Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Никитин Вадим Юрьевич

Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств
<
Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитин Вадим Юрьевич. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Никитин Вадим Юрьевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2007.- 605 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-13/72

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы профессионально-педагогической подготовки балетмейстера. стр. 30

1.1. Философско-эстетические особенности современного танца как средство профессионально-педагогической подготовки балетмейстера стр.35

1.2. Сущность и содержание понятия «профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера»: исторический анализ стр. 135

1.3. Художественно-творческое мышление балетмейстера как основа профессионально-педагогической подготовки стр. 169

1.4. Психологические особенности хореографического творчества, профессиограмма балетмейстера стр. 202

Глава 2. Дидактические особенности профессионально-педагогической подготовки балетмейстеров в учебных заведениях культуры и искусств стр. 240

2.1. Содержание и специфика учебно-воспитательного процесса в условиях профессиональной подготовки стр. 245

2.2. Личностно-ориентированный подход в подготовке будущих балетмейстеров стр. 331

Глава 3. Методика профессионально-педагогической подготовки балет мейстера на современном этапе стр. 355

3.1. Состояние профессионально-педагогической подготовки стр. 355

3.2. Экспериментальная методика формирования профессионально-педагогической компетентности балетмейстеров в ВУЗах культуры и искусств. стр. 380

3.3. Сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики стр. 454

Заключение стр. 511

Список литературы стр. 517

Приложения стр .546

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменение роли культуры и искусства в жизни нашего общества в начале XXI века, вызванное демократическими преобразованиями, приводит к сложному взаимодействию новаторства и традиций во всех сферах общественного сознания. Реформирование современного общества невозможно без осмысления новых эстетических парадигм, связанных с интеграцией нашей страны в общемировой процесс культурной эволюции.

Русское хореографическое искусство как часть культуры за последнее время также претерпело радикальные изменения. Они коснулись репертуара, расширения жанрового и стилевого многообразия, изменения структуры профессиональной подготовки исполнителей и балетмейстеров, а, в целом -изменения роли хореографии в социальной жизни общества.

Актуальность данного исследования в том, что в нем танец исследуется и как социальный феномен (бытовой танец), эффективное средство формирования эстетических взглядов, и феномен культуры, вид искусства (сценический танец) с особым художественным видением мира, свойственным только хореографии, объективно заложенным в системе ее изобразительно-выразительных средств.

Развитие хореографического искусства привело в конце XX века к появлению спектра новых форм, стилей и жанров, объединяющихся термином современный танец. Ныне, в начале нового XXI века, возникает необходимость не только исследовать и проанализировать художественную эволюцию современного танца, но и рассмотреть с научной точки зрения процесс профессиональной подготовки специалистов-хореографов, занимающихся этим направлением, как в любительском, так и в профессиональном искусстве. Образовательные учреждения выполняют социальный заказ общества и, следовательно, его развитие диктует изменения в подходах к образованию. Возникновение новых направлений в хореографии вызывает необходимость инновационного подхода к профессиональной подготовке специалистов в этой области, однако эта проблема не достаточно разработана в теории и методике профессионального образования.

Необходимо определить и обосновать сущность и специфику профессиональной деятельности балетмейстера в современном танце, поскольку изменения коснулись даже понимания терминов «балетмейстер» и «хореограф». Следует отметить, что первоначальное значение термина «хореография» -запись танца, таким образом, хореограф, этот тот, кто записывает танец, и профессия эта существовала долгие годы до появления видеозаписи. Однако согласно БСЭ второе значение этого термина — искусство сочинения танцев и балетов (в этом значении термин применяется с середины XIX в.).

Содержательная унификация профессии приводит к изменению ранее существовавших специальностей, это касается, в частности, и специальности «режиссер-балетмейстер», которая существовала до 1997 года; затем она была изменена на специальность «режиссура в хореографии», которая действовала до 2002 года. В настоящее время в Государственном образовательном стандарте специальность 050600 «искусство хореографии» предполагает, что «хореограф в профессиональном искусстве по собственному замыслу на основе музыкального произведения создает как оригинальную хореографическую композицию, так и постановку произведения классического балетного наследия, объединяя и направляя при этом творчество танцовщиков, художника, композитора, дирижера». В рамках этой специальности существует квалификация «балетмейстер-репетитор», а в специальности 050700 - «педагогика балета», квалификация «балетмейстер-педагог».

Квалификационные требования к специалистам-хореографам в системе любительского искусства по специальности 071301 «народное художественное творчество», квалификация «руководитель танцевального коллектива» основываются на специфике будущей специальности — руководства танцевальным коллективом, что предполагает не только творческую (постановочную) работу, но и управленческо-организаторские функции. В Госстандарте по этой специальности предусматриваются следующие аспекты деятельно 5 сти: «организационная, учебно-тренировочная, постановочно-репетиционная, концертно-исполнительская, образовательно-воспитательная работа. Построение и проведение уроков в зависимости от возрастных и психологических особенностей участников коллектива. Составление учебных и концертных программ, календарно-тематических и поурочных планов работы».

Несмотря на специфику творческой деятельности (в профессиональном или любительском искусстве), стилевую принадлежность (балетмейстер классического балета, народного или современного танца), образовательный уровень (вузы культуры, искусства, колледжи), место дальнейшей профессиональной деятельности (театр, ансамбль народного танца, любительский коллектив, школа искусств, цирк, телевидение и т.д.) суть творческой профессии (балетмейстера, режиссера балета, хореографа, педагога-хореографа, балетмейстера-педагога) - создание танца.

Специфика будущей направленности профессиональной деятельности не изменяет логику и содержание специальной подготовки. В ее основе - обучение основным принципам создания хореографического произведения и специфическим педагогическим качествам, хотя, безусловно, все вышеперечисленные особенности играют значительную роль при определении целей и методов профессионально-педагогической подготовки. В вузах искусств более важен творческий аспект сценическо-исполнительской профессиональной подготовки, в вузах культуры преобладает культурологическая направленность профессиональной деятельности.

В практике профессионального обучения происходит вынужденная стилевая дифференциация, связанная с углубленным изучением того или иного конкретного танцевального направления, что приводит к введению специализаций при обучении. Автор исследования учитывал специфику каждого уровня обучения, поэтому для изучения взаимосвязи творческой деятельности хореографа и специфики профессиональной подготовки были использованы различные экспериментальные базы (вузы, колледжи, система дополнительного образования), что позволило выявить взаимосвязь качества про 6

фессионально-педагогической подготовки с уровнями формирования художественно-творческого мышления хореографа, как основы профессиональной работы.

Система хореографического образования складывалась в нашей стране на протяжении многих лет, она до сих пор действует и дает положительные результаты в области подготовки высокопрофессиональных исполнителей и балетмейстеров классического и народного танцев.

Однако, несмотря на ярко выраженную социальную потребность в специалистах в области современного танца, эта система профессиональной подготовки за последние десятилетия радикально не изменилась. В ее основе лежат программы и методики обучения, разработанные много лет назад и актуальные только для обучения балетмейстеров классического балета и народного танца. Анализируя эти методики, можно четко обозначить целый ряд их недостатков: отсутствие полноценной ретроспективы развития хореографического искусства, отсутствие эстетической дифференциации различных направлений хореографии, приоритеты классического балета, как в эстетике, так и в методике воспитания будущих балетмейстеров. Методики преподавания хореографических дисциплин, как правило, абстрагированы от конкретных творческих личностей, не учитывают художественную индивидуальность, которая является основой творчества в современной хореографии.

Нельзя не согласиться с мнением Г.В. Бурцевой, высказанным в работе «Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона» (2006 г.) о том, что этапы становления научной школы преподавания современного танца целиком и полностью зависят от дальнейшего реформирования профессионального хореографического образования. Для более эффективного формирования профессиональных умений и навыков в новой для вуза области хореографического образования необходима гармонизация баланса потребностей хореографической практики в специалистах данного профиля и развития инновационных моделей профессионального хореографического образования. Используемая в настоящее время практика адаптации методик профессионального обучения балетмейстеров народного и классического танцев для подготовки специалистов в области современной хореографии не отражает в полной мере мировых тенденций развития танцевального искусства, она ограничивает свободу творчества, необходимую в современном танце. Во время обучения хореографов в современном танце возникает актуальная педагогическая задача - не просто обучить профессиональным знаниям, умениям и навыкам, а изменить сущность художественно-творческого мышления, психологию восприятия, т.е. разработать модель формирования студента в системе среднего и высшего профессионального образования не только с точки зрения будущей специфики профессиональной деятельности, но и с точки зрения творческого развития.

Главная педагогическая задача — раскрытие индивидуальности, воспитание хореографа-творца, обладающего высоким интеллектом, конвергентным, абстрактным и парадоксальным мышлением, свободно владеющего способами выражения внутреннего мира через индивидуальную форму движения. А также педагогическими приемами передачи своих идей, замыслов и знаний исполнителям и студентам в процессе будущей профессиональной деятельности.

Необходимость повышения профессионализма будущих хореографов и художественных руководителей танцевальных коллективов ставит перед педагогикой задачи разработки новых технологий, внедрение прогрессивных методов обучения и воспитания студентов. Еыне назрела необходимость теоретически, с научной точки зрения обобщить и осмыслить опыт, накопленный не только в нашей стране, но и за рубежом в области современного танца, и в области воспитания творческих личностей студентов-хореографов.

Важную роль в этом процессе играет формирование педагогических навыков и умений, поскольку хореограф является не только создателем художественного произведения, но и педагогом. В работе с любительским коллективом преобладают следующие педагогические функции: конструктив 8 ная, воспитательная, образовательная, просветительская, коммуникативная, организаторская, духовно-творческая, исследовательская. 

В работе с профессиональным коллективом наиболее важными становятся: аналитическая функция (объяснение внутреннего содержания и внешних проявлений процесса создание хореографического произведения); прогностическая (предвидение тенденций последующего развития); управленческая (определение рекомендаций для дальнейшего функционирования процесса презентации хореографического произведения и осуществления руководства им).

Проблема исследования заключается в разработке научной концепции профессионального образования хореографа, в теоретическом и экспериментальном обосновании путей совершенствования профессионально-педагогической подготовки хореографов в учебных заведениях культуры и искусств, преодоления сложившихся в настоящее время противоречий:

- между социальными потребностями общества в специалистах для сферы культуры и искусства и отсутствием эффективной системы профессиональной подготовки хореографов для современных направлений танца в учебных заведениях культуры и искусств;

- между высокими требованиями к уровню профессиональной компетентности специалиста, конкурентности выпускников и отсутствием теоретического обобщения и систематизации закономерностей процесса формирования профессионального мастерства;

- между изменившимися условиями профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях и недостаточной общепедагогической методической обеспеченностью процесса формирования творческой личности специалистов-хореографов высшей классификации;

- противоречие между действующей методикой обучения, в которой профессиональная подготовка балетмейстера основывается на доминировании рационально-логического типа мышления, и необходимостью формирования в процессе обучения наглядно-образного мышления в визуально 9 кинестетической форме, парадоксального и конвергентного, которое необходимо в современной хореографии;

Степень изученности проблемы В основе работы лежит системный анализ комплексных данных целого ряда наук о человеке, среди них: философия, эстетика, культурология, психология, педагогика, искусствоведение.

Основой исследования послужили идеи о природе творчества философов античности - Сократа, Платона, Аристотеля, Анаксагора, Парменида.

Философские концепции творчества, созданные И. Кантом, А. Шопенгауэром, Ф-В. Шеллингом, А. Бергсоном, теории творчества в таких философских течениях как, «философия жизни», экзистенциализм, прагматизм, феноменология.

Педагогическая часть исследования основывается на трудах К.Д. Ушинского А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, сформулировавших основные требования к ценностным качествам личности педагога в русле гуманистической педагоги.

Проблемами личностно-ориентированного обучения занимались такие признанные педагогические авторитеты как, В.П. Беспалько, П.И. Пидкаси-стый, Г.К. Селевко, И.К. Шалаев, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.

Исследование становления и развития педагогики сотрудничества связано с именами Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, Н.Д. Ни-кандрова, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Эльконина.

Теория поэтапного формирования новых знаний и действий П.Я. Гальперин, теория установки Д.Н. Узнадзе, теории развивающего обучения (Б.Г. Ананьев, Л.В. Занков, А.А. Смирнов), теория формирования теоретического мышления В.В. Давыдова, теория проблемного обучения (В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер).

Профессионализм как интегральное качество личности исследован в работах И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачева, А.К. Марковой, В.П. Симонова, В.А. Сластенина и др. Вопросы духовно-ценностных основ профессионального обучения нашли отражение в трудах таких авторов как А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, О.А. Блох, В.А. Волобуев, Л.С. Зорилова.

Проблемы профессиональной подготовки специалиста в сфере культуры раскрыты в трудах Т.И. Баклановой, А.Д. Жаркова, А.Г. Казаковой, В.Г. Кузнецова, Л.С. Жарковой, В.П. Подвойского, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко.

В своем исследовании автор опирался на исследования творческого мышления отечественных ученых, таких как А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, С.Л. Рубинштейн, О.В. Тихомиров. А также теории творчества, разработанные зарубежными учеными - в рамках психоанализа З.Фрейдом, А. Адлером, К. Юн-гом, исследования творческого процесса Т. Рибо, Р.Л. Солсо, концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса и др.

Образ творческой личности балетмейстера, созданный автором диссертации, опирается на теоретические и практические исследования и классификации типов личности Ш. Кречмера, У.Л. Шелдона, Н.О. Лосского, А. Ф. Ла-зурского.

В процессе исследования творческого восприятия в хореографии автор использовал теорию эстетической реакции Л. С. Выготского и теорию эстетического отношения А.А. Мелик-Пашаева.

Автор опирался на исследования закономерностей творческого процесса в различных направлениях художественной деятельности в искусстве, проведенные И.А. Герасимовой, В.Н. Дружининым, В.Л. Дранковым, А.Н. Лук, Р.Г. Натадзе и др.

При изучении литературы, посвященной вопросам психологии творчества в искусстве, нами не выявлено научных исследований, связанных непосредственно с психологией хореографического творчества. Достаточно полно исследованы вопросы психологии музыкального (в работах Б.М. Теплова), литературного (в работах Л.С. Выготского), творчества художника (в работе Л.Б. Ермолаевой-Томиной), мастерства актера (в работе Э. Бутенко), и только путь выявления параллелей и экстраполяции общих законов помог автору исследовать психологические основы творчества в хореографии.

Наиболее полное исследование движения и его взаимосвязи с мышлением осуществлено Н.А. Бернштейном. Его понятие о двигательной задаче как психической основе действий человека открыло пути изучения высших уровней сознания в двигательной активности.

Искусство танца с теоретической точки зрения, как правило, оставалось вне процесса научного исследования. Достаточно подробно, с исторической и эстетической точек зрения, исследован классический балет. Это сделано в трудах Л.Д. Блок, Е.П. Валукина, Г.Д. Добровольской, П.П. Карпа, А.П. Кириллова, В.М. Красовской и др. В классическом балете диссертантом исследованы только закономерности творческого мышления балетмейстера и дан анализ процесса профессиональной подготовки с целью выявления наиболее эффективных приемов воспитания хореографа в современном танце.

Все современные направления танца, рожденные в XX веке, малоисследованны. Из искусствоведческих работ, посвященных современному танцу, можно назвать единственную опубликованную работу Е.Я. Суриц «Балет и танец в Америке», в которой рассматриваются этапы развития и персоналии таких направлений танца как, джаз, модерн и постмодерн в Америке.

Вопросам эстетики современного искусства посвящено кандидатское исследование В.М. Диановой, а также зарубежных авторов и в частности И. Хассана, в котором рассматриваются особенности искусства эпохи постмодерна. Эстетическим вопросам современного танца, посвящены статьи Ю.В. Кондратенко, А.С. Гиршона, Р.Г. Косачевой.

Природа творческого мышления и профессиональной подготовки балетмейстера недостаточно привлекала внимание исследователей. Можно назвать лишь несколько научных работ, посвященных теоретическим вопросам хореографического искусства (Г.Ф. Богданова А.Д. Герасимовой, Р.Д. Ивлевой, А.В. Палилей, Г.Н. Добровольской, В.И. Уральской). С точки зрения теории сравнительного анализа различных направлений танца как социокультурного феномена, автор исследования опирался на работы Э.А. Королевой и Т.А. Шкурко, в которых сделан анализ истории и взаимовлияния различных направлений социального танца.

Внимание автора привлекла также работа Г.В. Бурцевой, в которой подробно исследуются стадии становления художественно-творческого мышления студента-хореографа и предлагаются педагогические приемы его активизации.

В диссертационном исследовании В.В. Королева анализируется процесс творческой деятельности студента-балетмейстера, который послужил основой для предлагаемой автором программы обучения.

Воспитательный аспект системы подготовки специалистов-хореографов исследовался такими учеными, как В.В. Геращенко, О.В. Ершова, А.И. Лео-ненко, Л.Ф. Майстрова, Э.В. Сытова, М.А. Телегина.

За многие годы опубликовано лишь несколько работ, касающихся непосредственно технологии профессиональной работы балетмейстера, это работы Ж-Ж. Новера, Ф.В. Лопухова, Р.В. Захарова, И.В. Смирнова, М.М. Фокина, К.Я. Голейзовского.

Показательно, что среди вышеперечисленных работ только один учебник, который посвящен методике обучения балетмейстеров классического балета, «Сочинение танца» Р.В. Захарова. Данный труд является методологическим фундаментом, руководством в обучении многих поколений балетмейстеров в нашей стране.

Опираясь на труды Р.В. Захарова, И.В. Смирнов в своем учебнике распространяет предложенную методику на область народного танца и любительской хореографии.

Учитывая отсутствие отечественных научных работ, связанных с современным танцем, автор диссертации опирался на труды зарубежных авторов, в которых достаточно подробно исследован современный танец с исторической, искусствоведческой и педагогической точек зрения (A. Olbright, S.Au, S. Banes, D. Cayon, R. Cohan, G. Giordano, L. Emery, С Ford, A. Hawkins, D. Humphrey, K. Kaltebrunner, V. Maletik, P. Magriel, M. John , O. Maynard и др.)

Среди зарубежных источников наиболее важны труды Р. фон Лабана, И. Бартеньефф, Л. Блом, Д. Смит, т.к. в них изложены основные постулаты теории движения и обучения хореографа в современном танце.

При всей ценности вышеприведенных источников нельзя не отметить, что существует целый ряд вопросов, которые нуждаются в дополнительном исследовании. Практически отсутствуют целостные исследования, посвященные изучению механизма хореографического творчества, не выделены исходные единицы психологической структуры учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование профессионального художественно-творческого мышления, отсутствуют средства продуктивного педагогического моделирования. Действующая в настоящее время модель профессионально-педагогической подготовки балетмейстера не учитывает специфику творчества в современном танце, содержание обучения не соответствует требованиям, предъявляемым к специалистам данного профиля. Не существует исследований, анализирующих и обобщающих систему профессиональной подготовки балетмейстеров за рубежом, достижения которой могут дать большой пласт инноваций для использования в российской системе профессионального образования. Автор исследования считает, что систематизация и интерпретация накопленного зарубежной и отечественной наукой материала позволит синтезировать целостное, систематизированное представление о сущности, функциональной специфике и структуре профессионально-педагогической подготовки балетмейстера в современном танце. 

Цель исследования Обоснование, создание и реализация научной концепции, имеющей методологические, теоретические и методические основы, позволяющие раскрыть особенности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях культуры и искусств и разработать инновационную модель профессионально-педагогической подготовки балетмейстера. Объект исследования Система профессиональной подготовки специалистов-хореографов в области современного танца в России.

Предмет исследования Процесс реализации профессионально-педагогической подготовки хореографов и руководителей танцевальных коллективов в учебных заведениях культуры и искусств.

Цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:

Раскрыть сущность и содержание комплексных понятий «профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера», «современные танцевальные системы», «художественно-творческое мышление балетмейстера в современной хореографии», «визуально-кинестетическая форма наглядно-образного мышления», «индивидуально-психологические особенности личности балетмейстера».

1. Раскрыть специфику и особенности этапов творческого процесса балетмейстера в современной хореографии.

2. Создать профессиограмму будущего специалиста на основе выявленных индивидуально-психологических особенностей личности балетмейстера.

3. Определить эстетические особенности современного танца.

4. Рассмотреть пути применения личностно-ориентированного подхода в обучении балетмейстера, в зависимости от специфики его профессиональной деятельности.

5. Разработать и экспериментально апробировать эффективную методику профессионально-педагогической подготовки балетмейстера.

6. Создать целостную модель обучения и разработать методические рекомендации ее внедрения в учебные заведения культуры и искусств, готовящие балетмейстеров для профессионального и любительского искусства.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что профессионально-педагогическая подготовка балетмейстеров станет более эффективной и будет достигнут более высокий уровень профессиональной компетентности специалиста в современной хореографии, если: - сформировать в процессе обучения специфическую визуально кинестетическую форму наглядно-образного художественного мышления,

способную управлять индивидуальным творческим процессом,

- изменить содержание и программу обучения по профилирующим предметам - «Мастерство хореографа» и «Композиция танца», основываясь на эстетике современной хореографии, инновационных технологиях творческой работы и индивидуально-психологических особенностях личности балетмейстера,

- использовать личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий раскрыть внутренний творческий потенциал конкретного студента-балетмейстера.

Теоретическо-методологические основы исследования составляют философские теории познания (Сократа, Платона, Аристотеля, Анаксагора, Парменида), теории творчества (И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф-В. Шеллинга, А. Бергсона).

Принципиально важными для исследования являются положения о творческой сущности человека, преобразующего мир и самого себя. Методологию исследования определяет диалектический принцип раскрытия сущности творческого процесса на основе конкретно-исторического и теоретического анализа развития искусства как социокультурного феномена:

- теории творчества в «философии жизни», экзистенциализме, прагматизме, феноменологии и других философских школах;

- культурно-историческая теория мышления А.В. Брушлинского;

- теории планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека (П.Я. Гальперина), деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейна), концепция развития психики, ее биологической эволюции (А. Н. Леонтьева);

- теории творчества, созданные в рамках психоанализа (З.Фрейд, А. Адлер, К. Юнг); теории творческого развития личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д. Б. Эльконин и др.); репродуктивного и продуктивного творческого мышления (М. Вертгеймер, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова и др.); концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса; классификации типов личности (Т. Рибо, К. Юнга, Э. Кречмера, У. Л. Шел-дона, Н.О. Лосского, А.Ф. Лазурского и др.); исследования характера и темперамента (А. Ружицкий, П. Викторов, В. Вирениус, С. Городецкий, Б.Г.Ананьев); теории творческих способностей (Б.М. Теплов, С.А. Рубинштейн, А.М.Матюшкин, Р.Г. Натадзе и др.);

- теории образовательного процесса (В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, Б.С. Гершунский, И.К. Шалаев, Н.И. Щур-кова, И.С. Якиманская, А.Ю. Гончарук, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин); психолого-педагогические исследования учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, Н.А. Менчинская, В.В. Репкин, Н.Ф. Талызина и др.);

- концепции художественного мышления (А.Л. Андреев, Г.С. Тарасов, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.А. Гарбузов, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Pare, А.Н. Лук, В.Л. Дранков); теории одаренности (Дж. Рензулли, Ф. Монкса); теория континуального мышления (М.Ш. Бонфельда); творческого потенциала (В. А. Моляко); теория Н.А. Бернштейна о двигательной задаче, как психической основе действий человека; система анализа движений Р. фон Лабана;

- теория эстетической реакции (Л.С. Выготского) и эстетического отношения (А.А. Мелик-Пашаева),

- теории танца как социокультурного феномена (А. Менегетти, С.Н. Куракина, Х.Эллис, У.Соррел, Э.А. Королева, К. Бюхер, А. Мэррей, Р. Коллин-гвуд, А. Хаскел, К. Закс, А. Ломаке, Е.К. Луговая и др.); танца как формы кинетического мышления (И.А. Герасимовой);

- исследование процесса формирования художественно-творческого мышления балетмейстера (Г.В. Бурцевой).

Методы исследования. Проблема исследования носит комплексный характер и рассматривается с различных аспектов, поэтому автором используются теоретические и эмпирические методы исследования:

- анализ теоретических и практических работ по философии, психологии, педагогике, эстетике, культурологии, искусствоведению, связанных с данной проблемой (сравнительно-аналитический, историографический, системный, экстраполяция);

- изучение и обобщение педагогического опыта, программ и методов практического обучения, на основе которого были сформулированы наиболее эффективные способы педагогического воздействия на личность студента-хореографа.

- восхождения от абстрактного к конкретному, который применялся в процессе формирования понятийного инструментария исследования, при апробации теоретических моделей на практике в процессе эксперимента;

- сравнительный анализ, который позволил экстраполировать теории и практические методики, созданные в других видах художественного творчества применительно к хореографии;

- опросно-диагностические методы (опрос, беседа, тестирование, ранжирование, анкетирование, прямое и косвенное наблюдение);

- педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной модели обучения, проведенный на базе кафедры танцев народов мира и современной хореографии МГУКИ в 2001-2007 годах;

- метод обобщения, который позволил обработать полученные в результате практической деятельности данные, и сделать теоретические и практические выводы.

Организация и этапы исследования.

В 1996 году автор защитил кандидатскую диссертацию на тему «Модерн-джаз танец в системе профессионального обучения актеров музыкального и драматического театров», по специальности 17.00.04 кандидат искусствоведения.

Исследование проводилось в три этапа: (1997-2007)

Первый этап (1997-2000 гг.) предусматривал основополагающую работу по изучению и анализу философской, психологической, социологической, педагогической и специальной литературы с целью теоретического осмысления данной проблемы, ее актуальности и разработанности в научных иссле 18 дованиях. Были разработаны инструментарий и методика исследования, была уточнена проблема и сформулирована авторская гипотеза.

Основное внимание автор уделил изучению практических методик и системы профессионального обучения за рубежом и в России, осуществляя наблюдение за процессом подготовки специалистов в области современного танца в учебных заведениях культуры и искусств, выявляя проблемы действующей системы хореографического образования. На основании работы, которая проводилась в форме мастер-классов, лабораторий, теоретических и практических занятий по композиции современного танца, опросов и анкетирования был проведен констатирующий эксперимент, который позволил определить роль художественно-творческого мышления, как основу профессионально-педагогической подготовки, выявить критерии его развития, а также изучить профессионально значимые качества будущих специалистов. В результате констатирующего эксперимента выявлены существующие психолого-педагогические проблемы, разработан комплекс диагностических методов, позволяющий оценить экспериментальную работу. Определился общий замысел исследования (цель, задача, гипотеза).

