Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Матушкина Диана Васильевна

Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации
<
Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матушкина Диана Васильевна. Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Матушкина Диана Васильевна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Белгород, 2010.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1336

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования этнического самосознания студентов неязыковых вузов в условиях межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку 24

1.1. Сущность и структура этнического самосознания 24

1.2. Критерии, показатели и уровни эффективности образовательного процесса по формированию этнического самосознания студентов неязыковых вузов 46

1.3. Межкультурная коммуникация как фактор и условие формирования этнического самосознания в процессе изучения иностранного языка в неязыковых вузах 61

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнического самосознания будущих специалистов на основе межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранным языкам в Белгородском государственном институте культуры и искусств 82

2.1. Содержание, формы, приемы и средства образовательной деятельности по формированию этнического самосознания на занятиях по иностранному языку в условиях межкультурной коммуникации 82

2.2. Современные педагогические технологии и механизмы их использования при формировании этнического самосознания в процессе обучения английскому языку на основе межкультурной коммуникации в БГИКИ 102

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по формированию этнического самосознания на основе межкультурной коммуникации на занятиях по иностранному языку 136

Заключение 145

Библиография 148

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема этнического самосознания на протяжении истории человечества всегда была актуальной. В постановке и разработке она по-разному разворачивалась в научном пространстве на разных исторических этапах. В наши дни сущность, содержание, структура и этапы процесса формирования этнического самосознания разноаспектно исследуются и освещаются в различных областях знаний (философии, истории, социологии, педагогике, этнопедагогике, психологии, археологии, этнографии, медицине).

В современной ситуации к сложным и многоаспектным проблемам этнического самосознания, обсуждаемым в педагогической науке, добавились новые, связанные с теми глубинными процессами, которые происходят в мире. Сегодня четко проявляется полиэтничность почти всех государств, поэтому и проблема этнического самосознания представлена по-новому. Исторически возникшая, она в современных условиях глобализации, интеграции, межкультурной коммуникации – явление многофакторное, интегральное, сложное. Безусловно, изучением в вузе языка другого этнического сообщества эту многогранную, междисциплинарную, многоаспектную проблему не решить. Среди многочисленных путей и направлений ее решения, на наш взгляд, необходимо выделить использование возможностей изучения иностранных языков в неязыковых вузах.

Изучение иностранных языков в неязыковых вузах является и фактором, и средством, и условием внесения определенного вклада в решение проблемы углубления процесса формирования как этнического самосознания, так и толерантности, эмпатии к языку, культуре других этносов, наций, народностей, государств.

В исследованиях Л. Ш. Бойчаровой, Л. П. Буевой, С. К. Бондыревой, Е. И. Дворниковой, А. А. Кошанова, В. Г. Крысько, Н. М. Лебедевой, В. С. Мухиной, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Сефаненко, Л. Б. Шнайдер и др. констатируется наличие у современной молодежи конца XX в. начала XXI в. кризиса этнической идентичности. Этот кризис на социальном уровне проявляется в потере ориентировки молодежи в ценностях культуры, утрате связи личности с социальным и культурным миром, в нарушении преемственности между поколениями, ослаблением чувства патриотизма и своей причастности к событиям, происходящим в стране, в усилении миграции талантливой молодежи за рубеж, в ее правовом и культурном нигилизме. На личностном уровне этот кризис проявляется в росте уровня тревожности молодежи, во внутриличностных конфликтах, в утрате идеалов и жизненных смыслов, в развитии на этом фоне различных форм девиантного поведения (наркомании, проституции, алкоголизма), в незнании и непонимании отечественного искусства, народных обычаев, традиций и в увлечении западными образцами «массовой культуры».

Этническое самосознание является базовым качеством, которое лежит в основе патриотизма, любви к своему народу, Отечеству. От уровня развития этнического самосознания специалиста во многом зависит направленность его профессиональной деятельности и гражданская активность, а также его отношение к другим культурам и этническим группам, к прогрессу и безопасности человечества.

Проблема развития этнического самосознания в студенческом возрасте поздней юности в условиях духовно-нравственного кризиса современного общества неуклонно возрастает в своей значимости. Возраст поздней юности является сензитивным по отношению к формированию этнического самосознания, однако социально-экономические условия и традиционная система образования, основанная на функциональном, технологическом подходе к подготовке специалистов, в слабой мере способствуют формированию этого базового качества личности. Следовательно, налицо объективная потребность в теоретико-методологическом и методическом исследовании образовательного процесса по изучению иностранного языка в неязыковых вузах по формированию этнического самосознания в условиях межкультурной коммуникации в современном постиндустриальном мире.

Все это вместе взятое свидетельствует о необходимости поиска новых, не традиционных, а инновационных моделей и технологий формирования этнического самосознания будущих специалистов в образовательном процессе при обучении иностранному языку в неязыковых вузах. К неязыковым вузам мы относим все вузы, в которых изучение иностранного языка не является специальной дисциплиной, т.е. и гуманитарные, и технические, и медицинские и др. Безусловно, что в каждом из этих профильных отраслевых вузов есть свои специфические особенности в обучении иностранному языку, связанные с профессиональной терминологией, соответствующей потребностям коммуникации в сфере будущей специальности, однако в процессе обучения есть общее как в содержании, в методике, так и в технологии преподавания.

Из-за сложности, интегративности и многофакторности проблемы формирования этнического самосознания будущих специалистов ее успешное решение возможно лишь на основе системного и многофункционального подходов, с использованием разных образовательных средств и возможностей аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.

Возможности формирования этнического самосознания студентов неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку, к сожалению, в слабой мере используются в традиционной педагогической практике, хотя их значимость обусловлена следующими специфическими особенностями:

- современная парадигма обучения иностранным языкам базируется на коммуникативной основе. Это означает, что одной из задач образовательного процесса должна стать задача формирования у будущих специалистов коммуникативной компетенции, умения общаться с профессионалами других стран на иностранных языках; основным содержанием образовательного процесса должно быть общение с использованием иноязычной речи, диалог с использованием различных средств коммуникации; в преподавании преимущественно должны использоваться такие формы и методы обучения, которые в максимальной степени интенсифицируют интерсубъектное взаимодействие, взаимный обмен культурными ценностями, смыслами, информацией; на занятиях широкое распространение должна получить взаимооценка коммуникативной деятельности, взаимообучение и т.д. Как отмечал К. Маркс, усвоение людьми этнических ценностей, составляющих ядро этнического самосознания, осуществляется только в процессе общения и взаимного обмена ценностями культуры, и именно эту специфическую особенность обучения иностранному языку необходимо использовать;

- процесс формирования этнического самосознания должен осуществляться на основе этнокультурного самоопределения личности, важным условием которого является сравнение ценностей культуры разных народов, их обычаев, традиций, постижение их социокультурного смысла. А знакомство с этими культурными феноменами целесообразно осуществлять в процессе изучения иностранного языка в вузе, так как методика его преподавания предполагает в обязательном порядке ознакомление студентов и с культурой стран изучаемых языков;

- в процессе обучения иностранному языку в вузе преподавателю предоставляется большая свобода в выборе форм и содержания учебной деятельности студентов. Это создает благоприятную основу для формирования у будущих специалистов убеждений, умений вести диалог, дискуссию, способствует постижению осмысления тех или иных культурных ценностей, освоению способов поведения, которые выступают в качестве фундамента этнического самосознания.

Изучение иностранных языков, нацеленное на формирование этнического самосознания, делает особенно действенными связи культур родного этноса и других народов, способствует этнической самоидентификации на основе сравнения идеалов, ценностей, обычаев, традиций разных этносов и наций, обогащает их содержание, воспитывая одновременно и патриотизм, и чувство гражданской гордости за свою страну, культуру ее народа, своего этноса, уважение и признание значимости мировой культуры, культур других народов и стран, создает возможность ассимиляции лучшего опыта социальной жизни, т.е. является одним из факторов и условий формирования этнического самосознания и одновременно толерантности, эмпатии и интернационализма как черт личности.

На современном этапе возникла объективная необходимость разрешить противоречие между потребностью более эффективной педагогической деятельности по формированию этнического самосознания в процессе обучения иностранному языку в условиях межкультурной коммуникации, реформированию и модернизации российского вузовского образования и недостаточностью теоретической, методической и технологической разработки содержания, форм, методов, приемов, средств и технологий обучения. Необходимость разрешения этого противоречия и определила выбор темы исследования: «Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации».

Степень изученности проблемы. О проблеме формирования этнического самосознания в последние годы написаны ряд интересных и содержательных работ (И. Атнагулова, У. Баймурзина, Х. Баймурзина, З. Киекбаева, Ю. Кутлугильдина, А.Сафина и др.). В этих работах сделаны попытки дать определение этнического самосознания, сопоставить его с национальным самосознанием, с национальным сознанием, с этнической и национальной культурой. Необходимо отметить, что понятие этнического самосознания в науке разработано достаточно противоречиво. Единой точки зрения пока еще не выработано, но подходы к исследованию его сущности, содержания и структуры достаточно интенсивно исследуются (В. Г. Бабаков, П. Л. Белков, Ю. В. Бромлей, В. М. Семенов, Г. У. Солдатова и др.). Много работ в последние годы посвящено проблемам межкультурной коммуникации. Однако вопросы содержания и разработки педагогических технологий на основе использования межкультурной коммуникации в процессе обучения в вузе раскрыты в научных исследованиях еще весьма незначительно. В этом плане, на наш взгляд, заслуживают внимания работы С. К. Бондыревой, Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова, Р. К. Миньяр-Белоручевой, С. Г. Тер-Минасовой, Jack C. Richads, А. Spestrum и др.

Научных трудов, рассматривающих межкультурную коммуникацию в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах, совсем мало. Изучение данной проблемы лишь начинается (Т. Г. Зеленова, Т. Н. Фомина и др.). Специальных работ по формированию этнического самосознания в процессе обучения иностранному языку в вузах в условиях межкультурной коммуникации пока еще не было. Исследование по данной проблеме проводится нами впервые.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы, изучение опыта работы преподавателей иностранного языка в вузах позволяют обосновать потребность теоретического и практического решения существующего противоречия между необходимостью целенаправленного формирования этнического самосознания при обучении иностранному языку в условиях межкультурной коммуникации и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением процесса решения этой задачи в фактической педагогической деятельности. Данное исследование направлено на решение проблемы: какими должны быть содержание, формы, методы, средства и технологии обучения иностранному языку в неязыковых вузах, обусловливающие повышение эффективности формирования этнического самосознания студентов в условиях межкультурной коммуникации.

Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное апробирование педагогической деятельности по формированию этнического самосознания студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях межкультурной коммуникации в неязыковых вузах.

Объект исследования - обучение иностранному языку в условиях межкультурной коммуникации в неязыковых вузах.

Предмет исследования – процесс формирования этнического самосознания студентов неязыковых вузов при обучении иностранному языку в условиях межкультурной коммуникации и модернизации высшего образования.

Гипотеза исследования – процесс формирования этнического самосознания студентов неязыковых вузов средствами межкультурной коммуникации на занятиях по иностранному языку будет осуществляться эффективно, если:

преподаватель иностранного языка в вузе в своей практической деятельности опирается на теоретико-методологические основы интегративного подхода, объединяя знания по философии, педагогике, психологии, этнологии, культурологии о сущности, содержании, структуре и этапах формирования этнического самосознания, а в процессе обучения студентов иностранному языку использует как традиционный (когнитивный), так и инновационные теоретические подходы к обучению (личностно-ориентированный, компетентностный, культурологический, аксиологический) и направления современного обучения (проблемное, когнитивное, программированное, развивающее, интерактивное, контекстное); культурологическое;

оценка результативности образовательной деятельности осуществляется в соответствии с критериями, показателями и уровнями развития этнического самосознания будущего специалиста, разработанными нами в «Структурно-динамической модели формирования этнического самосознания студентов неязыковых вузов в условиях межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку»;

содержание, методика и технологии в образовательной деятельности по формированию этнического самосознания на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах основываются на максимальном использовании возможностей влияния межкультурной коммуникации на процесс обучения с учетом факторов этнической идентичности и полиэтничности современной студенческой аудитории;

в преподавании иностранного языка используются наиболее эффективные формы, методы, приемы, средства формирования этнического самосознания студентов при изучении иностранного языка (диалоги, дискуссии, эвристические беседы, «мозговые атаки», «круглые столы», тренинги, деловые и ролевые игры, рефлексивные семинары и др.) и педагогические технологии, включающие компоненты: цель, взаимодействие субъектов образовательного процесса, содержание, формы, методы, средства и анализ итогов деятельности;

в образовательном процессе соблюдаются педагогические условия и методические рекомендации, обусловленные результатами опытно-экспериментальной работы по формированию этнического самосознания на основе самоопределения в культурных ценностях и этнической идентификации личности в процессе сопоставления традиций, обычаев, ценностей, образа жизни своей и иноязычных культур и формирования как черт этнического патриотизма, так и черт полиэтнических сообществ.

Задачи исследования:

  1. Выявить и обосновать теоретические и методологические основы формирования этнического самосознания студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, раскрыв его содержание, структуру, этапы, современные особенности и тенденции развития.

  2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности этнического самосознания будущего специалиста и разработать модель формирования этнического самосознания студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе в условиях межкультурной коммуникации.

  3. Раскрыть сущность и содержание межкультурной коммуникации и основные направления ее использования в процессе формирования этнического самосознания студентов неязыковых вузов при обучении иностранным языкам.

  4. Разработать и экспериментально апробировать эффективные методические формы, методы, приемы, средства и технологии формирования этнического самосознания студентов при изучении иностранных языков на основе межкультурной коммуникации в современных условиях.

  5. Обосновать по итогам теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы в Белгородском государственном институте культуры и искусств педагогические условия и методические рекомендации для преподавателей неязыковых вузов по эффективному формированию этнического самосознания студентов на основе межкультурной коммуникации в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские принципы познания, развития, системности, единства общего, особенного и единичного; психолого-педагогические принципы о единстве сознания, самосознания и этнического самосознания; теории формирования и развития личности, принципы личностно-ориентированной педагогики (Ш. А. Амоншвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); компетентностного (Е. В. Бондаревская, Л. И. Гурье, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской) субъектно-деятельностного (Г. И. Аксенова, С. М. Годник, Л. С. Рубинштейн, П. Е. Решетников, В. А. Сластенин и др.), этнокультурного (Л. С. Выготский, Г. Н. Волков, Е. Г. Вакуленко, Г. С. Глазреман, Г. М. Коган, С. А. Морозов, Т. Г. Сефаненко, Н. Р. Туравец, Г. М. Цыпин и др.) подходов к обучению. В качестве научно-педагогических подходов в нашем исследовании также использовались: культурологический подход (Г. А. Андриянов, Ш. А. Амоншвили, В. И. Андреев, Е. Н. Бондаревская, Н. М. Барько, В. В. Гузеев, Н. В. Горбунова, И. А. Зимняя, В. М. Загвязинский, Т. И. Шамов, В. В. Кларин, Н. Б. Крылов, А. М. Кушнир, А. Д. Король, С. В. Кульневич, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. С. Лазарева, В. Я. Ляудис, С. Д. Полякова, В. Г. Рыдник, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.); аксиологический подход, основанный на обосновании необходимости формирования в процессе обучении и воспитания культурных, духовных, нравственных и психологических ценностей и ценностно-нормативной системы личности (А. Я. Данилюк, О. В. Гукаленко, А. М. Кондакова, В. П. Сазонова и др.); интегративный подход (В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, А. Ю. Галиченко, Е. В. Шварев, Ю. А. Кустов, В. Г. Мозгот, П. Е. Решетников, В. Д. Семенов, Ю. С. Тюников, Н. К. Чапаев и др.); а также направления обучения: традиционное (объяснительно-информационное) (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. Ф. Талызина), программированное (Н. А. Краудер, А. Н. Ланда, Б. Ф. Скиннер и др.), проблемное (И. Я. Лернер, А. А. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.), развивающее (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.), контекстное (А. А. Вербицкий и др.), интерактивное (Л. И. Коренева, Е. П. Сорокоумова, Н. Суворова и др.).

Фундаментальное значение для нашего исследования имеют концепции формирования сознания, самосознания и этнического самосознания (П. Л. Белков, Ю. В. Бромлей, В. Г. Бабаков, А. В. Захарова, А. И. Липкина, Д. Я. Райгородский, Б. В. Стулин, В. М. Семенов, С. Г. Солдатова и др.); мы опирались в своем исследовании на основные положения о межкультурной коммуникации (Д. Адаир, С. К. Бондырева, Л. И. Гришаева, Т. Н. Персикова, Э. Рот, А. Г. Садохин А. Г., О. В. Тимашева, С. Г. Тер-Минасова, Р. М. Фрумкина и др.).

Теоретическими основами исследования послужили также труды по языкознанию (С. А. Анатовский, Я. Гримм, В. Гумбольд, Е. И. Кукушкина, Э. С. Маркарян, А. А. Потемкин, Р. Раск и др.); по культурологии (Ц. Г. Арзаканьян, О. В. Александрова, А. Л. Гурьевич, Ю. Н. Емельянов, Л. М. Курганская, Е. С. Кубрякова, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, О. Мандельштам, Э. С. Маркаян, А. В. Рябчиков и др.); по педагогике, психологии и педагогической психологии, (Б. Г. Ананьев, С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, Т. И. Ильин, Л. В. Занков, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Ю. П. Сергеев, Е. П. Сорокоумова и др.); по этнопедагогике (Л. Н. , , , , Г. Н. Волков, , , , , и др.) и по профессиональной педагогике высшей школы (С. М. Архангельский, А. В. Коржуев, В. А. Попков, В. Д. Симоненко, В. А. Сластенин, Д. В. Чернилевский и др.).

Методы исследования: методы теоретического исследования (анализ и синтез педагогической, психологической, этнологической и социологической литературы, определение, классификация, проектирование, моделирование); организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); эмпирические методы (наблюдение, анализ документации, анкетирование, тестирование); экспериментальные методы (психолого-педагогический эксперимент); методы обработки данных (качественный и количественный анализ); генетический и структурный интерпретационные методы.

База исследования. Опытно - экспериментальной базой исследования выступили факультеты музыкального и художественного творчества, дизайна и факультет социально-культурной деятельности Белгородского государственного института культуры и искусств, Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Участниками опытно-экспериментальной работы являлись студенты дневного отделения, преподаватели кафедры иностранного языка Белгородского государственного института культуры и искусств и курсанты Белгородского юридического института МВД России.

Этапы исследования.

1 этап (2006-2007) был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической, культурологической, этнопедагогической, методической литературы по проблеме, осмыслению теоретических и методологических положений исследования, изучению и обобщению опыта межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе как фактору, условию и средству формирования этнического самосознания. Шло педагогическое проектирование опытно-экспериментальной работы, включающее этапы прогнозирования и моделирования (начиналось проведение констатирующего эксперимента по этой проблеме, выявление трудностей, противоречий и проблем формирования этнического самосознания на базе межкультурной коммуникации в процессе изучения иностранных языков в БГИКИ; были начаты работы над моделью с поиска и обоснования критериев, показателей и уровней диагностирования этнического самосознания будущих специалистов).

На 2 этапе (2007-2008) шла разработка содержания и основных путей опытно-экспериментального исследования, подбор экспериментальных групп, изучались особенности и специфика межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку в БГИКИ как фактору, способствующему повышению уровня и качества формирования этнического самосознания; уточнялись и корректировались цели и задачи исследования с последующей локальной диагностикой и интерпретацией полученных результатов, завершилось создание модели формирования этнического самосознания в процессе обучения иностранному языку в вузе.

3 этап (2008-2009) начался с внедрения разработанной «Структурно динамической модели по формированию этнического самосознания студентов в процессе изучения иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации», включающей: цель, содержание, методику обучения по формированию этнического самосознания, взаимодействие субъектов образовательного процесса, анализ и коррекцию результатов. Эксперимент проходил теоретическую и практическую проверку эффективности содержания, форм, методов, приемов и средств в процессе формирования этнического самосознания на базе межкультурной коммуникации; осуществлялись комплексная проверка коэффициента полезной деятельности экспериментальных технологий формирования этнического самосознания, проводились анализ и коррекция опытно-экспериментальной работы; шло обобщение и систематизация полученных результатов, оформление проведенного исследования по теме в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования:

- впервые предпринята попытка исследования проблемы формирования этнического самосознания студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе в условиях межкультурной коммуникации;

- уточнены теоретико-методологические, методические и технологические подходы к проектированию содержания, форм, методов, приемов и средств обучения на этапах прогнозирования, моделирования и реализации эксперимента в условиях межкультурной коммуникации по формированию этнического самосознания студентов в процессе изучения иностранных языков; обоснована актуальность инновационного решения педагогических проблем его формирования на современном этапе; сделан вывод о том, что при изучении иностранного языка с учетом полиэтичности студенческой аудитории на современном этапе, межкультурная коммуникация является фактором, условием и средством формирования этнического самосознания, включающего не только любовь к своему этносу, но и толератность, эмпатию к языку и культуре других этносов, народностей и наций.

- обоснованы критерии этнического самосознания (когнитивный, аксиологический, идентификационный и поведенческий) и их показатели, степень развитости которых определяет уровень его сформированности (низкий, средний и высокий);

- разработана «Структурно-динамическая модель формирования этнического самосознания студентов неязыковых вузов в условиях межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку», включающая цель, структуру этнического самосознания, его критерии, показатели, уровни и интерпретацию результатов, раскрытые нами в положении, выносимом на защиту; показаны сущность и содержание всех компонентов модели, обусловливающих механизм педагогического процесса, эффективность которого обоснована опытно-экспериментальной работой, ее анализом, обобщением, интерпретацией результатов;

- определены педагогические условия и методические рекомендации повышения эффективности процесса формирования этнического самосознания будущих специалистов, базирующиеся на наличии глубоких знаний теоретико-методологических основ его формирования и сущности межкультурной коммуникации, путем организации и проведения методологического семинара для преподавателей по данным проблемам, предусматривающего проведение теоретических и практических занятий по овладению содержанием и инновационными формами, методами, приемами, средствами и технологиями, максимально способствующими формированию этнического самосознания студентов при обучении иностранному языку.

Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием совокупности положений, уточняющих, дополняющих и расширяющих сущность, содержание и методические пути совершенствования процесса формирования этнического самосознания при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации в вузах; раскрытием содержания этнического самосознания как базового качества личности, которое является не только основой патриотизма, любви к своему народу, Отечеству, но и уважения к другим этническим группам и их культурам, стремления к прогрессу и безопасности человечества. Результаты и выводы исследования вносят вклад в развитие педагогической теории, методики и технологии формирования этнического самосознания студентов высших учебных заведений в процессе изучения иностранного языка. В диссертационной работе уточняются и содержательно раскрываются такие научные понятия как «этническое самосознание», «структура этнического самосознания», «критерии, показатели, уровни этнического самосознания», «межкультурная коммуникация в процессе изучения иностранного языка как фактор и условие формирования этнического самосознания», внесен определенный теоретический вклад в разработку, уточнение, расширение современного содержания, методики и технологии обучения иностранному языку в условиях межкультурной коммуникации.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке педагогического инструментария формирования этнического самосознания в ходе обучения иностранному языку в вузе в условиях межкультурной коммуникации; в обосновании критериев, показателей и уровней, обеспечивающих комплексный контроль и оценку формирования этнического самосознания будущих специалистов при использовании межкультурной коммуникации как фактора, способствующего повышению его качества; в разработке педагогических условий и методических рекомендаций; в написании планов-проектов занятий, способствующих формированию этнического самосознания студентов в процессе обучения иностранному языку. Нами разработано и издано учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств «Традиции народов мира» (Белгород, 2008г.), а для преподавателей выпущено учебно-методическое пособие «Планы - проекты занятий по английскому языку» (Белгород, 2009г.). Практическая значимость исследования усиливается тем обстоятельством, что в учебном пособии для студентов составлены на основе экспериментальной проверки содержания, методики, методов и технологии 33 урока английского языка, посвященных традициям народов мира. Все уроки учебно-методического пособия для преподавателей разработаны с учетом максимальной эффективности использования культурологического материала по формированию этнического самосознания студентов, толерантности, эмпатии к языку и культуре других этносов и развития рефлексии. Учебно-методическое пособие для преподавателей раскрывает взаимосвязь между теоретико-методологической и методической частью нашего исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Сущность, содержание и процесс формирования этнического самосознания как ценностного новообразования, заключающегося в осознании людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой общности, т.е. совокупности людей, которые имеют общую культуру, язык, обычаи, традиции; структурные компоненты этнического самосознания (самопознавательный, ценностный, эмоционально-отношенческий и мотивационно-смысловой), входящие как важнейшая базовая часть в сознание, самосознание и этническое самосознание личности, определяющееся осознанием человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, обусловленных нормами, правилами и традициями своего этноса и включающих целостную оценку самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля; этническое самосознание, как свойственное не только индивиду, но и социальным группам; а также связи этнического самосознания с сознанием и самосознанием как важнейшую теоретико-методологическую основу формирования этнического самосознания в процессе обучения иностранному языку в условиях межкультурной коммуникации; сам процесс формирования этнического самосознания, обусловленный содержанием, методикой и технологией изучения иностранного языка в вузе.

  2. Критерии этнического самосознания и их показатели: когнитивный критерий (осознание своей принадлежности к этносу; знание особенностей своего этноса и осознание их в себе; четкое представление личности о себе, о своих способностях и ограничениях, сильных и слабых сторонах характера, т.е. осознание сформированности этнической сферы «Я-концепции», которая являет собой неповторимую систему представлений человека о самом себе в этнической совокупности с людьми общей культуры, языка, обычаев и традиций); аксиологический критерий (принятие этнических ценностей, установок, норм поведения и деятельности; наличие национальных и высших социальных чувств (любви к своему народу, чувства сопричастности к его судьбе, долга, ответственности перед своим народом, чести, верности и преданности ему); идентификационный критерий (ощущение сопричастности к делам своей этнической общности; эмоциональное позитивное отношение к себе, основанное на этническом самосознании (самоуважение, самоприятие, аутосимпатия, самоинтерес, самопонимание, достоинство и др.); эмоциональное отношение и восприятие других этносов, народностей и наций на основе эмпатии, толерантности, симпатии и др.); поведенческий критерий (регуляция своей деятельности на основе этнических норм и традиций и устранение «психологических комплексов» этнического характера, (барьеров страха, неуверенности, стеснительности, робости); побуждение к действию на основе осознанного интереса и потребности в соответствии с этническим самосознанием; умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней этнической необходимостью и на этой основе формирование этнических рефлексивных поведенческих умений и навыков). На основе разработанных нами критериев и их показателей определены уровни сформированности этнического самосознания: низкий уровень (нечетко проявляются черты его сформированности, усвоения культуры, традиций, норм и правил этнической общности, слабо применяются знания другой культуры в реальных жизненных ситуациях, мало используются они с позиции профессиональной деятельности и общения как в своей этнической общности, так и в полиэтническом коллективе); средний уровень (лишь по некоторым критериям и показателям можно проследить достаточные знания о культуре, традициях, нормах и правилах этнического сообщества и наличие нацеленности на решение конкретных, реально существующих языковых и коммуникативных задач применительно к различным ситуациям общения в своей и чужой культурах, однако ряд показателей по критериям этнического самосознания еще не очень четко прослеживаются, т.к. недостаточно сформированы); высокий уровень (четко выражены черты сформированности этнического самосознания, знания, умения и навыки творческой деятельности, направленной на познание культуры как своего этноса, так и других этносов и народов; налицо органическое сочетание во взглядах и деятельности этнических, национальных и интернациональных интересов, олицетворяющих высокую степень формирования этнического самосознания в процессе подготовки специалистов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе в условиях межкультурной коммуникации).

  3. Межкультурная коммуникация как общение людей, представляющих разные культуры, осуществляемое посредством языка и являющееся одним из условий формирования этнического самосознания при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе; основные направления реализации межкультурной коммуникации как в аудиторной, так и внеаудиторной учебно-воспитательной работе для более эффективного и успешного формирования этнического самосознания студентов, возрастающее значение которого в образовательном процессе обосновано объективными закономерностями общественного развития этноса, социума, государств в современную постиндустриальную эпоху глобализации, интеграции и углубляющейся межкультурной коммуникации.

  4. «Структурно-динамическая модель формирования этнического самосознания студентов неязыковых вузов в условиях межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку», включающая: цель, структуру этнического самосознания, состоящую из самопознавательного, ценностного, эмоционально-отношенческого, мотивационно-смыслового компонентов; критерии этнического самосознания (когнитивный, аксиологический, идентификационный, поведенческий), их показатели и уровни (низкий, средний, высокий); интерпретация результатов на основе самооценки студентами уровня сформированности этнического самосознания, с учетом индивидуальных собеседований преподавателя со студентами и наблюдения им процесса формирования этнического самосознания обучаемых в аудиторной и внеаудиторной работе по иностранному языку;

  5. Совокупность традиционных и инновационных подходов в обучении (личностно-ориентированный, субъектно-деятельностный, этнокультурный, аксиологический) и направления (традиционное, программированное, проблемное, развивающее, контекстное, интерактивное, культурологическое) на основе которых разрабатывались и были внедрены в образовательный процесс такие формы, методы, приемы и средства обучения, как грамматические и лексические упражнения, дискуссии, диалоги, пресс-конференции, деловые и ролевые игры, рефлексивные семинары; включены лингвострановедческие материалы, чтение аутентичных текстов страноведческого содержания, проведение лекций, конференций, вечеров, бесед о культуре и особенностях народов своей страны и стран изучаемых языков, которые способствовали не только формированию мировоззрения студентов, развитию их рефлексивного мышления, но и стали основой качественного повышения уровня этнического самосознания. Технологии формирования этнического самосознания на материале обучения иностранному языку, определяемые совокупностью цели, содержания, взаимодействия педагогов и студентов, форм, методов, приемов и средств реализации теоретически обоснованного процесса обучения, воспитания, социализации и индивидуализации студентов при формировании их этнического самосознания в условиях межкультурной коммуникации.

  6. Разработанные в ходе теоретического анализа, подтвержденные в опытно-экспериментальной работе педагогические условия успешного формирования этнического самосознания при обучении иностранному языку:

глубокое знание преподавателями теоретических основ формирования этнического самосознания студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях межкультурной коммуникации путем организации и проведения методологического семинара;

четкое представление ими критериев, показателей и уровней сформированности этнического самосознания будущих специалистов на основе использования разработанной нами «Структурно - динамической модели формирования этнического самосознания студентов неязыковых вузов в условиях межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку»;

широкое использование межкультурной коммуникации как фактора, условия и средства формирования этнического самосознания в процессе изучения иностранного языка на основе глубокого знания преподавателями не только своей языковой специализации, но и культуры народа изучаемого языка, места и роли культуры этого народа в становлении и развитии мировой культуры, умения и способности передать студентам не только знания, но и признание языка и достижений культуры другого народа, что и формирует такие необходимые качества современного этнического самосознания студентов, как толерантность, эмпатия, чувство причастности не только к своей этнической общности, но и к мировому сообществу и учитывает специфику формирования этнической идентичности любой современной полиэтнической студенческой группы;

овладение в учебно-воспитательном процессе новыми методами, приемами и средствами (диалоги, дискуссии, дидактические игры, грамматические и лексические упражнения, пресс-конференции, рефлексивные семинары и т.д.) на основе теоретической подготовки, анализа и обобщения опыта экспериментальной работы, проведения мастер-классов и научно-практических конференций и т.п.;

реализация скорректированного содержания обучения иностранному языку в органическом единстве с инновационными вышеперечисленными формами, методами, приемами и средствами через механизм педагогических технологий, основанных на субъект-субъектных отношениях взаимодействия между педагогом и студентами и максимально способствующих осуществлению права каждого студента на самоопределение в культурных ценностях и этнической идентификации; а также методические рекомендации по формированию этнического самосознания на основе межкультурной коммуникации, полученные в результате обработки и обобщения итогов теоретической и опытно-экспериментальной работы, эффективно осуществляющей этот процесс.

Научная достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается доказательностью методологических позиций; применением комплекса взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; детальными характеристиками исследования в сфере практической образовательной деятельности; сочетанием количественного и качественного анализа педагогического процесса; широким использованием статистической обработки итогов, позволяющих наглядно убедиться в результативности проведенного исследования и объективности его интерпретации.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на заседаниях кафедр иностранных языков и педагогики и методики профессионального образования БГИКИ, в процессе выступлений и докладов на научно-практических семинарах, совещаниях и конференциях: на Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 2007 г.); на региональных научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и соискателей (г. Белгород, 2007 г., 2008 г., 2009 г.); на Международных научно-практических и научных конференциях (г. Челябинск, г. Казань, 2008 г.); на внутривузовской научно-практической конференции (Белгород, 2008 г.), посредством работы в качестве ассистента на кафедре иностранных языков БГИКИ. По теме диссертации опубликовано 10 статей, из них 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации отвечает цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 158 наименований и приложения.

Сущность и структура этнического самосознания

Проблема изучения сознания и самосознания как одна из важнейших в современной психологии вообще и отечественной в частности сегодня наиболее актуальна. Этой проблеме посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной философии, психологии, этнологии. В отечественной науке эти исследования сконцентрированы в основном вокруг четырех групп вопросов: фил ософско-мето дологических и историко-культурных аспектов самосознания, связанных с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием (И.С.Кон,1978, А.Г.Спиркин 1972, А.И.Титаренко 1974) и др; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л.И. Божович, 1968; И.И. Чеснокова, 1977; С.Л.Рубинштейн, 1989) и др.; социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л.И. Божович, 1968; И.И. Чеснокова, 1977г., С.Л. Рубенштейн, 1989г.) социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей (А.В.Захарова, 1980г.; А.И. Липкина, 1976г.; В.В.Столин, 1983г. и др). В литературе по исследованию этих вопросов используется множество самых разнообразных терминов: "самосознание", "я", "я-концепция", "представление о себе", "отношение к себе", "самооценка", "образ Я" и т.п. Авторы выше перечисленных работ сделали попытку соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы. (М.И. Лисина, 1980г.; В.В. Столин, 1983г.).

Проблемы исследования этнического самосознания прежде всего связаны с сознанием. Становление сознания связано со становлением новой формы бытия — бытия человеческого — новой формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать себе отчет в своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за все содеянное и все упущенное, ставить перед собою задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир, — словом жить так, как живет человек и никто другой. [116; с. 25]

Сознание (С) — одно из основных понятий психологии, социологии и философии, обозначающее специфически человеческий уровень и способ организации психики, включающее в себя чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним, которые открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции) [117; с. 76]. Как и в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что такое сознание, но затрудняемся определить его. Обыкновенно у нас есть непосредственное осознание собственных душевных состояний, так сказать, «особый доступ» к ним. Когда у нас болит голова, мы знаем об этом просто потому, что чувствуем боль, а когда нам хочется завести кошку— потому, что можем сформулировать это намерение. Обычно нам не приходится догадываться о присутствии наших собственных ощущений, чувств, желаний, мыслей, намерений и воспоминаний о каких-то их особенностях. Они сами показывают свое присутствие. Однако временами мы можем как бы отстраниться и подумать над ними, осознать какие-то чх особенности в тот самый момент, когда мы их испытываем. Такое осознание второго порядка может быть более или менее преднамеренным, целенаправленным и артикулированным. Предполагается, что некоторые из более тонких форм сознания невозможны без языка. [126; с. 10] (Мы не способны были бы, например, заметить, что в ноге, которую мы «отсидели», ощущается «покалывание иголками», если б не имели слов для выражения такого сравнения.) Осознание второго порядка многие называют самосознанием, и именно с ним связано основное различие между человеком и животными. Иногда его еще называют «интроспекцией» или «внутренним чувством», самонаблюдением и сравнивают с прожектором, который освещает нам содержание нашей психики.[112; с. 15] Способность отстраниться и подумать объясняет разницу между непосредственным опытом, доступным всем животным, и тем обходным путем, с помощью которого только человеческие существа способны понимать, что испытывают другие, в зависимости от того, как те выглядят или ведут себя. [82; с. 114]

Сознание (С)— ключевой и на сегодня едва ли не самый многозначный термин психологии и многих других наук. Ни одно определение С. не является ни единственным, ни общепринятым. В философии С. как идеальное противопоставляется материальному. В физиологии С. обычно обозначает уровень бодрствования и противопоставляется сну. В социологии С. выступает как рациональный регулятор поведения — в противовес стихийному поведению (такое понимание близко, но не тождественно представлению о вменяемости в психиатрии, когда человек способен отдавать себе отчет о своих действиях и управлять ими). Лингвистика чаще всего трактует С. как душевные (психические) состояния, выразимые в слове. В самой психологии С. также понимается по-разному. Прежде всего С. выступает как эмпирический феномен осознанности ("непосредственной данности") и, в частности, как осознание собственного "Я". Но С. понимается также и как теоретический термин, обозначающий "высшую форму (или уровень) психического отражения и саморегуляции", "интегратора психических функций" и т. п. [55; с.28]

Критерии, показатели и уровни эффективности образовательного процесса по формированию этнического самосознания студентов неязыковых вузов

Начало XXI века характеризуется постиндустриальным этапом развития человеческого общества в условиях глобализации, информационных и коммуникативных технологий и возрастанием масштабов роста межкультурной коммуникации, что в свою очередь делает актуальной проблему формирования этнического самосознания в современном вузовском профессионально-образовательном процессе, особенно при обучении иностранному языку.

Этническое самосознание является одним из компонентов этнического сознания специалиста. В своей работе мы придерживаемся трактовки этнического самосознания, данного Ю.И. Семеновым, как «осознания людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности». При этом под этнической общностью понимается совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. П.Л. Белков, взамен всем существующим концепциям и гипотезам, развивающимся в русле исследований Ю.В. Бромлея или Л.Н. Гумилева, предлагает считать этносом совокупность людей, объединенных общностью самосознания, не определяя сущности самосознания и сознания, в то время как от их трактовки зависит и понимание сущности этноса. [8;с.92]

Е.М. Колпаков, напротив, пытается определить сущность этнического самосознания как субъективное отражение имеющегося единства интересов в различных сферах жизнедеятельности; безличность и неопределенность общего содержания этнического самосознания позволяет наполнять его в конкретной исторической обстановке различным конкретным содержанием..

Для сущностного определения этнического самосознания и выявления наиболее эффективных путей его формирования в процессе обучения в вузе, необходимо,, на наш взгляд, в первую очередь разработать критерии и показатели его развития.

Исходя из идеи целостности человека и его этнического самосознания, нами выделяются четыре критерия его развития: когнитивный, аксиологический, идентификационный и поведенческий, соединяются в себе сущностные качества его характеристики.

Когнитивный критерий, показателями которого выступают:

- осознание своей принадлежности к этносу;

- знание особенностей своего этноса и осознание их в себе;

-четкое представление личности о себе, о своих способностях и ограничениях, сильных и слабых сторонах характера, т.е. осознание сформированное ти этнической сферы «Я концепции», которая являет собой неповторимую систему представлений человека о самом себе в этнической совокупности с людьми общей культуры, языка, обычаев и традиций.

Отмеченный нами критерий означает осознание, прежде всего, своих интеллектуальных и других способностей к овладению языка и культуры в рамках родной и иноязычной: картины мира.

Содержание самооценки многоаспектно,, так же; как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственно-этнических ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется в непрерывной актуализации внимания на своем внутреннем мире с тем, чтобы понять степень своей ценности в обществе, найти и определить свое место в системе этнических, профессиональных, семейных и просто, личностных связей и отношений в своем и чужом культурном пространстве.

Я-концепция — это система представлений индивида о самом себе и выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания. Эта система складывается в процессе взаимодействия субъекта с социальным и предметным миром и представляет собой уникальное интегральное образование в духовном мире человека, являясь относительно устойчивой и в то же время динамичной, подвергающейся определенным изменениям. Я-концепция выступает в качестве санкционирующего механизма по отношению к себе и внешнему миру и создает у личности ощущение преемственности себя во времени, самотождественности с этносом и определенности. Я-концепция формируется по законам логико-речевого мышления, но частично существует и в бессознательной сфере. Я-концепция связывает качества личности в отношении себя и внешнего этнического мира в прошлом, настоящем и будущем. Составляющие Я-концепцию образ Я и этническая самооценка формируются в процессе включения человека в различные социальные общности, группы, а также активного участия в различных видах деятельности. С этнической Я-концепцией согласуются чувства и эмоции, поступки и поведение, психологическое здоровье, действия и ожидания, успех в практической деятельности личности. Она находится во взаимовлияюшем единстве с этнической Мы-концепцией.

Содержание, формы, приемы и средства образовательной деятельности по формированию этнического самосознания на занятиях по иностранному языку в условиях межкультурной коммуникации

Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России и во всем мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения функций иностранного языка как учебного предмета и, соответственно, уточнения целей его изучения в современном обществе.

Можно сказать, что одна из основных задач обучения иностранному языку в российских вузах — развитие способностей студентов использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта задача предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие студентов средствами иностранного языка для подготовки к будущей профессиональной деятельности и общению, к межкультурному общению в сфере вузовского образования, молодежного туризма (в том числе в образовательных и профессиональных целях), сфере народной дипломатии, к использованию иностранного языка как средства самообразования в интересующих областях человеческого знания, в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов и ознакомления их с особенностями жизни и быта россиян, духовным наследием России и ее вкладом в мировую культуру. [16; с. 35]

На наш взгляд, тесная связь и взаимозависимость преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации настолько очевидны, что вряд ли нуждаются в пространных разъяснениях. Каждое занятие иностранного языка — это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием (опять же иностранным, если слово иностранное) представление о мире. [18; с. 5]

Преподавание иностранных языков в России переживает ныне, как все остальные сферы социальной жизни, тяжелейший и сложнейший период коренной перестройки (чтобы не сказать — революции), переоценки ценностей, пересмотра целей, задач, методов, материалов и т. п. (не имеет смысла говорить сейчас об огромных переменах в этой сфере, буме общественного интереса, о взрыве мотивации, о коренном изменении в отношении к этому предмету по вполне определенным социально-историческим причинам — это все слишком очевидно). [148; с. 20] Новое время, новые условия потребовали немедленного и коренного пересмотра как общей методологии, так и конкретных форм, методов, приемов и средств, а также технологий в преподавании иностранных языков. Эти новые условия — «открытие» России, ее стремительное вхождение в мировое сообщество, безумные скачки политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков, изменение отношений между русскими и иностранцами, абсолютно новые цели общения — все это не может не ставить новых проблем в теории и практике обучения иностранному языку в вуза.[119;с. 39]

Вузовский специалист по иностранному языку — это широко образованный человек, имеющий фундаментальную подготовку. Соответственно, иностранный язык специалиста такого рода — и орудие производства, и часть культуры, и средство гуманитаризации образования. [40; с. ПО] Все это предполагает необходимость фундаментальной и разносторонней подготовки по языку. Прочность владения языковым материалом, необходимая для осуществления межкультурной коммуникации, достижима только при изначально-комплексном обучении всем видам речевой деятельности и усвоении языкового материала во взаимодействии всех анализаторов, т.е. в единстве говорения, слушания, чтения и письма.

Это приводит нас к мысли о том, что уровень знания иностранного языка студентом определяется не только непосредственным контактом с его преподавателем. Для того чтобы научиться иностранному языку как средству общения, нужно создавать обстановку реального общения, наладить связь преподавания иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранные языки в живых, естественных ситуациях, уметь интегрировать его с содержанием всех учебных дисциплин. Это могут быть научные дискуссии на языке с привлечением иностранных специалистов и без него, реферирование и обсуждение иностранной научной литературы, чтение отдельных курсов на иностранных языках, участие студентов в международных конференциях, работа переводчиком, которая как раз и заключается в общении, контакте, способности понять и передать информацию необходимо развивать интегративные связи со всеми учебными предметами, как общегуманитарными, так и профессиональными, активизировать внеклассные формы общения: клубы, кружки, открытые лекции на иностранных языках, научные общества по интересам, где могут собираться студенты разных специальностей.[99;с. 28]

На наш взгляд, главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителей разных народов и культур заключается в том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. [34; с. 127] Специфическими особенностями обладает и сам носитель национального языка и культуры. В межкультурном общении необходимо узнавать особенности национального характера коммуникантов, систему их эмоционального склада, национально-специфические особенности мышления. [29; с. 15]

Похожие диссертации на Формирование этнического самосознания студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка в условиях межкультурной коммуникации