Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ЭЭГ корреляты решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей Лаврешина Анастасия Юрьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лаврешина Анастасия Юрьевна. ЭЭГ корреляты решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.02 / Лаврешина Анастасия Юрьевна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной исследованию творчества и юмора 15

1.1. Психологические представления о творчестве. Творчество как процесс 15

1.2. Роль инсайта в творческой деятельности. Понятие инсайта. Психологические модели инсайта. Мозговые корреляты творчества и инсайта 28

1.3. Креативность как способность к творчеству 35

1.4. Психологические представления о взаимосвязи творчества и юмора. Психофизиологические корреляты творчества и юмора 40

Выводы по Главе 1 45

Глава 2. Методика проведения эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей 48

2.1. Цель, задачи, предмет, объект, методы и методики эмпирического исследования 48

2.2. Процедура проведения эмпирического исследования 54

Выводы по Главе 2 58

Глава 3. Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей 61

3.1. Результаты эмпирического исследования психологических характеристик профессиональных актеров и актеров-любителей 61

3.1.1. Результаты сравнительного анализа психологических характеристик профессиональных актеров и актеров-любителей 61

3.1.2. Результаты корреляционного анализа психологических характеристик профессиональных актеров и актеров-любителей 66

3.2. Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения творческих задач у актеров 72

3.2.1. Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения творческих задач у актеров на примере невербально предъявляемых заданий 72

3.2.2. Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения творческих задач у актеров на примере вербально предъявляемых заданий. 78

3.2.3. Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения юмористических творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей 96

3.3. Обсуждение результатов. 107

Выводы по Главе 3 114

Заключение 118

Литература 121

Приложения 143

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение мозговых коррелятов творческой активности интенсивно развивается в последние десятилетия. Широкая вариативность предъявляемых испытуемым в таких исследованиях заданий (от дивергентных задач до музыкальной импровизации и создания продуктов изобразительного творчества) привела к многообразию и даже противоречию полученных результатов (Н.П. Бехтерева; Л.А. Дикая; П.Н. Ермаков, Е.В. Воробьева; О.М. Разумникова и др.; Н.Е. Свидерская; М.Г. Старченко; Н.В. Шемякина, Ж.В. Нагорнова; A. Fink, M. Benedek и др.).

Сравнение психофизиологических показателей при выполнении участниками исследования творческих и нетворческих заданий по принципу контрастного анализа, составляющее методическую основу большинства исследований мозговых коррелятов творчества, оказалось не достаточным для выявления роли различные участков мозга в реализации творческого процесса. В подобных исследованиях выявлены области мозга, специфичные для определенных видов творческой активности – музыкальной, художественной, поэтической и т.п. Поиску универсальных мозговых коррелятов творчества, независимо от сферы деятельности его субъекта, во многом может способствовать исследование других сложных форм психической активности, схожих с творческой. Поэтому необходимы новые дополнительные модели эмпирических исследований.

На наш взгляд, особое место среди форм творческой активности человека может занимать юмористическое творчество. Юмор представляет собой такую форму отражения объективного мира, при которой процесс познания протекает через разрешения противоречий и опосредуется интеллектуальной активностью (М.В. Мусийчук). Юмор получил широкое применение в повседневной жизни. Чувство юмора входит в список черт самоактуализирующейся личности (Р.З. Киямова). В наши дни большой популярностью пользуются юмористические передачи, которые заряжают позитивным настроем, транслируют модели социального поведения, способствуют эмоциональной разрядке, как их участников, так и зрителей. Причем наибольший интерес зрителей обращен к юмористическим программам с элементами импровизации, участниками которых все чаще становятся не только профессиональные актеры, но и актеры-любители. В таких игровых юмористических передачах (например, «КВН», «Вечерний Ургант», «Импровизация» и др.) рождение новых идей, решение творческих задач у участников происходит экспромтом.

К неотъемлемым компонентам проявления творчества, в том числе, юмористического, можно отнести инсайт как внезапное нахождение решения творческой задачи. В последние годы значительно возрос интерес исследователей к изучению психологических и психофизиологических механизмов инсайта (Е.А. Валуева, Д.В. Ушаков; И.Ю. Владимиров, О.В. Павлищак; С.Ю. Коров-кин, О.С. Никифорова; N. Shemyakina и др.).

Степень разработанности проблемы. Современные психофизиологические исследования творческого процесса сконцентрированы преимущественно

на поиске мозговых коррелятов решения дивергентных задач, на изучении нейрофизиологических механизмов инсайта и его роли в творчестве, на изучении особенностей функциональной мозговой организации специалистов сферы искусства. Исследователями получены противоречивые результаты относительно роли разных отделов мозга в осуществлении творческого акта (Н.В. Вольф, И.В. Тарасова; Л.А. Дикая, И.С. Дикий; В.В. Карпова; А.А. Яшанина, О.М. Разумникова; R. Arden; A. Fink; M.G. Starchenko). При изучении феномена инсайта выделена предшествующая ему функциональная активность во фронтальных и темпоральных правополушарных областях коры мозга (М. Jung-Beeman, B.R. Sheth, S. Sandkuhler, J. Bhattacharya). Также исследователями обнаружены особенности мозговой организации музыкального, танцевального, образного творчества у специалистов сферы искусства (В.В. Карпова; Ж.В. Нагорнова, Н.В. Шемякина; А.Р. Родионов, М.Г. Старченко; И.А. Скиртач; A. Fink, B. Graif, A.C. Neubauer; C.J. Limb, A.R. Braun и др.). Эти специалисты характеризуются, как правило, высоким уровнем креативности как способности к порождению новых идей, к нахождению новых решений.

Психологическое сходство инсайта и юмора отмечается по ряду признаков: мгновенный характер понимания; сопровождение положительными эмоциями, связанными с пониманием задачи или шутки; внутренний конфликт – противоречие, по меньшей мере, двух когнитивных схем (реальная и невозможная, ожидаемая и неожиданная, вероятная и невероятная ситуация); нарушение запретов. Своим содержанием юмор связан с запретными темами и может приобрести характер нарушения запретов, их расшатывания. Для решения инсайтных задач характерен «выход за пределы», преодоление функциональной фиксированности (Р. Мартин). Качество созданного юмористического продукта можно легко оценить спонтанным смехом или высказанным суждением. Хотя смех и отражает субъективное состояние человека, его наличие или отсутствие легко фиксируются и может быть использованы для оценки юмористического продукта.

Если нейронные корреляты восприятия юмора на сегодняшний день в определенной степени изучены (V. Goel, R.J. Dolan, Y.C. Chan), то психофизиологические исследования создания юмористической творческой идеи носят единичный характер (O. Amir). Между тем, характер обсуждения проблематики сходства и различий психофизиологических коррелятов творчества и юмора в современных научных изданиях позволяет заключить о ней как о серьезном перспективном научном направлении.

Актуальность исследования вызвана противоречиями между высоким научным интересом к раскрытию психофизиологических коррелятов, мозговых механизмов создания новых идей и, в том числе, юмористических, с одной стороны, и недостаточным методическим уровнем организации таких психофизиологических исследований, недостаточным теоретическим обобщением полученных результатов, с другой; между декларированием учеными преимуществ выявления мозговых коррелятов творчества в разнообразных его проявлениях и реальной исследовательской практикой их изучения.

Цель исследования – изучение ЭЭГ-коррелятов решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей.

Объект исследования – профессиональные актеры и актеры-любители.

Предмет исследования – биоэлектрическая активность коры головного мозга при решении творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей, их психологические характеристики.

Гипотезы исследования.

  1. ЭЭГ-корреляты решения различного вида творческих задач у актеров профессионалов и любителей могут характеризоваться особой частотно-пространственной организацией биоэлектрической активности коры головного мозга и подразделяться на общие и специфичные.

  2. Общие ЭЭГ-корреляты могут быть представлены у актеров независимо от уровня профессионализма и отражать импровизационный характер их деятельности.

3. Специфичные ЭЭГ-корреляты решения творческих задач у актеров
профессионалов и любителей могут быть обусловлены видом творческого за
дания, способом нахождения решения и характером предъявления задания.

  1. На психофизиологическом уровне особенности функциональной мозговой организации решения юмористических творческих задач у актеров могут быть опосредованы вовлеченностью в этот процесс участков коры мозга, функционально связанных с эмоциональными переживаниями человека.

  2. На психологическом уровне взаимосвязь между уровнем креативности и чувством юмора у актеров может быть опосредована их эмоциональным интеллектом.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были выдвинуты теоретические, методические и эмпирические задачи.

Задачи исследования: Теорет ические

1. Проанализировать теоретическую базу психологических представле
ний о творчестве.

2. Провести теоретический анализ понятия инсайта в современной психо
логии и психофизиологии.

  1. Провести анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной исследованию креативности как способности к творчеству.

  2. Провести анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной изучению мозговых коррелятов творчества, юмора и инсайта как этапа творческого процесса.

Методические

  1. Подобрать пакет психодиагностических методик в соответствии с задачами эмпирического исследования.

  2. Разработать процедуру проведения эмпирического исследования ЭЭГ-коррелятов решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей.

7. Разработать сценарий проведения ЭЭГ-исследования.

Эмпирические

8. Исследовать психологические особенности профессиональных актеров
и актеров-любителей и взаимосвязи их психологических характеристик.

9. Изучить силу и характер распределения когерентных связей ЭЭГ у
профессиональных актеров и актеров-любителей при нахождении оригиналь
ных и юмористических решений творческих задач.

  1. Изучить силу и характер распределения когерентных связей ЭЭГ у профессиональных актеров и актеров-любителей при нахождении решений творческих задач инсайтным и не инсайтным способом.

  2. Изучить силу и характер распределения когерентных связей ЭЭГ у профессиональных актеров и актеров-любителей при нахождении оригинальных и юмористических решений вербальных и невербальных творческих задач.

  3. Провести сравнительный анализ силы и характера распределения когерентных связей ЭЭГ у профессиональных актеров и актеров-любителей при выполнении оригинальных и юмористических творческих заданий, при нахождении решения инсайтным и не инсайтным способом, при вербальном и невербальном характере предъявления задания.

Теоретико-методологическими предпосылками исследования выступили представления отечественных и зарубежных психологов о творчестве и креативности (Т.А. Барышева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев); представления о психологических особенностях личности специалистов сферы искусства (Л.И. Губарева, Т. Любарт, В.С. Собкин, М.Г. Старченко, А.В. Толшин, G.J. Feist); представления о мозговых коррелятах творчества (Н.П. Бехтерева, Н.В. Вольф, Л.А. Дикая, С.В. Медведев, Ж.В. Нагорнова, О.М. Разумникова, М.Г. Старченко, Н.В. Шемякина, M. Benedek, A. Fink, С. Martindale, A.C. Neubauer, Н. Petsche), о психологических и психофизиологических характеристиках юмора (Е.М. Иванова, Р. Мартин, М.В. Мусийчук, O. Amir, A. Bartolo, H.G. Belanger, I. Biederman, Y.C. Chan, V. Goel, J.E. Roeckelein, D. Shibata, B. Wild) и инсайта (Е.А. Валуева, И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин, В.Ф. Спиридонов, Д. В. Ушаков, Н.В. Шемякина, E.M. Bowden, J. Bhattacharya, M. Jung-Beeman, A. Dietrich); принципы функциональной мозговой организации психической деятельности человека (В.В. Бабенко, Т.А. Брагина, Н.Н. Доброхотова, П.Н. Ермаков, А.Р. Лурия, Е.И. Николаева).

Методы исследования и методики.

  1. Метод психологического тестирования (тест креативности Е.П. Торренса; опросник стилей юмора Р. Мартина; тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект»; Миннесотский многоаспектный личностный опросник; Личностный опросник Г. Айзенка EPQ).

  2. Метод электроэнцефалографии (ЭЭГ).

  3. Статистические методы обработки данных: корреляционный анализ по критерию Пирсона; сравнительный анализ с помощью t-критерия Стъюден-та; дисперсионный анализ ANOVA/MANOVA и сравнительный post-hoc-

анализ с помощью критерия Тьюки, Обработка осуществлялась при помощи пакета компьютерных программ STATISTICA 13.0.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались вариативностью исследовательских способов, согласованностью теоретических и практических исследований, объективностью применяемых психофизиологических методов, репрезентативным объемом выборки, применением методов статистической обработки данных.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна. Впервые определены психологические характеристики актеров профессионалов и любителей – участников юмористических программ, – профессиональная деятельность которых связана с юмористической импровизацией. Обоснована роль эмоционального интеллекта в опосредствовании взаимосвязи уровня креативности и проявления чувства юмора у них. Показано, что для актеров профессионалов характерна обращенность юмора на других, а для актеров-любителей – обращенность юмора на себя.

Впервые изучена функциональная организация коры мозга у актеров в процессе создания юмористических идей инсайтным и не инсайтным способом на примере решения творческих задач.

Выявлены общие и специфичные ЭЭГ корреляты создания оригинальных и юмористических идей у актеров профессионалов и любителей. Сходство этих психофизиологических коррелятов проявляется в выраженных внутри- и меж-полушарных когерентных связях в передних, префронтальных и в задних, ок-ципитальных отделах коры головного мозга и обусловлено психологическим механизмом инсайта, опосредствующим создание оригинальных и юмористических идей.

Исследована взаимосвязь мозговых коррелятов создания оригинальных и юмористических идей у актеров профессионалов и любителей со способом нахождения ими решения (инсайтный – не инсайтный) и характером предъявления задания (вербальное – невербальное).

Показано, что при инсайтном способе нахождения оригинального и юмо
ристического решения творческих задач у актеров-любителей выражены
функциональные связи, соединяющие передние области коры правого и
задние области коры левого полушария мозга, а у профессиональных актеров
выражены правополушарные функциональные связи в передних отделах коры
мозга.

Выявлены различия когерентности ЭЭГ у актеров в процессе решения творческих задач в зависимости от характера предъявления заданий (вербальное – невербальное). Эти различия наиболее выражены в альфа-диапазоне в затылочных и височных отделах коры каждого из мозговых полушарий.

При выполнении заданий на основе невербальной (образной) информации высокая интеграция затылочных, височных и ассоциативных зон коры объясняется активным зрительным поиском, работой с воображаемыми образами. При выполнении заданий на основе вербальной информации ослабление коге-

рентных связей в затылочных и височных зонах коры мозга отражает смещение фокуса внимания вовнутрь и торможение внешней информации.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие современных представлений о психологической и психофизиологической природе творчества, дополняют научные представления о его нейрофизиологических коррелятах. Полученные в исследовании результаты могут способствовать научному развитию психофизиологии, когнитивной психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования, сделанные выводы и разработанные рекомендации могут иметь широкое прикладное значение. Они могут быть применены в различных практических областях психологии и педагогики: при разработке новых методик и технологий профессионального обучения актеров и повышения профессионального мастерства участников юмористических программ, в развитии их творческого потенциала, в психотерапевтической практике, при подготовке программ оптимизации функционального состояния актеров юмористического жанра; при отборе творчески одаренных студентов для поступления в учебные заведения профильного образования, ориентированные на актерскую подготовку.

Положения, выносимые на защиту.

  1. ЭЭГ-корреляты решения творческих задач у актеров профессионалов и любителей характеризуются особой частотно-пространственной организацией биоэлектрической активности коры головного мозга и имеют схожие и отличительные характеристики, в соответствии с которыми дифференцируются на общие и специфичные.

  2. Общие ЭЭГ-корреляты проявляются в выраженных внутри- и межпо-лушарных когерентных связях в передних, преимущественно префронтальных, и в задних, преимущественно окципитальных, отделах коры головного мозга; они отражают импровизационный характер деятельности актеров и не зависят от их профессионализма.

3. Специфичные ЭЭГ-корреляты решения творческих задач у актеров
профессионалов и любителей обусловлены видом творческого задания (ориги
нальное – юмористическое), способом нахождения решения (инсайтный – не
инсайтный) и характером предъявления задания (вербальное – невербальное) и
проявляются преимущественно в силе длиннодистантных внутри- и межполу-
шарных когерентных связей между передними и задними отделами коры го
ловного мозга.

4. На психофизиологическом уровне сходство функциональной мозговой
организации инсайта и создания юмористических идей обусловлено вовлечен
ностью участков коры мозга, функционально связанных с эмоциональными пе
реживаниями человека, тогда как на психологическом уровне взаимосвязь меж
ду уровнем креативности и чувством юмора у актеров опосредована их эмоци
ональным интеллектом.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2015-2018) и были представлены на XVIII Всемирном конгрессе по психофизиологии (Гавана, Куба, 2016), XIX Всемирном конгрессе по психофизиологии (Лукка, Италия, 2018), Европейском психологическом конгрессе (Амстердам, Нидерланды, 2017), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2017» (Москва, 2017), Международной научной конференции «Ананьевские чтения – 2016, 2017 (Санкт-Петербург, 2016, 2017), VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» (Москва, 2017), V международной научной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества» (Ростов-на-Дону, 2016), XXIII съезде Физиологического общества имени И.П. Павлова (Воронеж, 2017), на научных конференциях сотрудников, аспирантов и студентов ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2015-2018).

Материалы диссертации используются в учебном процессе Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), Южно-Российского гуманитарного института (Ростов-на-Дону), Северо-Кавказского государственного института искусств (Нальчик), Детской академии творчества «Солнечный город» (Нальчик).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 19 работ общим авторским объёмом 4,65 п.л., в том числе 3 работы – в журналах, рекомендованных ВАК РФ; 3 работы – в журналах, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего изучения проблемы исследования; списка литературы, включающего 208 источников, из них – 73 на иностранных языках. Работа содержит 41 Рисунок, 1 Таблицу и 4 Приложения. Основной объем работы составляет 142 страницы.

Роль инсайта в творческой деятельности. Понятие инсайта. Психологические модели инсайта. Мозговые корреляты творчества и инсайта

Понятие инсайта одно из основных в психологии творчества. Инсайт (insight, с англ., буквально означает взгляд внутрь) – это мгновенное понимание решения творческой задачи, другими словами озарение, догадка. Данный феномен, возникающий после долгих не приносящих результата поисков решения, связан с переживанием ярких специфичных эмоций (бурная радость, «чувство абсолютной уверенности» в верности решения появляющееся еще до его проверки).

На протяжении последних десятилетий в когнитивной психологии понятие инсайта занимает очень важное место. Несмотря на относительную новизну исследуемого феномена, в современной психологии сформировалось довольно четкое определение понятия инсайт (от англ. insight). В Кратком психологическом словаре Л.А. Карпенко, А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дается такое толкование:

«Инсайт – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы» [Краткий психологический словарь, 1998].

Ученые используют это понятие для описания определенного типа нахождения решений через озарение. В случае инсайтного решения человек испытывает озарение, которое можно отнести к категории воспоминаний, но отличается оно тем, что ему присущи разные качественные характеристики ощущений (модальности). Многие эпизоды из жизни творческих людей доказывают, что их величайшие творения были созданы под влиянием чувственных впечатлений, которые они описывали как озарение. Так, например, падение яблока натолкнуло Ньютона на мысль о всемирном тяготении. Легендарное восклицание Архимеда, «Эврика!», ни что иное как проявление инсайта в чистом виде. Вдохновение посетило Моцарта при виде апельсина, который напомнил ему о народной неаполитанской песенке, что побудило его тотчас же написать одну из частей оперы «Дон Жуан». Всего лишь взглянув на обычного носильщика, Леонардо да Винчи создал своего Иуду.

Сам термин «инсайт» был впервые введен одним из основателей геш-тальт-психологии В. Кёлером, и в дальнейшем использовался Карлом Дунке-ром и Максом Вертгеймером для описания способа человеческого мышления, при котором решение достигается не в результате детального анализа, а бессознательно и интуитивно.

В. Кёлер проводил опыты на человекообразных обезьянах, суть которых заключалась в том, что обезьяне предлагали задачи, которые она могла решить лишь с помощью дополнительных средств. В результате этих экспериментов было установлено, что обезьяны переставали предпринимать активные действия для решения задачи после нескольких безрезультатных попыток. Они начинали просто разглядывать окружающие их предметы, после такой смены деятельности он достаточно быстро находили верный путь решения проблемы. Данные опыты позволили обозначить инсайт как ключевую единицу решения проблем, в том числе и творческих [Кёлер, 1930].

Признаки инсайта, описаные S. Sandkhler, J. Bhattacharya [2008]:

1). Умственный тупик (человек не видит дальнейшего пути решения проблемы). Данное состояние либо заставляет прилагать к решению проблемы большие усилия, либо на время подавляет поиск необходимой информации.

2). Реструктурирование (преодоление умственного тупика). Одни исследователи полагают, что процесс реструктурирования сознательный и контролируется вниманием [Kaplan C.A., Simon H.A.,1990]. Другие полагают что это процесс подсознательной неконтролируемой рекомбинации важных фрагментов информации из долговременной памяти [Ash I.K., Wiley J., 2006].

3). Более глубокое понимание. Для инсайта характерно более глубокое, адекватного понимания задачи и ее решения. Инсайт должен приводить к верному решению интуитивно [Kounios J., Beeman M., 2014].

4). Внезапность. Инсайтное решение всегда приходит неожиданно и как будто случайно.

Некоторые авторы считают, что решения задач путем инсайта и без него отличаются только силой испытываемых эмоций и имеют одни и те же когнитивные и нейрофизиологические механизмы [Дикая Л.А., Дикий И.С., 2015; Дункер К., 1981].

Хотя многие когнитивные процессы схожи при разных способах решения задач, инсайтный все же отличается от неинсайтного наличием субъективного «ага» переживания, следующего за решением. Инсайтные задачи обрабатываются неосознанно, и вероятно, имеют особые механизмы решения [Metcalfe J., 1986].

