Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Джандосов Руслан Камильевич

Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе
<
Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джандосов Руслан Камильевич. Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 Москва, 2007 200 с. РГБ ОД, 61:07-19/345

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие эстетической компетентности профессионала как психолого-акмеологичесая проблема 15

1.1 Генезис психолого-педагогического знания об эстетическом образовании 15

1.2 .Структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов 42

1.3. Акмеологическая модель развития эстетической компетентности студентов 98

Выводы по I главе 114

Глава 2. Экспериментальное исследование акмеологических особенностей развития эстетической компетентности студентов гуманитарного вуза 116

2.1. Подход и методика экспериментального исследования 116

2.2. Исследование динамики развития эстетической компетентности студентов 130

2.3. Акмеологические условия продуктивного развития эстетической компетентности студентов 159

Выводы по II главе 173

Заключение 175

Литература 179

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена причинами теоретико-методологического и практического характера. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного мира. Модернизация содержания образования, оптимизация способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели и результатов образования направлено на решение данной проблемы. Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию поможет пересмотреть традиционные когнитивные ориентации высшего образования и привести к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. При этом итогом деятельности образовательного учреждения становятся так называемые компетентности, отражающие результаты обучения, систему ценностей, побудительные силы к тому или иному виду деятельности, общению, поведению, морально-нравственные нормы, социально-культурные обретения и взаимодействие с окружающей средой. Особенно это относится к подготовке будущих педагогов, которые наряду со знанием своего предмета, должны иметь и общекультурную подготовку. Особое место в этом процессе занимает эстетическое образование, которому в последнее время мало уделяется внимания.

Важно учитывать также особенности современного развития общества, когда появляются новые виды искусств, в практику входят масс-медиа, усиливается влияние поп-культуры и т.д. В таких условиях требуют усиления эстетического образования, изменения форм акмеологических, педагогических и психологических методик, а также самого его содержания. Особая роль здесь отводится социальным педагогам.

Результаты анализа позволяют выявить имеющие место противоречия:

- между декларируемым социальным заказом на компетентного разносторонне образованного, высококультурного специалиста и невостребованностью гуманистической составляющей образовательного процесса;

между стремлением студента к творческому самовыражению, к приобщению к эстетическим ценностям и неразвитой способностью воспринимать и переживать эстетические ценности, недостатком соответствующих умений, которые сочетаются с завышенной самооценкой собственных знаний у студентов;

между необходимостью углубления эстетической подготовки будущих социальных педагогов, формированием у них эстетической компетентности и недостаточной разработанностью акмеологических условий и технологий её формирования.

С учетом этих и других противоречий можно обоснованно утверждать об актуальности их решения.

Особенности современной социальной практики позволяют сделать вывод, что реформирование образовательной системы России требует от высшей школы сегодня совершенствование подготовки специалиста компетентного не только в профессиональном плане, но и в эстетическом отношении. Решить данную проблему невозможно без обращения к идеям акмеоло-гического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве (О.А.Анисимов, А.А.Бодалев, А.А. Деркач, Ю.В.Синягин, Л.А.Степнова и др.). Поэтому обращение к теме исследования «Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе» является особенно актуальным.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. В настоящее время в отечественной акмеологической, психолого-педагогической литературе недостаточно рассмотрены идеи изучения различных сторон эстетической компетентности, прежде всего специалистов гуманитарного профиля. Поэтому остро назрела необходимость реализации новых целей подготовки социальных педагогов, эффективного использования технологий развития эстетической компетентности, акмеологических ус-

ловий, объективных измерителей и методов оценивания её сформированно-сти.

Различные аспекты профессиональной компетентности представляют сферу научных интересов многих специалистов: И.Р. Алтуниной, В.В. Богданова, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, Л.Г. Лаптева, А.К. Марковой, В.Г. Михайловского, А.В. Моложавенко, Ю.В. Мрякиной, М.А. Петухова, Е.В. Прозоровой, И.И. Серегиной и др.

Наибольшей разработанностью проблем компетентностей выделяются исследования зарубежных авторов (Дж. Равен, Дж. Кулман, Р. Коллинз, Е. Де Боно, В. Хутмахер).

Анализ подходов к модернизации современной системы высшего про-фесионального образования (А.А.Вербицкий, Б.С.Гершунский, И.А.Зимняя, О.В.Мрскаленко, В.А.Сластенина, Ю.Г.Татур, и др.) показывает, что процесс профессионального становления личности должен рассматриваться как целостный процесс общекультурного и профессионального развития специалиста при доминирующей роли творчества. Кроме того, в настоящее время наиболее востребована «компетентностная» парадигма образования.

В отечественной системе современного высшего профессионального образования уточняются социокультурные, акмеологические и психолого-педагогические условия формирования профессиональной, социальной и коммуникативной компетентности на основе применения инновационных образовательных технологий (В.П. Беспалько, Е.Н. Богданов, Н.А. Исаева, В.В. Петрусинский, С.Д. Поляков). Различные аспекты гуманитаризации образования нашли отражение в публикациях А.А. Бодалева, Л.Д. Назаренко, Н.Н. Никитиной, Е.Н. Шиянова и др.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания (Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, В.Т.Лисовский, В.А. Разумный), но при этом в меньшей степени изучены вопросы эстетического

образования, тем более формирование эстетической компетентности студентов, готовящихся стать социальными педагогами.

В современной социальной жизни происходит утрата и деформация духовных ценностей, что порождает серьезные нравственные, социально-психологические и эстетические проблемы. Девальвация ценностей духовной культуры, практически ведет к полной подмене их ценностями культуры материальной. Налицо искажение исторически сложившейся иерархии этических и эстетических ценностей, отказ от идеи объективных стандартов качества, фальсификация универсальных духовных ценностей истины, добра, красоты.

Данная ситуация приводит к возрастанию значимости преподавания и усвоения гуманитарных дисциплин в вузе. Важность подобных предметов обуславливается также потребностью современного общества повышенного риска в ответственных специалистах. Существует прямая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом. Кризис духовной культуры, ведущей к эмоциональной бедности её носителей, влечет за собой этическую неразвитость людей.

В целом практическая важность повышения эстетической компетентности профессионала, прежде всего социального педагога, а также недостаточная научная разработанность проблемы по ее развитию в вузе указывает на актуальность темы исследования.

Цель исследования - изучение акмеологических характеристик эстетической компетентности социальных педагогов и определение психолого-педагогических условий ее развития у студентов в вузе.

Объект исследования - процесс личностно-профессионального развития социальных педагогов в вузе.

Предмет исследования - акмеологические условия продуктивного развития эстетической компетентности студентов гуманитарного вуза.

Гипотеза исследования: развития эстетической компетентности будущих социальных педагогов будет продуктивным, если: определено место эстетической компетентности в системе личностно-профессионального развития, как результат эстетического воспитания, эстетического обучения и эстетического саморазвития; раскрыта сущность и структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов и выявлены особенности её развития в вузе; научно обоснована акмеологическая модель формирования эстетической компетентности у студентов в вузе; разработаны критерии, показатели и уровни сформированности эстетической компетентности студентов и созданы условия для ее развития в вузе.

В соответствии с целью исследования, выдвинутой гипотезой и в рамках выделенных объекта и предмета решались задачи:

  1. Исследование сущности эстетической компетентности социального педагога, выявление ее структурно-функциональных характеристик и акмео-логических предпосылок для развития в вузе.

  2. Обоснование и системное описание акмеологической модели, алгоритма и технологии развития эстетической компетентности студентов гуманитарного вуза.

  3. Разработка критериев, показателей и уровней продуктивности развития эстетической компетентности студентов в вузе.

  4. Выявить и обосновать акмеологические условия, способствующие формированию эстетической компетентности студентов в контексте перспектив модернизации системы высшего образования, определить динамику, аргументировать показатели и критерии, эмпирически определить уровни сформированности эстетической компетентности студентов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фи-лософско-эстетические и культурологические положения о культуре, эстетическом образовании, искусстве, духовности (М.М.Бахтин, Ю.Б.Борев, В.В.Бычков, А.Ф.Еремеев, А.Я.Зись, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Л.Н.Коган,

О.А.Кривцун, В.А.Разумный, Л..Н.Столович, В.П.Шестаков и др.); общие и специальные методологические принципы акмеологического исследования (Е.Н. Богданов, А. А. Бодал ев, А. А. Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.И. Калаков, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, А.К. Маркова, В.Г. Михайловский, и другие); концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе образования профессионально и социально компетентных специалистов (А.А. Бодал ев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, И.А.Зимняя. В.П.Зинченко, Н.И.Калаков. Е.А.Климов, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, В.А.Сластёнин, Ю.Г.Татур, Е.Н.Шиянов, И.В. Юстус и др.) современная теория обучения (Д.Б.Богоявленская, А.Бине, Л.С.Выготский, А.А.Деркач, В.Н.Дружинин, В.И.Загвязинский, Н.И.Калаков, Н.Д.Никандров, Н.Н.Никитина, М.А.Петухов, И.П.Подласый, С.Д.Поляков, Я.А.Пономарев, А.З.Рахимов, Н.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, И.С.Якиманская и др.), положение о ведущей роли деятельности в развитии личности (А.А.Вербицкий, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др..), психолого-педагогические учения о влиянии искусства на личность, развитие творчества и творческих способностей (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, П.Торренс и др.), о профессиональном педагогическом образовании, содержании образования (В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, Н.Д.Никандров, А.М.Новиков, К.Д.Ушинский, и др.), об эстетической и художественно-творческой подготовке студентов (А.А.Мелик-Пашаев, Н.И.Киященко, Б.М. Неменский, М.Ф.Овсянников, Б.П.Юсов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования:

теоретический анализ философской, эстетической, педагогической, психологической, акмеологической, искусствоведческой, методической, социологической литературы;

эмпирические методы: диагностические (беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, методы самооценок и экспертных оценок,

парное сравнение, ранжирование, контент-анализ студенческих работ), обсервационные (различные методы наблюдений). Педагогический эксперимент;

- статистические методы измерения и обработки экспериментальных данных, системный и качественный анализ, графическая интерпретация; ранжирование; метод углового преобразования Фишера (ф*- критерий), критерий тенденций Джонкира, кластерный анализ, описание и вербальная фиксация исследовательского материала и полученных результатов;

Эмпирическая база исследования: исследование выполнялось в Гуманитарном университете г. Екатеринбурга, Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Международном юридическом университете при Министерстве юстиции Российской Федерации, Российском государственном социальном университете, Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н.Ульянова,. Всего в исследовании приняло участие 342 респондента, в том числе - з эксперименте 240 человек.

Этапы исследования охватывают четырехлетний период:

  1. этап (сентябрь 2003-июнь 2004 гг.) - теоретический - изучение философской, акмеологической, культурологической, психологической, педагогической и юридической литературы по теме исследования, анализ состояния преподавания эстетики в вузах г. Ульяновска, формулировка темы, основных параметров и рабочей гипотезы исследования.

  2. этап (июль 2004-май 2006 гг.) - поисково-экспериментальный - создание условий, необходимых для обеспечения исследовательской, экспериментальной работы. Разрабатывались различные стратегии формирования эстетической компетентности студентов педагогического университета, уточнялась и апробировалась система акмеолого-педагогических средств, выявлялась эффективность отдельных форм обучения, определялась логика, структура, содержание, специфика создания акмеологических условий, спо-

собы эстетической подготовки студентов. Моделирование эстетической подготовки включало обоснование уровней сформированности эстетической компетентности студентов педвуза. Одновременно вносились коррективы в методику исследования; формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых внедрялись в вузовскую практику.

Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием ряда статей по теме исследования.

3 этап (июнь 2006- ноябрь 2006 гг.) - заключительный - проверка выдвинутой гипотезы, обработка, анализ и интерпретация результатов эксперимента, определение эффективности разработанной нами акмеологической модели формирования эстетической компетентности, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, соответствием методологии исследования поставленной проблеме, полнотой рассматриваемого объекта изучения, представленного в единстве его содержательных, структурных, функциональных и процессуальных характеристик, использованием комплексной методики исследования, соответствующей его задачам и логике, длительным характером опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки, сочетанием количественного и качественного анализа, а также непосредственной практической педагогической деятельностью автора (4 года преподавателем этики, эстетики и культурологии).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключается в том, что в нем разработан комплекс условий (акмеологические, педагогические, организационные) формирования эстетической компетентности студентов, объединяющие междисциплинарный, системный и компетентностный подходы к научному познанию:

конкретизировано и научно обосновано понятие «эстетическая компетентность», определено его место в системе научных понятий: компетентность, эстетическое воспитание, эстетическое образование, эстетическая культура;

раскрыта структурно-функциональная характеристика формирования эстетической компетентности студентов и технологии её реализации, которая представлена мотивационным, когнитивным, деятельностно-поведенческим, ценностно-смысловым, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами, включающими соответственно эстетические знания, установку на эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические ориентации, эстетический опыт, эстетически-ориентированную деятельность, самооценку и другие функционально составляющие. В числе интегральных критериев выделены: формирование эстетической потребности, теоретическая подготовка, направленность на освоение эстетических ценностей, умение проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах человеческой деятельности, осознание ответственности за результаты своей деятельности, потребность в эстетическом саморазвитии. Анализ сущностных характеристик эстетической компетентности позволил в качестве основных выделить функции адаптации, развития, самоопределения, самореализации и самоутверждения;

- разработана акмеологическая модель формирования эстетической
компетентности студентов, включающая в себя социальный заказ, цели, за
дачи, принципы, структурные компоненты, технологию формирования (ак
меологическая технология, методы, приемы, формы, средства), комплекс ус
ловий (акмеологические, педагогические, организационные), акмеологиче-
ское сопровождение, уровни сформированности.

- выявлены отдельные формы учебной и внеучебной деятельности студентов как эстетически развивающие акмеологические и педагогические технологии, разработан алгоритм формирования эстетической компетентности студентов;

- определены условия (акмеологические, педагогические, организационные), уровни (интуитивно-репродуктивный, сознательно-репродуктивный, креативный) сформированности эстетической компетентности студентов.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется разработкой теоретических основ формирования эстетической компетентности как сущностной основы и средства подготовки студентов. Результаты исследования вносят вклад в разработку научных основ формирования эстетической компетентности студентов, обеспечивающих профильное и профессиональное самоопределение личности. Теоретический анализ феномена эстетической компетентности расширяет научные представления о сущности и видах компетентности. Выявлена и обоснована структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности как социально-педагогического феномена и как системного образования.

Разработана и эмпирически апробирована акмеологическая модель формирования эстетической компетентности студентов, через освоение содержания предмета «Эстетика», формирование новой системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Выделены уровни и определены условия и критерии сформированности эстетической компетентности студентов в контексте структурных и функциональных компонентов, которые обеспечивают реализацию основных идей подготовки компетентного специалиста.

Практическая значимость результатов исследования.

Материалы диссертации имеют практическую ценность для совершенствования процесса профессионального образования в контексте его гуманизации и гуманитаризации.

В процессе проведенного исследования разработаны научно-практические, методические материалы по формированию эстетической компетентности студентов, которые прошли эмпирическую проверку, легли в

основу разработанных и использующихся в учреждениях региона методических рекомендаций.

Разработанные студентами темы в программе Microsoft Power Point, аудио и видео материалы по культурологии, эстетике могут быть внедрены в учебную и во внеучебную деятельность студентов педагогического вуза.

Практические результаты диссертационного исследования востребованы для формирования эстетической компетентности студентов в высшей школе, а также могут быть использованы в общеобразовательных школах, в системе повышения квалификации работников образования

Апробация и внедрение результатов исследования.

Полученные научные результаты и экспериментальные данные нашли отражение в статьях, тезисах и докладах, опубликованных в г.г.: Москва, Ульяновск. Основные идеи и выводы диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на научных и научно-практических конференциях: XI и XI1 всероссийские научно-практические конференции «Человек в культуре России» (Ульяновск, 2004, 2006); Всероссийская научно-производственная конференция «Инновационные технологии в аграрном образовании, наук и АПК в России» (Ульяновск, 2005); Международная научно-практическая конференция «Проблема творческого развития личности в XXI веке» (Ульяновск, 2004), Международная научная конференция «Ак-меология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, РАГС, 2006); Международная научно-практическая конференция «Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях» (Ульяновск, 2006). Материалы диссертации вошли в 9 публикаций, объем которых составляет 4,45 печатных листа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эстетическая компетентность как интегративное свойство личности, которое характеризуется способностью человека реализовать свой эстетический потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) на практике для

успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты. Структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов представлена мотивационным, когнитивным, деятельностно-поведенческим, ценностно-смысловым, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами, включающими, соответственно эстетические знания, установку на эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические ориентации, эстетический опыт, эстетически-ориентированную деятельность, самооценку и другие функционально-составляющие. В числе интегральных критериев выделены: формирование эстетической потребности, теоретическая подготовка, направленность на освоение эстетических ценностей, умение проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах человеческой деятельности, осознание ответственности за результаты своей деятельности, потребность в эстетическом саморазвитии. Анализ сущностных характеристик эстетической компетентности позволил в качестве основных выделить функции адаптации, развития, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

  1. Акмеологическая модель формирования эстетической компетентности студентов, включающая такие компоненты, как социальный заказ, цель, задачи, принципы, структурно-функциональную характеристику (компоненты, содержание, критерии), технологию формирования (средства, методы, приемы), комплекс условий (акмеологические, педагогические, организационные), акмеологическое сопровождение и уровни сформированности эстетической компетентности студентов.

  2. Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов (в условиях педагогического вуза) включают две группы условий: внешние (акмеологически насыщенная творческая среда в процессе учебной, внеучебной и самостоятельной познавательной деятельности) и внутренние (мотивация к учебной и будущей профессиональной деятельности, стремление к самосовершенствованию).

4. Уровни сформированности эстетической компетентности: интуитивно-репродуктивный, сознательно-репродуктивный, креативный, которые фиксируют достоверные различия в формировании эстетической компетентности студентов, отражают динамику этого процесса.

Структура диссертационной работы. Диссертация объемом 224 страниц состоит из введения, двух глав, каждая их которых содержит три параграфа, заключения, списка литературы (всего 278 наименований), 10 приложений, иллюстрирована 14 таблицами, 3 рисунками.

Генезис психолого-педагогического знания об эстетическом образовании

Формирование эстетической компетентности студентов мы рассматриваем как результат эстетического образования, что позволяет по-новому взглянуть на содержание образования, его методов и технологий, сформировать систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. [107,с.12].

Эстетическое образование принадлежит двум областям человеческой деятельности - эстетике как философской науке, и педагогике как наукам, намечающим конкретные пути и методы претворения эстетических идей в практике образования в педагогическом процессе. Изучение философской и педагогической литературы показывает, что эстетическое образование рассматривается как составная часть развития личности. [20,23,57,110,127,128]. Сегодня следует обратить внимание еще на одну науку, с которой самым непосредственным образом тесно связано эстетическое образование -это акмеология. Идеи акмеологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве высказывались многими философами.

Воспитание и образование возникают и развиваются в недрах человеческого общества как объективная необходимость. В отечественной педагогической науке существуют самостоятельные категории образование, воспитание. Исходя из этого, можно предположить, что такое разделение должно быть проведено и в эстетической области. Наиболее часто в педагогической науке употребляется понятие «эстетическое воспитание» (М.А.Верб, Н.И.Киященко, В.Т.Лисовский, Б.Т.Лихачев, М.Ф.Овсянников, В.А.Сластенин), которое определяется как формирование эстетического отношения человека к действительности, приобщение к эстетическим ценностям, развитие способности к эстетическому восприятию, переживанию, эстетического вкуса, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и в любой деятельности.

Б.Т.Лихачев, например, так характеризует эстетическое воспитание: «Эстетическое воспитание - процесс, который совершается под влиянием самых различных жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами» [152, с. 263]. Необходимо, по мнению Б.Т.Лихачева, научить изменять мир и не просто перестраивать его, а творить по «законам красоты».

В эстетическом словаре дается такое определение эстетического воспитания: «Эстетическое воспитание - формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям» [266, с.424]. Один из представителей системного подхода к воспитанию И.П.Подласый дает такое определение эстетического воспитания: «Эмоциональное (эстетическое) воспитание - ещё один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкус у воспитанников» [195, с. 160].

Приведем ещё некоторые определения эстетического воспитания:

- эстетическое воспитание - воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, в труде, в явлениях искусства (В.Н. Шацкая) [127.];

- есть процесс, в котором формируется умение ценить, чувствовать и понимать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и героическое, высокое и низменное в явлениях самой действительности, человеческих отношениях и искусстве, где развивается способность к творчеству по законам красоты во всех сферах и видах человеческой деятельности (Н.И. Киященко), [127];

- система воздействий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве (И.Ф. Гончаров), [74];

- включение человека в систему педагогически организуемых действий для выработки у него желаемых воспитателем эстетических чувств, вкусов и идеалов, а также художественно-творческих способностей (В.А.Разумный), [209];

- приобщение к эстетическим ценностям и прежде всего к главной из них -красоте во всех проявлениях. Поскольку красота как ценность более связывается с искусством, то эстетическое воспитание включает, в частности, приобщение к искусству, развивая эмоциональную сторону не только восприятия искусства, но и психики человека (М.С.Каган), [118]. Понятие «эстетическое воспитание» в российской научной литературе нередко отождествлялось с понятием «художественное воспитание», поскольку искусство всегда выступает влиятельным средством эстетического воспитания и развития личности. Однако современная педагогика разделяет эти понятия и считает художественное воспитание частью воспитания эстетического.

Эстетическое воспитание средствами искусства в педагогике называют художественным воспитанием [Л.П.Печко, В.А.Сластенин, Л.В.Тодоров и др.]. Оно требует умения правильно воспринимать произведения искусства, владения знаниями из области теории и истории искусства, развивает творческую деятельность личности.

Художественное образование - процесс усвоения специальных знаний, умений, навыков в области искусства в определенной системе. Результатом его чаще является подготовка обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством.

Эстетическое образование тесно взаимодействует с эстетическим воспитанием. Оно обеспечивает теоретическую и практическую основу эстетического воспитания, а также осуществляется в отличие от художественного образования не только в специальных художественных учреждениях, а в процессе непосредственного обучения и воспитания личности в различных образовательных учреждениях.

Акмеологическая модель развития эстетической компетентности студентов

С точки зрения системно-целостного подхода процесс формирования эстетической компетентности студентов можно представить в виде модели путем выделения закономерных связей, целей, задач, принципов, структуры, технологий и других аспектов данного явления.

Существуют различные определения модели. Согласно философскому подходу [260], модель - это аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождение человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале, конст 99 руирования оригинала, преобразования или управления им. С гносеологической точки зрения, модель - это «представитель», заместитель оригинала в познании и практике. Моделирование (в педагогике) понимается как построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что её изучение дает новую информацию об объекте [221].

В нашем исследовании под акмеологической моделью мы понимаем систему объектов и знаков, воспроизводящих существенные свойства объекта оригинала - эталона формирования эстетической компетентности студента. [62. С. 100].

Результаты обобщений о формировании эстетической компетентности студентов, которые касаются выделения закономерных связей, целей, задач-принципов, структуры, условий и других его аспектов, позволяют представить их в виде модели. Применительно к рассматриваемому процессу мы адаптировали модель, предложенную К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптевым, В.А. Сластениным [48], и представляем модель формирования эстетической компетентности студентов как систему взаимосвязанных целей, задач, принципов, структурно-функциональной характеристики, технологий, условий и уровней сформированности эстетической компетентности студентов, определяющую характер и механизмы взаимодействий и взаимоотношений в процессе формирования данного явления.

Данная акмеологическая модель (рис. 2) позволяет перейти к формированию эстетической компетентности студентов как к целостному образовательно-творческому проблемно-деятельностному процессу. Она отражает влияние акмеологических условий (внешних - объективных и внутренних -субъективных) на элементы системы, которые связаны с процессом формирования эстетической компетентности студентов.

Предпосылкой формирования эстетической компетентности студентов в вузе служит педагогическое управление, нацеленное на процесс эстетического образования. Предметом управления являются усвоение эстетических знаний, определенное отношение к ним и реализация этих знаний в деятельности.

На основе анализа и специфики высшего образования и педагогической профессии (В.А.Сластенин и др.), профессиограмм (Н.В.Кузьмина, К.К.Платонов, А.И.Щербаков), разработанных моделей профессионального образования человека ( А.А.Деркач, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, А.К. Маркова, и др), эстетической подготовки педагога (А.В.Антонова, Н.И. Кияшен-ко и др.) задач эстетического образования студентов и профессиональной деятельности педагога дает возможность подойти к системному построению процесса формирования эстетической компетентности студентов.

В настоящей диссертационной работе мы опираемся на ряд психолого-педагогических исследований, где именно содержанию обучения отводится роль системообразующего фактора в построении педагогического процесса (в том числе в работах В.С.Библера, М.М.Бахтина, О.Р.Бондаренко, и др.).

На основе анализа акмеологической, психолого-педагогической литературы, осмысления собственного опыта работы в педагогическом вузе мы выделяем следующие условия построения учебного процесса: отбор содержания обучения по критерию его ценности для эстетического развития студента - главный ориентир всего учебного содержания, его развивающий потенциал; интегративный характер отбора и построения содержания обучения, когда средствами учебных дисциплин психолого-педагогического и культурологического цикла формируется картина мира.

Отправной точкой для выделения данных условий стал ряд общепринятых в педагогике принципов организации педагогического процесса, принципов построения учебной дисциплины, воплощенных в структуре учебного материала, в изложении Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, и др.

Модель формирования эстетической компетентности студента включает разработку концептуальной модели образовательного процесса, которая представляет собой систему взглядов на содержание эстетического образования, осознания результата образования, выраженные через такие традиционные в педагогике дефиниции, как знания, умения, опыт, личностные качества, которые отражают единственную дефиницию - компетентность.

Формирование эстетической компетентности студентов носит социально значимый характер, поэтому общество должно быть заинтересовано в данном явлении, так как в таком случае индивид социализируется, формируется в необходимом направлении, т.е. должен существовать социальный заказ на формирование эстетически компетентного студента. К сожалению, мы видим сегодня, как из стандартов образования (из её федерального компонента) убирается изучение студентами основ эстетики. Возникновение так называемого «социального заказа [91, с. 116] - прямо провозглашаемого или незримо, но тем не менее вполне определенно существующего требования -подготовки будущего специалиста, который наряду с профессиональной компетентностью обладал бы и эстетической компетентностью. С вызреванием социального заказа связано и формирование целей, задач и принципов формирование эстетической компетентности будущих педагогов.

Наиболее эффективно формирование эстетической компетентности может осуществляться с использованием личностно развивающих технологий [264].

Подход и методика экспериментального исследования

В настоящей главе на основе опытно-экспериментальной работы с учетом рассмотренных методологических, теоретических положений и выводов, анализа формирования эстетической компетентности проверяются предположения, выдвинутые в гипотезе, обосновываются критерии и показатели оценки уровней формирования эстетической компетентности, анализируются основные тенденции и зависимости, характеризующие данный процесс.

Проведенный теоретико-методологический анализ проблемы формирования эстетической компетентности студентов позволил разработать содержание и методику опытно-экспериментальной работы.

Цель её состояла в том, чтобы выявить и экспериментально проверить влияние педагогических условий на успешное формирование эстетической компетентности студентов педагогического университета.

В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи:

1) выявить критерии и показатели эстетической компетентности студентов педагогического университета;

2) разработать методику оценки уровня формирования эстетической компетентности студентов;

3) проверить эффективность используемой методики в ходе формирующего эксперимента, путем сопоставления исходного и нового уровня эстетической компетентности студентов экспериментальной и контрольной групп;

4) осуществить анализ полученных результатов, изучить динамику и уточнить акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов;

5) разработать практические рекомендации по формированию эстетической компетентности студентов.

Разрабатывая частную гипотезу опытно-экспериментальной работы, автор исходил из предположения, что процесс формирования эстетической компетентности студентов будет более успешным, если создать необходимые для этого акмеологические условия. Основные акмеологические условия рассматривались в системе двух групп: внутренние и внешние.

Исследование проводилось с 1999 г. по 2004 г. в три взаимосвязанных этапа [96 , с. 106].

Первый этап (1999-2001 гг.) - теоретический - был направлен на изучение философской, акмеологической, социологической, психолого-педагогической и методической литературы; проводился её сравнительный анализ, изучался передовой опыт, который включал предварительный анализ исследуемой проблемы на основе изучения научно-теоретических источников содержания эстетического образования, структурированного на основе компетентностного подхода в специальной деятельности; происходила первичная апробация дидактических средств, определялись исходные параметры работы, уровень разработки проблемы, замысла, объекта, предмета, цели, задачи и рабочей гипотезы исследования, намечались методики планируемых экспериментов, формировалась концепция исследования.

Второй этап (2001-2002 гг.) - поисковый. Разрабатывались различные стратегии формирования эстетической компетентности студентов в педагогическом пространстве вуза, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, выявлялась эффективность отдельных форм обучения, определялись логика, структура, содержание, специфика создания акмеологиче-ских условий, способы эстетической подготовки студентов.

Разработка методической системы эстетической подготовки включала обоснование уровней эстетической компетентности студентов педагогического вуза. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых внедрялись в вузовскую практику. На этом этапе использовались методы: наблюдение, беседы, анализ результатов деятельности, констатирующие эксперименты, экспертное оценивание, тестирование.

Третий этап (2003-2005 гг.) - формирующий. Систематизировались, анализировались и обобщались результаты экспериментов. Данный этап предполагал определение эффективности разработанной нами системы эстетической подготовки студентов в педагогическом пространстве вуза, наблюдение за изменениями в личностном и профессиональном росте, определение итогового уровня эстетической компетентности каждого участника экспериментальной работы. Осуществлялось внедрение выработанных рекомендаций в практику работы высших учебных заведений военно-технического профиля. Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием автора в научных и научно-методических конференциях, апробацией экспериментальных методик, публикацией ряда статей по теме исследования.

Комплексная методика исследования включала в себя систему взаимосвязанных методов: наблюдения, бесед, опроса (анкетирование, интервью), контент-анализа студенческих работ, анализа результатов творческой деятельности, экспертной оценки, тестирования, проведение констатирующих и формирующих экспериментов и др.

Акмеологические условия продуктивного развития эстетической компетентности студентов

В теоретической части нашего исследования среди имеющегося многообразия мнения ученых нами выделены и проанализированы подходы к изучению эстетической компетентности студентов.

Практическая реализация формирования эстетической компетентности студентов нашла отражение в разработке её алгоритма, который обеспечивается адекватными акмеологическим и педагогическими технологиями [151,222]. Алгоритм оказывается эффективным, если преподаватель будет активно и последовательно следовать его логике. Данный алгоритм учитывал собственный опыт преподавателя участия в конкурсе по научной отраслевой программе «Научно-методическое обеспечение функционирования и модер 160 низации системы образования» на 2004 год, конкурсная тема № 7.6 - Совершенствование управления системой внеучебной деятельности в вузе: кадровое обеспечение, критерии оценки.

На основе проведенной диагностики индивидуального уровня сформированное эстетической компетентности мы спроектировали эстетически развивающие технологии обучения. Основанием для выбора той или иной акмеологическои и педагогической технологии являлась ей направленность на формирование эстетической компетентности студентов.

Таким образом, алгоритм позволял логически выстроить процесс освоения студентами эстетики как науки, формирование умений организовывать эстетически ориентированную деятельность.

В целом, усвоение курса эстетики предполагает, что студенты должны:

- овладеть знаниями по эстетике, местом и ролью искусства в социальной и духовной жизни общества;

- видеть в истории эстетической мысли процесс преемственности и диалога культур;

- знать природу творческих процессов, критериев эстетического восприятия и эстетизации среды и быта.

Что должны уметь студенты:

- различать основные этапы становления эстетической теории;

- определять на основе субъект-объектных отношений сферу эстетического;

- различать основные виды эстетической деятельности;

- пользоваться основными критериями эстетического вкуса и оценки;

- определять специфику искусства и его основные функции;

- уметь пользоваться критериями выявления профессионального и непрофессионального, элитарного и массового искусства;

- применять методологические и методические возможности эстетического анализа в педагогической деятельности;

- использовать знания курса эстетики для систематизации форм и методов эстетического образования и воспитания в процессе аудиторной и внеаудиторной работы в учебных заведениях.

Предложенный нами комплекс акмеологических и педагогических технология формирования эстетической компетентности студентов воспроизводит и транслирует определенные приемы, методы, техники, применение которых позволяет получить стабильные позитивные результаты. В то же время специфической чертой таких технологий является широкая творческая вариативность. Творчество же характерно для высоких уровней профессионализма личности. Рассмотрение акмеологических условий позволяют выявить значимые обстоятельств, которые способствуют формированию эстетической компетентности студентов.

Изучение влияния акмеологических условий на формирование эстетической компетентности студентов свидетельствует, что усвоение знаний по эстетике тесно связано с созданием творческой среды в учебной деятельности. Восемьдесят два процента студентов указывают на то, что сотрудничество и сотворчество во время лекций и семинаров благотворно влияют на работоспособность, стимулируют собственные творческие поиски. Осмысление целостного анализа образовательной ситуации, переосмысление с новых позиций приводит к совместному созданию инноваций. Эти инновации принимаются всеми, так как моменты непонимания, несогласия переживаются и разрешаются в процессе совместной творческой деятельности. В процессе учебной деятельности студенты имеют право на открытие, право быть выслушанным, право на открытие и т.п. Таким эффективным средством, позволяющим студенту глубже понять роль творчества в учебной деятельности, является использование аудио и видео материалов, создание собственных эстетических проектов (музыкальные, Power Point). Практика показывает, что благотворное влияние на формирование эстетической компетентности студентов оказывает атмосфера сотрудничества и сотворчества. Существенное влияние на формирование эстетической компетентности студентов оказывает возможность реализовать знания по эстетике, как в профессиональной, так и в социокультурной деятельности.

Вышеперечисленные условия способствуют созданию акмеологически насыщенной творческой среды в учебных коллективах.

Проведенное исследование подтверждает: творческая активность студентов выше тогда, когда уделяется должное внимание созданию современной учебно-материальной базы, обеспечению учебной и внеучебной деятельности необходимыми средствами, оборудованием.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать вывод о том, что внешними условиями формирования эстетической компетентности студентов является создание благоприятной и акмеологически насыщенной творческой среды, которая побуждает человека к раскрытию его творческого потенциала, которая формируется под руководством преподавателя, перспектив использования эстетических знаний в профессиональной деятельности будущего педагога, изучение передового опыта, формирование у студентов идеала, материально-техническая обеспеченность учебного процесса , а также наличие "акме" - событий, могущих стать толчком к кульминациям, "пикам" в личностно-профессиональном развитии.

Похожие диссертации на Развитие эстетической компетентности социальных педагогов в вузе