Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Шустова Виктория Олеговна

Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи
<
Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шустова Виктория Олеговна. Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 2007 140 с., Библиогр.: с. 100-116 РГБ ОД, 61:07-19/777

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Аналитический обзор исследований по профилактике наркотизма и злоупотребления алкоголем в России и за рубежом 11

1.1. Проблема употребления ПАВ в России и за рубежом в культурно-историческом аспекте 11

1.2. Анализ научной литературы по проблеме профилактики употребления ПАВ в России и за рубежом 20

1.3. Анализ культурно-психологических условий имеющих значение для профилактики наркотизма 38

1.3.1. Отношение к психоакивным веществам с позиции этно-функционального подхода 63

1.3.2. Приёмы этнофункционального психолого-педагогического воздействия 65

Выводы к Главе 1 77

Глава 2.Экспериментально-психологическое исследование 77

2.1 Методика экспериментально-психологического исследования

2.2 Результаты констатирующего эксперимента 83

2.3. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента..88

2.4. Результаты формирующего эксперимента 93

2.5. Обсуждение результатов формирующего эксперимента 97

Заключение 99

Выводы 99

Библиография 100

Приложение 1... 117

Приложение 2 125

Приложение 3

Введение к работе

Актуальность исследования. К психоактивным веществам относятся вещества, оказывающие влияние на психику человека - это широкий круг веществ, содержащихся в продуктах современного питания (чай, кофе и др.), алкогольные напитки, психотропные лекарственные средства, а так же, так называемые, «наркотические средств» (опиаты, производные эфедры - первитин, канабиоиды - марихуана, гашиш и др.). На сегодняшний день проблема злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) в России становится всё более актуальной, особенно среди молодёжи. В частности, на 2006 год свыше 60% больных наркоманией является молодёжь в возрасте от 15 до '25 лет.1 В современных исследованиях по проблеме антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи основное внимание уделяется роли медико-биологических (Ю.Н. Васильев (1998); Д.В. Колесов (1988, 2001); Г.А. Корчагина (1996); А.Е. Личко (1991); Л.А. Попова (2003) и др.), социально-экономических (Д.В. Колесов (2001); В.И. Тушканов; К. Фалковски (2002)), личностных факторов (А.И. Дурандина (1980, 1991 и др.); Г.А. Захарова (2001); Т.В. Иванова; С.А. Кулаков; В.В. Ковалёв; А.Е. Личко (1991); B.C. Битенский (1989, 1991); А.В. Родионов; В.А. Родионов (2004); Н.А. Сирота; В.М. Ялтонский (2001)), пропаганде «здорового образа жизни» (как разъяснение вреда от наркотиков (Г.А.Захарова (2001), Е.А. Романова ((2003), О.Д. Роненсон (2001), М.В. Самойлова), пользы от занятий физической культурой и спортом и пр. (М.В. Еремин (2003); И.В. Моисеева (2006); Е.Г. Саакан (2006) и др.), что, как показывает практика, является недостаточно эффективным (З.В. Ко-робкина (2002); Б. Спрангер (1994) и др.).

Имеются исследования изучающие мотивацию употребления ПАВ (Т.С. Бузина (1998); А.В. Маловинский (2000) и др.). Среди мотивов первой

Попова СЮ. Психологические технологии профилактики нар-котизации студенческой среды. Автореф. дис. кн. пс. наук М.2006 г.

4 пробы наркотиков авторы выделяют любопытство, необходимость получить новые ощущение и т.п.

Существенным для нашего исследования является, во-первых, то, что употребление ПАВ может быть обусловлено нарастающей психологической дезадаптированностью молодёжи, депрессивными состояниями, тревогой, определенными эмоциональными расстройствами (В.М. Волошин (1980), И.Н. Пятницкая (1971), Э. Бехтель (1986), и др.). Во-вторых, важно, что нарушения в эмоциональной сфере могут неадекватно купироваться с помощью ПАВ (Э. Бехтель; А.Г. Данилин, И.В. Данилина (2000); И.Н. Пятницкая и др.). Возможность неадекватного купирования с помощью ПАВ состояний психической дезадаптированности, а также, то обстоятельство, что распространение ПАВ в молодёжной среде характеризуется «сверхпредложением» - эти факторы в определённой мере могут объяснять злоупотребление ПАВ в студенческой среде.

Вместе с тем, по результатам исследований Р. Мэя (2001), Г. Коэлхо, Э. Фернхэма и С. Бочнера (1982) и др., эмоциональные расстройства в современных условиях во многом могут быть связаны с влиянием культурных изменений, обусловленных ростом межкультурных коммуникаций, миграций, развитием СМИ и пр., нарастанием скорости информационных культурных потоков.2 «Мультикультурность» и «этнокультурная мозаич-ность»3 современного общества еще в большей мере осложняет учет этого влияния. При этом роль культурных факторов в росте употребления молодежью ПАВ остаётся вне поля зрения большинства исследователей (24,25, 109,110 и др.).

В современных условиях возрастающей роли этнических факторов в жизни общества,4 учет культурной специфики может осуществляться исходя из этнической функции (этноинтегрирующей или этнодифференци-

2 Тоффлер О. Футуршок.М.: «Прогресс», 1973 г. С.218.

3 Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы
социологии. 1993. № 1. С.4.

4 Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып.20 М.: ИЭА РАН,
1990 С.540.

5 рующей личность с тем или иным этносом или этнической системой) культурного содержания, например, психолого-педагогических воздействий на систему отношений личности. При этом дезадаптирующее влияние на личность может оказывать этнодифференцирующая функция, например, того или иного культурного содержания. В этом случае данное культурное содержания называется этнофункционально рассогласованным.6

В связи со сказанным выше представляется актуальным исследование влияния роли этнической функции содержания психолого-педагогических воздействий в процессе антинаркотического и антиалкогольного воспитания.

В качестве теоретико-методологической основы нашего исследования мы опирались на положения теории отношений А.Ф. Лазурского,7концеп-ция личности В.Н. Мясищева, системного подхода к развитию человека Б.Г. Ананьева и культурно-исторической концепции Л.С. Выготского,10 положения о развитии личности А.В. Запорожца (1986), Д.Б. Эльконина (1989).11 Также в качестве теоретической основы мы использовали этно-функциональный подход к развитию личности А.В. Сухарева,12 учитывающий этнокультурную мозаичность современного общества. В данном подходе рассматривается этническая функция элементов этносреды, понимаемой здесь как система внутренних (психологических и биологических), внешних (природных и социокультурных) и трансцендентных (Бог и т.п.) элементов (которые и рассматриваются в качестве этнических признаков). Этническая функция, элементов этносреды разделяет или объединяет личность с той или иной этносредой (русской, грузинской и т.п.). В

5 Брошей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983 г.

6 Сухарев А.В. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике.
//Монография. М.: 2005 г. 177с.

7 Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: «Наука», 1997 г. С.239-244.

8 Мясищев В.Н. Психология отношений. Академия педагогиче-ских и социальных наук M.: НПО
«МОДЭК», 1995 г., С. 15-36.

9 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. М.: «Наука», 1968, С. 38-45.

10 Выготский Л. С. Сборник сочинений Т. 1. M.: «Педагогика», 1984 г.

11 Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. I. - М.: «Педагогика», 1986 г. - С. 252.;
ЭльконшД.Б. Избранные психологические труды. - М.: «Педагогика», 1989 г., с.159-160.

12 Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации //Дис. д. пс.
наукМ. 1998 г.

настоящем исследовании мы опирались на базовые методологические принципы этнофункционального подхода - этнофункциональной системности и этнофункционального развития.

Этнофункциональный подход к развитию личности исходит из повторения общего плана (последовательности и содержания этапов) идеального образа развития конкретной этносреды. Например, для русской этносреды можно выделить природную, сказочно-мифологическую, религиозно-этическую стадии и др.

Нарушения этнофункционального развития личности проявляющиеся в нарушении последовательности и в этнофункциональном рассогласовании содержания стадий развития, могут обусловливать психологическую деза-даптированность и снижение степени гармоничности взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений (т.е. межфункциональной «встречи аффекта и интеллекта», являющейся ключевым фактором развития личности, согласно Л.С. Выготскому и Л.И. Божович.13

Психолого-педагогические воспитательные воздействия на личность, осуществляемые на этноинтегрированном материале, способствуют формированию у неё гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений, что способствует повышению адаптационных возможностей личности и снижению степени выраженности у неё эмоциональных расстройств.14 Кроме того, позитивное отношение к ПАВ связано с представлением о конкретном веществе или наркотике (как элементов различных этносред) имеющих (кроме алкоголя - здесь этническую функцию имеет дозировка, крепость и частота его употребления) эт-нодифференцирующую функцию по отношению к русской этносреде.15

13 Выготский Л.С. Сборник Сочинений Т. 1. М.: «Педагогика», 1984 г., с.97-112.; Божович Л.И. Про
блема формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997 г., с. 245-
271.

14 Сухарев А.В., Кравченко О.Ф., Овчинников КВ., Тимохин В.В., Шапорева А.А., Щербак СЮ. Этно
функциональный подход в воспи-тании и психопрофилактике // Психол. журн. 2003 г. T.24. № 5. С. 68-
80.

15 Сухарев А.В., Брюн Е.А. Сравнительное психологическое исследование этнофункциональных рассо
гласований у страдающих героиновой наркоманией, алкоголизмом и аффективными расстройствами //
Психологический журнал. 1998 г. Т. 19, №1. С.29-36.

7 Например, родина табака - Южная Америка, опия - Передняя Азия и т.п. В соответствии с принципом этнофункциональной системности этноинтег-рирующие изменения содержания отношений к различным элементам, могут обуславливать определённые этноинтегрирующие изменения всей системы отношений личности, в том числе и её отношение к ПАВ.16 В частности, снижение позитивного или увеличение негативного отношения молодёжи к ПАВ рассматривается как первичная профилактика их употребления.17

Очевидно, что полноценное усвоение молодёжью этических и (или) религиозно-этических норм является важным профилактическим фактором отказа от употребления ПАВ. С другой стороны именно декларативное, формальное усвоение нравственных норм создаёт условия для первичного употребления ПАВ. Для полноценного усвоения этических норм необходимо полноценное развитие личности на предыдущих стадиях (А.В. Запорожец; Д.Б. Эльконин и др.). В этнофункциональной теории развития личности религиозно-этической стадии предшествуют природная и сказочно-мифологическая, а восстановление отношений личности к содержанию этих двух стадий, как показывают исследования, оказывает гармонизирующие влияние на взаимодействие когнитивной и эмоциональной сторон отношений и снижение степени психической дезадаптированности личности в целом (Е.А. Выдрина; А.В. Сухарев; А.А. Шапорева (2006) и

др.).

В связи со сказанным, цель исследования - выявление возможности применения этнофункционального подхода в целях антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодежи.

Объект исследования - этническая функция содержания антиалкогольного и антинаркотического воспитания молодёжи.

16 Сухарев А.В. Наркотическая экзотика. М., «Старый сад»,
2004 г.

17 Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. М. 2004 г.-142с.

Предмет исследования - влияние этнической функция содержания психолого-педагогических воздействий на отношение молодёжи к ПАВ.

Общая гипотеза исследования - различные особенности нарушений этнофункционального развития личности на природной и сказочно-мифологической стадиях связаны с различными типами употребляемых студентами ПАВ.

