Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России ФЕДОРОВА Светлана Ивановна

Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России
<
Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ФЕДОРОВА Светлана Ивановна. Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / ФЕДОРОВА Светлана Ивановна;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет. Официальный сайт www.mpgu.edu].- Москва, 2015.- 365 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Обзор литературы 8

1.1. Биологическая характеристика и хозяйственное значение побочных продуктов переработки масличных культур в кормлении 8 сельскохозяйственных животных и птицы

1.2. Эффективность применения экзогенных ферментных препаратов в кормлении животных и птицы 32

2. Материал и методика исследований 50

3. Результаты собственных исследований 54

3.1. Мясная продуктивность и качество мяса цыплят-бройлеров при использовании в комбикормах сурепного жмыха и масла (первый научно-хозяйственный опыт) 54

3.1.1. Условия кормления и содержания цыплят - бройлеров

3.1.2. Динамика живой массы и сохранность цыплят-бройлеров 55

3.1.3. Затраты и переваримость питательных веществ корма при выращивании цыплят – бройлеров 67

3.1.4. Баланс и использование азота, кальция и фосфора цыплятами – бройлерами 70

3.1.5. Морфологические и биохимические показатели крови цыплят – бройлеров 72

3.1.6. Мясная продуктивность цыплят-бройлеров 76

3.1.7. Морфологический состав тушек цыплят бройлеров 78

3.1.8. Химический состав и энергетическая питательность мышц цыплят-бройлеров 80

3.1.9. Экономическая эффективность использования в комбикор мах цыплят-бройлеров сурепного жмыха и масла 83

3.2. Мясная продуктивность и качество мяса цыплят-бройлеров при использовании в комбикормах сурепного жмыха и масла обога щенных ферментным препаратом ЦеллоЛюкс-F (второй научно- хозяйственный опыт) 86

3.2.1. Динамика живой массы и сохранность цыплят-бройлеров 89

3.2.2. Затраты и переваримость питательных веществ корма при выращивании цыплят - бройлеров 95

3.2.3. Баланс и использование азота, кальция, фосфора цыплятами – бройлерами 98

3.2.4. Морфологические и биохимические показатели крови цыплят – бройлеров. 101

3.2.5. Мясная продуктивность цыплят-бройлеров 105

3.2.6. Морфологический состав тушек цыплят – бройлеров 107

3.2.7. Химический состав и энергетическая питательность мышц цыплят-бройлеров 109

3.2.8. Экономическая эффективность цыплят-бройлеров 113

Выводы 116

Список использованной литературы 130

Эффективность применения экзогенных ферментных препаратов в кормлении животных и птицы

Развитие любого современного общества, его благополучие и стабильность в большой степени определяются интеллектуальной мощью и уровнем духовного наследия. Мировой опыт показывает, что многие страны достигли высокого уровня социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования, которая благоприятствовала повышению духовного уровня общества. Происходящие в настоящее время трансформации в системе образования требуют новых подходов в решении вопросов о целях, задачах, содержании, функциях образования и воспитания молодого поколения. Эффективно решать эти проблемы можно в том случае, если анализировать особенности развития России сегодня, а также характер, духовный облик, потребности и идеалы воспитываемого молодого поколения. Без определения фундаментальных принципов нашего бытия невозможно сегодня определить и общие сущности (идеи, принципы, подходы) воспитательного процесса.

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как стадию развития между старой системой ценностей, дающей существенные сбои, и новой, которая находится в стадии становления. В процессе социализации молодому человеку уже не встретить готовый идеал, а придется самостоятельно находить для себя смысл и направление своей жизни.

Реформы, происходящие в любой стране - это всегда изменения не только в сферах жизнедеятельности общества, сколько сдвиги в сознании, в системе ценностей людей, всего общества и молодого поколения. Общество не может нормально функционировать и развиваться без существования определенных ценностей, разделяемых всеми гражданами, или хотя бы их очевидным большинством.

Ценности, которые должны служить в качестве эталона, утратили это свойство и даже обрели отрицательный смысл. Ценностями стали наблюдаемые факты реальной действительности: власть, деньги, успех любой ценой и т.п. Вековой опыт показывает, что младшее поколение всегда формируется под влиянием требований реальной жизни, наставлений со стороны старших. Данные выводы были особо актуальны для традиционного общества. Воспитание в советскую эпоху имело и позитивные и негативные свойства. К безусловным достижениям воспитательных систем вузов советского периода необходимо отнести эффективное обеспечение ими подготовки образованных кадров для народного хозяйства и государственного управления, вовлеченных и духовно в строительство нового общества. Формировалась «личность – государственник». Мобилизационный характер воспитания позволил победить в годы Великой Отечественной войны, выдержать ряд испытаний социально-экономического характера. Но модель личности, ориентированная на строительство и жизнь в будущем совершенном обществе, хотя по замыслу, и была в высшей степени гуманистичной, не имела жизненной почвы. Социальная реальность опровергла эту модель тем, что люди, ориентированные всей системой общественного воспитания на эту модель личности, обычно стали проигрывать в жизненной борьбе. Тип личности, устремленной в будущее, утопичен для современных студентов и стал нежизнеспособным. Поэтому сегодня мы ставим вопрос о реалистичном выборе ценностных ориентиров воспитательной системы вуза.

В современных условиях произошло перемещение акцента в общественном воспитании на самовоспитание личности, что явилось одним из следствий демократизации, либерализации общества. Несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин были оторваны от истоков национальной культуры. Культура утратила функции социализации, общественной консолидации и духовно-нравственного потенциала.

Новое поколение студентов, не слишком связанное с ценностями уходящего времени, не имеет возможности воспринимать и новые ценности. Отсутствуют многие основания для полномасштабного ценностного самоопределения нынешнего поколения. Особенно негативно ценностно-нормативная неопределенность сказывается на молодых людях, остро переживающих кризис идентичности.

В настоящее время студенчество, впрочем, как и общество в целом, переживает ценностный кризис: разрушены идеалы, в которые верило старшее поколение, а новых идеалов в обществе пока нет. Утрачены традиционные представления о национальных героях, героическом прошлом. Исчезли гарантии, которые существовали в социалистическом обществе, теперь сам человек должен строить свою жизнь, а не перекладывать ответственность на плечи государства. С другой стороны, молодежи активно навязываются иные культуры, продукты массовой культуры, часто противоречащие друг другу политические, идеологические, религиозные идеи и мифы. Ценностная система, которая складывается в студенческой молодежной среде сегодня, может на несколько десятилетий стать основой ориентации российского общества в целом, ядром его культуры. Как мы полагаем, проблема исследования ценностного отношения личности к героическому прошлому родной страны является особо значимой и актуальной в связи с необходимостью развития духовно-нравственного потенциала и качественных преобразований в структуре личности, осмысления места и значения личности в происходящих исторических событиях.

Важно подчеркнуть, что тема «ценностей» может активно и всесторонне разрабатываться только в рамках демократического, открытого общества. В истории российского общества речь должна идти не об изобретении новых ценностей, а, прежде всего, о переосмыслении уже существующих, о важности их понимания человеком.

Ценности героического прошлого, национальной культуры в течение последних лет вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, направленными на внедрение ценностей, примитивного образа жизни. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания порой становятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек – героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей – непобедимые супергерои триллеров. Происходит своеобразная «идологизация» сознания современной молодежи.

Условия кормления и содержания цыплят - бройлеров

Можно говорить о том, что осмысление понятия «духовности» далеко не однозначно, хотя при всем разнообразии взглядов ученые понимают духовность как характеристику высшего уровня развития личности, связанную с восхождением к высшим человеческим ценностям, что дает человеку возможность приблизиться к духовности. Духовность как личностное качество определяется приоритетом интересов другого человека над собственными, утверждением нравственности как личного выбора.

Н.П.Шитякова полагает, что «духовные ценности только тогда становятся неотъемлемой частью духовного мира личности, когда в этот процесс включаются способности человека к саморазвитию, самоопределению. Духовное саморазвитие и самореализация субъекта возможны, если определена направленность духовного развития (имеется в виду направленность на ту или иную систему ценностей)». По мнению Н.П.Шитяковой, «недостаточно рассматривать духовность только как процесс саморазвития, самореализации, самоопределения личности, т.к. такие определения не показывают вектор духовного развития, его направленность» [435, с.69].

