Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Средства театральной педагогики в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов Соловьянова Ольга Юрьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соловьянова Ольга Юрьевна. Средства театральной педагогики в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Соловьянова Ольга Юрьевна;[Место защиты: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития профессиональных качеств у обучающихся в условиях вокальной подготовки 16

1.1. Развитие профессиональных качеств личности как педагогическая проблема 16

1.2. Особенности развития профессионально-значимых качеств у музыкантов-вокалистов 32

1.3. Специфика применения средств театральной педагогики в развитии профессиональных качеств вокалистов 46

Выводы по 1 главе 63

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию профессиональных качеств у обучающихся в условиях вокальной подготовки 65

2.1. Практическая модель развития профессиональных качеств у обучающихся вокалистов 65

2.2. Опытное развитие профессиональных качеств у обучающихся в условиях вокальной подготовки 78

2.3. Проведение опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов эксперимента 88

Выводы по 2 главе 128

Заключение 131

Тезаурус 133

Список литературы 137

Приложение 156

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Динамичный характер современной жизни обуславливает высокие требования к развитию профессиональных компетенций у будущих вокалистов, а также формированию их личностных и социально-значимых качеств в процессе обучения.

В современной художественной среде профессия музыканта-вокалиста является одной из самых популярных и востребованных. Это подтверждается возрастающим интересом широкой публики к вокальным конкурсам и социокультурным проектам, а также к профессиональному овладению искусством пения. Особенно актуальным в настоящее время становится получение образования в музыкальном колледже и других учреждениях среднего профессионального и дополнительного художественного образования, направленных на формирование мотивации к получению музыкального образования и реализации своего творческого потенциала.

Концептуальные подходы к решению проблем развития

профессиональных и личностных качеств учащейся молодежи содержатся в
Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года,
Стратегии государственной молодежной политики в РФ, Федеральном законе
«Об образовании в Российской Федерации» (2012), Государственной
Программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в которых
рассматриваются стратегические цели современного образования,

направленные на формирование компетенций и профессиональных качеств, востребованных в социальной жизни и художественной культуре современного общества.

На основании Федерального государственного образовательного

стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.04
Вокальное искусство (ФГОС) профессиональные качества, формируемые в
учреждениях среднего профессионального музыкального образования

(музыкальных колледжах) рассматриваются в общем комплексе качественных характеристик будущих вокалистов, включая: осознанное стремление к эстетически ценному звучанию; совершенствование технических навыков дыхания и звуковедения; стремление к органичному сочетанию пения и движения, выразительного жеста; овладение тембральными качествами звучащего голоса в зависимости от воплощаемого образа; достижение гармоничного творческого общения с партнерами по сцене; совершенствование артистизма и сценических умений в учебных театральных постановках, концертах и экзаменационных выступлениях.

В настоящее время наибольшую эффективность формирования профессиональных качеств будущих вокалистов обеспечивают театральные технологии, которые способствуют осмыслению происходящих событий-действий в процессе творческого познания и свободе исполнительской деятельности в условиях концертной организации и театральной сцены.

Применение средств театральной педагогики в развитии

профессиональных качеств будущих вокалистов рассматривается в данном исследовании как реализация комплекса методических приемов, направленных на актерское участие в сценическом действии и погружении в художественный образ музыкальных произведений.

Важность внедрения средств театральной педагогики на этапе профессионального становления обучающихся вокалистов делает актуальной разработку заявленной темы, поскольку для её решения необходимо разработать эффективные формы и методы обучения, направленные на формирование у обучающихся технико-операционных, художественно-исполнительских и личностно-деятельностных качеств.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические

положения реализации в образовательном процессе театральных методик разработаны в трудах таких ученых, как В.М. Букатов, П.М. Ершов, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, Л.М. Некрасова, А.И. Савостьянов, С.М. Яковнюк и др.

Проблема формирования актерско-сценических умений у обучающихся в учреждениях музыкального образования вокалистов была предметом исследований О.А. Апраксиной, Т.И. Баклановой, Н.И. Сац, В.Н. Шацкой и др. Идеи разработки и внедрения театральных технологий и методов эмоциональной драматургии в области музыкального образования в подготовке учителя принадлежат таким ученым, как В.И. Авратинер, Ю.П. Азаров, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Тарасевич, М.Э. Фейгин и др.

Вопросы, связанные с формированием актерских и сценических умений у будущих педагогов, получили развитие в трудах целого ряда исследователей, таких как Д.А. Белухин, И.А. Зязюн, С.А. Казачков, В.А. Кан-Калик, М.О. Кнебель и др.

Театральная педагогика располагает широким арсеналом средств
освоения художественного образа. Применение театральных методов в
вокальном, дирижерском и хоровом классах рассматривается в трудах
Е.Н. Березкиной, Г.А. Гариповой, О.В. Грибковой, Г.В. Кузнецовой,

О.Г. Ланщиковой, С.В. Мациевской и др.

Таким образом, исследования в области музыкального образования и возможностей театральных технологий в развитии личности будущих

музыкантов (в том числе и вокалистов) охватывают множество разных направлений. Несмотря на это, результаты проведенного исследования и анализ процесса подготовки обучающихся в музыкальном колледже позволили выявить ряд противоречий между:

представлениями студентов о профессии вокалиста и реальными требованиями, предъявляемыми к уровню его профессиональных компетенций;

необходимостью формирования профессиональных качеств у обучающихся и недостаточностью дидактического обеспечения и теоретических оснований для разработки программ и реализации средств театральной педагогики в подготовке вокалиста.

Обозначенные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в формировании профессиональных качеств будущих вокалистов средствами театральной педагогики. Необходимость изучения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Средства театральной педагогики в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов».

Объект исследования. Подготовка вокалистов в музыкальном колледже.

Предмет исследования. Процесс развития профессиональных качеств у обучающихся вокалистов.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель развития профессиональных качеств будущих вокалистов на основе средств театральной педагогики.

Задачи исследования:

  1. Осуществить системный анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.

  2. Раскрыть сущностную характеристику профессиональных качеств обучающихся вокалистов.

  3. Разработать и апробировать практическую модель развития профессиональных качеств обучающихся вокалистов на основе средств театральной педагогики.

  4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность практической модели и обобщить полученные данные.

Гипотеза исследования. Развитие профессиональных качеств будущих вокалистов будет протекать эффективно, если:

- учебный процесс будет направлен на активную самореализацию
обучающихся в тесном сотрудничестве друг с другом и педагогом в условиях
грамотно организованной образовательной среды с применением средств
театральной педагогики, обеспечивающих участие вокалиста в актерском

сценическом действии и погружении в художественный образ музыкальных произведений;

процесс обучения будет осуществляться на принципах: индивидуального подхода, учитывающего возможности каждого обучающегося, его певческого опыта, личностного эмоционального склада; социокультурного подхода, направленного на интерес к социально значимой деятельности, историческим фактам и культурологической составляющей изучаемых произведений; образно-ассоциативного подхода, объединяющего процессы восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны с развитием мышления, музыкально-эстетического вкуса и сценического воображения;

индивидуальная и коллективная работа с обучающимися вокалистами будет реализована в разных формах обучения (сольное, ансамблевое и хоровое исполнительство), включая репетиционно-концертную и исполнительскую деятельность в качестве артиста учебного музыкального театра.

Методологической основой и теоретической базой исследования являются научные труды, освещающие:

фундаментальные проблемы развития личности: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.;

вопросы музыкальной педагогики и художественной деятельности: Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.Н. Сохор, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Теплов и др.;

работы, раскрывающие особенности вокальной подготовки: И.А. Браудо, С.Ю. Головин, А.П. Зданович, А.В. Покровский и др.;

вопросы применения театральных технологий формирования актерско-сценических умений: Е.Б. Вахтангов, Л.А. Баренбойм, В.М. Букатов, П.М. Ершов, В.И. Кочнев, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов и др.

В исследовании по данной проблеме использовались методы:
теоретическое изучение философской, педагогической, методической и
психологической литературы, моделирование; эмпирический анализ и
обобщение передового педагогического опыта; диагностические методы: опрос,
беседа, самооценка, интервьюирование, педагогическое наблюдение;

статистическая обработка экспериментальных данных, которые были получены в ходе исследования, их систематизация и качественный анализ. Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана практическая модель развития профессиональных качеств
обучающихся вокалистов на основе применения средств театральной
педагогики и реализации принципов индивидуального, социокультурного и
образно-ассоциативного подходов обучения в условиях специально

организованной образовательной среды.

2. Впервые в музыкальной педагогике разработан и апробирован в
практике музыкального колледжа научно обоснованный комплекс

методических приемов авторской технологии под названием «Образная вокализация» на основе средств театральной педагогики, с помощью которых осуществляется процесс восприятия, представления и воспроизведения выразительного сценического образа.

3. Выявлены эффективные педагогические условия формирования профессиональных качеств у вокалистов как организованной системы индивидуального и коллективного обучения: в классе сольного пения, ансамблевого и хорового исполнительства, а также вокально-исполнительской концертной деятельности в пространстве учебного музыкального театра, позволяющие осуществить «сценическое воплощение» оперного репертуара.

Теоретическая значимость диссертационного исследования

заключается в том, что:

  1. Теоретически уточнено понятие «средства театральной педагогики в развитии профессиональных качеств вокалистов», которое рассматривается как реализация комплекса методических приемов авторской технологии «Образная вокализация», направленных на актерское участие в сценическом действии и погружении в художественный образ музыкальных произведений.

  2. Разработаны педагогические условия образовательной среды на основе средств театральной педагогики, оказывающие влияние на развитие профессиональных качеств будущих вокалистов в разных видах музыкальной деятельности: индивидуального сольного пения, ансамблевого и хорового исполнительства, учебного музыкального театра.

  3. Дано определение понятию «точечное воздействие театральных технологий» в процессе развития профессиональных качеств будущих вокалистов, которое рассматривается как применение отдельных методических приемов, являющихся частью методики и, шире, комплекса развивающих технологий «Образная вокализация» в процессе занятий вокалом в классе сольного пения, ансамблевом и хоровом исполнительстве.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: - апробированы методические приемы авторской технологии под названием «Образная вокализация»: «Цвет и звук», «Шелковый ручей», «Образ и звук», «Хрустальная точность», «Мгновенное включение», «Точь-в-точь», «Парадоксальное исполнение», «Мини-опера», которые с помощью цветовой палитры и иллюстрации тональных характеристик звучания голоса способствуют развитию образного мышления, музыкально-эстетического вкуса и сценического воображения;

- модернизирован и апробирован диагностический инструментарий,
необходимый для анализа уровней развития профессиональных качеств у
обучающихся вокалистов, основными критериями которого являются:
«технико-операционный», «художественно-исполнительский», «личностно-
деятельностный». Их показатели, уровневые характеристики, диагностические
задания могут быть применены не только в музыкальных колледжах, но также в
работе музыкально-педагогических вузов, учреждениях дополнительного
художественного образования и переподготовки педагогических кадров.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем лично:

разработан комплекс методических приемов развития профессиональных качеств вокалистов на основе средств театральной педагогики, раскрывающий применение метода действенного анализа при последовательном переводе главной идеи и музыкального образа исполняемых произведений на язык сценического действия, а также составления эмоционального плана музыкальных произведений.

разработана и апробирована практическая модель развития профессиональных качеств обучающихся вокалистов в единстве взаимосвязанных принципов (индивидуального, социокультурного и образно-ассоциативного подходов обучения), а также видов музыкальной деятельности: сольного, ансамблевого и хорового исполнительства, включая вокально-исполнительскую концертную деятельность в учебном музыкальном театре;

определена значимость средств театральной педагогики: сценического воплощения оперного репертуара, точечного воздействия театральных технологий; драматургии урока и других в развитии готовности обучающихся колледжа к совершенствованию артистизма и сценических умений, постоянному саморазвитию и самообразованию, достижению гармоничного творческого общения с партнерами по сцене.

Обоснованность и достоверность научных положений и сделанных выводов обеспечена базой исходных теоретических позиций, включая концептуальные идеи фундаментальных отечественных и зарубежных научных педагогических исследований в сфере музыкальной педагогики, сопоставление полученных данных, системность изучения опыта практической деятельности в качестве преподавателя по классу вокала (более 20 лет). Достоверность исследования подтверждается также тем, что среди учеников – лауреаты конкурсов и фестивалей международного, регионального и городского уровней, участники Гала-концерта лучших учащихся-вокалистов города Москвы (2016 г.), участники отбора на Грант Мэра Москвы.

База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж музыкально-8

театрального искусства имени Г.П. Вишневской» (Вокальное отделение),
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Московский педагогический государственный

университет» (музыкальный факультет), Государственное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы
«Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» (вокальная студия
«Солист»), Государственное бюджетное учреждение дополнительного

образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и образование», Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области и др.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Подготовительный этап (2003 - 2010 гг.) характеризовался интуитивным
применением методических приемов, сформировавших в дальнейшем авторскую
методику развития профессиональных качеств учащихся-вокалистов;

осуществлялось широкое педагогическое наблюдение, как в рамках своего класса сольного пения, так и в других образовательных учреждениях – колледжах и вузах.

На первом этапе (2010 - 2012 гг.) осуществлялся анализ литературы по проблеме данного исследования; проводилось обобщение педагогического опыта в области вокальной педагогики; ставились задачи выявления современных тенденций и методологических основ профессиональной подготовки вокалиста в контексте специального музыкального образования; определялась цель исследования, формулировалась гипотеза; был проведен констатирующий эксперимент, по его итогам разрабатывалось методическое обеспечение.

На втором этапе (2013 - 2015 гг.) определялись организационные формы работы, уточнялась гипотеза, определялась структура практической модели развития профессиональных качеств вокалиста, осуществлялся эксперимент по внедрению комплекса методических приемов авторской технологии «Образная вокализация», проводилась обработка полученных данных.

На третьем этапе (2016 - 2017 гг.) был проведен всесторонний анализ экспериментальной работы, его полученных результатов, готовился текст диссертации. В процессе второго и третьего этапов экспериментальной работы была осуществлена подготовка статей к публикации по исследуемой проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в
процессе реализации разработанной практической модели развития

профессиональных качеств у обучающихся колледжа в условиях вокальной подготовки на основе средств театральной педагогики, что нашло выражение в:

- участии в обсуждениях заседаний лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (2015 – 2017 гг.);

организации и проведении педагогических мероприятий для городского методического объединения педагогов дополнительного образования «Через сотрудничество к творчеству» (2014г.); проведении мастер-класса «Обмен педагогическим опытом» для преподавателей академического вокала (2015 г.); методического семинара «Развитие профессиональных компетенций обучающихся вокалистов» для студентов и педагогов дополнительного образования (2015 г); участия в экспертной комиссии по подтверждению звания «Народный» коллективу народного оперного театра «Родник» (2015 г.);

участии в региональных семинарах и Всероссийских научно-практических конференциях: «Интеграция как условие гуманитаризации современного образования: Юсовские чтения» (Государственное учреждение «Институт художественного образования» РАО, 2014 г.); Всероссийской конференции «Социокультурный портрет современного ребенка в контексте непрерывного образования: Юсовские чтения» (ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2015 г.);

участии в международных конференциях: IХ и X Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика народов России: многомерность, многомерные компетенции» (Нижнекамск, 2011, 2012 гг.), IV-VI Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013-2015 гг.), II Международного научно-практического Форума «Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт» (ГУ «Институт художественного образования РАО», 2013 г.), Международной научно-практической конференции «Перспективы художественно-творческого и социокультурного развития столичного мегаполиса» (Московский городской педагогический институт, Институт культуры и искусств, 2016 г.), XVIII Международной научно-практической конференции «Экология как основа интегрированного обучения: Юсовские чтения» (ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017 г.) и другие.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Средства театральной педагогики обладают значительным

педагогическим потенциалом в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов, поскольку позволяют активизировать и интегрировать в процесс профессионального обучения приемы сценического воплощения оперного репертуара, точечного воздействия театральных технологий; погружения в художественный образ музыкальных произведений, что значительно расширяет

педагогические возможности обучения и создает оптимальные условия для профессионального и личностного развития обучающихся.

  1. Практическая модель развития профессиональных качеств будущих вокалистов в музыкальном колледже представляет собой целостную систему, состоящую из комплекса методических приемов авторской технологии «Образная вокализация» на основе средств театральной педагогики с опорой на специально организованную педагогическую среду и принципы индивидуального, социокультурного и образно-ассоциативного подходов обучения.

  2. Эффективное развитие профессиональных качеств обучающихся вокалистов может осуществляться на основе средств театральной педагогики как комплексно, в условиях учебного музыкального театра, так и с применением их «точечного» воздействия – в классе сольного пения, ансамблевого и хорового исполнительства.

  3. Критериями профессиональных качеств обучающихся, разработанными с учетом специфики профессиональной деятельности будущих вокалистов, выступают: «технико-операционный», «художественно-исполнительский», «личностно-деятельностный». Данные критерии становятся основанием для организации актерского участия в сценическом действии и погружении в художественный образ музыкальных произведений.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, тезауруса, списка литературы и приложения.

Развитие профессиональных качеств личности как педагогическая проблема

Проблема формирования профессиональных качеств личности, е способность глубоко мыслить, творчески подходить и решать различные профессиональные задачи является одной из важных проблем на современном этапе развития педагогической науки.

В конце XX - начале XXI вв. реализация проблем развития профессиональных и личностных качеств учащейся молодежи осуществляется в процессе переориентации оценивания результатов обучения с понятий «общая культура», «образованность», «подготовленность» на новые понятия становления «профессиональной компетентности», «культуры личности», «личностных и профессиональных качеств», «общей профессиональной культуры» и др.

Важно отметить, что при определении понятия «качество» личности продуктивна опора на методику антропологического подхода, который позволяет выявлять концептуальную основу этого термина. Что это означает? В первую очередь, то, что именно индивидуальные проявления человека являются базисом его развития. Кроме того, если личность определяется как, своего рода, вершина человеческих свойств, то индивидуальность рассматривается как «глубина личности» [8, с.275]. При рассмотрении этого концепта учитывается и то, что в науке обозначается термином «индивидуальное сознание» - т.е., человек всегда включается в ту эпоху, в которой он живет и работает, творит и раскрывает свой потенциал. Эпоха также своеобразно оставляет отпечаток на его сознании, воздействуя на становление личности прямо или косвенно. В данном случае можно обратиться к работам Б.Г. Ананьева, которые подчеркивает, что личность прежде всего, является продуктом своей эпохи [8, с.233]. Это значит, что личность всегда конкретно исторична. В то же время, безусловно, человек верен своему индивидуальному сознанию. На это не может повлиять ни окружающая среда, ни общество, ни государство.

Таким образом, основное отличие понятия «личность» от понятия «индивидуальность» заключается в наличии духовной составляющей индивидуального сознания.

Обращаясь к определениям, которые содержатся в Энциклопедическом словаре, можно отметить такую характеристику «личностных качеств», как многоаспектность: это сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты, которые вбирают в себя как психические процессы и свойства, так и устойчивые состояния и поведение личности в социальной и природной среде [184].

Личностные качества в исследованиях ученых (Р. Кеттел, Х. Одберт, Г. Олпорт) составили обширный список личностных свойств, который вначале включал 4500 названий, а, впоследствии, был сокращен до 171. В целом, личностные качества определяются учеными как глубинные особенности человека [127].

Особое значение в раскрытии личностных качеств имеют ситуативные проявления. Неслучайно к собственно личностным чертам ученые относят ряд основополагающих: экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту. Наиболее важными личностными качествами считаются самостоятельность, трудолюбие, обязательность, надежность, уравновешенность, энергичность и инициативность. При этом, как существенная часть целостной системы, личностные качества влияют на успешность любой профессиональной деятельности. По мнению исследователей, данными качествами обладают фактически все успешные люди, добиваясь поставленных целей в профессиональной деятельности и личной жизни [101].

Особенности развития профессионально-значимых качеств и свойств личности, обладающей высоким творческим потенциалом, прослеживаются в трудах ряда отечественных ученых XX века: А.К. Маркова [109]; Е.А. Бодина [27]; А.А. Мелик-Пашаев [116]; Г.М. Цыпин [175]; А.И. Щербакова [182] и др.

Роль творческой деятельности в развитии личности получает развитие в исследованиях ученых-психологов: Л.С. Выготский [40]; А.Н. Леонтьев [98]; С.Л. Рубинштейн [144]; Б.М. Теплов [166] и др.

В настоящее время в современных педагогических исследованиях особое внимание уделяется развитию профессионально важных качеств специалиста, ориентируясь на положения компетентностного подхода.

Выработанная в 80-е годы XX века трактовка профессиональной компетенции определяет е как единство целостной структуры личности, то есть теоретической и практической готовности, характеризующей профессионализм специалиста [154, с. 613]. Показательно, что в основе компетентностного подхода лежит требование самосовершенствования и саморазвития, которые происходят на протяжении всей жизни (Г.М. Коджаспирова [86]; В.А. Сластенин [152]; А.В. Хуторской [153] и др.). Так, по мнению А.В. Хуторского, результативность образовательного пространства следует определять через качество образования каждого человека, находящегося в этом пространстве [153, с. 10]. Вопросы самообразования в их приложении к области профессиональной компетенции рассматриваются в работах А.Я. Айзенберг [4]; О.Б. Даутовой [54]; И.А. Зимней [65]; Л.П. Печко [129] и др.

Исследователи подчеркивают тот факт, что успешность и результативность самообразования специалиста зависит от его осознанного стремления к самореализации. Причем отмечается важная роль развития эстетического самосознания личности.

Так, в исследованиях Л.П. Печко определяющим условием для внутреннего роста человека является состояние его духовной и, главным образом, эстетической культуры. При этом основа развития и преобразования новых образующихся качеств личности связана с ориентацией личности на эстетическое освоение мира и художественной культуры [129, с.203]. В исследованиях ученого выделены уровни эстетического развития. Л.П. Печко акцентирует внимание на наличии таких характеристик, как а) качественный сдвиг в направлении развития личностно-рефлексивного эстетического сознания, б) включение обучающегося в коллективную творческую деятельность в качестве участника диалога мира культуры, причем это может осуществляться и извне, и изнутри), в) личностно-смысловое проявление общения с обучающимся, г) соотнесение реальных достижений с идеальной моделью реализации своих способностей в повседневной жизни и профессиональном познании [там же, с. 208].

Проблема художественного самообразования личности теоретически обоснована исследователем Ж.Б. Кармазиной, которая выявила сущность художественного самообразования. Наиболее значимо, что ученый сосредоточивает внимание на целеполагании этого процесса и на возможности управления им самим педагогом. Включение в самообразование основано как на рефлексии педагога в отношении оценки его деятельности, так и уровне его эстетического самосознания. В исследовании выделены и принципы конструирования процесса художественного самообразования, а именно:

- принцип развития самооценки,

- принцип поддержки саморазвития педагога,

- принцип саморегуляции педагога.

По мнению Кармазиной, опора на эти принципы содействует росту личностных показателей, которые отражают развитие профессиональной компетентности [76, с. 21].

Следует отметить, что в исследованиях ученых XXI века осуществляется наиболее активное осмысление профессионально важных качеств специалистов в сфере музыкального образования (табл.1).

Специфика применения средств театральной педагогики в развитии профессиональных качеств вокалистов

Перед педагогической наукой и практикой в соответствии с требованиями модернизации стоят серьезные задачи по подготовке профессиональных кадров, способных к полноценной творческой самореализации будущих специалистов в сфере культуры и искусства. В решении данных задач особое значение отводится театральному искусству и средствам театральной педагогики, обладающих мощным педагогическим потенциалом в развитии личности.

Применение инновационных технологий, существующих в пространстве образовательных учреждений, требует выделить средства театральной педагогики как наиболее важные в развитии профессиональных качеств обучающихся вокалистов.

Театральная педагогика в исследованиях ученых-педагогов рассматривается как своеобразная система обучения, в основе которой лежат законы импровизационной игры и продуктивного действия, протекающих в увлекательной для всех участников эстетической среде [91].

Существуют разные методы театральной педагогики. Среди них:

1. Метод физических действий. Такое метод направлен на развитие выразительности действий, ряда экспрессивных проявлений, а также на поддержку гармоничности поведения [161].

2. Метод исторических параллелей. Данный метод опирается на эмоционально-логическое сопоставление, которое порождает определенные представления, характерные для той или иной исторической эпохи, а также важных событий в культуре и развитии общества.

3. Метод действенного анализа («сценический»). В данном случае мы опираемся на идеи К.С. Станиславского, который сравнивает логику действия с мелодией, а действия актера - с нотами. Таким образом, логика действий превращается в своеобразную партитуру исполнения, а смысл сценического произведения может изменить пропуск одного из звеньев. Это своеобразный способ развития навыков волевого поведения.

4. Метод ролевого действия, способствующий развитию индивидуальных особенностей обучающихся (с использованием элементов техники диалогической и монологической речи).

5. Этюдный метод – направлен на исследование какого-либо действия, поступка или события в предлагаемых обстоятельствах спектакля.

Каждый метод в театральной педагогике дополняется педагогическими приемами. В исследованиях современных ученых [194] выделены следующие приемы театральной педагогики:

- выработка «мышечного контроля» на основе анализа ощущений и чувств;

- интонационные модуляции и пантономические приспособления;

- активизация эмоциональной памяти;

- образное воспроизведение эмоционального состояния посредством движения и интонации;

- «монологическая пауза» - выражение отношения к объекту;

- игра образами;

- нарушение сценической иллюзии – непосредственное обращение актера в зрительный зал;

- сосредоточение – концентрация разных видов чувственного внимания на примере конкретного объекта в реальности или воображаемой плоскости и др. [194].

В настоящее время применение театральных технологий отвечает всем методологическим требованиям, для которых характерны концептуальность и системность.

Этот процесс является:

- логически взаимосвязанным,

- научно концептуальным,

- управляемым.

Такой процесс может создавать условия для планирования деятельности, корректировки применяемых методов, средств, обеспечения результативных показателей в обучении.

Следует учитывать, что начальный этап развития и применения театральных технологий был положен К.С. Станиславским. Для будущего вокалиста принципиально важным является не только общее представление, но и ознакомление с системой К.С. Станиславского, которая позволяет опираться на глубокие проникновения в сущность музыкальной драматургии и оперного исполнительства.

Важным качеством применяемых технологий обучения является их воспроизводимость. Это позволяет применять эффективные технологические средства в разных дисциплинах, а также разных образовательных учреждениях.

В применении театральных технологий, ключевым становится метод, который обосновывает «естественную передачу художественного образа» при помощи средств психологических и физических действий в раскрытии общего замысла произведения. Этот замысел К.С. Станиславский обозначал, как «сверхзадачу спектакля» [132, с. 20]. В контексте исследования, театральные технологии понимаются, как комплексный процесс, который рассматривается в процессуальном, научном и деятельностном аспектах.

Так, исследователь В.М. Букатов в театральном искусстве особенно существенным считает непосредственную коммуникацию исполнителей со зрителем. По его мнению, это дает возможность режиссерскому и исполнительскому искусству реализовать художественно-эстетические, психотерапевтические и социально-идеологические функции. Исследователь отмечает, что технологии театрального искусства, развиваемые в современной педагогике, открывают новые перспективы к освоению, развитию и использованию педагогических идей и практического опыта предшествующих поколений в современной педагогической практике [31, с. 7].

Театральная педагогика располагает широким арсеналом средств освоения художественного образа. Применение театральных методов в вокальном, дирижерском и хоровом классах рассматривается в трудах ученых: Е.Н Березкиной [24]; Г.А. Гариповой [42]; О.В. Грибковой [50]; Г. В. Кузнецовой [93]; О.Г. Ланщиковой [96]; С.В. Мациевской [111] и др. Однако в настоящее время возникает вопрос: Какие театральные технологии могут быть использованы на занятиях в среднем музыкальном образовании и привлечены к процессу формирования профессиональных качеств обучающихся-вокалистов? Важно уточнить, что именно вкладывается в представление о театральных технологиях в рамках данного исследования?

Театральные технологии являются органичной и действенной частью педагогических технологий в целом. Они обладают своей ярко выраженной спецификой, которая заключается в следующем:

1. Театральная технология – это комплексный образовательный процесс, с привлечением средств, выработанных в среде театра.

2. Театральные технологии опираются на систему К.С. Станиславского, заложившего основу развития театрального искусства во всех его направлениях.

3. Театральные технологии обращаются к внутренним силам учащихся, способствуют проявлению их творческого потенциала.

Таким образом, в контексте данного исследования мы рассматриваем внедрение театральных технологий в профессиональную подготовку вокалистов, как комплексный образовательный процесс, с привлечением средств, выработанных в среде театра. Собственно, театральная технология определяется в исследовании как система развития обучающихся-вокалистов в среднем профессиональном учреждении, опирающаяся на методы, выработанные и апробированные в пространстве театра, включающие в себя универсальные развивающие методики с целью повышения профессионального уровня обучающихся.

Необходимо почеркнуть, что современными театральными педагогами достаточно активно используются целые циклы тренингов и приемов, которые развивают внимание, память, ассоциативное мышление, волю, воображение, способность к действию и др. Обширный спектр исследований в социально-культурной и педагогической сфере деятельности свидетельствует о потенциале театральной педагогики, важности применения е достижений в современном образовательном процессе колледжей и вузов (табл. 2).

Практическая модель развития профессиональных качеств у обучающихся вокалистов

В исследовании была разработана модель, позволяющая наиболее полно представить взаимосвязи, существующие в пространстве применения средств театральной педагогики в процессе формирования и постепенного развития профессиональных качеств учащихся-вокалистов.

В данной модели отражены основные признаки и закономерности этого процесса[158].

В справочной литературе понятие «моделирование» определяется как исследование объектов познания, изучение моделей и построение реально существующих объектов, явлений или процессов для получения их объяснения и предсказания явлений, представляющих особый интерес для исследователя [137].

Моделирование в педагогических исследованиях также рассматривается как замена исследуемого объекта (оригинала) на его условный образ, описание или другой объект, называемый моделью и обеспечивающий поведение, приближенное к оригиналу с некоторыми допущениями и незначительными погрешностями [137].

Применение моделирования является действенным методом выявления и определения наиболее значимых сторон исследуемых в науке объектов и процессов, так как сама сущность моделирования предполагает:

- с одной стороны, точность в воспроизведении объекта моделирования, его адекватность;

- с другой, – выбор для изучения наиболее существенных его сторон, отказ от рассмотрения всего случайного, не имеющего для данного явления или процесса решающего значения.

В результате такого подхода более четко просматриваются основные, базовые связи внутри изучаемого явления, становятся очевидными истоки рассматриваемых процессов. В этом контексте система представляет собой совокупность элементов и связей, что позволяет увидеть взаимовлияние всех составляющих системы, ее структуру.

Исследователями процесса моделирования были сформулированы принципы структурного подхода: последовательное продвижение по этапам создания модели; согласование информационных, ресурсных характеристик, а также характеристик надежности и др.; правильное соотношение различных уровней построения модели; целостность отдельных стадий проектирования модели [95].

Основными задачами при разработке модели (табл. 3) были:

- раскрытие эффективных условий развития профессиональных качеств у обучающихся вокалистов;

- разработка методических приемов обучения с применением средств театральной педагогики;

- определение критериев и показателей, важных для оценивания профессиональных качеств у студентов-вокалистов [158].

Модель, которую мы предлагаем, определяется нами как практическая. С помощью нее выявляются взаимосвязи внутри системы, влияние разнообразных факторов на ее характер, Здесь также можно увидеть динамику изменений параметров профессиональных качеств учащихся-вокалистов. Все это говорит о развитых причинно-следственных связях данной модели.

Построение модели развития профессиональных качеств вокалистов в данном исследовании дало возможность обосновать значение средств театральной педагогики и их влияние на развитие обучающихся музыкального колледжа. Рассмотрим внутренние взаимосвязи и ожидаемые результаты данного процесса [158].

Важное значение в практической модели имеют принципы, которые лежат в основе обучения. В обучении пению мы выделяем общие и специфические принципы, наиболее важными среди них являются принципы, сориентированные на: индивидуальный подход; социокультурный подход; ассоциативно-образный подход.

Принцип индивидуального подхода реализуется посредством учета индивидуальных и возрастных особенностей каждого обучающегося, что обусловлено многообразными природными индивидуальными возможностями и различиями, а также певческим опытом, личностным эмоциональным складом, темпераментом и общим развитием. Неслучайно на практике применяются многообразные приемы и методы обучения.

Принцип социокультурного подхода. Данный принцип позволяет рассматривать процесс развития профессиональных качеств у обучающихся в единстве с решением общих воспитательных задач и личностного развития [158].

В исследованиях ученых и педагогов выделяются важные компоненты социокультурного обучения, направленные [89, с. 161]:

- на освоение опыта мировой и отечественной художественной культуры;

- на опору на теории гуманистической психологии,

- на создание диалога, конструктивные межличностные отношения;

- на развитие социально-ценных и творческих качеств личности;

- на активную самореализацию обучающихся в сотрудничестве;

- на выявление молодых дарований (творческая направленность).

Мы придерживались позиции ученых, которые рассматривают процесс обучения как двойственную природу личностного опыта (включая формирование эстетического опыта). В образовательном процессе, таким образом, происходит общение с искусством через познание и восприятие эстетического характера чувств и отношений. Эти проявления чувств и отношений имеют и художественно-эстетическую, и социокультурную направленность [89, с. 161].

Следовательно, в реализации социокультурного подхода происходит повышенное внимание к пластам культурологического содержания и разработке музыкального репертуара. Интерес к истории и знаменательным событиям и фактам, а также культурологическая составляющая изучаемых произведений непосредственно влияет на отношение к социально значимой деятельности как важной составляющей образовательного процесса.

В условия применения социокультурного подхода развивается творческая активность и инициатива обучающихся к освоению содержания изучаемого репертуара, проявляется интерес к культурно-познавательным маршрутам, организованным в музеях, а также к посещению художественных выставок, библиотек, участию в социально-культурных проектах, шефских и благотворительных концертах.

Опора на принцип образно-ассоциативного подхода позволяет обратиться к использованию ассоциаций и художественных образов, с помощью которых педагог может решить многоаспектные задачи музыкальной выразительности. Положительная динамика развития профессиональных качеств в разработанной модели опирается на процессы художественного восприятия, развитие образного мышления и эстетического сознания у обучающихся вокалистов.

Придерживаясь мнения Е.П. Олесиной, нами выделена взаимосвязь углубления и расширения музыкального опыта в становлении эстетического сознания. В формировании, развитии и обогащении художественно-эстетического сознания, в известном смысле, важен процесс становления личностных качеств в разнообразных проявлениях, что просматривается сквозь призму творческой деятельности.

Важнейший фактор развития эстетического сознания носит универсальный характер через погружение в эстетическую среду, которая воздействует на чувства, разум, эстетические и нравственные убеждения, ценностные ориентации [126, с. 44].

Известно, что вокальное исполнительство как искусство пения не делят на техническую и художественную составляющие. Данный вопрос уже давно рассматривался учеными в разных предметных областях: философии, эстетике, музыкознании. Поэтому при постановке технических задач по развитию певческого голоса также должна учитываться художественная составляющая.

Проведение опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов эксперимента

Экспериментальная работа по развитию профессиональных качеств обучающихся вокалистов проводилась в учреждении среднего профессионального образования, - музыкально-театрального колледжа имени Г.П. Вишневской.

Образовательная среда колледжа имени Г.П. Вишневской имеет свою ярко выраженную специфику, которая определяется деятельностью учебного музыкального театра. Обучение вокалиста в условиях среднего специального учебного заведения (музыкального колледжа), ставящего своей целью воспитание вокалистов – оперных исполнителей – уже на уровне своего учебного плана предполагает активное включение средств театральной педагогики в образовательный процесс. Участие студентов в оперных спектаклях, освоение специфических театральных дисциплин («Основы сценического движения», «Сценический танец», «Театральный костюм», «История театра»), а также применение выработанных в недрах театральной жизни приемов и методов изначально способствуют всестороннему развитию театрального актера.

В настоящее время в колледже реализуются следующие образовательные направления:

- Вокальное отделение – 53.02.04 Вокальное искусство,

- Инструментальное отделение -53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов),

- Хореографическое отделение – 52.02.01 Искусство балета и 52.02.02 искусство танца,

- Художественное отделение – 53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам) и 54.02.05 Живопись (по видам). Важно, что при колледже действует Учебный музыкальный театр оперы и балета, в репертуаре которого музыкально-сценические композиции по мотивам произведений выдающихся композиторов – как отечественных, так и зарубежных. Можно привести в пример постановки по произведениям П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», А. Моцарта «Волшебная флейта», И. Штрауса «Летучая мышь», Ж. Бизе «Кармен», Д. Верди «Травиата», Г. Прселла «Дидона и Эней», А. Бородина «Князь Игорь» и др.

Театр обращается также к малоизвестному репертуару и таким произведениям, как четыре детские музыкальные миниатюры А. Бюхнера («Веселые марионетки», «Грибной переполох», «Король Еловая шишка», «Царь Ледыш»), опера В Мартина-и-Солера «Горе-богатырь Косометович» (см. приложение с. 156). Из премьер последнего времени (2015 г.) обращает на себя внимание премьера одноактной оперы К. Орфа «Луна», которая состоялась на сцене Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского.

Студенты колледжа (участники театральных постановок) стали лауреатами многих конкурсов и фестивалей, среди которых:

- Итальянский хоровой конкурс-фестиваль ChorusInside (Гран-При),

- фестиваль «Серебряный голос»,

- фестиваль «Подснежник»,

- фестиваль «Хрустальная капелька»,

- фестиваль детских музыкальных театров им. Н. Сац и др.

Таким образом, мы можем утверждать, что представления о сформированных профессиональных качествах у обучающихся в музыкальном колледже, в частности, обучающихся-вокалистов, складывалось на протяжении длительного времени под влиянием ряда факторов. Среди них:

- осознанное представление об увлекательности и силе воздействия пения на слушателей;

- глубокая национальная певческая традиция;

- духовная наполненность и самонастройка на передачу сакрального содержания песнопений в русской церковной музыке;

- заинтересованность аристократических кругов в развитии певческого искусства;

- существенное влияние на определенном этапе истории европейской, и, в частности, итальянской певческой традиции на развитие искусства пения в России;

- создание профессиональных музыкальных образовательных учреждений.

Как уже указывалось, учебный театр музыкального колледжа имени Г.П. Вишневской значительно отличается от других. Прежде всего, это проявляется в том, что на его сцене учащиеся колледжа принимают участие в создании высококачественных спектаклей по классическим произведениям, написанным такими композиторами как П.И. Чайковский, А.П. Бородин, В.А. Моцарт, И. Штраус, Ж. Бизе, Д. Верди и др. В театре интересуются и барочной музыкой. Примером тому стала постановка оперы Г. Прселла «Дидона и Эней».

Большим интересом зрителей пользуются четыре оперные детские миниатюры немецкого композитора ХIХ Александра Бюхнера, написанные на текст А.А. Федорова-Давыдова. Одну из этих миниатюр – «Грибной переполох» исполняли в начале ХХ века дети великого певца – Ф.И. Шаляпина.

Театр обращается также к такому малоизвестному произведению, как комическая опера В. Мартина-и-Солера на либретто императрицы Екатерины II и Александра Храповицкого «Горе-богатырь Косометович» (комическая опера на либретто императрицы Екатерины II и Александра Храповицкого). Следует отметить, что императрица создала в содружестве с прекрасными композиторами несколько опер. Это «Новгородский богатырь Болеславич» с музыкой Е.И. Фомина, «Горе-богатырь Косометович» с музыкой В. Мартина-и-Солера, «Февей» с музыкой В.А. Пашкевича, «Федул с детьми» с музыкой В.А. Пашкевича и В. Мартина-и-Солера, «Начальное управление Олега» с музыкой Дж. Сарти, К. Каннобио и В.А. Пашкевича. Этот репертуар еще только ждет своего часа, и, вероятно, что какие-то из этих произведений прозвучат со сцены учебного театра.

Музыка ХХ века представлена в театре одноактной оперой К. Орфа «Луна», написанной на либретто композитора по одноименной сказке братьев Гримм.

Безусловно, руководство колледжа и педагоги, участвующие в постановке спектаклей учебного театра, обращают самое пристальное внимание на качество репертуара, его сложность. Основу составляют не слишком продолжительные оперные спектакли и их фрагменты, музыка которых была создана композиторами ХIХ и ХХ веков, включая одну оперу ХVIII века. Это дает возможность для всестороннего развития студентов колледжа, их погружения в музыкально-сценическое пространство.

Влияние учебного театра распространяется на всех обучающихся колледжа, что заключается в следующем:

- все обучающиеся являются зрителями спектаклей и имеют возможность посещать репетиции, на которых они могут ознакомиться с процессом работы над спектаклем, с деятельностью режиссера;

- обучающиеся, занятые в спектаклях становятся примером успешной учебной деятельности, на них равняются, с них берут пример;

- в пространстве колледжа находятся афиши, фотографии сцен спектаклей, что является одним из факторов формирования среды образовательного учреждения, служит постоянным напоминанием о том, что театр здесь – живет, действует и каждый может попытаться принять участие в его работе. Для этого необходимо добиваться серьезных успехов в учебе, в творческой деятельности;

- театральные постановки становятся связующим звеном с культурным пространством города, так как на спектакли приходят зрители, не имеющие прямого отношения к колледжу (учащиеся и преподаватели других учебных заведений, журналисты, артисты, художники, интересующиеся новыми открытиями в области музыкального театра).

Таким образом, учебный музыкальный театр колледжа имени Г.П. Вишневской является важнейшей составляющей его образовательной среды, оказывающей развивающее влияние на всех без исключения учащихся, независимо от того, играют ли они в спектаклях театра, или пока не имеют такой возможности.