Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников Проценко Елена Геннадьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Проценко Елена Геннадьевна. Формирование профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Проценко Елена Геннадьевна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»], 2017.- 162 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников 18

1.1. Этапы становления профессии «режисср театрализованных представлений и праздников» 18

1.2. Специфика и особенности профессиональной деятельности будущих режиссров театрализованных представлений и праздников 35

1.3. Сущность и структура профессионального мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников 56

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников 73

2.1. Средства формирования профессионального мышления 73

2.2. Система формирования профессионального мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников .91

2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессионального мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников .112

Заключение 136

Список источников и литературы 142

Приложение 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие в современной России социально-культурные изменения и нарастающие тенденции духовного возрождения общества предопределяют потребность в разработке концептуальных основ подготовки кадров в сфере профессионального образования, где особое место занимают вузы культуры. Вузы культуры, обладающие исторически сложившимися ресурсами в подготовке кадров для социокультурной сферы, в процессе своего развития накопили богатейший опыт профессиональной подготовки специалистов художественного просвещения, образования, культуры и искусства. Но процессы глобализации и вхождения России в международное образовательное пространство требуют решения проблемы профессиональной подготовки работников культуры, чья деятельность непосредственно связана с созданием творческого продукта – театрализованных представлений и праздников.

Документы, регламентирующие профессиональную подготовку [Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Программа долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Федеральные государственные стандарты третьего поколения (2010 г.), Федеральный государственный стандарт третьего поколения (3+) (2015 г.)], предусматривают компетентностную образовательную направленность профессиональной подготовки бакалавров. Переход на двухуровневую систему образования, принятие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) изменили систему подготовки работников культуры. В документах определены её направления (вместо прежних специальностей) и уровни (бакалавр или магистр), наряду с прежними знаниями, умениями, навыками закладываются компетенции, которые рассматриваются как интегральная характеристика, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Требования к подготовке режиссёров отражены в ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников (уровень бакалавриата). Рассматриваемое направление подготовки крайне важно для социально-культурной сферы, так как режиссёр, обладая большой силой смыслового и эмоционального воздействия на общество, способен создавать благоприятную среду для проявления культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.

Для успешной работы в избранной сфере деятельности и востребованности на рынке труда будущие режиссёры театрализованных представлений и праздников должны обладать профессиональным мышлением, которое формируется в результате освоения общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций, необходимых для полноценной профессиональной творческой самореализации. Это требуется в связи с созданием актуальных по содержанию, высокохудожественных театрализованных представлений и праздников, нацеленных на осмысление

современных проблем, поиск вместе со зрителями способов их разрешения,
имеющих не только развлекательный, но и духовно развивающий характер.
Профессиональное мышление будущих режиссёров театрализованных
представлений и праздников необходимо для реализации всех видов
профессиональной деятельности (организационно-управленческая,

режиссёрско-постановочная, художественно-просветительская, научно-исследовательская, проектная) с целью художественного и воспитательного воздействия.

Анализ научной литературы, тематически связанной с нашим исследованием, показывает, что проблема формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников относится к актуальным и малоразработанным в профессиональной педагогике. Исследователи обращаются к различным направлениям режиссёрской и педагогической деятельности (С.И. Гавдис, Д.М. Генкин, О.И. Марков, О.Л. Орлов, Н.М. Туманов, А.И. Чечетин, И.М. Шароев и др.). Так, рассмотрены особенности профессиональной подготовки будущих режиссёров-педагогов (Е.В. Бондарева, Ю.С. Голованова, Э.В. Гусева, А.М. Жукова, И.В. Степанова и др.). Профессиональное мышление, психология и психофизиология индивидуальных различий и способностей были также предметом изучения (Э.А. Голубева, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Б.М. Теплов и др.). В структуре профессионального мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников основополагающим является монтажное мышление, так как оно отражает особенность его профессиональной деятельности. Учёные (Д.Г. Генкин, И.М. Туманов, А.И. Чечётин и др.) уделяют внимание методам и приемам применения монтажа, его универсальности (С. Эйзенштейн); рассматривается (В.Э. Мейерхольд) философская основа монтажа. Анализ публикаций по проблеме исследования показал, что работы, раскрывающие процесс подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников в виде совокупности средств, обеспечивающих формирование профессионального мышления, отсутствуют. Однако результаты проведённых исследований свидетельствуют о наличии интереса к процессу подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников, а педагогическая наука находится в поиске способов создания условий для развития их творческих способностей в ходе обучения в вузе. Вместе с тем в настоящее время существует разрыв между содержанием образования и формируемыми компетенциями режиссёров театрализованных представлений и праздников, которым предстоит решать задачи духовного обогащения и развития общества.

Обнаружен ряд противоречий между: уровнем профессиональной подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников и требованиями, предъявляемыми к ним на рынке труда; сложным комплексом задач режиссёрской деятельности и недостаточной разработанностью педагогических средств, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности с учётом её специфики и особенности; традиционными

средствами профессиональной подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников в вузе и необходимостью определения новых подходов к формированию у них профессионального мышления; наличием фундаментальных исследований в области режиссуры и недостаточной разработанностью методического сопровождения педагогического процесса, ориентирующего на формирование профессионального мышления режиссёра театрализованных представлений и праздников.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане – это проблема обоснования необходимости формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников; в практическом плане – это проблема определения средств формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Предмет исследования: формирование профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников средствами игровых интерактивных технологий.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в процессе их профессиональной подготовки в вузе.

Гипотеза исследования. Сложившаяся система подготовки будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в полной мере не решает проблемы современного профессионального образования, удовлетворяющего запросы общества на специалистов социально-культурной сферы. Требуется учёт специфики и особенности их деятельности. Исходим из того, что разрешению основного противоречия между существующей практикой обучения студентов – будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников и требованиями к специалистам социально-культурной сферы будет способствовать формирование профессионального мышления. И это становится реальным, если:

- конкретизировано научное представление о профессиональной
подготовке режиссёров театрализованных представлений и праздников;

определена специфика и выявлена особенность профессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников;

раскрыта сущность и разработана структура профессионального мышления режиссёров театрализованных представлений и праздников;

- определена методологическая основа подготовки будущих режиссёров
театрализованных представлений и праздников к профессиональной
деятельности;

- выявлено содержание формирования профессионального мышления
будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в ходе
профессиональной подготовки в вузе;

- разработана и апробирована система формирования профессионального
мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и
праздников.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о профессиональной
подготовке режиссёров театрализованных представлений и праздников.

  1. Определить специфику и выявить особенность профессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников.

  2. Раскрыть сущность и разработать структуру профессионального мышления режиссёров театрализованных представлений и праздников.

4. Определить методологическую основу подготовки будущих
режиссёров театрализованных представлений и праздников к
профессиональной деятельности.

5. Выявить содержание формирования профессионального мышления
будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в ходе
профессиональной подготовки в вузе.

6. Разработать и апробировать систему формирования профессионального
мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и
праздников.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональная подготовка будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников должна учитывать социально-экономические изменения, происходящие в стране. В настоящее время основная задача обучения студентов по направлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников (уровень бакалавриата) заключается в подготовке практико-ориентированных сотрудников социально-культурной сферы к профессиональной деятельности, связанной с внедрением инновационных технологий. Однако существует противоречие между реалиями образовательного процесса и готовностью режиссёров к выполнению совокупности видов профессиональной деятельности. Разрешению данного противоречия будет способствовать формирование профессионального мышления режиссёров театрализованных представлений и праздников в ходе их профессиональной подготовки c использованием средств игровых интерактивных технологий.

  2. Готовность к реализации основных видов деятельности обусловлена сформированным профессиональным мышлением, что требует учёта специфики и особенности деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников, а также анализа отечественного и зарубежного опыта, доказывающего обусловленность профессиональной подготовки общественными и экономическими ситуациями. Продуктом деятельности режиссёра является монтаж театрализованных представлений и праздников,

художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры, что предполагает акцентирование внимания в ходе профессиональной подготовки на монтажном мышлении режиссёра.

  1. Монтажное мышление режиссёра – это мыслительная деятельность, осуществляемая в образно-знаковой форме, механизмом которой является способность синхронизировать мыслеформы, образы, символы, текст, музыкальное сопровождение в логической последовательности для сценического воплощения. Развитое монтажное мышление способствует созданию постановки, воздействию на зрителя, раскрытию идеи и сверхзадачи зрелища, применению всей палитры средств художественной выразительности. Формирование профессионального мышления должно осуществляться с помощью средств игровых интерактивных технологий, которые имитируют профессиональные виды деятельности, отражающие поэтапное выполнение функций монтажа (анализ, синтез, конструирование, декомпозиция, контроль).

  2. Продукт деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников оригинален, что предполагает применение совокупности методологических подходов для управления становлением его творческой индивидуальности. Так, принципы личностно-ориентированного подхода должны направляться на раскрытие личностного ресурса за счёт потенциальных возможностей учебных дисциплин. Средства игровых интерактивных технологий должны соответствовать содержанию компонентов профессионального мышления, что требует опоры на принципы деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

5. Профессиональная подготовка режиссёров театрализованных
представлений и праздников достигнет цели – сформированности монтажного
мышления, когда дидактическая система интегрирует содержательный
(совокупность учебных дисциплин, дополняемых разработанным спецкурсом
«Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссёра-
постановщика»), процессуальный (игровые интерактивные технологии),
результативный (содержание профессионального мышления режиссёра
театрализованных представлений и праздников обусловлено видами
профессиональной деятельности) элементы.

Научная новизна исследования:

– конкретизировано научное представление о профессиональной подготовке будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников (в ходе профессиональной подготовки приобретается способность контролировать постановочный процесс; способность к анализу художественного уровня используемого материала; способность синтезировать знания из различных областей; способность переносить образы, возникшие в воображении в сценическую плоскость; способность к применению монтажа); освоение содержания подготовки с применением средств игровых интерактивных технологий строится на принципах личностно-ориентированного подхода; организация учебного процесса обеспечивает

условия для формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников;

– определена специфика и выявлена особенность профессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников (специфика выражается совокупностью видов деятельности, обеспечивающих создание качественного продукта путём подбора и соединения различных частей в целое; особенность профессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников заключается в том, что решение профессиональных задач требует монтажного мышления);

– раскрыта сущность и разработана структура профессионального мышления режиссёров театрализованных представлений и праздников [Профессиональное мышление режиссёра выражается рефлексивной умственной деятельностью в виде умственных операций, обеспечивающих решение сценарных и постановочных задач (анализ, синтез, конструирование, декомпозиция, контроль), адекватно функциям монтажа; структура монтажного мышления – вид профессионального мышления – представляется совокупностью компонентов (процессуальный, коммуникативный, рефлексивный, когнитивный, проектный), доминирующие показатели которых свидетельствуют о качестве профессиональной подготовки режиссёра театрализованных представлений и праздников];

– определена методологическая основа подготовки будущих режиссёров
театрализованных представлений и праздников к профессиональной
деятельности [Системный подход дает возможность целенаправленно
организовывать учебный процесс, формирующий способности к
организационно-управленческому виду деятельности (принцип единства
педагогической теории, эксперимента и практики). Когнитивный подход
предусматривает опору на принцип сознательности в процессе обучения.
Личностно-ориентированный подход направляется на реализацию стратегии
профессиональной подготовки – формирование монтажного мышления
будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников, адекватно
поэтапному алгоритму (функция анализа базируется на принципе
самоактуализации, а синтеза – на принципе индивидуальности, функция
конструирования – на принципе продуктивности, а декомпозиции – на
принципе ситуативности, функция контроля – на принципе автономности).
Деятельностный подход (принципы непрерывности и творчества) погружает
студента в специфику профессиональной деятельности, способствуя готовности
к выполнению режиссёрско-постановочного, художественно-

просветительского, научно-исследовательского и проектного видов деятельности в процессе обучения в вузе. Совокупность принципов позволяют формировать монтажное мышление режиссёра на всех этапах создания продукта (авторский замысел, сценарная работа, репетиционный процесс, воплощение постановки на сцене)];

– выявлено содержание формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в ходе профессиональной подготовки в вузе (учебная дисциплина «Теоретические основы классической режиссуры и мастерства актёра» обеспечивает подготовку режиссёров к выполнению художественно-просветительского вида деятельности адекватно этапу создания замысла постановки (анализ); учебная дисциплина «Теория драмы и основы сценарного мастерства» готовит студентов к реализации научно-исследовательского и проектного видов деятельности (синтез и конструирование постановки); учебная дисциплина «Практические основы классической режиссуры и мастерства актёра» ориентирует на режиссёрско-постановочный вид деятельности (декомпозиция постановки);

– разработана и апробирована система формирования профессионального
мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников
[Методологический элемент системы, отражая стратегию деятельности
преподавателя вуза – формирование профессионального мышления режиссёра
театрализованных представлений и праздников, базируется на системном
подходе. Содержательный элемент системы определяется спецификой
профессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений
и праздников и представляется комплексом учебных дисциплин, дополняемых
спецкомпонентами, совокупность которых представляется авторским
спецкурсом «Психолого-педагогические основы монтажного мышления
режиссёра-постановщика», обогащающим учебные дисциплины

спецкомпонентами. Процессуальный элемент системы реализуется на основе принципов личностно-ориентированного подхода, которые являются методологической основой для применения игровых интерактивных технологий (дискуссия, просмотр и обсуждение видеоматериала, творческий проект, ролевая игра, показ). Эффективность разработанной системы выражается совокупностью доминирующих показателей в структуре компонентов монтажного мышления (способность контролировать постановочный процесс – коммуникативный компонент; способность анализировать художественный уровень используемого материала – рефлексивный компонент; способность синтезировать знания из различных областей (художественный кругозор) – когнитивный компонент; способность переносить образы, возникшие в воображении в сценическую плоскость (пространственное мышление) – креативный компонент; способность к применению монтажа – процессуальный компонент)].

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают научные представления о профессиональной подготовке режиссёров театрализованных представлений и праздников; введение понятий «профессиональное мышление режиссёров театрализованных представлений и праздников», «монтажное мышление» обогащает понятийный аппарат профессиональной педагогики; методологические основы процесса формирования профессионального мышления расширяют научное

представление о средствах профессиональной подготовки режиссёров в вузе культуры. Открывается перспектива нового взгляда на оценку результатов профессиональной подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников; в отборе совокупности средств формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников; в разработке и апробации системы формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников. Разработанное и апробированное в Самарском государственном институте культуры методическое сопровождение процесса формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников может быть использовано при подготовке режиссёров в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Методологической основой исследования являются педагогические и психологические теории и концепции развития личности; теории профессионального образования.

Источниками исследования являются фундаментальные положения: о
единстве личности и деятельности (Н.А. Бердяев, М.Я. Басов, М.С. Каган,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский и др.); о
профессиональном становлении личности (В.П. Бездухов, С.К. Бондырева,
Е.Г. Кашина, Н.В. Кузьмина, В.А. Курина, А.К. Маркова, Т.И. Руднева,
В.А. Сластёнин и др.); о профессиональной подготовке специалистов
(М.А. Петухов, И.П. Смирнов и др.); о личностно-ориентированном обучении
(В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); положения методологии и методики
педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский,
В.М. Полонский, М.Н. Скаткин и др.); основные положения о сущности и
структуре мышления (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.З. Зак,
Л.В. Занков, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская,

С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), о профессионально-ориентированных видах мышления (Т.В. Кудрявцев, А.С. Смирнов, М.Л. Шубас и др.), о формировании мышления (П.П. Блонский, Г.Г. Гранатов, П.С. Гурьев, В.В. Давыдов, Н.А. Подгорецкий, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, А.В. Усова и др.); исследования, связанные с разработкой основных компетенций будущих специалистов (Л.П. Алексеева, Ю.В. Варданян, Н.В. Карнаух, Н.С. Шаблыгина и др.).

Существенное значение имеют идеи: о развитии современной культуры и культурологического образования (Е.А. Бодина, М.Г. Вохрышева, В.А. Конев, В.Г. Ражников, Д.В. Шадриков и др.); о психологических механизмах обучения личности (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Н. Смелзер и др.); о функциональной значимости профессии (К. Дэвис, У. Мур и др.); о значимости субъекта в профессиональной деятельности (К.А. Абульханова,

Л.В. Куриленко, А.К. Маркова и др.); теории проектирования содержания
профессионального обучения (А.И. Бондаревская, В.М. Нестеренко и др.);
теории профессиональной подготовки личности (А.М. Новиков, Л.Г. Семушина
и др.), её творческого развития (В.И. Андреев, И.А. Зимняя и др.), развития
общих и специальных способностей (Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий,
Н.С. Лейтес, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.), психологии и психофизиологии
индивидуальных различий и способностей (Э.А. Голубева, В.С. Мерлин,
В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Б.М. Теплов и др.); концепция моделирования
педагогического процесса (С.И. Архангельский, В.С. Безрукова,

В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.В. Щипанов и др.); концепция формирования профессиональных свойств специалистов (Э.А. Голубева, В.Н. Скрябин, Т.Ю. Христич и др.); концепции образовательной среды и образовательного пространства (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, Ю.С. Мануйлов и др.); системный (Л.И. Анцыферова, В.П. Беспалько, В.Л. Васильев, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин и др.), когнитивный (Дж. Брунер, Э. Лоарер, У. Риверс, М. Юмо и др.), личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Левин, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн и др.) подходы.

Существенное значение в концептуальном плане имеют положения о подготовке специалистов сценарно-режиссёрской деятельности (Д.Н. Аль, С.В. Гавдис, О.И. Марков и др.); положения об особенностях профессиональной подготовки будущих режиссёров-педагогов (Е.В. Бондарева, Ю.С. Голованова, Э.В. Гусева, А.М. Жукова, И.В. Степанова и др.); теории режиссёрской и педагогической деятельности (Д.М. Генкин, О.И. Марков, О.Л. Орлов, Н.М. Туманов, А.И. Чечетин, И.М. Шароев и др.); теории личностного становления профессионала (А.А. Деркач, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Р. Фонарёв и др.).

База исследования: опыт профессиональной подготовки бакалавров в высшем учебном заведении; опыт Самарского государственного института культуры по подготовке будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников; личный опыт работы в качестве преподавателя специальных дисциплин в системе высшего профессионального образования.

Работа выполнена на базе Самарского государственного института культуры.

Этапы исследования.

Первый этап (2011-2012 гг.). Анализ философской, педагогической, психологической, исторической и методической литературы, библиографических и социологических источников по проблеме исследования; изучение различных аспектов деятельности специалистов в области режиссуры театрализованных представлений и праздников; знакомство с исследованиями, тематически близкими нашему; проведение пилотажных исследований, что позволило обосновать исходные позиции, проблему, выделить объект, предмет, цель исследования, сформулировать его гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось определение методов исследования, обоснование его программы.

Второй этап (2012-2014 гг.). В ходе экспериментальной работы, анализа требований к личности и деятельности будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников определялась суть и структура ключевых понятий. Сочетание экспериментальной работы с опытом подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников, изучение их профессиограмм позволило уточнить гипотезу исследования, конкретизировать педагогические средства, обеспечивающие формирование их профессионального мышления. Результатом данного этапа явилось обоснование методологической базы профессиональной подготовки и разработка системы формирования профессионального мышления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Третий этап (2014-2017 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для внедрения разработанной системы в учебный процесс в Самарском государственном институте культуры. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных его предмету; анализ философской, педагогической, психологической, исторической, методической литературы; эмпирические методы (включенное наблюдение, анкетирование, самооценка, констатирующий и формирующий эксперименты); праксиметрические методы (контент-анализ, моделирование); методы математической статистики (корреляционный анализ). Выборочная совокупность составила 150 человек (студенты факультета современного искусства и художественных коммуникаций, факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объёма выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, методических разработках, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Москва – 2014 г., Самара – 2011-2017 гг., Тольятти – 2014 г., Чебоксары – 2015 г., Челябинск – 2017 г.). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Самарском государственном институте культуры, а также обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Самарского государственного института культуры; на методологических семинарах кафедры теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Этапы становления профессии «режисср театрализованных представлений и праздников»

Социально-культурные изменения, происходящие в современной России, восстановление утерянной преемственности поколений, стремление к духовному возрождению предопределяют потребность в разработке проблемы подготовки кадров в сфере профессионального, в том числе и социокультурного образования.

Процессы глобализации экономики и культуры, связанные с вхождением России в международное образовательное пространство, требуют решения вопроса о повышении качества подготовки профессионалов, чья деятельность непосредственно связана с целенаправленным регулированием социокультурных процессов. Разные культурные традиции определяют и разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности в каждой стране, это требует особого типа профессионала социально-культурной сферы, который может учитывать национальные, культурные и региональные особенности, для чего необходимо обладать профессиональным мышлением.

При решении проблемы формирования профессионального мышления будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников необходимо учесть исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России, который имеет научно документальную ценность и содержит важную дидактическую основу для подготовки профессионала в области культуры, образования, искусства, досуга. Одним из специалистов, занимающихся созданием социокультурной сферы, является режисср.

В энциклопедическом словаре «режисср» – управляющий актерами, игрой, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли и пр. В словаре В.И. Даля «режиccр» – [франц. rgisseur от лат. rego управляю] художественный руководитель спектакля, кинофильма, радиопередачи и т.п.; постановщик. «Режисср», как художественный руководитель театральной или кинематографической постановки, объединяющий вcю работу по подготовке спектакля, рассматривается в словаре Д.Н. Ушакова.

В словаре иностранных слов русского языка «режисср» – в театральных труппах лицо, заведующее постановкой пьес, распределяющее роли между актерами и прочее. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона «режисср» – лицо в театре, руководящее актерами, игрой, представлениями, определяющее репертуар, распределяющее роли, следящее за ходом пьесы, выдающее костюмы, декорации, словом – заведующее монтажом сцены [176]. «Режиссер» (франц. rgisseur, от лат. rego управляю) – творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада) [126]. Он осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы, балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах его часто называют режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссера, руководящего творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива), называют главным [54].

Анализируя приведнные определения, приходим к выводу о том, что «режиссер» организует и компонует между собой все составные части зрелища (творчество актера, декорации, костюмы, музыку, освещение, звуковое оформление и др.). При создании спектакля в работе занято множество людей разных специальностей: драматург, актеры, художники, сценографы, музыканты, гримеры, костюмеры, осветители и т.д. Для того чтобы объединить усилия всех и создать из спектакля эстетически и идейно целостное зрелище, необходим режиссер, обладающий не только профессиональным видением, но и профессиональным мышлением.

Становление режиссерского искусства и режиссуры как профессии связано с периодом XI – ХХ веков. На Руси в роли постановщиков праздничных зрелищ и представлений выступали скоморохи, «игрецы». В этот период произошло становление театрального искусства и актерского творчества, возникли профессиональные театры, открылись актерские школы. В античном театре постановочные функции осуществлялись драматургом, хоревтом, а также специальной группой ремесленников, которые создавали и воспроизводили всю вещественную обстановку сцены, запускали в действие механизм театра.

Французские историки называют точную дату рождения режиссуры – 30 марта 1887 года, когда состоялся первый спектакль «Свободного театра» А. Антуана [162]. Немецкие исследователи связывают появление режиссуры с Мейнингенским и Байрейтским театрами, т. е. относят ее к концу 70-х годов XIX столетия. В Англии реформа постановочного искусства относится к еще более ранним временам, хотя к режиссуре английские театры приходят значительно позже, чем в других странах Европы [4]. В России начало режиссерского театра было положено открытием Московского Художественного театра в 1898 году.

Впервые слово «режиссер» упоминается при Елизавете Петровне в отношении французской труппы, в русском ему соответствовал «директор спектакля» [162]. В 1742 году слово «режиссер» входит в употребление. Но в отношении к должностному штату императорских трупп термин «режиссер» появляется значительно позже. Соответственно и режиссерские обязанности не сразу выделяются из общего управления или дирекции театра.

В XVIII веке за организацию праздничных действ отвечали ведущие актеры. Ярославский театр Ф. Волкова считается первым русским публичным профессиональным театром, который был общедоступным, в отличие от дворцовых, домашних или школьных театров; имел постоянный репертуар; в нм играли русские актры, получающие за свой труд зарплату; пьесы ставились на русском языке; режисср выполнял административные функции. В этот период осуществлялась лишь организационно-управленческая деятельность.

В 1783 году создается особый комитет для «управления различными зрелищами и музыкой» во главе с А.В. Олсуфьевым, статс-секретарем Екатерины II, и появляется специальное лицо с режиссерскими обязанностями [162]. Инспектор не руководит постановкой данного спектакля, а распределяет роли и возглавляет труппу. В первых официальных правилах, регламентирующих подготовку спектакля («узаконения для подлежащих к Придворному театру» (1784 год)), инспектора не упоминают. Предполагается, что репетиции ведутся актерами коллективно и самостоятельно. В эти годы инспекторами были ведущие актеры, сначала И.А. Дмитревский, затем, после его отставки, П.А. Плавильщиков. Они участвовали в постановке спектакля и продолжали играть на cцене как первые актеры [67]. В это же время в официальных документах появляется слово «режиссер» наряду с инспектором в отношении к французcкой труппе. Режиссером в этот период называют лицо, ведущее спектакль, отвечающее за ход представления и даже за порядок в зале.

Полномочия инспектора теряют актуальность и приобретают административно-технический характер с появлением в театре специального руководителя по репертуарным вопросам (режиссра), влияние которого распространилось и на творческую деятельность труппы. Режиссерское управление театром дифференцируетcя – появляется специальная репертуарная часть. Некоторое время просуществовала должность цензора при труппе, в современном понимании – редактора. Должность режиссера с начала XIX столетия входит в штатное расписание драматической труппы. По юридическому положению режиссер приравнивался к первым актерам. В этот период у режиссра было масса помощников, хотя никто из них не может рассматриваться как «режисср» в современном понимании профессии. Его обязанности были административными и техническими [143]. Начиная со второй половины XIX века, режиссер, как на Западе, так и в России, начинает занимать ведущее место в театре, кинематографе, позднее – в праздничной сфере.

Таким образом, в период XI – ХХ веков профессия «режисср» прошла долгий путь становления, развития и трансформации: от скомороха – «игреца» на Руси и драматурга, хоревта в античном театре, создающих и воспроизводящих всю вещественную обстановку cцены; до режиссра – руководящего актрами, осуществляющего постановку в театре, ответственного за ход репетиции и за вс зрелище в целом (рисунок 1).

Сущность и структура профессионального мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников

Проблема формирования профессионального мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников требует рассмотрения сущности профессионального мышления, уточнения самого понятия, выявления структуры профессионального мышления. Профессиональное мышление связано с преобладающим использованием принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

Сформированное профессиональное мышление для любого специалиста является условием его успешной деятельности.

Термин «профессиональное мышление» появился во второй половине XX века в связи с интеллектуализацией общественного труда, вызванной научно-техническим прогрессом. По мнению автора психологической концепции профессионализма А.К. Марковой, понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух значениях: во-первых, когда хотят подчеркнуть высокий профессионально-квалификационный уровень специалиста; во-вторых, если речь идет об особенностях мышления, обусловленных характером профессиональной деятельности. Но чаще всего понятие «профессиональное мышление» употребляется одновременно в двух аспектах [110].

Анализ публикаций по проблеме исследования показал, что под профессиональным мышлением режиссра театрализованных представлений и праздников подразумевается процесс, происходящий в ходе теоретической и практической профессиональной деятельности, связанной с воплощением творческого замысла. В профессиональной деятельности режиссра существенную роль играют процессы анализа и контроля всех этапов создания театрализованного представления, начиная от замысла будущего действа и заканчивая контролем во время его воплощения на сценической площадке, где при создании нового творческого продукта граница между технической и творческой составляющей нечткая.

Профессиональное мышление будущих режиссров театрализованных представлений и праздников напрямую зависит от видов деятельности, которые выполняют специалисты данной области. Режисср выполняет функцию монтажа, осуществляя весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки спектакля или программы. Первый этап режиссрской работы – рождение общего замысла и создание сценического варианта драматургического материала. Основными задачами режиссра здесь являются: общая координация и контроль деятельности всех членов постановочной группы (с художниками – создание макета декораций и эскиза костюмов; с композитором – определение общей концепции музыкального оформления постановки; со специалистами по движению – разработка пластической партитуры постановки; и т.д.). Цель режиссра – добиться целостности всех компонентов, объединяя их в едином творческом решении. Для решения перечисленных профессиональных задач и реализации обозначенной цели режиссру необходим монтаж, так как смысл сценического действа открывается зрителю только в гармоническом единстве целого, а не отдельных его частей.

Каждый этап работы всех членов постановочной группы проходит утверждение режиссра. Параллельно начинается важнейшая часть подготовки действа – репетиции, работа режиссра с актрами, направленная на развитие мастерства исполнителей применительно к каждой роли и всей постановки в целом. В репетиционном процессе профессиональное мышление позволяет выстроить верное композиционное решение репетиции, создать пластический образ для усиления эмоционального воздействия на зрителя (произвести монтирование двух и более актров в мизансцену; разместить декорации, реквизит и действующих лиц на площадке соответственно задачам каждого эпизода постановки). В связи с многообразием функций режиссра подготовка будущих режиссров театрализованных представлений и праздников в системе высшей школы достаточно сложный процесс, так как она направлена на формирование навыков актерского мастерства, на организацию подготовительной, постановочной деятельности режиссера, а также на реализацию профессионально-педагогической составляющей профессии. Исследование проблемы формирования профессионального мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников соприкасается с психологией восприятия сценических произведений, с вопросами драматургии, формообразования, тематизма современной режиссуры, а также с жанровой и стилевой панорамой творчества [53].

Так как монтаж – основная функция профессиональной деятельности режиссра театрализованных представлений и праздников, при выполнении профессиональных видов деятельности важно монтажное мышление как основа профессионального мышления. Показатели cформированности компонентов монтажного мышления определяют особенности деятельности режиссра театрализованных представлений и праздников.

Согласно концепции мышления А.Н. Леонтьева, между структурами внешней (поведение) и внутренней (мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительная деятельность является не только производной от внешней, практической, но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые, т.е. мышление формируется в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. Многие авторы признают, что для умственного развития существенное значение имеет овладение системой знаний и мыслительными операциями (А.Н. Леонтьев, В.С. Шардаков, Н.И. Гребцова и др.), интеллектуальными умениями (П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинcкая, А.Е. Вохмянина и др.), приемами умственной деятельности (А.З. Зак, Л.М. Фридман и др.). Однако вопрос о влиянии монтажного мышления на профессиональную деятельность режиссров театрализованных представлений и праздников остается решенным не в полной мере. В свом исследовании мы опираемся на труды советского психолога, основателя школы дифференциальной психологии Б.М. Теплова, а также на работы С.Х. Раппопорта, Л.В. Торадова, Е.Г. Яковлева. Исследователи (Т.И. Кучина, С.И. Олефир) рассматривают структуру художественного мышления, музыкального мышления.

Мышление (гр. ноэзис) – это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Оно проявляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление реализуется в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

С психологической точки зрения, мышление – процесс моделирования cистематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений [153]. Однако в психологии существует множество других определений. Так, в патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль. Мышление также рассматривается как высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений [9].

Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. Существует множество классификаций типов мышления. Возьмм классификацию Б.М. Теплова, так как в центре его научных интересов были вопросы способностей, одарнностей и продуктивного творческого начала в индивидуальном своеобразии. Он выделил два вида и четыре подвида мышления: теоретическое (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное). Позиция Б.М. Теплова заключалась в том, «работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [153, 139]. Таким образом, с точки зрения Б.М. Теплова, мышление, как теоретическое, так и практическое, носит алгоритмический характер, т. е. является процессом нахождения алгоритма решения задач [153]. Рассмотрим алгоритм профессионального мышления режиссра театрализованных представлений и праздников (рисунок 7).

Средства формирования профессионального мышления

Процесс формирования профессионального мышления связан с выбором соответствующих средств обучения. Современная педагогическая наука оперирует понятием «средства» в различных смыслах. В толковом словаре Д.Н. Ушакова «cредство» понимается, как «прим, способ действия для достижения чего-нибудь». В педагогическом словаре определены «педагогические средства», которые рассматриваются как «материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития обучающихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание». Под средствами педагогического процесса понимается все то, через что осуществляется педагогический процесс для достижения целей.

Основными средствами педагогического процесса в одном случае являются: виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности. С другой стороны, к педагогическим средствам относят содержание, методики (технологии), способы организации деятельности и отношение, интерес к деятельности.

В педагогическом процессе средства обучения выполняют следующие функции: а) компенсаторную (способствуют достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучающегося); б) адаптивную (обеспечивают поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения; организацию демонстраций, самостоятельных работ; адекватность содержания изучаемого понятия (явления, процесса) возрастным возможностям обучающихся; преемственность знаний); в) информативную (способствуют передаче различных видов содержательной учебной информации опосредованно (например, проекционная аппаратура, инструменты и др.); г) интегративную (реализуется при комплексном использовании средств информатизации); д) инструментальную (обеспечивают определенные виды деятельности и достижение поставленной дидактической цели; направляются на технически безопасное и рациональное выполнение действий обучающимися и педагогом; способствуют воспитанию культуры учебного труда).

Объекты, выполняющие функцию средства обучения, классифицируются по разным основаниям: по их свойствам (Е.А. Климoв, Т. Назарoва и др.); по субъектам деятельности (Т.В. Габай, А.Ф. Меняев и др.); по влиянию на качество знаний и развитие различных способностей; по их эффективности в педагогическом процессе (И.А. Зимняя, В.В. Краевcкий и др.).

Средства обучения, которые используются при подготовке будущих режиссров театрализованных представлений и праздников, чрезвычайно разнообразны. Выбор средств зависит от специфики организации процесса обучения, где преобладают специальные системы упражнений на овладение актрским мастерством; творческие и проблемные задания, нацеленные на решение исследовательских, конструктивных, коммуникативных и организационных задач; ролевые игры и художественно-педагогические ситуации, моделирующие поведение режиссера в театральном коллективе. Режиссер объединяет в едином замысле творческие усилия исполнителей, художника, композитора и других участников постановки. Он является организатором всех работ, связанных с созданием сценического произведения, что объясняет использование практически всего спектра средств обучения в процессе подготовки будущих режиссров театрализованных представлений и праздников. Средствами формирования профессионального мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников выступают: источники информации (документальный, исторический, публицистический, музыкальный материал); учебно-лабораторное оборудование; наглядные пособия (объемные – модели, приборы; печатные пособия – картины, плакаты, портреты, графики, таблицы); механические визуальные и аудиальные средства (проекционный материал – кинофильмы, видеофильмы, слайды); средства для усвоения информации и закрепления умений, учебные средства, средства контроля.

Путм формирования тех или иных составляющих средства позволяют достичь поставленные цели. В Словаре Т.Ф. Ефремовой «формирование» определяется как процесс действия. В Энциклопедическом словаре «формирование» трактуется как: 1) придание определенной формы; 2) составление, образование какого-либо коллектива, воинской части и т.п. В широком смысле под формированием понимают любой процесс, в котором чему-либо придатся устойчивость, законченность, определенный тип или что-то создают, организовывают, составляют, соединяют.

По мнению И.П. Подлаcого, «формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д.» [131]. Под «формированием» в педагогике понимаются процеccы – развитие, придание формы, становление, подкрепление; результат процесса как некая законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Представляется целесообразным провести анализ имеющихся исследований, рассматривающих проблему формирования профессионального мышления студентов различных специальностей / направлений подготовки. Целью такого обзора диссертационных исследований является анализ средств, которые используют авторы для формирования профессионального мышления студентов (рисунок 9).

Э.Ю. Леcите, автор диссертационного исследования «Научно педагогическое обеспечение развития толерантного стиля мышления и деятельности у студентов медицинских колледжей в процессе педагогического образования», рассматривает формирование толерантных стратегий мышления в профессиональной деятельности медиков [105], учитывая специфику профессиональной деятельности медиков, делая акцент на развитие толерантного стиля мышления. Разработанная автором модель учебного процесса включает в себя трансформации традиционного содержания и форм преподавания психологических дисциплин студентам-медикам и методов организации их деятельности (деловые игры, тренинги толерантности, метод «мозговой штурм», дискуссии, «кейс-стадии»). Перечисленные средства можно использовать в обучении режиссров театрализованных представлений и праздников, так как в них предусмотрено включение студентов в активную деятельность по разрешению противоречий и конфликтных ситуаций, с которыми режиссры столкнутся в профессиональной деятельности. Безусловно, режисср должен быть толерантным – иметь активную жизненную позицию, предполагающую защиту прав любого человека, понимать позиции других людей и придерживаться стратегии сотрудничества, так как формирование художественно-эстетических взглядов общества, сохранение культурных традиций – аспекты его профессиональной деятельности. Однако, перечисленные формы и методы обучения в полной мере не решают задачу формирования профессионального мышления режиссров театрализованных представлений и праздников, где основополагающей является творческая составляющая профессии, монтажное мышление.

А.Ф. Абдрашитов в исследовании «Развитие комбинаторного мышления у будущих учителей технологии в процессе графического образования» одним из основных профессиональных качеств инженеров и техников называет умение комбинировать пространственные и графические образы для создания новых объектов [1]. В структуре профессионального мышления будущих учителей технологии, черчения и предпринимательства автор выделяет комбинаторное мышление. Эффективность формирования комбинаторного мышления достигается с помощью методов инженерного творчества (cерия комбинаторных графических задач на составление различных комбинаций изображений и их фрагментов, плоских и объмных объектов или их частей с целью создания новых изделий). Проектный вид деятельности режиссров театрализованных представлений и праздников также предполагает развитие способности переносить образы, возникшие в воображении, в сценическую плоскость и способности к конструированию эскизов и макетов сценического оформления осуществляемой постановки. Таким образом, методы педагогического исследования по развитию комбинаторного мышления могут быть использованы при формировании профессионального мышления режиссра.

Диссертационная работа «Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентноcтного подхода» (Гильманшина С.И.) выполнена на выборке будущих учителей естественнонаучных дисциплин. Актуальность исследования определяется внедрением идей компетентноcтного подхода в профессиональное образование будущих учителей. Автор представляет профессиональное мышление в качестве системообразующей компетенции педагога, обоснованно фиксируя его сущностные компоненты, основные характеристики, технологии, что не представлялось возможным при знаниево-просветительной парадигме образования [52]. В качестве компонентов профессионального мышления учителей естественнонаучных дисциплин автор выделяет: владение предметом педагогической деятельности; владение логическими умениями в процессе усвоения естественнонаучных знаний; овладение исследовательским методом к решению профессионально-предметных задач.

Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессионального мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников

Разработанная система формирования профессионального (монтажного) мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников, в ходе реализации которой ставилась задача проверки е эффективности, содержала игровые интерактивные технологии, способствующие развитию показателей рефлексивного, когнитивного, креативного, процессуального и коммуникативного компонентов в структуре монтажного мышления.

Исследование проводилось в Самарском государственном институте культуры, выборку составляли студенты третьего курса направления подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников (уровень «бакалавриата»). Создавались условия для достижения цели эксперимента, что предполагало корректировку учебного процесса без нарушения государственного стандарта. Систематическое наблюдение за студентами на занятиях, изучение характера их деятельности позволило выявить уровень профессионально значимых способностей, являющихся показателями компонентов монтажного мышления. Для выявления величины разрыва между измеряемыми показателями сравнение результатов проводилось на начальном этапе эксперимента и в конце экспериментальной работы.

Эксперимент состоял из трх этапов. На первом этапе были разработаны элементы системы формирования профессионального мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников, определены критерии и показатели сформированности компонентов монтажного мышления. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, который был направлен на изучение уровня сформированности показателей компонентов монтажного мышления обучающихся на первом году обучения, затем реализовывалось содержание разработанной системы формирования монтажного мышления будущих режиссров театрализованных представлений с доминирующим спецкурсом «Психолого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссра-постановщика». Проводилось сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Констатирующий эксперимент фиксировал исходный уровень сформированности монтажного мышления будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников: выявление направленности на развитие монтажного мышления (модификация теста М.В. Матюхиной, модификация теста К.Н. Волкова, тест Э.П. Торренса); тесты на выявления уровня сформированности монтажного мышления («Особенности творческого воображения», «Тест на пространственное мышление», «Тест на логичность»; опросник на выявление степени осознания обучающимися монтажного мышления как профессионально значимой ценности).

Проблема формирования монтажного мышления будущих режиссров театрализованных представлений и праздников потребовала изучения мнений преподавателей, выпускников и студентов. Был разработан авторский опросник «Монтажное мышление режиссра как профессионально значимая ценность»: уточнялась суть понятия «монтажное мышление»; уточнялись компоненты, которые могут входить в структуру монтажного мышления; определялись дисциплины, задания и упражнения на развитие монтажного мышления (приложение № 3).

В анкетировании участвовало 100 респондентов: 28 преподавателей Самарского государственного института культуры, 72 студента направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Анализ материалов анкетирования дал следующие результаты. Монтажное мышление определяется, как: «избирательное восприятие мира художником, его новое авторское соединение в силу своего творческого видения»; «способность соединять различный материал по форме, жанру и смыслу, чтобы получить в результате этого соединения третий смысл»; «вырезка, склеивание определнных образов; умение монтировать прошлое, настоящее и будущее; видение любой картины (мира, образов) с помощью монтирования различными средствами»; «определнная кинолента видения, воспроизведение тех или иных вещей в образном эквиваленте; единая линия действия из кусков, стремящаяся к сверхзадаче»; «определнный тип мышления, в котором строится не логическая последовательная цепь образов, а происходит соединение по принципу контрапункта». Каждый респондент отметил синтетическую природу монтажа, а так же его функции: монтаж позволяет растягивать и сжимать время постановки, создавать ритмический рисунок, соединять различный материал в единую композицию. 40% респондентов отметили, что «монтажное мышление» можно формировать при изучении учебных дисциплин; 60% указали на необходимость специального курса по формированию монтажного мышления; 98 % респондентов отметили, что «монтажное мышление» необходимо во всех видах деятельности режиссров; 80 % опрашиваемых в качестве наиболее приемлемой формы занятий по формированию монтажного мышления предлагали практические и индивидуальные формы; 20% считают, что достаточно будет лекционного материала. Таким образом, большинство респондентов осознают необходимость специального курса по формированию монтажного мышления, так как режисср театрализованных представлений и праздников реализует его в профессиональной деятельности. Большинство опрашиваемых предполагали, что практические формы занятий будут в большей степени способствовать формированию монтажного мышления, так как деятельность режиссра непосредственно связана с практической деятельностью, с созданием продукта – театрализованного представления.

Респонденты отметили, что пространственное и наглядно-образное мышление необходимы для выполнения монтажа. Пространственное мышление требует выполнения заданий на построение мизансцен с акцентом на пространство сцены. 30% респондентов предполагают, что развитию пространственного мышления будет способствовать изучение изобразительного искусства, опыта разработки мизансцен ведущих мастеров классической режиссуры, специальные упражнения и тренинги сценографии в различных географических пространствах. Все респонденты отметили, что будущий режисср театрализованных представлений и праздников должен владеть монтажным мышлением для выполнения поэтапно специальных действий по созданию постановки. Однако, студенты, определяя суть понятия «монтажное мышление», подменяли его сходными понятиями, не раскрывающими суть. Оценка профессионально значимых способностей в структуре монтажного мышления проводилась в пределах от 1 до 5. Результаты продемонстрировали для большинства студентов (55% от выборки) низкий уровень cформированности показателей монтажного мышления.

В ходе констатирующего эксперимента оценивались показатели рефлексивного компонента монтажного мышления. Результаты оценок обнаружили невысокий уровень сформированности его показателей (62,3 %). Наиболее низкое значение получил показатель «способность направлять все виды профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественно-эстетическое воспитание общества» (2,5 баллов), свидетельствующий о том, что будущие режиссры театрализованных представлений и праздников не способны осуществлять процедуры анализа и синтеза ситуации и оценки своей профессиональной деятельности, что подтверждает необходимость формирования рефлексивных способностей для объективной оценки социально-культурного пространства. Низкая оценка способностей к анализу своей деятельности подтверждает необходимость включения будущих режиссров театрализованных представлений и праздников в проектную деятельность с применением игровых интерактивных средств (таблица 5).