Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Конопацкая Екатерина Александровна

Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности)
<
Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Конопацкая Екатерина Александровна. Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Конопацкая Екатерина Александровна;[Место защиты: Казанский (Приволжский) федеральный университет].- Казань, 2015.- 226 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве вуза 20

1.1. Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в условиях реализации ФГОС ВПО 20

1.2. Педагогический потенциал гуманитарного образования в процессе формирования общекультурных компетенций студента-бакалавра 47

1.3. Поликультурное образовательное пространство вуза как системообразующий фактор формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров 71

Выводы по первой главе 91

ГЛАВА II. Педагогические условия формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве вуза средствами профессиональных дисциплин гуманитарной направленности 94

2.1. Модель формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве вуза 94

2.2. Интегрированное содержание профессиональных дисциплин гуманитарной направленности (общепедагогической, методической и языковой подготовки) студентов-бакалавров по направлению «Педагогическое образование» 112

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 142

Выводы по второй главе 170

Заключение 172

Литература

Педагогический потенциал гуманитарного образования в процессе формирования общекультурных компетенций студента-бакалавра

В соответствии с необходимостью раскрытия сущности процесса формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров в системе высшего профессионального образование рассмотрим логический ряд основных понятий, представленных в определённой иерархической последовательности. Данный логический ряд включает такие категории как: культура, культуросообразность, компетентностный подход, компетентность, компетенция, ключевые компетенции, общекультурные компетенции, педагогическая компетентность.

Анализируя термин «культура» в философской, психологической и педагогической литературе невозможно дать его чёткого и однозначного определения. Мы постараемся предложить наиболее обобщенную классификацию понятия «культура».

Один из основоположников и признанных классиков этнографии и культурологии Э.Тэйлор писал, что культура (цивилизация), включает в себя, в широком этнографическом смысле: знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества [52, с.18].

В русской духовной традиции концепцию культуры рассматривал Д.С.Лихачев. Он считал, что в понятие культуры должны входить и всегда входили такие компоненты как: религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства [101].

А.Брудный привёл весьма ёмкое на наш взгляд определение культуры: «Культура ... – это выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность» [30, с.28]. Культура, таким образом, есть «овеществление отношений между людьми, и овеществление это семиотично» [30, с.19].

Э.Бенвенист определяет культуру как «человеческую среду, все то, что помимо выполнения биологических функций придает человеческой жизни и деятельности форму, смысл и содержание» [18, с.30].

В.Ш.Масленникова и В.П.Юдин считают, что культура – это особый механизм накопления, хранения и трансляции информации, представляющей социальную ценность, таким образом, культура выполняет роль «социальной генетики» [104].

Проблема формирования личности всегда находилась в центре внимания исследователей культуры, так как культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. «Самореализация человека осуществляется в культуре, и только в культуре в том смысле, конечно, что сама культура протекает в истории. Хотя история содержательно есть личностный процесс, но все-таки собственно личностный процесс – это процесс культуры, а история выступает как сфера объективации культуры» (М.Б.Туровский) [64].

Каждая личность выступает по отношению к культуре в нескольких ролях: как продукт культуры: только усвоив правила, нормы и ценности культуры и общества, в котором живет человек, можно комфортно чувствовать себя, быть адекватным своим культуре и обществу; как потребитель культуры: в своей жизненной практике человек использует усвоенные нормы и правила, язык, знания и т.д. в готовом виде; обычно это происходит в форме стереотипов; как производитель культуры: человек способен и творчески порождать новые культурные формы, и интерпретировать уже имеющиеся; как транслятор культуры: воспроизводя культурные образцы в своей жизни и деятельности, человек, тем самым, передает информацию о них другим людям. А.Я.Флиер подчёркивает, что образование преследует преимущественно инкультурацию личности; в процессе воспитания человек усваивает нормы, правила и ценности обыденного поведения, сознавая и взаимодействуя с другими людьми...[165]. Принцип культуросообразности впервые рассматривается

А.Дистервегом в статье «О природосообразности и культуросообразности в обучении». Механизм действия данного принципа состоит в том, что «всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов» [62].

Принцип культуросообразности обнаруживает удивительную историческую пластичность и модифицируется в 70-х годах прошлого столетия в принцип поликультурности, который как часть современного общего и этнокультурного образования заключается: в способствовании усвоению учащимися знаний о своей и других культурах; выявлении общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях разных народов; воспитании интереса и уважения к разнообразным национально-культурным традициям и их носителям.

Поликультурное образовательное пространство вуза как системообразующий фактор формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров

За последние годы проявился гуманистический кризис: начинают утрачиваться традиции взаимопомощи; подрывается авторитет института морали и нравственности; исчезает уважение к старшим; оказывается в дефиците порядочность, сострадание, доброжелательность; все заметнее укореняется равнодушие, прохладное отношение к общественному долгу и другие. Становится совершенно очевидным, что именно гуманитарные знания и культура способны поправить ситуацию.

Новое звучание гуманитарная составляющая образовательных процессов получила в ходе начавшейся модернизации российской образовательной системы, содержание которой определяется факторами следующего порядка: общие условия функционирования отечественных образовательных институтов, базирующихся на доминанте цивилизационных трансформаций постиндустриального общества: формирование инновационной экономики; ускорение темпов социальных изменений; устойчивый рост динамичности, дифференцированности и постоянное усложнение содержания и форм проявления культуры, науки, сферы повседневности [178].

Педагогика занимается поисками ответов на вопрос о преодолении фрагментарной образованности, о целостности человека в образовании, так как традиционная предмето-центрированная модель, основой которой является понятийно-рациональный и социально-функциональный тип мышления, познания и деятельности, попросту устарела. Все попытки нововведений, связанные с ее улучшением, не изменяют ситуацию. В связи с этим необходима глубокая перестройка педагогического сознания и выход на совершенно другой уровень педагогической методологии.

Кризисное положение в науке во многом связано с тем, что до сих пор глубоко не исследован и не учитывается на практике принцип субъектности в образовании, то есть отсутствует понимание личностных механизмов освоения и присвоения значимого культурного опыта и наследия. Нерешенность данной проблемы обусловлена противоречием между педагогическим знанием и педагогическим действием [139].

Высшее образование в современном обществе играет две роли. Его первая, традиционная роль – это подготовка специалистов, вторая роль – человеческая подготовка. С этой точки зрения, проблема подготовки специалистов с высшим образованием выглядит совершенно иначе, чем нередко считается. Человек, получающий высшее образование, не только становится специалистом, он вместе с тем обогащается, наращивает свой собственный человеческий культурно-нравственный капитал.

Центральной идеей гуманитаризации образования в вузе является удовлетворение потребностей студентов в их духовном, нравственном и культурном развитии.

Особое место в системе подготовки студентов-бакалавров и формирования у них общекультурных компетенций занимает гуманитарное образование, так как именно оно формирует набор необходимых качеств современного культурного человека. Гуманитарное образование нацелено на формирование фундаментальных основ, которые позволят человеку решить мировоззренческие задачи, осуществить нравственный, правовой или идеологический выбор, сориентироваться в современной социокультурной ситуации. Человек, получающий высшее образование, не только становится специалистом, он, вместе с тем, обогащается, наращивает свой собственный человеческий культурно-нравственный капитал.

Гуманитарное образование является одним из факторов экономического развития общества и основой духовности, духовной безопасности человека. Гуманитарный вуз осуществляет подготовку студентов, способных реализовать себя в самых разных сферах профессиональной деятельности, так как гуманитарное знание представляет собой знание, которое не имеет смысла вне человека и его деятельности.

Анализ сущности и содержания гуманитарного образования, раскрыт в исследованиях М.М.Бахтина, В.С.Библера, В.П.Зинченко, М.С.Кагана, И.А.Колесниковой, Д.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Г.Л.Тульчинского, М.А.Шуленковой и др. Данный анализ позволяет говорить о том, что гуманитарность, определяется как степень свободы источника творения новой реальности. Ей свойственно отражение меры человеческого, принцип «человекосообразности» в системе мышления, поведения, отношений. Проектирование образования с позиции гуманитарности предполагает соединение в едином образовательном пространстве гуманитарной культуры, отражающей объективные ценности, и «живого», «становящегося», субъективированного знания личности.

Гуманитарное образование это – совокупность знаний в области общественных и филологических наук, и связанных с ними практических навыков и умений. Гуманитарное образование – важнейшее средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании [27].

М.А.Шуленкова, в своём диссертационном исследовании даёт несколько определений гуманитарному образованию, а именно: образование, содержание которого призвано сформировать опыт самопознания человеком своей сущности, своей духовности и целостности, того человеческого, что отличает его от животных; образование, направленное на подготовку социальной и любой другой деятельности; образование, которое всегда «моё», уникальное, так как оно связано с уникальностью внутреннего мира каждого человека; образование процессуальное, незавершённое, диалогическое [179]. Развитие гуманитарного образования предусматривает развитие творческого мышления, стимулирование познавательной деятельности, которое осуществляется за счёт повышения уровня проблемной образовательной ситуации. Гуманитарное образование носит проблемный характер. Проблематический характер истолкования задаётся акцентом на стыковые, узловые феномены культуры, лежащие в поле межкультурного взаимодействия, альтернативных стратегий и концепций интерпретаций. Их осмысление расширяет культурный горизонт, ведёт к критическому осознанию своих культурных предпосылок, к самопониманию и самоопределению. На уровне содержания гуманитарного образования его развитие предусматривает сочетание принципов предметного и проблемного способа его организации.

Интегрированное содержание профессиональных дисциплин гуманитарной направленности (общепедагогической, методической и языковой подготовки) студентов-бакалавров по направлению «Педагогическое образование»

По мнению В.А.Левина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом среда не должна быть однообразной [97].

Е.В.Бондаревская считает, что образовательная среда – это всё, среди чего в окружающем мире находится и развивается воспитанник: природа, городской или сельский ландшафт, материальные и духовные условия жизни, предметы быта и ценности культуры, события семейной и общественной жизни [28, с.37].

Применительно к теории и практике высшего образования, образовательное пространство рассматривается как условие развития исследовательской деятельности педагога (Н.Б.Погребова); как условие подготовки конкурентоспособных специалистов (И.П.Мавзютова); как фактор оптимизации личностного развития студентов (Л.Г.Крыжановская) [17].

В диссертационном исследовании А.А.Васильевой отмечено, что для современного образовательного пространства вуза ценным и значимым является культурная самобытность личности. У студента появляется доступ ко всем культурам мира, включая собственную, происходит снятие внешних ограничений доступности к другим образовательным системам. Формируется социокультурная и жизненная установка, каждый ощущает комфортность бытия, самодостаточность, стремление к самосовершенствованию [33].

Характерной особенностью образовательного пространства вуза является то, что оно способствует информационному обеспечению самообразования студентов, которое проявляется в процессах обмена информацией с окружением. Такой обмен информацией осуществляется по следующим четырем координатам: 1) нормативно-регламентирующая, включает в себя ряд законов, законодательных документов, в которых отражаются права и обязанности участников образовательного процесса, регламентируются условия их жизнедеятельности; 2) перспективно-ориентирующая, включает в себя доктрины или программы развития образования, которые определяют его перспективы на обозримо длительный период; 3) коммуникативно-информационная, направлена на создание условий для обмена информацией, включает в себя специально отобранные сведения о реальном мире и о роли человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования; 4) деятельностно-стимулирующая, предназначена для мотивации студентов не только к исполнению своих обязанностей, но и к возмещению познавательных и иных духовных потребностей [133].

На данном этапе развития образования вносятся существенные коррективы в его организацию. Не секрет, что динамичные изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, актуализировали интегративные процессы. Формирование единого информационного пространства протекает интенсивными темпами. Образование становится непрерывным, выходит за рамки отдельных учебных учреждений, разрастается до пределов всей человеческой жизни.

В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства [130]. Перед отечественной системой образования возникают задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования [154].

В культуросообразной образовательной среде воспитания действуют законы нравственной жизни людей: добра, милосердия, справедливости, взаимопонимания, диалога между людьми и культурами, приоритета духовных смыслов человеческой жизни. Выстраивается задача развития всесторонне развитой личности с толерантным отношением к другим культурам, личности, которая способна на оценивание других людей не по цвету их кожи и языку общения, а по канонам общечеловеческих и общекультурных ценностей.

Такая образовательная среда выполняет функции социализации личности, социальной защиты, социально-психологической адаптации, что является условием формирования у студентов таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень гражданственности и самосознания, чувство собственного достоинства и самоуважения, самостоятельность и самодисциплина, независимость суждений и уважение мнения других людей, способность ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, определять и свободно осуществлять содержание своей жизнедеятельности, способы своего развития и др.

В современное время всё большее распространение получают идеи поликультурного образования. К проблемам поликультурного образования обращаются А.А.Васильева, Н.Я.Данилевский, Г.Д.Даутова, Л.Л.Салехова, А.В.Шафрикова, а также такие зарубежные исследователи, как Д.Бэнкс, С.Бэнкс, Э.Мейлер, А.Тойнби. В начале XX века Ф.Гансберг, Л.Гурлитт, Г.Шаррельман в понятие поликультурного образования включали знания этнической и мировой культуры, способствующие развитию общечеловеческого и общекультурного сознания личности и утверждению идей о едином мире.

Результаты опытно-экспериментальной работы

Важнейшей задачей перед отечественной системой образования ставится формирование конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров по лучшим мировым образцам. С введением новых образовательных стандартов и принятием соответствующего закона об уровневом высшем профессиональном образовании были созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их применением с учетом требований современного рынка труда.

Введение уровневого высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве в полной мере соответствуют быстро меняющемуся рынку труда. Такая система более гибкая и является основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества.

В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, включая Казанский (Приволжский) федеральный университет. В 2011 году на базе отделения русской и зарубежной филологии имени Л.Н.Толстого была создана уникальная кафедра теории и технологий гуманитарно-художественного образования, призванная интегрировать педагогическую, методическую и языковую составляющие подготовки студентов по различным направлениям бакалавриата и магистратуры.

Кафедрой осуществляется проведение непрерывной педагогической практики у студентов в базовых школах города Казани, включающей в себя педагогическую и методическую составляющие, руководство научно-исследовательской деятельностью студентов при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Профессорско-преподавательский состав кафедры уделяет серьёзное внимание внеклассной воспитательной работе со студентами в академических группах.

В соответствии с первым условием гипотезы нами был выявлен потенциал гуманитарных дисциплин в педагогической подготовке студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование, по формированию их общекультурных компетенций в соответствии со спецификой их профессиональной деятельности: областью (образование, социальная сфера, культура); объектом (обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы); видами (педагогическая, культурно-просветительская).

Для дальнейшей реализации опытно-экспериментальной работы в соответствии с базой исследования нами был выделен ряд дисциплин профессиональной педагогической, методической и языковой подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование: «Иностранный язык и второй иностранный язык» и 050100.62 Педагогическое образование: «Русский язык и иностранный (английский) язык», а именно: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика, «Практическая педагогика», «Педагогическое мастерство», «Сравнительная педагогика», «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков», «Практический курс английского языка».

При написании научно-исследовательских работ у студентов должно формироваться представление о методологии педагогических исследований и проблем образования, о способах психологического и педагогического изучения обучающихся. Данные предметы непосредственно соотносятся со спецификой профессиональной деятельности будущих учителей иностранного языка, а именно с областью (образование, социальная сфера, культура); объектом (обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы); видами (педагогическая, культурно-просветительская).

В связи с реализацией второго условия гипотезы исследования нами было разработано содержание программ профессиональных дисциплин гуманитарной направленности (общепедагогической, методической и языковой подготовки, а также педагогической практики, научно-исследовательской и воспитательной деятельности студентов) в соответствии со стандартами третьего поколения. Подготовка студентов-бакалавров реализовывалась нами путём интеграции в образовательный процесс материалов авторских учебно-методических пособий: