Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Кабанова Надежда Эргашевна

Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета
<
Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кабанова Надежда Эргашевна. Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Кабанова Надежда Эргашевна;[Место защиты: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, www.pgsga.ru].- Самара, 2014.- 176 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета 18 .

1.1. 1.1. Сущность и структура этнокультурной компетентности студентов 18

1.2. 1.2. Возможности поликультурной среды в формировании этнокультурной компетентности студентов 39

1.3. 1.3. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки 51

Выводы по Главе 1 66

Глава 2. Реализация технологии формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета 69

2.1. Технология формирования этнокультурной компетентности студентов в системе «колледж-вуз» 69

2.2. Анализ динамики результатов уровня этнокультурной компетентности студентов на различных этапах проведения ОЭР .

2.3. Оценка эффективности спроектированной технологии на основе интегрального показателя уровня этнокультурной компетентности студентов 111

Выводы по Главе 2 129

Заключение 135

Список использованных источников

Возможности поликультурной среды в формировании этнокультурной компетентности студентов

В настоящее время обособленное существование народов и культур практически невозможно из-за усиления миграционных процессов, увеличения числа этнически смешанных семей, образования многонациональных коллективов в социальных институтах. Данные проблемы в немалой степени характерны и для Волгоградской области. В частности, по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, только за 2012 год на территорию региона прибыло 37 065 мигрантов [128]. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую приводит к непониманию и столкновениям. Высшая школа является одним из основных институтов, призванных воспитать в студентах умения и навыки, совокупность которых выражается понятием «этнокультурная компетентность».

Представляется необходимым операционализировать понятия компетентность, этнокультурная компетентность, компетенции, этническая толерантность. Многочисленные труды ученых позволяют сделать вывод о том, что компетентность является многозначным термином, и существует множество формулировок этого понятия. Мы понимаем компетентность как интегрированную характеристику субъекта, определяющую степень его владения совокупностью профессиональных и социально значимых качеств, приобретаемых в процессе профессионального образования, а также выступающих эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностно-ориентированных потребностей.

Необходимо отличать компетентность (характеризующую различные сферы деятельности индивида, представляющую обобщенные методы действий, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональной или другой деятельности) от компетенции.

Являясь частью общекультурной компетентности, которая представляет собой «уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения, возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции» [62], этнокультурная компетентность заключается в том, что индивид, обладая ей, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия.

Этнокультурная компетентность коррелирует с понятием «состав этнокультуры». При проведении ОЭР за основу была принята модель этнокультуры, предложенная А.Б. Афанасьевой (см. рис. 1) [11].

Структурно этнокультурная модель (рис. 1) выражена кольцом, внутри которого соединены между собой ее основные элементы в виде пересекающихся множеств (подобие кольчуги), соединенные в одно целое. Каждое звено соединено с предыдущим и уходит к последующему, при пересечении же возникают их общие формы. В нижней части кольца есть родовые ингредиенты этнокультуры: хозяйственно-культурный вид экономики, традиционные быт и религия, обычаи и обряды, практико-ориентированные воззрения (народная медицина, астрономия, экология, философия и др.), педагогика, этническая психология и этнический этикет. В верхней части кольца есть гораздо более подвижные, изменяющиеся и разрастающиеся в разных формах составляющие - системный элемент (язык) и все виды народной художественной культуры. В плоскостях пересечения возникают многоэлементные формы, содержащие средства выражения соседних составляющих. Рис. 1. Структурная модель этнокультуры

Отметим, что в русской (часто – в российской) традиционной культуре личность индивида связана с каждой из областей через коллектив, то есть в данном случае индивидуальное начало растворено в групповом.

Этнокультуры по своей природе множественны. Более близки культуры соседних этносов, а также (в меньшей степени) — культуры, имеющие общий хозяйственно-экономический тип. Каждая этнокультура развивается по-разному: более динамично (что свойственно Западу) или менее (Восток). Области этнокультуры открыты к взаимодействию и разведены во времени. В горизонтальной плоскости родная этнокультура соприкасается с соседними, но также взаимодействует и с другими. В дискретном потоке времени из различных областей древней культуры произросли различные формы культуры человечества, прогрессирующей в социодинамике. Этнокультурные ценности прорастают корнями в жизнь разных слоев населения, в профессиональное искусство. Из родной этнокультуры развивается полиаспектная отечественная культура (культура этноса), она, в свою очередь, связана с культурой мировой, интегрирующей и синтезирующей культуры разных этносов (см. рис. 2) [11].

Этнокультурное образование входит в объем культурологического образования, которое вбирает в себя изучение закономерностей развития культур всех народов и всех времен. Пространство целостного кольца схематически является культурным полем, которое осваивает человек в процессе образования и самообразования, в процессе всей своей жизни. Культурное поле существует объективно в пространстве культуры и характеризуется силами взаимодействия элементов культуры (подобно силам, взаимодействующим в электрическом или магнитном физическом поле).

Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки

Президент России поручил правительству до конца текущего года разработать единую систему мониторинга межнациональных отношений и предупреждения этнических конфликтов. Выступая на Совете по межнациональным отношениям, Владимир Путин обратил внимание на необходимость усилить профилактику экстремистских проявлений среди учащихся образовательных учреждений.

По словам президента, система охватит все регионы страны. В рамках системы будет создан Федеральный центр мониторинга - он будет координировать аналитическую и профилактическую деятельность заинтересованных органов власти, научных организаций и экспертного сообщества, станет генератором рекомендаций и предложений в этой сфере.

Президент также назвал своевременной инициативу по созданию правовых основ противодействия возрождению нацистской идеологии и героизации нацистских преступников.

Путин отметил, что в некоторых странах все чаще говорят о процессе разоружения традиционных духовных и так называемых нравственных ценностей.

Путин также призвал четко сформулировать приоритеты государственной молодежной политики. По мнению президента, они должны быть направлены на формирование всесторонне и гармонично развитой личности, на воспитание гражданина России, зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом.

Президент добавил, что разработкой приоритетов молодежной политики сейчас занимается Министерство образования [170]. В мире идет жесткая борьба за умы, за идеологическое информационное внимание, с целью ослабить те или иные страны разыгрывается этническая, религиозная карта, используются и искусственно провоцируются конфликты, связанные с национальными проблемами.

По мнению президента, нужна постоянная, системная работа, которая бы защитила страну и молодежь от этих рисков.

Основной целью психологического сопровождения процесса развития поликультурной личности является полноценная реализация психологического потенциала личности, регулирование адекватных взаимоотношений субъектов деятельности, развитие навыков рефлексии, изменение отношения к себе и другим, формирование этнотолерантного сознания, развитие эмоциональной гибкости, улучшение социальной адаптации.

Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, т.е. национальную психологию.

У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психологии народов, которые проявляются в контактах между представителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, даже смешными [3].

Исходя из вышеобозначенных проблем, хотелось бы отметить, что организация психологического сопровождения студентов в настоящее время является актуальной задачей современного высшего образования как в его мультикультурном, так и в формирующем (профессонально-личностном) аспектах. В формировании этнических установок поликультурной личности важно, чтобы люди понимали необходимость как сохранения этнической и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное психологическое самочувствие человека, так и развитие поликультурализма. Эти тенденции должны разумно сочетаться друг с другом. Только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек способен к этнической и культурной толерантности.

Эффективное межэтническое взаимодействие способствует эффективной этнокультурной адаптации человека, предполагающей достижение социально-психологической интеграции с еще одной культурой при отсутствии потери богатств собственной. Некоторый дискомфорт во взаимоотношениях между представителями разных этносов появляется тогда, когда они не понимают или же сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия друг друга, национальную специфику отношения людей к деятельности и обстоятельствам поведения. В связи с этим возникает проблема формирования этнокультурной компетентности, которая на практике обеспечивала бы эффективное межэтническое взаимодействие.

Знания и умения студента в этой области позволяют ему принять специфику образа жизни различных этнических общностей, грамотно оценивать условия взаимодействия и общения с их представителями, находить адекватные и эффективные модели поведения для поддержания атмосферы взаимного доверия и высокой продуктивности в совместной деятельности.

Анализ динамики результатов уровня этнокультурной компетентности студентов на различных этапах проведения ОЭР

Процессуальная часть технологии выражена в организации традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания студентов особенностям этнокультурного взаимодействия в поликультурной студенческой среде, деятельности преподавателя по отбору и компоновке учебного материала, управлению процессом развития культуры межэтнических отношений студенческой молодежи. Любая социально-педагогическая технология должна быть эффективной, иначе она не будет востребована. В рамках нашей ОЭР технология формирования этнокультурной компетентности студентов должна соответствовать следующим критериям эффективности: - повышение уровня межнациональной толерантности студентов; - удовлетворенность студентами содержанием преподаваемых дисциплин, непосредственно формирующих этнокультурную компетентность; - рост мотивации к коллективной познавательной деятельности в вузе; - преодоление негативных оценок в характеристиках других этнических групп; - построение взаимодействия с окружающими на основе общечеловеческих нравственных ценностей (уход от авто- и гетеростереотипов); - стремление студентов согласовывать приобретенные в процессе обучения аттитюды с реальным поведением в жизни; - высокий уровень развития культуры межэтнических отношений у сту дентов.

Поясним, что этнические стереотипы могут быть двух видов: автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы - это представления народа о самом себе. Они позволяют индивиду идентифицировать себя со своим этносом. С его помощью формируются общие нормы поведения индивида. Гетеростереотип - это представление о данном народе со стороны других народов. Гетеростереотипы часто являются источником национальных предрассудков и предубеждений. Необходимо подчеркнуть, что педагоги, реализующие социально-педагогическую технологию формирования этнокультурной компетентности обучающихся, в свою очередь, также должны обладать целым рядом общих и специальных профессиональных компетенций.

Средства формирования различных компонентов профессионально-педагогической компетентности подвергались анализу со стороны Д. Шейлза, Ц. Йотова, Г.Я. Буша, А.А. Вербицкого, А.М. Матюшкина, М.Ю. Посталюк, Н.В. Кулюткина и др. [70, 71]. Изучению специфики преподавания отдельных учебных дисциплин в контексте формирования рассматриваемого личностного свойства специалиста в своих трудах уделяли внимание О.В. Долженко, Ю.К. Бабанский, Б.А. Душков, Ю.Н. Емельянов, И.П. Калошина, Н.А. Дмитриева и др. [13].

Педагогические аспекты формирования различных компонентов профессионально-педагогической компетентности изучались такими учеными, как Ц. Йотов, В.В. Горшкова, В.Я. Ляудис, М.И. Лисина, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин и др. Собственно педагогические процессы формирования профессионально-педагогической компетентности также исследовались специалистами, но практически повсеместно эти процессы рассматривались обособленно друг от друга (А.А. Вербицкий, Н.А. Борисова, М.В. Кларин, Е.А. Климов и др.) [61].

Компаративный анализ, проведенный нами в контексте педагогических исследований, позволяет утверждать, что исследователи обращаются в основном к изучению отдельных сторон профессионально-педагогической компетентности, но никак не к целостному интегративному свойству личности, рассматривают ее развитие (включая самовоспитание) и при этом оставляют без изучения процесс формирования данного вида компетентности в целом.

Основное современное направление деятельности вуза – удовлетворение личностных потребностей в адаптации в стремительно меняющемся мире посредством получения новых знаний. Это требует надлежащего решения кадровой проблемы, применения целенаправленной концепции развития кадрового потенциала высшей школы, составной частью которой является программа формирования и развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей.

Качественный анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, в основу понятия «компетентность» должна быть положена степень сформированности у профессионала универсального комплекса знаний, умений, опыта, личностных качеств и мотивации к осуществлению определенного вида деятельности. В соответствии с терминологией, предложенной в качестве рекомендации для всех профессиональных образовательных учреждений Российской Федерации, специалистами института развития образования (А.Н. Лейбовичем, В.И. Блиновым, Е.Ю. Есениной, И.А. Волошиной, П.Н. Новиковым и др.), профессиональную компетенцию можно рассматривать как способность успешно действовать при решении соответствующей профессиональной задачи. Именно синтез необходимых профессиональных компетенций обеспечивает профессиональную компетентность специалиста (в данном случае – педагога) в целом.

Поэтому в рассматриваемом нами дискурсе профессиональная этнокультурно-педагогическая компетентность трактуется как интегральная и объективная характеристика, определяющая способность педагога решать актуальные проблемы, возникающие в различных ситуациях взаимодействия этнокультур, используя знания, социальный опыт, приобретенные ценности и наклонности.

Оценка эффективности спроектированной технологии на основе интегрального показателя уровня этнокультурной компетентности студентов

Отметим, что отдельные показатели оценочных значений критериев сформированности этнокультурной компетентности обучающихся также неоднородны как в контексте их изменения в парадигме «колледж-вуз», так и в процессе их изменения на каждом конкретном этапе.

В частности, все без исключения показатели «вузовского» этапа росли быстрее, чем соответствующие показатели периода проведения эксперимента в колледжах. Лидеры прироста среди показателей периода формирования компетентности в колледжах – показатели «Степень лояльности к распространению других этнокультур» (+26,9%) и «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» (+38,1%), что показывает значимость данных показателей при формировании компетентности на первом этапе и на что следует обратить пристальное внимание при применении технологии. Среди показателей периода формирования компетентности в университете по приросту – лидеры следующие: «Знание других этнокультур» (+86,3%) и «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» (+69,0%), что также является индикатором их приоритетности при применении технологии.

Обратим также внимание на такой фактор затруднений при применении технологии, как отсутствие прироста оценочных значений показателей на определенном этапе или их крайне незначительный (по сравнению с прочими показателями) рост. Так, «антилидером» по приросту на этапе применения технологии в колледжах стал показатель «Реальное количество межличностных и деловых контактов с представителями иных этнокультур» (прирост 0%), а в университете – показатель «Мотивация изучения своей этнокультуры» (прирост всего 2,8% при средневзвешенном значении прироста на данном этапе критерия «Социальная дистанция с собственной этнокультурной группой», к которому относится данный показатель: + 20,5%). Данные факты позволяют утверждать о необходимости уделять пристальное внимание и этим показателям, чтобы они не ухудшали общую картину эффективности применения технологии.

Следует отметить, что студенты, пришедшие на первый курс университета из колледжей (17 человек из 50 тестируемых), участвующих в эксперименте, показали в среднем лучшие показатели из тех, которые содержались в анкетах (эксперты оценивали группу целиком). Для этого измерения их просили в правом верхнем углу анкеты ставить букву «К» (колледж). В частности, особенности заметно было их преимущество над сокурсниками в таких показателях как «Мотивация изучения других этнокультур» (+1,4 балла) и «Степень лояльности к распространению других этнокультур» (+1,1 балла).

С целью проверки одной из основных гипотез исследования о том, что студенты, прошедшие соответствующий цикл применения технологии формирования этнокультурной компетентности в колледже, впоследствии, «вливаясь» в образовательный процесс вуза, не только являются обладателями более высокого уровня данной компетентности, но и катализатором рассматриваемого процесса для прочих студентов – участников эксперимента (не подвергнутых воздействию технологии до поступления в вуз), было проведено два дополнительных (вспомогательных) измерения, не входящих в основные этапы ОЭР.

Дополнительно методом социометрических исследований проводились измерения межличностных взаимоотношений в коллективе.

По словам основоположника метода социометрии Я.Л. Морено, «поскольку каждого индивида и все отношения, которые он поддерживает …, мы должны рассматривать в конкретной действительности, а не как символ, то мы можем получать исчерпывающие знания только тогда, когда каждый индивид, насколько это, возможно, спонтанно содействует 104 раскрытию этих отношений. Задача состоит в том, чтобы добиться от каждого человека максимально спонтанного участия» [85]. Социометрическое исследование подразумевает выполнение следующих условий его проведения: - его следует проводить исключительно в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев, между членами группы должны существовать устойчивые межличностные отношения (в этой связи опросы студентов Волгоградского филиала Московского финансово юридического университета МФЮА проводился в феврале и июне 2013 года); - желательно, чтобы по размеру коллектив, в котором проводился опрос, состоял ориентировочно из 20 человек, но верхняя планка допустима на уровне 25 человек (как в нашем случае); - опрос должен проводиться посторонним для коллектива лицом, первичные данные опроса должны быть конфиденциальными, известными лишь руководителю опроса (в нашем случае это требование также соблюдалось); - участие респондентов в опросе должно быть индивидуальным и независимым от мнения других (требование также соблюдалось).

Для проведения социометрического исследования была разработана специальная карточка (приложение № 7), которая состояла из двух блоков вопросов: 1) для изучения учебных отношений; 2) для изучения личных отношений. Также в качестве одного из элементов инструментария социометрического исследования была разработана инструкция для респондентов по заполнению карточки (приложение № 8) и списки фамилий членов тестируемых группы (в алфавитном порядке) под номерами, которые респондент заносил в карточку в случае выбора

Похожие диссертации на Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета