Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-педагогическое краеведение в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки (на материале педагогического колледжа) Степанова Татьяна Ивановна

Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
<
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
Музыкально-педагогическое краеведение 
в процессе профессиональной подготовки 
будущего учителя музыки 
(на материале педагогического колледжа)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанова Татьяна Ивановна . Музыкально-педагогическое краеведение в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки (на материале педагогического колледжа) : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Степанова Татьяна Ивановна ;[Место защиты: Белгородский государственный национальный исследовательский университет - ФГАОУ ВПО].- Белгород, 2015.- 223 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы музыкально-педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки

1.1 Историко-педагогический анализ проблемы музыкально-педагогического краеведения 15

1.2 Сущность и содержание музыкально-педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки 36

1.3 Критерии эффективного использования музыкально-педагогического краеведения в профессиональной подготовке учителя музыки 56

Выводы по I главе .69

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию музыкально-педагогического краеведения в профессиональной подготовке будущего учителя музыки в педагогическом колледже

2.1 Изучение опыта использования музыкально-педагогического краеведения в профессиональной подготовке будущего учителя музыки (анализ результатов констатирующего эксперимента) 71

2.2 Педагогическая технология использования музыкально-педагогического краеведения в образовательном процессе колледжа 85

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 127

Выводы по II главе .146

Заключение 148

Список литературы 152

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное образование

стратегически направлено на предоставление возможности каждому обучающемуся своей индивидуальной образовательной траектории для раскрытия собственного личностного потенциала.

Ряд основополагающих документов в области образования

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025
года», Федеральный проект «Современная модель образования,

ориентированная на решение задач инновационного развития экономики на
период до 2020 года», Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» 2012 года и пр., позволяют увидеть, что выпускник
образовательной профессиональной организации должен уметь осмысленно,
грамотно и продуктивно действовать в нестандартных ситуациях, быть
человеком креативным, социально активным, конкурентоспособным,
осваивать новейшие достижения педагогической науки, постоянно
стремиться к самопознанию и самосовершенствованию, иметь твердую
жизненную позицию. Особенно актуально это для выпускников
профессиональных образовательных организаций, получающих среднее
музыкальное профессиональное образование, так как им предстоит работать
с явлениями, фактами художественного отображения действительности,
самим создавать подобные факты и новые образы, организовывать
культурно-образовательную среду для эстетического, музыкально-

творческого развития растущего человека.

Целенаправленное профессиональное обучение дает возможность обучающемуся как субъекту образовательного процесса, обеспечить высокий уровень развития заложенных в нем способностей. Важным при этом является признание специальной деятельности по формированию и развитию профессиональных и личностно-значимых качеств будущего учителя музыки, обеспечивающих эффективность избранной деятельности. Одним из компонентов такой деятельности является музыкально-педагогическое краеведение.

Необходимость разработки феномена «музыкально-педагогическое
краеведение» обосновывается важностью комплексного решения многих
педагогических проблем в теории и практике профессиональной подготовки
будущих учителей музыки. Представляя собой синтез музыкознания
(истории музыки, этнографии, теории и методики музыкального образования,
музыкальной психологии и т.д.) и краеведения (изучение жизни и
деятельности музыкантов, композиторов и исполнителей, внесших

значительный вклад в дело развития музыкального образования в регионе),
музыкально-педагогическое краеведение как научная дисциплина,

способствует формированию разностороннего специалиста, способного сохранить и продолжить традиции музыкального и культурного наследия родного края.

Каждый российский регион имеет свои исторические, культурные,
музыкальные традиции; обладает характерными социально-экономическими
и природно-географическими особенностями, имеет определенную

установку на решение образовательной политики (в том числе и в области музыкального труда) и др. Региональная специфика в отличие от общегосударственной федеральной системы музыкального образования и должна быть учтена при организации музыкального образования в средних профессиональных организациях при подготовке будущих учителей музыки.

Регионализация образования – это одно из направлений

реформирования профессиональной школы, поэтому оно нуждается в
научном сопровождении. Музыкально-педагогическое краеведение

органически входит в процесс профессиональной подготовки студентов колледжа, является частью его целостной педагогической системы, функционирование которой предполагает создание педагогических условий для развития личности будущего учителя музыки на основе овладения необходимыми для педагогической деятельности знаниями, умениями и навыками, в том числе и в области музыкально-педагогического краеведения, а также развития профессионально- и личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Вопросы общепрофессиональной подготовки учителя рассматривались в работах Е.П. Белозерцева, Н.А. Бордовской, М.Т. Громковой, В.И. Загвязинского, И.Ф. Исаева, Л.И. Мищенко, Н.А. Моревой, В.А. Сластенина, А.И. Умана и др.

Ообенности подготовки учителя музыки представлены в трудах Э.Б. Абдуллина, Н.А. Асташовой, Л.Г. Арчажниковой, Г.В. Байбиковой, С.И. Дорошенко, Л.И. Глазуновой, Д.Б. Кабалевского, Т.В. Надолинской, А.С. Петенина, Л.А. Тарасовой, Г.М. Цыпина и др.

Исследованиями в области теории личностно-ориентированного
подхода в обучении и воспитании занимались Д.А. Белухин,

Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская.

Основные принципы и закономерности краеведческой работы раскрыты в работах В.Н. Ашуркова, А.С. Баркова, Д.В. Кацюба, Д.С. Лихачева, Н.П. Милонова, К.Ф. Строева, С.О. Шмидта и др.

Различные аспекты формирования музыкальной культуры

рассматривались Б.В. Асафьевым, Л.Л. Бочкаревым, С.И. Дорошенко, Б.Н. Лазаревым, И.Н. Немыкиной, В.И. Петрушиным, Р.А. Телечаровой, Б.М. Тепловым, Л.В. Школяр и др.

Вопросы содержания и организации регионального краеведения исследовали Е.П. Белозерцев, Ю.С. Горяйнов, Л.А. Калантарян, Б.И. Осыков, Т.Г. Питинова, Т.В. Хорхордина и др.

В трудах Т.А. Бабаковой, З.А. Зверевой, А.А. Митиной,

Л.Г. Панфиловой, Г.П. Пирожкова, Н.А. Седельниковой, Н.В. Сергеевой,

О.В. Терехиной, В.В. Титовой, Р.Р. Тумпарова достаточно полно представлен педагогический потенциал краеведения.

Таким образом, отдельные аспекты поставленной проблемы

исследовались в отечественной педагогике, тем не менее специального
исследования, посвященного разработке, обоснованию и

экспериментальному выявлению эффективности использования музыкально-педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки в учреждениях среднего профессионального образования до настоящего времени не проводилось.

Изучение научной литературы, результатов современных

исследований, а также анализ существующего опыта в организациях среднего профессионального педагогического музыкального образования позволили выявить следующие противоречия между:

– потребностью теории и методики профессионального образования в
комплексной разработке научных основ к использованию музыкально-
педагогического краеведения и недостаточной изученностью педагогических
условий, технологий использования музыкально-педагогического

краеведения в процессе подготовки будущего учителя музыки;

– потребностями регионального социума в специалистах, способных
использовать локальные культурно-музыкальные и музыкально-

педагогические традиции и недостаточным использованием воспитательного потенциала музыкально-педагогического краеведения в профессиональной подготовке будущего учителя музыки.

Выявленные противоречия определили проблему исследования:
каковы содержание и технология использования музыкально-

педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущего учителя музыки в педагогическом колледже.

Предмет исследования: музыкально-педагогическое краеведение в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование музыкально-педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом колледже будет эффективно, если:

– определены сущность и содержание музыкально-педагогического краеведения;

– выявлены и обоснованы педагогические условия использования музыкально-педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки;

– разработаны и определены критерии и показатели эффективного использования музыкально-педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки;

– разработана и реализована технология использования музыкально-педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность и содержание музыкально-педагогического
краеведения.

2. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного
использования музыкально-педагогического краеведения в процессе
профессиональной подготовки учителя музыки.

3. Разработать критерии и показатели использования музыкально-
педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки
будущего учителя музыки;

4. Разработать и апробировать технологию использования музыкально-
педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки
будущего учителя музыки в педагогическом колледже.

Методологическую основу исследования составляют:

культурологический подход, представляющий собой единство

аксиологического, технологического и личностно-творческого аспектов
подготовки учителей музыки в педагогическом колледже (Э.Б. Абдуллин,
Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, С.И. Дорошенко, И.Ф. Исаев, Д.Б. Кабалевский,
Н.А. Мещерякова, А.С. Петенин, А.Н. Сохор, Н.М. Червоиваненко,
Л.В. Школяр, Г.М. Цыпин); личностно-ориентированный подход,

раскрывающий личностно ориентированную направленность процесса
формирования разносторонней личности будущего специалиста

(А.А. Веретьева, Л.С. Зац, И.П. Сергеева, А.К. Маркова, В.В. Сериков, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская); компетентностный подход, позволяющий сформировать профессиональные компетенции будущего учителя музыки (О.А. Апраксина, Л.А. Байбикова, Н.Н. Добровольская, М.И. Ситникова, Л.А.Тарасова, Р.А. Тельчарова, В.П. Халабузарь и др.).

Теоретической основой исследования являются: базовые положения
философии образования (Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен,
Э.Н. Гусинский, И.А. Ильин и др.); современные концепции гуманизации и
гуманитаризации образования (А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, Б.М. Бим-Бад,
А.А. Бодалев, О.В. Долженко, И.С. Кон, А.В. Петровский, В.А. Сластенин,
В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов, Э.Фромм, И.С. Якиманская и др.);
формирования музыкальной культуры (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина,
Л.Г. Арчажникова, Н.А.Ветлугина, С.И. Дорошенко, М.С. Жиров,
Б.Д. Критский, И.Н. Немыкина, А.С. Петелин, Л.А. Рапацкая,

Р.А.Тельчарова, Г.М. Цыпин и др.); концептуальные положения о роли краеведения в целостном учебно-воспитательном процессе (И.А. Верба, Я.Б.

Галкин, С.А. Герасимова, А.С. Завадье, В.П. Иванов, Ю.Ф. Кононов,
Н.П. Милонов, А.П. Радищев, А.М. Разгон, М.Н. Черноморский, С.О.Шмидт
и др.) и освоения человеком культурных ценностей (Н.А. Асташова,
В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, И.Ф. Исаев, М.С. Каган,
А.В. Репринцев, В.В. Сериков и др.); концепции инновационной
деятельности в педагогике (Т.М. Давыденко, В.А. Караковский,

Л.С. Подымова, Т.Н. Разуваева, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и др.).

Для решения задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования (теоретических и эмпирических): анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных документов по профессиональной подготовке учителя музыки, моделирование; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта; самооценка; констатирующий и формирующий эксперименты; методы статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. В исследовании принимали участие студенты и преподаватели ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж» и ОГАПОУ «Валуйский колледж» Белгородской области. В констатирующем эксперименте было задействовано 430 студентов.

Формирующий эксперимент проводился на базе Старооскольского педагогического колледжа в течение четырех лет. В нем приняло участие 141 респондент: 48 студентов двух экспериментальных групп, 23 студента контрольной группы. В исследовании принимали участие 70 преподавателей колледжей музыкально-педагогических и гуманитарных дисциплин.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2008 по 2015 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2008-2009 гг.) изучалось состояние проблемы в
научной литературе и педагогической практике, выявлялись теоретические и
психолого-педагогические предпосылки использования музыкально-

педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки учителя музыки.

На втором этапе (2009-2013 гг.) определялась технология
музыкально-педагогического краеведения, критерии и уровни её

сформированности; был проведён констатирующий эксперимент с целью
установления исходного состояния использования музыкально-

педагогического краеведения в образовательном процессе колледжа;
определялись экспериментальные и контрольные группы; выявлялись

педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения краеведческого материала при подготовке будущего учителя музыки; проводился формирующий эксперимент, апробация технологии музыкально-педагогического краеведения в образовательном процессе педагогического колледжа.

На третьем этапе (2013-2015гг.) были обработаны и

проанализированы количественные и качественные результаты, обобщены
теоретические и практические выводы; конкретизировалась технология
использования музыкально-педагогического краеведения в системе

профессиональной подготовки будущего учителя музыки с учетом педагогических условий, обобщались, систематизировались результаты исследования, оформлялись теоретические и практические материалы проведенной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– раскрыты сущность и содержание музыкально-педагогического

краеведения в образовательном процессе образовательной организации среднего профессионального образования (педагогический колледж); – обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия использования музыкально-педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом колледже; – определены критерии и показатели эффективности использования музыкально-педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом колледже;

– разработана и апробирована технология использования музыкально-педагогического краеведения в образовательном процессе педагогического колледжа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его
результаты вносят определённый вклад в развитие теории музыкальной
педагогики: уточнены сущность и содержание музыкально-педагогического
краеведения; определены формы организации деятельности обучающихся по
музыкально-педагогическому краеведению в условиях педагогического
колледжа; разработана структурно-содержательная модель использования
музыкально-педагогического краеведения в педагогическом колледже;
решена проблема использования музыкально-педагогического краеведения
как части профессиональной подготовки будущих специалистов; дано
авторское определение понятия «Музыкально-педагогическое краеведение»;
обоснованы педагогические условия использования музыкально-

педагогического краеведения в профессиональной подготовке будущего учителя музыки.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и
апробации технологии использования музыкально-педагогического

краеведения в образовательном процессе педагогического колледжа; во
внедрении авторской программы и учебного пособия по курсу «Музыкально-
педагогическое краеведение»; в разработке диагностического
инструментария для изучения эффективности использования музыкально-
педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки
будущего учителя музыки; возможности использования результатов
исследования в подготовке будущих учителей музыки в средних и высших

профессиональных организациях, в системе переподготовки и повышения квалификации учителей музыки.

Личный вклад автора заключается в разработке и реализации
комплексного исследования эффективного использования музыкально-
педагогического краеведения в процессе подготовки учителя музыки в
условиях образовательного процесса педагогического колледжа; в изучении,
систематизации и осуществлении анализа и педагогической интерпретации
данных эмпирического и формирующего этапов эксперимента; в разработке
авторской программы и учебного пособия по музыкально-педагогическому
краеведению; во внедрении результатов исследования в работу

педагогических колледжей Белгородской области.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается
обоснованностью исходных методологических подходов; применением
комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования;
экспериментальной проверкой положений, составляющих гипотезу

исследования; сочетанием количественного и качественного анализа
полученных результатов опытно-экспериментальной работы;

использованием методов статистической обработки результатов

исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:
1. Музыкально-педагогическое краеведение в процессе

профессиональной подготовки будущего учителя музыки – это

интегрированная предметная область, основывающаяся на музыкознании, теории и методике образования, краеведческом материале, освоение которой направлено на продуктивную профессиональную подготовку, активную поисковую и просветительскую деятельность обучающихся.

Содержание музыкально-педагогического краеведения составляют
ценности музыкальной и педагогической культуры региона: традиции,
обычаи, особенности музыкального народного творчества; жанры

музыкальных произведений; музыкальные инструменты; творчество и
педагогическая деятельность музыкантов, педагогов, композиторов,

исполнителей; история развития музыкально-педагогического образования в
регионе; особенности деятельности музыкально-педагогических

образовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования; современное состояние региональной музыкальной и культурно-образовательной среды.

2. Педагогические условия использования музыкально-педагогического

краеведения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки:

– создание музыкально-педагогической краеведческой среды в

педагогическом колледже;

– включение будущих учителей музыки в поисковую, учебно-
исследовательскую, краеведческую и практико-ориентированную
деятельность в области музыкально-педагогического краеведения;

– организация научного кружка по изучению музыкальной культуры Белгородского края как локуса контроля учебно-исследовательского потенциала студентов;

– создание электронного образовательного ресурса «Музыкально-

педагогическое краеведение» и его использование в профессиональной подготовке будущих учителей музыки.

3. Критерии и показатели использования музыкально-педагогического
краеведения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя:

– Мотивация изучения музыкально-педагогического краеведения

(социальные мотивы, профессиональные мотивы).

– Знание основ музыкальной культуры региона (знание основных

направлений музыкальной культуры региона, знание музыкального

творчества и педагогической деятельности композиторов, исполнителей

региона).

– Готовность студентов к музыкально-просветительской деятельности по

пропаганде достижений в области музыкальной культуры региона (владение

навыками общения с аудиторией, владение навыками исполнительства).

4. Педагогическая технология использования музыкально-педагогического
краеведения в образовательном процессе педагогического колледжа имеет
следующие этапы: диагностико-прогностический, оптимально-
деятельностный, экспертно-рефлексивный.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования представлены в 21 публикации автора, в том числе в 3 статьях периодических изданий, включенных в Перечень научных журналов и изданий ВАК, обсуждались на заседаниях кафедры педагогика ФГАОУ ВПО НИУ «БелГУ» (2008-2015 гг.), докладывались на научно-практических конференциях и семинарах: международных (Москва, 2011г., Новосибирск, 2013г., Белгород, 2008г., 2015г.), всероссийских и региональных (Белгород, 2008г., 2010г., 2012г., Смоленск, 2008г., Старый Оскол, 2008г., 2009г., 2011г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность и содержание музыкально-педагогического краеведения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки

Современный этап развития российского общества характеризуется фундаментальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, и, соответственно, выдвигает новые подходы к воспитанию современной молодежи, в том числе ее патриотизма и нравственности. Педагогами-практиками, многими учеными ведутся активные поиски решения проблем, связанных с поиском путей приобщения молодежи к духовному наследию родного народа, определением содержательной основы и технологического обеспечения воспитательной деятельности, направленной на формирование чувства любви к Родине (и своей малой Родине в том числе), общечеловеческой культуры, гражданственности. Доказано, что наиболее сензитивным периодом для становления и развития аксиосферы личности, ее этнической и культурной идентичности, эмоциональной восприимчивости является студенческий возраст. Наиболее сильным источником обогащения знаний студентов о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских качеств личности, является краеведение. Оно раскрывает связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории каждого города, села с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждого гражданина общества, стать достойными наследниками лучших традиций родного края. Органичной и неотъемлемой частью жизни народа является музыка, концентрирующая его ментальные установки, сохраняющая опыт поколений в отношении к окружающему миру, имеющая свое, особое отношение к оценке жизненных явлений и к представлениям об истине, добре, красоте. Музыка родного края, ее воспитательный потенциал, ее эмоциональное воздействие также должны быть изучены в образовательном процессе образовательной организации и интегрированы в воспитательную деятельность среднего профессионального учебного заведения.

Рассмотрим подробнее такие важные для нашего исследования дефиниции, как «краеведение», «музыкальное краеведение», «музыкально-педагогическое краеведение».

Истоки краеведения уходят вглубь веков. Безвестные народные краеведы собирали сведения о родных местах. Свои знания они передавали из поколения в поколение, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Являясь живыми хранителями и страстными поборниками местной истории, краеведы вносили свою лепту в воспитание подрастающего поколения в духе любви к родному краю [11].

Существует точка зрения, что первым краеведом, основоположником русского краеведения был М.В. Ломоносов, который в 1760 г. предпринял попытку исследования страны с участием населения, в том числе с участием детей. В «Академической анкете» было дано 30 вопросов о городах, губерниях и провинциях России. Анкета М.В. Ломоносова является первой подлинной программой краеведческого изучения страны [11].

Сосланные в Сибирь декабристы занимаясь изучением самых глухих, отдаленных окраин тогдашней Российской империи, также принадлежат к числу первопроходцев в области краеведения. Они оставили после себя ценные рукописные труды, которые долгие годы оставались неизданными [18].

Нам известна позиция ученых о том, что слово «краеведение» утвердилось в нашем языке лишь в начале XX в., хотя восходит к одному из давних значений слова «край»: страна, область, местность – значению, принятому в классической художественной литературе.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (II пол. XIX в.) слова «краеведения» ещё нет. Отсутствует оно и в энциклопедических словарях, издававшихся на рубеже XIX – XX в.в. Брокгаузом и Ефроном и братьями Грант. В академическом словаре русского языка (1916) уже появилось краткое объяснение слова «краеведение» – это «изучение данного края, страны» [123]. Важно отметить, что изначальный смысл слова подразумевает не просто знание о чём-то, но и путь познания, поиска и распространение этих знаний. «Введение» – по словарю В.Даля – это «знание, познание, разумение, сведение, понимание» и … «состояние ведающего» [64]. Слово «краеведение» общеупотребительно. Однако толкование его и в языке науки и в просторечии неоднозначно. У понятия «краеведение» есть большое множество определений. В русском толковом словаре В.В. Лопатина, Л.Е. Лопатиной читаем: «Краеведение – изучение природы, истории, культуры отдельных местностей страны» [121]. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова краеведение определяет как «изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей» [145].

Некоторыми исследователями дается следующее определение данному понятию: «краеведение - научная дисциплина интегрирующего характера, методология и методика которой используется широкими слоями общественности, - это и научно-популяризаторская деятельность, и способ освоения историко-культурного и природного наследия, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории природы и общества «своего края» [206].

В целом под краеведением принято понимать форму общественной деятельности, к которой причастны не только учёные-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местные жители. Известный ученый, академик Д.С. Лихачёв определил краеведение как «самый массовый вид искусства» [118 ].

Свое понимание сущности краеведения высказывает Л. Таганов: «… краеведение как наука, как учебная дисциплина несет в себе серьезное философско–нравственное начало… Краеведение помогает раскрыть значимость той ближней среды, без учета которой человеческое существование лишается своей живительной силы… Краеведение – неотъемлемая часть культурологии. Подобно тому, как море нельзя представить без впадающих в него рек, так нельзя представить большую культуру вне ее краевого бытия» [196].

Известный краевед 20-х гг. XX в. профессор И.М. Гревс отмечал: «Есть мир природы с его явлениями и мир человека, созданный его трудом и творчеством. Совокупность этих объектов – памятники, т.к. они сохраняют память о том, что происходило, что продолжается, тем дают возможность изучать землю и человечество в прошлом и настоящем» [31]. Таким образом, ученый как бы подчеркивает, что краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п.

Другая позиция, ученого Л.С. Берга заключается в том, что под краеведением он подразумевал всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объектами для краеведческого изучения станет природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни [26].

Критерии эффективного использования музыкально-педагогического краеведения в профессиональной подготовке учителя музыки

Критерий определяется как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, как степень развития того или иного качества, умения. Философский словарь определяет понятие «критерий» как признак и средство проверки истинности или лживости положения [215].

Определяя критерии использования музыкально-педагогического краеведения в системе профессиональной подготовки будущих учителей музыки, мы основывались на общих требованиях педагогической теории и практики к определению и обоснованию критериев. Эти требования сводятся к следующему: критерии раскрываются через совокупность показателей и уровень их проявления, на основании которых можно судить о степени выраженности этих показателей; критерии должны отражать динамику педагогической деятельности во времени и пространстве; критерии должны объединять внутренние и внешние компоненты исследуемой системы, с их помощью должны устанавливаться связи между всеми ее элементами [86].

В определении критериев музыкально-педагогического краеведения мы основывались, с одной стороны, на идеях педагогической аксиологии, которые раскрывают работы И.Ф. Исаева, Н.А. Асташовой, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой [85, 7, 184, 228] и на междисциплинарном операциональном подходе, разработанном и адаптированном для системных педагогических исследований Н.В. Кузьминой – с другой стороны [112]. Операциональный подход рассматривает профессиональную деятельность как процесс решения педагогических задач, который требует системы действий и операций. Кузьмина Н.В. считает, что критерии могут выполнять функции тех умений, которые должны быть «заложены» в специалисте, сформированы у него, и, одновременно идеальны для оценки эффективности обучения [112].

Музыкально-педагогическая деятельность аксиологична по своей сути и, благодаря этому, определяет личностные ориентиры будущего учителя музыки.

Рассматривая педагогическую деятельность будущих учителей музыки, обратим внимание на такие ее содержательные характеристики как: – понимание своей миссии как субъекта преподавательской и исследовательской деятельности; – осознанная потребность преподавать; – качественное выполнение программы курса «Музыкально-педагогическое краеведение» и педагогической практики; – готовность постоянно повышать уровень своей педагогической деятельности.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, собственный опыт педагогической деятельности по внедрению в образовательный процесс колледжа курса «Музыкально-педагогическое краеведение», позволили выделить структурные компоненты профессиональной подготовки будущих учителей музыки, ориентированных на деятельность по музыкально-педагогическому краеведению. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимобусловлены, а реализация каждого из них требует комплекса профессионально значимых, целенаправленных профессиональных действий. К таким компонентам мы относим: Ценностно-личностный, который характеризуется принятием и осмыслением системы ценностей, сформированными личностными качествами будущего учителя музыки.

Когнитивный компонент, характеризующийся системой знаний, умений, навыков в области музыкально-педагогического краеведения, теории музыки, исполнительского мастерства.

Деятельностный компонент характеризуется сформированной коммуникативной культурой будущих учителей музыки, умением строить конструктивные взаимоотношения с воспитанниками и коллегами, родителями обучающихся; приоритетным отношением к личности ребенка, занимающегося музыкой, социальной ответственностью за полноценное развитие личности, сохранение духовных ценностей.

Креативный компонент характеризуется развитием педагогического творчества, креативного начала у будущих учителей музыки, расширением представлений о деятельности учителя музыки, овладение видами педагогического творчества.

Для диагностики уровней использования музыкально-педагогического краеведения были определены критерии и показатели, для оценки которых использовался диагностический инструментарий. Применение диагностического инструментария позволило выделить три уровня использования музыкально-педагогического краеведения в процессе подготовки будущих учителей музыки.

Исходя из позиции использования музыкально-педагогического краеведения как эффективного средства профессиональной подготовки будущих учителей музыки, мы сформулировали критерии, которые должны раскрываться через качественные признаки (показатели), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; они должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-педагогическом пространстве.

Педагогическая технология использования музыкально-педагогического краеведения в образовательном процессе колледжа

Проще говоря, процесс обучения становится более динамичным. Во-вторых, учебная информация имеет компьютерную визуализацию, а это помогает представить не только реально протекающие, но и «виртуальные» процессы и явления. В-третьих, у студентов и преподавателя появляется возможность архивного хранения достаточно больших объемов информации. В-четвертых, с помощью электронных ресурсов как бы сама собой разрешается проблема быстрого нахождения и доступности источников знаний (работа с онлайн словарями, энциклопедиями, личными сайтами композиторов, ученых и пр.) В-пятых, работа с электронными образовательными ресурсами способствует формированию информационной компетентности и информационной культуры студентов. В-шестых, происходит индивидуализация и дифференциация процесса обучения. В-седьмых, у преподавателя появляется возможность осуществления контроля, диагностики ошибок и оценки результатов учебной и внеучебной деятельности студентов. Ну и наконец, у студентов появляется возможность взаимодействовать с сетевыми партнерами, то есть развивать еще и социальную компетентность.

Таким образом, мы считаем, что использование ЭОР является очень эффективным средством в обучении и воспитании молодого поколения, позволяющим совершенствовать музыкально-педагогическую краеведческую среду, а также создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности студента.

Отметим, что среди всех электронных образовательных ресурсов наиболее яркими, мощными и интересными для образования продуктами являются средства мультимедиа. Чтобы их создать, необходимо использовать графику, фото, видео, анимации и звук. То есть всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. В зависимости от задач того или иного занятия, выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов: обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, тренажёры, контролирующие, учебно-игровые.

Создавая свой электронный образовательный ресурс «Музыкально-педагогическое краеведение», мы предполагали, что активное его внедрение и использование в образовательной деятельности значительно повысит заинтересованность обучающихся и активизирует работу студентов по музыкально-педагогическому краеведению.

Помимо электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе очень эффективно использование Интернет – ресурсов. Интернет сегодня – это не только неотъемлемая часть современной действительности, но и действенная помощь в изучении любого учебного предмета. Современные интернет-ресурсы сегодня позволяют: восполнить дефицит источников учебного материала; развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.

Выявленные нами педагогические условия позволили четко представить роль и место музыкально-педагогического краеведения в образовательном процессе колледжа: Использование музыкально-педагогического краеведения в образовательной деятельности колледжа Таблица 2. Образовательный процесс Наименование дисциплин и форм реализации музыкально-педагогического краеведения учебный процесс общеобразовательный блок социально-гуманитарный блок блок предметной специальной подготовки учебно-исследовательская деятельность поисковая работа проведение круглых столов по актуальныммузыкально-педагогическим вопросам работа над индивидуальными студенческимипроектами (НИРС, УИРС) организация и работа научного кружка проведение экскурсий написание статей внеурочная деятельность тематические концерты слитературоведческими комментариями лекции-концерты для общеобразовательныхшкол и ДОУ музыкальные салоны и гостиные проведение тематических классных часов,творческие встречи с музыкантами,композиторами, исполнителями. педагогическая практика проведения музыкальных занятий в ДОУ проведение пробных уроков музыки в 1-8классах проведение внеурочных мероприятий

Кроме вышеуказанного, выявленные нами педагогические условия позволили определить направления деятельности преподавателей колледжа по музыкально-педагогическому краеведению, и были положены в основу разработки педагогической технологии.

Третий этап технологии - экспертно-рефлексивный – позволяет оценить результат реализации технологии и всей выполненной работы как внешними экспертами, так и субъектами образовательного процесса педагогического колледжа. Технология музыкально-педагогического краеведения была обсуждена и утверждена на заседании научно-методического совета педагогического колледжа и нашла отражение в плане ежегодной организации образовательного процесса колледжа. С включением музыкально педагогического краеведения в содержание образования стало более мобильным и изменялось в соответствии с мотиваций и творческой активностью студентов. Накопленный опыт и анализ профессиональной подготовки учителей музыки показал, что краеведческий материал может быть востребован по многим дисциплинам.

Таким образом, что же дает использование музыкально педагогического краеведения в образовательном процессе колледжа? Во-первых, активное использование материалов музыкально-педагогического краеведения на уроках, лекционных, семинарских занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла и специальной музыкальной подготовки для совершенствования профессиональных знаний и умений студентов, формирования музыкальной культуры и с целью самосовершенствования. Во-вторых, вовлечение студентов в учебно-исследовательскую и поисковую деятельность с учётом индивидуальных особенностей и личностно-ориентированного подхода; в-третьих, способствует организации внеурочной воспитательной работы краеведческой направленности с применением индивидуальных, групповых форм работы с целью развития познавательного интереса, формирование музыкальной культуры и навыков музыкально-просветительской деятельности и в-четвертых, использование музыкально-педагогического краеведческого материала на педагогической практике: пробные музыкальные занятия в ДОУ, пробные уроки музыки в 1-8 классах, внеурочные мероприятия.

Государственный образовательный стандарт подготовки учителей музыки включает следующие блоки: общеобразовательный, социально гуманитарный, общепрофессиональной подготовки. Каждый из этих блоков был дополнен музыкально-педагогическим краеведческим материалом, способствующим формированию современного, мобильного, востребованного учителя музыки. Изучение этого материала осуществлялось в ходе курса «Музыкально-педагогическое краеведение» и включалось при изучении других предметов профессиональной подготовки: теория и методика музыкального образования и воспитания детей, хороведение, методика работы с детским хоровым коллективом, детский хоровой театр, история детского хорового исполнительства, иностранный язык, дирижирование, вокальный класс, сольфеджио, мировая художественная культура, история музыки, православная культура, музыкальная психология и музыкальная педагогика, музыкальная литература, педагогика, дополнительное образование детей: история и современность, народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем, методика организации детского музыкального театра.

Результаты опытно-экспериментальной работы

На начальном этапе высокий уровень сформированности знаний основ музыкальной культуры региона проявился в ЭГ-1 у 25,5% студентов и у 28% студентов ЭГ-2, средний уровень у 17,5% студентов ЭГ-1 и 22,5% студентов ЭГ-2, низкий уровень у 57% и 49,5% студентов ЭГ-1 и ЭГ-2 соответственно.

На промежуточном этапе эксперимент показал следующие результаты: высокий уровень в ЭГ-1 - 29% и в ЭГ-2 - 31%, средний уровень у студентов ЭГ-1- 32% и 36% у студентов ЭГ-2, низкий уровень в ЭГ-1 - 39% и 33% у студентов ЭГ-2.

Итоговый этап выявил у 87% и 85% студентов ЭГ-1, ЭГ-2 высокий и средний уровень сформированности знаний основ музыкальной культуры региона и только у 13% студентов ЭГ-1 и 15% студентов ЭГ-2 низкий уровень.

Уровень сформированности знаний основ музыкальной культуры региона будущих учителей музыки в контрольной группе анализировался на этапах формирующего эксперимента. В эксперименте принимали участие 23 студента.

На начальном этапе высокий уровень сформированности знаний основ музыкальной культуры региона проявился 23% студентов КГ, средний уровень у 28% студентов КГ, низкий уровень у 49% студентов КГ.

На промежуточном этапе высокий уровень показали 7 студентов (30%), средний уровень 13 студентов (53%), низкий уровень 3 студента (17%) контрольной группы.

Итоговый этап выявил у 83,5% студентов КГ высокий и средний уровень сформированности знаний основ музыкальной культуры региона и только 4 студента (16,5%) КГ имеют низкий уровень знаний основ музыкальной культуры региона. (Таблица 2.12)

Степень готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности по пропаганде достижений в области музыкальной культуры региона в экспериментальных группах изучался на этапах формирующего эксперимента. В эксперименте принимали участие 48 студентов.

На начальном этапе высокую степень готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности по пропаганде достижений в области музыкальной культуры региона проявили 11%студентов в ЭГ-1 и 13,5% студентов ЭГ-2, средняя степень у 16,5% студентов ЭГ-1, ЭГ-2, низкая - у 72,5% и 70% студентов ЭГ-1, ЭГ-2 соответственно.

На промежуточном этапе эксперимент показал следующие результаты: высокая степень у 23,5%, средняя степень у 35%, низкая сепень у 41,5% студентов ЭГ-1 ЭГ-2 в среднем.

Итоговый этап выявил у 52% студентов ЭГ-1 и ЭГ-2 высокую степень готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности по пропаганде достижений в области музыкальной культуры региона, среднюю степень готовности у студентов ЭГ-1 - 43,5% и 41% у студентов ЭГ-2, низкую степень готовности к музыкально-просветительской деятельности у 4,5% (ЭГ-1) и 7% (ЭГ-2) студентов.

Степень готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности по пропаганде достижений в области музыкальной культуры региона в контрольной группе изучался на этапах формирующего эксперимента. В эксперименте принимали участие 23 студента. На начальном этапе высокую степень готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности по пропаганде достижений в области музыкальной культуры региона проявили 14,5% студентов, средний уровень у 12% респондентов, низкий уровень у 73,5% КГ.

На промежуточном этапе эксперимент показал следующие результаты: высокая степень у 23%, средняя - у 29%, низкая - у 48% студентов контрольной группы. Итоговый этап выявил у 88% (20 студентов) высокую и среднюю степень готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности по пропаганде достижений в области музыкальной культуры региона и у 2 студентов контрольной группы (12%) низкий уровень готовности. (Таблица Так же для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака мы можем использовать непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

Этот метод позволит нам определить, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй). Чем меньшее значение критерия мы получим, тем вероятнее, что различия между параметрами в выборках достоверны. Используя непараметрический U-критерий Манна-Уитни, производили расчеты таблицы 2.3 «Результативность использования музыкально педагогического краеведения до эксперимента» и таблицы 2.8 «Результативность использования музыкально-педагогического краеведения после проведения эксперимента» (Приложение 17). Таким образом, сравнивая результаты в экспериментальных группах и контрольной группе по критериям и показателям, мы наблюдаем тенденцию перехода студентов от низкого на средний уровень и от среднего на высокий уровень, о чем свидетельствуют данные, полученные в экспериментальных группах.

Сравнение результатов, представленных в таблицах, подтверждает вывод об эффективности использования технологии музыкально педагогического краеведения в системе профессиональной подготовки будущего учителя музыки. Проведенный анализ результатов эксперимента по формированию мотивация изучения музыкально-педагогического краеведения, знаний основ музыкальной культуры региона, готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности по пропаганде достижений в области музыкальной культуры региона в контрольной и экспериментальной группах позволил констатировать определенную положительную динамику в одной и другой экспериментальных группах.

Анализ представленных данных показывает, что студенты, участвовавшие в экспериментальной группе, за время формирующего эксперимента достигли среднего и высокого уровня включенности в музыкально-педагогическое краеведение. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что использование музыкально-педагогического краеведения в образовательном процессе педагогического колледжа может являться важным фактором профессионального становления будущего учителя музыки подтвердилась.