Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Сапожникова Елена Евгеньевна

Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях
<
Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сапожникова Елена Евгеньевна. Психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.07 / Сапожникова Елена Евгеньевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические предпосылки изучения ценностно-ориентационного единства межэтнических семей студентов вуза .16

1.1. Современные психологические представления о семье и семейных ценностях 16

1.2. Этнокультурные особенности психологических характеристик семьи и семейных ценностей (на примере России, Кореи и Китая) 29

1.3. Психолого-педагогические закономерности формирования ценностей в семье и в образовательных учреждениях как основных институтах социализации 50

1.4. Межэтническое взаимодействие в полиэтническом образовательном пространстве вуза как фактор образования межэтнических студенческих семей 63

Выводы по главе 1 81

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей личностных и семейных ценностей у русских, корейских и китайских студентов 86

2.1. Организация и методы исследования 86

2.2. Структурно-содержательные характеристики личностных и семейных ценностей русских, корейских и китайских студентов 101

2.3. Этнокультурные факторы формирования ценностно-ориентационного единства межэтнической студенческой семьи .118

Выводы по главе 2 126

ГЛАВА 3. Организация психолого-педагогических условий сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях 129

3.1. Исследование межэтнических отношений в вузе как основы создания условий сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических семьях 129

3.2. Создание программы психолого-педагогического обеспечения условий, направленной на сближение ценностных ориентаций в межэтнических студенческих семьях 133

3.3. Результаты апробации программы психолого-педагогических условий, направленной на сближение ценностных ориентаций в межэтнических студенческих семьях 148

Выводы по главе 3 156

Заключение 158

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Основными направлениями демографической политики РФ до 2025 года, направленными на решение существующих проблем в социально-демографической сфере, являются усовершенствование института семьи и брака, восстановление и сохранение духовно-нравственных семейных традиций и ценностей. Неизбежным следствием изменений, происходящих в процессе глобализации в постмодернистском обществе, является трансформация или утрата традиционных социокультурных ценностей, в том числе семейных. Эта проблема является особенно актуальной для межэтнических семей, несущих традиции и уклад двух культур. Особое значение демографические проблемы имеют сегодня для Дальнего Востока России – так, Приморский край с 1991 по 2010 г. утратил приблизительно 20% населения. Сохранение народонаселения в Дальневосточном регионе – задача первостепенной важности, которая имеет стратегический характер. Демографический потенциал, который существует в настоящее время, совершенно неудовлетворителен для стабильного развития региона, усиления экономики, внедрения инновационных технологий. В сущности, демографическое развитие данного региона – это одно из главных условий национальной безопасности страны в целом.

В настоящее время на Дальнем Востоке наблюдается расширение межэтнического взаимодействия, происходит заметное увеличение числа мигрантов, относящихся к другим этнокультурным группам. Возрастающая мобильность населения, миграционные процессы, обусловленные неравномерным экономическим развитием различных территорий, академическая мобильность способствуют образованию большого числа межэтнических контактов и как следствие – межэтнических браков. Так, все больше студентов из стран АТР (и не только) приезжают учиться в Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Нередко в таком полиэтническом пространстве образуются межэтнические пары. В связи с этим наблюдается и увеличение межэтнических студенческих браков. Межэтнические браки – это реальность, которая требует соответствующего психологического сопровождения в плане инкультурации, культурной адаптации и сближения ценностных ориентаций супругов в таких семьях, направленного на гармонизацию семейных отношений.

Формирование семейных ценностей происходит как в семье, так и в образовательных учреждениях, поскольку семья и вузы, по сути, являются основными институтами социализации. И если условия передачи ценностей в семейном воспитании прямые и опосредованные, от родителей к детям, благодаря личному примеру родителей, близких родственников и т.п., то формирование семейных ценностей в рамках образовательных учреждений – это психолого-педагогическая задача высших учебных заведений, поскольку именно в студенчестве происходит открытие своего внутреннего мира, налаживание взаимоотношений с окружающими людьми и самим собой, приобретение важнейших жизненных ценностей и выбор спутника жизни. Специфической с точки зрения интеллектуального потенциала и социально-экономического

положения, является студенческая семья. Необходимость исследования вопросов
минимизирования проблем студенческой семьи, сближения ценностных
ориентаций супругов, стимуляции интеллектуально-образовательных

возможностей семьи, оптимизации нравственных, духовных основ

взаимоотношений в студенческих семьях делают диссертационное исследование актуальным как для науки, так и для психолого-педагогической практики. Это и обусловило выбор темы исследования. Современная педагогическая психология рассматривает образовательный процесс как межличностные отношения, а не только в аспекте деятельности. Межличностные отношения реализуются в субъект-субъектном взаимодействии. Субъекты учебно-воспитательного процесса (студенты, их родители, преподаватели, педагоги, психологи и т.п.) включаются в межличностное взаимодействие, постоянно коммуницируют друг с другом, тем самым формируя определенные межличностные отношения. Собственно, модальностью межличностных отношений опосредуется вся образовательная деятельность. В данном случае решить задачу подготовки студентов к семейным отношениям и создать условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях представляется вполне выполнимой задачей.

Несомненно, задача подготовки молодого поколения к брачно-семейным
отношениям является актуальной и нужной в современном обществе. Тем не
менее, в психологии и педагогике в данной сфере имеются следующие
нерешенные проблемы: недостаток новых научных разработок по проблеме
готовности к браку в современных социально-культурных условиях.

Значительные принципы, накопленные советской педагогикой в идеологической системе воспитания семьянина, оказываются сегодня невостребованными. В этом контексте особенно актуальной является задача разработки психолого-педагогических условий повышения значимости семейных ценностей в сознании современной российской молодежи.

Изучением общих и семейных ценностей занималось достаточно много исследователей. Существуют отдельные исследования взаимоотношений в межэтнических семьях, однако работы, посвященные психолого-педагогическим условиям сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических семьях, практически полностью отсутствуют. В этой связи центральным конструктом данной диссертационной работы является создание программы психолого-педагогического обеспечения условий, направленной на сближение ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях.

Цель работы: теоретически обосновать, выявить и экспериментально
проверить психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций
супругов в студенческих межэтнических семьях в полиэтническом

образовательном пространстве вуза.

Объект исследования: ценностные ориентации супругов в межэтнических студенческих семьях.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях в полиэтническом образовательном пространстве вуза.

Основная гипотеза исследования: у представителей разных этносов (русских, корейских и китайских студентов) существуют определенные различия в значимости общих и семейных ценностей; обеспечение в полиэтническом образовательном пространстве вуза специальных психолого-педагогического условий будет способствовать сближению ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях.

В соответствии с целью и гипотезой определялись задачи исследования:

1. Изучить общую природу и психологическое содержание системы
семейных ценностей как ценностно-ориентационного единства межэтнической
семьи;

2. Определить структурно-содержательные характеристики семейных
ценностей представителей русского, китайского и корейского этносов;
осуществить кросс-культурное сопоставление результатов;

3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия,
способствующие сближению ценностных ориентаций супругов в межэтнических
семьях в полиэтническом образовательном пространстве вуза посредством
формирующего эксперимента на примере студентов ДВФУ.

Методологической основой проведенного исследования явились:

современные представления о ценностно-смысловой сфере личности

(Д. А. Леонтьев, А. В. Серый, М. С. Яницкий); стратометрическая концепция сплоченности как ценностно-ориентационного единства (А. В. Петровский); исследования проблемы психологической готовности к браку (Т. В. Андреева, Е. С. Калмыкова, С. В. Ковалев, В. Т. Лисовский, В. А. Сысенко, В. С. Торохтий, Л. Б. Шнейдер); социально-психологические исследования проблем современной семьи (А. И. Антонов, С. И. Голод, О. В. Здравомыслова, Л. Б. Шнейдер, Е. М. Лерняк), полоролевых установок (Ю. Е. Алешина, М. Ю. Арутюнян, Т. И. Дымнова, И. С. Кон, А. А. Темкина); функций семьи (Т. В. Андреева, А. Г. Харчев, В. М. Целуйко Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий); представления отечественных ученых об общих закономерностях формирования и становления семейно-брачных отношений (Г. К. Матвеев, Н. Я. Соловьев, О. А. Карабанова, Т. М. Трапезникова В. И. Зацепин, В. Н. Куницина, Н. Н. Обозов); основные психологические концепции межэтнической брачности (М. С. Мацковский,

A. Г. Вишневский, А. Б. Синельников, Г. И. Климантова, Д. Майерс, А. Б. Орлов,

B. Г. Крысько, Ю. В. Чернявская, О. В. Галустова, А. П. Садохин); положения
кросс-культурной психологии, раскрывающие понятие этнической культуры как
базового теоретического конструкта (Г. К. Триандис, Д. Майерс, Г. Хофстеде,
Е. Н. Данилова, Д. А. Лалетин, Л. Г. Почебут, А. И. Кравченко, Ю. В. Бромлей);
теоретические основы техники культурного ассимилятора (Р. Альберт,
Г. Триандис, Т. Г. Стефаненко, Г. У. Солдатова, С. Д. Гуриева, О. Е. Панич).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы и методики исследования:

1. Теоретические методы: анализ материалов зарубежной и отечественной литературы по проблеме; систематизация и классификация; анализ и обобщение результатов исследования; моделирование;

2. Эмпирические методы исследования: проективная методика «Рисунок
семьи» (модификация Р. Бернса и С. Кауфмана), тест Сакса-Леви «Незаконченные
предложения» (модификация Т. А. Заеко), «Общие и семейные ценности
(реконцептуализация В. В. Калиты, И. М. Мишариной), методика А. Н. Волковой
«РОП» (Ролевые ожидания и притязания в браке), «Социальная дистанция и
толерантность» Богардуса (модификация Л. Г. Почебут), экспресс-опросник
«Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев,
Л. А. Шайгерова), методика В. В. Бойко «Определение деструктивных установок
в межличностных отношениях».

2.1. Наблюдение, анкетирование, опрос, формирующий эксперимент;

3. Методы статистического анализа: корреляционный анализ, факторный
анализ, U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента, * критерий — угловое
преобразование Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных
компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft
Excel XP и пакета статистического анализа SPSS for Windows 16.0.7.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса исследовательских методов, соответствующих целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.

Организация и база исследования. Настоящее исследование выполнено при поддержке Программы «Научный фонд» ДВФУ по теме: «Межкультурная социально-психологическая адаптация студентов стран АТР в полиэтническом образовательном пространстве ДВФУ», проект 12-05-06-220-14/14 и проводилось в период с 2011 по 2016 год в четыре этапа.

На первом этапе было проведено изучение структурно-содержательных характеристик семейных ценностей у русских, корейских и китайских студентов ДВФУ, проведен качественный и количественный анализ результатов; по результатам исследования сделан вывод, о том, что существует определенная разобщенность в системе ценностных ориентаций у русских, корейских и китайских студентов. Несмотря на то, что для данных этнических групп не теряют приоритетность такие ценности, как любовь и семья, в других аспектах наблюдается несовпадение общих и семейных ценностей.

На втором этапе изучалась психология межэтнических отношений, особое
внимание уделялось межэтническим семьям, проводились беседы и интервью с
представителями межэтнических семей, рассматривалась динамика

формирования брачных отношений в данных семьях, отслеживался жизненный цикл каждой семьи.

На третьем этапе осуществлялась разработка и реализация четырехэтапной
программы формирования культурного ассимилятора «Отношения в

межэтнической семье». Опыт разработки культурного ассимилятора в рамках настоящего исследования позволил расширить знания о межэтнической

брачности, выявить основные закономерности становления брачно-семейных отношений в межэтнической семье. Культурный ассимилятор включен в программу психолого-педагогического обеспечения условий, направленную на сближение ценностных ориентаций супругов в студенческих межэтнических семьях.

На четвертом (контрольном) этапе подводились итоги проведенного исследования и апробация программы психолого-педагогического обеспечения условий сближения ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях в полиэтническом образовательном пространстве вуза посредством формирующего эксперимента на примере студентов ДВФУ.

В качестве испытуемых на различных этапах исследования приняли участие
327 студентов Дальневосточного федерального университета разных

специальностей и разных этносов (125 русских студентов, 105 китайских студентов, 97 корейских студентов), 12 межэтнических (русско–корейских) семей с различным стажем семейной жизни (от 1 года до 15 лет) и 40 русских студентов Школы гуманитарных наук ДВФУ.

Научная новизна исследования:

уточнены данные о кросс-культурных особенностях ценностной иерархии русских, корейских и китайских студентов: у русских студентов первые четыре позиции занимают семья, уверенность в себе, материальная обеспеченность и свобода; у корейских студентов три первые позиции занимают аналогичные ценности, а на четвертом месте стоит интересная работа; для китайских студентов наибольшую значимость имеют активная жизнь, интересная работа, материальная обеспеченность и личностное развитие;

установлена определенная разобщенность семейных ценностей у русских, китайских и корейских студентов: для русских студентов наиболее значима взаипомоддержка и стабильность, для корейских студентов – родительство, для китайских студентов приоритетом является духовное развитие при относительно низкой значимости родительства;

- установлены структурно-содержательные характеристики семейных
ценностей русских, корейских и китайских студентов, имеющих разный опыт
межэтнического и межличностного взаимодействия; выявлено влияние семейных
ценностей на семейные отношения у представителей разных этнических групп;

- выявлены особенности ролевых ожиданий и представлений о брачных
отношениях у русских, китайских и корейских студентов; охарактеризованы их
притязания относительно будущего брака и супруга; установлена определенная
согласованность их представлений относительно интимно-личностной,
хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной функций будущего брака.

Теоретическая значимость. Результаты диссертационной работы вносят
вклад в развитие сложившихся представлений о межэтнической брачности, ее
структуре, показателях и связи с опытом межэтнического взаимодействия.
Расширено представление о ценностных ориентациях супругов как факторе
единства межэтнической семьи. Выделены компоненты структуры ценностно-
ориентационного единства для студенческих межэтнических семей:

информационный и мотивационный; когнитивный и операциональный; эмоционально-волевой.

Охарактеризованы психолого-педагогические условия сближения

ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях: создание ситуаций, вызывающих у молодых людей желание изучить теоретические аспекты семейных взаимоотношений в семье (лекции); создание психолого-педагогических ситуаций, знакомящих молодых людей (юношей и девушек) с образцами толерантного поведения, способствующего закреплению этих образцов деятельности (тренинг); формирование установки на принятие культурных различий между представителями разных этносов, а также на развитие навыков взаимопонимания в семье (культурный ассимилятор); включение в содержание обучения задач, способствующих формированию позитивного настроя на совместную деятельность (мастер-классы).

Практическая значимость работы определяется возможностью

использования результатов исследования в диагностике семейных ценностей и в психологической работе с семьей, а также в рамках психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в вузе.

Адаптированы методики по изучению семейных ценностей для китайских и корейских респондентов; с помощью техники децентрированного перевода Д. Кэмпбелла был осуществлен перевод методики диагностики семейных взаимоотношений «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой на китайский и корейский языки; получен инструмент, позволяющий установить иерархию семейных ценностей и представлений о распределении семейных ролей корейцев и китайцев.

Разработан культурный ассимилятор «Отношения в межэтнической семье», который включен в программу формирующего воздействия, направленную на сближение ценностных ориентаций супругов в студенческих межэтнических семьях.

Разработана и апробирована программа психолого-педагогического

обеспечения условий, направленная на сближение ценностных ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях, что позволит своевременно профилактировать негативные тенденции личностного самоопределения, семейных кризисов и разводов учащейся молодежи разных этнических групп, а также молодых межэтнических семей.

Результаты исследования внедрены в практику психологического обучения
студентов психологов Дальневосточного федерального университета. Данные
результаты используются при чтении курсов лекций по предметам «Психология
семьи» в Школе гуманитарных наук (кафедра психологии); предложены
дополнением к программе подготовки магистров психологии в рамках курса
«Психология межэтнической семьи». При личном участии диссертанта
разработан учебно-образовательный комплекс, который позволяет

усовершенствовать процесс профессиональной подготовки будущих

специалистов психологов. Применение данного комплекса в учебном процессе позволило улучшить учебные программы и курсы изучаемых дисциплин, что в

свою очередь оптимизировало условия для личностного роста студентов при получении ими профессиональных знаний.

Вышеперечисленные результаты исследования позволили дополнить
существующие в ДВФУ программы психологического сопровождения

межкультурной адаптации студентов в полиэтническом образовательном пространстве вуза. Полученные результаты могут быть использованы в воспитательно-образовательном процессе вузов, в работе психологических служб, в кураторской деятельности, по совершенствованию процесса обучения в полиэтническом образовательном пространстве.

Результаты диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры психологии ДВФУ и докладывались на научно-практических конференциях:

  1. Международная научная конференция, ДВФУ, Владивосток. 10-14 октября 2011 г.

  2. XIX международная молодежная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, 9 – 13 апреля 2012 г.

  3. International scientific–practical conference of teachers and psychologists «Science of future», Prague (Czech Republic), the 8th of May, 2014 г.

  4. Научно-практическая конференция с всероссийским и международным участием «Духовно-нравственные основы будущего России», Владивосток, 27-28 марта 2014 г.

  5. Российско-корейская научно-практическая конференция «Экономическое развитие и сотрудничество стран Северо-Восточной Азии: культура, управление и общество», Владивосток, 29 июня 2015г.

Результаты исследования были включены в отчет по гранту Программы «Научный фонд ДВФУ» по теме: «Межкультурная социально-психологическая адаптация студентов стран АТР в полиэтническом образовательном пространстве ДВФУ» (проект № 12–05–06–220–14/13). Результаты исследования были включены в отчет по гранту Академии корейских исследований Республики Корея: Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2015-OLU-2250003).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Содержание системы семейных ценностей выступает интегративной
характеристикой функционирования семьи, отражающей семейную сплоченность
и ее ценностно-ориентационное единство. Ценностно-ориентационное единство
семьи представляет собой сложное образование, включающее следующие
показатели: отношения каждого члена семьи к совместной деятельности;
межличностные отношения; эмоциональные контакты членов семьи. Ценностно-
ориентационное единство межэтнической студенческой семьи, не приводя к
нивелировке этнокультурных особенностей личности, выступает важным
источником интенсификации внутрисемейного взаимодействия и повышения
эффективности функционирования семьи.

2. Значимость тех или иных семейных ценностей для студентов
обнаруживает различия в зависимости от их этнической принадлежности: для

русских студентов наиболее значима взаипомоддержка и стабильность, для
корейских студентов – родительство, для китайских студентов приоритетом
является духовное развитие при относительно низкой значимости родительства. В
ролевых ожиданиях и притязаниях студентов относительно будущего брака и
супруга также существуют кросс-культурные различия в установках на важные
аспекты семейной жизни, такие как эмоционально-психологическая сфера,
социальная активность и внешняя привлекательность. Одновременно установлена
определенная согласованность представлений русских, корейских и китайских
студентов относительно интимно-личностной, хозяйственно-бытовой,

родительско-воспитательной функций будущего брака.

3. Программа психолого-педагогического обеспечения условий,

направленная на сближение ценностных ориентаций, включающая авторский
культурный ассимилятор, позволяет создать условия для сближения ценностных
ориентаций супругов в межэтнических студенческих семьях. В процессе
применения программы происходят следующие изменения: повышается общее
ценностно-ориентационное единство студенческих межэтнических семей, что
позволяет своевременно профилактировать семейные кризисы молодой семьи, и
своевременно устранять негативные моменты, которые могут привести к разрыву
отношений; изменяются интолерантные паттерны общения и взаимодействия на
более толерантные, что выражается в готовности конструктивно и

доброжелательно взаимодействовать друг с другом представителей различных этносов; понижается социальная дистанция представителей различных этносов; развиваются позитивные установки молодежи на брачные отношения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 227 наименований, 26 приложений. Текст работы иллюстрирован 17 таблицами, 13 рисунками. Общий объем диссертации 273 страницы.

Этнокультурные особенности психологических характеристик семьи и семейных ценностей (на примере России, Кореи и Китая)

Как известно, семья является главным звеном социализации индивида. На основании его социального статуса развиваются системы социальных ролей и ценностных ориентаций. Эти ценностные ориентации, роли и статус образуют первоначальный класс свойств личности, определяют некие особенности мотивации и структуры поведения, и, при взаимодействии с ними - характер человека, его склонности и предпочтения. Ценностные отношения человека к окружающему миру опосредованы его ориентацией на общество в целом и отдельно на разных людей, на идеалы, которые в данном обществе существуют, на нормы общества и представления. Ценности определенного индивида развиваются под воздействием социальной среды, благодаря свойствам тех социальных групп, в которые этот индивид входит. Индивидуальные ценности представляются главным компонентом структуры личности, они осуществляют роль редукторов поведения и выражаются во всех сферах деятельности человека [148], в том числе и в семейных взаимоотношениях, которые всегда являлись важнейшей составляющей в жизни людей.

В любом обществе практически каждый человек развивается и воспитывается в семье, и в обществе любого вида значительное большинство людей состоит, или когда-либо состояло, в браке. Брак выступает как социальный институт, получивший большое распространение. Именно в семье закладываются основы духовности, нравственности и толерантности. Именно в семье поколения людей сменяют друг друга, в семье человек рождается, через семью идет продолжение рода. В семье, по сути, накоплены самые разнообразные формы взаимодействия между родителями и детьми; на этой базе складываются оптимальные отношения, способствующие социализации личности [125]. Практически все отечественные современные исследователи отмечают весомость родительской семьи для нормального развития и формирования системы ценностной ориентации личности [200].

На сегодняшний день семья является важной и основной ценностью государства, которое заинтересованно в сохранении и увеличении своего народонаселения. Собственно, состояние семьи, а также установки, которые характеризуют ее состояние, являются индикатором социального благополучия страны. В последнее время связь общества и семьи заметно ослабла. Это негативно отразилось и на семье, и на обществе в целом, у которого уже существует потребность в воскрешении прежних семейных традиций и ценностей, а также в налаживании кампании по практической подготовке молодых людей к семейной жизни [157].

Отношение к семье каждого поколения воссоздает в себе облик определенного времени и психологии людей, показывает те условия жизни и те эстетические и нравственные принципы, которые в данном обществе сложились. В настоящее время, конечно, прослеживается достаточно много проблем, которые касаются институтов брака и семьи. Специалисты подчеркивают, что большая часть молодежи или не получает должной информации о браке и семье, или получает ее не в том объеме, что негативно сказывается и на дееспособности семьи, и на прочности браков (увеличение числа разводов (Приложение 1) и снижение рождаемости). Одной из причин разводов является создание нуклеарной семьи на стадии ранней взрослости (20-25 лет), когда молодые люди стараются достичь так называемой социальной зрелости – реализации социальных обязательств и приобретения ответственности за свою жизнь, свои поступки и решения. Эти годы характеризуются стремлением к приобретению максимального развития физических, интеллектуальных и духовных способностей человека [14]. Поэтому исследование мнений современных молодых людей и девушек о своей будущей семье, осознание того, какими ценностями они руководствуются, очень важно. Молодежь выступает как «мобильный» сегмент общества, который с легкостью может приспособиться к происходящим переменам в стране. Проходя стадию своего формирования, современная молодежь находится в условиях, при которых происходит развитие социальных отношений и утрачивание изживших себя, старых ценностей. Именно отсюда зарождается пессимизм и растерянность, безверие в перспективы своей страны [2].

Также за последние десять-двадцать лет в нашей стране поменялись суждения на тему семьи и формы брака. Это заметно, благодаря появлению и распространению таких явлений, как гостевой, пробный, фактический браки, и другие своеобразные формы браков. Микроперепись населения в 1994 году обнаружила так называемый фактический брак, когда женщина и мужчина, будучи практически супругами, не узаконивают свои отношения в ЗАГСе. В соответствии с показателями данной микропереписи, в России на 1 тысячу человек, находящихся в браке не оформили его юридически 66 женщин и 65 мужчин (6,6% и 6,5% соответственно) [9]. К такому виду брака положительное отношение выразила половина опрошенных - 50,8%. Однако, несмотря на то, что количество позитивно относящихся к незарегистрированному браку велико, все же, как допустимый пример собственного брака он одобряется не всеми.

Либерализация точек зрений на формы брачных отношений выразилась также в отношении к пробному браку. Это совместное жительство женщины и мужчины со всеми атрибутами брачно-семейных отношений в течение определенного количества времени до окончательного намерения о вступлении в официальный брак или же наоборот, разрыва отношений. Положительное отношение к пробному браку высказало 82,0% молодежи, 63,6% рассматривают такой вид брака как допустимую ситуацию в своей жизни [Там же].

Межэтническое взаимодействие в полиэтническом образовательном пространстве вуза как фактор образования межэтнических студенческих семей

Выделяется два основных этапа инкультурации, единство которых обеспечивает нормальное развитие и функционирование культуры:

Во-первых, это детство, в котором осваиваются язык, нормы и ценности культуры. Взрослые применяют систему поощрений и наказаний, тем самым ограничивая права выбора или оценки ребенка. Хотя инкультурация индивида в первые годы жизни - главный механизм стабильности и непрерывности культуры, она не приводит к абсолютному повторению прошлых поколений. Результатом процесса инкультурации может явиться безусловное и точное освоение культуры новым поколением (с небольшими различиями между детьми и родителями), но также может быть и неудачный результат (дети, совершенно непохожие на родителей) [Там же].

Во-вторых, это зрелость. Инкультурация в зрелом возрасте прерывиста, она касается только отдельных «фрагментов» культуры - открытий, изобретений, новых идей. Главная особенность данного этапа - допустимость для человека в той или иной мере принимать или не принимать то, что ему предложено культурой, возможность творчества и дискуссии. Собственно, в период зрелости инкультурация открывает путь к изменениям и благоприятствует тому, чтобы стабильность не трансформировалась в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

Некоторые исследователи, вслед за Херсковицем, используя понятие инкультурации, сталкиваются с определенными проблемами при попытке отделить его от понятия социализации, учитывая то, что и определение социализации имеет множество толкований. Например, М. Мид под социализацией подразумевает социальное научение, а инкультурацию понимает как «реальный процесс научения, как он происходит в специфической культуре» [Цит. по: 106]. Д. Матсумото видит различие между двумя понятиями в том, что «социализация, как правило, больше относится к процессу и механизмам, с помощью которых люди познают социальные и культурные нормы», а инкультурация - «к продуктам процесса социализации - субъективным, базовым, психологическим аспектам культуры» [Цит. по: 101]. И все же исследователи сходятся в одном: в акцентировании внимания на большей универсальности социализации и большей специфичности инкультурации. Если анализировать развитие отдельного индивида, то становится очевидным, что в данном процессе происходит специфичная для определенной культуры социализация и общая инкультурация.

В этнопсихологии существует еще одно понятие - культурной трансмиссии, которое включает процессы социализации и инкультурации. Культурная трансмиссия представляет собой механизм, при помощи которого этническая общность «передает себя по наследству» своим новым членам, новым поколениям. Благодаря культурной трансмиссии, общность увековечивает свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения. Трансмиссия бывает трех видов: вертикальная, горизонтальная и непрямая. В первом случае культурные ценности передаются от старшего поколения младшему; во втором - культурные ценности передаются в процессе общения со сверстниками; в третьем - в процессе обучения человека в специализированных институтах социализации (школах, вузах).

Социализаторы могут различаться не только по семейной принадлежности (родители, родственники, «неродственники») и возрасту (взрослый, старший ребенок, сверстник), но и по функциям, выполняемым ими в процессе культурной трансмиссии. Исследователи описывают несколько агентов социализации, которые различаются по характеру влияния на ребенка: опекуны, осуществляющие уход за ребенком; авторитеты, на собственном примере прививающие ребенку культурные ценности; дисциплинаторы, распределяющие наказания; воспитатели, целенаправленно обучающие ребенка, передающие ему соответствующие знания; компаньоны, участвующие в совместной деятельности на равных правах; сожители, проживающие в одном доме с ребенком.

Институты социализации также включают в себя систему образования, которая имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, четко проявленным целенаправленным характером: для любой исторически сложившейся формы образования характерно отчетливое разъяснение своих целей, притом основная задача образовательной системы как социального института - воспроизведение существующей социальной системы, и в этом смысле образование достаточно консервативно. Во-вторых, для той или иной системы образования присуще ориентирование на некую идеальную модель: и воспитательное и учебное воздействие предполагает факт наличия идеального образца (что может быть выражено в сумме знаний, умений или в личностных качествах), который нужно получить «на выходе». В-третьих, образовательные институты подразумевают присутствие операциональных критериев оценки своей деятельности посредством степени соотношения того, что получилось «на выходе» заявленной идеальной модели. В-четвертых, институты образования предлагают временное фиксирование сроков воспитательного воздействия и наличие штата так называемых профессиональных социализаторов, взаимоотношения человека с которыми ощутимо отличаются от характера межличностных взаимоотношений в семье. Характер системы образования как института социализации может быть раскрыт посредством системы взаимоотношений профессионального социализатора и ребенка.

Этнокультурные факторы формирования ценностно-ориентационного единства межэтнической студенческой семьи

Методика РОП (ролевые ожидания и притязания в браке) разработана А. Н. Волковой для анализа установок семьи. Данная методика состоит из семи шкал, которые позволяют выявить иерархическую структуру ценностей семьи и представления о семейных ролях при их осуществлении. Семейные ценности - это те стороны семейной жизни, которые отражают основные семейные функции: забота о подрастающем поколении и его воспитание, организация быта, организация досуга, сексуальные отношения супругов, духовные ценности, эмоциональная поддержка, партнерские отношения. Результаты респондента предоставляют возможность определить значимость для него перечисленных аспектов семейной жизни [27].

А. H. Волкова при разработке методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» исходила из постулата, что характер взаимоотношений супругов в большинстве случаев подчинен степени взаимосогласованности семейных ценностей супругов и ролях, которые каждый из них будет исполнять в определенных сферах семейной жизни. Реалистичность ролевых действий и паттернов поведения мужа и жены зависит от соотношения ролевых ожиданий (установки супругов на динамичную реализацию супругом семейных обязательств) ролевым притязаниям (личностная готовность каждого из супругов к выполнению семейных ролей) [28].

С помощью методики РОП можно определить: 1) представления мужа и жены о важности таких аспектов семейного взаимодействия как сексуальные отношения, общность супругов, обязанности супругов как родителей, интересы супругов в профессиональном плане, хозяйственно-бытовое обслуживание, эмоциональная и моральная поддержка, внешняя привлекательность партнера. Данные показатели отражают главные семейные функции и составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ); 2) представления мужа и жены о предпочитаемом разделении ролей при осуществлении семейных функций составляют шкалу ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП). Всего в опроснике 7 шкал. Ответы испытуемого предоставляют возможность определить значимость для него перечисленных аспектов семейной жизни. У успешной, стабильной семейной пары иерархическая структура семейных ценностей схожа.

1. Шкала важности сексуальных отношений в браке (интимно-сексуальная). Высокие баллы (от 7 до 9) указывают на то, что супруг (супруга) рассматривает сексуальные отношения как важное условие семейного благополучия, отношение к супругу (супруге) зависит от оценивания его (ее) как сексуального партнера. Низкие баллы (менее 3) обозначают, что существует преуменьшение роли интимных взаимоотношений между супругами.

2. Шкала, отображающая установку супруга на личностную идентификацию с партнером (ожидание единства потребностей, интересов, способов времяпрепровождения, ценностных ориентаций). Низкие баллы по шкале личностной идентификации с супругом (менее 3) указывают установку на личностную независимость.

3. Шкала, отображающая установку супруга на осуществление хозяйственно-бытовых семейных функций. Данная шкала, как и следующие, содержит две подшкалы.

Подшкала ролевых ожиданий - баллы по данной подшкале расцениваются как уровень ожидания от партнера динамичного исполнения бытовых поручений. Чем баллы выше, тем требований к участию партнера в бытовом плане предъявляется больше и тем большую важность имеют хозяйственно-бытовые навыки партнера. Подшкала ролевых притязаний отображает установки на личностное активное участие в хозяйственно-бытовых вопросах. Суммарная оценка шкалы расценивается как оценка супругами важности налаживании быта в семье. 4. Шкала, отображающая отношение супругов к родительским обязанностям (или родительско-воспитательная). Подшкала ролевых ожиданий указывает на выраженность установки супруга (супруги) на активную родительскую роль. Подшкала ролевых притязаний отображает ориентирование супруга (супруги) на личные обязанности по воспитанию подрастающего поколения. Общая оценка шкалы расценивается как показатель важности для супруга (супруги) родительских функций. Чем выше баллы по данной шкале, тем большую важность придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство главной ценностью, которая концентрирует возле себя семейную жизнь. 5. Шкала, отображающая установку супруга на важность внешней социальной активности (общественной, профессиональной) для устойчивости семейных взаимоотношений (шкала социальной активности). Подшкала ролевых ожиданий определяет уровень ориентации супруга на то, что партнер по браку может иметь профессиональные успехи и интересы, выполнять активную общественную роль. Подшкала ролевых притязаний определяет уровень личностных профессиональных ориентаций и потребностей супруга (супруги). Общая оценка данной шкалы расценивается как показатель важности для мужа (жены) внесемейных увлечений, которые являются главными ценностями в процессе межличностных взаимоотношений супругов. 6. Шкала, отображающая установку супруга (супруги) на важность эмоционально-психотерапевтической функции брака (или эмоционально психотерапевтическая). Подшкала ролевых ожиданий определяет уровень ориентации мужа (жены) на то, что партнер примет на себя роль семейного «эмоционального лидера» в вопросах корректирования психологического климата в семье, оказания эмоциональной и моральной поддержки, воссоздания «психотерапевтической атмосферы в семье».

Создание программы психолого-педагогического обеспечения условий, направленной на сближение ценностных ориентаций в межэтнических студенческих семьях

Самые первые культурные ассимиляторы разработали психологи университета штата Иллинойс вначале 60-х годов под управлением Г. Триандиса [42]. Они были рассчитаны на американцев, которые взаимодействовали с тайцами, иранцами, арабами, греками и афроамериканцами. Создатели техники задавались целью за небольшой промежуток времени предложить обучающемуся как можно больше информации о культуральных отличиях этносов и сконструировали программированное пособие с обратной связью, которое позволяло сделать человека, который по нему занимается, причастным к процессу обучения.

Команда ученых во главе с Р. Брислином озаботилась созданием универсального культурного ассимилятора, помогающего людям адаптироваться в любой другой культуре (Brislin, Cushner, Cherrie, Yong, 1986) [131]. На имеющейся базе опыта конструирования узко направленных культурных ассимиляторов и задействованности в различных тренинговых группах исследователи поняли, что сделать такой ассимилятор возможно, поскольку люди, которые попадают в инокультурную среду, проходят схожие периоды адаптации и урегулирования межличностных отношений [164].

Продолжительное применение культурных ассимиляторов доказало, что они представляют собой эффективное средство снижения использования негативных стереотипов, предоставления информации о различиях между этносами, облегчения межличностных взаимоотношений в инокультурной среде и, в конечном итоге, разрешения стоящих задач перед индивидом [45].

При конструировании культурного ассимилятора обязательно соблюдаются четыре стадии [165]:

Подбор ситуаций. Информация комплектуется так, чтобы предоставить ситуации, где будут проявляться либо значительные, либо существенные различия между этносами. Идеальной будет ситуация, во-первых, описывающая часто происходящую ситуацию взаимодействия членов разных этносов, во-вторых, такая, которую обучаемый считает конфликтной или которую он чаще всего неверно интерпретирует, и, в-третьих, позволяющая узнать ценную информацию о культуре другого этноса. Подбирая ситуации, необходимо учитывать обычаи, различия в ролевых ожиданиях, взаимные стереотипы, особенности невербальной коммуникации и многое другое.

Взаимодействие представителей непохожих друг на друга этносов порождает много затруднений, которые могут быть обусловлены разногласием традиций, норм, обычаев, ценностей, особенностей мировоззрения и многим другим [132]. Исследователи нашли 18 разновидностей разногласий, с которыми встречаются люди в ситуациях межкультурного взаимодействия [88].

Ситуации, которые отражают данные разногласия, можно сконцентрировать в трех более широкие рубриках: сильные эмоциональные реакции (повышенная тревожность, ощущение несбывшихся ожиданий, ощущение отсутствия душевной поддержки со стороны местных жителей, неопределенные взаимоотношения с ними, борьба с личными предубеждениями и личным восприятием, содержащимся в привычке объяснять явления окружающей среды через призму норм и традиций своей этнической общности, которая берется в качестве всеобщего эталона) [110]. знания, необходимые для осознания межкультурных различий (социальные установки на собственность, на труд; пространственно-временная организация коммуникации; отношение к иностранным языкам; коллективизм и индивидуализм; обычаи, суеверия и ритуалы; иерархические структуры -статусные и классовые; ценности - социальные и личностные); когнитивные явления и процессы, находящиеся в основе межгрупповых различий (дифференциация, атрибуция, категоризация, этноцентризм, стиль получения знаний).

Модели возможных конфликтных случаев могут браться из литературы (исторической или этнографической), из прессы, личных наблюдений самих исследователей. Применяется техника незаконченных предложений [111], где испытуемые определяют вероятные причины и последствия событий.

Так же исследователи проводят интервью, используя технику «критического инцидента» [60]: человека просят вспомнить ситуации, в которых произошедшее резко (в негативном ключе или, наоборот, позитивном) поменяло их отношение к членам другого этноса. 2. Построение эпизодов (вносятся поправки в «сырые ситуации») Конструируются конкретные ситуации, в которых учувствуют лица имеющие фамилии и имена, тем самым привносится дух «реальной жизни» [162]. 3. Выделение атрибуций - на данном этапе подбираются вопросы о персонажах, ситуациях, когнитивных и эмоциональных реакциях и т.д. 4. Отбор атрибуций (комплектование подборки альтернативных объяснений). Если культурный ассимилятор предназначается для подготовки членов этноса А к взаимодействию с членами этноса Б, то нужно сделать подборку - при помощи экспертов, представителей разных этносов - три объяснения того или иного поведения персонажей, среди которых есть как вполне возможные с точки зрения представителей этноса А, так и наименее возможные с точки зрения обеих культур, и одно объяснение, которое чаще используется при интерпретации ситуации члена культуры Б. Только ответы, присущие представителям этноса Б, считаются верными.