Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств" Муртазина, Светлана Альбертовна

Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины
<
Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Муртазина, Светлана Альбертовна. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств" : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Муртазина Светлана Альбертовна; [Место защиты: Казан. нац. исслед. технол. ун-т].- Казань, 2012.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1728

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин 14

1.1. Дизайн как интегративный феномен культуры и профессиональная деятельность 14

1.2. Профессиональная подготовка дизайнера по дисциплине «История искусств» 47

1.3. Формирование профессиональных компетенций по общепрофессиональным дисциплинам у бакалавров дизайна в зарубежном и отечественном образовании 66

1.4. Современные педагогические технологии формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна 79

Выводы по главе 101

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна 104

2.1. Педагогическое проектирование технологий формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств» 104

2.1.1. Проектно-деятелыюстный подход к формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна на основе изучения дисциплины «История искусств» 104

2.1.2. Реализация процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна по дисциплине «История искусств» на основе метода проектов 115

2.1.3. Педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна по дисциплине «История искусств» 125

2.2. Экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе обучения дисциплине «История искусств» 134

2.2.1. Констатирующее исследование сформироваипости профессиональных компетенций бакалавров дизайна в процессе обучения дисциплине «История искусств» 134

2.2.2. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств» 144

2.2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна 158

Выводы по главе 167

Заключение 169

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное российское общество выдвигает новые требования к качеству высшего образования и профессиональной подготовке выпускников. В контексте идей Болонского процесса система высшего профессионального образования направлена на формирование личности, способной к совершенствованию своей профессиональной и социальной деятельности, творчески подходить к решению профессиональных задач. Эти проблемы успешно решаются в рамках двухуровневой системы образования, целью которой является подготовка квалифицированных кадров высшего профессионального образования, реализующих свои возможности в социокультурном пространстве.

Бакалавриат – новая форма подготовки специалистов высшего профессионального образования в России, поэтому разработка теории и методики их подготовки сегодня является актуальной. Бакалавриат способен разрешить многие проблемы, имеющиеся в современном образовании и на производстве, так как конечный результат достигается за более короткий срок обучения в вузе (4 года). Важным является и тот факт, что переход на двухуровневую систему подготовки позволяет российским бакалаврам влиться в европейскую систему высшего образования и повысить свою конкурентоспособность. Современное положение и перспективы отечественного бакалавриата в системе общеевропейского образования отражены в работах В.И.Байденко, А.В.Могильной, О.Н.Олейниковой, В.С.Сенашенко, Г.Ф.Ткача и др.

Появление новых социальных требований определяет необходимость подготовки бакалавров и магистров и дизайнерских направлений. Сегодня большое внимание уделяется качественной подготовке бакалавров дизайна, формирующих художественный и эстетический вкус потребителя, деятельность которых связана с разработкой элементов предметно-пространственной среды, соответствующих уровню социокультурных ценностей. Проблемы современного дизайнерского образования рассматриваются в трудах Ю.М.Бундиной, А.А.Вилковой, Н.В.Воронова, И.С.Каримовой, Е.Н.Ковешниковой, Н.А.Ковешниковой, А.И.Лаврентьева, М.Н.Марченко, Т.В.Матвеевой, Р.Ф.Мухутдинова, Л.А.Сафиной, А.В.Соловьевой, И.В.Тарабриной, И.Б.Торшиной, Л.М.Тухбатуллиной и др.

Современный дизайнер должен не только иметь необходимые профессиональные знания и умения, но и быть носителем профессиональной культуры, от уровня развития которой зависит продуктивность выполняемой деятельности, уметь сочетать профессиональное мастерство с теоретическим осмыслением творческих идей. В работе дизайнера необходимыми качествами являются творческая активность и индивидуальный стиль. Следовательно, появилась объективная потребность в компетентных кадрах, способных творчески организовывать рабочий процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. Основное внимание сегодня обращается на профессиональную компетентность – соответствие бакалавра требованиям дизайнерской деятельности.

Понятие «профессиональная компетентность» применительно к качеству подготовки будущих дизайнеров используется недавно и представляет собой совокупность их творческих и профессиональных способностей. Формирование профессиональных компетенций бакалавров дизайна мы связываем с эстетическим воспитанием личности, которое в сочетании с проектным мастерством и знанием новейших технологий в области дизайна направлено на преобразование предметно-пространственной среды. Компетентность является основой профессионализма, а ее уровень становится показателем качества образования дизайнеров. Формирование профессиональных компетенций в образовательной среде анализируется в работах А.И.Ахулковой, В.И.Байденко, А.В.Баранова, О.М.Бобиенко, А.А.Вилковой, И.Б.Гладковой, Л.И.Гурье, И.А.Зимней, Е.А.Корсаковой, И.Л.Плужника, Н.С.Стениной, А.И.Субетто, И.Б.Торшиной, А.Е.Упшинской, А.В.Хуторского, Е.И.Чахмахчян, И.В.Челпанова, Б.Д.Эльконина и др.

В современной педагогике одним из важнейших факторов формирования профессиональных компетенций являются образовательные технологии, цель применения которых – приобретение выпускником вуза компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи, строить взаимоотношения в коллективе и быть востребованным на рынке труда. Существенный вклад в исследование проблемы использования современных технологий обучения внесли: В.П.Беспалько, Н.В.Борисова, В.Я.Виленский, В.В.Гузеев, Ю.Н.Дрешер, Г.И.Ибрагимов, М.И.Махмутов, В.М.Монахов, А.Я.Савельев, Г.К.Селевко, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, С.И.Смирнов, А.М.Смолкин, Д.В.Чернилевский, М.А.Чошанов, Ф.Т.Шагеева и др. Разработка технологий обучения бакалавров дизайна является важным элементом в формировании их профессиональных компетенций.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что формированию профессиональных компетенций у будущих дизайнеров посвящено большое количество работ, что свидетельствует об интересе ученых к данной проблеме. Однако формирование профессиональных компетенций на основе изучения дисциплины «История искусств» остается малоизученным, оно требует дальнейшего изучения и освещения в теории и практике профессионального образования. Необходимость исследования процесса формирования компетенции в процессе обучения истории искусств у бакалавров дизайна в вузе обусловлена противоречиями между:

возросшей потребностью современного общества в подготовке бакалавров дизайна, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, и недостаточно теоретически и практически разработанной системой ее формирования;

переходом российской высшей школы на уровневую систему образования и отсутствием содержательной методической основы подготовки бакалавра дизайна;

необходимостью развития профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе обучения дисциплины «История искусств» и ограниченными возможностями ее удовлетворения путем использования традиционных педагогических средств и методов, а также отсутствием структурной модели формирования профессиональных компетенций в образовательном процессе вуза.

Данные противоречия позволяют определить задачу исследования, состоящую в разработке педагогических условий формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

Цель исследования – определение и обоснование педагогических условий формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

Объект исследования – процесс профессиональной подготовки бакалавров дизайна.

Предмет исследования – педагогические условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

Гипотеза исследования – формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств» будет более эффективным, если:

определено организационно-методическое обеспечение учебного процесса, на основе которого у бакалавров дизайна формируется выработка умений реализовать отобранное содержание материала по искусству;

создана профессионально-образовательная среда (возможность повышения мотивации обучения за счет активизации учебно-исследовательской деятельности студентов, обеспечение самостоятельного выбора режима исследовательской работы, наглядность процесса обучения средствами мультимедийного представления информации) на основе творческого взаимодействия субъектов процесса изучения дисциплины «История искусств»;

использованы активные методы обучения, нацеленные на решение конкретных дизайнерских задач;

организована проектная деятельность, позволяющая будущим бакалаврам дизайна интегрировать теоретические знания и практические навыки.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

    1. На основе изучения развития дизайн-образования и анализа психолого-педагогической литературы определить разработанность проблемы формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна.

    2. Раскрыть сущность понятия «профессиональные компетенции бакалавров дизайна» как целевой категории их подготовки и определить их структурные компоненты.

    3. Определить педагогические условия, способствующие формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

    4. Разработать модель формирования профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «Истории искусств».

    5. Разработать критерии и показатели сформированности профессиональных компетенций у бакалавров дизайна и на их основе осуществить диагностику процесса формирования профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «История искусств».

    Теоретико-методологическую основу исследования составили основные философские, психологические и педагогические положения:

    теории профессионального образования (С.Я.Батышев, А.С.Белкин, Э.Ф.Зеер, А.А.Кирсанов, Н.В.Кузьмина, И.Я.Лернер, А.К.Маркова, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин);

    компетентностного подхода к обучению (И.В.Абрамова, А.И.Ахулкова, В.И.Байденко, О.М.Бобиенко, Л.И.Гурье, Н.А.Зимняя, И.Л.Плужник, А.И.Субетто, А.Е.Упшинская, А.В.Хуторской, Е.И.Чахмахчян, Б.Д.Эльконин);

    формирования профессиональных компетенций дизайнеров (Ю.М.Бундина, А.А.Вилкова, И.Б.Торшина, Л.М.Тухбатуллина, В.В.Хамматова);

    технологического подхода к обучению (В.П.Беспалько, Н.В.Борисова, А.А.Вербицкий, В.Я.Виленский, Ю.Н.Дрешер, Е.В.Зарукина, Г.И.Ибрагимов, М.И.Махмутов, Т.С.Панина, Г.К.Селевко, А.М.Смолкин, Д.В.Чернилевский, М.А.Чошанов, Ф.Т.Шагеева);

    проектно-деятельностного подхода к обучению (Г.Б.Голуб, Е.А.Митрофанова, Т.Д.Новикова, Н.Ю.Пахомова, Е.С.Полат, И.Д.Чечель, О.В.Чуракова);

    культурологического подхода к обучению (Р.З.Богоудинова, Л.А.Волович, А.В.Иконников, Е.Н.Ковешникова, Т.В.Матвеева, И.В.Тарабрина, А.Я.Флиер, Г.Ф.Хасанова);

    теории и истории дизайна и искусства (Г.В.Аникин, Н.В.Воронов, В.Л.Глазычев, М.С.Каган, К.М.Кантор, Н.А.Ковешникова, А.И.Лаврентьев, В.И.Сидоренко, Е.М.Фандеева).

    Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс методов:

    теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы, документации, учебных планов, программ, Государственных образовательных стандартов, учебно-методических пособий, изучение опыта работы вузов);

    эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, ранжирование, письменные опросы, экспертное оценивание и анализ результатов творческой деятельности);

    метод статистической обработки эмпирических данных исследования.

    Исследование проводилось на кафедре «Дизайн» Казанского национального исследовательского технологического университета в три этапа – с 2007 по 2011 гг.

    Первый этап (2007 – 2009 гг.) – проведение анализа философской, психолого-педагогической, специальной литературы и определение разработанности проблемы формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна на основе изучения развития дизайн-образования; определение сущности понятия «профессиональные компетенции будущих дизайнеров» как целевой категории подготовки бакалавров дизайна; определение содержания, структуры, критериев и показателей оценки сформированности профессиональных компетенций бакалавров дизайна; выявление и поиск способов активизации необходимых профессиональных качеств личности и специфики дизайнерского мышления.

    Второй этап (2009 – 2010 гг.) – разработка модели формирования профессиональных компетенций; определение и обоснование педагогических условий, способствующих формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в основе изучения дисциплины «История искусств»; разработка методики проектного обучения для формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна; разработка методики диагностики; проведение констатирующего эксперимента.

    Третий этап (2010 – 2011 гг.) – проведение формирующего эксперимента на основе разработанных критериев сформированности профессиональных компетенций у бакалавров дизайна; осуществление диагностики процесса формирования профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «История искусств»; проведение статистической обработки результатов исследования; подведение итогов и уточнение положений, выносимых на защиту.

    Научная новизна исследования заключается в следующем:

    в образовательном процессе подготовки будущих бакалавров дизайна обоснована и определена роль дисциплины «История искусств» как основополагающей, фундаментальной дисциплины цикла ОПД, базового средства формирования их профессиональных компетенций на основе проектно-деятельностного подхода, реализованного через метод проектов, обоснованы ее структура и содержание;

    выявлены структурные компоненты профессиональных компетенций (мотивоционно-ценностный, творческий, знаниевый), определены критерии их формирования (проектный, информационно-коммуникативный, художественно-творческий, организационно-управленческий, научно-исследовательский, инновационный), показатели сформированности профессиональных компетенций бакалавра дизайна, выявлены уровни их сформированности (пороговый, повышенный, высокий);

    определены педагогические условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна, заключающиеся в организационно-методическом сопровождении процесса изучения дисциплины «История искусств», создании профессионально-образовательной среды на основе творческого взаимодействия субъектов учебного процесса дисциплины «История искусств», использовании активных методов в изучении дисциплины и включении будущих бакалавров дизайна в проектно-исследовательскую деятельность в процессе изучения дисциплины;

    теоретически разработана и экспериментально обоснована модель формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра дизайна, включающая содержательный (цель подготовки, содержание и состав компетенций, технологии их формирования и задачи изучения дисциплины), процессуальный (методы обучения, формы организации учебного процесса, дидактические средства, образовательные технологии и разработанные педагогические условия), результативный (критерии, показатели и уровни сформированности ПК) блоки, реализация которой обеспечивает эффективное формирование профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «История искусств».

    Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

    раскрыта сущность понятия «профессиональные компетенции бакалавров дизайна» как интегративного качества личности дизайнера, включающее в себя профессиональные, личностные (способности), коммуникативные, мотивационно-ценностные свойства, определяющие степень овладения дизайнерской деятельностью и способность ее вести;

    выявлен потенциал изучения дисциплины «История искусств» в формировании профессиональных компетенций на основе проектно-деятельностного подхода, предполагающий установление непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом студентов, их активную творческую деятельность, возможность принятия многовариантных решений, активизацию абстрактно-логического мышления, духовное и профессиональное становление будущих дизайнеров через организацию активных способов действий;

    обоснованы и содержательно наполнены три блока разработанной модели процесса формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров дизайна средствами дисциплины «История искусств».

    Практическая значимость исследования:

    разработаны и внедрены комплекс практических и контрольных заданий, электронные тесты, способствующие формированию профессиональных компетенций;

    созданы 4 учебных пособия, методические указания и электронные презентации для будущих дизайнеров по изучению истории искусств, а также разработан УМК по дисциплине Б2.01 «История искусств» (072500.62 «Дизайн»);

    составлена карта компетенций дисциплины «История искусств», где определены уровни и критерии освоения профессиональных компетенций, позволяющих оценить готовность бакалавров дизайна к профессиональной деятельности.

    Достоверность результатов исследования определяется анализом современных психолого-педагогических исследований и системным подходом к изучению предмета исследования; применением комплекса методов научно-педагогического исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; контрольным сопоставлением полученных результатов в ходе педагогического эксперимента.

    Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе исследовательской работы на кафедре «Дизайн» Казанского национального исследовательского технологического университета. Основные теоретические положения исследования и анализ полученных результатов представлены на международных научно-практических конференциях «Проблемы дизайн-проектирования оформления изделий легкой промышленности» (г.Казань, 2008), «Новые технологии и материалы легкой промышленности» (г.Казань, 2008-2011), «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии» (г.Санкт-Петербург, 2008-2010), «Проблемы дизайн-проектирования и оформления исламской одежды» (г.Казань, 2008, 2009), «Проблемы дизайн-проектирования и оформления мусульманской и национальной одежды» (г.Казань, 2010, 2011), «Дни науки – 2012» (г.Прага, 2012), всероссийских научно-практических конференциях студентов и молодых ученых «Дизайн: новые взгляды и решения» (г.Казань, 2007, 2010), научно-методической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования» (г.Казань, 2007, 2009), отчетной научно-методической конференции КГТУ «Современное состояние высшего профессионального образования в России: научно-методическое обеспечение» (г.Казань, 2009).

    На защиту выносятся:

    1. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

    2. Структура и содержание взаимосвязанных блоков разработанной модели формирования профессиональных компетенций.

    3. Показатели сформированности профессиональных компетенций будущих бакалавров дизайна.

    4. Учебно-методический комплекс дисциплины, включающий в себя учебные пособия, методические указания, электронные презентации, контрольные задания, оценочные средства и карту компетенций.

    Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 196 источников, 5 приложений, 8 рисунков, 18 таблиц. Объем диссертации составляет 202 страницы.

    Формирование профессиональных компетенций по общепрофессиональным дисциплинам у бакалавров дизайна в зарубежном и отечественном образовании

    Возникновение термина «дизайн» связано со становлением особого вида деятельности. По мнению исследователей в области истории дизайна, эта профессия возникла «именно тогда, когда его основы стали преподавать в учебных заведениях, а выдача соответствующих, признаваемых обществом, дипломов поставила специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий» [33].

    Слово «дизайн» появилось впервые в Европе, его понятие как вид деятельности популяризировалось в конце XIX века. Понимание дизайна как акта оформления апеллирует к буквальному значению слова: «набрасывать», «очерчивать», «различать», «маркировать», «определять» - от «designare» (лат.). В Италии эпохи Возрождения и позже «desegno» - это различного рода рисунки, проекты, идеи. В переводе с английского дизайн означает «план», «проект», «замысел». В словарях зафиксировано определенное понимание дизайна, соответствующее современному уровню теоретической разработанности этого понятия: «Дизайн» - художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий». В Англии слово «design» употреблялось с XVI века, то есть со времен Шекспира [152].

    Дизайн, наряду с архитектурой и декоративно-прикладным искусством, относится к архитектонической группе пространственных видов искусств. Произведения архитектонического искусства не отображают напрямую окружающий мир, а служат созданию материально-предметной среды обитания человека. Они образуют пограничную область между искусством и не искусством. Таким образом, произведения дизайна имеют как эстетическую функцию, так и практическую или утилитарную. Причем утилитарная функция имеет приоритетное значение по отношению к функции эстетической, иными словами, красота вещей и строений обусловлена практическими требованиями [146].

    Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распространения индустриального производства. Этот процесс имел как своих сторонников, так и ярых противников. Середина XIX века - это время бурного развития техники и не менее бурного протеста против нее. Самыми острыми вопросами того периода явились: может ли машина создавать произведения искусства, может ли она сама быть произведением искусства и какое место может занимать художник в современном производственном процессе. В теоретическом плане, прежде всего, возникла необходимость переосмыслить такие понятия, как «человек», «среда», «художественное», «техническое» и т.д. Этот период можно охарактеризовать как промежуточный: он являл собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ дизайнерского мировоззрения [79].

    Во второй половине XIX веке в результате увеличения продукции промышленного производства остро обозначились проблемы материальной культуры. Перед искусством, промышленностью и наукой стояла задача разрешения противоречий в наступающей эпохе промышленного производства. Первыми шагами в ее разрешении стали: движение за возрождение ремесел и подготовка в его рамках специалистов, соединивших в одно целое знания, практические умения и общие гуманитарно-художественные цели [44].

    Значительный интерес представлял опыт французских политехнических школ, где большое внимание уделялось техническому рисованию, опирающемуся на знание геометрии. Однако «французские школы к концу XIX века переживали заметный кризис, и окончившие их рисовальщики лишь создавали эскизы, что было чревато разрывом между замыслом и исполнением» [33]. Новый этап в развитии европейского дизайнерского образования связан как раз с преодолением такого разрыва. Под влиянием идей реформатора европейской художественной промышленности Уильяма Морриса, активно боровшегося за интеграцию искусств и художественного промысла, за развитие материально-ремесленной основы искусств, в Англии начали создавать различные общества и школы ремесел [28].

    Активная работал в этой области и Джон Рёскин. Его деятельность способствовала учреждению ремесленных школ в Англии, Общества выставок искусств и ремесел, Ассоциации искусств и культурных промыслов. Движение за возрождение ремесел и подготовка специалиста в области материальной культуры - художника-прикладника, откуда берут начало дизайн и дизайн-образование, получили в Англии государственную и общественную поддержку [3].

    Движение за возрождение искусств и ремесел охватило во второй половине XIX века и страны континентальной Европы. Во Франции, Германии, Австрии открываются школы прикладного искусства, где изучение ремесел поднимается до уровня изящных искусств [72].

    Россия также не осталась в стороне от осмысления вопросов материальной культуры. Уже к середине XIX века стала остро ощущаться необходимость в художественно профессиональных кадрах, работающих для индустрии. Для их подготовки открывались специализированные учебные заведения в Москве (графа Строганова) и Петербурге (барона Штиглица). Пятилетний курс обучения в Строгановском училище включал в себя занятия по архитектурному черчению, практической геометрии, рисованию фигур и животных, рисованию цветов и украшений. Обучение рисованию носило здесь практико-прикладной характер. Выпускники данного заведения работали на ситценабивных и фарфоровых фабриках, занимались литографией [80].

    Современные педагогические технологии формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна

    «Компетентностный подход» как понятие и как некая системная концепция описания образованности человека стал интенсивно развиваться в конце 90-х годов XX века и в первые годы XXI века под воздействием влияния моделей образования в Западной Европе и США, в том числе, развернувшегося в конце 90-х годов ХХ-го века Болонского процесса [160].

    Ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Общая тенденция этих преобразований - придание образованию свойств открытости. Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на европейском континенте, где в сфере образования рушатся государственные границы и формируется общеевропейская интегральная система образования» [116].

    Болонский процесс - это не начало новой ступени реформ высшего образования в западноевропейских странах, а естественный этап практического взаимодействия традиционных систем высшего образования в с новыми геополитическими и экономическими реалиями, установившимися в Европе. Эти преобразования успешно осуществляются в высшей школе трех крупнейших стран Европы - Великобритании, Франции и Германии.

    В рамках Болонского процесса европейские университеты в разной мере и с различающимися степенями энтузиазма осваивают (принимают) компетентностный подход, который рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средством углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия [20].

    Принято считать, что компетентностный подход зародился в США, и одной из первых публикаций, «открывающих» эту проблематику, явилась статья Д.МакКлиланда «Тестировать компетентность, а не интеллект», включает в себя профессиональные, личностные, коммуникативные, мотивациошю-ценностныс свойства, определяющие степень овладения профессиональной деятельностью на основе профессиональных знаний; умений и навыков в области искусства, что позволяет дизайнеру осуществлять профессиональную деятельность, направленную на эстетизацию и гармонизацию предметно-пространственной среды, наиболее эффективным образом во взаимодействии с социально-культурными институтами, а также способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности в профессиональной деятельности. На основании ФГОС ВПО студент, изучающий дисциплину «История искусств» должен овладеть ПК-2 (владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка, приемами работы с цветом и цветовыми композициями) и ПК-3 (разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений). Среди основных функций компетентности, которые формируются в процессе обучения дисциплины «История искусств», у бакалавра дизайна можно выделить: образовательную, созидательную, развивающую, регулирующую функции.

    Сегодняшняя система профессионального образования еще разделяет навыки, умения, знания. Студентам иногда неясно, для чего дается тот или иной предмет или теоретические знания. Они не видят связи и не проводят линию между данным предметом и практическими навыками.

    Качественное профессиональное образование предусматривает не только получение знаний. Помимо этого, как считает Кейс Корпел ис ван Ейк [75], студент получает научные и социальные знания. Студенты являются вышедшая в 1973 году [195]. Однако не в Америке, а в Великобритании концепция компетентностно-ориентированного образования с 1986 года была положена в основу национальной системы квалификационных стандартов и получила официальную поддержку правительства [17]. Компетенции/компетентности интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты обучения делают квалификации сравнимыми и прозрачными, чего нельзя сказать о содержании образования, которое разительно отличается не только между странами, но и вузами, даже при подготовке по одной и той же специальности (предметной области). Пока более современного методологического инструмента для «болонского» обновления в европейских вузах учебных планов и программ не найдено. Результаты образования, выраженные на языке компетенций, как считают западные эксперты, - это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций. В условиях России реализация компетентностпого подхода может выступить дополнительным фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства [9].

    Для России понятие «компетентностныи подход» не новое. Ещё в советской высшей школе большое внимание уделялось вопросам компетентностпого подхода в преподавании [1]. Но все же компетентностныи подход в России является инновацией, возникающей в русле отечественной культурно-образовательной традиции, основными особенностями которой являются отраслевая направленность высшего профессионального образования, включение практик в образовательный процесс, построение образования на основе науки [26].

    Проектно-деятелыюстный подход к формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна на основе изучения дисциплины «История искусств»

    При разработке методов активного обучения в качестве центральной проблемы необходимо рассматривать активность учебно-познавательной

    деятельности бакалавров дизайна непосредственно на занятиях общепрофессиональных дисциплин, главным образом - на лекции как одной из ведущих форм реализации учебного процесса. К классификации лекций имеются разные подходы, но все они сводятся к монологическому изложению материала. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия студентами учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Применение лекции как АМО в современных условиях позволяет значительно активизировать познавательную деятельность студентов, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельной исследовательской деятельности [123].

    Основываясь на определении М.Я.Виленского [29], можно отметить, что лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения дисциплины «История искусств» и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать историческое развития культуры, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах современного искусства, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

    Ю.Н.Дрешер в своих исследованиях предлагает выделить следующие технологии активного обучения, предназначенные для лекции [55]:

    «Обычная» (традиционная) лекция является информационно-сообщающей, основанной на монологе преподавателя.

    «Лекция-внушение». На лекции излагаются, как правило, новые знания. Обучаемые почти не в состоянии воспринимать их критически, что

    значительно затрудняет ведение обучающегося диалога на уровне рационального мышления.

    «Лекция-убеждение». Преподаватель, используя преимущественно словесно-логическую форму подачи материала, воздействует на сознание, сферу рационального мышления и старается убедить студентов в актуальности и достоверности знаний.

    «Лекция-беседа» или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией.

    «Видеолекция». Лекция организовывается как последовательный просмотр графической информации с комментариями лектора. Такой вид занятий дает значительную экономию учебного времени по сравнению с чисто словесным изложением и позволяет намного увеличить объем передаваемых знаний.

    «Эмоциональная лекция». Одним из наиболее «сильных» видов памяти у человека является так называемая эмоциональная память. На подобных лекциях формируется собственное эмоциональное отношение к содержанию лекции.

    В современной научной литературе к лекциям, использующим технологию активного обучения, относят также лекцию-дискуссию, лекцию-исследование, лекцию-консультацию, лекцию-«пресс-конференцию» и т.п. Эти учебные занятия способствуют реализации технологии активного обучения, суть которой содержится в наименовании, но вовсе не являются видами лекций. Это разновидности семинарских занятий с большой аудиторией студентов, так как направлены на раскрытие сути теоретических положений, включают решение учебных или учебно-исследовательских задач с целью демонстрации практического применения соответствующих знаний [154].

    Чем выше степень диалогичное лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше ее ориентирующий, обучающий и воспитывающий эффекты. И, наоборот, чем ближе лекция к монологическому изложению, тем в большей мере она приближается к информационной. Лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности.

    Одной из разновидностью проблемной лекции является эвристическая беседа. Она позволяет наиболее полно продемонстрировать различные аспекты управления процессом формирования у студентов всех структурных компонентов анализа и решения проблемы. В.Я.Ляудис отмечает, что диалогизация проблемной ситуации в эвристической беседе - это своеобразный прием, рассчитанный на перестройку внутреннего плана действия, образа мышления и личностной позиции субъекта мышления. По мнению автора, эвристическая беседа - это прием конструирования определенного образа мыслей путем преобразования точек зрения индивида в условиях совместного исследования проблемы. Эвристическая беседа требует от преподавателя импровизационных умений, которые основываются на свободном владении различными аспектами и уровнями решения проблемы [95].

    Констатирующее исследование сформироваипости профессиональных компетенций бакалавров дизайна в процессе обучения дисциплине «История искусств»

    Современная образовательная парадигма направлена, в первую очередь, па подготовку образованного, интеллектуального, творческого человека, быстро адаптирующегося к социальной среде, умеющего грамотно организовывать свою профессиональную деятельность. Наиболее значимой задачей современного образования является формирование компетентных выпускников, способных применить полученные знания в будущей профессии. В свою очередь, появляется необходимость создания педагогических условий, разработки образовательных технологий и методов, организации учебного процесса, способствующие развитию профессиональных знаний и навыков.

    Целью высшего дизайнерского образования сегодня является подготовка личности, олицетворяющей собой человека культуры, ценностноориентированной, способной к творческой самореализации и адаптации в изменяющемся социуме. В этом велика роль дисциплины «История искусств», которая направлена на формирование у студента профессиональной и социальной культуры, художественного вкуса и эстетического мироощущения.

    В условиях перехода высшего образования на уровневую систему четко выделяются требования к подготовке бакалавров дизайна, где акцент делается на практико-профессиональную ориентацию процесса обучения. В ходе исследования определено место дисциплины «История искусств» в системе подготовки бакалавров дизайна и формирования у них профессиональных компетенций, включающих и теоретические, и практические составляющие.

    На основе изучения философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы раскрыты сущностные характеристики профессиональной компетенции бакалавров дизайна и установлено, что компетенция дизайнера - это интегративное качество личности, включающее знания, умения, навыки в области дизайна и ценностные отношения. Ее формирование является важной предпосылкой и показателем подготовки бакалавра к профессиональной деятельности. Становление бакалавра дизайна как профессионала с высоко развитой общей культурой - необходимое условие для осуществления деятельности по формированию предметно-пространственной среды в современном социокультурном пространстве в соответствии с требованиями гармонизации и эстетизации окружающего мира. Анализ научной педагогической литературы позволил выявить технологии и методы формирования профессиональной компетенции бакалавра дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

    В ходе исследования содержательно наполнена структурная модель формирования профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «История искусств», включающая в себя содержательный (организационно-подготовительный), процессуальный (организационно-технологический) и результативный (диагностико-аналитический) блоки, которые представили исследуемый процесс как целостный, охватывающий все основные компоненты.

    Нами рассмотрена проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества бакалавров дизайна как одна из актуальных задач педагогики. Исследованы различные педагогические технологии и методы, обеспечивающие формирование компетенций у бакалавров. Наиболее приемлемыми являются технологии активного обучения, способствующие самостоятельному овладению умениями и навыками, развитию творческих и коммуникативных способностей личности. Эффективность и значимость активных технологии для бакалавров дизайна рассмотрено на примере использования метода проектов в процессе изучения дисциплины «История искусств». В качестве одного из основных элементов на пути к достижению эффективного результата обучения нами рассмотрен проектно-деятелыюстный подход и при этом выявлено, что проектная деятельность создает значительный потенциал для профессионального роста и совершенствования бакалавров.

    Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках изучения дисциплины «История искусств», представляют достаточно высокий уровень развития профессиональных компетенций у бакалавров дизайна, что свидетельствуют об эффективности выбранной методики. Основные два компонента профессиональной компетенции, формируемые в процессе проектно-исследовательской деятельности по дисциплине «История искусств» достигли высоких уровней: у 62,1% и 37,9% (общ. 100%) студентов соответственно достигнуты активно-поисковый и творческий уровни (соответствует высокому и среднему) творческого компонента; 86,2%) студентов продемонстрировали высокий уровень знаниевого компонента. Эффективность выбранного метода подтверждается, если высокого уровня достигли не менее 70% студентов, что мы и наблюдаем по результатам исследования.

    Таким образом, в ходе эксперимента нами получены данные, подтверждающие эффективность выбранных методов и технологий формирования профессиональной компетенции бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств». На этой основе можно сделать вывод, что поставленные нами задачи решены, цель достигнута.

    Результаты, полученные в ходе данного диссертационного исследования и выявленные проблемы могут стать основой для дальнейшего изучения условий формирования профессиональных компетенций в рамках аксиологического подхода; компетентностного подхода в дополнительном дизайн-образовании, в системе дистанционного образования.

    Похожие диссертации на Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств"