Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Омарова Амина Альбертовна

Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона
<
Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Омарова Амина Альбертовна. Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Омарова Амина Альбертовна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО Дагестанский государственный педагогический университет], 2016

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основания развития толерантного сознания в едином культурно образовательном пространстве 15

1.1. Сущностная характеристика толерантного сознания молодежи 15

1.2. Педагогический аспект гуманистических ценностей как основа развития толерантного сознания молодежи многонационального региона 34

1.3. Влияние культурно-образовательной среды на процесс становления толерантного сознания молодежи многонационального региона 51

Выводы по первой главе 74

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно образовательном пространстве многонационального региона 77

2.1. Реализация педагогической модели развития толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях 77

2.2. Технология развития толерантности в культурно образовательном пространстве 102

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 134

Выводы по второй главе 150

Заключение 152

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние десятилетия образование не рассматривалось как средство решения социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современном обществе. А ведь образование, образовательное пространство всегда выполняло и выполняет важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей в стабилизации отношений «в макро- мезо- и микросоциуме» (В.И. Загвязинский).

Роль культуры и образования особенно велика в многонациональных регионах, где они призваны: способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания на нравственных устоях, обычаях, этнических, языковых и на гуманистических ценностях, способствующих сохранению культурной и национальной самобытности; обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия; обеспечить приобщение молодежи к общечеловеческим ценностям.

В новой парадигме образования указывается, что нужно готовить современную молодежь к созидательной деятельности в поликультурной среде многонационального региона, чтобы она умела понимать и уважать другие культуры, не теряла при этом свою социально-культурную идентичность, и жила в мире и согласии с представителями разных национальностей

В нашей стране одной из важных задач государственного масштаба является воспитание толерантности у молодежи. «Перед педагогической наукой стоит комплексная проблема разработки и реализации системы, форм, средств, методов по развитию толерантности как мировоззренческого качества личности молодого человека», – подчеркивает в своих исследованиях Д. М. Абдуразакова.

Актуализация проблемы толерантности объективно обусловлена ситуацией глобального кризиса, перекраиванием системы международных отношений.

В связи с этим в России проблема формирования толерантного сознания и ценностно-ориентированного поведения молодежи стала первостепенной задачей, и в связи с этим дана установка на воспитание веротерпимости, миролюбия, непримиримости к терроризму.

Толерантность понимается по-разному разными народами, что определяется их историческим опытом. Часто понятие «толерантность» употребляется как «прощение, снисхождение, терпение, расположенность к другим людям»; причем определение такого ментального качества человека необходимо соотносить с определенными явлениями и событиями (Н.А. Асташова, А.Г. Асмолов, С.К. Бондарева, В.Н. Гуров, А.А. Лекторский, Г.У. Солдатова).

В настоящем исследовании основное внимание сосредоточено на раскрытии специфики культурно-образовательной среды как основного условия формирования и развития толерантного сознания молодежи в контексте многонационального региона. В связи с этим развитие толерантного сознания мы рассматриваем как систему гуманно-ценностных ориентаций и поведенческих установок, с развитой способностью к эмпатии в своей основе, включающую в свою структуру такие сферы человеческой жизнедеятельности, как когнитивная, перцептивная и эмоциональная.

Проблема толерантности рассмотрена во многих исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Наибольший интерес представляют работы,

которые непосредственно обращаются к изучению способности позитивно воспринимать иной образ жизни, поведение и особенности других людей (Р.Г. Абдулатипов, Д.М. Абдуразакова, В.А. Золотухин, В.А. Лазеров, В.М. Соколов, В.А. Тишков и др.). В последнее время в связи с изменениями социально-политической жизни в стране востребованы исследования по различным проблемам толерантности, включающим вопросы различных условий выражения толерантности, ее идентификации, отражения динамичной модели смыслов, формирующих саму толерантность (А.А. Асмолов, С.К. Бондарева, С.В.Кривцова, А.М.Кондакова, Г.У.Солдатова и др.).

Проблемы межличностного восприятия и социальной перцепции раскрыты в трудах Е.Ю. Артемьевой, А.А. Лузакова, Ч. Осгуда, В.В. Петухова, В.П. Серкина, А.Г. Шмелева. Прикладные аспекты формирования толерантного сознания отражены в исследованиях Т.В.Болотина, С.В. Баныкина, В.К.Егорова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова; разработаны программы по развитию навыков толерантного поведения (Ситаров, Моралов), А.В.Дмитриев рассматривает толерантность как основу межкультурной коммуникации.

Труды Н.В. Казановой, Н.О. Симаченко и др. отличаются педагогической спецификой изучения развития толерантного сознания в различных возрастных группах; концепции толерантных отношений отражены в исследованиях М.И. Азаматова, С.Д. Бакулина, М.В.Ковыневой, А.О. Наследовой, др., способы формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе изложены в трудах С.С.Акавова, Г.Р. Фархшатова, Т.Э. Эмирбекова и др.

На развитие толерантного сознания молодежи оказывает заметное влияние на многонациональный регион, где деятельность учреждений культуры и образования взаимовлияют и взаимообогащают поликультурное воспитание молодежи. Анализ влияния национальной культуры на становление толерантной личности молодежи впервые представлен в диссертационных исследованиях Д.М. Абдуразаковой, М.Б. Мустафаева.

Важность разрешения ряда противоречий, присущих современной системе образования и деятельности учреждений культуры, предопределила творческий поиск в этом направлении. С обострением межличностных, межконфессиональных отношений в современной молодежной среде возросла важность системного подхода к решению проблем толерантности на уровне государственной образовательной политики.

Анализ проведенных исследований показал, что динамика процесса формирования и развития толерантного сознания на гуманистических ценностях у молодежи в многонациональном регионе требует дальнейшего анализа в связи с ее многоаспектностью и актуальностью.

Актуальность проблемы исследования обусловлена существующими в реальной действительности пр отиворечиями между: потребностями общества в толерантном сознании молодежи, ее ориентированности на образование, саморазвитие, самовоспитание, самообразование и недостаточным использованием гуманистических ценностно-ориентированных средств воспитательного потенциала культурно-образовательной среды в этом процессе; все возрастающими требованиями общества к развитию толерантного сознания молодежи и недостаточной подготовленностью образовательной и культурно-досуговых систем к реализации запросов молодежи с учетом особенностей многонационального региона; наличием выработанных теоретических подходов к развитию толерантности молодежи в гуманистической модели деятель-

ности учреждений культуры и образования в многонациональном регионе и отсутствием новых технологий их реализации.

Названные противоречия диктуют необходимость совершенствования культурно-образовательной среды многонационального региона для эффективного развития толерантности на основе гуманистических ценностей молодежи в аспектах: теоретико-методологическом, социально-культурном и методическом.

Таким образом, развитие толерантного сознания молодежи в многонациональном регионе стала насущной педагогической проблемой. Недостаточность разработки педагогических основ развития толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в многонациональном регионе и растущая потребность в их практической реализации обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально обосновать модель процесса развития толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона.

Объект исследования – развитие толерантного сознания молодежи на ценностных ориентациях многонационального региона.

Предмет исследования – процесс развития толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в многонациональном регионе.

Гипотеза исследования. Развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в культурно-образовательном пространстве многонационального региона будет более успешным, если:

– рассматривать развитие толерантного сознания молодежи на гуманистических ценностях в качестве приоритетной задачи в учреждениях культуры и образования;

– использовать воспитательный потенциал ценностей культурно-образовательной среды, ориентированной на развитие толерантного сознания, гуманистических мировоззренческих начал личности;

– организовать системный процесс развития толерантного сознания молодежи многонационального региона путем педагогического внедрения;

– обеспечить педагогические условия эффективной реализации модели с проблемно-тематическим структурированием содержания образования и инновационными педагогическими технологиями.

Для реализации поставленной цели и выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

– раскрыть специфические особенности толерантного сознания молодежи в многонациональном регионе, выявить сущность каждого компонента по характеру их влияния на личностное становление молодого человека;

– проанализировать процесс развития толерантного сознания молодежи многонационального региона на основе гуманистических ценностей в культурно-образовательной среде;

– теоретически разработать педагогическую модель процесса развития толерантного сознания молодежи и реализовать ее в практической деятельности;

– выявить педагогические условия, продуктивно развивающие толерантное сознание молодежи на основе гуманистических ценностей в культурно-образовательном пространстве многонационального региона;

– обосновать технологию реализации разработанной педагогической модели.

Методологическую основу исследования составляют:

– теории, рассматривающие поликультурное образование в качестве феномена культуры, а также в качестве механизма передачи социального опыта (Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк, А.Н. Джуринский и др.);

– концепции, согласно которым развитие толерантного сознания является одной из основ процесса духовного совершенствования личности (А. Эл-лис, Т.Х. Холмс и др.);

– положения о воспитательной роли культурно-образовательной среды и коллективного творческого процесса (Д.М. Абдуразакова, А.А. Мануилов, Н.А.Селиванова и др.);

– разработки различных аспектов формирования и развития толерантности (А.Г. Асмолов, А.М. Байбаков, Р.Р. Валитова, Б.С. Гершунский, В.А. Лекторский, Г.У. Солдатова и др.);

– исследования особенностей развития личности в многонациональном регионе (Д.М. Абдуразакова, А.Г. Агаев, А-Г.К. Алиев, Б.Ш.Алиева, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов, Р.М. Магомедов, Д.М. Маллаев, К.М. Ханбабаев и др.);

– теоретические и прикладные основы гуманистической педагогики А.Данте, Л.А.Бруни, Т. Кампанелла, Я.А.Коменского, а также исследования отечественных педагогов Я.Корчака, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, В. Асмолова, Д.М.Маллаева.

В исследовании был использован следующий комплекс методов: анализ научной литературы в области педагогики, психологии, философии, культурологии и этнопедагогики в аспекте проблемы; анкетирование, интервьюирование, аналитическая диагностика и некоторые другие методы социологических исследований; моделирование; лонгитюдные исследования, метод систематизации передового педагогического опыта по проблеме; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта.

Научная новизна исследования заключается в следующем: теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие толерантного сознания молодежи на основе использования воспитательного потенциала гуманной педагогики в учреждениях культуры и образования многонационального региона; организации системы многоаспектной дифференциации обучения; применения многопрофильного блока инновационной технологии (диалог, тренинги межкультурного общения, деловые игры, проектные технологии, драматизация, самостоятельная исследовательская деятельность молодежи, игровое моделирование и т.д.); формирования субъектной позиции и личностного смысла толерантного сознания студентов, отвечающих принципам уважения, равенства всех народов и их культур; организации коллективно-творческой деятельности студентов различных национальностей в культурно-образовательном пространстве.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке педагогической модели процесса развития толерантного сознания молодежи на основе гуманистических ценностей в культурно-образовательной среде многонационального региона, структурными компонентами которой являются: человек в частности; государство, определяющее основы (правовые, социальные, экономические) жизнедеятельности нации в целом; социум, воспитывающий молодежь на национальных ценностях; средства массовой информа-

ции, создающие информационный фон воспитания; семья, формирующая систему личностных ценностей и норм социального поведения; среды выполняющих образовательную функцию учебных заведений и создающих условия для социального и гражданского становления личности общественных организаций.

Практическая значимостьисследования состоит в эффективном обеспечении педагогических условий реализации разработанной модели процесса развития толерантного сознания молодежи в культурно-образовательной среде многонационального региона на основе инновационных образовательных технологий.

Разработаны и апробированы в педагогической практике спецкурсы для формирования навыков конструктивного межкультурного диалога («Мир образов национальностей», «Педагогика толерантности», тренинг общения на основе изучения ценностей национальной и мировой культуры и др.). Актуальность проблем, связанных с развитием толерантного сознания современной молодежи, обеспечивает возможность дальнейшей разработки этой области психолого-педагогической науки на основе результатов данного исследования.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе факультетов права и исторического ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». В эксперименте приняло участие 155 студентов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2011-2012 гг.) проводилась поисково-

диагностическая работа: анализ изучаемой отечественной и зарубежной теоретической литературы по обозначенной проблеме; разработка исходных позиций исследования; обобщение педагогического опыта на различных уровнях.

Второй этап (2012-2013 гг.) включал педагогический эксперимент, а именно: обоснование исследования; констатирующий эксперимент и обработка его результатов; выявление и изучение инновационных технологий воспитания молодежи многонационального региона, теоретическое обоснование основ гуманистической педагогической модели процесса развития толерантного сознания молодежи многонационального региона в его культурно-образовательных учреждениях.

На третьем этапе (2013-2015 гг.) осуществлялась следующая оценочно-обобщающая работа: анализ результатов эксперимента, обобщение, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе реализации обоснованной нами педагогической модели; оформление текста диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Развитие толерантного сознания рассматривается как система гуманистических ценностных ориентаций и поведенческих установок, опирающихся на способность к эмпатии, включающая в свою структуру такие сферы человеческой жизнедеятельности, как когнитивная, перцептивная и эмоциональная.

2. Процесс воспитания толерантности российской молодежи в многонациональном регионе направлен на приобретение внутренних качеств, основанных на этнических, национальных и общечеловеческих ценностях, развитие стремления к их сохранению и творческому преобразованию.

  1. Современное культурно-образовательное пространство выступает главным условием повышения эффективности системы развития толерантного сознания молодежи на основе гуманистических ценностей в условиях многонационального региона, ведущими направлениями которого являются приобщение молодого поколения к нормам общенародной и общечеловеческой морали и национально-культурным традициям региона.

  2. Действенность педагогической модели процесса развития толерантного сознания молодежи в культурно-образовательном пространстве многонационального региона обеспечивается организацией системы многоаспектного дифференцированного обучения; использованием многопрофильного блока инновационной технологии; формированием субъектной позиции и личностного смысла толерантного сознания студентов различных национальностей на основе принципов гуманизации: уважения и равенства всех национальностей и национальных культур; организацией коллективно-творческой деятельности студентов в культурно-образовательном пространстве.

Достоверность исследования обеспечивается использованием фундаментальных трудов в области социально-педагогических наук, применением системно-деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов к образованию, актуальной и статистической значимостью разработанных технологий, положительными результатами опытно-экспериментальной части исследования

Апробация исследования, внедрение его результатов проводились в процессе реализации искомой педагогической модели с использованием воспитательного потенциала культурно-образовательной среды.

С докладами и сообщениями соискатель выступала на круглых столах, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях: «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности» (Махачкала, 2014); Гуманитарные науки в XXI в. (Москва, 2014); Модернизация образования в профессиональных и общеобразовательных организациях (Махачкала, 2014).

Теоретические положения, разработки и основные результаты исследования отражены в 13 научных публикациях, из них 3 в научных журналах из Перечня ВАК Минобрнауки РФ. Материалы диссертационного исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс в ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Педагогический аспект гуманистических ценностей как основа развития толерантного сознания молодежи многонационального региона

Потребность общества в транслировании идей толерантности, выступающих современной жизненной стратегией, обусловила важность исследования проблемы развития толерантного сознания у современной молодежи. Овладение толерантностью предоставляет возможность личности более успешно выстраивать взаимоотношения с другими людьми и при этом сохранять целостность собственного внутреннего мира.

Анализ исследований по проблеме показал, что неотъемлемой составляющей процесса поступательного и гармоничного развития мирового сообщества является развитие толерантного сознания современной молодежи [2, 11,12].

В научном мире «терпимость» часто заменяется синонимом «толерантность». Известно, что понимание толерантности, толерантного сознания у разных народов зависит от их исторического опыта.

Словари определяют толерантность по-разному: как терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие [144]; как иммунологическое состояние организма; способность организованно переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [146]; как терпимое отношение к чему-нибудь; терпимый – такой, что может терпеть, с которым можно мириться, умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру [125].

Английский философ Дж. Локк посвятил этому понятию «Очерки о терпимости», «Послание о веротерпимости» и «Письма о терпимости». Дж. Локк указывает, что «… справедливое притязание на неограниченную терпимость имеют место, время и способ моего поклонения Богу, потому что все происходит всецело между Господом и мной и, принадлежа попечению вечности, выходит за пределы досягаемости и воздействия политики и правительства, которые существуют только ради моего благополучия в этом мире» [103].

Следует подчеркнуть, что толерантность в разных культурах трактуется по-разному. Китайцы полагают, что позволять, допускать, проявлять великодушие по отношению к другим – это и значит быть толерантным. В арабском языке нашло отражение понимание толерантности как прощения, снисхождения, мягкости, снисходительности, сострадания, благосклонности, терпения… расположенности к другим, в персидском языке – терпения, терпимости, выносливости, готовности к примирению. Во французском языке слово «толерантность» означает «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов» [13]; в английском языке – это готовность и способность воспринимать личность или вещь без протеста.

Важность и необходимость воспитания толерантности в сознании молодой личности подчеркивали еще философы далекой от нас эпохи Конфуция, Гомера, Геродота. О толерантности в условиях тотальной церковной цензуры писали мыслители Нового времени: Дж. Локк, И. Кант, Вольтер, Т. Гоббс и др. Правила межличностных отношений тех времен, отраженные в уставе жизни «Золотое правило нравственности», гласят: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» [23].

Изначально понятие толерантности стало осмыслением итогов кровопролитных религиозных войн, когда представители разных религиозных конфессий в течение тридцати лет уничтожали друг друга без сожаления.

Трактат Мартина Лютера «О светской власти и о том, в какой мере ей следует повиноваться» определил принципы толерантности с религиозной точки зрения. Необходимо отметить, что отрицание этической непроницаемости этнических границ всегда декларировалось всеми мировыми религиями, но эпоха их становления ознаменовалась самым резким обострением межконфессиональных отношений в силу значительного разрыва между провозглашаемыми идеалами и способами их утверждения в обществе.

Изучение методологических основ развития толерантного сознания подрастающего поколения в культурно-образовательных учреждениях позволило выявить усиление таких значимых тенденций, как возрастание уровня гуманитарности современного образования; упрочение веры в духовное единство мира как главной ценности человечества (Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, С.Л.Франк).

Русские философы начала ХХ в. обосновали целостное видение мира и органичное включение человека в Космос. Человек и жизнь на Земле – это единая универсальная ценность, с нею должны соотноситься другие ценностные системы. Человек не может жить и существовать без сохранения природы. Эти положения указывают на то, что системообразующим компонентом целостности человека является его культурная сущность.

Авторская концепция развития толерантного сознания обучающихся основана и на русской философской традиции, утверждающей модель «человека понимающего». Основа такой модели состоит в признании идеи диалога взаимодействующих, взаимодополняющих, духовно взаимообогащающихся субъектов на основе постижения экзистенциального опыта друг друга.

Н.А. Бердяев утверждал, что бытие всегда было «томившей душу» энергией, душа же стремилась вырваться за пределы отдельного человеческого существа и воссоединиться с гармонией Космоса. Способом встречи этих двух миров выступает культура. Путь человека из «призрачного мира» в «мир подлинный» лежит через изменение своего отношения к миру. Творчество должно помочь преодолеть раздвоенность духа, ужас, боль, гибель и др. Согласно философу, воспитание человека – это прорыв к творчеству, придающий новую силу человеческому духу [23].

Влияние культурно-образовательной среды на процесс становления толерантного сознания молодежи многонационального региона

Принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского, творческий труд, нравственная свобода, возможность выбора, ответственность за свой выбор, подтверждают ее гуманистическую направленность. Логика воспитательного процесса по В.А.Сухомлинскому состоит, по нашему мнению, именно в формировании и развитии толерантного сознания ребенка, которое должно заставить его чувствовать другого человека, понимать разумом и сердцем его душу. Великий педагог мастерство воспитания видел в способности научить ребенка сопереживать, а значит «поселить» в его душе «маленький магнит», притягивающий его к другим людям, дающий ему возможность воспринимать слова и действия других людей [157].

Человек и коллектив, вступая во взаимодействие, способны сформировать общественное мнение о человеке и повлиять на его судьбу. Педагог учел этот аспект и в работе «Сто советов учителю» указал на недопустимость «выворачивания души»: все слабые стороны ребенка нельзя демонстрировать публично в коллективе. «Человек должен не бояться коллектива... Власть коллектива над личностью должна основываться на очень тонких человеческих отношениях. Она вступает в силу лишь тогда, когда коллектив видит в человеке несравненно больше хорошего, чем плохого», – писал педагог [157].

Итак, анализ трудов В.А. Сухомлинского дал нам значимую для проектирования и внедрения педагогической модели на основе гуманизма для развития толерантного сознания обучающейся молодежи идею воспитательного взаимодействия коллектива и личности, в процессе которого поэтапно закрепляются нормы толерантного сознания и толерантной позиции, усвоенные ранее: – I этап предполагает процесс освоения информации о законах и требованиях поликультурного общества, включающих выработку гражданской ответственности за совершаемые поступки, провозглашающих культурную универсальность и уникальность человечества и т.д.; – II этап предполагает процесс обогащения полученной информации через реальную коммуникацию в поликультурном пространстве, обеспечи 44 вающую растущему человеку приобретение умений и навыков переноса освоенных теоретических знаний на практику общения; – III этап предполагает процесс закрепления норм толерантного сознания и превращения их в устойчивую толерантную позицию, позволяющую молодой личности демонстрировать эти нормы в своем поведении, а также транслировать принципы толерантного отношения и необходимость их соблюдения другим людям.

Интерес российских ученых к проблемам воспитания, в частности воспитания гуманной личности, повышается в 1970-80-х г. (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Т.Е. Конникова, Б.Т. Лихачев, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.). Особенно ярко реализовано гуманистическое направление в педагогике в 1980-е г. в трудах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Кара-ковского, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, известных педагогов-практиков.

Ш.А. Амонашвили сформулировал ряд особенностей образовательного процесса, опираясь на многолетний опыт практической работы и на основе гуманно-личностных принципов педагогики. Эти особенности таковы: 1) естественная внутренняя преемственность природного развития человека и гуманного образовательного процесса; 2) целостность личности ребенка обуславливает целостность образовательного процесса; 3) процесс обучения детей понимается как ведущая форма их существования; 4) все участники образовательного процесса вступают в отношения со трудничества; 5) самооценка и саморазвитие у детей должны развиваться как отдель ные способности; 6) гуманизация социума в целом. Отечественная педагогика 90-х гг. XX века в лице Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, И.С. Якиманской и др. разработала личностно 45 ориентированный подход к образованию и воспитанию. Е.В. Бондаревская разработала значимый для наше исследовательской концепции постулат, провозглашающий необходимость осуществления единства учебно воспитательного процесса и «жизнетворчества» обучающихся. Под жизне-творчеством автор понимает коллективный труд для других людей, открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощь, милосердие, добрые дела и забота об окружающих [34].

Такой контекст воспитания предполагает, что личность развивается не только в сфере своих собственных интересов, она должна вступать во взаимодействие с интересами всего жизненного пространства (семья, друзья, общество, государство, мир). Поэтому актуализируется важнейший вопрос образования, связанный со способами обучения ребенка сочетать свои интересы и интересы окружающего мира. Интересы саморазвития ребенка ученый при этом выдвигает на первый план.

На этом основании наша авторская концепция развития толерантного сознания полностью принимает эту важную идею формирования у личности навыков самооценки и саморегуляции поведения в обществе. Кроме того, современные учебные программы по организации внеучебной деятельности (О.В. Ладыкова, Т.В. Архипова и др.), в условиях временного коллектива в детских оздоровительных лагерях (Ю.В. Овчинникова, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова), в пространстве высшего учебного заведения (Д.М. Абдуразакова, Е.В. Рыбак, П.Ф. Космогоров и др.) полностью основаны на идеях толерантного воспитания подрастающего поколения. Признание ценности каждой личности, признание «индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом» - таковы результаты процесса гуманизации современного образования [2, 22, 60].

Технология развития толерантности в культурно образовательном пространстве

Анализ трудов исследователей и проектирование этапов педагогического опытно-экспериментального мониторинга дали нам основания для вычленения шкалы критериев, по которой определяется высокий уровень развития культурно-образовательной среды. А именно: интеграция общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал характерно для культурно-образовательной среды, являющейся неотъемлемым признаком поликультурного образовательного учреждения; цель создания культурно-образовательной среды состоит в достижении эффективных условий для целенаправленной профессиональной социально-педагогической поддержки процесса развития каждого обучающегося, опирающуюся на принципы личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе и углубляющую содержание занятий путем привлечения информации, которая предоставит возможности для наиболее продуктивной реализации молодежи в пространстве мультикультурного мира.

Итак, функции культурно-образовательной среды можно обозначить как: гуманитарно-воспитательная; социально-адаптационная; культурологическая; коммуникативная и образовательно-развивающая. Культурно-образовательная среда обеспечивает возможность конструктивного диалога культур, который позволяет интегрировать знания содержания образования и создавать целостную картину мира в сознании подрастающего поколения. В результате у обучающихся происходит культурная рефлексия, позволяющая овладеть навыками саморегуляции и обеспечивающая стимуляцию мотивации к самосовершенствованию.

Процесс создания культурно-образовательной среды в своей основе предполагает реализацию элементов педагогического сопровождения, в частности: 1) воспитать у обучающихся такие качества, как толерантность, отзывчивость, открытость, доброжелательность, терпимость; 2) сформировать у обучающихся навыки самоанализа и самокорректировки, которые позволят им в поликультурном пространстве полностью идентифицироваться как личностям; 3) развивать у обучающихся мотивацию, которая обеспечит им социальную и творческую активность, гражданскую позицию, самоактуализацию в поликультурном пространстве, трансляцию принципов толерантности в адрес окружающих; 4) выработать у обучающихся умения выстраивать межкультурный диалог путем слушания и говорения, а также сформировать навыки, обеспечивающие плюралистическое разрешение спорных и конфликтных ситуаций; 5) интегрировать у обучающихся различные культурные коды поликультурного образовательного пространства; 6) развить у обучающихся навыки коммуникативной адаптации в поликультурном пространстве; 7) воспитать у обучающихся эмпатию и культивирование доброжелательного, толерантного отношения к представителям иных народов и культурных традиций.

Сегодня личность как носитель национальной культуры активно влияет на социум, что в значительной степени актуализирует цели и задачи формирования национального самосознания, включающего в качестве обязательного компонента способность признавать и уважать историческое и культурное наследие своего народов и иных представителей поликультурного мира. Такие специальные учебные курсы, как «Культурология», «Культура межнационального общения» и т.д., обеспечивают, по нашему мнению, изучение, погружение, постижение, выявление универсального и специфического в культурах иных народов в процессе образования молодежи.

Ученые-педагоги подчеркивают, что культурно-образовательная среда, организуемая «по законам красоты», должна быть не только оформлена художниками и дизайнерами как пространство образовательного учреждения, но и должна представлять собой среду, которую активно создают сами обучающиеся, при необходимости обращаясь к художникам, дизайнерам, народным умельцам, педагогам и т.д. [1].

Самобытность молодого человека как активного носителя субъективного опыта признается педагогами приоритетной характеристикой в процессе построения культурно-образовательной среды с учетом принципов лично-стно-ориентированного обучения и воспитания. Для этого, несомненно, требуется специальная педагогическая работа в целях выявления самобытности каждого обучающегося.

Субъектный опыт личности накапливается путем постоянного обогащения и преобразования ее деятельности, стимулированной самим процессом образования, результатом которого должны стать способности к самообразованию и самосовершенствованию, позже к самореализации в жизненном пространстве. Все это требует разработанной и адаптированной целостной системы педагогического сопровождения процесса образования и воспитания подрастающего поколения.

Особая «событийная общность» (по М.М. Бахтину), возникшая в учреждении образования и культуры на основе общих ценностей и смыслов взаимодействия, привносимыми самими участниками общности, должна быть обусловлена личностно-ориентированным подходом как условием ее возникновения. Речь идет о воспитании культурных, образованных граждан страны, что позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, с социально-бытовым укладом их жизни, представлениями о мире. Знание

Анализ опытно-экспериментальной работы

В декабре 2012 года в ДГПУ прошло коллективно-творческое мероприятие вуза «День открытых дверей». Инициативная группа студии «Мозаика» активно и творчески включилась в дело и провела презентацию факультетов на высоком уровне. Были использованы слайды и видеоролики об истории и культурно-образовательной деятельности факультетов, о педагогах-новаторах, о творческих достижениях студентов.

В мероприятии приняли участие преподаватели студенты, школьники, родители. Декан филологического факультета ДГПУ поприветствовал учеников, рассказал о факультете, о возможностях и преимуществах университета. Далее перед присутствующими выступили ректор университета и проректор, которые рассказали о правилах приема документов и сроках сдачи ЕГЭ.

После чего студенты факультета подготовили для выпускников школ небольшое театральное представление и номера КВН. Затем состоялась экскурсия по факультету, где ученики поближе познакомились с преподавателями и студентами факультета. В рамках этого дня учащиеся из Махачкалы, Каспийска, Дербентского и Кизилюртовского районов провели один учебный день в педагогическом университете, в течение которого ребята смогли ознакомиться с факультетом и кафедрами, узнать историю вуза, получить актуальную информацию об особенностях обучения в университете, а также прослушать интересные лекции преподавателей университета и пообщаться со студентами. Был организован круглый стол с участием школьников, студентов, преподавателей и родителей.

Праздник белых журавлей, неразделим с именем народного поэта Расу-ла Гамзатова, который учредил его как День духовности и светлой памяти о павших на полях сражений войны. Студенты исторического факультета, преподаватели и кураторы достойно организовали и провели этот праздник. Организаторами мероприятия выступила Инициативная группа студентов.

Ведущие праздника в эмоционально-творческой форме знакомили всех студентов и гостей с историей праздника «День белы журавлей», который связан с именем японской девочки с белым журавлем Садако-Сасаки, ставшей жертвой сброса атомной бомбы в Хиросима. Эта история потрясла сердца миллионов людей, и глубоко встревоженный Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли», которая стала сегодня гимном памяти не вернувшихся солдат во время Великой Отечественной войны. Праздник «Белых журавлей» как праздник дружбы народов и культур, воспитывает молодежь в духе патриотизма и гражданственности, укрепления моральных качеств и толерантных чувств.

Праздничные мероприятия были организованы на конкурсных испытаниях команд» Дети Кавказа» и «Дружный тухум». Чтобы заслужить звание «Самой дружной команды», участники продемонстрировали перед зрителями и жюри национальные костюмы, представили рецепты и угостили всех национальными дагестанскими блюдами, изготовили белых журавлей, применив технику оригами, показали танцы народов Дагестана.

Заслуженную победу завоевали студенты команды «Дружный тухум», которые доказали, что они достойны носить звание самой дружной команды. Команда «Дети Кавказа», проиграла достойно. Они показали всем, что главное для них не победа, а дружба и понимание внутри коллектива.

После определения победителей организаторами праздника был представлен красочный слайд, приуроченный ко «Дню белых журавлей», под песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова в исполнении Марка Бернеса. Во время показа слайда в зале воцарилась тишина, и лишь картинки, сменявшие друг друга на огромном экране, говорили о том, что сегодня здесь все собравшиеся, невзирая на разные национальности, на разные взгляды на жизнь и убеждения, слились воедино, преклоняясь перед ратным подвигом солдат Отчизны, перед теми, кто вынес на своих плечах тяготы и лишения войны, превозмогая боль, кровь и смерть.

В студии «Мозаика» студенты Дербентского филиала целенаправленно занимались сбором, изучением, анализом фольклорного наследия народов Дагестана. Собранный материал раскрывал особенности культуры, традиций и быта народов Дагестана. На основе анализа собранного эмпирического материала студенты составляли творческие проекты по заданным темам, которые способствовали пробудить интерес к познанию традиций и культуры, которые веками строились на примерах этнического согласия и взаимопонимания всех народностей, живущих на земле Дагестана и «пронизать себя» культурой и толерантностью дагестанцев.

Исследовательские проекты в теоретическом виде содержали факты и материалы, изученные в различных монографиях, статьях, фольклорных произведениях, записках путешественников и обобщенные самими студентами.

Исследовательские проекты в эмпирическом виде содержали наблюдения, эксперименты, практическую деятельность студентов, основанную на работе с информаторами и участии в педагогических экспедициях и практиках. К примеру, проекты «Национальная одежда дагестанского народа», «Свадебные традиции и обряды», «Обряд укладывания ребенка в люльку», «Сказки, поговорки народов Дагестана в сравнении» и т. д. отличались самостоятельностью и глубиной.