Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров) Ковешникова Елена Николаевна

Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров)
<
Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров) Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров) Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров) Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров) Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров) Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров) Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров) Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров) Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ковешникова Елена Николаевна. Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2000 388 c. РГБ ОД, 71:01-13/184-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11 Основные тенденции развития художественного профессионального образования 18

1.2 Современное состояние теории, методики и практики художественного профессионального образования 32

1.3 Методологические подходы к исследованию профессиональной подготовки дизайнеров 62

Выводы 78

ГЛАВА 2- ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДИЗАЙНЕРА

2.1 Личностные факторы профессиональной деятельности и компетентности дизайнера 81

2.2 Критерии готовности дизайнера к профессиональной деятельности 102

2.3. Функции художественных дисциплин в процессе формирования личности и профессиональной комлетеш ности дизайнера 126

Выводы 139

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФЕСССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1 Содержание и методика преподавания художественных дисциплин в процессе профессиональной подготовки дизайнеров 143

3-2 Летняя практика и ее место в системе профессионального образования дизайнеров...227

3.3 Организация и результаты опытно- экспериментального обучения 240

Выводы 280

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 285

БИБЛИОГРАФИЯ 300

Введение к работе

Российская вузовская система образования переживает в настоящее время глубокие структурные и содержательные изменения. Они затрагивают все направления подготовки студентов в высшей школе, в том числе и художественное профессиональное образование.

Со сменой мировоззренческой и образовательной парадигмы сегодня происходит переоценка концептуальных подходов к реформированию высшего профессионального образования. Разрабатываются новые государственные образовательные стандарты для конкретных специальностей, существенно меняются условия построения и функционирования образовательного процесса, формы, методы и средства обучения в высшей профессиональной школе.

Ситуация, которая сложилась с подготовкой студентов по специальности ''Дизайн11, можно назвать критической. Особенно болезненно сказывается отсутствие в этой области теоретических и методических разработок по художественным дисциплинам. Нет четких характеристик и рекомендаций относительно того, что надо знать студенту, и в каком объеме изучать художественные дисциплины для того, чтобы на базе полученных знаний строить дальнейшее обучение различным специализациям дизайнерской деятельности.

От качества пропедевтических знаний студентов зависит уровень профессиональной компетентности дизайнера по следующим специализациям: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн и т.д.

В связи с этим особое значение имеет начальный этап подготовки студентов. Его задача заключается в воспитании специфического видения места и проблем материальной культуры в процессе общественного развития, приобщения к закономерностям проектно-художественного

творчества. Являясь одним из важнейших, данный этап, из-за отсутствия до последнего времени аналогичного звена в цепи непрерывного дизайнерского образования, существенно запаздъшает. Для большинства молодежи он начинается только со студенческой скамьи. Накопленный в художественных школах и училищах опыт оказывается, как правило, искривленным в сторону канонизации методов изобразительного искусства. Однобокость начальной профессиональной ориентации, исключающей фактор специфики проектной культуры, приводит впоследствии к неполноценности эстетического вкуса. А ведь именно ои составляет тот феномен культуры, тот духовный аппарат человека, который позволяет воспринимать реальные проявления красоты.

Формирование восприимчивости к проявлениям гармонии предметного мира и познанию закономерностей проектной культуры является длительным, перманентным процессом, рассчитанным на весь период начальной и основной - подготовки студентов и включающим в себя учебные циклы, которые оказываю! наиболее эффективное воздействие в плане формирования эстетически ценностных ориентиров. Среди этих циклов важная роль принадлежит модулю художественных дисциплин, изучение которых является важнейшим звеном художественного образования дизайнеров.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами очевидна актуальность настоящего научного исследования.

Разработка теоретической и методической модели художественного профессионального образования и в частности технологии подготовки дизайнера по художественным дисциплинам - это сложная многоаспектная проблема. Решение ее требует совместных усилий представителей всех видов художественной деятельности в области изобразительного искусства, а также педагогов и методистов. Научные исследования, ранее проводившиеся в этом направлении, носили, как правило, разроз-

иенный, эпизодический характер и осуществлялись, в основном, без соответствующего педагогического обоснования, только с опорой на опыт и интуитивные соображения исполнителей. Поэтому, несмотря на имеющиеся исследования отечественных и зарубежных ученых в области художественного образования дизайнеров, проблема на сегодняшний день решена не до конца.

Актуальность избранной темы также связана с тем, что в настоящее время в научных исследованиях наступает качественно новый этап, характеризующийся более глубоким анализом педагогических явлений, требующих применения методов, обладающих как прогнозирующими возможностями, так и возможностями гарантировать результат обучения художественным дисциплинам в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Кроме того, следует учитывать и необходимость формирования новых инициативных специалистов в области дизайна, свободных от идеологических стереотипов.

Художественное профессиональное образование, поиски эффективных путей овладения им вызывали и вызывают закономерный интерес у ученых различных специализаций науки: философов, психологов, педагогов, художников, дизайнеров, искусствоведов.

Изучение философских проблем взаимосвязи познания и творчества занимались Аристотель, Н.А, Бердяев, Г,В. Гегель, И. Кант. Платон, В.В. Розанов, 3. Фрейд и др.

Особенности психологии восприятия освещали в научных трудах Б.Г. Ананьев, Н.А. Ьерлштейн, В.М. Бехтерев, П.Я, Гальперин, B.FL Зинченко, А.Н. Леонтьев, И.М. Сеченов и др.

Идеи системного подхода для рассмотрения и изучения педагогических явлений нашли отражение в работах П.К. Анохина, Р. Арнхейма, СИ, Архангельского, В.Л. Беспалько, В.В. Давыдова. Л.В, Занкова, В.А. Сластенина. Т.И. Шамовой.

Теоретические и методические поиски путей совершенствования процесса обучения художественным дисциплинам получили свое обоснование и развитие в идеях и рекомендациях российских художников-педагогов Г.В. Беды, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовиева^ Г.Б. Смирнова, А,Н. Терентьева, Е.В. Шорохова и др.

Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна, таких, как Н.В. Воронов, В.П. Зинченко, В.Ф. Сидоренко. Н.К. Соловьев, СО. Хан-Магомедов.

Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах А.А, Белова. А.С. Близнюка, Ю.Б. Вроблявичуса, В.И. Гамаюно-ва, АХ, Дроздецкого, А.И, Ковеишикова, В.В. Кулененка, Г.Б. Минер-вина, Б.В. Нешумова и др.

Заслуживают внимания исследования, проведенные по методике преподавания живописи, графики, скульптуры, истории искусств, декоративно-прикладного искусства. Следует отметить работы Ю.М. Алиева, В.А. Басманова, Н.С Боголюбова, СЕ. Игнатьева, В.В. Корешкова, Н.Я. Маслова, С.Н. Новикова, А,С Рындина, А.С. Хворостова, Н.К. Шабанова.

Между тем современное состояние художественного профессионального образования дизайнеров не отвечает требованиям образовательной практики и логике педагогической науки. Осознание этого противоречия определило выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции развития художественного профессионального образования, а также дидактические и методические условия, обеспечивающие в этой системе эффективную подготовку дизайнеров? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

/

Объектом исследования выступает система высшего художественно-профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров).

Предметом исследования избрана профессиональная подготовка дизайнеров в процессе изучения художественных дисциплин в высшей школе.

Задачи исследования:

разработать и обосновать теоретико-методологические предпосылки изучения профессиональной подготовки дизайнеров в системе художественного образования;

выявить основные тенденции развития художественного профессионального образования;

изучить современное состояние теории, методики и практики художественного образования;

сформулировать личностные факторы профессиональной деятельности и компетентности дизайнера;

  • определить критерии готовности дизайнера к профессиональной деятельности:

    выявить функции художественных дисциплин в процессе формирования личности и профессиональной компетентности дизайнера;

    разработать содержание, структуру и методику начального этапа профессиональной подготовки дизайнеров.

    составить учебные программы по дисциплинам художественного цикла.

    В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность процесса профессиональной подготовки дизайнеров будет существенно повышена при реализации следующих условий:

    - обеспечение процесса обучения соответствующими педагогиче
    скими обоснованиями:

    - моделирование личностных факторов профессиональной дея
    тельности дизайнера;

    определение всех компонентов профессиональной компетентности дизайнера;

    выявление критериев готовности студента к профессиональной деятельности,

    - формулирование содержания и структуры профессиональной
    подготовки дизайнера;

    -разработка методики преподавания художественных дисциплин на начальном этапе подготовки студентов;

    - структурирование рабочих программ по художественным дис
    циплинам в рамках начального этапа профессиональной подготовки ди
    зайнеров.

    Методологической базой исследования явились философские положения о творческой и деятельной сущности личности, социальной детерминированности ее формирования и развития, о социокультурных функциях художественного образования и эстетического освоения действительности. Теоретические основы исследования сложились из психологической теории деятельности личности.

    Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:

    методы теоретического анализа;

    опрос (анкетирование, беседа);

    -диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик);

    экспериментальные методы (констатирующий, поисковый, обучающий эксперимент);

    методы статистической обработки данных.

    Организация и этапы исследования. Личное участие соискателя состоит н теоретической и методической разработке основных идей и положений по исследуемой теме на базе кафедры декоративно-прикладного искусства Башкирского государстве иного педагогического института, Орловского государственного университета. Непосредственное руководство проведением опытно-экспериментальной работы осуществлялось соискателем в качестве заведующего кафедрой «Дизайн» Орловского государственного технического университета.

    Исследование выполнялось в несколько этапов.

    На первом этапе (1978-1981 гг.) была изучена степень разработанности проблемы м теории и методике высшего профессионального образования; осуществлено практическое знакомство с вузовским опытом художественного образования на материале подготовки дизайнеров.

    Второй этап (1981-1984 гг.) связан с теоретической и экспериментальной работой по подготовке кандидатской диссертации на тему «Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей (методика преподавания на художественно-графических факультетах пединститутов)».

    На третьем этапе (1984-1994 гг.) осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ проблемы, изучен передовой профессионально-образовательный опыт отечественных и зарубежных вузов, построена общая гипотеза исследования и ее проверка в процессе опытно-экспериментальной работы,

    Завершающий этап (1994-2000 гг.) посвящен систематизации теоретических выводов и практических рекомендаций, подготовке к изданию учебного пособия по проблеме исследования, оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.

    Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

    - сформулированы тенденции развития художественного профес
    сионального образования, к которым следует отнести:

    стремление к более органическому взаимодействию академического обучения с различными направлениями художественных школ;

    ориентирование на такие доминанты современности, как демократизм, гуманизм, духовность;

    создание условий непрерывного, альтернативного профессионального образования;

    модернизация научного и материально-технического обеспечения профессионального образования;

    вариативность учебных планов, программ и методик, позволяющих осуществлять профессиональную подготовку будущих специалистов.

    - определены функции художественных дисциплин в процессе
    формирования личности и профессиональной компетентности дизайне
    ра, к которым следует отнести:

    развитие творческих способностей студентов;

    дизайнерское мышление и воображение;

    фантазию и профессиональную интуицию.

    -раскрыты принципы построения, содержания и методики преподавания художественны дисциплин, которые базируются на научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний;

    - разработана и экспериментально апробирована методика обуче
    ния художественным дисциплинам в процессе подготовки дизайнера,
    которая включает в себя:

    * учет межпредметных связей;

    * учет индивидуальных возможностей студентов;

    - тесную взаимосвязь теории и практики;

    контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы студентов;

    возможность видоизменять, варьировать соотношение количества и последовательности выполнения учебных заданий;

    достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятель-ность педагога и студента.

    - намечены пути совершенствования и активизации учебной и
    творческой деятельности студентов через вовлечение их в активную
    творческую деятельность, требующую знаний, инициативы, опыта во
    время летних практик.

    Практическая значимость исследования. Полученные в нем объективные научные результаты использованы для совершенствования системы художественного профессионального образования студентов по специальности «Дизайн». Фактические данные, содержащиеся в диссер^ тации, будут полезны для разработки курсов лекций и практических занятий по таким дисциплинам, как композиция, рисунок, живопись, скульптура и моделирование, цветоведение. Материалы исследования могут быть учтены в процессе дополнения и корректировки программ по названным дисциплинам. Учебные пособия, монография, методические материалы, подготовленные соискателем, найдут свое применение в практике пропедевтической подготовки дизайнера по различным видам специализаций.

    Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, связанными с целостным подходом к решению поставленных проблем; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; длительностью опытно-экспериментальной работы; контрольным сопос-

    [2

    тавлснисм полученных результатов и личным педагогическим и художественным опытом соискателя.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Система дизайнерского профессионального образовании должна идти навстречу социальному заказу общества и реагировать не столько на сложившуюся ситуацию, сколько на потребности будущего.

    2. Необходимо учитывать зарубежный опыт дизайнерского образования в условиях возрастания степеней соответствия российской системы художественного профессионального образований международным нормам.

    3. При рассмотрении путей совершенствования профессиональной подготовки дизайнеров особый акцент должен быть сделан на теорию и методику преподавания художественных дисциплин, а также на методы обучения изобразительной грамоте с учетом специфики дизайнерских специализаций.

    Считая, что студенты должны быть подготовлены к успешному освоению спецдисциплин по специальности дизайн; необходимо, прежде всего, дать им теоретическую базу знаний по таким предметам, как рисунок, живопись, композиция, скульптура и моделирование, Цветове-дение. Это положение вызвано не только необходимостью дать студентам теоретические знания, но и для более эффективного осуществления ими дальнейшей практической работы. Постигая терминологию, закономерности и правила изобразительной грамоты, студенты быстрее усваивают новый материал, перед ними открываются возможности творческой дизайнерской деятельности.

    При определении методики преподавания художественных дисциплин, мы исходили из основных принципов дидактики: научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения,

    единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного.

    Предложенная нами методика пропедевтического обучения художественным дисциплинам, преде гашіенная в виде структурного взаимодействия основных элементов процесса познания, опирается на достижения дидактики и отражает взаимосвязанную деятельность педагога и студента. Эта взаимосвязь осуществляется через осознание целей и задач обучения, посредством применения различных методов и средств обучения, а также форм организации учебного процесса, направленных на усвоение студентами всего объема содержания учебных дисциплин.

    1. Особое значение для профессиональной подготовки дизайнеров имеет начальный этап образования. Являясь одним из важнейших в цепи непрерывного профессионального образования, этот этап неоправданно игнорируется. Его значимость очевидна и заключается в познании закономерностей проектной культуры. Все дисциплины пропедевтической подготовки будущих дизайнеров должны решать задачи приобщения студентов к закономерностям проектно-художественного творчества. Такие предметы как рисунок, живопись, композиция, скульптура и моделирование следует преподавать с учетом специфики профессиональной деятельности дизайнера, основанной на формировании восприимчивости к проявлениям гармонии предметного мира,

    2. Характерной особенностью профессиональной подготовки дизайнеров является проведение летних практик, целью которых является накопление практических навыков и умений в области дизайнерской деятельности. Летние практики следует проводить в данной последовательности:

    ознакомительная практика; пленэрная практика; производственная практика;

    творческая практика; дипломная практика,

    1. Процесс организации ориентированной деятельности дизайнера не может быть смоделирован без выявления личностных факторов специалиста, охватывающих его профессиональную компетентность, которая определяется способностью выполнять социально и профессионально обусловленные функции. Структурно она вбирает в себя профессиональную пригодность и подготовленность, а также сугубо личностные характеристики.

    1. Важнейшим моментом в системе профессионального образования дизайнера является выявление критериев профессиональной готовности специалиста к реализации целостного творческого процесса. Такая готовность достигается в ходе моралїіНО-исихологической, профессиональной и художественной подготовки, является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями дизайнерской профессии.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Они нашли огражение в учебных пособиях, методических рекомендациях, научных статьях, докладах и тезисах, опубликованных в Москве, Уфе? Орле, Краснодаре и др. Общий объем публикаций по теме исследования составляет более 30 печатных листов. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе многолетней преподавательской работы на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института, па кафедре "Дизайн" Орловского государственного технического университета; через опубликование работ по теме исследования; в выступлениях на всесоюзных, республиканских, зональных научно-практических конференциях и научно-методических совещаниях (в Москве, Уфе, Орле, Одессе, Свердловске); во время стажировки в Финляндии в институте искусств и дизайна Веттерхофф; в

    процессе экспериментально-практический работы со студентами кафедры "Дизайн" Орловского государственного технического университета.

    Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Содержание диссертации и^.южено на 388 стр., в том числе в ней содержится 20 таблиц, 17 рисунков. Диссертация выполнена на кафедре педагогики высшей школы МГТГУ и соответствует плану научно-исследовательской деятельности кафедры.

    Во введении обоснованы актуальность проблемы, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, а также его научная новизна, теоретическое и практическое значение, изложены основные положения, выносимые на защиту.

    В первой главе - «Теоретические предпосылки изучения профессиональной подготовки дизайнеров в системе художественного образования» - раскрыты основные тенденции развития художественного профессионального образования; проанализировано современное состояние теории, методики и практики художественного профессионального образования; разработаны методологические подходы к исследованию профессиональной подготовки дизайнеров.

    Во второй главе — «Личность и профессиональная компетентность дизайнера» - определены личностные факторы профессиональной деятельности и компетентности дизайнера; выявлены критерии готовности дизайнера к профессиональной деятельности; охарактеризованы функции художественных дисциплин в процессе формирования личности и профессиональной компетентности дизайнера.

    В третьей главе - «Методика подготовки дизайнеров в системе художественного профессионального образования» - смоделированы содержание и методика преподавания художественных дисциплин в процессе профессиональной подготовки дизайнеров; рассмотрена озпа-

    комительная практика в системе профессионального образования дизайнеров; охарактеризована организация и результаты опытно-:жспериментального обучения.

    В заключении обобщены теоретические, практические, методические и экспериментальные результаты исследования; изложены его основные выводы, подтверждаю тцие гипотезу и доказывающие истинность положений, пытюсимых на защиту.

    Список использованной литературы содержит 392 наименования.

    Основные тенденции развития художественного профессионального образования

    Вопросы художественного профессионального образования приобретают сегодня не столько академический, сколько практический интерес. Перед высшей школой па повестку дня встала задача создания единой системы непрерывного художественного образования. В соответствии с этой задачей ноіюе законодательство о высшем образовании указывает на необходимость внедрять при подготовке студентов эффективные методы и нелепые формы обучения, осуществлять курс на подготовку специалистов широкого профиля.

    Полноценное развитие художественного профессионального образования на современном этапе немыслимо без особо пристального внимания к одному из его направлений - дизайну. При небывало ускорившемся темпе перемен в экономике, в организации труда и быта, во всем образе и стиле современной жизни резко обострилось внимание к дизайну. Обнаружилось, что в этой сфере художественного творчества огромное количество проблем. Сталкиваясь с ними, дизайнерское образование стоит сегодня перед необходимостью кардинального пересмотра основных тенденций развитая и выработки новых, более перспективных направлений. В наши дни дизайн вынужден брать на себя важнейшую миссию: предвидеть, взвешивать и вовремя корректировать с точки зрения человеческих целей и ценностей проекты инженерно-технических, художественных и других инноваций до того, как их результативный эффект станет необратимой действительностью.

    Почему именно дизайну приходится выполнять эту миссию? Потому что дизайнеры владеют особыми методами, способами и приемами прсдстав.лягь в наглядных, чувственно ощутимых образах художественного моделирования не только самые сложные проблемные ситуации предметного мира, во и альтернативные им состояния, возможные пути и средства их разрешения и преодоления.

    Дизайнерам открывается широчайшее поле для исследования, поиска, эксперимента в области предметных средств, обеспечивающих ускоренное, качественное и органичное осуществление необходимых преобразований и социальных процессов.

    Обсуждая возможные пути качестве иных преобразований средствами дизайна, справедливо говорить о перестройке системы дизайнерского образования. Правда, системой оно в строгом смысле пока не является. Подготовка дизайнерских кадров ведется у нас в нескольких высших художестве ни о-промышленных заведениях, архитектурных институтах и ряде других вузов. Однако соответствующие учебные планы, педагогические приемы и целевое назначение собственно образования не направляются и не объединяются какой-либо общепринятой методологической концепцией или генеральной программой развития. Ощутимыми недостатками в подготовке специалистов высшего звена является их узкая специализация, оторванность от производственно-технологической сферы, от нужд и требований реальной жизни.

    В поисках организационных и содержательных тенденций развития дизайнерского образования поучительно обратиться к его истории.

    Все знаменитые школы дизайна - мастерские Морриса, «Баухауз», ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН при зарождении своем несли в себе сугубо новаторский пафос. Они вырастали из страстного желания их основателей и первых руководителей, во что бы то ни стало изменить или даже революционизировать господствующую в педагогике парадигматику, и если не создать совершенно новую профессию, то в корне преобразовать, обогатить, реориентировать старую, В каждой из названных школ царил дух поиска и эксперимента, одновременно разрабатывались представления о дизайне, о его роли, и соответствующие педагогические концепции, а так же новые педагогические средства. Такие школы не только не отставали от практики, но намного обгоняли ее, осуществляя то опережающее образование, которое должно составлять основу любой системы подготовки дизайнеров в наши дни.

    Личностные факторы профессиональной деятельности и компетентности дизайнера

    Процесс организации ориентированной деятельности дизайнера не может быть смоделирован без выявления личностных факторов специалиста, охватывающих его профессиональную компетентность. В связи с этим, в настоящем параграфе обратимся к характеристике интегральных свойств личности дизайнера, основываясь на целостном подходе изучения данного вопроса педагогами и психологами.

    Под целостным свойством личности мы понимаем те из них, которые обусловливают направление всей жизнедеятельности и накладывают свой отпечаток па многие другие качества, подчиняют их своей природе, интегрируют и объединяют их в единое целое.

    Проблема выделения интегративного, целостного свойства личности Б психологии не получила однозначного решения: у БХ. Ананьева это «духовный центр», у ЛИ. Божович - «направленность», у R.H. Мя-сищева «отношение», у Д.Н. Узнадзе - «установка», у Т. Шибутани -«мотивационное ядро» и т.п. Тем не менее, исследователи едины в том, что все стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом, но доминирующее влияние все же всегда остается за ее социальной стороной - мировоззрением и направленностью, выражающими потребности, интересы, идеалы, стремления, моральные и эстетические качества личности.

    Важнейшим критериальным свойством личности, фактором субъ-ектнвации дизайнерской деятельности мы считаем ее направленность.

    Содержательно она распадается на три вида: социально-нравственная, профессиональная и познавательная. В конечном итоге направленность личности дизайнера выражается через опыт се мотивационно-ценностного отношения, т.е. мотивационную готовность. Таким образом, вслед за В.А. Сластениным мы считаем целесообразным развивать один из перспективнейших подходов, признающий направленность личности специалиста ее ведущим интегративным свойством, обеспечи-вающим ее индивидуальность и вместе с тем связь с окружающим миром.

    К явлению направленности личности впервые обратился С.Л. Рубинштейн, рассматривая ее как совокупность «динамических тенденций», выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит себе человек /307, с Л 9л В настоящее время нет общепринятого определения направленности: «направленность - это совокупность взглядов, идей, убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно сложных и жизненно важных целей» /306, с.46/; «направленность - своеобразное переживание, избирательное отношение человека к действительности»; «направленность проявляется в особенностях интересов, целей, в пристрастиях и потребностях, установка»; «направленность личности определяется тем, к чему человек стремится и во имя чего» /305, с.25/. Во всех этих подходах направленность рассматривается как один из структурных компонентов личности. В психологическом плане она представляет собой сложное образование, которое наиболее полно от-ражает способ ее общественного поведения и деятельности.

    С явлением общей направленности личности теснейшим образом связано понятие профессиональной направленности личности. Она понимается как избирательное положительное отношение к профессии /С.А. Зимичева, Н.Д. Левитов, Т.П. Маралова, В.А. Сластенин, А.й. Щербаков и дрУ; как система мотивов профессиональной деятельности /Е.М. Никиреев, П.А. Шавир и др./; как интерес к профессии и склонность заниматься ею /Н.В. Кузьмина, А.П. Черных и др./. И, хотя указанные авторы в своих исследованиях касаются вопросов профессиональной педагогической направленности, их общая концепция может быть смело перенесена и па деятельность дизайнеров.

    АЛ. Черных рассматривает профессиональную направленность как качество личности, которое характеризует устойчивый интерес к профессии в единстве с общетеоретической и познавательной активностью, выражается в стремлении и готовности ответственно выполнять свои обязанности. По мнению автора, профессиональная направленность вырастает из интереса к профессии и познавательного интереса к специальности /360/. Г.Т. Колее считает, что профессиональная направленность - это проявление осознания общественной значимости выбранной профессии /168/. В.А. Сластенин профессиональную направленность личности считает решающим признаком его профессиональной пригодности. Такой же точки зрения придерживается и Ю.П. Вавилов, полагая, что точно так же, как общая направленность, профессиональная выражается в профессиональных интересах, склонностях, убеждениях, ценностях, запросах и отношении личности к профессии, се профессиональных установках /3 15/.

    Близкое по смыслу профессиональной направленности понятие ввел С.Г. Вершловский - «социально профессиональная ориентация», Она выражает, как он считает, первичную интегративную характеристику субъективной предрасположенности личности к той или иной деятельности. С этих позиций и сама деятельность может быть рассмотрена только с учетом личной вовлеченности в нее субъекта. «Отношение к профессии и связанное с ним переживание значимости собственной деятельности, большая или меньшая мера осмысления ее конечных целей, пишет си, - рассматривается нами в данном случае как ключевая характеристика деятельности». Мотилационное обеспечение деятельности, считает С.Г. Вершловский, выступает на всех этапах в качестве предпосылки и критерия профессионального самоутверждения, самосовершенствования и становления /168/. Ориентация на профессиональную деятельность, по С.Г. Вершловскому, - показателе целостной позиции личности.

    Содержание и методика преподавания художественных дисциплин в процессе профессиональной подготовки дизайнеров

    Государе г пенным образовательным стандартом по специальности «Дизайн» определены следующие художественные дисциплины: «Академический рисунок», «Живопись», «Композиция», «Цветоведение», «Скульптура и моделирование», на базе которых строится дальнейшее профессиональное обучение студентов различным специализациям дизайнерской деятельности.

    Перечисленные учебные дисциплины являются базовыми, а первые дна года обучения студентам дается художестве шая подготовка. От качества пропедевтических знаний студентов зависит уровень профессиональной подтотовленности будущих дизайнеров.

    К сожалению, на сегодняшний день в отечественной теории и практике подготовки дизайнеров нет единой системы изложения методики преподавания и содержания художественных дисциплин.

    В связи с этим в настоящем параграфе мы рассмотрим методику преподавания и содержания художественных дисциплин, разработанные и апробированные на кафедре «Дизайн» Орловского государственного технического университета.

    Исходя из конечной цели обучения художественным дисциплинам, определяется их содержание, узловыми моментами которого являются выразительное композиционное мышление, умение выражать конкретное пластическое и колористическое содержание натуры во всем ее богатстве и целостности.

    При определении методики преподавания художественных дисциплин мы исходили из основных принципов дидактики: научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Кроме этого учитывались специфические особенности процесса обучения изобразительной грамоте, определившие нижеследующие принципы нашей методики.

    . Считая, что студенты должны быть подготовлены к успешному усвоению основных спецдисциплин по специальности дизайн, необходимо, прежде всего, вооружить его знанием основ теории рисунка, живописи, композиции, цветовеления и скульптуры в процессе выполнения практических упражнений.

    Это положение вызвано не только необходимостью получения студентами элементарных теоретических положений, но и для более эффективного осуществления дальнейшей практической работы. Постигая терминологию, законы и правила изобразительной грамоты, студенты быстрее усваивают новый материал, открывая возможность введения элементов творческих упражнений.

    Основные положения теории художественных дисциплин следует излагать применительно к тем практическим заданиям, которые выполняются студентами, начиная с самых элементарных упражнений. В первом семестре задания осмысляются учащимися через компоновку, организацию изобразительной плоскости в процессе выполнения учебных рисункоп и этюдов. Большая роль в формировании творческого мышления студента отводится анализу произведений живописи во время вступительных бесед, а также при разборе самостоятельных этюдов и рисунков.

    При выполнении этюдов несложных натюрмортов изучается метод работы цвето-тоновыми отношениями.

    2. Наша методика обучения художественным дисциплинам отводи-] рисунку ведущую роль. Это обусловлено не только сложившейся практикой художественного образования, но и психофизиологией зрительного восприятия. В трудах ведущих советских ученых Б.Г. Ананьева, В.11. Зиичеико. Б.Ф. Ломова и других подчеркивается и развивается мысль И.М. Сеченова о гом, что «обособление земных предметов есть резульгат исключительно зрительных или осязательных (или обоих вместе) актов...» /311, с.378/, причем сначала различается контур, границы предмета, отношение величин (пропорций) и только потом другие его характеристики. Все это позволило Б.Ф. Ломову дать психофизиологическое обоснование первичности рисунка по отношению к другим видам изобразительной деятельности. Рисунок, набросок или зарисовка «позволяют выявить форму предмета, отвлекаясь от всех остальных его признаков, и тем самым создают возможность ее изолированного анализа» /216, с.9/.

    3. В отличие от традиционной постановки обучению рисунку, которая предполагает преобладание длительных учебных постановок, в пашей технологии предпочтение отдано краткосрочным рисункам и зарисовкам. Это вызвано необходимостью выработать у начинающих дизайнеров умение и навыки быстро и верно определять и передавать в рисунке пропорции предметов, их перспективное и конструктивное построение. Длительные рисунки, предусматривающие изучение тональных отношений, являются итоговыми упражнениями, предваряющими занятия по живописи. Как справедливо отмечал выдающийся художник-педагог Д.Н. Кардовский: «Тон в цвете гораздо труднее постигается, нежели в свете. Вот почему, переходя к живописи, надо уже иметь основательную привычку к тону в цвете»/159, с.32/.

    4. Практика преподавания художественных дисциплин убедительно доказывает, что рисунок, живопись, скульптура, композиция и другие дисциплины следует вести с учетом межпредметных связей, это позволяет целенаправленно, с учетом индивидуальных возможностей студентов, строить учебный процесс, обеспечивать тесную взаимосвязь теории и практики, осуществлять необходимый контроль и коррекцию аудиторной и домашней самостоятельной работы. При этом преподаватель может гибко реагировать на различные непредвиденные обстоятельства, которые порой возникают в его практике, несколько видоизменять, варьировать соотношение количества и последовательности выполнения упражнений по художественным дисциплинам,

    5- Ограниченность учебного времени заставляет нас более продуктивно использовать самостоятельную домашнюю работу, являющуюся, как известно, одним из основных показателей учебно-творческой активности студентов. Композиционные задания (тематический натюрморт, пейзаж, портрет), выполняемые во втором семестре, выносятся нами только на самостоятельную домашнюю работу. Вся домашняя работа должна носить планируемый характер, учитывающий индивидуальные возможности каждого студента,

    Похожие диссертации на Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров)