Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетических и этических идеалов педагога-музыканта : на материале освоения творческого наследия Дмитрия Борисовича Кабалевского Щербаков, Василий Федорович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щербаков, Василий Федорович. Формирование эстетических и этических идеалов педагога-музыканта : на материале освоения творческого наследия Дмитрия Борисовича Кабалевского : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Щербаков Василий Федорович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 254 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/560

Введение к работе

І.

Актуальность исследования. Проблема формирования эстетических и
этических идеалов личности - важнейшая проблема нашего времени, которое
принято называть эпохой глобального цивилизационного кризиса.
Цивилизация, накопившая наряду с величайшими созданиями человеческой
мысли и духа огромные средства и механизмы самоуничтожения, стоит сегодня
перед нелегким выбором. Различные проявления человеческой
деструктивности: конфликты на расовой, межэтнической,

межконфессиональной почве, экологические проблемы, проявления агрессии, ненависти, склонности к разрушению возможно уравновесить только с помощью мощных механизмов, способных их предотвращать. Необходимы механизмы, способствующие гармонизации личности, социальных групп, общества в целом, обращающие к идеалам красоты, добра, творческого созидания. И одним из таких механизмов, оберегающим человека, обращающим его к подлинным ценностям бытия, является чувство единения, сопричастности с отечественной культурой как неотъемлемой частью общемирового наследия.

Это чувство дает огромную опору, поскольку каждое «Я» начинает ощущать мощную поддержку тысячелетиями формировавшегося «Мы». С помощью искусства вообще и музыки в частности каждое «Я» вовлекается в огромное информационное поле, в котором хранятся и передаются художественно-эстетические и духовно-нравственные ценности веками складывающейся культуры. Для педагога-музыканта, являющегося проводником в художественное пространство современной культуры, очень важно понять всю меру ответственности, которая возложена на него, поскольку от него в значительной мере зависит насколько послания, переданные нам замечательными художниками прошлого и настоящего, будут приняты и осмыслены следующими поколениями.

Несомненно, очень важно постоянно расширять музыкально-информационное поле за счет знакомства с различными национальными культурами, что открывает путь к осмыслению мира как единой информационной системы. Но при этом отечественная художественная культура должна всегда оставаться в центре внимания, поскольку именно в ней кроется неповторимая интонация, свойственная русскому музыкальному языку, в ней мы ищем и находим опору и поддержку, благодаря ей обретаем художественно-эстетический и духовно-нравственный опыт, позволяющий преобразовывать постигнутое в личностные смыслы и ценности. Этот процесс Б.В. Асафьев называл опытом обобщения родного музыкального языка в новую стадию музыкального сознания, необходимым для движения и развития как личности, так и культуры в целом. Только такой опыт позволяет услышать голос «поющей души» человека, пробивающийся сквозь толщу столетий и обращенный в будущее.

Так, постигая замечательные образцы народного художественного творчества, сочинения М.И. Глинки, П.И.Чайковского, Н.А. Римского-

Корсакова, М.И. Мусоргского, СИ. Танеева, Н.Я. Мясковского, А.Н. Скрябина, СВ. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина, Э.В. Денисова, А.Г. Шнитке и многих других отечественных композиторов, будущий педагог-музыкант не только получает знания о собственной музыкальной культуре, учится жить и дышать в ее пространстве, но и обретает художественно-эстетический и духовно-нравственный опыт, который дает ему право отстаивать, по выражению СМ. Слонимского, «большую музыку», несущую в себе идеалы красоты, благородства и, добра.

Именно этому и учил на протяжении всей своей яркой творческой жизни Д.Б. Кабалевский - выдающийся композитор, педагог-просветитель, прекрасный пианист и дирижер, музыкальный мыслитель, общественный деятель, создатель авторской концепции и программы музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, страстный пропагандист классического музыкального наследия, сыгравший огромную роль в формировании художественного пространства отечественной культуры. Высочайшие эстетические и этические идеалы вели его по непрерывной лестнице восхождения, заставляя неустанно и неутомимо «душу трудиться». Его творческий путь - это подлинный образец, который не нужно копировать (поскольку путь художника всегда неповторим), но можно воспринимать как некую вершину, к которой следует стремиться. Его знаменитое высказывание -«Прекрасное пробуждает доброе» - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им сделано на протяжении долгих лет активной, творчески-созидательной деятельности.

Это высказывание содержит в себе сущность его художественно-эстетических и духовно-нравственных идеалов. Формированию представлений о прекрасном, которое несет человеку свет, высокие и чистые чувства, а, следовательно, делает добрее жизнь на земле, служат и образы его замечательной музыки, и написанные им книги, и педагогически-просветительская деятельность, которую он вел до последнего дня своей жизни. Этим обусловлено обращение к творческому наследию Д.Б. Кабалевского -целостному художественному миру, который может служить для современного педагога-музыканта образцом творческой самореализации художника, воплощающего в активной творчески-созидательной деятельности свои эстетические и этические идеалы.

Сегодня наметились значительные противоречия, между стремительной сменой ценностных парадигм, связанной с социальными и культурными процессами, происходящими в условиях технократической, информационной цивилизации, и профессиональной подготовкой педагога-музыканта, не готового к реализации своего творческого потенциала в новой социокультурной цивилизации; между постоянно возрастающей потребностью общества в профессиональных педагогах-музыкантах, способных передавать будущим поколениям художественно-эстетические и этические идеалы, сложившиеся в художественном пространстве отечественной культуры, и падением социального статуса профессии, связанным с негативными последствиями

глобального кризиса; между целостным характером профессиональной музыкально-педагогической деятельности, в которой обретение знаний и умений должно органично сочетаться с эстетически-ценностным и духовно-нравственным становлением личности, и сохраняющейся в образовательном пространстве знаниевой парадигмой. Преодоление этих противоречий составляет основную проблему исследования.

Степень научной разработанности темы диссертации.

В пифагорейской теории цвета и музыки, с помощью которой пифагорейцы стремились найти объективную основу эстетического начала, само понятие гармонии мироздания связано с музыкой. Гармония, совершенство и красота в философии представителей пифагорейской школы, созданной Пифагором в VI в. до н.э. в г. Кротоне (Южная Италия), тождественны, а музыка является источником, в котором человек находит реальное воплощение этих категорий.

В работах Пифагора (VI в. до н.э.) и его учеников (Гиппаса - V в. до н.э., Филолая - V в. до н.э., Архита из Тарена - IV в. до н.э.) уже созданы наброски теории эстетического воспитания, в дальнейшем получившей развитие в работах Гераклита Эфесского, в трудах Аристотеля, Демокрита, Сократа, Эпикура, Лукреция, постоянно анализируется взаимодействие эстетического и этического начал, их взаимозависимость и взаимопересечение. В написанном в IV в. до н.э. философом Ямвлихом трактате «О пифагорейской жизни» особое внимание уделено учению о музыкальном катарсисе, врачеванию через музыку человеческих нравов и страстей, восстановлению душевной гармонии.

Духовный облик человека, его состояние души, по мнению античных философов, связано с эстетическими и этическими идеалами, воплощаемыми в жизни и деятельности. Эта идея звучит у Сократа, который постоянно подчеркивает органическую связь этического и эстетического, нравственного и прекрасного, выражением чего является прекрасный духом и телом человек, идеал, соответствующий греческому понятию «кало-кагатии». В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха упоминается о том, что прекрасные спартанские песни воспламеняли мужество и призывали воинов к совершению подвига, то есть несли в себе не только эстетическую, но и этическую функцию, воспитывая смелых и самоотверженных граждан.

В этических учениях Конфуция, которому приписывается относящаяся к XI-VI вв. до н.э. «Книга песен» («Шидзин») - древнейший памятник музыкального искусства Китая, и в трудах его последователей (Мэнь-Цзы и Сюнь) музыка рассматривалась как важнейший фактор формирования духовно-нравственного человека. Эстетическое и этическое начала содержатся во всех трактатах Древнего Востока. Музыка интерпретируется в этих работах как путь к обретению достоинства, человечности, добродетели, справедливости, искренности, всех тех качеств, которые древние мыслители считали важными для воспитания личности.

В музыкальных трактатах Средневековья (Климент Александрийский, Василий Великий, Киприан, Тертуллиан и др.) музыка воспринимается как путь

к Богу - к выходу за пределы земного, обретению подлинной духовности. Эстетическое начало трактуется как инструмент для обретения духовных ценностей. Эпоха Возрождения вознесла музыку над всеми науками, усматривая в ней огромные возможности для эстетического и этического становления человека. М. Лютер поставил музыку на второе место, первое для него принадлежало богословию.

Эпоха Просвещения, а затем романтический XIX в. в музыке будут искать путь к возвращению духовной целостности личности. В 1836 г., в статьях, посвященных опере М.И. Глинки «Иван Сусанин», В.Ф. Одоевский начал борьбу за эстетические и этические идеалы русской музыки, отстаивая идеи народности, сопричастности с корнями отечественной культуры, право на собственный музыкальный язык, собственную самобытную интонацию. Эстетические и этические идеалы, воплощенные в творениях великих русских композиторов, находили обоснование в их критической деятельности, где они выступали в качестве художников-просветителей, учителей, стремящихся увлечь своими идеями русскую публику.

В 60-80 гг. XIX века в России появляются теоретические труды (СИ. Миропольский, А.Н. Карасёв, П.П. Мироносицкий, А.И. Пузыревский, Д.И. Зарин и др.), связывавшие необходимость массового музыкального воспитания с процессом формирования эстетических и этических идеалов личности. Идеи В.Ф. Одоевского, Д.И. Зарина, СИ. Миропольского, А.А. Маслова, В.В. Стасова, А.Н. Серова, Л.Н. Толстого, Д.И. Писарева, выдающихся русских композиторов-классиков («Записки» М.И. Глинки, «Летопись моей музыкальной жизни» Н.А. Римского-Корсакова, критические заметки П.И. Чайковского, переписка и высказывания членов Балакиревского кружка, названных Стасовым «Могучей кучкой» и т.д.) легли в основу разработок отечественной системы музыкального образования и воспитания (Н.Я. Брюсов, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.).

В педагогическом творчестве выдающихся российских музыкантов (А.Г и Н.Г Рубинштейны, В.И. Сафонов, СИ. Танеев, К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, ГГ. Нейгауз, Л.Н. Оборин, Я.И. Милыптейн, В.Я. Шебалин, В.Г. и И.Г Агафонниковы, К.Х. Аджемов, А.Н. Александров, А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, B.C. Белов, Е.А. Бекман-Щербина, Д.Д. Благой, Г.Р. Гинзбург, P.M. Глиэр, М.Ф. И Е.Ф. Гнесины, В.В. М.А. Гостдинер, А.И. Кандинский, С.С. Скребков, М.В. Юдина и мн. др.) формированию эстетических и этических идеалов в профессиональной подготовке музыкантов всегда уделялось и уделяется огромное внимание.

В музыкально-педагогических исследованиях последнего времени (Э.Б. Абдуллин, Г.В. Агадилова, Н.И. Ануфриева, И.С. Казакова, Л.С. Майковская, Л.Л. Надирова, Н.Б. Никулина, И.В. Пигарева, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, Г.И. Сергеева, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.) раскрываются различные аспекты эстетически-ценностного и духовно-нравственного становления личности в процессе постижения музыки, как носителя смыслов и ценностей культуры. Различным аспектам формирования

творческой личности, обладающей высоким духовно-нравственным потенциалом, посвящены работы А.Я. Айзенберга, А.А. Аронова, А.И. Арнольдова, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, О.А. Блоха, В.А. Волобуева, Э.Ф. Володина, Н.И. Ефимовой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, К.Н. Кострикова, Д.К. Костриковой, В.Г. Кузнецова, Е.И. Максимова, Ю.С. Савельева, B.C. Садовской, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова и др.

Гуманитарной культуре, важнейшей частью которой является искусство, посвящены работы Ю.В. Шора, раскрывающего в них культуру постижения мира в особых образах - художественных и нравственных, философских и религиозных. Феномен эмпатии, воплощающий в себе и эстетическое, и этическое начала в формировании личности современного музыканта, раскрыт в исследованиях Л.Л. Надировой. Проблема толерантности как выражение этики ответственности, формирующейся в процессе постижения музыки, освещается в работах Л.С. Майковской. Музыка как проводник в пространство Мысли и Духа, где эстетическое и этическое начала сосуществуют в гармоничном единении, рассматривается в исследованиях Б.М. Целковникова. Проблеме формирования системы ценностных ориентации, фундаментом которой являются эстетические и этические идеалы личности, посвящены музыкально-философские труды А.И. Щербаковой.