На этом этапе практически началась разработка авторской методики обучения, которая впервые была апробирована на двух группах студентов в 1999 году. Обе группы представляли собой будущих актеров драматического театра - подготовительные театральные курсы при Фонде им. Р. Быкова и 3 курс актерского факультета Российской академии театрального искусства -ГИТИС.

На втором этапе (2000-2003 гг.) была разработана программа эксперимента, которая апробировались на нескольких группах системы профессионального и дополнительного образования в различных регионах России и за рубежом. В процессе эксперимента со студентами проводились теоретические и практические занятия по авторской методике. Эксперимент состоял из четырех этапов, соответствующих годам обучения, в конце каждого года проводился срез достигнутых результатов, который позволял убедиться в правильности выдвинутой гипотезы. На основании результатов ряда исследовательских методов (тестирование, анкетирование, анализ творческих работ студентов) была создана практическая модель и программа профессионального обучения в вузах культуры и искусств. В эксперименте приняло участие 780 специалистов: в системе профессионального образования (студентов, педагогов учебных заведений культуры и искусства), в системе дополнительного образования и любительского искусства (руководителей хореографических коллективов), 1200 респондентов (участников лабораторий, семинаров, фестивалей). 

Программа и методика профессионального обучения апробировалась на кафедре танцев народов мира и современного танца факультета хореографии МГУКИ, внедрялась в практику обучения и в других учебных заведениях, служивших экспериментальными базами. Ряд практических рекомендаций и методических разработок автора диссертации используется в преподавании предмета «Композиция и постановка танца» в МГУКИ, Московском колледже культуры и искусств, РАТИ, Марийском Государственном университете, Хабаровском институте культуры и искусств и других учебных заведениях.

На третьем этапе (2003-2007 гг.) проводилась работа по дальнейшему теоретическому осмыслению проблемы и практическому уточнению авторской концепции профессионального обучения балетмейстеров современного танца. На основании проведенного эксперимента выявлены существующие психолого-педагогические проблемы, разработан комплекс диагностических методов, позволяющий оценить экспериментальную работу.

Эффективность и объективность положений, выдвинутых в исследовании, подтверждены данными, полученными автором в результате многолетней практической работы, которая позволила существенно повысить уровень профессиональной подготовки специалиста-хореографа современных направлений танца. Научная новизна исследования состоит в том, что:

- разработана авторская концепция профессионально-педагогической под готовки балетмейстера, имеющая методологические, теоретические и методические основы и опирающаяся на: особый характер художественно творческого мышления балетмейстера, направленного на создание хореографического произведения современными средствами танцевальной выразительности; авторскую программу обучения, основанную на эстетическом понимании современного танца; личностно-ориентированный подход, использующий специфические психолого-педагогические принципы обучения;

- раскрыты сущность и содержание категории «профессионально педагогическая подготовка балетмейстера», которая понимается как совокупность специальных знаний, умений и навыков, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы в качестве хореографа.

Предусматривает формирование у студента специфической системы профессиональных знаний в области современного танца, практических навыков и умений в создании хореографического произведения, а также педагогических качеств (организаторских, воспитательных, просветительских, коммуникативных, аналитических);

- уточнено понятие «художественно-творческое мышление» в сфере хореографического искусства, которое рассматривается не просто как познавательный процесс, а во взаимосвязи с комплексом личностных свойств (особенности характера и темперамента, задатки и способности). Особое значение в искусстве танца имеют психофизиологические природные способности. Применен авторский подход к пониманию сущности и природы мышления хореографа;

- определены этапы становления художественно-творческого мышления в процессе обучения (репродуктивный, продуктивный, творческий) и предложена диагностическая шкала оценок, определяющие эти этапы, состоящая из параметров творческого мышления, параметров личностных качеств и способностей, оценок уровня знаний, оценок уровня профессиональных навыков;

- сформулировано понятие «визуально-кинестетической формы наглядно-образного мышления» как специфического мышления балетмейстера, обладающего ассоциативностью и метафоричностью, нетривиальностью, интуитивным характером, образностью, превалированием авторского, самобытного мышления, конвергентным, аффективным и парадоксальным характером;

- установлено, что творческий процесс создания хореографического произведения состоит из пяти этапов: формирование, становление идеи (замысла); поисковая фаза, воплощение идеи с помощью художественных средств танцевального искусства; эксперимент, конструирование, создание идеаь? ной модели; критический анализ созданного;

- опираясь на выявленные в процессе исследования индивидуально-психологические особенности личности балетмейстера, определены психологические качества, от которых зависит степень творческой реализации, разработаны критерии профессионально-значимых качеств. На их основе создана професиограмма балетмейстера, позволяющая определять и тестировать профессионально-значимые личностные качества, необходимые для достижения высокого уровня профессиональной компетентности (эмоциональная образность, ассоциативность и метафоричность в мышлении, творческая индивидуальность, художественная интуиция, творческое воображение и фантазия, способности к экспрессивно-смысловому восприятию движения, способности к композиции и т.д.);

- раскрыто определение «танцевальная система» и классифицированы системы, существующие в настоящее время. Танцевальная система - совокупность определенной эстетической идеи, языка движений, системы воспитания, т.е. методики профессиональной подготовки исполнителей и балетмейстеров, а главное, - определенного характера творческого мышления хореографа, создающего произведение искусства, пользуясь выразительными средствами данной системы танца. - определены эстетические особенности современной хореографии, к которым относятся: смешение стилей и вариативность способов художественного осмысления, доминирующее положение личности в творческом процессе, творческое осмысление конфликта между внутренним и внешним, неопределенность и случайность в творческом процессе, фрагментарность, многовариантность толкований произведения искусства, сотворчество и сопереживание зрителя - отсюда приверженность к перформансу и импровизации, представление средствами хореографии непредставимого, интерес к подсознательному и иррациональному;

- разработана научно-практическая модель обучения искусству хореографа в современных направлениях танца, которая рассматривает обучение профессиональным дисциплинам как процесс усвоения систематизированных знаний в области современной хореографии и сущности движения; приобретение профессиональных навыков и умений практической постановочной работы; освоение новых технологий в хореографическом искусстве;

- создана авторская методика обучения, основанная на синтезе опыта зарубежных школ и традиций русской школы хореографии, включающая в себя эффективную систему практических заданий, позволяющих не только овладеть профессиональными навыками, но и повысить уровень художественно-творческого мышления;

- предложены новые формы учебно-творческой деятельности студента, позволяющие практически сформировать высокий уровень профессиональной компетентности;

- введены в научный оборот новые педагогические понятия - «профессиональная подготовка специалиста-хореографа современных направлений танца», «композиция современного танца».

Теоретическая значимость исследования

Разработанная авторская концепция основывается на процесс системной профессионально-педагогической подготовки балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств, который рассматривается комплексно: как с точки зрения как активизации специфического художественно-творческого мышления, лежащего в основе обучения, так и формирования профессионально-значимых личностных качеств, овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Авторская концепция профессионального обучения позволила определить пути реализации ведущих принципов, этапы и особенности творческой профессионально-педагогической подготовки балетмейстеров в учебных заведениях культуры и искусств. Раскрыта взаимосвязь этапов формирования творческого мышления студентов-балетмейстеров и обучения профессионально-значимым навыкам и умениям. Педагогическое управление этим процессом играет ведущую роль в формировании психических новообразований, необходимых для практической деятельности балетмейстера.

Раскрыты сущность и специфика художественно-творческого мышления балетмейстера, которое рассматривается как отображение бытия, общих законов его развития, взаимодействия объективного и субъективного в творческом процессе создания хореографического произведения и как познавательный процесс, отражающий внутренний мир художника через искусство хореографии, как особое состояние конкретной творческой личности, обладающей индивидуальным мироощущением, воплощаемым через хореографические образы. Установлено, что в настоящее время существуют пять основных танцевальных систем: классический танец, народно-сценический танец, танец модерн, джаз-танец и contemporary dance (танец эпохи постмодерна);

Создана инновационная модель профессионального обучения, которая включает в себя мотивационно-целевой компонент (индивидуальные особенности личности и творческая индивидуальность), содержательный компонент (теоретические знания и практические навыки), операционно-деятельностный (способы творческой реализации) и рефлексивно-оценочный (самооценка, самоанализ, индивидуальный стиль и манера творчества). На базе сравнительного анализа теоретических и практических источников, обобщенного зарубежного и отечественного опыта, полученных экспериментальных данных осуществлена классификация методов профессиональной подготовки специалистов-балетмейстеров.

Практическая значимость исследования определяет новые пути развития профессионального и любительского хореографического искусства в нашей стране, открывает новые возможности в профессиональном обучении. Исследование носит практико-ориентированный характер, результаты которого могут быть внедрены в организацию учебной деятельности вузов и колледжей культуры и искусств;

- разработаны инновационные технологии творческой работы над хореографическим произведением с использованием современных приемов композиции;

- предложена новая методика профессионального обучения, основанная на использовании опыта зарубежных школ и традиций русской школы хореографии;

- разработано эффективное содержание профессионального обучения специалиста-хореографа, позволяющее изменить форму и цель обучения по профилирующим предметам «Мастерство хореографа» и «Композиция танца»;

- разработана авторская программа, включающая теоретический и практический разделы, в которой изложена эффективная система тренинга, позволяющая освоить не только необходимые профессиональные умения и навыки, но и сформировать высокий уровень художественно-творческого мышления студента-хореографа; 

- в применении к хореографии выявлена специфика применения личност-но-ориентированного подхода в профессиональном обучении, построенного на проблемных, развивающих, мотивационных и рефлексивных основаниях творческой деятельности. Достоверность результатов диссертационной работы обеспечена адекватностью методологии исследования, ее соответствия поставленной проблеме, обоснованностью исходных теоретических и фактографических подходов к изучению проблемы исследования, реализацией их на теоретическом и практическом уровне, доказательностью полученных данных, применением комплекса методов, соответствующих объекту исследования, практической значимостью полученных результатов, их репрезентативностью, сопоставлением их с теоретическими выводами и наблюдениями.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии МГУКИ. Прошла предварительную экспертизу и принята к защите диссертационным советом Д. 210. 010. 03 при Московском государственном университете культуры и искусств.

Основной базой для апробации, начиная с 2001 года, служит кафедра танцев народов мира и современных направлений танца хореографического факультета МГУКИ, где автором диссертации в течение шести лет проводился эксперимент на нескольких курсах.

Базы исследования: Хабаровский государственный институт культуры и искусств, Марийский Государственный университет, факультет культуры и искусств, Владимирский государственный педагогический университет, музыкальный факультет, кафедра художественного образования, Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. Н.М. Румянцева, Одесская школа хореографического искусства, Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры, г. Хабаровск.

Материалы исследования нашли отражение в монографиях «Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии» (МГУКИ, 2005), «Инновационный подход к профессиональному обучению балетмейстеров современного танца» (МГУКИ, 2006), ряде статей в журналах, рекомендованных ВАК. Тезисов выступлений на научно-практических конференциях, посвященных проблемам профессионального обучения в современном танце, а также в авторском учебнике «Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца», рекомендованном УМО по театральному искусству в качестве учебного пособия по программам подготовки бакалавров и магистров по специальности 070200 «театральное искусство».

Ряд практических рекомендаций и методических разработок автора диссертации используется в преподавании предмета «Композиция и постановка танца» в МГУКИ, Московском колледже культуры и искусств, РАТИ, Марийском Государственном университете, Хабаровском институте культуры и искусств и других учебных заведениях.

Основные результаты исследования внедрены в программы и методические пособия, разработанные на кафедре танцев народов мира и современных направлений танца МГУКИ: «Методика преподавания модерн-джаз танца» и «Методика формирования профессиональных навыков в процессе обучения студентов-балетмейстеров современных направлений танца» по специальностям 071301 «народно-художественное творчество» и 0500600 «искусство хореографа».

Апробация результатов исследования проходила на различных уровнях системы профессионального и дополнительного обучения: в 1998, в 2005 гг. - краевой семинар повышения квалификации педагогов и руководителей хореографических коллективов Дальнего Востока (г. Хабаровск), в 1996, 1997, 1998 гг. - мастер-классы в гг. Клайпеда, Вильнюс и Паланга, в 2002, 2003, 2004, 2005 гг. международный фестиваль детского творчества в г. Варна, (Болгария), в 2003, 2004 гг. международный фестиваль г. Будапешт (Венгрия), в 2005 г. - лаборатория в рамках фестиваля современного танца в г. Липецке, в 2004 г. - международный фестиваль детского творчества г. Попрад (Словакия), в 2006 г. фестиваль «Созвездие Вены».

Автор диссертации принимал участие в работе многочисленных семинаров и конференций, проводимых по линии Союза театральных деятелей РФ: конференция «Хореография XX века. Подведение итогов танцевального столетия», Второй Европейский фестиваль современного танца (EDF), Всерос 27 сийская творческая конференция руководителей хореографических школ и балетных студий, Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы профессионального образования актеров эстрады» РАТИ (ГИТИС), Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы музыкального и хореографического воспитания актером драматического театра» (Театральный институт им. Б. Щукина).

Положения, выносимые на защиту;

1. Авторская концепция профессионально-педагогической подготовки балетмейстера основывается на формировании и активизации визуально кинестетического мышления, развитии профессионально-значимых качеств личности, овладении системой специальных знаний, умений и навыков, формировании педагогических качеств, обеспечивающих возможность успешной работы в качестве хореографа современных направлений танца.

2. Художественно-творческое мышление балетмейстера обладает следующими особенностями: практическим характером, ассоциативностью и метафоричностью, нетривиальностью, континуальностью, интуитивным характером, наглядно-образным способом мышления в визуально-кинестетической форме, превалированием авторского, самобытного мышления, в сочетании с конвергентным, аффективным и парадоксальным характером мышления. Именно такое мышление управляет индивидуальными хореографическими способностями и эмоциями посредством превращения движений, выражающих эти эмоции и действия, в пластический образ.

3. Высокий уровень профессионально-педагогической компетентности обеспечивают:

а) психологические природные возможности: развитая фантазия и воображение, образность мышления, способность к сочинению и композиции, способность к пластическому самовыражению;

б) психофизиологические особенности: анатомические возможности, чувство ритма, метроритмическая координация, музыкальность и т. д.;

в) особенности творческого мышления в современной хореографии: креативность, самобытность, нетривиальность, аффективность и парадоксальность, художественная рефлексия и суггестия, эмпатия, эмоциональная об разность, творческая интуиция, творческая активность и индивидуальность;

г) полученные в процессе обучения профессиональные знания в области сущности движения и его возможностей, законов биомеханики и психомоторики, связей музыки и танца, законов композиции движения и пространства, законов хореографической логики развития произведения, законов художественной целостности;

д) приобретенные в процессе обучения умения и навыки: танцевальной импровизации, работы с движением и его формами, владение разнообразны ми способами соединения движений, ощущение стиля и жанра, понимания сути сценического времени и динамики сценического пространства, владение законами режиссуры;

4. Педагогическая деятельность хореографа различается в зависимости от области творческой реализации: в театре или профессиональном танцевальном коллективе, любительском танцевальном коллективе или учебном заведении культуры и искусств. Она реализуется в конструктивной, воспитательно-образовательной, информационно-просветительской, коммуникативной, организаторской, социально-психологической, исследовательской работе;

5. Танцевальная система - совокупность определенной эстетической идеи, языка движений, системы воспитания, т.е. методики профессиональной подготовки исполнителей и балетмейстеров, определенного характера творческого мышления хореографа, создающего произведение искусства, пользуясь выразительными средствами данной системы танца. В настоящее время существуют пять основных танцевальных систем: классический танец, народно-сценический танец, танец модерн, джаз танец и contemporary dance (танец эпохи постмодерна);

6. Личностно-ориентированный подход, используемый в процессе профессионального обучения, основывается на использовании психолого 29 педагогических принципов: творческого обучения, эмоциональной регуляции, саморазвития и самосовершенствования субъекта обучения, профессиональной дифференциации, раскрывающей индивидуальную творческую манеру и художественный стиль студента-хореографа, формирования продуктивного художественно-творческого мышления и специфических особенностей психомоторной деятельности в творческом акте.

7. Научно-практическая модель обучения хореографа современных направлений танца в учебных заведениях культуры и искусств включает в себя три подсистемы: теоретическую (авторская программа и содержание обучения), практическую (методика обучения), организационно-дидактическую (педагогические условия профессионального обучения).

8. Критериями оценки профессиональной компетентности являются: параметры творческого мышления, параметры личностных качеств и способностей, уровень знаний, уровень профессиональных навыков.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации - 548 страниц, список литературы включает 456 наименований. 

Философско-эстетические особенности современного танца как средство профессионально-педагогической подготовки балетмейстера

Вероятно, люди начали танцевать и использовать движение тела как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Танец являлся выражением самых важных аспектов культуры. В своих исследованиях танца в различных обществах И. Бартеньефф, Ф. Поулей и А. Ломаке обнаружили, что те движения, которые люди производили во время своей ежедневной работы, вошли в танцевальный стиль, в танцевальную форму данной культуры. Общественные ценности и нормы передавались из поколения в поколение через танец, поддерживая механизм выживания и передачи культурных ритуалов. Во многих обществах танец продолжает служить этим важным функциям и до сих пор. Именно этот выразительный и коммуникативный аспект танца, непосредственное выражение эмоций на предвербальном и физическом уровне в совместных движениях под общий ритм, характерных для примитивных обществ, и оказали влияние на развитие танца как социокультурного феномена. Ощущения и чувство единения и гармонии, которые возникают в групповых танцевальных ритуалах, дают людям эмпатическое понимание друг друга. Танец позволяет человеку высказать то, что не может быть выражено словами, он может и стимулировать, и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, таким образом, символически выражая человеческие возможности и конфликты. Так как танец использует естественные чувства, энергию и ритм, он способствует развитию осознания, понимания собственного «Я».

«Почти все исследователи сходятся в том, что танец есть ритмическое движение.... Но дальше рассуждения ученых идут по разным направлениям. Так, одни полагают, «что происхождение танца, по-видимому, чисто сексуального характера» [168, с. ПО]. Представители этого направления трактуют танец, как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии, как высвобождение эротизма (А. Менегетти, С.Н. Куракина). Примыкают к этим взглядам и представления о генетической связи танца людей и животных, характерные для биологических теорий танца (Х.Эллис, У.Соррел). X. Эллис дает следующее определение танца: «Явление, в котором все подчинено строгим правилам исчисления, формы и четкого метра и порядка, строгому следованию общим законам формы и четкого соподчинения части целому Мы совершенно правы, когда рассматриваем не только жизнь, но и всю Вселенную как танец» [186, с. 215].

Американский историк и теоретик танца У. Соррел, также сторонник биологической теории танца, в 1967 году утверждал: «Танец старше человека. Первобытный человек подражал различным животным и доподлинно копировал, как животные охотятся и бегают, как они ищут пищу и ухаживают друг за другом» [449, р. 9].

Однако, как показывают исследования В.Л. Круткина, «движения человеческого тела сразу складываются как человеческие, мы нигде не найдем перестроение животных движений в человеческие» [196, с. 98]. Несостоятельность биологических теорий также доказана в работах Э.А. Королевой. Она анализирует две основные ветви первобытного танца: ритуальный, обрядовый танец и танец бытовой, и считает, что бытовой танец родился из ритуального, что это тот же обрядовый танец, только утративший свое магическое значение. Таким образом, исходной формой первобытного танца был обрядовый, ритуальный танец, неразрывно связанный с представлениями и жизнедеятельностью первобытного общества. Этот тезис очень важен в процессе дальнейшего исследования танцевального искусства, особенно на современном этапе развития нашего общества. Современная хореография во многих своих направлениях возвращается к истокам, обращается к глубинным, психологическим аспектам танца.

Содержание и специфика учебно-воспитательного процесса в условиях профессиональной подготовки

Автор исследования предлагает свою концепцию работы балетмейстера над хореографическим произведением, отражающую современные тенденции в искусстве танца. Предлагаемая модель определяет и те профессиональные технологии постановочной работы, которыми должен овладеть студент-балетмейстер во время обучения, и тот уровень профессиональной компетентности, который он должен достигнуть.

Концепция автора основывается на определении Г. Уоллесом стадий творческого процесса, который состоит из: подготовки, инкубации, озарения, пересмотра (или проверки). Проводя аналогию с этапами творческого процесса в работе балетмейстера, их можно назвать: замысел, поиск выразительных средств, воплощение и фиксация результата. Именно в такой последовательности и будет рассматриваться процесс создания хореографического произведения. Такое исследование поможет не только выявить методы и приемы обучения необходимым профессиональным навыкам будущих балетмейстеров, но и способы воспитания определенного мировоззрения, профессионального творческого мышления на современном этапе развития хореографического искусства.

Любая творческая работа начинается с определенного замысла балетмейстера. Исходя из результатов исследования, проведенных в 1 главе, это первый этап в творческой работе. Рассмотрим процесс создания замысла в современной хореографии.

Замысел. В действующих до настоящего времени методиках обучения, основной установкой является мнение о том, что первоначально замысел хореографического произведения и художественный образ рождается умозрительно и они могут быть выражены в словесной форме, — форме либретто или сюжетной истории. Необходимо заметить, что подобные установки в современной хореографии применить нельзя. Точная формулировка в словесной форме замысла-видения балетмейстера невозможна, поскольку она носит визуально-эмоциональный характер. Безусловно, балетмейстер должен донести до исполнителя свою идею, но этот процесс в современной хореографии носит совершенно иной характер нежели в классическом балете. В классической хореографии существовало либретто, в котором были изложены фабула и сюжет, и хореограф воплощал при помощи движений определенную историю. В современной хореографии балетмейстер может излагать свой замысел на ассоциативном, образном уровне, передавая настроения, характер, видение будущего произведения. Именно на этом этапе необходимы педагогически-коммуникативные аспекты творческой деятельности.

Наиболее рационально ввести новый термин — «стимулы танца». Стимулами танца можно назвать некий толчок для работы ума, творческой активности, фантазии балетмейстера. Стимул является начальным импульсом, и он во многом определяет отбор выразительных средств и способы их композиции. Очень часто стимул становится аккомпанементом к танцу, особенно если стимулом является музыка. Можно использовать несколько стимулов одновременно, в таком случае балетмейстер должен четко определить главенствующую идею, которую он должен донести до зрителя. Если этот перенос к зрителю идеи (послания) произведения не состоится, и зрители не поймут цели данной постановки, то эффект сотворчества и сопереживания, который всегда лежит в основе общения сцены и зрительного зала, не произойдет. Поэтому стимул всегда должен быть ярко выражен как источник, как первопричина творческого процесса.

Часто зрителю нет необходимости видеть стимул в готовом произведении. Это может произойти в том случае, если, например, музыкальный отрывок дал толчок к созданию хореографической композиции, а затем не был использован в самой постановке. Но то внутреннее состояние, которое дал этот отрывок, те движения, которые были созданы под его влиянием, должны нести его отголосок в настроении, в темпо-ритме или в структуре хореографического построения. Иногда стимул дает название танца, а главное, определяет ту лексику, т.е. выразительные средства, которые в дальнейшем будет использовать балетмейстер. Стимулы можно условно разделить на идейные, слуховые, визуальные, тактильные, кинетические.

Идейные стимулы наиболее популярны в современном танце. Очень часто они связаны с определенной философской концепцией. При таком виде стимула движения и их композиция создаются с намерением выразить определенную мысль или отношение хореографа к чему-либо. К идейным стимулам можно отнести литературные тексты и жизненные наблюдения.

Состояние профессионально-педагогической подготовки

Главная цель художественной педагогики - создание условий для развития и саморазвития творческой личности. Определим, какие условия требуются для активизации творческого мышления и творческой реализации в студентах-хореографах.

Талант развивается и формируется только в условиях, способствующих индивидуальному развитию личности. Эти условия предполагают, что все должно быть направлено на такую организацию учебного процесса, такую его целостность, где все предметы активизировали бы творческий потенциал человека, пробуждали бы его духовные силы, жажду творчества, где методика преподавания любого профессионального предмета исключала бы пассивное восприятие готовых знаний, выводов и точек зрения.

Методика, разработанная в исследовании, заключается в том, чтобы, опираясь на новую программу, не столько обучить неким профессиональным техническим приемам, навыкам, но с их помощью сформировать современный способ «хореографического» мышления и перевести его в практическую реализацию, т. е. воспитать генерацию творческих личностей, способных к созданию художественной продукции нового качества. От знаний и навыков — к профессиональному мышлению - к практической реализации творческого видения в хореографии - таков путь профессионального обучения балетмейстера.

Работа автора по созданию модели профессиональной подготовки студентов-балетмейстеров позволяет выделить её методологические основания, обоснованные в исследованиях Г. Бурцевой и В. Королева:

Инновационный педагогический опыт обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов специалистов-хореографов в новых выразительных средствах искусства танца, что ведет к определенным качественным изменениям системы хореографического образования. Необходимо изменить устаревшие нормы, подходы к обучению, а зачастую и их пересмотреть.

Природа инновационной деятельности создает возможность высвобождения в человеке творческого потенциала на пути экспериментального и художественного поиска. Освоение педагогами нестандартных способов организации педагогического процесса служит основой движения к перспективным целям обучения и воспитания.

Системное обоснование обеспечивает связь традиций и новаторства в художественной педагогике, помогает при рассмотрении различных сторон новшества выявить закономерности его специфического функционирования в условиях хореографического образовательного процесса. В области воспитания балетмейстеров оно предполагает пересмотр и вычленение апробированных в результате многолетнего применения способов воздействия на личность балетмейстера и развития его способностей.

Социально-психологическое обоснование помогает в изучении изменений в процессе профессионального становления творческой личности балетмейстеров и применяется для анализа характера протекания педагогической деятельности на различных этапах обучения балетмейстеров в системе профессионального хореографического образования. С позиций данного подхода выявляются возможные причины психологических барьеров при внедрении новых методов в педагогическую практику.

Поведенческое обоснование обеспечивает единство процессов сознания и практической деятельности субъекта в процессе обучения. Этот подход позволяет выявить изменения в процессе становления художественно-образного мышления при обучении, сформировать этапы его развития и совершенствования в связи с практической деятельностью.

Похожие диссертации на Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств