Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Привалов Николай Иванович

Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов
<
Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Привалов Николай Иванович. Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Привалов Николай Иванович;[Место защиты: ФГКВОУ ВО Военный университет Министерства обороны Российской Федерации], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и прикладные основы процесса формирования нравственных ценностей у курсантов военных вузов 17

1. Историко-педагогический анализ формирования нравственных ценностей в русской армии 17

2. Обоснование педагогической сущности, содержания и структуры процесса по формированию нравственных ценностей у курсантов военных вузов 63

3. Анализ современной практики формирования нравственных ценно стей в военных вузах России 105

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективного формирования нравственных ценностейу курсантов военных вузов 129

1. Организация, содержание и методика опытно-экспериментального исследования процесса формирования нравственных ценностей у курсантов военных вузов 129

2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей у курсантов военных вузов 144

Глава 3. Пути совершенствования процесса формирования нравственных ценностей у курсантов военных вузов 161

1. Повышение роли руководящего и профессорско-преподавательского состава в воспитании нравственных ценностей у курсантов военных вузов 161

2. Оптимизация организационно-педагогических средств по воспитанию нравственных ценностей у курсантов военных вузов 177

3. Развитие мотивации нравственного поведения курсантов 192

Заключение 211

Список литературы 214

Обоснование педагогической сущности, содержания и структуры процесса по формированию нравственных ценностей у курсантов военных вузов

Обряд воинского посвящения доверялся жрецу, и там будущий воин давал клятву-присягу на верность богам или князю. После этого воина награждали оружием, он получал одежду и защитные доспехи, коня и упряжь и зачислялся в число младших отроков дружины. Обряд посвящения в древнерусскую дружину во многом схож с обрядом посвящения в казаки1. Д. С. Лихачв утверждал, что в Древней Руси было обычаем препоясывание мечом, посвящаемых в дружинники («пасти мечом»)2. Кстати, после посвящения юношам разрешалось вступать в брак. Затем начиналась пора ученичества в дружине (5-7 лет), которая продолжалась по разным источникам до 17-20 летнего возраста.

В дружинах военное воспитание продумывалось до мелочей (многие исследователи употребляют термин «дружинные школы»). Будущих дружинников обучали владению любым оружием (метанию копья, стрельбе из лука, фехтованию, владению щитом и топором), кулачному бою и поединкам, умению ездить верхом на коне, охотиться на дичь, плаванию, гребле веслами, бегу взапуски3. Б.А. Рыбаков предполагает, что местом обучения молодых воинов была гридница (отдельно стоящий дом), упоминающаяся в былинах о Ставре и Чуриле. Ученый считает, что в таком помещении жили отроки с 12-летнего возраста, проходившие здесь военное обучение и военно-строевую службу4.

В «Поучении Владимира Мономаха» сообщается: «А се вы повъдаю, дъти моя, трудъ свой, оже ся есмь тружал, пути дъя и ловы с 13 лът»5, т.е., что он участвовал в военных походах и охоте с 13 лет. Система воспитания носит индивидуальные черты. Старшее поколение, стремясь сохранить свою самобытность, старалось передать юному поколению традиции, поведение и дух своего рода, племени и народа. Вопросами воинского и нравственного воспитания занимались князья и воеводы, дядьки – «кормилецы» или «пестуны» (воспитатели), те, кто не мог ходить в военные походы, представители старшей дружины (бояре), в нашем понимании – отставные военные. Они учили воинской тактике, рукопашному бою, развивали у «отроков» лучшие волевые качества, добродетели духовные и гражданские – «учили чести». Учили чтить старших, соблюдать воинские традиции и обычаи народные. Особая роль в нравственном воспитании отводилась волхвам-жрецам, впоследствии священникам.

Формами нравственного воспитания выступали народный эпос (былины, сказания, песни, побывальщины), народные сказки, ритуальные боевые игры – тризны, игрища, личный пример, моления, воинские обряды и ритуалы, а с появлением письменности – летописи1. Символом особой почести становится воинский стяг (знамя), утеря или пленение которого означает позорное поражение. Каждый воинский поход и возвращение из него имели сакральное (ритуальное) и нравственное значение.

Яркими представителями русской военной школы, которые в духовно-нравственном воспитании своих дружин, опирались на лучшие боевые традиции славянского воинства, были воеводы Свенельд и Добрыня, князья Владимир Мономах, Александр Невский и другие2.

Важнейшим фактором нравственного воспитания являлась языческая религия. Языческий бог Перун был главным покровителем дружинного воинства. Известно, что при заключении мирного договора с греками княжеская дружина клялась оружием и Перуном3. С принятием христианства на протяжении веков задается система духовных православных ценностей, которые определяют не только ценности нравственного, но и трудового, умственного, эстетического воспитания. Православие на Руси становится и мировоззрением, и идеологией, и философией, и педагогикой. В «Слове о Законе и Благодати» утверждается новозаветная идеология жизни русского народа и государства – основа православной нравственности. Отношение к Богу и требование жить в Боге становится основой основ всей русской жизни и нравственного воспитания русского воинства.

Русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович становятся главными фигурами богатырского цикла всего русского эпоса. Русское слово «богатырь» понимается не только как защитник Родины, воин необычайной силы и храбрости, но и как «человек, в котором живет Бог». В этом понимании заключено его духовно-нравственное богатство. Это воин-подвижник, который без сожалений, руководствуясь заповедью Христовой, приносит в жертву свою жизнь, защищая свою страну, свой народ, слабых и обиженных, получая от Бога любовь, мудрость и удивительную физическую силу1. Вдохновляемые православной Церковью, с верой в Бога русские богатыри шли на поле брани совершать подвиги во имя спасения Отечества. Ярким примером единения Церкви и воинства служит союз между Сергием Радонежским и Дмитрием Донским, которые совершили религиозный и воинский подвиг.

Важнейшими нравственными ценностями славянских воинов были – верность роду, племени, земле Русской, самопожертвование (самая высокая нравственная ценность) во имя потомков и своих ближних (в последующем «За Родину!»), честь и слава, «рыцарское» благородство, милосердие. Недаром первым выкриком перед боем в воинской клятве было «За землю Русскую», потом «За князя (имя)», «За веру православную».

Анализ современной практики формирования нравственных ценно стей в военных вузах России

Педагогический процесс по формированию нравственных ценностей можно лучше понять лишь в том случае, если имеется представление об их необходимости, классификации, сущности и содержании.

Человек живет в мире ценностей. Необходимость ценностей, по мнению К. Клакхона, определяется тем, что «...без них жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей».

В свою очередь А. Петросян утверждает, что ценности, как ориентиры, формируют целевую установку сознания и социального проектирования, придавая им действенный импульс и человеческую направленность. Выбрав нравственные ценности, человек предопределяет свой путь и личную позицию и тем самым задает спектр возможных действий. Многообразие ценностей, их взаимосвязь создает бесконечное переплетение и путей и позиций, которое собственно и движет развитием его сознания1.

Проблемой изучения ценностей занимались еще в античности. Так, у Сократа и Платона ценности рассматривались как независимые, сверхличные идеальные сущности. Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д.

Различные исторические эпохи накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века ценности приобретают религиозный характер, связываются с божественной сущностью. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяет и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей2. И. Кант впервые употребляет понятие «ценности» в специальном, узком смысле. В «Основоположении к метафизике нравов», а затем в «Критике практического разума» и «Критике способности суждения» он выявил различие представлений о ценностях должных и сущих. Однако, основателем аксиологии принято считать Р.Г. Лотце, который возвел понятие «ценность» в ранг философской категории, впервые дал развернутое представление о ценностях. Лотце считал, что все ценности представляемых предметов «мы схватываем только чувством удовольствия или неудовольствия»3.

В настоящее время проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности приобретает все более комплексный характер, поскольку является предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область знаний – философии, социологии, психологии и педагогики, а также знаний, расположенных на стыке наук, представляющих смежные научные дисциплины, вызывающие интерес как у зарубежных, так и отечественных исследователей.

Актуальность изучения проблемы ценностей в советской философской и социологической литературе связана с выходом книги В.П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» в 1960 г., где автор рассматривает понятие «ценность» с материалистических позиций. Ценности, по мнению В.П. Тугаринова, «суть предметы и свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве удовлетворения потребностей и интересов, а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала».

Однако, как справедливо замечает П.Е. Матвеев в своем исследовании «Моральные ценности», «сейчас нет общепринятого определения ценности, даже нет единой классификации этих определений»2. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия «ценность» и их классификации.

Так, философский энциклопедический словарь определяет ценность как «термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу вс многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включнных в их круг природных явлений может выступать в качестве “предметных ценностей” как объектов ценностного отношения…»3.

Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей у курсантов военных вузов

Однако необходимо констатировать, что на кафедрах гуманитарного, социального, экономического циклов ситуация складывается так, что мировоззрение курсантов военных вузов теперь формируют преподаватели, никогда ранее не служившие в армии, в том числе преподаватели-женщины, не имеющие достаточного представления о характере будущей службы своих обучаемых.

Профессионально-волевые, корпоративные, личностно-поведенческие нравственные ценности на занятиях гуманитарного, социального и экономического циклов в большей степени формируют отставные военные, через передачу своего личного опыта и своего отношения к действительности. Однако в этой работе нет системности, во многом она зависит от настроения преподавателя. У других преподавателей нет армейской практики, а, следовательно, и достаточного авторитета в курсантской среде.

На наш взгляд, сложилась ситуация, когда необходимо возродить подготовку преподавателей гуманитарного, социального и экономического циклов в военном университете, а также вернуть ряд военных должностей на эти кафедры. Подобное положение позволило бы обеспечить преемственность в передаче традиций, обеспечило бы связь кафедры с реальным положением дел в конкретном роде или виде войск. На наш взгляд, не может проводить занятия по «Работе с личным составом ВС РФ» («Воспитательной работе в ВС РФ»), военной педагогике и психологии, психофизиологии профессиональной деятельности преподаватель, не служивший в ВС РФ.

Для преподавателей из числа лиц гражданского персонала, принимаемых на работу в военные училища, на наш взгляд, необходимо организовывать, как минимум, двухнедельные курсы (сборы) при военных вузах для понимания характера деятельности будущих офицеров. Занятия должны носить не только аудиторный характер, но и обеспечивать присутствие преподавателей на полевых занятиях по различным профессиональным дисциплинам, которые проводятся с курсан тами военных вузов. Считаем, что подобные меры должны быть разъяснены и прописываться в контракте при приеме на работу. Это позволит лучше понимать смысл профессиональной деятельности будущих офицеров, воинские традиции.

В формировании и развитии профессионально-волевых, корпоративных, личностно-поведенческих нравственных ценностей в процессе обучения важное место занимает цикл профессиональных дисциплин, особенно – полевые занятия, совершение прыжков с парашютом, десантирование военной техники и вооружения, тактические учения, использование информационно-обучающих тренажеров.

Занятия на информационно-обучающих тренажерах позволяют отрабатывать первоначальные навыки действий при оружии (вооружении), в решении тактических и огневых задач, в управлении подразделениями в различных видах боя, в управлении боевой техникой. Использование информационно-обучающих тренажеров в процессе тактико-огневой подготовки значительно сокращает затраты моторесурсов, горючего и других материальных средств на обучение, способствует сохранению дорогостоящей техники, ускоряет приобретение обучаемыми прочных знаний, умений и навыков1. Информационно-обучающие тренажеры позволяют воспроизвести большое количество ситуаций, встречающихся в практической деятельности, и тем самым значительно облегчают процесс приобретения конкретных навыков действий.

Стимулированию творческого мышления способствуют обучающие компьютерные игры.

Так, в Рязанском воздушно-десантном командном училище на кафедре тактики имеются компьютеризированные классы управления боем для подготовки специалистов ВДВ, морской пехоты, разведки. Классы позволяют рассматривать различные боевые задачи во всех видах боя и принимать по ним решение.

Класс-тренажер «Логос» предназначен для обучения экипажей боевых машин согласованным действиям при решении тактических задач при непосредственном огневом контакте в условиях прямой видимости противника, а также для обучения командиров подразделений управлению огнем своего подразделения и взаимодействию с приданными подразделениями. Тренажер обеспечивает подготовку подразделений в звене – отделение, взвод, рота, батальон. Тренажер позволяет имитировать все виды боя в реальном времени, в виртуальной боевой обстановке на боевых машинах (танк, БМД), принимать решения на ведение боя, реально управлять подразделением в бою и уничтожать «боевые» цели противника.

Класс беспилотных летательных аппаратов дает возможность научить курсантов грамотно организовывать ведение разведки. Подобные занятия формируют у курсантов самостоятельность и ответственность за принятое решение.

Электронный тир, существующий на кафедре вооружения и стрельбы, позволяет научить курсантов стрельбе из пистолета, автомата, РПГ. Отдельные тренажеры позволяют подготовить курсантов в качестве наводчиков-операторов БМД-2, БМД-3, БМД-4 и научить их уверенно действовать при оружии.

Кафедра эксплуатации вооружения и боевой техники имеет тренажеры, способные подготовить механиков-водителей БМД, водителей автомобилей КАМАЗ. Тренажеры полностью имитируют БМД, КАМАЗ (от работы всех систем и двигателя до неровностей дороги) и дают возможность научить курсантов управлению ими в различных условиях местности.

Кафедра воздушно-десантной подготовки в обучении использует парашютную вышку, универсальный тренажер парашютистов УТП-76, комплексный тренажер КТПД-76, макеты, отдельные образцы транспортных самолетов и другие тренажеры, которые позволяют качественно подготовить курсантов к совершению прыжков с парашютом, швартовки и десантированию боевой техники.

Однако при этом необходимо заметить, что у преподавателей должны существовать методические учебные пособия и учебники, в которых бы освещались проблемы нравственных ценностей и методика по их формированию у курсантов военных вузов.

Оптимизация организационно-педагогических средств по воспитанию нравственных ценностей у курсантов военных вузов

По мнению И.А. Липского, научно-исследовательская деятельность позволяет формировать методологические знания педагогики, причем результаты этой деятельности вносят различный вклад и имеют различную ценность. Уровень методологического обобщения получаемого знания также разный – от гносеологического до научно-методического знания. (Знание, полученное, например, о конкретной методике, может быть, естественно, и методологическим, и теоретическим; все определяется критериями его оценки.) Научно-исследовательская (познавательная) и научно-преобразовательная деятельность педагогов является основным источником развития методологии.

При этом И.А. Липский отмечает, что применение диалектического подхода на практике позволяет вскрыть такие инварианты знания, как социально-педагогические факторы и условия. Применение критического (оценочного) подхода на практике позволяет вскрыть такой инвариант знания, как противоречие. Применение исторического подхода к познанию и преобразованию социально-педагогического объекта позволяет выявить такие инварианты научного знания о нем, какими являются тенденция и закономерность. Применение политического подхода позволяет определить основные приоритеты. Культурологический подход позволяет выделить социально-культурные (социокультурные) ценности2.

Основной целью опытно-экспериментального исследования стало исследование эффективности процесса формирования нравственных ценностей у курсантов военных вузов.

В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи: - разработка целевой педагогической программы по формированию нрав ственных ценностей у курсантов военных вузов, определение критериев и показа телей ее эффективности; - выявление эффективности путей совершенствования процесса формирова ния нравственных ценностей у курсантов военных вузов на основе выявленных противоречий в эксперименте.

Данная цель определила структуру и логику опытно-экспериментального исследования. В рамках опытно-экспериментальной работы применялась комплексная исследовательская методика, базирующаяся на определенных методах, которые использовались в определенной последовательности, в соответствии с этапами, что позволило реализовать основные методические установки.

Комплексная методика опытно-экспериментального исследования включала использование методов диагностики (психологических и педагогических), прогнозирования – педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, выдвижение гипотез, анализ документов, учет результатов деятельности руководящего состава, научно-педагогических работников и командиров подразделений, обобщение независимых характеристик, социометрию, экспертные оценки, педагогическое моделирование и другие.

Исследование проводилось с учетом всестороннего рассмотрения проблемы: объективности и научности; связи теории с практикой; взаимосвязи причин и условий в организации деятельности должностных лиц по формированию нравственных ценностей у курсантов военных вузов; структурирования военно-педагогической деятельности и других, опираясь на личностно-социально-деятельностный подход.

Педагогический эксперимент по исследуемой проблеме способствовал всестороннему изучению, анализу и оценки деятельности субъектов педагогического процесса по формированию нравственных ценностей у курсантов военных вузов.

В качестве рабочей гипотезы опытно-экспериментальной работы выдвинуто предположение о том, что в настоящее время сложилось противоречие между требованиями общества к нравственным ценностям курсантов военных вузов, их социальной ответственности и отсутствием научно обоснованного механизма его формирования в военно-учебных заведениях. Предполагается, что разрешению данного противоречия будут способствовать повышение роли руководящего и профессорско-преподавательского состава в воспитании нравственных ценностей у курсантов военных вузов, оптимизация организационно-педагогических средств по воспитанию нравственных ценностей у курсантов военных вузов, развитие мотивации нравственного поведения курсантов.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа. Первый этап (2013-2014 гг.) – подготовительный. Он включал в себя: сбор и анализ, систематизацию и обобщение материалов официальных документов, изучение научной литературы, опыта работы руководства вузов, кафедр по формированию нравственных ценностей курсантов военных вузов, определение объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования, разработку теоретической модели структуры педагогического процесса по формированию нравственных ценностей у курсантов военных вузов, обоснование методики исследования и проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2014 – июль 2016 гг.) – основной. В ходе данного этапа апробировались основные пути процесса формирования нравственных ценностей у курсантов военных вузов. Проводились обработка полученных результатов и формулирование предварительных выводов. Продолжалось теоретическое исследование проблемы.

Третий этап (август – декабрь 2016 г.) – заключительный. На этом этапе проводились проверка, анализ и обработка данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы; формулирование основных выводов и разработка практических рекомендаций по формированию нравственных ценностей у курсантов военных вузов, их внедрение в практическую деятельность субъектов педагогического процесса военных вузов, опубликование результатов педагогического исследования в печатных изданиях.