Однако, несмотря на значительное количество научных трудов, посвященных различным аспектам художественно-эстетического и духовно-нравственного становления личности педагога-музыканта, чрезвычайная сложность решения этой проблемы в современных социокультурных условиях требует продолжения исследований в этой области.

Объект исследования - профессиональная подготовка педагога-музыканта.

Предмет исследования - процесс формирования эстетических и этических идеалов в профессиональной подготовке педагога-музыканта (на материале освоения творческого наследия Д.Б. Кабалевского).

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование формирования эстетических и этических идеалов педагога-музыканта в процессе освоения творческого наследия Д.Б. Кабалевского, экспериментальная разработка и апробация авторской образовательной модели.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Уточнить понятия «эстетические и этические» идеалы в музыке и музыкальном образовании прошлого и настоящего, изучить творческое наследие Д.Б. Кабалевского и определить присущие ему художественно-эстетические и духовно-нравственные приоритеты в контексте освоения современной отечественной художественной культуры.

  2. Создать и реализовать теоретико-методическую модель формирования эстетических и этических идеалов педагога-музыканта в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

  3. Разработать системно-аксиологический, антропо-культурологический и художественно-деятельностный подходы как теоретическую основу художественно-эстетического и духовно-нравственного становления личности педагога-музыканта в процессе его профессиональной подготовки и дальнейшей профессиональной деятельности.

  4. Создать и апробировать методику диагностики уровня сформированности эстетических и этических идеалов педагога-музыканта.

  5. Осуществить проверку эффективности и сравнительный анализ разработанной модели в экспериментальной работе, провести статистическую обработку данных, проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по совершенствованию системы профессиональной подготовки педагога-музыканта.

В качестве гипотезы выдвигается положение, согласно которому эффективность профессиональной подготовки педагога-музыканта будет значительно повышена, если:

формирование эстетических и этических идеалов будет признано одним из важнейших факторов профессионального и личностного становления будущего педагога-музыканта, а творческое наследие Д.Б. Кабалевского будет представлено в учебно-воспитательном процессе как целостный художественный мир, воплощающий в себе художественно-эстетические и духовно-нравственные ценности отечественной культуры;

будет разработана и реализована теоретико-методическая модель формирования эстетических и этических идеалов педагога-музыканта, постигающего в процессе освоения творческого наследия Д.Б. Кабалевского художественно-эстетические и духовно-нравственные и ценности отечественной культуры;

в освоении студентами творческого наследия Д.Б. Кабалевского будут применены современные научные подходы (системно-аксиологический, антропо-культурологический, художественно-деятельностный, компетентно стный), способствующие постижению художественного авторского мира в контексте развития отечественной художественной культуры.

будет создана и апробирована методика диагностики уровня сформированности эстетических и этических идеалов педагога-музыканта;

в экспериментальной работе будет проверена эффективность авторской образовательной модели, проведена статистическая обработка полученных результатов и предложены рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки педагога-музыканта;

Методологической основой исследования являлись философские, социологические, культурологические, социопедагогические, музыкально-педагогические идеи формирования эстетических и этических идеалов в становлении личности и о роли музыки в этом процессе. Среди них труды философов античности (Аристотель, Пифагор, Платон, Плутарх, Сократ, Страбон), Возрождения (Джозеффо Царлино, Винченцо Галилей, Козимо

Бартоли, Франсиско Салинас, Глареан, Мартин Агрикола и др.), музыкально-теоретические концепции барочной эпохи (Иоганн Кеплер, Рене Декарт, Марен Мерсенн, Атаназиус Кирхер, Лейбниц, Марко Гальяно, К. Монтеверди и др.), Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, И.Г. Вальтер, И. Маттесон, X. Шубарт и др.), эстетические концепции Романтизма (А. Шлегель, Ф. Шлегель, И. Фихте, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.), а также фундаментальные концепции Новейшего времени, освещающие различные аспекты эстетического и духовно-нравственного становления личности в современном пространстве культуры: философской антропологии (Б.Г. Ананьев, А.С. Арсеньев, Ф. Барт, А.А. Белик, Х.-Г. Гадамер, Г.Д. Гачев, П.С. Гуревич, Э.О. Шартье и др.); взаимодействия личности и общества (Э. Берн, А. Бергсон, А.А. Бодалев, В.И. Жуков, В.П. Клычков, В.Г. Крысько, A.M. Склярова, Ю.А. Сандулов, О.Ю. Маркова, В.П. Котенко, М.Н. Росенко и др.); поиска смысла в жизни и творчестве (Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь, Ж. Делез, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев, Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.).

