, что в 1997 г. в результате артиллерийского обстрела частями сербской армии город был превращен в руины. Эта ложь вместе с атласом была переиздана в Москве на русском языке. Действительно город подвергался обстрелу частями югославской армии, защищающую согласно международному праву целостность страны, а интенсивным бомбардировкам подверглась военно-морская база и порт Дубровник, а не средневековый город

Во время событий 2008 года в Грузии многих в Восточной Европе шокировала ложь западных СМИ. В результате продолжительной информационной войны сложился образ агрессивной России, обижающий «гордую» Грузию, чья власть получает довольствие в Америке, поэтому когда начался грузинский блицкриг, фотографии подбитых российских танков продавались на Западе лучше, чем грузинских. Только интервью премьер-министра и президента России мировым СМИ частично переломили ситуацию115.

Это является примером использования политических механизмов манипулятивного типа для распространения идеологии экстремизма. Данный тип политических механизмов представляет собой "гуманный" вид современного оружия массового поражения. Созданные протестные настроения виртуального и реального сообществ обнаруживают склонность к взаимопроникновению, создают тем самым новые векторы "экстремальной политики".

Использование таких типов механизмов может быть востребовано при необходимости привлечения всех ресурсов во время межгосударственного противостояния. Но этим сфера применения названных информационных механизмов не ограничивается. Они могут также применяться при внутриполитической борьбе, а также как вспомогательный инструмент для использования деструктивных политических технологий посредством формирования общественного мнения.

Специфика современной и перспективной аксиологической рефлексии в России

На каждом из названных этапов должен делаться акцент на опасности, которую представляет экстремизм в России, выделяться первопричины его появления. В целом, в обществе должна вестись работа по привитию принципов толерантности в значении взаимоуважения.

На основании приведенных примеров использования институтов гражданского общества очевидным представляется сделать следующие выводы: - институты гражданского общества обязаны существовать в рамках законодательной базы, соответствовать интересам общества, быть ориентированными на противодействию идеологии экстремизма в обществе; - гражданские институты должны формировать свою идеологическую базу на основании адекватного общественного мнения, сформированного на основе принципов взаимоуважения, т.е. толерантности; - общественное мнение должно формироваться на основании понимания реальных угроз в обществе, должно быть адекватной гражданской рефлексией на определенные события политического процесса. Эффективная институциональная антиэкстремистская рефлексия это: а) информационный механизм маркетингового типа - реклама защищенности граждан через гражданские и социальные институты; б) информационный механизм манипулятивного типа - мотиватор активного участия в политической жизни общества через созданные в таком обществе институты для обеспечения национальной безопасности и минимизации экстремистских проявлений; в) информационный механизм мобилизационного типа - средство конвертации социальный ресурсов через гражданские и социальные институты в сфере противодействия экстремизму. 3. Пролонгация антиэкстремисткой деятельности конфессиональных институтов.

Проанализируем роль религии в контексте борьбы с проявлениями идеологии экстремизма. По большей части это, конечно, касается религиозного экстремизма. Все конфессии, представленные в России, должны прививать человеколюбие, терпимость, помогать в трактовке священных писаний, препятствовать радикализации верующих, активно участвовать в превентивных мерах по борьбе с религиозным экстремизмом.

Рассмотрим влияние институтов Русской Православной Церкви (РПЦ) на жизнь в обществе в сегменте е борьбы с экстремизмом. В настоящее время социальная активность РПЦ – это объективный фактор жизни российского общества. Представители и структура РПЦ все чаще участвуют в общественно-политической жизни страны. В заявлении Архиерейского Собора РПЦ о противодействии экстремизму и терроризму отмечается, что питательной средой экстремизма, очень часто является недостаток у широкого круга людей религиозных знаний и духовной практики, выдержанной в духе многовековых вероисповедных традиций. Эмиссары экстремизма обычно проповедуют новые идеи, придуманные для оправдания насилия по отношению к людям другой веры. В то же время положительный опыт религиозной жизни, опыт добрососедства, накопленный верующими, остается невостребованным в национальных системах образования, воспитания и массовой информации175. В результате такой оценки культурно – нравственного состояния российского общества РПЦ начала активно заниматься просветительской деятельностью, а также выступила с инициативой введения в средней школе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».176 Реакция общества на инициативу введения в школах данного курса была различной, порой достаточно острой. Примером критического отношения может служить «Письмо десяти академиков». Академики: Е.Александров, Ж. Алфров, Г. Абелев, Л. Барков, А. Воробьв, В.Гинзбург, С. Инге-Вечтомов, Э. Кругляков, М. Садовский, А. Черепащук написали открытое письмо «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?» адресованное Президенту России В. В. Путину,177 в котором опротестовали данную инициативу РПЦ. В 2010 г. сотрудниками Института философии РАН была проведена экспертиза учебника «Основы религиозных культур и светской этики». Не отрицая возможности преподавания курса, эксперты подчеркнули, что представленный учебник не может быть рекомендован, поскольку во всех разделах подменяет ознакомление с религиозными культурами откровенной религиозной пропагандой и «содержит многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ в части двух статей: статьи №14, объявляющей РФ светским государством, и статьи №13, запрещающей навязывание какой-либо идеологии»178.

Проведенный нами анализ показывает, что несмотря на критику в российском обществе инициатива РПЦ по введению в школьное образование религиозного предмета, на данный момент является по сути реализованной инициативой. Данный факт подчеркивает ориентированность действий РПЦ на дерадикализацию православного социума через познание традиционных ценностей религии. 31 января 2005 года началось формирование первого в России православного телевидения, строящего свою работу на православных ценностях. Православная телекомпания «Союз» учреждена Екатеринбургской епархией Русской Православной Церкви на базе собственной телестудии и приобретенного светского телеканала. Телеканал «Союз» является православным по духу, но не чисто религиозным по содержанию СМИ. Канал прививает нравственные ценности и традиции отечественной истории и культуры179.

Нагляден курс РПЦ, ориентированный на работу с общественностью, активное взаимодействие с органами государственной власти, отчетливо прослеживается инициатива церковных деятелей в сфере просвещения. Таким образом, в контексте борьбы с экстремизмом деятельность РПЦ является важным сегментом, применяемых политических технологий. В целом, уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что РПЦ с каждым годом становится все более и более серьезным игроком на политической арене современной России. Несмотря на формальное отделение церкви от государства все же нельзя отрицать важность влияния православия на общество и политику соответственно, тем более, что в XXI веке это влияние приобретает все большую значимость и все более заметно на политической арене в Российской Федерации, в том числе и в борьбе с экстремизмом.