Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование лекторско-исполнительских умений у студентов на музыкально-педагогическои факультете Оспанова, Тогжан Умурзаковна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Оспанова, Тогжан Умурзаковна. Формирование лекторско-исполнительских умений у студентов на музыкально-педагогическои факультете : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08.- Алматы, 1996.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В эпоху становления суверенного Казахстана проблема совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов общеобразовательной школы является одной из актуальных. Современное состояние образования требует от учителя более высокого уровня профессиональной деятельности, который обеспечивается правильной постановкой преподавания учебных дисциплин в высшей школе, являющейся логическим завершением процесса подготовки специалиста. Успешное решение выдвинутых проблем во многом определяется уровнем лекторско-исполнительской подготовки учителя в системе высшего музыкально-педагогического образования.

Лекторско-исполнительская готовность как интегральное свойство личности, характеризуется суммой тех знаний, умений и навыков, которые обеспечивают успех учителя в его профессионально-педагогической деятельности путей использования таких средств воздействия, как живое слово и музыка. Речь преподавателя часто формируется под воздействием практических навыков, т.к. недостаточно разработана четкая, научно-обоснованная модель речевого поведения как средства достижения педагогических целей в процессе обучения и воспитания. Это нередко снижает эффективное 1ъ педагогического воздействия.

С проблемой лекторского мастерства, в современной педагогической науке связаны многие серьезные аспекты повышения качества и эффективности педагогической деятельности.

Вопросам ораторского и лекторского мастерства посвящено значительное количество исследований (М.Н.Алексеев, А-Апеле, Г.З.Апресян, Е.А.Ножин, А.Е.Михневнч, А.АБодалев, Е.ААдамов и др.), рассматривающие их как основное средство воздействия, служащее целям убеждения массовой

4 -аудитории. Пснхолого-педагогические основы лекционной работы исследуются в трудах Б.Ц.Бадмаева, П.П.Битинаса, В.В.Бойко, И.А.Зимней, А.А.Леонтьева и др. Методика подготовки и проведения публичных выступлений, логика построения лекционного материала, артистичность, культура речи и поведения лекторов на сцене, использование ТСО и наглядных средств становятся предметом изучения в работах С.Ф.Ивановой, САМинеева, М.И.Ршцшка, Е.А.Ножинг, Р.Н.Гартаковского и др.

Учитель музыки, включая в лекцтно музыкальные произведения или их отрывки, выступает в роли исполнителя, иллюстратора, пропагандируя лучшие образцы музыкального искусства. При этом, исполнительская культура педагога отражает его эстетичгскии вкус, сознательное отношение к музыке, широту кругозора. К настоящему времени теоретические аспекты исполнительского искусства представлены в работах Б.В.Асафьева, Б.Д.Яворского, В.С.Цукермана, Л.А.Баренбойма, Ю.В.Капустина, Н.П.Корьгхаловой и др. Большой вклад в теорию и практику лекторско-исполнительской работы музыканта внес Д.Б.Кабалевский. Касаясьпроблемы деятельности лектора-музыканта, он отмечает: „Увлекательная беседа, живое слово о музыке, способное определенным образом настроить сознание юных слушателей, составляет одну из важнейших частей всей музыкально-воспитательной работы"' . .

В отличие от дирижерских, исполнительских и певческих умений и навыков (В.Л.Живов, К..П.Матвеева, Л.А.Скрипкина и др.), вопросам лекторского искусства учителя музыки не уделено должного внимания. Несмотря на разработку отдельных его форм и видов (С.Ф.Иванова, В.А.Артсмов, Д.З.Розенталь и др.), отсутствует соответствующая методика, охватывающая оптимальные пути формирования лекторско-исгтолнительских умений у будущих учителей музыки.

' Кабалевский Д Б. Педагогические размышления. - М.. 1936. с-70.

В Казахстане многие Аспекты профессиональной подготовки учителя-музыканта получили отражение в исследонаниях С.А.Уза'кбаеиой, А.А.Калыбековой, М.Х.Ьалтабаева, Р.Р.Джердималиевой, В.К.Кряжевских, И.У.Аушевой, К.С.ТюребаепоЙ, У.С.Спанова и др., но покроем лекторско-исполиительеккх умений рассматриваются в плане лекторско-пропагапдистской деятельности известных музыковедов А.К.Жубанова, А.Кельберга, Т.Сапаргалиевой, О.Байдильдаева, Т.К.Джумалиевой, Ю.П.Араиипа и др.

1І результате проведенною специального анализа выдвинутой проблемы, мы выделили ряд причин и противоречий, которые затрудняют лекторско-нсполнительскуы подготовку будущих учителей музыки її педагогическом вузе.

Среди них следующие:

  1. Учебная иншшшжа „История музыки" накраплена в основном на предметную подготовку специалиста, практически не затрагивая проблему формирования лекгорско-испо.чпнтельских умений. Поэтому система знаний в данном направлении не всегда соответствует потребностям будущей работы учители музыки, т.к. студенты недостаточно владеют навыками в аналитическом описании основных музыкально-выразительных средств; адаптации музыковедческого материала к школьной программе „Музыка"; составлении методических разработок лекшій, бесед; выразительном и эмоциональном раскрытии содержания лекционного материала на достаточном художественно-образном уровне.

  2. Для осуществления лек'торско-исполшпельской работы учитель музыки должен владеть соответствующими умениями, которые представляют собой сложный комплекс знаний, навыков, среди которых основными являются:

- оібор и систематизация учебно-методического и музыковедческого материала для лекции, беседы с учетом возрасти мх особенностей

слушательской аудитории;

составление оптимального варианта структурного плана информации (беседы, лекции, рассказа) и обработка текстового материала, исходя из общей и музыкальной подготовки учащихс:;

владение культурой речи, техникой общения с аудиторией при взаимодействии рсчепого, музыкального видов исполнительства и средств наглядности в раскрытии содержания лекционного материала.

Формирование вышеназванных умений проходит спонтанно при изучении курса „История музыки". Таким образом, возникает противоречие между необходимостью систематического, целенаправленного овладения определенными лекторско-нсполнительскнми умениями и отсутствием соответствующей подготовки.

Недостаточная разработанность данной проблемы, отсутствие научно обоснованной системы формирования лекторско-нсиодннтельских умений на музыкально-педагогическом факультете послужили основанием для выбора темы исследования.

Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании оптимального процесса формирования лекторско-исполннтсльских умений студентов при изучении курса истории музыки и в методическом сю обеспечении. «

Объектом исследований является лекторско-исполкительская подготовка учителя на музыкально-педагогическом факультете.

Предмет исследования - процесс формирования лекторско-исполнительских умений студентов при изучении курса истории музыки.

Гипотеза исследования. Формирование лекторско-исполпительских умений у студентов будет осуществляться более эффективно, если:

- содержание программы курса „История музыки" будет разработано с
учетом специфики профессионально-педагогической деятельности учителя

7 музыки;

- iiuiipuiuieinioci i> учебной деятельности будет способствовать
овладению поисковыми, конструктивными и исполнительскими навыками,
необходимыми в будущей профессионально-педагогической работе учителя-
музыканта;

- преподаватели, методисты будуг обеспечены необходимыми научно-
практическими рекомендациями по формированию лекторско-
исполнительских умений у студентов на музыкально-педагогическом
факультете.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать содержание понятия „лекторско-исполнительскне умения" применительно к деятельности учителя музыки.

  2. Раскрыть сущностную характеристику структурных компонентов лекторско-исполнительских умений студентов в системе высшего музыкально-педагогического образования.

  3. Выявить возможности курса „История музыки" в формировании лекгорско-нсполнительских умений у будущих учителей музыки.

  4. Определить оптимальную и эффективную методику формирования лекторско-исполнительских умений у студентов в процессе освоения курса истории музыки.

5. Разработать практические рекомендации по формированию
лекторско-исполнительских умений студентов в условиях музыкально-
педагогического факультета.

Методологической и теоретической основой исследования послужили философские и психолого-педагошческие концепции о творческой и деятельностной природе личности, развитии се активности и самостоятельности; о процессе познания и органической связи теории и практики; целостный подход к изучению проблемы формирования лекторско-

. 8 исполнительских умений будущих учителей-музыкантов.

Источниками исследования явились: официальные материалы правительства (Закон об образовании, Конституция, постановления и др.); нормативные документы Министерства образования Республики Казахстан по вопросам просвещения (концепции, программы и др.); работы казахстанских и зарубежных ученых-философов, педагогов, психологов, филологов, искусствоведов, содержащие ценные сведения о лекторской деятельности; опыт работы преподавателей в системе высшего и среднего музыкально-педагогического образования, учителей музыки общеобразовательных школ; педагогический и исследовательский опыт автора.

Для проверки исходных положений и реализации поставленных задач использован следующий комплекс методов исследования - теоретический анализ литературы по философии, педагогике, психологии, эстетике, музыкознанию, методике музыкального воспитания; учебных программ, пособий по истории музыки; обобщение передового опыта преподавания на музыкально-педагогических факультетах и в общеобразовательных школах Республики Казахстан, включающего целенаправленные наблюдения, анкетирование, интервью, беседы, диагностические методики; методы математической обработки экспериментальных данных; осмысление и обобщение собственного опыта гірактнчсскоіі деятельности автора диссертации на музыкально-педагогическом факультете КазЖенПИ; изучение данных опытно-экспериментальной работы, проводимой авторами и учителями музыки в общеобразовательных школах г.Алмати.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 6 лет. На первом этапе (1990-1992 гг.) - подготовительном, изучалась философская, психолого-педагогическая, музыкально-методическая и музыковедческая литература по исследуемой проблеме; определялся научный и понятийный аппарат; накапливался фактический материал по лскторско-

исполнительской работе учителя музыки.

На втором этапе (1992-1994 гг.) - основном, проводился анализ собранного фактического материала, изучался передовой педагогический опыт по лекторско-исполнительской работе студентов її учителей музыки; осуществлялась опытно-эксперименталъная работа по формированию лекторско-исполнительских умений студентов при освоении курса истории музыки.

На третьем этапе (1994-1995 гг.) - обобщающем, уточнялись результаты исследования, проверялась рабочая пгпотсза, разрабатывались практические рекомендации с целью успешной их реализации для лекторско-исполнительской работы учителя-музыканта.

Научная новизна исследования:

- раскрыта сущность понятия ..лекторско-исполнительские умения"
применительно к деятелишсти учителя-музыканта;

- осуществлен компонентно-структурный анализ лекторско-
исполнительских умений студентов;

выявлены потенциальные возможности курса истории музыки в формировании лекторско-исполнительских умений у будущих учителей-музыкантов;

представлена оптимальная и эффективная методика формирования лекторско-исполнительских умений у студентов на музыкально-педагогическом факультете. .

Практическая значимость исследования:

- определены роль и место лекторско-исполнительских умений в
профессионально-педагогической подготовке студентов;

- разработаны методические рекомендации по формированию
лекторско-исполнительских умений для преподавателей, методистов п системе
высшего и среднего музыкально-педагогического образования, учителей

10 музыки общеобразовательных школ;

разработан спецкурс „Формирование лекторско-исполнительских умений учителя музыки" на материале предмета „История музыки";

материалы исследования могут быть использованы при решении перспективных вопросов совершенствования музыкально-педагогического образования, на курсах повышения квалификации учителей музыки.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на музыкально-педагогическом факультете КазЖенПИ, в общеобразовательных школах г.Алматы (№№ 18, 27, 136, 137, казахско-турецкой школе-лицее № 1).

На зашиту выносятся следующие положения:

  1. Содержание понятия „лекторско-исполнительские умения" применительно к профессионально-педагогической деятельности учителя музыки.

  2. Компонентно-структурный анализ формирования лекторско-исполнительских умений у студентов при освоении курса истории музыки.

  3. Методика формирования лекторско-исполнительских умений у будущих учителей на музыкально-педагогическом факультете.

Достоверность результатов проведенного исследования подтверждается методологической обоснованностью его ведущих положений и принципов, применением комплехса методов и данными, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлячись во время проведения педагогического эксперимента на музыкально-педагогическом факультете КазЖенПИ; через выступления с докладами на научно-теоретических и учебно-методических конференциях института; на семинарах в городском институте повышения квалификации учителей музыки; посредством публикации статей; в процессе обсуждения

диссертационной работы на кафедрах методики музыкального воспитания, казахской музыки.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, цель, предмет, объект, формулируются гипотеза, задачи, научная новизна, практическая значимость работы, выдвигаются защищаемые положения.

В первой главе „Научно-педагогические основы формирования лекторско-исполнительских умений будущего учителя музыки" раскрывается сущность понятия „лекторско-исполмительскис умения" учителя-музыканта, рассматриваются основные направления в трактовке данного феномена, определяются специфика и задачи лекторско-исполнительской работы учителя музыки, выявляются возможности курса „История музыки" в формировгнин лекторско-исполнительских умений у студентов.

Do второй главе „Формирование лекторско-исполнительских умений студентов в условиях музыкально-педагогического факультета" дается теоретическое обоснование компонентно-структурного анализа лекторско-исполнительских умений студентов, представлены уровни их сформированное, изложена методика опытно-экспериментального исследования по формированию лекторско-исполнительских умений будущих учителей музыки в процессе освоения курса „История музыки", освещаются peз^.штаты опытной работы.

D заключении сделаны соответствующие выводы и рекомендации, намечаются перспективные направления для дальнейших исследований по данной проблеме.

Похожие диссертации на Формирование лекторско-исполнительских умений у студентов на музыкально-педагогическои факультете