Теоретическую основу исследования составили научные труды, раскрывающие проблемы: формирования эстетических и духовно-нравственных идеалов личности в современном пространстве культуры (К.З. Акопян, А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, АМ.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, М.С. Каган, В.П. Клычков, А.Ф. Лосев, М. Н. Росенко, B.C. Садовская, В.П. Шестаков и др.); творческого становления и развития личности (А.С. Арсеньев, В.М. Бехтерев, Н.Р Битянова, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, К. Изард, Л.С. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); теории деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.); профессиональной адаптации и идентификации (В.А. Кан-Калик, О.В. Козловский, Н.В. Мудрик, Е.И. Рогов, И.П. Смирнов, Д.Н. Узнадзе и др.); личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманский и др.); применения современных инновационных подходов в профессиональной подготовке специалистов (В.И. Байденко, В.А. Болотова, А.А. Вербицкий, В.А. Козырев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, A.M. Новиков, И.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына и др.); психологии искусства и музыкального восприятия (Е.А. Бодина, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, М.С. Старчеус, Г.С. Тарасов, А.В. Торопова и др.); художественного творчества и образования (М.Н. Афасижев, Г.С. Батищев, Д.Б. Богоявленская, А.Л. Вахетмес, В.И. Волков, Э.Ф. Володин, П.С. Иванов, Л.А. Рапацкая, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.); музыкознания (А.А. Алыпванг, Э. Ансерме, Б.В. Асафьев, Э. Курт, В.Н. Холопова, Ю.Н. Холопов, В.А. Цуккерман, Б.Л. Яворский и др.); эстетически-ценностного становления личности в процессе музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Л.А. Баренбойм, Е.А. Бодина, Д.Б. Кабалевский, Г.Г. Коломиец, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова, М.В. Юдина и др.).

Базы исследования. Исследование проводилось в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова,

Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Владимирском государственном гуманитарном университете, Российском государственном социальном университете, Колледже музыкально-театрального искусства №61 г.Москвы, в процессе проведения курсов повышения квалификации педагогов-музыкантов и мастер-классов в России и странах ближнего и дальнего зарубежья (Литва, Латвия, Австрия, Германия, Франция, Израиль и др.).

Методы исследования. В процессе проведения исследования были использованы теоретические и эмпирические методы: теоретические - анализ научной литературы в области философии, культурологии, искусствознания, музыкознания, философии музыки и музыкального образования, общей и музыкальной педагогики, затрагивающих различные аспекты проблемы исследования; эмпирические - анкетирование, интервьюирование, наблюдение, педагогические беседы, анализ и статистическая обработка экспериментальных данных.

Этапы исследования. Первый этап исследования (2004-2006 гг.) -теоретико-поисковый. На этом этапе определялась проблема исследования, осуществлялся анализ широкого круга научной литературы по этой проблеме. В процессе проведенной на первом этапе работы были определены исходные позиции исследовательской деятельности и сформирован научный аппарат исследования.

Кроме того, на первом этапе проводилось педагогическое наблюдение и беседы со студентами и молодыми педагогами-музыкантами для выявления уровней сформированности их эстетических и этических идеалов, что стало материалом для разработки методики диагностики формирования эстетических и этических идеалов будущих педагогов-музыкантов в учебно-воспитательном процессе. На первом этапе была разработана теоретико-методическая модель процесса формирования эстетических и этических идеалов будущих педагогов-музыкантов, а в качестве материала, на котором предполагалось осуществлять этот процесс, было избрано творческое наследие Д.Б. Кабалевского.

Второй этап (2006-2008 гг.) является основным. На этом этапе была реализована теоретико-методическая модель формирования эстетических и этических идеалов педагога-музыканта. В рамках основного этапа использовались следующие методы работы: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа (со студентами и молодыми педагогами-музыкантами), организация и ход опытно-экспериментальной деятельности (констатирующий и учебно-формирующий эксперименты).

Третий этап (2008-2009 гг.) - дублирующий. На этом этапе была поставлена задача проверить достоверность и надежность полученных результатов. В процессе проведения опытно-экспериментальной работы на этом этапе уточнялись параметры и критерии диагностики уровня сформированности эстетических и этических идеалов молодых музыкантов, дорабатывалась и совершенствовалась теоретико-методическая модель.

Четвертый этап (2009-2010) - заключительный. На данном этапе обрабатывались, оценивались и обобщались полученные в процессе исследования результаты, подводились итоги проведенной работы и формулировались выводы. При этом были уточнен ряд теоретических положений, разработаны методические рекомендации по внедрению результатов исследования в практику подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

уточнена сущность понятий «эстетические и этические идеалы педагога-музыканта» как фундаментальной основы художественно-эстетического и духовно-нравственного становления личности, обобщена и сформулирована совокупность философских, социологических, культурологических, социопедагогических, музыкально-педагогических идей, составивших теоретико-методологическую основу исследования, произведен системно-аксиологический анализ творческого наследия Д.Б. Кабалевского как целостного художественного пространства, являющегося носителем художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей отечественной культуры;

создана авторская образовательная модель, способствуюая осуществлению процесса формирования эстетических и этических идеалов в профессиональной подготовке педагога-музыканта;

разработаны системно-аксиологический, антропо-культурологический и художественно-деятельностный подходы как теоретическая основа художественно-эстетического и духовно-нравственного становления личности педагога-музыканта в процессе его профессиональной подготовки и дальнейшей профессиональной деятельности;

создана методика диагностики уровня сформированности эсетических и этических идеалов в профессиональной подготовке педагога-музыканта;

сформулированы педагогические условия, необходимые для формирования эстетических и этических идеалов будущего педагога-музыканта, постигающего в процессе освоения творческого наследия Д.Б. Кабалевского художественно-эстетические и духовно-нравственные ценности отечественной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
проведен системно-аксиологический анализ проблемы формирования

эстетических и этических идеалов в профессиональной подготовке педагога-
музыканта; определена теоретико-методологическая база осуществления
процесса формирования эстетических и этических идеалов в

профессиональной подготовке педагога-музыканта, включающая в себя как
совокупность философских, социологических, культурологических,
социопедагогических, музыкально-педагогических идей, так и обобщение
опыта выдающихся педагогов-музыкантов; выявлен ряд существующих
противоречий, обоснована необходимость применения инновационных
подходов (системно-аксиологического, антропологического,

культурологического, художественно-деятельностного, компетентностного), адекватных сущности поставленной проблемы; определены (на примере освоения творческого наследия Д.Б. Кабалевского) теоретические основы постижения авторского художественного мира как целостного художественного пространства, заключающего в себе эстетические и этические идеалы отечественной культуры; выявлены принципы, организационно-педагогические условия и тенденции осуществления процесса формирования эстетических и этических идеалов в профессиональной подготовке педагога-музыканта; разработаны параметры и критерии уровней сформированности эстетических и этических идеалов личности в профессиональной подготовке педагога-музыканта, дающие теоретическую базу для проведения диагностики художественно-эстетического и духовно-нравственного становления личности в учебно-воспитательном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная теоретико-методическая модель формирования эстетических и этических идеалов педагога-музыканта в процессе освоения творческого наследия Д.Б. Кабалевского и представленная методика диагностики уровней сформированности эстетических и этических идеалов в профессиональной подготовке студентов-музыкантов могут быть широко использованы в вузах культуры и искусств, а также в деятельности молодых музыкантов-выпускников вузов, стремящихся к профессиональному совершенствованию, а также в экспериментальной деятельности для разработки новых авторских методик, лекционных курсов, в подготовке студенческих и аспирантских исследовательских работ.

Сформулированные автором исследования научные выводы, положения, рекомендации, способы и методы осуществления процесса формирования эстетических и этических идеалов в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов открывают педагогам-практикам широкие возможности для использования их в музыкальном образовании, ориентируют на открытие новых авторских миров, заключающих в себе эстетические и этические идеалы.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены: адекватностью выбранных методов цели, задачам и логике исследования; методологической обоснованностью исходных параметров исследования, опирающихся на теоретико-методологические и гуманитарные основы профессионального музыкального образования; проверкой выдвинутых положений в опытно-экспериментальной работе; анализом и статистической обработкой полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические и практические положения работы нашли свое отражение в научных публикациях автора. Результаты исследования были представлены и получили одобрение на заседаниях кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета, кафедре специального фортепиано, органа и кафедре ансамбля Государственного музыкально-педагогического института им. М.М.

Ипполитова-Иванова, межфакультетской кафедре фортепиано Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кафедре музыкального искусства Владимирского государственного гуманитарного университета, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, в выступлениях и докладах на Международных и Всероссийских конференциях -«Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века: научно-практическая конференция» (ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, Москва, 2003); «Педагогическая наука и образование: проблемы, региональные особенности и перспективы развития: всероссийская научно-практическая конференция» (Мордов. гос. пед. институт, Саранск, 2006); «Наука и современность: V Международная научно-практическая конференция» (НГТУ, Новосибирск, 2010); «Система ценностей современного общества: XIV Международная научно-практическая конференция» (НГТУ, Новосибирск, 2010); «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: XVI Международная научно-практическая конференция» (НГТУ, Новосибирск, 2010). Ход и результаты исследования активно обсуждались и также получили одобрение в процессе проведения курсов повышения квалификации педагогов-музыкантов и мастер-классов в ряде городов России и ближнего и дальнего зарубежья (Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Тула, Великие Луки, Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Рига, Вена, Париж, Иерусалим, Мюнхен и др.).

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Эстетические и этические идеалы занимают ведущее место в структуре личности, определяя стратегические ориентиры ее жизни и деятельности, убеждения, мировоззренческую позицию. В условиях глобального мирового кризиса формирование эстетических и этических идеалов педагога-музыканта, готового к осуществлению активной творчески-созидательной деятельности в пространстве культуры, является актуальной, социально значимой проблемой. Освоение творческого наследия Д.Б. Кабалевского -выдающегося композитора, педагога-просветителя, музыкального мыслителя, общественного деятеля, сыгравшего значительную роль в осуществлении музыкально-эстетического воспитания детей, юношества, молодежи и являющего собой пример того, что подлинным педагогом-музыкантом может называть себя только настоящий художник, творец собственного музыкального мира, способствует формированию эстетических и этических идеалов в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

  2. Формирование эстетических и этических идеалов педагога-музыканта требует создания и реализации теоретико-методической модели, обеспечивающей в процессе профессиональной подготовки систематичное и целенаправленное художественно-эстетическое и духовно-нравственное становление личности. Теоретико-методическая модель представляет собой сложную четырехуровневую структуру (уровни - базово-информационный, системно-аналитический, уровень творческого самоопределения, уровень

творческой самореализации), в которой четко определены: система педагогических принципов и методов работы, этапы формирования эстетических и этических идеалов педагога-музыканта, цели и задачи каждого из них, критерии и параметры диагностики, динамики процесса формирования эстетических и этических идеалов.

  1. Педагогические условия реализации теоретико-методической модели формирования эстетических и этических идеалов педагога-музыканта обеспечиваются разработкой и применением инновационных подходов (системно-аксиологического, антрополого-культурологического, художественно-деятельностного, компетентно стного), способствующих созданию в учебно-воспитательном процессе среды активного творческого взаимодействия.

  2. Создание и апробация методики диагностики уровня сформированности эстетических и этических идеалов педагога-музыканта позволяют определить, что высокий уровень характеризуется готовностью к активной творчески-созидательной деятельности, обеспечивает интегрированность личности в социум и культуру, способствует созданию собственного музыкально-педагогического мироздания, открывает широкие возможности для самореализации и самоактуализации в современном пространстве культуры.

  3. Осуществление проверки эффективности и сравнительный анализ авторской образовательной модели в экспериментальной работе, проведение статистической обработки данных, анализ полученных результатов дают возможность разработать и предложить рекомендации по совершенствованию современной системы профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложений, содержащих анкеты, таблицы, фотоматериалы из личного архива М.Д. Кабалевской.

Похожие диссертации на Формирование эстетических и этических идеалов педагога-музыканта : на материале освоения творческого наследия Дмитрия Борисовича Кабалевского