Анализируя педагогические аспекты понятия «духовность» Е.О.Галицких дает характеристику духовности как «сложного интеллектуально-нравственного феномена, представляющего собой интегральное качество личности, характеризующее степень освоения ею духовных ценностей» [103].

Духовность представляет собой попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, позволяющими молодому человеку приблизиться к тайне бытия, осознать глубинную связь с его предками, с миром в целом. Г.В. Платонов и А.Д. Косичев анализируют духовность как «комплекс существенных качеств человеческой психики, выражающий ее нравственное, эстетическое, интеллектуально-когнитивное. и экологическое содержание, направленный на утверждение подлинно человеческого в людях» [319, с.17].

Таким образом, исходя из различных подходов к пониманию духовности, мы выделяем следующее: духовность - это высший уровень развития человека, строящего свои отношения на гуманизме и стремящегося к высшим человеческим ценностям, приобщенность человека к духовной культуре человечества и духовным ценностям как ориентирам самореализации. Как личностное качество, духовность не дается изначально, а формируется в ходе освоения общечеловеческих ценностей.

Основываясь на данном подходе к понятию духовности возможно рассмотрение духовных и нравственных ценностей, которые формируются в процессе обучения и воспитания. По мнению В.Г. Федотовой, в духовном мире можно вычленить три составляющие: познавательное, этическое (нравственное) и эстетическое. Основным из них является нравственность, поскольку, как считают многие специалисты, именно нравственность является основой духовной жизни человека, определяет все другие сферы его духовного бытия [405].

В Большом энциклопедическом словаре понятие «нравственность» трактуется как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); как один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы обосновываются в виде идеалов добра, зла, справедливости и т.п. [64, с.835].

Нравственность и духовность существуют в неразрывном единстве, целостности и гармоничности. Смыслы задает духовность, правила и способы действия - нравственность. «Основой духовности является дух, а нравственности - душа, душевный мир человека» [41, с. 121]. Категории «духовность» и «нравственность» являются основными для определения сущности понятия «духовно-нравственного воспитания личности. Говоря о сущности духовно-нравственного воспитания, мы основываемся на педагогических работах в сфере нравственного воспитания, воспитания этической культуры, воспитания духовности, духовной культуры и собственно духовно-нравственного воспитания.

С точки зрения Н.А. Пархоменко, духовно-нравственное воспитание -процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей (человек, любовь, семья, Родина, труд, мир, свобода, совесть, жизнь, творчество, вера) и внутреннее их переживание как своих собственных [300, с.41].

Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет изучение героического прошлого предыдущих поколений нашей страны через историю выдающихся личностей, генеалогического древа российских полководцев и военачальников.

Процесс духовно-нравственного воспитания, по мнению Н.И.Джегутановой, «это «восхождение» субъектов воспитания к себе как уникальной духовной индивидуальности, к духовному идеалу, который возникает в результате рефлексивно-ценностного осмысления системы социально и индивидуально значимых ценностей» [138, с.47].

Важнейшее значение в решении проблем воспитания студенчества в современных условиях имеет обновление содержания гуманитарного образования в вузах в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной традиционной культуры.

В контексте постоянных споров о целях и задачах воспитания молодого поколения не теряет актуальности отечественное философское наследие. Различные подходы к анализу понятий «гражданственность», «патриотизм» «патриотическое самосознание» и других можно встретить в трудах Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Н.И.Пирогова, П.А.Флоренского и других отечественных ученых. В своих сочинениях ученые декларируют абсолютную ценность личности.

Сегодня студентам как будущим специалистам важно быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, к возрастающей социальной ответственности за судьбу страны и самостоятельности поведения в рамках нравственного выбора. Поэтому на высшие учебные заведения возлагается важная историческая ответственность за развитие гражданской позиции студентов, а роль профессионального образования в этих условиях в становлении гражданского и патриотического воспитания студентов неизменно возрастает.

По мнению В.А.Сластенина, гражданственность являет собой внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения [368]. «Гражданственность – важнейшее качество современного человека, его нравственный стержень» [386, с. 129].

С точки зрения Г.Н. Филонова, гражданственность представляет собой совокупность субъективных качеств личности, которые выражаются в отношениях и деятельности личности в процессе осуществления ею «социально ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений» [408, с.111].

Баланс и использование азота, кальция и фосфора цыплятами – бройлерами

Модель в педагогике - созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая для цели познания характеристики (компоненты, элементы, свойства, параметры) изучаемого объекта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку [273].

По мнению специалистов (В. П. Беспалько. В.С.Безрукова, Б.С. Гершунский, Е.В.Яковлев и др.), спроектировать модель в педагогике -осуществить материальное или умственное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых производятся принципы организации и функционирования этой системы. Данное понимание модели имеет принципиальное значение для моделирования в педагогических исследованиях. Ценность знания, которое получает исследователь в процессе изучения педагогической модели, заключается в отыскании отдельных инструментальных средств, способных обеспечить достижение образовательной цели [251].

А.С.Воронин определил педагогическое моделирование (создание модели) как разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Моделирование в педагогике - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений, процессов, используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем [96].

Как полагает С.И.Архангельский, педагогическое моделирование должно осуществляться при четком следовании определенным принципам: наглядности, характеризующей выразительность модели; определенности, выраженной четким выделением определенных сторон изучения; объективности, проявляющейся в независимости проведения исследования от личных убеждений исследователя [213, с.83]. И.П.Подласый отмечает, что моделирование имеет три цели: эвристическую - для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных; вычислительную - для решения вычислительных проблем с помощью моделей; экспериментальную - для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования с теми или иными моделями. Автор также полагает, что, несмотря на привлекательность метода моделирования, возможность охватить систему в целом, приходится прибегать к условным схемам, вводить очень много допущений [311].

Говоря о значимости метода моделирования в практической педагогической деятельности, целесообразно обратиться к функциям моделирования: дескриптивной, прогностической и нормативной [134].

Дескриптивная функция состоит в том, что за счет своей отвлеченности модели дают возможность достаточно просто объяснить наблюдаемые явления и процессы. Эффективные в данном понятии модели становятся компонентами научных концепций и эффективным средством отражения содержания последних.

Прогностическая функция моделирования состоит в его возможности предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем.

Нормативная функция моделирования дает возможность не только анализировать существующую систему, но и выстроить ее нормативный образ – желательный с точки зрения субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями.

По мнению А.Н. Дахина, сопоставление терминов «моделирование» и «проектирование» приводит к их взаимному смысловому «вложению», т.е. проект как система является подсистемой модели, и наоборот, само проектирование может состоять из более мелких моделей. Следует отметить, что проектирование предполагает создание частных моделей, моделирование, в свою очередь, состоит из совокупности элементов, в том числе включает теорию проектирования [134].

Моделирование в педагогике успешно применяется для решения важных задач оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и учебно-воспитательным процессом, диагностики, прогнозирования, проектирования обучения [57]. Обычно моделируется как содержание образования, так и учебная деятельность. Научные модели выстроены как механизм для преподавания конкретных учебных дисциплин. Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с психолого-педагогическими соображениями. Когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает и в роли учебного средства, и способа обобщения учебного материала, а также представления его в свернутом виде. Кроме того, достаточно широко применяется моделирование учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме и в расчете на образные ассоциации с помощью мнемонических правил.

С точки зрения Г.П. Михеевой, широкое распространение метода моделирования в педагогических исследованиях объясняется многообразием его гносеологических функций, что обуславливает изучение педагогических явлений и процессов на специальном объекте - модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом - педагогом - исследователем и предметом исследования [271].

Затраты и переваримость питательных веществ корма при выращивании цыплят - бройлеров

Из таблицы 3 можно увидеть, что наиболее высокие позиции в рейтинге занимают у респондентов контрольных и экспериментальных групп ценности «достижения», «высокое материальное положение» и «собственный престиж». Это отражает стремление респондентов к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. Испытуемые часто бывают сильно заинтересованы в мнении окружающих о себе, так как нуждаются в социальном одобрении своего поведения. Результаты отражают стремление респондентов к возможно более высокому уровню материального благосостояния. Такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. Кроме того, результаты отражают стремление респондентов к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Часто большое количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки.

Наиболее важными жизненными сферами для студентов на первом диагностическом этапе являются сферы семейной жизни и увлечений. Такие показатели говорят о высокой значимости для респондентов всего того, что связано с жизнью его семьи. Такие люди отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни — это благополучие в семье. Кроме того высокую значимость имеют увлечения, хобби. Такие люди, как правило, отдают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна. С увеличением возраста и курса повышается ценность духовного удовлетворения и сохранения собственной индивидуальности.

На рисунке 14 представлены результаты оценки сформированности патриотизма и отношения к военной службе у молодежи на первом диагностическом этапе. контрольнім 1 эксперпменгатсьная экспериментальная 1 контрольная JV\. Jtt.Jt tJ vWJLJt ЖІСІІЖ

На рисунке 14 можно увидеть, что высокий уровень патриотизма сформирован лишь у нескольких респондентов: по одному респонденту в каждой контрольной группе и у двух респондентов в экспериментальной группе 2. Более половины респондентов каждой из групп характеризуются низким уровнем патриотизма, часто высказывают отрицательное отношение к воинской службе, работе в государственных структурах, защите страны.

Показатели респондентов контрольных и экспериментальных групп на этапе первичной респондентов. При этом наблюдается диагностики в среднем не отличаются. На рисунке 15 представлены результаты оценки знаний респондентов в области истории, культуры, традиций и достижений Родины, полученные с помощью теста «История, традиции, язык, культура и достижения России». области истории, культуры, традиций. У них не сформированы представления об особенностях культуры языка и достижений России. Высокий уровень знаний выявлен у нескольких тенденция снижении уровня знаний респондентов при увеличении возраста – от первого курса к четвертому снижается уровень знаний.

На рисунке 16 представлены результаты оценки социально-значимой активности и гражданско-патриотической деятельности респондентов до реализации модели формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому родной страны.

На рисунке 16 можно увидеть, что высоким уровнем социальной активности и гражданско-патриотической деятельности на начальном этапе реализации модели формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому обладают 4 респондента контрольной группы 1, 5 студентов экспериментальной группы 1, по 3 респондента из контрольной и экспериментальной групп 2, 2 студента из контрольной группы 3 и 1 респондент из экспериментальной группы 1. Большинство респондентов в каждой из групп характеризуются низким уровнем социальной, культурной и гражданско-патриотической деятельности (от 10 до 13 респондентов в каждой из групп). Респонденты контрольных и экспериментальных групп характеризуются близкими значениями показателей. Из соотношения на рисунке 17 можно увидеть, что большинству респондентов свойственен средний общий уровень перфекционизма, то есть эти респонденты адекватны в критичности к себе и к своей деятельности.

Низкий уровень перфекционизма выявлен у 6 респондентов контрольной и экспериментальной групп 1, у 7 респондентов контрольных групп 2 и 3, 5 студентов экспериментальной группы 2 и 3 студентов экспериментальной группы 3. У многих респондентов выявлены заниженные показатели по шкале «перфекционизм, обращённый на себя». Это свидетельствует о том, что они меньше стремятся к совершенству и имеют недостаточную потребность в желании довести любое дело до конца. Им не присуща скрупулезность. У респондентов также невысок уровень претензий к окружающим. Они менее концентрируются на чужих ошибках, более доверяют другим выполнение какой-либо деятельности без постоянного контроля за ней и сомнения в качестве выполнения. В своём большинстве данная выборка демонстрирует низкие показатели социально предписанного перфекционизма, они не стремятся соответствовать стандартам, которые выдвинули другие люди.

Высокий уровень перфекционизма выявлен у 4 студентов контрольных групп 2 и 3, 5 респондентов экспериментальных групп 1 и 2, 6 респондентов контрольной группы 1 и экспериментальной группы 3. Так, данные респонденты сильно концентрируются на ошибках, постоянно сомневаются в качестве выполнения своей деятельности, присутствует дисбаланс в оценке себя и других, их представления о себе и о мире в целом иллюзорны.

Результаты первичной диагностики самооценки и уровня притязаний респондентов контрольных и экспериментальных групп, полученные с помощью методики исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан представлены на рисунках 18 и 19.