Частная гипотеза исследования - психолого-педагогические воздействия, осуществляемые на этноинтегрированном материале природных и сказочных образов, обусловливают снижение у студентов эмоционально положительного и возрастание отрицательного отношения к ПАВ.

На основании цели и предложенной гипотезы были определены следующие задачи исследования:

  1. Провести анализ научной литературы по проблеме антинаркотического и антиалкогольного воспитания и профилактике употребления ПАВ среди молодёжи.

  2. Разработать методику диагностики отношения к психоактивным веществам в студенческой среде.

  3. Выявить особенности нарушений этнофункционального развития личности у студентов, употребляющих различные типы ПАВ.

  4. Выявить влияние восстановления этноинтегрированного содержания отношений студентов к элементам этносреды на их отношения к ПАВ.

  5. Разработать рекомендации по антиалкогольному и антинаркотическому воспитанию в студенческой среде.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы: теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме профилактики употребления ПАВ, модифицированная методика структурированного этнофункционального интервью (А.В.Сухарев), констатирующий и формирующий эксперимент с использованием контрольных групп, модифициро-

9 ванный вариант методики «Неоконченных предложений» (Сакс и Леви) для диагностики отношения к ПАВ; метод независимых экспертных оценок, восьмицветовой тест М. Люшера.19 Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с помощью %2- критерия Пирсона.

Эмпирическая база исследования. В эксперименте приняли участие студентки 1-4-го курсов Медицинского колледжа МИИТа. Было обследовано 263 человека, в возрасте от 15 до 19 лет.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в применении этнофункционального подхода к воспитанию устойчивости к употреблению ПАВ в юношеском возрасте. Полученные данные позволяют утверждать, что этноинтегрирующее изменение отношений к природным и сказочно-мифологическим элементам русской этносреды оказывает профилактическое воздействие на формирование устойчивости к употреблению алкоголя, табака и марихуаны (снижение позитивного и рост негативного отношения к данным ПАВ).

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для составления программ воспитания устойчивости к употреблению алкоголя, табака и марихуаны в юношеском возрасте.

Апробация результатов исследования проводилась на IV-ой и V-ой научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых учёных (Москва, 2006г., 2007г.); на Международной научно-практической конференции «Проблемы психологической науки в XXI веке» (Саратов, 2006г.).

Результаты внедрения. Результаты диссертационного исследования внедрены в практику воспитательной и психолого-педагогической работы по антинаркотическому воспитанию в медицинском колледже МИИТа г.

18 Карелин А.А. (ред.) Психологические тесты //В 2-х т., т.1. М.: Гуманитарный издательский цент
«ВЛАДОС»2003г.,с.14-19.

19 Дубровская О.Ф. (сост.) Восмицветовой тест Люшера: руководство по использованию. М.: «КОГИТО-
ЦЕНТР», 2005 г., 62 с.

10 Москвы и в учебный процесс для студентов факультета психологии Государственной академии славянской культуры. Положения, выносимые на защиту:

  1. Своевременное начало природной и сказочно-мифологической (до 5-ти лет) стадий этнофункционального развития личности у студенток связано с отсутствием у них потребности в употреблении алкоголя, табака и марихуаны.

  2. Этнофункциональные рассогласования отношений личности к климато-географическим, антропо-биологическим и конфессиональным элементам этносреды связаны с употреблением студентками алкоголя в сочетании с табаком и/или марихуаной.

  3. Употребление студентками алкоголя в сочетании с табаком и/или марихуаной связано у них с задержкой (после 5 лет) природной и сказочно-мифологической стадий этнофункционального развития личности.

  4. Восстановление системы отношений личности к родной природе и народным сказкам этносреды их рождения и проживания обусловливает снижение у студенток эмоционально положительного отношения к алкоголю и марихуане и нарастание негативного отношения к данным ПАВ.

Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы, заключение, выводы, список литературы, включающий 194 наименования работ отечественных и зарубежных авторов и приложения, содержащего таблицы с данными экспериментально-психологического исследования и рекомендации по профилактике употребления ПАВ. Текст рукописи проиллюстрирован таблицами и диаграммами.

Проблема употребления ПАВ в России и за рубежом в культурно-историческом аспекте

Бытовое употребление психоактивных веществ началось с образования самого человеческого общества. По мнению немецкого физиолога Макса Ферворна (1863 - 1921гг.), первобытный человек познакомился с воздействием ПАВ в процессе поисков пищи, когда ему пришлось столкнуться с ядовитыми свойствами растений. С распространением цивилизации употребление трав, содержащих наркотические вещества, постепенно превращалось в религиозно-ритуальный обряд. Ранние письменные свидетельства о целенаправленном употреблении психоактивных средств обнаружены на глиняных плитках шумеров, населявших Южное Двуречье многие тысячи лет тому назад. В Южную Азию, например, культуру опия занесли войска Александра Македонского (IV в. до н.э.). Из Индии опий распространился по всей Юго-Восточной Азии. В Европе введение опия в медицину приписывают Парацельсу (XVI в.) - приготовлявшаяся им настойка была названа лауданумом. Лауданум считался панацеей в течение более трёх столетий. Его применяли при бессоннице и возбуждении, при слабости и истощении, при болях, кровотечениях, кашле и диареи. В 1803 году Ф. Сертенер выделил из мака алкалоид морфин. С изобретением шприца морфинизм захлестнул Европу.20

Одна из первых вспышек наркомании в Европе возникла в XIX веке в связи с публикацией «Исповеди курильщика опиума» английского поэта Танаса де Куинси в 1822 году. Куинси поэтически романтизировано описал своё эйфорическое состояние, породив широкий круг подражателей. Препараты опия и других наркотических веществ, включая героин, начинают употреблять, в большинстве своём, молодые люди Великобритании, Франции, Швеции и других стран.

В США активное употребление наркотиков началось в 50-60-х годах XIX века. Это было связано со строительством железной дороги китайцами, которые привезли на Американский континент опиум. С тех пор число лиц, употребляющих психоактивные вещества, всё возрастало.

В конце 50-х начале 60-х годов XX века человечество столкнулось с неожиданной эпидемией - распространением употребления наркотиков среди молодёжи. Первые сообщения поступили из Японии: с 1954 года молодёжь стала широко употреблять амфетамины, к 1957 году было зарегистрировано 35тысячь несовершеннолетних преступников, злоупотребляющих подобного рода допингом. В последующем, наркотизм, среди подростков распространился на США, Англию, Канаду, Швецию, Швейцарию, затем на Испанию, Францию, страны Южной Америки, Нидерланды, ФРГ, Австрию и Финляндию. По статистическим данным различных источников (19, 29, 189, 191 и др.) если в 1914г. насчитывалось примерно 246 тысяч человек, употребляющих опиум, то в 1983г. только употребляющих героин насчитывалось 492 тысячи человек. В 2000г. в США, по разным данным, насчитывалось от 20 до 40 миллионов наркоманов. Здесь потребляется до 60% производимых в мире наркотиков. Считается, что около 20 миллионов человек регулярно курят марихуану, ещё 4-8 миллионов злоупотребляют кокаином и 500 тысяч человек пристрастились к героину.

В том числе и наша страна не избежала этой исторической закономерности. Контроль над оборотом наркотиков в Древней Руси осуществлялся задолго до установления христианства идеологическим органом родопле-менной княжеской власти - языческими жрецами, известными на Руси как волхвы или ведуны. Сущность контроля над оборотом наркотиков со стороны института волхвов заключалась в том, чтобы в общинах люди не злоупотребляли этими средствами, а использовали их строго в лечебных целях под надзором ведунов.

Первые юридические меры, направленные на пресечение изготовления, хранения, сбыта и иного использования наркотиков, без ведома государства, были описаны в Княжеских уставах и грамотах в период 988 - 989 гг.. Эта историческая эпоха знаменита Крещением Руси. Волхвы, ведуны многие века контролировали потребление соплеменниками препаратов, которые в наши дни относят к сильнодействующим веществам, наркотическим средствам и психотропным веществам. По оценкам профессора Б.Н. Головина, таких препаратов, получаемых из различных трав, мхов, ягод, грибов и т.п. естественных продуктов волхвам и ведунам было известно свыше ста наименований. Наши предки принимали одурманивающие сознание препараты, в первую очередь галлюциногенные грибы, в обрядовых и лечебных целях. Использование наркотиков среди населения постепенно прекратилось с введением на Руси христианства и взятием в руки Православной Церкви идеологических и здравоохранительных функций, что исключило использование языческих средств изменения сознания.24

Великий Восточный и прочие торговые пути соединяли Киев, Полоцк, Смоленск с Хивой, Багдадом, Византией, другими отдалёнными от Руси азиатскими землями, где употребление растительных ПАВ у коренных жителей не вызвало привыкания. Отсюда вполне можно допустить, что гашиш или опий свободно продавались в крупных городах нашей страны.

Анализ культурно-психологических условий имеющих значение для профилактики наркотизма

По сравнению с этнопсихологическим подходом к развитию личности (т.е. изучение специфики процесса развития личности у различных на-родов85и др., этнофункционалъный подход позволяет гораздо более дифференцированно учитывать культурно-историческую специфику этого процесса на современном этапе развития общества.

Центральным понятием в этнофункциональном подходе является этническая функция, которой наделяются все элементы окружающей человека среды. Этносреда, как более широкое понятие в данном подходе, понимается как внутренняя (психологическая и биологическая), внешняя (природная и культурно-психологическая) и трансцендентная (Бог, духи природных стихий и др.) среда личности. Этническая функция элементов эт-носреды может иметь для развития личности этноинтегрирующее (объединяющее ее с тем или иным этносом или этнической системой) или, напротив, этнодифференцирующее (разобщающее) личность значение. Однако, этническая функция далеко не всегда очевидна и в ряде случаев может быть определена только специалистами в области этнологии, антропологии, культурологии и других наук о человеке.

Историческими и культурными детерминантами этнического самосознания выступают историческое прошлое и традиции народа, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания, зафиксированные в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Этническое самосознание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку язык служит средством его выражения и формирования.

Этническое сознание выражается в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития. Этническое сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. Этническое самосознание представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений.

В основе проявления этнического самосознания лежит феномен этнической идентификации, т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной национальной группы. С.Л. Бухаре-вой в рамках этнофункционального подхода, этническая идентичность понимается как повторение общего плана исторического развития русской культуры в развитии личности конкретного человека.

Возможно так же и безразличное отношение к своей этнической идентичности. Например, Г.У. Солдатова указывает, что «в основе усиления тенденций формирования этнической идентичности по типу индифферентности лежат психологические механизмы. Нельзя исключать того, что в условиях высокой актуальности национальных проблем рост «безразличных» может иметь защитный характер и являться еще одним способом их адаптации.

В современных условиях фиксация этнического самосознания оказывается затрудненной, при незавершенности этнических процессов. Данное явление возникает из-за двойственности этнического самосознания в состоянии этнокультурной маргинальное, то есть одновременной принадлежности двум этническим культурам.

Современные люди, в особенности жители больших городов все в нарастающей степени в духовном (вера), душевном (отношение, характер, культура) и телесном смысле становятся «смешанными» людьми, не относящимися ни к какому определенному народу. Под влиянием массовых миграций и развитием средств массовой информации в современном мире общество характеризуется понятием «маргинальности». В первой половине двадцатого века американскими учеными Р. Парком90 и Э. Стоункви-стом91 для определения таких людей было предложено понятие «маргинального человека», т.е. «чужака» или «смешанного человека». Эти авторы рассматривают такие типы «чужаков» как: а) «выскочка» (т.е. «из грязи в князи»); б) «потерявшие почву» (т.е. «перекати поле» как в известной песне «мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз»; в) люмпен - т.е. бродяга или человек, находящийся вне каких-то устоявшихся общественных слоев.92

Ю.В. Филиппов подчеркивает, что маргинальность часто возникает при интеграции представителей различных народов в унифицированную культуру русскоязычного населения, в частности, в результате смешанных браков. Попадание в новую культуру, ее сравнение со своей закономерно влечет за собой изменения этнической идентичности. Следовательно, такие индивиды обладают сложной этнической «я-концепцией», занимают маргинальный статус.

Методика экспериментально-психологического исследования

Наличие этнофункциональных рассогласований содержания отношений студенток к- этническим признакам выявлялось в отношении испытуемых к климато-географическим (предпочтение для жизни определенных климато-географических условий), антропо-биологическим (здесь предпочтение определенных продуктов питания) и культурно-психологическим, включая конфессиональные (отношение к сказочно-мифологической стороне русской культуры и предпочтение определенного мировоззрения) этническим признакам. Отношения считались рассогласованными, если они не соответствовали этносредовым характеристикам или признакам, специфичным для региона рождения и проживания испытуемого. Также выявлялась сформированность этнической идентичности — однозначное отнесение себя к представителям того или иного реального этноса.

Возраст начала природной стадии и её содержание выявлялись по ответам респондентов на вопросы, выявляющие, со скольких лет они себя помнят, и какие наиболее ранние воспоминания о природе у них сохранились в памяти. Для выявления отношения студенток к природе и климату региона рождения и проживания (п. 1) в интервью могли задаваться следующие вопросы:

- Со скольких лет Вы себя помните?

- Каковы Ваши самые ранние воспоминания о родной природе?

- Любите ли Вы зиму?

- Хотели бы Вы, что бы зимы не было?

- Где бы Вы хотели жить постоянно?

Более подробно беседовали с теми респондентами, кто проявлял негативное отношение к зиме. Если они родились и выросли в средней полосе, но зиму не любят, то это проявление этнофункциональных рассогласований.

Многие респонденты, живущие в России, негативно относящиеся к климату, не любят очень холодную зиму. При этом в ходе интервью выяснялось, что совсем без зимы они не хотят жить, так как им нравится кататься на лыжах, нравятся зимние праздники.

Возраст начала сказочно-мифологической стадии, и ее содержание выявлялись по ответам испытуемой на вопросы о том, в каком возрасте она впервые познакомилась со сказками и с какими именно (из всего содержательного многообразия сказочно-мифологической стадии нами были выделены лишь сказки, как наиболее изученный аспект развития) (Е.В. Беляева (2005), И.В. Бачков (2002), А.В. Запорожец (1986), И.Н. Кольцова (2000), Ю.В. Филиппов (2002) и др.). При выявлении отношения студенток к сказочно-мифологической стороне русской культур (п. 4), в первую очередь, разъяснялось само понятие народной культуры, включающее в себя этнические особенности быта, праздники, народные песни, сказки, легенды, мифы, непосредственно не связанные с религией (православием). В процессе интервью могли задаваться следующие вопросы:

- Какие сказки Вы помните из детства?

- В каком возрасте Вы впервые познакомились с ними?

- Ваше отношение к народным сказкам, легендам и мифам?

- Какие сказки Вы считаете своими самыми любимыми?

Возраст начала религиозно-этической стадии выявлялся по ответам испытуемой на вопросы, выявляющие, в каком наиболее раннем возрасте были переживания, связанные с такими понятиями, как «Бог», «грех», «справедливость» (т.е. религиозно-этическое либо этическое содержание). Респондентам разъяснялось смысловое понятие религии, упоминалось о существующих религиозных направлениях и предлагались, например, следующие вопросы: - Являетесь ли Вы верующим человеком? Если да, то какой веры придерживаетесь?

- Являетесь ли Вы убежденным атеистом?

- В каком возрасте Вы стали задумываться, осознавать такие понятия, как Бог, грех, несправедливость, справедливость и т.п.?

Отношение к антропо-биологическим этническим признакам выявлялось через показатели отношения к традиционным национальным особенностям питания (п. 5). Разговор мог затрагивать такие вопросы как: -Какую кухню Вы предпочитаете?

- Что Вы любите есть?

-Какие блюда Вы предпочитаете есть?

- Какие фрукты Вы любите?

- Какая рыба Вам больше нравится?

- Что Вы предпочитаете: чай или кофе?

- Нравится ли вам национальная «кухня»?

Показатель отношения к обобщенному этническому признаку (собственной национальности по самоопределению) (п. 8), позволял выяснить отношение студенток к собственной национальности.

- Кем по национальности Вы себя считаете?

- Как вы понимаете выражение - «человек без национальности»?

- Как вы относитесь к людям других национальностей?

Это давало возможность выяснить степень осознания респондентов собственной национальности и степень маргинальности.

С целью выявления распространённости употребления ПАВ студенткам в интервью могли задаваться следующие вопросы:

- Какие психоактивные вещества Вы пробовали?

- В каком возрасте впервые попробовали алкоголь? Употребляете ли его, какой и как часто?

-Когда впервые попробовали курить?

-Если курите сейчас, то, сколько сигарет в день? -Хотели бы бросить курить?

-Какие наркотики пробовали, в каком возрасте, сколько раз?

Позитивное и негативное отношения респондентов к ПАВ определялись при помощи модифицированной автором методики «Неоконченных предложений» (Сакс и Леви) - «Диагностика отношения к ПАВ». Методика включала в себя два блока.

1) Блок - неоконченные предложения (24):

1.Считаю, что большинство юношей и девушек ...

2.Я думаю, что к психоактивным веществам относятся ...

3.Большинство моих товарищей ...

4.Я считаю, что алкоголь ...

5.К алкоголю я ...

6. Когда я вижу человека с бутылкой в руке, я ...

7.Табак в моей жизни ...

8.Курение для меня ...

9.Когда я вижу юношу /девушку/ с сигаретой, то ...

10.Думаю, что марихуана ...

11 .Наркотики могут ...

12.Наркотические вещества употребляют ...

13.Считаю, что бросить курить ...

14.Думаю, что молодые люди начинают курить ...

15.Алкогольные напитки среди моих сверстников ...

Іб.Считаю, что в большинстве семей алкоголь ...

17.Думаю, что семья, где курят родители ...

18.Реклама психоактивных веществ на ТВ ...

19.Наступиг тот день, когда ...

20.Употребляет психоактивные вещества человек, который ...

21 .Дискотека без алкоголя ...

172 Карелин А.А. (ред.) Психологические тесты //В 2-х т., т.1. М. «Гуманитарный издательский цент «ВЛАДОС» 2003 г., с. 14-19. 22.Считаю, что пиво ...

23. Любая «тусовка» не может обойтись без ...

24. Я думаю, что «план» для моих сверстников... 2) Блок - вопросы (11):

Считаете ли Вы допустимым употребление пива среди сверстников (юношей и девушек) и по какому поводу?

По какому поводу можно себе позволить выпить крепкий спиртной напиток?

Считаете ли Вы допустимым употребление вина в подростковом и юношеском возрасте?

Какие чувства у Вас вызывает проходящий по улице молодой человек или девушка с бутылкой пива в руке?

Считаете ли Вы допустимым употребление в компании крепких спиртных напитков?

Считаете ли допустимым употребление наркотиков в ночных клубах или на рок-фестивалях?

Считаете ли Вы допустимым употребление «легких» наркотиков среди сверстников?

Похожие диссертации на Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи