Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания Пронин Михаил Васильевич

Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания
<
Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пронин Михаил Васильевич. Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Воронеж, 2004 246 c. РГБ ОД, 61:04-19/437

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ 15

1.1. Своеобразие личностного развития «трудных» подростков 15

1.2. Психологические особенности самосознания «трудных» подростков 26

1.3. Духовно-нравственное воспитание как регулятор поведения «трудных» подростков 36

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦШКОЛЫ 49

2.1. Общая характеристика испытуемых и методов исследования 49

2.2. Исследование общей и духовно-нравственной самооценки у делинквентных подростков спецшколы 57

2.3. Исследование самопознания у дел инквентных подростков в условиях спецшколы 78

2.4. Исследование особенностей самоотношения у делинквентных подростков спецшколы 88

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХРИСТИАНСКОГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 98

3.1. Теоретические основы христианского духовно-нравственного воспитания как эффективного средства формирования позитивного самосознания делинквентных подростков спецшколы 98

3.2. Сравнительное исследование общей и духовно-нравственной самооценки у делинквентных подростков спецшколы 115

3.3. Исследование динамики самопознания у воспитанников спецшколы в процессе христианского духовно-нравственного воспитания 138

3.4. Формирование позитивного самоотношения у делинквентных подростков спецшколы средствами христианского духовно-нравственного просвещения 153

3.5. Методические рекомендации по формированию позитивного самосознания делинквентных подростков в процессе христианского духовно-нравственного воспитания 167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170

БИБЛИОГРАФИЯ 173

ПРИЛОЖЕНИЯ 191

Введение к работе

Современная социальная система России переживает кризис и ряд колоссальных трудностей в различных сферах жизни и деятельности. Дальнейшее демократическое развитие общества требует все большей ориентации научных и общественных усилий на решение задач, связанных с духовным возрождением человека и общества, восстановлением его духовного, нравственного и психосоматического здоровья, обретением утерянных христианских духовно-нравственных ориентиров в развитии.

В условиях нового политического мышления и демократизации социума приоритет отдается общечеловеческим и духовным ценностям. В этот период происходит пробуждение и становление в обществе христианского сознания и самосознания.

В настоящее время большая часть общества живет в полном неведении относительно уникальных и вечных духовных сокровищ христианской мудрости и ценностей. Основная часть общества систематически нарушает универсальные (библейские) духовные законы, что негативно отражается в их жизнедеятельности и психосоматическом состоянии здоровья, а также глобально деструктивно проявляется во всех сферах социальной системы.

Данное научное исследование представляет возможность по-новому оценить духовные христианские ценности, которые заново начинают возрождаться в национальном самосознании России к началу XXI века.

Приоритетным направлением психологической науки в решении вышеуказанных задач является определение и осуществление эффективных учебно-воспитательных мероприятий, направленных на коррекцию дисгармонии в личностном развитии подростков с девиантным и делинквентным поведением.

Подростковые преступления по своим масштабам и темпам роста
значительно опережают другие возрастные категории. Девиантное и
делинквентное поведение подростков проявляется в различных

5 экстремистских выступлениях, участии в рэкете, кражах личного и государственного имущества и т.д.

Анализ проблемы девиантного и делинквентного поведения показывает, что ее решение тесно связано с детальным исследованием и дальнейшей коррекцией основных структурных компонентов самосознания «трудных» подростков.

В этой связи перед педагогической психологией стоит задача дальнейшего углубленного исследования психологических особенностей, механизмов и закономерностей формирования позитивного самосознания у «трудных» подростков в учебно-воспитательном процессе.

Своеобразие личностного развития «трудных» подростков

В настоящее время «трудные» подростки остаются главной проблемой в плане воспитания данной категории лиц, как в целом для общества, так и для семьи. В последние годы эта проблема стала проявляться значительно острее и приобрела глобальные масштабы распространения. На современном этапе развития общества это негативное социальное явление выражается в таких формах, как подростковая девиантность и делинквентность.

Прежде всего данный социальный феномен обусловлен отсутствием или несформированностью на социальном и личностном уровне христианских духовно-нравственных норм и ценностей, которые могли бы обеспечить стабильное нравственное и правовое поведение подростков в социуме, независимо от кризисных процессов, происходящих в общественно-экономической сфере.

Другим значимым источником подростковой преступности, является кризисное состояние в современной социально-экономической и политической сферах общества. Такое состояние социума непосредственно ведет к снижению материального и социального благополучия, что адекватно негативно отражается и фиксируется в национальном и личностном самосознании и, как следствие, проявляется в увеличении количества противоправных проступков среди взрослых и подростков.

Психолого-педагогические особенности «трудных» подростков обусловлены в основном спецификой их жизнедеятельности и среды, в которой они обучаются и воспитываются. Для детального рассмотрения особенностей личностного развития трудных подростков первоначально ознакомимся с поливариантностью и семантикой понятия «трудный подросток», «девиантный подросток», «делинквентный подросток» и т.д.

По мнению следующих авторов [6, 57, 62, 72, 76, 108, 119 и др.], понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания подростка. Педагогически запущенный учащийся рано или поздно становится трудным. Применительно к данным учащимся различного рода трудности не всегда являются следствием педагогической запущенности: «они могут возникнуть и в результате заболевания ребенка, в силу некоторых врожденных или даже наследственных факторов и по другим причинам» [62, с. 8].

Понятие «трудный подросток» в исследованиях [13, 14, 15, 30, 107, 152 и др.] рассматривается, как результат соответствующего воспитания, где в абсолютном большинстве случаев «трудным» учащийся становится вследствие педагогической запущенности.

Например, Л.М.Зюбин [62] в своем исследовании использует понятия «педагогически запущенный» и «трудный» большей частью как синонимы, означающие учащегося с большой педагогической запущенностью и систематически нарушающего общепринятые нормы поведения.

Что касается понятия «трудный школьник», то точку зрения В.Г.Степанова [152] адекватно разделяет С.А.Беличева [13], подчеркивая, что данный термин не является синонимом отрицательных характеристик: «испорченный», «безнадежный», «плохой». «Трудный школьник», по мнению авторов, — это школьник, который требует к себе особого отношения, пристального внимания учителей и коллектива класса, к которому больше, чем к кому-либо, необходим индивидуальный подход.

Более детальную и глубокую по содержанию типизацию «трудных» подростков прелагают следующие исследователи Т.В.Драгунова [53], Ю.А.Клейберг [68], И.С.Кон [74], Е.А.Личко [94], В.С.Мухина [106], Н.И.Непомнящая [113], А.В.Петровский [123] и др. Классификация «трудных» подростков у данных ученых построена в соответствии с типом поведения, с типом вхождения подростков в систему общественно-полезной деятельности, при учете состояния нравственной сферы детей данной категории.

Рассмотрев основные концепции многих исследователей в плане изучения «трудных» подростков, мы считаем необходимым, раскрыть и сформулировать сущностные характеристики детей с отклоняющимся поведением, в категорию которых входят «девиантные» и «делинквентные» школьники среднего возраста.

Общая характеристика испытуемых и методов исследования

Становление самооценки личности - это процесс, который проявляется в непрерывном движении от одного уровня знания о себе к другому, а также в создании отдельных ситуативных образов и представлений к более устойчивому понятию о себе. Конечным результатом самооценки и самопознания является сформированный «образ - Я». Самопознание и самооценка функционируют как интегрирующий процесс построения и коррекции «образа - Я», определяя наполнение самосознания подростка специфическим содержанием.

Самооценка рассматривается, как познание человеком самого себя, и на этой основе формируется специфический способ отношения к себе и окружающим. В результате полученных знаний человек имеет возможность судить о степени наличия у него определенных качеств, свойств, способностей, сравнивая их с определенным эталоном или ценностным ориентиром. В вышеуказанных характеристиках самооценки личности отражена ее структура - это когнитивный и эмоциональный компонент. Когнитивный и эмоциональный компонент самооценки личности функционирует в онтогенезе как единое целое, взаимодополняя и взаимообуславливая друг друга.

При изучении самооценки у делинквентных подростков спецшколы необходимо учитывать социально-психологическую характеристику воспитанников, которая включает в себя более раннюю (по сравнению с учащимися общеобразовательных школ) мировоззренческую самоориетацию, большую жизненную самостоятельность, изолированность от семьи, ограниченность социальных прав и личностной свободы, принудительное исполнение обязанностей (связанных с распорядком спецшколы), одновременно с этим более частые контакты и конфликты со сверстниками и воспитателями.

Приведем предварительные экспериментальные данные по методике «Общая самооценка личности» Дембо-Рубинштейн. Следует отметить, что эта методика успешно сочетается с такими методиками, как тест-опросник «Самоотношение» и анкета «Эталонометрия». Сама методика заключается в следующем.

Авторы методики: Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн. Цель: Изучение особенностей уровня самооценки и притязаний у делинквентных подростков спецшколы.

Материал: бланк методики, содержащий инструкцию и задания (бумага нелинованная). На бланке изображено 10 вертикальных линий, длина каждой 100 мм. При этом каждая линия от нижней до верхней точки разбиты на равные отрезки и в целом имеют процентную выраженность от 0% до 100%.

Инструкция: Пожалуйста, оцените свои способности, возможности, личностные качества. Уровень развития каждого качества, условно изобразим вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Перед Вами на бланке нарисованы 10 таких линий. Под каждой линией написано, что она обозначает: 1 — здоровье; 2 - учебные способности; 3 - организаторские способности; 4 - умение делать своими руками; 5 - физическая ловкость; 6 - внешняя привлекательность; 7 -авторитет у сверстников; 8 - характер; 9 - уверенность в себе; 10 - счастье. На каждой линии чёрточкой «-» отметьте, как Вы оцениваете у себя развитие конкретных качеств в настоящий момент времени. После этого крестиком «+» отметьте, как бы Вы хотели, чтобы эти качества проявлялись у Вас в перспективе.

Испытуемые: дети подросткового возраста 11 - 14 лет. В предварительном исследовании участвовало 45 воспитанников спецшколы.

Ход выполнения.

Методика проводится групповым и индивидуальным способом. Заполнение шкал вместе с чтением инструкции длится 15-20 минут. В процессе выполнения испытуемыми задания целесообразно наблюдать, как они его выполняют, каков психологический настрой группы, демонстративно ли высказываются о том, что представляет собой предлагаемая работа («не интересная», «глупая», «я не обязан этого делать»), отказываются ли выполнять данное задание, стремятся ли задать психологу дополнительные вопросы, привлекают ли его внимание к своей работе, выполняют ли задание быстро или медленно (с какой разницей по времени). Всё это служит полезной информацией при интерпретации полученных результатов.

Теоретические основы христианского духовно-нравственного воспитания как эффективного средства формирования позитивного самосознания делинквентных подростков спецшколы

Отечественная психологическая наука вступила в новый период своей истории: открылись новые ориентиры и перспективы, школы и направления, возродилась духовная психология.

В этих условиях целью современной психологии становится поиск эффективных путей формирования духовнобогатой, высоконравственной, ответственной и свободной личности.

Духовно-научное направление в современной психологической науке восстанавливает исследовательский интерес к человеку как к личности, индивидуальности и универсуму, изучает духовную сферу в целостной структуре человека, исследует универсальные отношения человека к миру материальному, социальному и духовному, осуществляет ориентацию на христианские духовно-нравственные ценности, на интегральное познание человека, его духовное возрождение и разностороннее развитие.

В отечественной психологии работами Б.С.Братуся [31], В.П.Зинченко [59], В.В.Знакова [61], Б.В.Ничипорова [115], Ф.Е.Василюка [35], В.А.Пономаренко [129], В.И.Слободчикова [145], Е.Б.Старовойтенко [151], Т.А.Флоренской [166] и другими учеными заложены основы духовной (христианской) психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в условиях целостной метасистемы. Экспериментальное исследование, направленное на формирование самосознания делинквентных подростков Аннинской спецшколы Воронежской области, было вызвано рядом как теоретических, так и прикладных аспектов. Оно проводилось в несколько этапов, которые уже были отражены во введении.

К теоретическим аспектам исследования относятся указанные в первой главе факты духовно-религиозного, социального и нравственного кризиса в России, а также наблюдаемой в этой связи негативной тенденции основного контингента населения страны как среди взрослых, так и среди подростков к повышенной криминализации и духовно-нравственной деградации.

На основе выявленных социально-психологических и онтогенетических особенностей проявления превентивного самосознания у «трудных» подростков можно утверждать, что девиантная и делинквентная идентичность в социуме предполагает глубокий внутриличностный конфликт. Данный конфликт активно проявляется в отрицании человеком своей духовной сущности, совести, Божественных норм, заповедей и ценностей, и, как следствие, конфликт негативно проявляется в глубоких нравственных деформациях на уровне целой нации.

Стремление к духовно-нравственному возрождению и формированию позитивного социокультурного опыта поведения, требует адекватного состояния самосознания конкретного человека и общества. Поэтому, прежде чем определить пути возрождения духовно-религиозной и нравственной культуры общества, необходимо знать, есть ли для этого соответствующий научный и социокультурный потенциал. Это позволит определить более реальные и эффективные пути в плане его реализации.

К прикладным аспектам исследования относятся следующие.

В настоящее время современному учителю, работающему в учебных заведениях различного уровня, все более необходимыми становятся навыки духовно-нравственного общения и позитивного поведения. Это связано с изменившейся духовно-религиозной обстановкой и этнокультурной ситуацией в социуме. Наличие в классе детей разных национальностей, являющихся носителями специфических культурных и религиозных традиций, требует от учителя умения организовывать учебно-воспитательную деятельность таким образом, чтобы строить благоприятное и конструктивное общение с детьми и межличностные отношения между ними. От учителя требуется готовность понимать и принимать детей с различными национальными, культурными, нравственными и религиозными традициями в их индивидуальном и этнокультурном своеобразии, это в большей степени зависит от отношения самого преподавателя к наличию данного фактора.

Вышеуказанные обстоятельства определили поиск условий, в рамках которых возможно исследование самосознания у делинквентных подростков, формирование и достижение его положительной динамики. В конечном итоге планируется подготовка делинквентных воспитанников к благоприятному и позитивному духовно-нравственному взаимодействию в условиях обычных школ, а также в условиях ограниченного общения специальных учреждений режимного типа.

В качестве таких условий были выбраны условия воспитательной деятельности как второстепенной деятельности подростков в спецшколе, в рамках которой возможно реализовать достаточно широкий диапазон духовно-нравственных влияний на компоненты самосознания делинквентных подростков.

Похожие диссертации на Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания