Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Безина Ирина Александровна

Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи
<
Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Безина Ирина Александровна. Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Безина Ирина Александровна;[Место защиты: Высшая школа народных искусств (институт)].- Санкт-Петербург, 2015

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки выявления особенностей обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры

1.1. Теоретические основы обучения живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи

1.2. Особенности профессионального обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры

1.3. Структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры .

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Пути обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры в системе среднего профессионального образования

2.1. Содержание обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры 82

2.2. Экспериментальная проверка результатов исследования 110

Выводы по второй главе 129

Заключение 130

Список используемой литературы .

Введение к работе

Актуальность исследования. Одним из наиболее распространенных
направлений самобытного народного искусства России является лаковая
миниатюрная живопись, которая имеет художественно-стилистические

особенности, собственный образно-художественный язык и эстетический характер изделий, сформированные на основе регионально-исторических художественных традиций.

Приоритет сохранения и преумножения традиций лакового искусства
тесно связан с процессом совершенствования системы среднего

профессионального образования. Проведенный нами мониторинг состояния подготовки художников в области лаковой миниатюры показал, что особое место в процессе профессиональной подготовки обучающихся отводится живописи как одной из основных базовых учебных дисциплин.

Образовательные программы по живописи, используемые в
настоящий момент в образовательных учреждениях, не отражают
декоративного видения окружающего мира, являющегося обязательным
компонентом формирования творческого мышления художника народных
художественных промыслов. В их содержании отсутствует

непосредственная связь с исторически сложившимися декоративно-
композиционными и художественными традициями русских лаков.
Учебные пособия по живописи, предназначенные для обучения художников
в этой области, не учитывают специфики конкретного вида лаковой

миниатюрной живописи. Отсутствие дифференциации в этих пособиях влияет на качество профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования в области лаковой миниатюры.

Степень научной разработанной проблемы. Исследованием истории

традиционной культуры и процесса формирования локальных

художественных центров лаковой миниатюры занимались И.Я. Богуславская,

А.В. Бакушинский, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Л.Н. Соловьёва, Л.К.

Розова, Т.М. Разина, И.Н. Уханова и др. Изучению вопросов
профессионального образования в традиционном прикладном искусстве
посвящены работы Н.Ю. Дунаевой, С.Ю. Камневой, Е.А.Лапшиной, Т.Е.
Лончинской, В.Ф. Максимович, Ю.С. Салтановой, Н.Н. Шамрай. Процесс
профессионального обучения лаковой миниатюрной живописи раскрыт в трудах
П.В. Гусевой, М.Р. Белоусова, В.Ю. Борисовой, С.Н. Денисовой, О.В.
Федотовой, И.В. Поселеновой. Различные аспекты обучения живописи
разрабатывали Е.И. Васильева, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, П.Е.
Серов, Н.Г. Кузнецов. Анализ научных трудов и практики

профессионального образования в области традиционного прикладного искусства послужили теоретическим основанием для нашего исследования.

Однако до настоящего времени в научно-педагогических исследованиях не
разработано содержание обучения живописи будущих художников лаковой

миниатюры, что связано с глубинными противоречиями между:

- сложившейся системой обучения живописи будущих художников лаковой
миниатюрной живописи и потребностью обновления содержания дисциплины с
учётом художественно-выразительных и стилистических особенностей этого вида
декоративно-прикладного искусства;

- необходимостью обучения дисциплине «Живопись» как базовому
общепрофессиональному предмету и полным отсутствием его методического
сопровождения;

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему

исследования: совершенствование содержании и методов обучения

живописи в области лаковой миниатюрной живописи с учетом сущности
художественно-выразительных и стилистических особенностей данного вида
искусства. Недостаточная разработанность обозначенной проблемы, обусловила
выбор темы исследования: Содержание и методы обучения живописи в
среднем
профессиональном образовании в области лаковой

миниатюрной живописи.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить структурную модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры, способствующую формированию их профессионализма с учетом особенностей лаковой миниатюрной живописи.

Объект исследования: среднее профессиональное образование в области лаковой миниатюрной живописи.

Предмет исследования: содержание и методы обучения живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи в системе среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: обучение живописи будущих художников лаковой миниатюры в среднем профессиональном образовании будет эффективным, если:

- изучены исторический аспект и современное состояние обучения
живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой
миниатюрной живописи;

- установлены и раскрыты методологические подходы к обновлению
содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры;

- разработана и внедрена в учебный процесс структурная модель
обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой
миниатюры с учетом регионально-исторического, культурологического,
интегрированного, системно-целевого и деятельностного подходов в
созданном художественно-творческом пространстве;

- разработан и внедрен в образовательный процесс учебно-
методический комплекс «Живопись» как фактор формирования
профессионализма будущих художников лаковой миниатюры в среднем
профессиональном образовании;

- разработана и апробирована экспериментальная методика обучения
живописи, обеспечивающая поэтапное выполнение художественно-
творческих заданий в ходе теоретической и практической деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить теоретические основы обучения живописи будущих
художников, соотнесённые с художественно-выразительными и стилистическими
особенностями регионально-исторических центров лаковой миниатюры, выявить
организационно-педагогические особенности обучения живописи будущих
художников лаковой миниатюры.

2. Раскрыть научные основы обновления содержания и методов
обучения живописи в среднем профессиональном образовании с учетом
сущности художественно-выразительных и стилистических особенностей
данного вида искусства и создать структурную модель обновления
содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры.

  1. Разработать экспериментальную методику обучения живописи и обосновать ее применение при формировании профессионализма будущих художников лаковой миниатюры в среднем профессиональном образовании.

  2. Экспериментально проверить и обобщить результаты внедрения структурной модели обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры.

Методологической основой являются: системный подход (Л.
Берталанфи, В.Н. Садовский); культурно-философский подход к

художественному творчеству (В.С. Библер, М.С. Каган, Н.П. Кондаков, Л.А.
Успенский, П.А. Флоренский); культурно-исторический подход и психология
творчества (Л.С. Выготский, Д.С. Лихачёв); деятельностный подход к
обучению (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); общенаучные
принципы исследования социально-педагогических объектов (Ю.К.

Бабанский, В.И. Загвязинский).

Теоретическую основу исследования составили:

- теория творчества в философском (Д.С. Лихачёв, И. Кант),

педагогическом (И.Я. Лернер, В.П. Беспалько) и психологическом (В.П.

Зинченко, В.С. Лазарев) аспектах;

- теория и методика художественного образования (С.П. Ломов, В.Ф.
Зива, В.Ф. Максимович, Л.Г. Савенкова, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр);

- исследования особенностей традиционного прикладного искусства
(В.М. Василенко, В.С. Воронов, Б.А. Рыбаков, В.В. Стасов);

история, теория и методика профессионального образования (Н.М. Александрова, К.Ж. Амиргазин, С.Я. Батышев, В.Д. Гатальский, И.К. Дракина, В.Ф. Максимович, Т.Г. Новикова, В.А. Н.Н. Шамрай);

традиции отечественной школы художественного образования (Н.П. Бесчастнов, Н.Н. Волков, А.А. Дейнека, Н.П. Кардовский).

Методы исследования.

Теоретические: анализ исторической, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, изучение архивных материалов и учебной документации; анализ и обобщение состояния профессионального образования в области традиционного прикладного искусства; сравнительно-сопоставительный анализ практического опыта.

Эмпирические: выявление особенностей обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры, включенное наблюдение за учебным процессом, анализ учебно-творческой деятельности обучающихся, опрос студентов, метод экспертных оценок, статистические методы обработки результатов исследования.

Основные этапы исследования: I этап (2010-2011 гг.) – изучение и анализ научных трудов и архивных материалов отечественных и зарубежных исследователей по проблеме обучения будущих художников лаковой миниатюры; поиск методологических и теоретических основ исследования; разработка методики экспериментальной работы.

II этап (2012-2013 гг.) – разработка модели обновления содержания обучения

живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи; разработка

методики формирующего эксперимента; критериально-оценочного инструментария

определения эффективности учебного процесса.

III этап (2014-2015 гг.) – описание хода эксперимента; анализ полученных
результатов эксперимента, проверяющих гипотезу исследования и их

интерпретация; оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования:

определена связь между сущностью лаковой миниатюрной живописи и содержанием обучения живописи в исследуемой области. Систематизированы и классифицированы художественно-стилистические традиции центров лаковой миниатюры;

выявлена проблема разработки научных основ обновления содержания и методов обучения живописи в области лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании с учетом сущности художественно-выразительных и стилистических особенностей;

сформулированы условия формирования профессионализма будущих художников лаковой миниатюры в среднем профессиональном образовании в процессе обучения живописи, включающие изучение и применение художественно-выразительных, стилистических особенностей лаковой миниатюрной живописи и комплекса изобразительных средств с учётом региональных культурно-исторических традиций, и определяющие уровень мастерства и искусности в освоении и использовании живописных приёмов копирования художественных произведений в области лаков;

- разработана и научно обоснована структурная модель обновления

содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры на

основе регионально-исторического, культурологического, системного,

деятельностного и интегрированного подходов, а также дидактических принципов

профессионального обучения живописи в данной области, что способствует

развитию творческого потенциала, ценностного и мотивированного отношения к

профессии, глубокому и осознанному пониманию художественно-стилистических

особенностей и художественного языка, выработанных в конкретных центрах

народных художественных промыслов.

Теоретическая значимость исследования:

- определена взаимосвязь компонентов проблемного обучения:
теоретического, практического, художественного творчества с методами обучения
живописи и уровнями сформированности профессионализма будущих
художников лаковой миниатюры в среднем профессиональном образовании
в условиях использования учебно-методического комплекса «Живопись»;

- установлены причинно-следственные связи между сложившейся системой
обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры и потребностью
обновления содержания и методов обучения с учётом художественно-
выразительных и стилистических особенностей; богатейшими региональными
культурно-историческими традициями лаковой миниатюры;

- обоснованы особенности реализации экспериментальной методики обучения
живописи будущих художников лаковой миниатюры, отражающей сущность
живописных приёмов (совокупность техник и технологий), направленных на
выявление выразительности цветового решения и используемых при
создании образности с помощью художественных средств в выполнении
декоративных переработок.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

подтверждена эффективность профессионального обучения живописи в среднем профессиональном образовании при внедрении в образовательный процесс структурной модели обновления содержания обучения живописи в области лаковой миниатюры;

разработан учебно-методический комплекс «Живопись» (специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»), включающий программу, учебное пособие, наглядные дидактические материалы и методические образцы;

- внедрена в образовательный процесс методика обучения живописи будущих
художников лаковой миниатюры, которая может быть использована в

образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовке.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена органичным соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, совокупностью используемых методов, отвечающих целям и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой и 24-летним педагогическим опытом соискателя обучения живописи специалистов в области лаковой миниатюрной живописи.

Апробация и внедрение осуществлялась в докладах и выступлениях на Международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» в Высшей школе народных искусств (Санкт-Петербург, 2011, 2012, 2013, 2014); Международных научных конференциях студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Санкт-Петербург, 2012, 2013, 2014, 2015), Межрегиональном фестивале ремесел и фольклора «Матренина неделя» (Санкт-Петербург, 2011); выставке «Традиционное прикладное искусство и образование» (Санкт-Петербург, 2012, 2013). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования и заседаниях Ученого совета Высшей школы народных искусств в 2011-2015 гг.

