Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая философия М.А. Бакунина и современность Бокучава, Гоча Шотаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бокучава, Гоча Шотаевич. Политическая философия М.А. Бакунина и современность : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.03.- Москва, 1996.- 31 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность и значимость проблемы. Исследование политической философии М.А. Бакунина в ее преломлении к сегодняшним эсалням мироного общественного развития несомненно имеет важное шучиое и практическое значение. Это значение обуславливается рядом :ледующпх важнейших обстоятельств.

Во-первых, современная социально-политическая ситуация, .-ложившаяся в республиках бывшего СССР и некоторых других, так называемых и прошлом, социалистических странах Восточной Европы, характеризуется поиском путей выхода из общественного кризиса, связанного с противоречивыми процессами переустройства общества ;іа основе рыночной экономики. В этих условиях разными политическими партиями и общественными движениями предлагается немало самых различных вариантов устройства и дальнейшего развития общества. Среди них и анархо-синднкалистские варианты устройства ;)біцествепиоіі жизни, вызывающие определенный интерес людей. В лой связи представляется важным исследование фплософско-политическнх оснований своеобразия данного предлагаемого общественного развития.

Во-вторых, нельзя не видеть, что определенная часть людей исповедует анархистские идеалы и активно за них борется. Другая часть пока может быть и не разделяет анархистские идеи, но не хочет мириться ни с централизацией и с исепроникноненнем государства, ни с гго усиливающейся бюрократизацией. Потенциальной силой анархизма является и молодежь, которая иногда не может не увлекаться романтической стороноіі анархического бунтарства, "левизной" сто революционных лозунгов. К тому же, политическая практика современного российского общества очень ярко продемонстрировала рост стихийного анархизма у людей. Неверие в способность государства, правитель-

2 ciiioiuioii власти, огромного количества разнокалиберных партий и их гротескных "харизматических" лидеров ропнгп. обострившиеся социально-экономические проблемы', обстановка нужды и бесперспективности своего существовании порождают чувство озлоблении, нежелания люден играть в политические ш~ры - участвовать в выборах, митингах и собраниях, вообще каким бы то пи было способом сотрудничать с государством { верное с обюрократившимся его аппаратом). Все л о ведет к недовольству, к протесту - сначала пассивному, но, в конечном счете, и к активному протесту, который, как показывает история, обычно принимает экстремистские формы.

В свое время подобные настроения стали основой идейного анархизма, который попытались реализовать на практике по -крайней мере три поколения людей (70-х - 80-х rr XfX века, начала и 60-х -70-х [г века XX).

С этой точки зрения представляется своевременным обращение к творчеству Бакунина - где политическая философия в концентрированном виде представляет все плюсы и минусы анархистского мировоззрения. Повторение пройденного, обучение па собственных ошибках не лучший путь политической самореализации. Поэтому, реконструкция основных положений бакунизма, анализ его внутренних противоречий и аргументация вывода о его бесперспективности и политической несостоятельности - на наш взгляд, актуальны и полезны.

В-третьих, социально-политические и философские идеи учения Бакунина в течение длительного периода либо замалчивались, либо предельно искажались в угод}' определенных господствующих идеологических стереотипов. В этом смысле как никогда актуален и необходим тщательный и обстоятельный объективный "просмотр" научного наследия Бакунина, непредвзятая оценка всех его идей и принципов. Бакунизм миогогранси.Соответственио понятно, что вне его политике-

философских оценок правдивое освещение бакунизма невозможно. -Сегодня видно, что далеко не все идеи Бакунина выдержали испытание временем. Однако их пафос и нацеленность на познание путей и способов общественного развития сохраняет свое актуальное значение и поныне, а поэтому научный вклад Бакунина в обществознание нуждается в серьезном и глубоком философском изучении.

В-четвертых, становление и повсеместное бурное развитие политологии и связанный с ті им поиск путей для выработки некоторых общих подходов в ее анализе социальной действительности требует неизбежного обращения к исходным основаниям современной теории политики, » частности к тем учениям, которые заложили кардинальные принципы понимания и объяснения политических процессов. Бакунину по праву принадлежит заслуга быть одним из родоначальников специализированного исследования политики как общественного явления. В этой связи сегодня крайне важно понять философские принципы, которые положены Бакуниным в основу его системного анализа политики и политических движений.

Вот почему анализ идей анархизма у крупнейшего их теоретика - Бакунина, особенно в их развитии на современном этапе, представляет существенный интерес, ибо такой анализ позволяет в полной мере соотнести его идеи с практикой современной жизни, оценить их научный потенциал, выявив их рациональный смысл и политическое значение как одной из программ борьбы за переустройство общества.

Степень разработанности научной проблемы. Настоящее исследование сущности политической философии М.А.Бакунина опирается на целый ряд источников - работ самого Бакунина и довольно большой круг научной литературы, освещающей и комментирующей его идеи и идеи анархизма в целом.

Идейное наследие Бакунина oqwMiio: книги, статьи, письма. Однако надо прямо сказать, что отличительной чертой сочинений Бакунина - скорее человека дела, а не слова - является, как уже не раз отмечалось в научной литературе по бакуниноведеншо, их незавершенность, отчасти даже внутренняя противоречивость. Можно вполне согласиться с мнением одного из исследователей творчества Бакунина, который подчеркивал, что все его сочинения "лишь отрывки, незаконченные начала задуманных сочинений, либо по случайным поводам написанные обращения, воззвания, прокламации, произнесенные речи. В них больше пафоса, чем аргументации; больше пламенного энтузиазма, чем логики; больше желания быть убедительным,чем самой убедительности".1 Тем не менее, было бы совершенно неправомерно на этом основании игнорировать вполне определенную бакунинскую политическую философию с относительно последовательной теоретико-методологической базой и системой понятий, с конкретным отношением к основным политическим теориям современности и прошлого, с достаточно четкой и ясной программой социального освобождения.

Бакунин был бесспорно крупным политическим мыслителем и политическим деятелем, в утопизме своих идей которому пришлось убедиться еще при жизни. В этом была его большая трагедия, но еще более трагично сложились политические судьбы его последователей в России -"бунтарей" в революционном народничестве. Нельзя не согласиться с мнением В.И. Ленина, отметившего, что анархизм в революциях і905 -і907 и 1917 годов в России не оказал сколько-нибудь заметного влияния на массы, поскольку он "имел возможность в прошлом-(70-е годы ХІХв.) развиться необыкновенно пышно и обнаружить до

' Полонский Вяч. Михаил Александрович Бакушш. Жизнь, деятельность и мышление. М., 1925.Х.5.

5 конца спою неверность, спою непригодность как руководящей теории революционного класса".1

Хотя в нашей науке и исследовании творчества Бакунина есть определенные "белые пягиа", гем не менее история бакуннноведенпя значительна. Она начинается еше в годы его житии.Всестороннюю и глубокую оценку личности Бакунина мы находим и работах АЛ!.Герцена2

Основательный разбор и критику учения Бакунина дали К.Маркс и Ф.Эпгельс, вскрыв в работах "Святое семейство", " Немецкая идеология", "Нищета философии" и др. мелкобуржуазную классовую природу, теоретическую беспомощность и политическую вредность его идеологических целей. Указывая па опасность бакушпма ятя развития пролетарского движения они рассматривали его как своеобразную теорию - смесь прудонизма с коммунизмом, как ушпшо.

В России с позиции марксизма первую оценку Бакунина дал Г. В.Плеханов, в работах которого "Наши разпогласия","Анархизм и социализм", "О социалистической демократии в России" и и других, впервые был дан комплексный, системный анализ бакунизма как явления русского и международного масштаба.3 Правда, справея'ішюстн pa;ui, следует отметин., чго бывший наро;цшк Г.В.Плеханов в опенке бакунизма был слишком строг и несомненно тенденциозен. О;шако, иначе и не могло быть. Негативна» оценка Бакунина и бакунизма со стороны К.Маркса и Ф.Энгельса, абсолютным (ортодоксальным) последователем идей, которых являлся Г.В.Плеханов, всецело предопределили его отношение.

' Лопни В.П. Детским боленп. ''лешнны" її коммунизме//1 Іолн. собр. соч..т.41.с.15. 2 Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти гг. М..1Ч54-1905.т.7,У.12.кн.2 и ар. ' Плеханов Г.Н. Сочинения п 24 rr. Mr, 1923-1927,т.2,4,9 и др.

В марксистской социал-демократической литературе политическая проірамма анархизма п политическая философия бакунизма наиболее тщательно анализировалась и получила всестороннюю оценку г, работах В.И.Лепипа: "Анархизм и социализм", "Государство н революция", "Партийная организации и партийная литература", "Две тактики" и многих других.1

Ленин дал анализ классовой сущности анархизма, его философии политики: "Анархизм за 35-40 лет...своего сосуществования (а со Штнриера много больше лет ) не дал ничего, кроме обшпх фраз проти» эксплуатации... Недостает а) понимания причин эксплуатации; б) понимания развития общества, ведущего к социализму; н)попимашш классовой борьбы, как творческой силы осуществления социализма". 2В этой связи Ленин делает вывод о ненаучное анархизма вообще и бакунизма в частности. Конечно, этот анализ и оценки также нельзя назвать нетендешшозными, ибо и идеи, и практика ленинизма кардинально расходились с бакунизмом.

До Октябрьской революции о Бакунине вышло немало работ. В лих изданиях главным образом рассматривались биографические вопросы, а по содержанию они являлись скорее не исследовательскими трудами, а публицистическими работами, явно носившими апологетический характер.3 Эта линия во многом просмазриваетея и к большинстве зех работ о Бакунине, которые выходили в первые годы после революции 1917 года. Особенно это заметно в работах историков Вяч.

Ч~1о подсчетам историка С.Н.Канева перу Ленина принадлежит свыше 240 документов, в которых он критикует различные течении в анархизме к уклоны к нему п социал-демократическом и рабочем движении. См.: Канем СИ. Анархизм и революция. М., 1986г. : Ленин В.П. Анархизм и социализм //Соор.соч.,т.5,с.377

' См.иапр.: Амфитеатров А.В. Святые отцы револкщнн.Ш.ш. I. М.А. Бакунин. СПб, 190(i; Драгоманов М.П. Михаил Александрович Бакунин. Крптико-биографнческин очерк. Казань. 1905 и др.

7 Полонского и Ю.М.Стеклона.1 Именно в послеоктябрьской исторической литературе бакунизм часто рассматривался как один из источников большевизма - тема, которая со временем станет приоритетной по преимуществу в западной литературе о бакунизме.В этой связи интересно заметить, что практически вся западная историко-философская мысль о Бакунине вращалась вокруг исключительно таких основных вопросов, как взаимоотношения М.А. Бакунина и К. Маркса и соотношении бакунизма п ленинизма. В 40-50-е годы XX «. в советской литературе имя Бакунина уже, как правило, упоминалось только в связи с критикой его борьбы против марксистов в Первом Интернационале. Общая оценка личности Бакунина в этот период практически всецело определялась положениями "Краткого курса истории ВКП(б)", где бакунизм объявлялся врагом марксизма и соответственно оценивался исключительно только негативно.

Постепенно, начиная с 60-х годов шло "смягчение" или, можно сказать, объективизация процесса исследования народничества в России и деятельности Бакунина как одного из виднейших его идеологов. Выходят в свет очень разные по содержанию работы о личности Бакунина п бакунизме. В монографин А.Д. Коспчева взгляды Бакунина рассматриваются только как объект критики со стороны К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.: Место анархизма в международном и русском революционном движении обозначается в работах Б.П. Козьмпна и Н.И. Михайлова. 3 Ролі, идей Бакунина в практической деятельности народнических групп и кружков 60-70 гг. XIX века рассматривается в

1 Полонским Пяч. Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность и мышление. М.

1425: Стекло» Ю.М. Михаил Александрович Бакунин, его жизнь н деятельность (1814-

1X76). М.-Д.. 102П.|О>7.чт.1-4і!лр.

Косичек А.Д. Ьорі.ба маркепчма-.чепншпма с идеологией анархизма и современность.

М.1У64;

3 Ко'Л.мші П.П. Русская секция Первого Интернационала. \(.;1957; Мпхайлоп Н.И. Борьба

против бакунизма п 1 Ісриом 1 Іитсрпаиноїише М. 1У76:

8 трудах Б.С. Итенберга, Ш.М. Ленина, Е.Л. Рудницкой.1 Историю анархистского движения в России XX века анализируют Комин В.В., Kaaen С.Н., Малннин В.А., Пронякин Д.И.2 Системное рассмотрение социально-философской мысли и политической практики народничества и, в этом контексте - концепции Бакуишна, представлено целым рядом фундаментальных работ.3 Концептуальная природа анархистских взглядов Бакунина, особенно политической философии русского мыслителя, исследована менее подробно. Однако, работы В.Г. Графского, В.Г. Джангиряна, Л.С. Мамута, П.И. Моисеева, С.А. Мпдояниа, Ф.Я. Полянского, Н.М. Пирумовой, рассматривающие различные стороны творчества Бакунина, представляют большой методологический и фактический материал, без использования которого любое современное исследование бакунизма может оказаться попросту некорректным.4 Появление в последнее время целого ряда исследовании, раскрывающих новые грани многоаспектной темы, свидетельство тому,

1 Итенбсрг Б.С. Движение революционного народничества (народнические кружки и
"хождение в парод" в 70-е годы XIX века) М.,1965; Левин Ш.М. Общественное движение в
России в 60-70 годы XIX века М., 1958; Рудницкая ЕЛ. Русская революционная мысль
(демократическая печать. 1864-1873) М.,1984

2 Кннсв С.Н. Анархизм и революция М.,1986; Комин В.В. Анархизм п России -
Калинин,!964; Малшшн В.А. История русского утопического социализма. Вторая полови
на XIX - начало XX вв. М.,1991; Пронякип Д.И. Анархизм: исторические претензии и
уроки истории Л.,1990.

5 Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества Л., 1966; Нодола-зов Г.Г. От Чернышевского к Плеханову («б особенностях развития социалистической мысля в России) М., 1969; Малиннн В.А. Философия революционного народничества М.,1972 Маслин М.А. Критика буржуазных интерпретации идеология русского революционного народничества М.,1977; Пантин U.K., Плпмак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция и России: 178л-1883гг. М.,1986; Щипанов 11.Я. Философия и социология русского народничества М.,1983; Федоркпн H.G. Утопический социализм идеологов революционного народничества М.1984 к др

'Графский В.Г. Бакунин. М.,1985; Джаигнрян Н.Г. Критика англо-амернкннскоіі буржуазной историографии М.Л. Бакунина и бакунизма М., 197S; МамутЛ.С. Этатизм и анархизм как типм'по.чнтпчеекого сознания (домарксистский период) М., 1989 ; Мопессп II.II. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск, 1981; Мндояїнг С.Л. Философия анархизма: М.Л. Бакунин, П.А. Кропоткин. М.,1991; Полянский Ф.Я. Крігліка экономических теорий анзрхнзма М., 1976; Пнрумопа Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина М., 1990.

9 что всесторонний анализ творческого наследия Бакунина далеко не «копчен.1

В перестроечные годы, помимо крупных работ о Бакунине, стадії появляться статьи и выступления различных деятелей , в которых иырванные m обшего контекста политической философии Бакунина недельные мысли пли фразы превращались в аргументы критики тоталитарного режима, сложившегося в бывшем СССР н в странах социализма. Наследие Бакунина снова как бы призывается к активной политической игре, из которой за четыре года до смерти он сам вышел, признан несостоятельность своих теоретических конструкций, ибо они еще при жизни были апробированы и не подтвердились практикой революционного движения ни в России, пи в странах Западной Европы.

В идейном наследии Бакунина действительно имеется много пророческого. Erne в 40-е годы Бакунин, в отличие от К.Маркса и Ф.Энгельса, связывавших социальное освобождение с революционной деятельностью пролетариата западных стран, развивал мысль о том, чз'о победу социальной революции и торжество социальной справедливости необходимо ждать с Востока. "В Москве, - писал он,- будет разбито рабство соединенных теперь под русским скипетром и всех вообще славянских пародов, а вместе с тем и все европейское рабство, и напеки погребено под своими собственными мусором и развалинами; в Москве из моря крови и пламени высоко и прекрасно взойдет созвездие революции и станет путеводного звездой для блага всего освобожден-

.1 Гонашшівили Н.В. Место социально-политических воззрений анархистов в истории грузинской общественной мысли; Автореф. днсс... каид.ист.иаук. Тбилиси, 1990; Волков О.Г. Карл, ты не прав! (О переоценке полемики К.Маркса с Г.Гегелем и М. Бакуниным по проблеме "правящие - унравляюіцне/унравляемме"У/Кеитавр, М.. 1994, N1, и. 104-118; Куц 11,11. Идея "всеславянской федерации" М.А. Бакунина: социально-философский аспект: Автореф. дисе... канд. фнлос. паук. М.,199-1; Мапельман В.М. Опыт прочтения работы М.А. Бакунина "Государственность и анархия".М.,1991; Ударцев С.Ф. Политических и правовая теория анархизма в России: история и современность: Автореф. днсс... докг. юрид. наук М„ 1992 и др.

10 ного человечества ". > Эти іщеи революционного мессианизма часто использовались для обоснования идейной близости бакунизма и большевизма, пророческой дальновидности апостола анархии. И сейчас можно встретить в статьях отдельных авторов рассуждения о том, что Бакунин якобы предсказал превращение государства диктатуры пролетариата в диктатуру номенклатурьг и т.п.2

В этом плане представляется корректной позиция, сформулированная Столяровым Н.С. - Бакунин - несовременен "потому, что для многих сто идей еще не пробил час", но и "во .многом созвучен современности", так как поставил немало злободневных и сегодня проблем .3

Правомочность подобных утверждении, их концептуальный характер можно доказать или отвергнуть только исследовав всю систему фнлософско-социологических и политических взглядов Бакунина.

Современная теория и практика анархизма в научной литературе представлена значительно беднее, чем бакупннопеденне.4 В отечественной литературе практически нет работ, поспященных сегодняшнему состоянию бакунизма. В западной научной литературе обобщающих работ по современному анархизму очень мало. Это исследования Б.Бауэри, М.Букчина. А.Картера, А.Комфорта, Д.Миллера, Г.Вудкока и др.5

1 Бакунин М.А. Воззвание к славянам русского патриота Михаила Бакунина, члена славянского съезда в Праге. Декабрь !848г.//Собр.соч. и писем в 4тт.,т.Ш, М., 1935 , с.ЗСи. Ч^м. напр.: Исаев А.К. Оценка М.А.Бзкушшым теории п программы "государственного сощіаліима'7/Памяш М.А.Бакушша.М.1990,с.37-56

5 См.: Столяров Н.С. Современные проблемы социального управления и снеге идей М.А.Бакуншш // Памяти М.'А.Бакушша.с.ЗЗ.

* См.: Русаков АЛО. Сущность и тенденции развития современного пнархшма: Аитореф... лисе. канд. фнлос. наук COG., 1991, с.З. ,

5 Masters A. Bakimin: The Father of anarchism. N.Y., 1974, Miller D. Anarchism. L.,1984; Bookchin M. Post-Scarcity Anarchism. L., 1971 н др.

Однако,это работы люден, которые, как правило, сами разделяют идеи анархизма, а поэтому вряд ли от них можно ожидать объективного научного анализа рассматриваемых проблем.

Исследуя вопросы современного состояния анархистского движения, автор опирался па конспекты материалов XIX Всемирного анархического конгресса в ФРГ (1992), некоторые разрозненные информационные бюллетени анархических организации.

Цель и задачи исследования. Целью работы является последовательная реконструкция фнлософско-полнтпческой доктрины М.А.Бакуиина, анализ и оценка ее значення в свете современных общественных процессов.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

-проанализировать предпосылки формирования, содержание н сущность политической философии Бакунина;

-эксплицировать фундаментальные идеи философеко-псторнческого подхода Бакунина в анализе политической теории и практики XIX века;

-раскрыть концептуальную природу н революционную направленность социально-политического идеала Бакунина;

-показать связь теоретических положений политической философии бакунизма с современными политическими теориями и движениями.

Методологической основой диссертационного исследования является синтез философского и конкретно-исторического подходов в изучении политической философии русского анархиста. В теоретическом анализе бакунизма автор опирался па труды классиков политической мысли, исследования крупных политологов и историков, труды

12 специалистов, занимающихся историей русской социально-политической мысли и освободительного движения.

Объектом исследовании является философско-полнтнческая теория бакунизма XIX века в аспекте "история и современность".

Научная иотша диссертации обусловлена особенностями избранной автором конкретной методологической позиции в освещении темы, отсутствием специальных работ, в которых' взгляды М.А.Бакушша по проблемам государства, личности, революции рассматриваются в единстве теоретико-методологических основ н социально-политической конкретизации этих проблем в оригинальной политической философии русского анархиста. Это определило конкретные результаты и научную новизну вьпюснмых на защиту положспин исследования, которые состоят в следующем:

-выявлены особенности становления и развития политической философии Бакунина в столкновениях основных идейных потоков и парадигм (этатистской и антгататистской) общественной мысли XIX века;

-последовательно раскрыты сущность, структура, основные понятия и назначение политической философии Бакунина как системы идей, обосновывающей безгосударственное общественное устройство и пути его достижения;

-обоснован вывод о том, что политическая философия Бакунина являлась теорией действия, так как не только формулировала гуманный идеал - мечту (свобода), но и революционные средства его достижения (насилие);

-высказано отношение к ряду нсгочиых, спорных оценок творчества Бакунина и бакунизма;'

-показаны место и роль анархистских идей в контексте ндейно-поліпических движении современного общества (неоконсерватизм-анархизм, леворадпкализм-апархнзм);

-обозначены оспошиле фнлософско-политнческпе аспекты противоречия дискурса и практики бакунизма, приведшего анархизм к упадку и периферийному положению в сонремеииом политическом процессе.

Практическая -значимость работы. Полученные в исследовании результаты мог\т быть нсполъзопаны в дальнейшей разработке истории обіцесі веішоіі мысли. Основные положения диссертации применимы в учебно-педагогическом процессе в вузах при изучении соответствующих разделов курсов "История социально-политических учений", "Философии политики", при чтении специальных курсов на философских факультетах университетов.

Апробация работы. Осноипые положения диссертации освещены в опубликованных автором работах. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии философского факультета МГУ им.M.R.Ломоносова н рекомендована к зашите.

Структура работы. Диссертация состоит пз введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.-