Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами компьютерных технологий Власенко Ольга Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власенко Ольга Владимировна. Педагогические условия подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами компьютерных технологий: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Власенко Ольга Владимировна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»], 2020

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-методологические основы применения компьютерных технологий в проектной подготовке будущих дизайнеров 18

1.1. Категориальная представленность проблемы профессии дизайнера в современных исследованиях 18

1.2. Структурные компоненты подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами компьютерных технологий 32

1.3. Специфика подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами компьютерных технологий 53

Выводы первой главы 69

Глава II Экспериментальное исследование по подготовке к проектной деятельности, будущих дизайнеров средствами компьютерных технологий 73

2.1. Цель, методы и организация опытно-экспериментальной работы 73

2.2. Реализация экспериментальной программы «Компьютерное дизайн-проектирование» в подготовке будущих дизайнеров 85

2.3. Динамика готовности к проектной деятельности будущих дизайнеров средствами компьютерных технологий 98

Выводы второй главы 130

Заключение 133

Используемая литература 139

Приложение 161

Категориальная представленность проблемы профессии дизайнера в современных исследованиях

«Design» – переводится c английского языка, как «дизайн» и означает «проект, рисунок, замысел». В русском языке понятие «design» употребляется впервые для определения проектирования предметов, при этом имеются в виду совершенно разнообразные по функциональному определению вещи: от практических до высокохудожественных. Дизайн именуется и как продукт готового проектирования, и как услуга проектирования, и в итоге, как сфера деятельности, теория, исследование [74, с.7].

Обширно распространилось, также и научной литературе многообразность значений понятия «дизайн», которое опираются на определении его специфики, через поставленные свойства, сферы приложения, итоги деятельности. Система центральных, основных определений «дизайна» включает: предмет, объект, главенствующие методы, действующие виды дизайна, различную типологию дизайн-активности; цель, функции и задачи; первостепенные убеждения и логичность.

Обозначим, что появление дизайна в начале XX столетия соотносят с заказом социума, сложившийся вследствие рассогласования в предметной среде формы и стиля и определившим ускорение научно-технического прогресса, возрождением окружающей среды. Всевозможные виды продукции всеобщего потребления уже в конце XIX века были выведены из-под влияния профессиональных художников, так как были вытеснены ремесленной промышленностью. Разрыв между стилевыми направлениями в художественной и инженерно-технических областях послужили положительными условиями для выражения непрофессиональных намерений, в итоге возникает потребность в художнике-профессионале, который объединит художественную сферу с инженерно-техническим творчеством.

Вследствие сформировавшийся в начале века дизайн, стал одним из способов погружения в соотношения человека и среды, личности и общества, продуктивности сил и потребностей, в наступивший момент рационализации предметно-пространственной среды.

Возникновение дизайна на Западе определяют с тенденциями промышленных фирм повысить конкурентоспособность изделий, так в Америке, и в странах Западной Европы дизайн развивался как специфический вид коммерческой деятельности, который не имел ничего общего с искусством и индустриальным проектированием, так как дизайн сформировался, непосредственно, как фактор социально-экономической жизни, а не как художественное течение [74].

Впервые осознанность социально-культурной и гуманистической возможности дизайна пришла к самым знаменитым архитекторам и дизайнерам на европейской и американской территории, которые находились на данный момент там работая в конкурентоспособной системе того времени и в итоге пришло осмысление главных положений дизайна, которые выявили призвание, функции профессии в общем [3].

В те временные рамки входили самые незаурядные деятели дизайна: (Вальтер Гропиус) [83] основатель школы «Баухауза», один из родоначальников немецкого «Веркбунда» и бельгийского «арт-нуво» (Ван де Вельде), английский теоретик дизайна (Герберт Рид), великий модернист (Ле Корбюзье), основоположник интернационального стиля (Алвар Аалто), один из критиков дизайна (Джордж Нельсон), отец итальянского дизайна (Джо Понти, Томас Мальдонадо) автор «Ульмской концепции» и как основатель промышленного дизайна (Генри Дрейфус) и многие другие видные, выдающиеся персоны [44], [110, с.203], [119].