Первую научную теорию инсайта выдвинул А. Пуанкаре [Пуанкаре А., 1981, с. 361]. Основываясь на своем интроспективном опыте, он высказал утверждение о том, что инсайт – это «результатом длительной неосознанной работы» [по Korovkin S.Y., Nikiforova O.S., 2015]. И по сей день это утверждение дискутируется в научных психологических кругах. В его теории можно выделить некоторые положения гештальтистской модели инсайта. А. Пуанкаре называя чувство, возникающее при появлении идеи и определение ее как истинной употребляет выражение «хорошо упорядоченное целое», что по сути есть определение гештальта.

Считается, что первые теории инсайта в гештальтпсихологии изложены в трудах В. Келера и К. Дункера [Дункер К., 1981; Келер В., 1930]. С позиции гештальтистов инсайтное мышление связано с изменением взгляда на проблему, ее переструктурированием. Репрезентация целостна и значение элементов становится понятным только внутри организации целого. Инсайт возможен благодаря переструктурированию поля. В. Келлер [1930] полагал, что при ин-сайте происходит целостное изменение всей ситуации, вследствие чего человеком более осознается результат творческого процесса, чем сам процесс [Рубинштейн С.Л., 2012].

В концепции Я. А. Пономарева инсайт, связывается с перестройкой всей деятельности человека путем перехода обнаруженного принципа решения с уровня интуиции на уровень логики. Интуитивное мышление, понимается автором как неосознаваемое, но не сводимое при этом к хаотическому комбинированию [Пономарев Я.А., 1976]. Решение находится бессознательно, человек не может сказать, благодаря чему именно произошло озарение, какая работа было проделана. Я. А. Пономарев полагал, что в регуляции работы интуиции велика роль эмоций. Сильная положительно окрашенная эмоция сопровождающая озарение и даже его предчувствие, предвкушение известна как Ага-переживание.

В описанных выше теориях инсайт характеризуется как скачкообразное приближение к нахождению решения.

Однако, некоторые исследователи придерживаются мнения о том, что нахождение решения происходит не сразу, а формируется постепенно. Еще до ин-сайта у человека появляется его предчувствие. Скачкообразный характер решения субъективен и специальные исследовательские техники показывают, что решение созревает постепенно. Например, при регистрации движений глаз, установлено, что еще до озарения, до возникновения инсайта глазные движения могут быть сосредоточены на элементах, связанных с решением. Эти элементы выступают в качестве прайминга, ускоряющего инсайт [Ellis et al., 2011].

Существует понятие немгновенного инсайта, введенное А. В. Брушлин-ским; по его мнению, он «…представляет собой последовательные шаги к переструктурированию и схож по признакам с мгновенным» [Брушлинский, 1979, с. 127]. Ученый не полагает, что в инсайте задействованы как сознательные, так бессознательные механизмы [Брушлинский А.В., 1979].

Для описания механизмов инсайтного решение творческих задач Е.А. Валуева и Д.В. Ушаков [2015] описывают три следующие независимые друг от друга модели:

– парадигма активации (J.A. Anderson, E.M. Bowden, J.J. Elliset);

– модель формирование гештальтистских сил поля (Г. Хакен);

– сигнальная модель инсайта [Валуева Е. А., Ушаков Д. В., 2015].

Согласно активационной парадигме, важная роль принадлежит процессам бессознательной переработки информации, среди которых можно выделить распространение активации по семантической сети, соединяющей элементы информации, хранящейся в долговременной памяти. Это распространение активации не подвержено сознательному контролю, и случайно, неожиданно для самого человека в определенный момент результат такого перекомбинирования следов памяти осознается в виде найденной идеи [Белова С.С., 2009].

Согласно модели формирования силы поля, анализ задачипредставляет собой систему, состоящую из стремящиеся к объединению элементов. Сложившиеся конфигурации этих элементов снижают потенциальную энергию системы; напряжение спадает и возникают положительные эмоции.

Согласно сигнальной модели, основная роль инсайта состоит в передаче на уровень сознания информации о возможном нахождении решения задачи [Валуева Е.А., Ушаков Д.В., 2015].

Результаты сравнительного анализа психологических характеристик профессиональных актеров и актеров-любителей

В данном параграфе представлены результаты психологического тестирования принявших участие в исследовании актеров, проведенного с помощью теста креативности Е. Торренса, опросника стилей юмора Р. Мартина, теста эмоционального интеллекта Мейера-Сэловея-Карузо, Миннесотского многоаспектного личностного опросника, Личностного опросника Г. Айзенка EPQ.

По каждому тесту подсчитывались средние значения показателей для представителей каждой из двух групп участников исследования – профессиональных актеров и актеров-любителей. С помощью t-критерия Стьюдента выполнен сравнительный анализ полученных в результате психологического тестирования показателей профессиональных актеров и актеров-любителей. Проведен корреляционный анализ показателей психологического тестирования для всей выборки актеров, а также отдельно для профессиональных актеров и актеров-любителей по критерию Пирсона.

В результате предварительной проверки распределения полученных результатов психологического тестирования участников исследования по критерию Колмогорова-Смирнова сделано заключение об их соответствии нормальному распределению. Это позволило применить параметрические критерии для статистической обработки полученных результатов психологического тестирования актеров.

В результате сравнительного анализа показателей креативности профессиональных актеров и актеров-любителей, выполненного с помощью t критерия Стьюдента, выявлены достоверные различия по шкале беглости и Т-шкале, которая является результатом сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности и разработанности), (р0,05) [Рисунок 2].

Исходя из полученных результатов, можно заключит, что уровень креативности (интегральный показатель) и беглости у актеров-любителей достоверно выше, чем у профессиональных актеров (p0,05). Уровень профессионализма имеет выраженное обратное влияние на уровень креативности актеров. Вероятно, эта связь определяется требованиями быстрого нахождения ответа, импровизации, предъявляемыми актерам-любителям. Тогда как профессиональные актеры в наиболее часто выступают с заранее выученным текстом, с «домашними заготовками». Нахождение решения экспромтом не является типичной характеристикой их профессиональной деятельности. Способность продуцировать большое количество идей, по всей видимости определяет достоверно более высокий уровень креативности у актеров-любителей по сравнению с профессиональными актерами.

Достоверные различия между профессиональными актерами и любителями выявлены по факторам нейротизма и психотизма (p0,05) [Рисунок 3].

Основываясь на полученных результатах можно предположить, что нейротизм в некоторой мере связан с креативностью. Однако, стоит заметить, что высокий нейротизм на фоне хронического нервного напряжения будет способствовать развитию психического или соматического патологического состояния, а не повышению творческой продуктивности. Вероятно, для продуктивной творческой активности необходим уровень нейротизма несколько выше средних значений. Высокий уровень психотизма также, вероятно, имеет влияние на уровень креативности. Вероятно, эта связь определяется сходными особенностями селекции информации. Более выраженные, чем у профессиональных актеров креативность и психотизм у актеров-любителей характеризуются ослаблением процессов торможения иррелевантной информации, что повышает вероятность возникновения отдаленных ассоциаций и позволяет им находить новые оригинальные идеи. Способность продуцировать большое количество идей, по всей видимости, определяет связь креативности и психотизма у актеров-любителей.

Значимых различий в показателях эмоционального интеллекта между профессиональными актерами и актерами-любителями не обнаружено, за ис ключением шкалы «идентификация эмоций» (p0,05), показатели которой достоверно выше у профессиональных актеров. Показатели шкалы «использование эмоций в решении проблем» на около значимом уровне выше у актеров-любителей по сравнению с профессиональными актерами [Рисунок 4].

Условные обозначения: достоверные различия по соответствующим показателям между профессиональными актерами и любителями

Так как исследователями признано положительное влияние эмоций на творческую активность, можно предположить, что для принявших участие в нашем исследовании актеров-любителей - участников юмористичнских программ - способность использовать эмоции для решения творческих задач будет одним из факторов, связывающих творчество и юмор.

Также выявлены достоверные различия личностных особенностей и возможных психопатологических расстройств у актеров с разным профессиональным уровнем. Так, средние значения по шкалам истерии и психопатии достоверно выше у актеров-любителей (p0,05) [Рисунок 5].

Условные обозначения: достоверные различия по соответствующим показателям между профессиональными актерами и любителями.

Обозначения шкал: Ипохондрия (Нs), депрессия (D), истерия (Ну), психопатия (Рd), паранойяльность (Ра), психастения (Рt), шизоидность (Se), гипомания (Ма).

По результатам сравнения средних значения по методике диагностики стилей юмора, можно отметить, что все стили юмора используются актерами обеих групп практически в равной мере с некоторым преобладанием самоподдерживающего стиля юмора в обеих группах актеров [Рисунок 6].

Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения творческих задач у актеров на примере невербально предъявляемых заданий

Для выявления ЭЭГ-коррелятов решения творческих различных видов мы изучили силу и характер распределения когерентных связей ЭЭГ у всех принявших участие в исследовании актеров, независимо от уровня их профессиональной подготовки, во время нахождения оригинального и юмористического (смешного) решения относительно того, что может быть изображено на рисунке-друдле. В зависимости от способа нахождения решения (инсайт-ный/неинсайтный) каждого из этих двух заданий были выделены четыре функциональные пробы:

1) нахождение оригинального решения путем инсайта;

2) нахождение оригинального решения неинсайтным путем; 3) нахождение юмористического решения путем инсайта и 4) нахождение юмористического решения неинсайтным путем.

Для каждой функциональной пробы в каждом частотном диапазоне выявлены выраженные когерентные связи (КК 0,6) и проведен сравнительный анализ их силы – при нахождении участниками исследования оригинального решения путем инсайта и неинсайтным путем, при нахождении юмористического решения путем инсайта и неинсайтным путем, а также при нахождении путем инсайта оригинального и юмористического решения невербально предъявленных заданий (друдлов).

Выявлено, что в четырех функциональных пробах по показателю КК в каждом частотном диапазоне из шестидесяти видов анализируемых нами когерентных связей выражены следующие их виды: 1) RA – когерентные связи в правополушарных передних отделах коры; 2) LP – когерентные связи в лево-полушарных задних отделах коры; 3) RP – когерентные связи в правополу-шарных задних отделах коры; 4) LAF – левополушарные префронтальные когерентные связи; 5) RAF – правополушарные префронтальные когерентные связи; 6) MAF – межполушарные префронтальные связи; 7) LF – левополушар-ные фронтальные когерентные связи; 8) LPO – левополушарные окципиталь-ные когерентные связи; 9) RPO – правополушарные окципитальные когерентные связи; 10) MPO – межполушарные окципитальные когерентные связи.

Дальнейший сравнительный анализ между разными функциональными пробами проводился для вышеперечисленных видов когерентных связей.

Наибольшее количество выраженных когерентных связей в тета-диапазоне выявлено при поиске юмористического названия рисунков-друдлов, причем достоверно более сильные когерентные связи обнаружены при нахождении юмористического решения неинсайтным способом в сравнении с ин-сайтным (р0,05). Значимые различия в показателях коэффициента когерентности, характеризующего силу когерентных связей, выявлены для правополу-шарных передних связей, особенно связей в правых префронтальных отделах коры, а также для префронтальных связей в коре левого полушария межполу-шарных связей (p 0,05) [Рисунок 13].

Обращает на себя внимание тот факт, что при создании юмористического названия друдлов задние право- и левополушарные когерентные связи выражены сильнее при неинсайтном способе решения, в отличие от инсайтного, однако эти различия не достоверны, а имеют характер тенденции. Внутри- и межпо-лушарные окципитальные когерентные связи более выражены при инсайтном решении. Следовательно, окципитальные когерентные связи наиболее функционально вовлечены в инсайтный способ нахождения решения.

Также достоверно более сильные правополушарные когерентные связи выявлены при нахождении оригинального решения неинсайтным путем, в отличие от инсайтного (р0,05) [Рисунок 13]. Вероятно, именно этот вид когерентных связей в тета-диапазоне функционально обеспечивает нахождение нового, отсутствующего в прошлом опыте, как оригинального, так и юмористического решения.

В результате сравнения силы когерентных связей в тета-диапазоне при нахождении решения путем инсайта можно заключить о вовлечении преимущественно передних, прежде всего префронтальных, областей коры каждого из полушарий мозга в нахождение оригинального решения, и затылочных в нахождение юмористического [Рисунок 13].

В альфа-диапазоне при выполнении каждой из предложенных функциональных проб оказались выраженными когерентные связи, относящиеся к виду левополушарных и правополушарных в задних, особенно в окципитальных отделах коры; также относящиеся к виду межполушарных окципитальных связей и к виду правополушарных префронтальных когерентных связей (КК 0,6). Последние при этом оказались достоверно сильнее (по КК) при нахождения как оригинального, так и юмористического решений творческих задач неинсайтным способом (p 0,05) [Рисунок 14].

В альфа-диапазоне при нахождении решения путем инсайта все выраженные когерентные связи выражены сильнее в случае поиска оригинального названия друдла в отличие от юмористического, за исключением правополушарных окципитальных когерентных связей, однако эти различия не достоверны. Вероятно, правополушарные окципитальные когерентные связи наиболее функционально вовлечены в инсайтный способ нахождения юмористического решения.

В бета-диапазоне выраженными оказались связи в передних и в затылочных отделах коры каждого из полушарий мозга, при этом правополушарные префронтальные когерентные связи выражены сильнее при неинсайтном способе нахождения решения творческой задачи, а в случае нахождения юмористического решения эти различия достоверны (p0,05) [Рисунок 15].

При сравнении инсайтного способа решения левополушарные задние, прежде всего окципитальные, когерентные связи показали более высокий коэффициент когерентности при оригинальном решении, а правополушарные задние - при юмористическом.

В гамма-частотном диапазоне выраженными оказались задние, в наибольшей степени окципитальные, двусторонние когерентные связи. Помимо этого, более сильные правополушарные префронтальные когерентные связи отличают неинсайтный способ нахождения решения от инсайтного, причем в случае нахождения юмористического решения эти различия достоверны (p 0,05) [Рисунок 16].

Сильные левополушарные окципитальные когерентные связи у актеров достоверно отличают инсайтный способ нахождения оригинального решения от неинсайтного (р 0,05) [Рисунок 16].

Обращает на себя внимание тот факт, что при инсайтном способе нахождения решения когерентные связи в левополушарных задних отделах, особенно в окципитальных, областях коры мозга выражены сильнее при нахождении юмористического решения по сравнению с оригинальным. Относительно правого полушария следует отметить, что в случае оригинального решения когерентные связи более выражены в его задних отделах, тогда как когерентные связи конкретно в его затылочной области более выражены при нахождении юмористического решения. Эти различия, вероятно, связаны с тем, что именно затылочные области каждого полушария функционально обеспечивают создание юмористических (смешных) идей, тогда как нахождение оригинального решения функционально связано с правополушарными участками коры задних отделов головного мозга.

Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения юмористических творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей

Ниже приведены результаты сравнительного и дисперсионного анализа значений когерентности ЭЭГ у профессиональных актеров и актеров-любителей в процессе формирования юмористического стихотворения инсайт-ным и неинсайтным способом.

В процессе формирования юмористического стихотворения инсайтным путем в тета-диапазоне выраженными оказались следующие виды когерентных связей (КК0,6): когерентные связи, относящиеся к виду левополушарных задних, когерентные связи, относящиеся к виду правополушарных задних, (внутриполушарные); когерентные связи, относящиеся к виду префронтальных в правом полушарии мозга; когерентные связи, относящиеся к виду окципи-тальных межполушарных и к виду окципитальных внутриполушарных (в затылочных отделах коры левого и правого полушарий). Различия в силе этих когерентных связей между профессиональными актерами и актерами-любителями с достоверным уровнем значимости обнаружены в левом полушарии в задних областях коры, в правом полушарии в задних областях коры, а также в правом полушарии в префронтальных областях коры (р0,05). При создании юмористического стихотворения инсайтным путем у профессиональных актеров более интегрированы задние области правого и левого полушарий, а у актеров-любителей – префронтальные области коры правого полушария головного мозга [Рисунок 32].

Для процесса создания юмористического стихотворения актерами неин-сайтным способом выявлена следующая функциональная организация коры мозга у них в тета-диапазоне (по показателю значений КК): высокосогласованная работа участков коры мозга в задних отделах левого полушария, высокосогласованная работа участков коры мозга в задних отделах правого полушария, высокосогласованная работа участков коры мозга в префронтальных отделах правого полушария, а также высокосогласованная работа участков коры мозга в окципитальных отделах правого и окципитальных отделах левогопо-лушарий и высокосогласованная работа участков коры мозга в межполушарных окципитальных отделах.

Различия в силе когерентных связей между профессиональными актерами и любителями с достоверным уровнем значимости обнаружены в задних отделах коры левого полушария и в передних отделах коры правого (р0,05). При сочинении юмористического стихотворения неинсайтным путем у профессиональных актеров более интегрирована префронтальная область коры правого полушария, а у любителей – задние области коры левого полушария мозга [Рисунок 33].

Результаты сравнительного анализ дают возможность говорить о том, что в тета-диапазоне в решение юмористических поэтических творческих задач инсайтной стратегией у актеров-любителей функционально вовлечены передние области коры правого полушария. Эти же области функционально вовлечены в решение юмористических поэтических творческих задач неинсайтной стратегией у профессиональных актеров.

В альфа1-диапазоне выявлены следующие выраженные когерентные связи в коре головного мозга при формировании юмористического стихотворения инсайтным путем: внутриполушарные функциональные связи, расположенные в задних отделах коры левого и правого полушарий, функциональные связи, относящиеся к виду правополушарных префронтальных, внутриполу-шарные окципитальные функциональные связи в левом и правом полушариях, межполушарные функциональные связи между префронтальными отделами коры правого и задними отделами левого полушария, т.е. расположенные в структурах «оси творчества» (КК0,6). Различия в значении коэффициента когерентности между профессиональными актерами и любителями с достоверным уровнем значимости обнаружены в связях между префронтальными отделами коры правого и задними отделами коры левого полушария (коэффициент когерентности выше у профессиональных актеров) (р0,05) [Рисунок 34].

В альфа1-диапазоне выявлены следующие выраженные когерентные связи в коре головного мозга при формировании юмористического стихотворения неинсайтным способом (КК0,6): функциональные внутриполушарные связи в задних областях коры левого и правого полушарий; функциональные связи, относящиеся к виду правополушарных префронтальных, внутриполушарные и межполушарные функциональные связи в окципитальных областях коры левого и правого полушарий, внутриполушарные функциональные связи в темпоральных областях коры в правом полушарии. Достоверные различия в значении коэффициента когерентности между профессиональными актерами и любителями обнаружены в связях в префронтальной и височной областях коры правого полушария (коэффициент когерентности выше у профессиональных актеров) (р0,05).

Анализируя представленные выше результаты, можно утверждать, что в альфа1-диапазоне у профессиональных актеров при создании юмористической фразы инсайтной стратегией сила когерентных связей выше в префронтальных отделах коры правого и задних отделах коры левого полушария, что полностью соответствует «оси творчества». При неинсайтной стратегии формирования юмористического поэтического творчества сильные когерентные связи были обнаружены только в правом полушарии в префронтальных и височных областях [Рисунок 35].

В альфа2-диапазоне при формировании юмористического стихотворения инсайтной стратегией выражены следующие когерентные связи (КК0,6): это функциональные, обеспечивающие высокосогласованную работу участков задней коры (posterior cortex) в левом и правом полушариях мозга; участков префронтальной коры (pF cortex) правополушарно; участков затылочной (ок-ципитальной) коры левого и правого полушарий, участков центральной (медиальной) коры в правого полушария. Достоверные различия между данными профессиональных актеров и актеров-любителей обнаружены в центральных отделах коры правого полушария (коэффициент когерентности выше у профессиональных актеров ) (р0,05) [Рисунок 36].

В альфа2-диапазоне при формировании юмористического стихотворения неинсайтной стратегией у актеров выражены следующие когерентные связи (КК0,6): внутриполушарные связи в задних отделах коры левого и правого полушарий, внутриполушарные связи в затылочных отделах коры левого и правого полушарий, внутриполушарные связи в височных отделах коры правого полушария. Достоверные различия между данными профессиональных актеров и актеров-любителей обнаружены в когерентных связях в височных отделах коры правого полушария (коэффициент когерентности выше у профессиональных актеров ) (р0,05) [Рисунок 37].

В соответствии с результатами исследования в альфа2-диапазоне можно констатировать, что решение юмористической поэтической творческой задачи инсайтной и неинсайтной стратегией у профессиональных актеров функционально связано с височными и затылочными областями коры правого полушария.

В процессе формирования юмористического стихотворения инсайтным путем в бета-диапазоне были выражены следующие когерентные связи в коре головного мозга у актеров: когерентные связи в правополушарных задних отделах коры, внутриполушарные связи в затылочных отделах коры левого и правого полушарий. Достоверных различий между данными профессиональных актеров и актеров-любителей не обнаружено [Рисунок 38].

В процессе формирования юмористического стихотворения неинсайтным путем в бета-диапазоне в коре головного мозга у актеров выражены следующие когерентные связи (КК0,6): функциональные связи в задней коре(posterior cortex) правополушарно, функциональные связи в затылочной (ок ципитальной) коре внутриполушарно – в левом и правом полушариях. Достоверных различий между данными профессиональных актеров и актеров любителей не обнаружено [Рисунок 39].

В процессе формирования юмористического стихотворения инсайтным путем в гамма-диапазоне в коре головного мозга у актеров выражены внут-риполушарные когерентные связи в затылочных отделах коры левого и правого полушарий (КК0,6). Достоверных различий между данными профессиональных актеров и актеров-любителей не обнаружено [Рисунок 40].

В процессе формирования юмористического стихотворения неинсайтным путем в гамма-диапазоне в коре головного мозга у актеров наиболее высоко согласованы в совместной работе участки задней коры (posterior cortex) пра вополушарно и участки окципитальной (затылочной) коры левого и правого полушарий. Достоверных различий между данными профессиональных актеров и актеров-любителей не обнаружено [Рисунок 41].