Экспериментальная база исследования. Проверка выдвигаемых положений осуществлялась с помощью эксперимента, который проводился в 2011-2015 гг. в Холуйском филиале лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова и Мстерском филиале лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)». В общей сложности было охвачено 48 обучающихся (40% всех студентов в этой области) и 4 преподавателя.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. В профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи одной из основных базовых дисциплин является живопись, содержание и методы обучения которой, как показал исторический анализ и современное состояние обучения живописи, требуют обновления. Ключевым фактором этого обновления является сущность темперной лаковой миниатюрной живописи, основанная на регионально-исторических художественных традициях.

  2. Обучение живописи способствует формированию профессионализма будущих художников лаковой миниатюры в среднем профессиональном образовании, и требует разработки модели обновления содержания обучения данной дисциплине как базового предмета.

3. Разработанная структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры:

- базируется на принципах последовательности и систематичности,
синтезе научных знаний и многовекового опыта традиций лаковой
миниатюры; духовности, фундаментальности образования и его
профессиональной направленности;

- строится на основе регионально-исторического, культурологического,
интегрированного, системно-деятельностного подходов;

- включает социальный заказ, цель, задачи, подходы, принципы, процесс обучения живописи (педагогические условия, этапы, компоненты проблемного обучения, методы обучения и уровни сформированности обучения живописи).

4. Разработанная экспериментальная методика обучения живописи будущих
художников лаковой миниатюры отражает сущность живописных приёмов
(совокупность техник и технологий), направленных на выявление

выразительности цветового решения и используемых при создании

образности с помощью художественно-выразительных средств в выполнении декоративных переработок.

В основу обучения положены следующие методы проблемного

обучения: информационно-поисковый, эвристический, показательный,

поэтапного изображения, диалогический, продуктивно-поисковый,

исследовательский, обобщения и структурирования.

5. Результатом реализации данной модели является формирование
профессионализма у обучающихся, владение высоким уровнем

художественно-творческой деятельности в области лаковой миниатюрной живописи, ценностное отношение к профессиональной деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. Список используемой литературы включает 178 наименований. Объём диссертации 229 страниц, 4 таблицы, 5 рисунков, 2 схемы.

Особенности профессионального обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры

Таким образом, в результате сравнительного анализа установлены стилистические особенности палехской, мстёрской и холуйской лаковой миниатюрной живописи. В процессе исследования нами определено, что большое значение в палехском лаковом искусстве играет чёрный фон, который является выражением пространства и живописности. Белильная подготовка делается только в тех участках поверхности, где будет накладываться цвет разной тональности, с учетом лепки формы, в тенях – слабее по тону, на свету – плотнее. При использовании такой подготовки локальный цвет ложится не одинаково, он как бы вибрирует на плоскости изделия и создает разную тональность необходимого цвета и оттенка.

Следует отметить, что для палехских лаков характерны роспись деталей золотом и применение тонких цветных плавей с виртуозным владением «живой» линией. Фигуры людей в палехской росписи слегка вытянутые, а художественный стиль лаковой миниатюры очень декоративен и допускает свободную стилизацию [20, 60, 72].

В мстёрском лаковом искусстве сохраняются черты древнерусской живописи в своеобразной, народной интерпретации, основанной на «себякинских» письмах с изображением многих деталей, непредусмотренных каноническими прорисями, с жанровыми сценками и пейзажами.

Яркий цветной фон, который очень часто бывает с красивыми голубыми, бирюзовыми оттенками, небольшой размер и приземистость человеческих фигурок являются отличительными чертами миниатюрного письма.

Сочетание растительных и геометрических узоров; орнаментные композиции или цветочные композиции все так же характерны для мстерских лаков, в которых очень тонкая по цветовой передаче живопись заключается в обилии всевозможных цветовых градаций [31, 89].

Холуйская миниатюрная живопись также имеет свой художественный язык, приближающийся к реальной действительности. При передаче изобразительных форм стилизация менее условна, фон цветной и мягко приписанный к чёрному лаку. Рисунок приближен к реальным пропорциям и очертаниям, колорит к естественной окраске предметов. Пространство строится кулисами и ярусами, при построении которых используется обратная перспектива.

Для холуйского письма характерно наличие не одного, а нескольких горизонтов, при этом точка зрения на землю не совпадает с точкой зрения на человеческие фигуры.

Цветовое решение менее интенсивно и живописно, чем в палехской миниатюре, но насыщеннее и богаче по оттенкам и звучанию, чем во мстерской. Особой узнаваемой чертой холуйской росписи является частое использование многоклеймовых композиций: посредством условно-единого композиционного центра объединяются различные композиционные моменты, замкнутые в клеймо и посвященные какому-либо одному сюжету по заданной теме. Прием последовательного рассказа (от клейма к клейму или от грани к грани) позволяет полнее и глубже раскрыть избранную тему. Детали росписи крупнее мстерских и палехских.

Тематика миниатюр традиционных лаковых центров – Палеха, Мстеры и Холуя, основанных на древнерусской живописи, имеет широкую направленность. Большое внимание уделяется сказочной тематике, исторической теме, передаче окружающего природного мира во всей его красе и богатстве, воспроизведение реальных явлений жизненной действительности с помощью художественно-изобразительных средств и присущих для каждого конкретного центра лаковой миниатюры живописных приемов.

Таким образом, в процессе исследования нами установлено, что сложившиеся школы лакового миниатюрного письма имеют свою индивидуальную сущность и характерные стилистические особенности, которые развивались в течение многих десятилетий и опирались на основы древнерусской живописи-иконописи.

По мнению В.Ф. Максимович, термин «школа» не может рассматриваться как нечто неподвижное, установившееся раз и навсегда. На самом деле, это практическая творческая деятельность на основе традиций, их сохранения и современного воплощения в нашу жизнь. Это понятие должно играть ведущую роль при определении содержания обучения в профессиональных школах - начальных, средних и высших образовательных учреждениях, где ведется подготовка уникальных мастеров -исполнителей, мастеров - художников и художников - педагогов по конкретному виду народной прикладной художественной культуры»[114 с.135-136].

Следует отметить, что изучению исторических аспектов возникновения, становления и развития палехской, мстерской и холуйской лаковой миниатюрной живописи посвящены работы таких исследователей, как А. В. Бакушинского , И.Я. Богуславской , В.М. Василенко, Г.В. Жидкова, Н.П. Кондакова, М. Копплин , М.А. Некрасовой, Л.Л. Пироговой и др. [13, 30, 36, 177, 123, 136 ].

Для нашего исследования важна научная позиция В. Ф. Максимович: «Процесс обучения мастеров в системе народных художественных промыслов специфичен. Последовательность и формы его вырабатывались в течение всего периода существования каждого промысла. Основополагающей характеристикой данного обучения является преемственность поколений, сохранение традиций и индивидуальность передачи умений и навыков» [114].

Изучая многочисленные научные труды по сущности определения «традиция» в философском, педагогическом контекстах и традиционном прикладном искусстве данного направления, нами были выявлены три подхода к природе «традиции».

Традиция (от лат. traditio – передача, вручение, предание) – исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т. п., элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе. В науке традиция означает преемственность знания и методов исследования, в искусстве – преемственность стиля, мастерства, в педагогике – сохранение и развитие сложившихся и доказавших свою эффективность приемов и методик учебного процесса [98].

Структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры

Они находятся в тесной связи с общедидактическими принципами, отражающими требования и закономерности педагогического процесса: -принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать своё образование и квалификацию; -принцип модульности профессионального обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных диалектических целей; -принцип создания окружающей среды предполагает прежде все создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения; -принцип соединения обучения с производительным трудом, связь теории и практики; -принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых задач, трансформацию их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения; -принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учётом их востребования на рынке труда.

В процессе исследования доказано, что структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры реализуется на следующих принципах: принцип систематичности и последовательности; принцип синтеза научных знаний и преемственности многовекового опыта традиций лаковой миниатюры; принцип духовности; принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности.

Дидактические принципы, по мнению Л.В.Школяр, – это «система теоретических обобщений, призванных организовать содержание и формы обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось более плодотворно» [172].

Принцип систематичности и последовательности, который предполагает усвоение знаний в системе, которая бы не только отражала в целостном виде изучаемого явления, процессы и объекты, но и позволяла бы, с одной стороны, устанавливать внутри системные связи и зависимости и, с другой - устанавливать подобные связи и зависимости с другими системами, как низшей, так и высшей иерархи [133].

По определению И. П. Подласого «что является элементарным и простым исторически и логически, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения. Поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание учащихся» [137].

Принцип синтеза научных знаний и многовекового опыта традиций лаковой миниатюры даёт возможность интеграции учебных дисциплин гуманитарного социально-экономического цикла и профессионального цикла в области профессионального образования будущего художника лаковой миниатюры.

Так, И. В. Поселёнова считает, что анализ научных источников, направленность которых на национально-эстетические традиции, эмоциональное и духовное богатство, целеустремленность, высокий уровень интеллекта, эстетическое отношение к народному искусству и окружающему миру, развитое профессиональное образное мышление, общекультурная компетентность позволил нам определить профессиональный интерес к будущей художественно творческой деятельности в конкретном виде традиционного прикладного искусства» [139]. Соединение теоретических знаний и многовекового опыта лакового искусства, являющего фундаментальной основой в обучении живописи будущих художников лаковой миниатюры обеспечивает целостное формирование профессиональных качеств и компетенций, решая художественные задачи освоение окружающего мира через глубинное проникновение в природу данного искусства.

Принцип духовности утверждает эстетическо-нравственную позицию. Без этого аспекта вся воспитательная работа теряет всякий смысл. Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. В этом плане показательны идеи русского философа Н.А.Бердяева, который считал, что человек должен рассматриваться как духовное существо. Духовность он определял как особый тип внутренней жизни человека, предполагающий способность к рефлексии над основными жизненными ценностями, все отзывчивость и все человечность [23]. Академик Д. С. Лихачёв утверждал: «Необходимо принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности[105].

Принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности продиктован особенностью обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры с опорой на научные знания в области академической живописи и в области лаков. «Он требует верного соотнесения ориентации на широкую эрудицию и узкую специализацию, фундаментальность и технологичность в процессе подготовки и в результатах обучения, успешного общего развития и развития профессиональных знаний и умений обучаемого» [66, c. 45].

Содержание обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры

В отличие от станковой живописи в декоративной переработке при выполнении подготовительного рисунка, прежде всего, отсутствует световоздушная перспектива, стилизация происходит за счет упрощения очертаний фигуры человека; выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы, на которых и делается акцент. Рисунок фигуры человека должен выявлять анатомию и пластику тела, подчёркивать его динамику. Для того, чтобы ясно читалась фигура, рисунок выполняется контурно и усиливается характером складок, положенных по форме строения фигуры.

Основные линии контура фигуры выполняются сильнее. Роскрышь выполняется одноцветно. Тона составляются разной густоты. Если нужно положить тон более корпусно, то он составляется густоватый. Если же тон нужно положить более прозрачно, то он составляется несколько жиже.

Цветовое сочетание драпировок преследует цель единства восприятия фигуры. Пропись выполняется тоном несколько темнее общего тона роскрыши, с теневой стороны делаются усиленные линии, выявляя анатомическое строение фигуры.

Пропись, как и в холуйской миниатюре, делается мягкими, плавными, тёмными «живыми» линиями разной толщины и разной силы. При прописи, как и при роскрыши, разностью силы линии выявляется объём фигуры человека. Полутон выполняется с теневой стороны фигуры тоном прописи, плавью с приплавками, заполняя теневые места и углубления складок [164].

Моделировка формы фигуры человека пробелами Первый пробел на одежде фигуры человека выполняется следующим образом: составляется тон светлее общего тона роскрыши, которым широко и обобщенно по световой стороне наносится первый пробел по форме фигуры и строения складок. Первый пробел должен мягко сочетаться с тоном роскрыши, но легко просматриваться в строении драпировок. Второй пробел составляется светлее первого. Он наносится по первому пробелу. В местах меньшей освещённости второй пробел может служить насечкой. Третий пробел светлее второго, насыщенный. Наносится по второму пробелу в более освещённых местах, окончательно детализируя форму складок. В местах меньшей освещённости третий пробел может служить насечкой.

Насечка выполняется тоном значительно светлее третьего пробела в местах наиболее освещённых и выпуклых, быстрыми и чёткими линиями. Тень выполняется чёткой линией в самых углублённых местах. По драпировкам можно выполнить разделку цветом и металлом одновременно. При разделке цветом используются несложные орнаментальные формы: розетки, цветы, кружочки, полоски, чёрточки.

Разделки должны мягко сочетаться с драпировкой и не искажать цветового единства, вносить в рисунок повышенную декоративность и выразительность [164].

При выполнении головы и открытых частей тела применяется специальный тон - санкирь. В состав санкиря входят следующие краски: умбра, охра, киноварь зелень, белила. Далее прописываются тоном темнее санкиря ,состоящей из умбры, охры, краплака, волосы , овал и части лица. На следующем этапе составляется тельный тон - охра, белила, киноварь,-который наносится на более выпуклых лобных местах, кончике носа, скулах, подбородке. Румянец выполняется тоном, составленным из белил, киновари, охры, в местах, характерных для лица и тела человека и плавями моделируется лицо. Выполнение насечки и обобщение

Насечка выполняется тоном значительно светлее третьего пробела в местах наиболее освещённых и выпуклых, быстрыми и чёткими линиями. Особенно обращается внимание на световые удары плеч, локтей, колена. Тень выполняется чёткой линией в самых углублённых местах.

Ввиду того, что традиционные центры лаковой миниатюрной живописи, кроме общего направления имеют свои художественные стилистические особенности, обучение живописи в данных центрах строится на базе разработанного учебно-методического комплекса «Живопись». Таким образом, сущностью современного содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры является выявление методов активизации образовательного процесса, обеспечивающих формирование профессионализма, который определяется уровнем мастерства и искусности в освоении и использовании живописных приёмов при копировании художественных произведений в области лаков. Раскрыта взаимосвязь компонентов проблемного обучения (теоретического, практического, художественного творчества) с методами обучения живописи (информационно поисковый, показательный; наблюдения и поэтапного изображения; восприятия творческой деятельности; диалогический; продуктивно-поисковый; эвристический; исследовательский; обобщения и структурирования; экспертный; контроля знаний, умений и навыков). Проверка эффективности структурной модели обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры, учебно-методического комплекса «Живопись» потребовали проведения экспериментального исследования.

Экспериментальная проверка результатов исследования

Текстурные эффекты – разбрызгивание, применение соли, отмывка водой жёсткой кистью – для акварели. Работа толстым слоем гуаши с помощью щетинной кисти.

Обучение декоративной живописи проходит в виде занятий, нацеленных на понимание смысла и процесса трансформации формы изобразительных мотивов в той стилистической трактовке, которая традиционно исторически закрепилась в миниатюрной живописи.

Особенностью решения декоративных живописных заданий является выполнение в той же последовательности, как и роспись традиционной лаковой миниатюрной живописи. Кроме того, специфичность декоративных работ созвучна с технологическим процессом лаковой миниатюры в применении желтковой темперы из натурального пигмента, творенного обучающимися вручную.

Применение в процессе живописи данного материала обоснованно тем, что темперные краски, связующим веществом которых является желток куриного яйца, должны легко смешиваться, хорошо ложиться на основание: бумагу или картон. Ими можно писать как многослойно, так и лессировочно. Краска должна лежать легко, прозрачно – так, как всё её пространство «дышит», как в иконописи. Так, Е. Б. Ильинская пишет: «На древних иконах, которые писали известные иконописцы, величайшие мастера XI-XV веков, мы видим эти прозрачные краски основу живописи. Благодаря им вся художественная композиция оживает, и мельчайшие цветовые вибрации вызывают в нас большое чувство волнения» [75]. В процессе применения лессировочного смешения красок получается богатая цветовая гамма.

Каждый слой при этом должен просушиваться, так как. при неправильном нанесении красок образуются трещины, отслаивание от бумаги, неправильное цветовое сочетание.

К условно-декоративным приёмам лаковой миниатюрной живописи относятся – роскрышь, пропись, полутон, пробела, притенение, насечка. По словам иконописца и исследователя Е.Б. Ильинской: «Роскрышь характерна для традиционной иконописи: её нет в академической живописи. Живописец рисует на холсте, наполняя его красками, следуя своему чувству, интуиции, опираясь на знания законов художественного построения. В иконописи используются чистые локальные цвета, каждый из которых несёт смысловую нагрузку, раскрывающую сущность предмета» [75,с.117].

При работе цветом над выполнением декоративного задания, следуя иконописной традиции, роскрышь должна вестись корпусно чистыми цветами. Используя для раскрытия работы чистые цвета, неправильно думать, что нужно взять для каждого фрагмента роскрыши отдельный пигмент. Чтобы получить подходящий цвет, нужно соединить несколько красок. Не все пигменты можно смешивать, поскольку смешение более четырёх приводит к появлению неопределённого серо-бурого цвета. Локальные цвета нужно разложить так, чтобы создать гармоничный колорит работы. Если роскрышь сразу не удалась, то её можно перекрыть, предварительно просушив слой краски, или методом лессировки добиться нужного цвета [164].

Пропись выполняется по всему фону цветовому пятна чёткими «живыми» линиями темнее тона роскрыши каждого элемента декоративного задания. Она подчёркивает и детализирует форму и строение предметов. Прописью выявляется форма предметов и драпировок в натюрмортах, строение животных, птиц и фигур человека. «Использование линии чрезвычайно многообразно.

Для художников особенно важно увидеть, как в независимом царстве природы применяются первоэлементы: какие элементы принимаются во внимание, какими свойствами они обладают и каким образом происходят соединения. Линия встречается в природе в бесчисленном множестве явлений: в минеральном, растительном, животном мирах. Схематическое строение кристалла – чисто линейное образование (например, в плоскостной форме – кристаллы льда)» [51,с. 161].

Полутон наносятся в тёмных местах, ещё конкретней детализируя форму. «Полутон является одним из важнейших структурных элементов живописного произведения и в своем содержании имеет точки соприкосновения с понятием «полутени», но, в общем, это другое понятие, относящееся к живописи цветом. В своей работе должно быть достаточно таких мест, которые были бы не чересчур затемненными, так как именно в полутоне наиболее полное выражение находит предметный или локальный цвет предмета. Однако полутон как носитель локального цвета принадлежит не только частям средней освещенности; у хороших колористов он сохраняется как на свету, так и в тени» [164].

В лаковой миниатюре пробелами называется высветление отдельных частей изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Древнерусская живопись всегда строилась на сильном, характерном для народного искусства непринужденном кистевом мазке –в нанесении «пробелов», которыми достигается ощущение объёма [164,с. 15].

Пробела наносятся мягко плавью ближе к световой стороне в 2 - 3 слоя, при этом каждый последующий сокращается по площади. Первый тон немного светлее тона роскрыши наносится на место, наиболее освещённое, широко и обобщённо. Второй тон выполняется более светлым и меньшим по площади. Третий тон -это светлые черточки, отмечающие наиболее выпуклые места.

Притенение наиболее углубленных мест проводится с использованием очень жидкой краской, что позволяет получать тонкий красочный слой. Чаще всего притенение выполняются иным цветом, чем цвет роскрыши. Например, свет желтый - тень зеленая; свет красный - тень коричневая и так далее. Насечка является заключительным этапом в декоративной разделке и выполняется белилами в самых освещённых и выпуклых местах быстрыми и чёткими линиями.