Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование мировоззрения студентов на основе синтеза научного и художественного мышления Цомартова Татьяна Амурхановна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цомартова Татьяна Амурхановна. Формирование мировоззрения студентов на основе синтеза научного и художественного мышления: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Цомартова Татьяна Амурхановна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования научного мировоззрения студентов 17

1.1. Сущность и структура научного мировоззрения 17

1.2. Место и роль науки и искусства в формировании мировоззрения студентов 42

Выводы по первой главе 61

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мировоззрения студентов на основе синтеза научного и художественного мышления 66

2.1. Модель формирования мировоззрения на основе синтеза научного и художественного мышления 66

2.2. Реализация модели формирования мировоззрения студентов на основе синтеза научного и художественного мышления 129

2.3. Результаты экспериментального исследования по формированию мировоззрения студентов на основе синтеза научного и художественного мышления 144

Выводы по второй главе 161

Заключение 168

Библиографический список 171

Приложения 194

Сущность и структура научного мировоззрения

За последние годы учеными обстоятельно проанализированы вопросы сущности, структуры, функций, типологии мировоззрения. Характерной особенностью данных работ является то, что их авторы по-разному понимают базовые термины «мировоззрение», «научное мировоззрение», структуру, а также основные компоненты мировоззрения личности.

В настоящее время большинство исследователей рассматривают мировоззрение не как отдельную составную часть, высший, теоретический уровень сознания, а как его стержень, ядро, интегрирующее начало. В рамках такого подхода различными авторами мировоззрение трактуется как форма общественного самосознания [236], состояние [203], вид [17], форма организации сознания [173].

Мировоззрение – есть система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение принимается как исходное. В философском словаре мировоззрение определяется как «система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры» [145].

С. М. Ковалев рассматривает мировоззрение как систему взглядов на все стороны бытия – на природу, общественную жизнь, на самого человека и его назначение [107]. В.Ф. Черноволенко формулирует мировоззрение как систему таких убеждений и идеалов, которые раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способность видения, понимания и оценки окружающей действительности, способ познания себя как конкретного исторического субъекта познания и практики [231].

А. Г. Спиркин определяет мировоззрение как «предельно обобщенный, упорядоченный взгляд на окружающий мир: на явления природы, общества и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, социально-политические идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий» [188]. В.Л. Василенко в своей докторской диссертации пишет, что мировоззрение – это система взглядов на мир и человека в их связи и отношении, обобщенные представления человека о природе, обществе, их закономерностях, о самом себе и своем месте в мире. Здесь же отмечается, что знания, убеждения в сочетании с личным жизненным опытом человека определяют его социальную позицию, образ мысли, направленность поведения [45]. М.Г. Ашманис, чтобы выделить мировоззрение в ряду других видов сознания, подчеркивает его активный, деятельный характер, отличающий мировоззрение от картины мира и миросозерцания, показывает то центральное место, которое мировоззрение занимает в сознании человека, являясь внутренним регулятором всего поведения человека [17].

Мировоззрение представляет собой однозначный характер поступков. Эта направленность социального поведения детерминирована относительной устойчивостью мировоззренческих компонентов. Мировоззрение есть определяющий совокупное поведение человека, вид сознания, в убеждениях отражающий сущность общественных отношений, в которые включен субъект [244]. Общая формулировка понятия мировоззрения, предлагаемая А.С. Богомоловым и Т.И. Ойзерманом, такова: мировоззрение представляет собой систематическое единство многообразия непосредственно связанных с осознаваемыми интересами людей обобщенных убеждений относительно сущности природных или социальных явлений или же совокупности тех или иных явлений [33, с. 30].

Проблема мировоззрения была исследована Л.Ф. Кухтиной, которая считает, что «мировоззрение – это целостная система представлений и знаний об объективной реальности, обусловливающая осознание человеком самого себя, своего места в мире и отношение человека к окружающей его действительности» [118].

Мировоззрение является в отличие от науки не просто отражением сущности общественных отношений, в которые включен субъект. Оно является отражением особого рода: здесь существенную роль играют не только сами общественные отношения, в которые включен субъект, но и то, каким образом он в них включен, какова его позиция включения в эти общественные отношения, из чего лишь может определяться его поведение [17, с. 69]. По мнению Г.Е. Залесского мировоззрение следует рассматривать не только как систему отраженных в сознании образов внешнего мира, а систему усвоенных научных понятий, норм, оценок. Оно представляет собой также психическую деятельность – систему познавательных операций, действий и приемов, направленную на использование этих образов в мировоззренческих целях, для регуляции своего отношения к миру и поведения в нем [87].

Сама этимология слова «мировоззрение» указывает на два смысловых полюса, составляющих существо этого понятия. С одной стороны «мир», а с другой «воззрение», т. е. напряженное всматривание человека в мир. Это две субстратные подсистемы [61, с. 199-201]. Мировоззрение оказывается нерасторжимым рефлексивным двуединством мира и человека [181, с. 9]. Назначение всякого мировоззрения – обеспечивать жизнь и деятельность человека наиболее общими представлениями о месте человека в мире, об отношении человека к миру в целом. Однако проблема человека еще не заняла в научном мировоззрении подобающего места. Человек, человечество, человечность – разработка данной триады – задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. П.В. Копнин и М.Г. Ашманис выделяют в качестве такого критерия отношения человека, его цели, с которыми он подходит к отражаемому объекту, способ использования полученного знания для реализации этих целей [113, с. 123; 17]. Фундаментальным же критерием, по мнению А.Н. Борщева и Р.М. Роговой является гуманистичность, гуманизм, что позволяет воздействовать на формирование гуманистического мировоззрения личности [39; 168]. Гуманистический подход в обучении – это ценностная ориентация, в основе которой перестройка личностных установок преподавателя и студента, и осуществляется переход от сознания к самосознанию [155]. Мировоззрение не формируется само по себе, самопроизвольное возникновение у человека научного мировоззрения исключено. Как было сказано выше, мировоззрение вырабатывается ради осознанного определения человеком своего совокупного поведения. Отдельные же поступки непосредственно определяются различными факторами: знаниями, чувствами, влечениями, привычками, инстинктами, настроениями, психофизическими состояниями субъекта.

Согласно Э. Фромму [213], раздвоенность человеческой природы порождает экзистенциальные дихотомии, т.е. процесс последовательного деления целого на части, побуждает человека искать пути преодоления внутренней рассогласованности, раздвоенности его природы. Но чтобы поведенческие акты в своей совокупности не вызвали саморазрушение субъекта, а обеспечили его позитивную самореализацию, они должны укладываться в единое русло, соответствовать друг другу и все вместе некоторой концепции жизни [17]. Этой задаче служит мировоззрение. Оно должно скорректировать поведение, приведя его с сущностными интересами субъекта в новой ситуации. Поэтому необходимо подчеркнуть, что мировоззрение не является застывшей системой общих взглядов, а есть непрерывная деятельность сознания.

Таким образом, мировоззрение – это специфическая форма организации сознания человека, в основе которой лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире, взглядов, убеждений, идеалов, которые определяют нравственную позицию человека. Мировоззрение выступает не наряду с другими духовными факторами, воздействующими на поведение, а как интегрирующий остальные факторы генеральный регулятор всего поведения.

Мировоззрение не совпадает с сознанием в целом. Конституирующими признаками сознания являются отражение, отношение, целеполагание, управление [145]. При этом необходимо учитывать при рассмотрении структуры сознания, – отмечает Э.В. Бурмакин, – различные уровни и формы воспроизведения действительности [43, с. 147]. На осознаваемом уровне сознания эти признаки реализуются в процессе познания действительности, результатом которого является знание.

Мировоззрение выполняет множество функций: просветительную (формирует просвещенное сознание), воспитательную (морально-волевые качества и эстетическое отношение к действительности), развивающую (активная работа мышления), организационную (исходящая позиция в практической деятельности), прогностическую (научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций в обществе) [17; 43; 45; 249]. Для выполнения мировоззрением регулирующей функции, назначение которой – обеспечить тесную связь познавательных и ценностных его компонентов с практической деятельностью человека [238], в нем должны быть слиты в единое целое такие его составляющие как знание, чувства, эмоции и другие социально – психологические образования, закрепляющие те или иные идеи, а также воля, направленность к действию, исходящая от данной идеи. Это духовное образование, понимаемое как сплав, неразрывное единство рационального, эмоционального и волевого называется убеждением и является важнейшим элементом структуры мировоззрения [244, с. 17; 203]. Связь между мировоззренческими установками, убеждениями и действием не прямая. Она, как правило, опосредована через конкретные знания, на базе которых образуется идеальная модель действия, его результата, т.е. убеждение входит в мотив как часть целого.

Модель формирования мировоззрения на основе синтеза научного и художественного мышления

Интерес к проблеме формирования научного мировоззрения студентов обусловлен, прежде всего, потребностями развития высшего образования, а формы, в которых можно реализовать синтез научного и художественного мышления, определяются педагогической практикой.

Современное развитие науки характеризуется многими противоречиями: усиливается дифференциация знаний и в результате возрастают трудности во взаимопонимании ученых даже внутри одной науки, что ведет к информационной отчужденности, растет дефицит в новых идеях, методах и новых средствах, которые способствовали бы преодолению сложной ситуации в этой сфере. Это противоречие порождает общенаучную тенденцию к синтезу знаний, которая является ведущей при решении этой проблемы.

Разделяя идеи М.М. Бахтина [22] и Ю.М. Лотмана [124] о том, что современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства в представлении единой картины мира, мы пришли к выводу, что формирование научного мировоззрения должно осуществляться на основе синтеза научного и художественного мышления. Это гармоничное сочетание наглядно-образного и логического мышления. В основе синтеза лежит идентичность не материальной природы объектов, а сходство структуры внутреннего функционирования научных и художественных методов, которое определяет и сходство по ряду свойств.

Образцы синтеза науки и искусства уже есть [100, с. 163], необходимо найти педагогическое обрамление для их развития. Такая попытка предпринята нами в настоящей главе.

В философском словаре синтез [гр. synthesis соединение, сочетание, составление]:

1) логический прием, с помощью которого осуществляется мысленное соединение частей предмета [145];

2) метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей [184].

Синтез является обобщением на основании выявления сущности. В результате синтеза появляется совершенно новое образование, свойства которого определяются не только внешним соединением свойств компонентов, но и результатом их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости. Как известно, синтез существует в науке и искусстве.

Синтез искусств – это «органичное соединение разных искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека» [144]. Данное понятие подразумевает создание качественно нового художественного явления, которое не сводится к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное единство порождает в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, способствует развитию художественной идеи, оказывает на человека многостороннее эмоциональное воздействие, а также создает предпосылки для гармоничного развития человека.

Синтез научного знания характеризуется сложным переплетением различных способов рассуждения, или, другими словами, форм умозаключений, которые выполняют как эвристическую функцию – расширяют или обогащают научное знание новыми истинами, так и демонстративную (доказательственную) функцию – обосновывают выдвигаемые положения науки [178, с. 475]. Эти две функции образуют диалектическое единство, одна из которых взаимно предполагает и дополняет другую. В идеалистической диалектике Гегеля синтез – высшая ступень развития, разрешающая противоречия предшествующих ступеней.

Существуют различные типы синтеза научных знаний: экстенсивный (объединение областей без существенного их преобразования), интегративный (образование качественно нового знания), синтетическо-языковой [201, с. 450] и формы: методологический, междисциплинарный и внутридисциплинарный.

Предложенный нами вариант синтеза научного и художественного мышления по типу является интегративный, ведущий к обретению универсального знания, а по форме основан на методологии (методологический синтез), способствующий развитию мышления, раскрытию творческих способностей, создающий предпосылки для формирования целостной личности.

К сожалению, существующие проекты синтеза науки и искусства нуждаются в усилении педагогической направленности, и в них отсутствует механизм осуществления синтеза в процессе создания творческих работ.

В основе синтеза лежит сходство структуры внутреннего функционирования научных и художественных методов, через которые реализуется идея, воплощенная в художественном символе (образе). Используя метод аналогии соответствия [178, с. 492], мы пришли к выводу, что необходимым условием методологического синтеза является выявление их специфики и общности.

Среди методов и средств формирования мировоззрения посредством синтеза научного и художественного мышления наиболее эффективными оказались:

- обработка информации и «поиск противоречий»;

- определение объекта и предмета исследования;

- категориальный синтез;

- абстрагирование;

- анализ содержания и формы;

- типологизация; прием «остранения»;

использование метафоры и юмора (рисунок 1).

Если мы сравним методы научного и художественного мышления, то найдем некоторые соответствия:

- выделение предмета исследования в научном мышлении тождественно анализу содержания и определению внешней формы (с помощью изобразительных средств) в процессе создания творческих работ [222];

- особый прием «поиск противоречий» в научном процессе [211, с. 32] аналогичен обозначению противоречий через метафору, юмор в художественном мышлении [38, с. 82];

- обобщение понятий в виде категорий, «категориальный синтез» [221] в научном мышлении соответствует типологизации в искусстве [220];

- абстрагирование в науке - созданию художественного образа (символа) в художественном мышлении [38, с. 138; 226].

Своеобразным связующим звеном этих форм познания мира являются: ценности, воображение, фантазия, ассоциации. С помощью правильно подобранных и интересных ассоциаций на уровне обобщений создаются художественные образы (символы). В работах Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и других ученых [233] исследуется роль различных ассоциаций в формировании обобщенных знаний, которые, в свою очередь, способствуют формированию научного мировоззрения. Процесс долгий, но очень интересный. Если использовать в творческой работе на разных этапах методы научного и художественного мышления, то их взаимодействие приведет к появлению нового знания у студентов, способного активизировать у них восприятие [52; 161] и стимулировать творческое начало. Именно на стыке научного и художественного мышления рождаются интересные идеи, происходит интенсивная интеграция рациональных и эмоциональных элементов [41], т.е. осуществляется синтез, при котором образуется новое для студентов знание, представляющее собой существенное преобразование старых знаний с появлением новых. Синтез формирует целостный взгляд на мир, способствует обретению личностного смысла знаний и развитию системы ценностей. Такого рода синтез представляет собой качественное преобразование исходных данных, формирование понятий, моделей, принципов, мировоззрения. Это качество мышления студентов, сочетающее в себе и научное знание, и художественно-образную наглядность, способное снять, разрешить противоречие, которое связано с тем, что смысл понятий на уровне научно-теоретического сознания не совпадает с их смыслом на уровне обыденного сознания. Оно может исполнить роль посредника между двумя уровнями общественного сознания, а связующим звеном становится верхний (преднаучный) уровень обыденного сознания [43].

Реализация модели формирования мировоззрения студентов на основе синтеза научного и художественного мышления

Апробация разработанной нами модели проходила поэтапно в процессе реализации технологии проектного обучения.

Проектная деятельность становится все более актуальной в современном образовательном пространстве. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда студентов.

Проект – это комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения волнующей проблемы.

Изучению и разработке проектного метода обучения посвящено достаточно большое количество исследований. Это работы Г.Б. Голуб, И.А. Зимней, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.С. Сергеева и др.

Нами в научно-исследовательской работе был использован метод проектов, который представляет собой способ достижения образовательной цели посредством детальной разработки определенной проблемы в процессе самостоятельных действий студентов с обязательным получением и представлением полученных результатов, оформленных определенным образом.

Проектное обучение самомотивируемо, т.е. интерес студентов к проекту возникает и возрастает по мере его выполнения.

Метод проектов помогает развивать у обучающихся познавательный интерес, логическое мышление, расширять умственные способности, индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности [177].

Творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству.

В процессе выполнения проекта происходит и творческая самореализация и самоактуализация [136] личности обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, умственных и творческих способностей, волевых качеств.

Таким образом, проектная работа студентов является наиболее приемлемой и целесообразной формой обучения в достижении поставленной нами цели.

Предложенный нами проект является исследовательско-творческим, так как предусматривает подробное исследование волнующей студента проблемы и решение творческой задачи – создание плаката.

Проектной деятельностью были охвачены все студенты экспериментальных групп. Темы проектных работ определялись в соответствии с интересами, способностями и возможностями студентов, а также должны были соответствовать возрасту. Проекты представляли собой работу, состоящую из 3-х частей: 1) исследование обозначенной проблемы; 2) создание творческих работ (плакатов); 3) защита их на конкурсе плакатов «Мир глазами студентов».

Настоящее время называют временем во многом «вторичного использования» раннее накопленных творческих ресурсов и поисков новых переходов, нестандартных решений к вопросам, которые стоят перед различными сферами, в том числе и образования.

Плакат – одно из средств воздействия на студентов, возможности которого недостаточны исследованы. Между тем, плакат как средство формирования научного мировоззрения обладает значительным потенциалом.

Поэтому мы постарались придать теме синтеза научного и художественного мышления педагогическую направленность путем организации исследовательской работы, результаты которой стали основой для создания плаката.

Как известно, прообразами плаката еще со времен Античности являлись различные формы наглядной агитации, в той или иной мере выполнявшие функции плаката.

Советский плакат вызвала к жизни пролетарская революция, который и стал массовым, потому что заговорил на языке, предельно доступном массам, и о делах, в которых массы были кровно заинтересованы. Молодое поколение страны в большинстве своем было неграмотным. Слабая политическая грамотность в вопросах политики государства требовали выполнения целой системы идейно-воспитательных, просветительных и культурных задач в отношении молодежи. Одним из звеньев этой системы явился плакат. Реалистический образный язык плакатов достиг небывалой впечатляющей силы во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Плакаты привлекали ясностью замысла, новизной, смелостью и выразительностью художественного решения. Процесс формирования, так называемого, «новейшего плаката» и кристаллизации специфических особенностей его образной структуры обусловлен превращением плаката из явления чисто утилитарного в явление идейно-эстетическое, что позволяет включить его в разряд искусств.

Плакат [нем. Plakat, от франц. placard объявление, афиша, от plaquer налепить, приклеивать]: 1) большое объявление, вывешиваемое для всеобщего сведения; 2) крупноформатный рисунок агитационного характера, обычно сопровождаемый кратким, запоминающимся текстом [36].

Плакат должен отвечать следующим требованиям:

- содержание рисунка должно быть понятно по возможности без пояснительного текста;

- сюжет рисунка должен быть вполне конкретным и строго отвечать назначенной цели;

- рисунок должен быть простым и выпуклым, бросаться в глаза издали, и врезаться в память автоматически;

- текст должен быть краткий, убедительный, легко запоминающийся, напечатанный крупным четким шрифтом.

Различают следующие виды плакатов:

1. Плакат-таблица. Наглядное пособие.

2. Информационно-рекламный плакат.

3. Инструктивный плакат.

4. Пропагандистский плакат.

5. Агитационный плакат.

Плакат, как одна из массовых форм изобразительного искусства, оперативно реагирует на запросы современности в силу своей мобильности. В то же время характерной чертой его становится ориентация не на сиюминутную необходимость, а на целенаправленное ясное эстетическое воздействие, в связи, с чем большое значение приобретает установка на долгосрочность действия плакатного образа.

В основе образной структуры плаката лежит синтез графического изображения и литературного слова. Характер взаимодействия образа и слова в плакате определяется, во-первых, неразрывным единством эстетического и функционального начал, и, во-вторых, степенью их соотношения.

В последнем точки зрения специалистов носят порой диаметрально противоположный характер. Так у И. Свиридовой мы читаем, что «образность художественного языка в плакате, как и в произведении искусства, есть непременное условие повышения агитационной и информационной его функции» [176], или у В. Корецкого – о том, что «плакат никогда не был средством информатизации; или по самой своей сущности он призван художественно обобщать информацию» [114], или же, например, в статье Е. Черневич выражена тревога по поводу усложнения и углубления образного начала в плакате: быть ли ему средством массовой коммуникации или произведением искусства? [229].

В социалистическом обществе плакат выполнял функцию активной пропаганды коммунистических идеалов и конкретных задач коммунистического строительства.

На наш взгляд, правомерно говорить обо все большем слиянии эстетической и функциональной основы современного плаката. Как известно, по-настоящему функционален лишь плакат, созданный на высоком идейно-художественном уровне и способный выполнить в равной мере как идейно-эстетическую, так и утилитарную функцию, становясь при этом мощным средством агитации и пропаганды.

Результаты экспериментального исследования по формированию мировоззрения студентов на основе синтеза научного и художественного мышления

Экспериментальной базой диссертационного исследования является Северо-Осетинский государственный педагогический институт.

Экспериментальная схема включала три основных этапа:

1) диагностический, с целью выяснить уровень сформированности научного мировоззрения студентов, для исследования которого необходимо регистрировать не какой-либо один, а все пять компонентов;

2) формирующий этап, задача которого состояла в выяснении действенности сформулированного в гипотезе синтеза научного и художественного мышления;

3) контрольный этап, для выявления динамики в формировании научного мировоззрения студентов.

В ходе констатирующего эксперимента был продиагностирован исходный уровень сформированности научного мировоззрения студентов. Для этого была сформирована контрольная (численностью 60 человек) и экспериментальные группы (численностью 85). В эксперименте принимали участие студенты института по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профили Дошкольное образование / Начальное образование), а также по специальностям 44.02.01 Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование, изучающие этику, эстетику, культурологию, историю и другие предметы гуманитарного цикла. Степень сформированности научного мировоззрения студентов соответствовала высокому, среднему и низкому уровням.

С целью изучения мотивационной готовности к формированию научного мировоззрения студентам было предложено ответить на вопросы, которые содержали мировоззренческий подход, их отношение к происходящим событиям в окружающем их мире (приложение 1).

Результаты диагностики исходного уровня мотивационного компонента модели формирования научного мировоззрения отражены в таблице 1 и диаграмме 1 на с. 198. Полученные данные показали, что 61,2% студентов экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности мотивационного компонента, 21,2% – владеют навыком поиска нужной информации и работы с ней, 17,6% обучающихся владеют навыком поиска нужной информации и работы с ней на достаточно высоком уровне. Соответственно, в контрольной группе 58,2% студентов имеют низкий уровень мотивации, 26,6% – средний, с высоким уровнем – 18,2%.

С целью определения уровня сформированности гносеологического компонента процесса формирования научного мировоззрения студентам были предложены вопросы (приложение 2).

Результаты диагностики исходного уровня гносеологического компонента отражены в таблице 2 и диаграмме 2 на с. 200.

Полученные данные показали, что 48% студентов имеют низкий уровень сформированности гносеологического компонента, 47% – могут использовать некоторые методы с посторонней помощью; 5% обучающихся владеют навыком поиска нужной информации и работы с ней на достаточно высоком уровне.

С целью определения уровня сформированности творческого (развивающего) компонента процесса формирования научного мировоззрения нами были исследованы способности испытуемых. Для изучения невербальной креативности мы использовали краткий тест Е.П. Торранс (ссылка в приложении 3).

Количество набранных баллов свидетельствует о степени сформированности творческого (развивающего) компонента. Так, 24-30 баллов – высокий уровень, 15-21 балл – средний уровень, 3-12 баллов – низкий уровень.

Результаты диагностики исходного уровня творческого компонента отражены в таблице 3 и диаграмме 3.

Полученные данные показали, что 70% студентов имеют низкий уровень сформированности творческого компонента. Объясняется этот факт низким уровнем их художественной образованности, а именно тем, что они никогда не создавали плакатов. 24% – с предложенными заданиями справились на среднем уровне, 5% обучающихся имеют высокий уровень сформированности компонента.

Для определения уровня сформированности ценностно ориентационного компонента студентам был предложен тест на классификацию ценностей по Г.Е. Залесскому (приложение 4).

Результаты диагностики исходного уровня сформированности ценностно-ориентационного уровня представлены в таблице 4 и диаграмме 4.

Полученные данные показали, что 48% учащихся имеют низкий уровень, 39% – средний уровень, 13% обучающихся имеют высокий уровень сформированности способностей.

С целью определения уровня сформированности общественно-преобразующего компонента студентам было предложено ответить на вопросы, которые отражали знания истории и искусства создания плаката.

Результаты диагностики исходного уровня сформированности общественно-преобразующего компонента представлены в таблице 5 и диаграмме 5.

Полученные данные показали, что 44% студентов имеют низкий уровень, 42% – средний уровень, 14% испытуемых подростков имеют высокий уровень сформированности общественно-преобразующего компонента.

Причиной столь невысоких результатов является, на наш взгляд, отсутствие целенаправленной и систематической подготовки обучающихся к выполнению самостоятельного исследования в условиях общеобразовательной организации.

Результаты, полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента, подвели нас к необходимости разработки модели формирования научного мировоззрения студентов.

Критерии сформированности научного мировоззрения мы будем определять, исходя из выделенных компонентов формирования научного мировоззрения: мотивационного, гносеологического, творческого, ценностно ориентационного, общественно-преобразующего. Каждый из этих компонентов обладает набором особенностей и умений, которые позволяют определить уровень сформированности данного компонента у студентов. Если компонент проявляется в достаточно развитой форме, то это является показателем его сформированности. Если компонент представлен в неполной мере, то это свидетельствует о среднем уровне его сформированности.

Присутствие слабовыраженного компонента является показателем его несформированности.