Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже ПИЛЮГАЙЦЕВА Юлия Игоревна

Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже
<
Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ПИЛЮГАЙЦЕВА Юлия Игоревна. Методическая система обучения колористике студентов в многопрофильном колледже: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / ПИЛЮГАЙЦЕВА Юлия Игоревна;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2016.- 236 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы колористики и организационно-педагогические условия обучения студентов архитекторов Многопрофильного колледжа 14-77

1.1 Теоретические и исторические аспекты формирования и развития науки о цвете и проблема цветовой систематизации 14-30

1.2 Колористическая подготовка в системе архитектурного образования 31-55

1.3 Психолого-педагогические особенности подготовки студентов архитекторов в Многопрофильном колледже 56-75

Выводы по первой главе 76-77

ГЛАВА 2. Практическая апробация модели методической системы обучения колористике в процессе подготовки студентов-архитекторов в Многопрофильном колледже 78-150

2.1 Определение профессиональной компетентности при изучении дисциплины «Колористика» в процессе подготовки специалистов среднего звена (специальность «Архитектура») 78-93

2.2 Экспериментальная методическая система обучения основам колористики 94-111

2.3 Дидактические условия реализации модели экспериментальной методической системы 112-148

Выводы по второй главе 149-150

Заключение 151-154

Список литературы

Колористическая подготовка в системе архитектурного образования

В рамках современного художественного образования существует необходимость совершенствования подготовки студентов в области дизайна и архитектуры. Это обусловлено, во-первых, повышением требований к качеству подготовки специалистов, во-вторых, достижениями в области дизайна.

В условиях современной системы образования обучение направлено на подготовку образованного, творческого человека, способного организовывать свою самостоятельную деятельность и умеющего приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям. На рынке труда востребована личность, способная к созданию нового на основе самостоятельной творческой деятельности. В целях совершенствования подготовки студентов в области архитектурного дизайна, направленной на всестороннее и гармоничное развитие личности, педагогической задачей является необходимость развития и формирования профессиональной компетентности в области колористики. Цветовая организация пространства является одним из аспектов содержания деятельности архитектора. Цвет играет важную роль как средство решения композиционно-колористических задач, связанных с пространственным моделированием.

Наука о цвете складывалась на протяжении столетий. Первые цветовые системы появляются в культуре разных народов вместе с первыми мифами, магическими обрядами и ритуалами. Опираясь на анализ развития представлений человеческой мысли о цвете, можно выделить несколько этапов: 1. Этап донаучных представлений о цвете. 2. Общенаучный этап изучения цвета. 3. Этап развития прикладного знания о цвете. Отношение первобытного человека к цвету проникнуто мифологизмом. Для него познать мир - значит воспроизвести, повторить, и в результате такого отображения действительности складывались мифы. Основными цветами палеолитической живописи были красный, белый и черный. Красный олицетворял тепло, огонь, солнце, но в то же время сохранял негативный оттенок, символизируя кровь. Белый цвет выступал как образ блага, олицетворяя дневной свет, молоко, воду, являясь символом жизнетворных начал. Черный использовался как символ мрака, ночи, смерти и зла. Цвет у древних народов выполнял функцию слова, включенного в живописное изображение или орнамент.

В палитре египтян преобладали сочетания коричневых и желтых с зеленым и голубым цветами как символы земли и неба Египта. Египтяне особенно выделяли голубой цвет, насыщенный и звонкий.

В эпоху античности свет и цвет становятся предметом рассмотрения философов. Древнегреческие философы делали попытки создать цветовую семантику стихий не мистического, а природного характера. Проблему света и цвета изучали Эмпедокл, Демокрит, Платон, Аристотель, Теофраст. Они пытались определить природу света, проникнуть в тайну процессов зрения. Философы-материалисты истолковывали свет как определенный вид материи, способной истекать из предметов и, попадая в глаз человека, вызывать зрительные ощущения.

Попытка Демокрита объяснить качество цветов различными комбинациями атомов производит фантастическое и неубедительное впечатление, но, несмотря на ошибочность его теории цветов, это была первая научная теория в данной области.Демокрит, Эпикур и Лукреций предложили теорию истечений, которая с их точки зрения объясняла зрительный процесс, выглядевший следующим образом: от предметов отделяются тонкие пленки, повторяющие их форму и цвет, отпечатки перемещаются в пространстве, и, соприкасаясь с глазом, вызывают зрительные ощущения. Платон представляет свет как поток частиц, тончайшую материю. Согласно его теории, свет исходит от внешних источников (солнца) и истекает из глаз человека. При столкновении двух потоков происходит акт зрения. Аристотель отметил, что цвет взаимосвязан со светом и невозможен без него. Таким образом, свет в представлении античных философов представлял собой поток частиц, что предвосхищает корпускулярную теорию Ньютона и фотонную теорию Планка.

Несмотря на размышления философов о природе света, представления о цвете продолжают носить мифологический характер. Эмпедокл каждую из стихий, которых он выделил четыре, наделил своим цветом: вода – черный цвет, земля – желтый, огонь – красный, воздух – белый. Аристотель выделял три основных цвета: белый, желтый и черный. Белый цвет символизировал сразу несколько стихий – воду, воздух и землю. Желтый олицетворял пламя, а черный цвет обозначал стихии при переходе из одного состояния в другое.

После падения Западной Римской империи представления о цвете и свете переживают богословский этап. В Средневековье свет и цвет не рассматриваются ни с физической, ни с физиологической точек зрения, они не являются предметами специальных исследований. Учение о цвете превращается в метафизику света –учение о внеземном происхождении света и о его значении для человека. Использованию цвета придавалось большое значение, поскольку цвет замещал слово и использовался повсеместно: в архитектуре, одежде, книжной графике, живописи, скульптуре. Символика средневековья основывалась на исторической традиции и цветовых ассоциациях, включавших физиологическое и психологическое воздействие цвета. Цветовая символика имела иерархичный характер, в ней выделяли главные, божественные цвета - белый, золотой, пурпурный, синий и красный, а также желтый, который схож с золотом; далее выделяли зеленый и черный цвета. Такие цвета как серый, коричневый и все другие ненасыщенные цвета избегали применять, поскольку в них, согласно теории средневековья, отсутствует божественность.

Учение о цвете в эпоху Возрождения включает в себя черты и античной философии, и средневековую символику света и цвета. В литературе можно выделить несколько сочинений, в которых рассматривается проблема света и цвета: «Три книги о живописи» Л.Б. Альберти, «Книга о живописи» Леонардо да Винчи, труд Д. Вазари.

Работы Альберти и Леонардо да Винчи, посвященные цвету, основаны на личных наблюдениях феномена света. Согласно их учениям, существует тесная связь между светом и цветом, поскольку цвета изменяются под воздействием света. Белый и черный не считались цветами, но являлись главными цветами живописи, поскольку позволяли выявлять форму при помощи светотени.

В отличие от учений о цвете античности, в трудах Альберти и Леонардо да Винчи не меньшее значение уделяется вопросам применения цветов в живописи. Они ставили перед собой цель, опираясь на собственный опыт, дать художнику знания в области цвета, которые стали бы основой его практической деятельности.

Однако художники и теоретики эпохи Возрождения считали основными выразительными средствами рисунок, композицию и перспективу, цвету и колориту отводилась второстепенная роль. Цвет оставался локальным, жестким, его выразительностью пренебрегали при создании живописного произведения, отдавая предпочтение моделированию рельефности. Иное отношение к цвету складывается в эпоху Возрождения в Венеции. Именно колорит отличает произведения Джорджоне, Веронезе, Тициана и Тинторетто от произведений других мастеров.

В эпоху Возрождения возникли первые теории о взаимосвязи цвета и психологических качеств человека. Согласно теории Джан Паоло Ломаццо, каждый темперамент можно выразить через цвет: меланхолическому темпераменту соответствует черный, флегматическому – белый, сангвиническому — красный, холерическому — желтый.

Психолого-педагогические особенности подготовки студентов архитекторов в Многопрофильном колледже

В качестве дополнения к перечисленным принципам обучения при разработке модели методической системы обучения дисциплине «Колористика» в качестве основных можно также предложить следующие принципы: - принцип универсальности - предполагает, что полученные знания и умения в процессе изучения колористики обучающийся сможет применить для решения учебно-профессиональных задач в области цвета в любом направлении в своей профессиональной сфере. Например, знание закономерностей цветовой гармонии может быть им использовано при разработке не только интерьера, но и при проектировании объемного решения архитектурного сооружения. - принцип интеграции - направлен на формирование умения применять специальные знания и умения в области колористики в учебных ситуациях комплексно. Поиск цветового решения предметно-пространственной среды имеет комплексный характер, включая знания, полученные при изучении дисциплины «Колористика», а также из смежных дисциплин профессионального цикла (см. Приложение 7).

Процесс обучения колористике при подготовке архитекторов должен быть направлен на усвоение обучающимися основ теории цвета и закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий.

Таким образом, при изучении дисциплины «Колористика» для проведения лекционных и практических занятий используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский методы. В качестве основных форм организации обучения предложены лекции (в т.ч. лекция-визуализация) и практические занятия, в т.ч. с элементами разыгрывания профессиональной ситуации, а также самостоятельная работа студентов. Ведущими принципами при изучении колористики определены принцип наглядности, принцип научности, принцип систематичности и последовательности, принцип связи теории и практики.

В рамках диссертационного исследования нами была разработана модель методической системы обучения колористике, которая представляет собой совокупность компонентов: цели обучения, обусловленные современными требованиями в подготовке архитекторов; содержательно-процессуальный компонент, выражающийся в выборе соответствующих форм, методов и средств обучения (см. Приложение 2).

Возрастные рамки личности студента, обучающегося в среднем профессиональном учреждении, можно ограничить возрастом 15, 16 лет и 20-22 года. Психологи по-разному соотносят данный возрастной период и этап развития человека. Большинство исследователей возрастной период 15-17 лет определяют как раннюю юность, или старший школьный возраст. В периодизации Д.Б. Эльконина период развития человека отрочество подразделяется на два этапа – подростковый возраст, 11,12 – 15 лет, и ранняя юность, от 15 лет. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в 1965 году, определяет юношеский период для юношей – 17-21 год, для девушек – 16-20 лет. Данный возрастной период проанализирован в работах многих исследователей, таких как: И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, В.Т. Лисовский и др.

Если рассматривать личность студента, обучающегося в колледже, с точки зрения психологического развития, то в своем развитии во время обучения студент из подросткового периода вступает в период юности. Характеризуя личность студента среднего профессионального образовательного учреждения, следует рассматривать оба этапа во взаимосвязи, поскольку главные задачи взросления (профессиональные и социальные), распространяются на весь возраст в целом. Для характеристики личности студента, обучающегося в колледже, мы будем использовать классификацию, согласно которой возрастной период от 15,16 лет до 20-22 лет условно можно охарактеризовать как юношеский (юность).

Юность - это «период в развитии личности, который заключается в переходе от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни» [2.125]. Происходит личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Основные направления развития личности в юношеском возрасте связаны с будущим: окончание общеобразовательной школы, выбор профессии, начало трудовой деятельности.

Студента как личность можно охарактеризовать с нескольких сторон: с социальной, которая отражает общественные отношения личности во взаимодействии с различными социальными группами; - с психологической, которая выражается в психологических процессах состояниях и свойствах личности. Их основу составляют психические свойства личности (направленность, темперамент, характер), которые предопределяют успешность выполнения какой-либо деятельности, в том числе и учебно-профессиональной.

Развитие личности в юношеский период определяется социальными условиями. В этот возрастной период следует отметить неопределенность положения, которая определяет некоторые особенности поведения. С одной стороны, юношей продолжат волновать вопросы подросткового периода - вопрос о самостоятельности, автономии от взрослых. С другой стороны, перед ними возникают проблемы самоопределения. Данные факторы определяют новую социальную ситуацию развития личности в период юности.

Экспериментальная методическая система обучения основам колористики

Программы САПР (системы автоматизированного проектирования) или CAD (computer-aided design) широко применяются в архитектуре. В области строительства и архитектуры используются программы Piranesi, Autodesk AutoCAD, ArchiCAD для проектирования зданий, мостов, дорог и объектов различного назначения.

Программа ArchiCAD наиболее близка к архитектурной графике. Графический программный пакет CAD предназначен для проектирования архитектурных объектов, строительных конструкций, мебели, оборудования, а также ландшафтных элементов. Пользователь работает с виртуальной объемной моделью сооружения в натуральную величину. ArchiCAD включает двухмерные и трехмерные библиотечные элементы (мебель, источники освещения, окна и двери, элементы визуализации), которые имеют общие и специальные параметры, позволяющие редактировать объекты. Программа автоматически на основе плана выстраивает фасады, разрезы, развертки стен, экспликации и спецификации.

Несмотря на использование компьютерного моделирования, все чертежи оформляются в соответствии с общими законами архитектурной графики и ГОСТами. Для этого в ArchiCAD предусмотрены инструменты 2D черчения: линии, дуги, штриховки, выносные надписи, размерные линии, радиальные и угловые размеры, отметки уровня, координационные оси.

Программный пакет ArchiCAD позволяет работать со всем проектом в целом, поскольку внесенные изменения на планах автоматически отобразятся на разрезах и фасадах, что обеспечивает сокращение времени проектирования.

Для визуализации объектов предназначена программа Autodesk 3DSMAX, которая позволяет создавать и редактировать трехмерные модели, и, благодаря использованию различных механизмов и техник, позволяет добиться высокой реалистичности объектов. Autodesk 3DSMAX располагает различными средствами для анимации трехмерных объектов, что может использоваться архитекторами и дизайнерами для работы с заказчиками для презентации своих проектов.

Для окончательной обработки перспектив, разверток стен можно использовать Adobe Photoshop CS.

Цвет в архитектурно-дизайнерском проектировании имеет свою специфику. Это связано с тем, что используемые в проектах зданий и интерьеров отделочные материалы окрашены в определенные цвета, подобранные в соответствии с закономерностями цветовой гармонии, условиями освещенности, поэтому необходимо их точное представление заказчику и идентичность цвета виртуального проекта и используемых материалов на стадии реализации проекта. С этой целью было разработано несколько цветовых стандартов:

Цветовой стандарт NCS (Natural Color System) - широко используется в промышленности во многих странах для описания цвета и является национальным стандартом в Швеции, Норвегии и Испании. Все цвета цветовой системы NCS, которых на данный момент существует 1950, основаны на шести цветах - черном, белом, красном, зеленом, голубом и желтом. Кодировка цвета будет иметь следующий вид: NCSS 1550-R80B, где S обозначает версию стандарта NCS, 15 % - близость цвета к черному, 50% - насыщенность, 80 148 процентное соотношение между двумя цветами, в данном случае - 80% голубого и 20% красного. В цветовом представлении CMYK данный цвет будет иметь код CMYK (60, 30, 0, 0), RGB - RGB (116, 165, 211). Цветовая система NCS служит гарантией идентичного воспроизведения цвета на всех этапах проектирования, от виртуальной модели и до реализации.

Международный цветовой стандарт RAL является международной системой соответствия цветов, используемой с промышленности, архитектуре, строительстве и дизайне. Для определения цвета используют каталоги и веера. Также возможна установка палитр цветов по RAL в программы 3D моделирования, в том числе и в ArchiCAD, что позволяет идентифицировать цвет уже на стадии проектирования. Для определения цвета по цветовому стандарту RAL используют несколько шкал: RALClassic, RALDesign, RALEffect, RALPlastics. По цветовой шкале RALClassic, содержащей на данный момент 213 цветов, каждый цвет имеет свой четырехзначный код, где первая цифра обозначает оттенок (1 - жлтые, 2 - оранжевые и т.д.). Например, оранжевый цвет по шкале RALClassic будет иметь код RAL 2004 (CMYK 0, 70, 100, 0; RGB 231, 91, 18). Практическое задание Завершение работы над интерьером. Составление колерной карты. Выполнение на основе практического задания компьютерного варианта цветового решения интерьера.

Дидактические условия реализации модели экспериментальной методической системы

Программы САПР (системы автоматизированного проектирования) или CAD (computer-aided design) широко применяются в архитектуре. В области строительства и архитектуры используются программы Piranesi, Autodesk AutoCAD, ArchiCAD для проектирования зданий, мостов, дорог и объектов различного назначения.

Программа ArchiCAD наиболее близка к архитектурной графике. Графический программный пакет CAD предназначен для проектирования архитектурных объектов, строительных конструкций, мебели, оборудования, а также ландшафтных элементов. Пользователь работает с виртуальной объемной моделью сооружения в натуральную величину. ArchiCAD включает двухмерные и трехмерные библиотечные элементы (мебель, источники освещения, окна и двери, элементы визуализации), которые имеют общие и специальные параметры, позволяющие редактировать объекты. Программа автоматически на основе плана выстраивает фасады, разрезы, развертки стен, экспликации и спецификации.

Несмотря на использование компьютерного моделирования, все чертежи оформляются в соответствии с общими законами архитектурной графики и ГОСТами. Для этого в ArchiCAD предусмотрены инструменты 2D черчения: линии, дуги, штриховки, выносные надписи, размерные линии, радиальные и угловые размеры, отметки уровня, координационные оси.

Программный пакет ArchiCAD позволяет работать со всем проектом в целом, поскольку внесенные изменения на планах автоматически отобразятся на разрезах и фасадах, что обеспечивает сокращение времени проектирования.

Для визуализации объектов предназначена программа Autodesk 3DSMAX, которая позволяет создавать и редактировать трехмерные модели, и, благодаря использованию различных механизмов и техник, позволяет добиться высокой реалистичности объектов. Autodesk 3DSMAX располагает различными средствами для анимации трехмерных объектов, что может использоваться архитекторами и дизайнерами для работы с заказчиками для презентации своих проектов.

Для окончательной обработки перспектив, разверток стен можно использовать Adobe Photoshop CS.

Цвет в архитектурно-дизайнерском проектировании имеет свою специфику. Это связано с тем, что используемые в проектах зданий и интерьеров отделочные материалы окрашены в определенные цвета, подобранные в соответствии с закономерностями цветовой гармонии, условиями освещенности, поэтому необходимо их точное представление заказчику и идентичность цвета виртуального проекта и используемых материалов на стадии реализации проекта. С этой целью было разработано несколько цветовых стандартов:

Цветовой стандарт NCS (Natural Color System) - широко используется в промышленности во многих странах для описания цвета и является национальным стандартом в Швеции, Норвегии и Испании. Все цвета цветовой системы NCS, которых на данный момент существует 1950, основаны на шести цветах - черном, белом, красном, зеленом, голубом и желтом. Кодировка цвета будет иметь следующий вид: NCSS 1550-R80B, где S обозначает версию стандарта NCS, 15 % - близость цвета к черному, 50% - насыщенность, 80 148 процентное соотношение между двумя цветами, в данном случае - 80% голубого и 20% красного. В цветовом представлении CMYK данный цвет будет иметь код CMYK (60, 30, 0, 0), RGB - RGB (116, 165, 211). Цветовая система NCS служит гарантией идентичного воспроизведения цвета на всех этапах проектирования, от виртуальной модели и до реализации.

Международный цветовой стандарт RAL является международной системой соответствия цветов, используемой с промышленности, архитектуре, строительстве и дизайне. Для определения цвета используют каталоги и веера. Также возможна установка палитр цветов по RAL в программы 3D моделирования, в том числе и в ArchiCAD, что позволяет идентифицировать цвет уже на стадии проектирования. Для определения цвета по цветовому стандарту RAL используют несколько шкал: RALClassic, RALDesign, RALEffect, RALPlastics. По цветовой шкале RALClassic, содержащей на данный момент 213 цветов, каждый цвет имеет свой четырехзначный код, где первая цифра обозначает оттенок (1 - жлтые, 2 - оранжевые и т.д.). Например, оранжевый цвет по шкале RALClassic будет иметь код RAL 2004 (CMYK 0, 70, 100, 0; RGB 231, 91, 18).