Профессия «дизайнера» является для общества в целом символом гуманизма и высокой культуры и поэтому большинство дизайнеров, архитекторов осознававших этот факт, несли в общество культурное просвещение, а многие компании, фирмы рекламного, торгового характера просто использовали дизайн для коммерческого продвижения. В России дизайн имел свою специфичность.

В итоге впервые, во времена советской власти дизайн устанавливался (первый этап) в процессе инициативного сотрудничества агитационно массового искусства и производства, а в творчестве художников объединялись в целостное течение организации современной среды. Он носил ярко выявленный агитационно-идеологический и социально-художественный характер, так как зародился вне промышленной сферы в соответствии объективных условий [25].

Стержневым смыслом второго этапа формирования советского дизайна (1923-1932) стали процессы развития быта и основания принципиально новой предметной среды. При этом имеет большое значение, что именно в этот этап важным основанием в устройстве социального заказа были дизайнеры, проектные ресурсы которых складывались в подлинные творческие концепции (В. Татлин, Ф. Родченко, Л. Лисицкий и др.), а не промышленность.

К 30-м годам появляется новый термин «художник-конструктор». Активные действия с традиционалистскими направлениями, также экспериментально находили творческое течение передовиков художников-конструкторов [108], [110].

В третьем этапе формирования советского дизайна ознаменовался разделением сферы дизайна на художественно оформительскую, предметно-бытовую и инженерно-техническую области, течение которых базировалось на разнообразных концепциях формообразования, Это происходило под воздействием социально политических и экономических тенденций и в итоге дизайн, как художественная объемная сфера, более четверти века не выражала себя в художественной отечественной культуре [29].

Тем не менее, динамично развивались декоративно прикладные тенденции как достояние прошлого. С начала 60-х гг. ХХ в., с момента образования государственной структуры дизайна, во главе ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики) стали проводиться отечественные теоретические исследования в области дизайна. Большой вклад в теоретической, методологической, методической области дизайна внесли архитекторы, дизайнеры, философы, искусствоведы в период 60-х-80-х гг., такие личности как, (В. Л. Глазычев, Л. Н. Безмоздин, В. Р. Аронов, К. М. Кантор, Г. Б. Минервин, Е. Н. Лазарев, Л. И. Новикова, М. А. Коськов, М. В. Федоров, Ю. С. Сомов, С. О. Хан-Магомедов, В.Ф. Сидоренко, О. И. Генисаретский и др.) [125], [181].

Теоретически обосновать дизайн, попытки всё больше понять природу дизайна и многоаспектность дизайна, организованность понятийно-терминологического аппарата теории дизайна стала важной проблемой и занимала значительное большинство научно-методических исследований того века. Итак, ВНИИТЭ способствует изданию краткого словаря дизайнерских терминов, который содержал достаточно терминов на восьми языках мира [125].

И уже в 1978 году составляется «Краткий словарь методических основных терминов дизайна», но не издается. В 1980 году выходит в свет «Краткий словарь эргономических терминов». Большая многоуровневая работа велась российскими, болгарскими, польскими, чехословакскими, германскими специалистами для создания общей методики терминологических исследований в области дизайна и составления «толкового словаря терминов дизайна» энциклопедической направленности. Так в кратком справочнике-словаре «Основные термины дизайна» выпущенным в 1988 году ВНИИТЭ не всегда удавалось дать краткое, конкретное определение, раскрыть смысл. Это привело к тому, что такие понятия, как стиль в дизайне, типология, композиционное формообразование получились вовсе недостаточно полными [21. с.146], [125].

Зарубежные авторы, такие как Джон Рёскин (1819-1900), оказал большое влияние на формирование теории, как арт-критик, теоретик искусствознания и эстетики, его книги «Теория красоты», «Прогулки по Флоренции», «Лекции об искусстве» и другие, такой видный деятель представитель второго поколения «прерафаэлитов» Уильям Моррис (1834-1896) его довольно часто причисляли к дизайнерам. Всё чаще уже термин «дизайн» употребляется различными авторами (Р. Розенталем и Х. Ратцка), например, в книге «История прикладного искусства нового времени», в 1919 году индустриальный дизайнер Джозеф Синел упоминает термин «дизайн» к различным промышленным изделиям и вводит такое определение, как «industrial design» [43,с.12].

В 20-30-е годы в США термин утверждается и идет по всему миру, в Стокгольме в 1959 году, понятие «industrial design» на 1-м конгрессе ИКСИД принимается для определения современной области художественного творчества. Итальянский дизайнер, живописец, президент ИКСИД Т. Мальдонадо уже на втором конгрессе ИКСИД (Международный совет обществ промышленного дизайна ICSID) в Венеции в установленном порядке обозначил и согласовал теоретические принципы термина «дизайн» [189], [209].

В 1964 г. в Брюгге на состоявшемся международной конференции по художественно-конструкторскому образованию утверждают такого порядка интерпретацию дизайна: целью дизайна, как творческой деятельности установление качества изделий для потребителя и для изготовителя.

Специфика подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами компьютерных технологий

Реформирование потребностей к уровню подготовки выпускников вуза, востребованность оперативной корректировки профилей профессионального образования с учетом динамичной ситуации на рынке труда, конкуренции, новых требований работодателей, определили потребность реформирования программы профессионального образования во многих сферах, в частности отрасли информационных технологий. Определились новые условия, новые возможности в постоянно растущей динамике знаний, техники и технологий, скорость их роста стала опережать скорость смены поколений людей [68], [70], [71].

В конце XX века ситуация в мире определяется, характерной прогрессивной ролью информации, как основного двигателя экономического роста. Часто в таком контексте взаимоотношений, как «общество – информационные технологии – личность» представляются объектом многочисленных исследований [60].

Всевозможные стороны информационного общества (философские, политические, правовые, экономические, вопросы информационно психологической безопасности личности и т.д.) проанализированы в трудах отечественных авторов: (Р.Ф. Авдеева, И.В. Алексеевой, Т.Г. Артамоновой, Я.Н. Засурского, В.Н. Костюка, И.Н. Курносова, И.С. Мелюхина, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, Г.Л. Смоляна, А.Д. Урсула, Д.С. Черкашина, А.А. Чернова и др.), а также в работах зарубежных исследователей: (Д. Белла, П. Дракера, М. Кастельса, И. Масуды, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера, X. Тоффлера и т.д.) утверждают, что в процессе подготовки специалистов в вузе необходима и информационная компетентность [137].

Многие исследователи определяют информационную компетентность, как интегральное качество личности, содержащие разного рода компоненты (С.Д. Каракозов, О.А. Кизик, Н.Х. Насырова), также неодназначны взгляды на составляющие информационной компетентности. В большинстве случаев составляют исследования информационной компетентности студентов вузов (Т.Г. Галактионова, Е.А. Ганин, Т.А. Гудкова, А.В. Добулько, Е.В. Достовалова, О.Н. Крылова) [94].

Таким образом, принимая во внимание, что в современных реалиях всё больше применяются КТ, особенно это не обходит стороной направление дизайн с использованием педагогических технологий, тем более это расширяет самостоятельную деятельность обучающихся.

Следовательно, комплекс общеобразовательных, профессиональных, мотивационных, общекультурных компонентов обеспечивает содержание ИК будущего дизайнера в условиях высшей школы. Так учитывая требования современной цифровой образовательной среды, не возможно обойтись без владения КТ в дизайне.

Анализируя различные источники по данной теме, показали, что достаточно широко исследуется в разных плоскостях, проблема внедрения КТ в образовании.

Поэтому, обращая внимание на исследования профессионально значимых источников, например (С.А Бешенков [12], А.А. Кузнецов) исследуют структуру и содержание ИК;

Е.А. Ракитина проблемы информационной подготовки;

О.В. Захарова профильное обучение информатике [50]; О.Г. Смолянинова формирование ИК учителя;

А.П. Беляева, Е.А. Ямбург и др. «аспект построения модели специалиста»;

Б.С. Гершунский «аспект моделирования содержания образования» [27];

С.А. Бешенков и др. стандартизацию ступеней системы образования в России [12].

В итоге, позволяет уточнить, формирование ИК в проектной структуре дизайнера, как проблему, так как целостный процесс в обучении не решен в полной мере, что определяет актуальность для данной работы.

Для будущего дизайнера развитие информационной компетентности и компьютерной грамотности является основой формирования цифровой культуры.

С предложенной (Б.С. Гершунским) иерархией и трактовками таких понятий, как «грамотность», «компетентность» и «культура» мы рассматриваем ИК с применением возможностей КТ [26], [27].

В соответствии с применением цифровых КТ можно усилить некоторые типы мышления, памяти, внимания, наблюдательности, развить лидерство. Также выделяет возможности свободно применять различные варианты в проектировании, не затрачивая много времени, при этом использовать вариативность при выборе средств и образуя некий цифровой диалог между обучающимися и преподавателем.

Поэтому, всё более с расширением современных цифровых средств на рынке труда, работодатели выбирают компетентных специалистов с отработанными уже навыками применения КТ.

И, следовательно, при обучении с использованием КТ и соответственно специальных профессиональных дизайнерских программ затрачивается меньше временных ресурсов на выполнение практических, лабораторных работ. В нашем случае при компьютеризации дизайн проектирования наблюдается динамика в исполнении, подаче, разработке, в качестве исполняемых проектов у студентов, в сравнении выполненных вручную, возможно только на этапе предварительного эскизирования без КТ.

Нередко нагруженность студентов по смежным дисциплинам не всегда дает качественное воспроизведение изученного материала, что отражается на профессиональной компетентности [16, с.56], [33].

Многие ученые сформировали ряд представлений о методе проектов в системе образования. Обращенные работы к данной проблеме (Н.А. Барыковой, С.И. Горлицкой, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат [137], И.В. Роберт [147], А.Ю. Уварова, Л.Б. Хегай и многих других).

И на проблеме в высшем профессиональном образовании рассматривается (Е.Н. Балыкиной, Д.Н. Бузун, М.У. Гаппоевой, Н.А. Забелиной, И.А. Зимней [55], В.В. Черных и другими) [38], [42].

Зарубежные исследователи использования метода проектов в учебном процессе рассматривают (Дж. Джонс [43], А. Колмос, М. Коул, Л. Кэтз, Дж. Хелм, С. Чард и др.) [8].

Также исследования в монографических источниках, научных трудах, в периодической печати представлены существенные научные результаты.

Исторический обзор позволяет обнаружить возникновение и последующее развитие метода проектов на этапах развития общества.

Ещё древнегреческий философ Платон до нашей эры обосновал индивидуальное мышление при проектировании обучения внутренним диалогом.

Значительный вклад в педагогическую теорию прослеживается в трудах (В. Ратцка) во «Всеобщих наставлениях», как проектирование педагогической системы [149].

Ян Амос Коменский одним из первых создает проект всеобщего образования и воспитания и делает выводы, к гармоничному развитию личности, благодаря образованию. Жан-Жак Руссо французский просветитель связывает деятельность воспитанника с его потребностями, естественными жизненными ситуациями в труде «Эмиль, или о воспитании» и говорит о важности хорошего воспитания.

В трудах (А. Дистервега) прослеживается особая роль учителя в воспитательном процессе [3].

Джон Дьюи, оказал значительное влияние на американскую педагогику, в частности от него идет научное изучение метода проектов. Выдвинутые (Д. Дьюи и У. X. Килпатриком) идеи впервые полноценно реализованы в методе проектов, впервые осуществляется переход от проектной деятельности педагога к реализации метода в творческой практической деятельности обучающихся. Отсюда следует, что в основном метод проектов возник во 2-й половине ХIХ века в США [48].

С начала XX века определяются тенденции к поиску основной организации практического педагогического процесса и, используя новые методы, сложившиеся каноны постепенно уходили в сторону.

Исследователями (М.М. Пистарком, Б.Н. Игнатьевым, Н.М. Шульманом) в 20-е годы XX века и другими представляется прообраз проектной методики в отечественной образовательной системе.

Многие страны затронула концепция гуманистического подхода к образованию (Дж. Дьюи), его метод проектов приобрел глобальное распространение [48].

Учитывая развитие современной отечественной педагогики, метод творческих проектов нашёл и здесь большее распространение (С.И. Горлицкая, Н.В. Молоткова, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат [137], Д.А. Слинкин и др.).

Выделяя термин «проект» в переводе с латинского означает разработать, планировать и «метод» – от древнегреческого путь исследования.

Цель, методы и организация опытно-экспериментальной работы

Возможность в учебном заведении подготовки компьютерному проектированию будущих дизайнеров будет оптимальной для доказательства основной гипотезы, связанной с представлением формирования комплекса педагогических условий: общие, частные, профессионально-специфические, эффективному обучению будущих дизайнеров, компьютерному проектированию.

И вследствие для эффективного проектного обучения будущих дизайнеров средствами КТ будет разработана и экспериментально испытана авторская модель и программа «Компьютерное дизайн-проектирование».

В итоге мы определили следующие компоненты опытно экспериментального исследования.

Следовательно, операционализированная цель эмпирического исследования заключается в доказательстве эффективности комплекса сформулированных и реализованных общих, частных, профессионально-специфических педагогических условий в рамках авторской модели и программы подготовки будущих дизайнеров в высшем учебном заведении.

Эта цель специфицируется в решении совокупности следующих эмпирических задач

– определение методов и методик изучения особенностей формирования профессиональной готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности через КТ – разработка и экспериментальное внедрение авторской модели и программы «Компьютерное дизайн-проектирование» обучения проектированию на базе КТ будущих дизайнеров

– определение эффективности предложенных педагогических условий на основе выяснения динамики готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности.

В соответствии со сказанным мы осуществили классическую схему «экспериментально-педагогического исследования» в виде ФЭ для 2-х групп с заключительным тестированием.

Схема представляет собой тип «начальный срез» – формирующее воздействие – «контрольный срез» и предусматривает, что после отбора испытуемых в экспериментальную выборку мы реализуем формирующее педагогическое воздействие в «экспериментальной группе», а затем в двух группах осуществляем диагностические срезы, результаты которых соотносим для обоснования эффективности в сущности нашего формирующего воздействия.

Эмпирической гипотезой будет предположение о том, что характеристики профессиональной готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности в экспериментальной и контрольной группах будут отличаться, причём в «экспериментальной группе» измеряемые показатели, комплексно фиксирующие уровень профессиональной готовности, будут выше.

В ходе опытно-экспериментального исследования проводились диагностические срезы для двух групп испытуемых. Суммарная численность респондентов, включенных в исследование, составляет 208 студентов-дизайнеров, которые также задействованы в констатирующем эксперименте. Респондентами формирующего эксперимента стали (100 участников), респонденты контрольной группы (100 участников). В процессе эмпирического исследования апробация гипотезы была связана с реализацией ряда диагностических методов и методик, допускающих измерение величин заинтересовывающих признаков.

Нами использован комплекс методов: педагогический эксперимент, формирование анализа итогового контроля проведения учебных заданий ЭГ и КГ обучающихся, модульное структурирование ступеней исследования, наблюдение, анализ результатов при обучении по программе «Компьютерное дизайн-проектирование», проектной деятельности студентов.

Кроме того, нами проводилось диагностическое обследование респондентов с использованием конкретных диагностических инструментов методик: «Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потёмкиной); «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) (А.А. Карманова); «Диагностики личности на мотивацию к успеху» (Т. Элерса); «Диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан и В.А. Якунин); «Модификация» (Н.Ц. Бадмаевой); теста «Осознанность жизненных целей», «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник).

Для доказательства эффективности формирующего воздействия использованы методы математической статистики (U-Критерий Манна-Уитни, 2-критерий Пирсона, реализованные с использованием программы SPSSv. 22.0).

Достаточно очевидно, что совокупность измеряемых нами параметров, определяющих уровень профессиональной готовности будущих дизайнеров, можно рассматривать в динамике, в росте, то есть разное наличие их у одного субъекта вправе определять разный уровень их готовности.

В нашей работе, учитывая текущие параметры, представим уровни соответствующим образом:

– первый уровень – базовая (низкая) проектная готовность – низкомотивированные студенты, у которых все установочные ориентации выражены чрезвычайно слабо, преобладает ориентация на процесс, эгоистические тенденции.

Для структуры деятельности параметр «цель» отражает фрустрированное состояние, мотивы деятельности бессистемны и не иерархизированы; параметр «средство» отражает недостаток средств достижения поставленных целей, конформность, внушаемость либо излишне спонтанное поведение; параметр «результат» отражает склонность переоценивать результат своей деятельности. Низкая мотивация достижения, меньшая осознанности жизненных целей, незначительная или средняя личностная креативность.

– второй уровень – уровень адаптивной готовности к проектной деятельности: группа студентов с дисгармоничными установочными ориентациями, сильно выражены некоторые ориентации, а другие могут отсутствовать, на уровне «разумного эгоизма» эгоистические тенденции в сочетании ориентацией на деньги или сочетается с альтруистическими тенденциями ориентация на труд.

Для структуры деятельности цели не всегда обоснованы, меняющиеся, действия не всегда оправданы; параметр «средство» отражает страх самовыражения, «энергосберегающие мотивы»; параметр «результат» отражает склонность недооценивать результаты своей деятельности, ригидность и излишнюю критичность. Характерна средняя мотивация достижения; разбалансированность жизненных целей и ресурсов их достижения; личностная креативность средняя и низкая.

– третий уровень – уровень творческой проектной готовности: высокомотивированные студенты с гармоничными ориентациями, ориентированность на результат, в рамках общественной мотивации – высокий потенциал альтруистических тенденций. Для структуры деятельности параметр «цель» отражает оптимальный результат (реальные цели, их достижение, мотивы систематичны, иерархизированы). Параметр «средство» отражает достаточную свободу в выборе средств, оптимальная спонтанность поведения.

Параметр «результат» отражает нормальную динамичность личностного роста, достаточную беспристрастность в оценках других людей и событий. Мотивация достижения высокая и выше средней; согласованность и осознанность жизненных целей. В достаточной степени развита личностная креативность или выражен высокий её уровень.

Для выявления описанных уровней готовности мы использовали совокупность следующих конкретных методик, определяющих уровни структурных компонентов: когнитивного, эмотивно-деятельностного, мотивационно-ценностного, креативного, рефлексивно-оценочного компонентов.

Используя методики, выявляющие особенности когнитивного компонента мы выделили направленности личности будущих дизайнеров:

– социальную, которая определяет когнитивную степень влияния на согласованность деятельности будущего дизайнера; степень сформированности профессиональных знаний;

– самоэффективностная – когнитивная уверенность в результативности деятельности и компетентности

Динамика готовности к проектной деятельности будущих дизайнеров средствами компьютерных технологий

Критериальную характеристику процесса развития готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности является включающие в качестве главных структурных компонентов.

Следовательно, определены структурно-функциональные компоненты процесса подготовки студентов к проектной деятельности средствами КТ: мотивационно-ценностный, когнитивный, креативный, эмоционально деятельностный и рефлексивно-оценочный.

Определены педагогические условия, создающие результативность формирования подготовки компьютерному проектированию будущих дизайнеров и готовность к индивидуальной проектной деятельности содержит комплекс условий:

– образовательные условия (организация образовательного процесса как последовательной целенаправленной системы, обеспечивающей непрерывность, методологическое и организационно-управленческое включение посредством реализации комплексной экспериментальной программы «Компьютерное дизайн-проектирование», построенной на основе использования инновационных форм, методов и технологий, оптимизирующих процесс подготовки в вузе будущих дизайнеров и охватывающей весь период обучения студентов в вузе);

– профессионально-специфические условия (формирование креативной образовательной среды с применением КТ, которая в наибольшей степени способствует изменениям, как в содержательной, так и процессуальной сторонах подготовки к будущей проектной деятельности студентов посредством разработки и реализации структурно-функциональной модели формирования проектной деятельности средствами КТ);

– мотивационно-личностные условия (повышение актуальности, приоритетности роли, места и практического значения формирования проектной деятельности, что способствует формированию у студентов самостоятельности при решении учебных задач, и обеспечивает изменения целевых ориентиров, и субъектной позиции будущих дизайнеров в процессе приобретения профессиональных компетенций, а именно: студент становится активным участником процесса собственного совершенствования как специалиста) [11].

С учетом выявленного комплекса педагогических условий составлена и экспериментально внедрена «авторская модель» и программа «эффективной профессиональной подготовки будущих дизайнеров средствами КТ».

В процессе ФЭ введена в образовательный процесс студентов дизайнеров экспериментальная программа «Компьютерное дизайн проектирование».

Сформированы уровни к проектной подготовности обучающихся, с внедрением авторской модели и экспериментальной программы, с эффективной профессиональной подготовкой: низкий, средний, высокий.

Начальный этап эксперимента.

Эмпирические данные, полученные нами от двух частей выборки (ЭГ и КГ), следовательно, определяется тот или иной представленного нами выше уровень проектной готовности, и учитывает их анализ.

Итак, диагностический срез проводился дважды – на начальном и КЭ эксперимента.

Предоставим результаты исследования для ЭГ (100 чел.) и КГ (100 чел.) на начальном этапе.

По методике диагностики (О.Ф. Потёмкина) (рисунок 2.1, 2.2).

Как видно на рис. 2.1 (ЭГ), по параметрам «альтруизм – эгоизм» и «процесс-результат» ориентация на процесс выявлена – 30% обследуемых, результат – 60%, а альтруизм – 20% и эгоизм – 80%.

По параметрам «свобода – власть», «труд – деньги» ориентация на труд выявлена – 40% обследуемых, свободу – 70%, а власть – 45% и деньги – 30%.

Для целей дальнейшего согласования результатов реализации разных методик мы в соответствии с выделенными выше уровнями сформированности оцениваемых параметров к проектной готовности студентов-дизайнеров, представим ниже уровни для результатов диагностики по данной методике (рисунок 2.3).

Статистический анализ полученных данных по исследованию проводился с использованием компьютерной программы SPSS, v. 22.0.

Для имеющегося параметра употреблен U-критерий Манна-Уитни (1), далее в таблице обозначения параметров цифрами. Полученные данные в (таблице 2.1).

Из таблицы 2.1, статистический анализ не выявил отличий между ЭГ и КГ по параметрам установок в «мотивационно-ценностной сфере» (эмпирические значения U колеблются от «812.0 ед.» до «2115.0 ед.», что отвечает уровню значимости от «0.107 ед.» до «0.462 ед.») [6].

По методике (А.А. Карманова) результаты диагностики для КГ и ЭГ представлены (рисунок 2.3, 2.4).

Как видно на рис. 2.4.

– параметр «цель» – низкий уровень не обнаружен, средний – 50% , высокий – 50%;

– параметр «средство» – низкий уровень не обнаружен, средний – 65%, высокий – 35%, чрезмерного уровня не обнаружено.

– параметр «результат» низкий уровень (переоценка своих результатов) – 75%, высокий – 25%, а уровня, соразмерного недооценке своего результата, не выявлено.

Как видно на рис. 2.5.

– параметр «цель» низкий уровень не представлен у испытуемых, средний – 45%, высокий – 55%.

– параметр «средство» низкий уровень также, как и в экспериментальной группе, не обнаружен, средний уровень – 55%, оптимальный (высокий) – 45%, а чрезмерного так же не обнаружено.

– параметр «результат» низкий уровень (переоценка результатов) характерна – 65%, а оптимум – 35%, недооценивание своих результатов по группе не обнаружено (таблица 2.2).