Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолого-педагогическое проектирование компьютерных игровых учебных сред для младших школьников Коберник, Елена Георгиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коберник, Елена Георгиевна. Психолого-педагогическое проектирование компьютерных игровых учебных сред для младших школьников : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / НИИ психол. УССР.- Киев, 1990.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-12/426-7

Введение к работе

Актуальность исследования. Исследования по использованию новых информационных технологий /БИТ/ в образовании рассматривают как часть общего процесса развития педагогической теории и практики. Широкое использование электронно-вычислительной техники в учебном процеоое оредней школы ооздает, предпосылки для формирования у учащихоя компьютерной грамотности, повышения качества управления процессом обучения, его индивидуализации. Современное оборудование школьных кабинетов вычислительной техники и оснащение их соответствующими педагогическими программными средствами позволит организовать изучение основ информатики и вычислительной техники, формировать элементы компьютерной грамотности уже о младшего школьного возраста.

Многие педагога и поихологи полагают, что усвоение элементарных навыков общения о компьютером вполне доотупно школьникам 1-2 классов /А.П.Ершов, Г,А.Звенигородский, Ю.А,Первин и др./. Способность к сотрудничеству с ЭВМ лучше всего развивать в детстве, поокольку в это время еще не приходится преодолевать устоявшиеся стереотипы, "психологический барьер" перед новой техникой. Наиболее продуктивными для младших школьников оказываются аанятия в компьютерном кружке, где наряду о овладением элементами компьютерной грамотности /умение работать о графическим, текстовым редактором, решение простейших задач/ дети могут расширить и углубить знания по отдельным учебным предметам, например, математике, руоскому языку, изобразительному искусству и

яр.

Одним из основных направлений работы о младшими школьниками является проектирование и- использование компьютерных игр в учебных целях. Компьютерные игры обладают многими преимуществами, к чиолу которых отнооят повышение мотивации, стимулирование инициативы, творческого мышления, включение в учебную деятельность практически воех детей, приобретение ими опыта кооперации и оотрудничеотва/В.В.Рубцов, Е.Д.Маргулио, Е.И.Бондарчук" и др./.

В этом отношении особенно эффективны игры, предполагающие "погружение" учащихоя в компьютерную учебную среду, непосредственное учаотие в игровой ситуации. Деятельность в такой средеj позволяет ребенку свободно манипулировать ее объектами, решать учебные задачи, направленные на усвоение понятий из некоторой предметной области и овладение обобщенными опособами действий.

Характерним для деятельности в игровой среде является смещение акцента с активности учителя на самостоятельную активность учащихся/среды "ЛОГО", "Роботландия", "Школьница"/. Таким образом, разработка компьютерной игровой учебной среда /именуемой далее КИУС/, ориентированной на детей младшего школьного возраста, является одной из наиболее актуальных проблем компьютеризации обучения: игра как особый вид человечеокой деятельности обладает большим мотивирующим потенциалом, который необходимо использовать в учебных целях.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что: а/ психолого-педагогические аопекты эффективного применения компьютера в системе начального образования недостаточно разработаны /накопленный опыт связан в основном о компьютерными играми, имеющими фиксированный набор правил, а также требующих от ребенка овладения языками программирования/', б/ отсутствуют вкспери- , ментальные исследования, позволяющие сформулировать научно-обоо-нованнйе выводы о влиянии деятельности в компьютерных игровых средах на психическое развитие младших школьников} в/ психолого-педагогическое проектирование КИУС не являлось до сих пор.Предметом специального исследования.

Таким образом, обоснование рекомендаций по поихолого-педа-гогическому проектированию компьютерных игровых учебных сред, ориентированных на детей младшего школьного возраста, а также исследование специфики деятельности в КИУС представляет научную проблему, решение которой должно внести вклад в развитие прикладных вопросов компьютеризации обучения. Это и определило направление данного исследования.

Предмет исследования: психолого-педагогичеокое проектирование и особенности деятельности учашихоя в КИУС.

Объект исследования; применение новых информационных технологий в учебном процессе.

Гипотеза исследования включает следующие предположения:

I. Программно-педагогические средства, обеспечивающие включение учащихся в КИУС, могут быть эффективно использованы для широкого спектра целей обучения, воспитания и развития младших школьников /в том числе для формирования элементов компьютерной грамотности/.

. 2. Разработанные в КИУС ЭЛКОН учебные игры позволяют успешно формировать геометрические понятия, природоохранительные убеждения, решать задачи эстетического воспитания школьников.

З, Повышению учебной направленности КИУС способствует "психологическая естественность" программно-педагогичеоких средств, а также осознание учащимися учебных приобретений в качестве прямых продуктов деятельности.

Цель исследования: на основе.теоретико-экспериментального исследования дать обоснованные рекомендации по проектированию КИУС, выяонить влияние обучения в МУС на развитие личностных новообразований, выявить психологические особенности деятельности младших школьников в КИУС.

Для достижения поставленных целей решались следующие зада-32-,

I/ установить соответствие между учебным материалом, подлежащим усвоению, И системой учебных игр и учебных задач;

2/ апробировать в условиях кружковой работы разработанную экспериментальную программу /в качестве примера учебной деятельности в КИУС/ о целью: а/ формирования понятий о геометрических преобразованиях на плоскооти /параллельный перенос, центральная и осевая симметрии, поворот, подобие/; б/ознакомления с особенностями построения украиноких национальных орнаментов в графической компьютерной оистеме /и решения на этом материала задач типа 2 а/; в/ формирования гуманных природоохранительных убеждений /игра "Орнитолог"/;

3/ установить влияние экспериментального обучения на: а/композиционную структуру компьютерного рисунка и его особенности; б/ формирование понятий о геометричеоких преобразованиях у младших школьников; в/ сформированнооть природоохранительных убеждений у младших подростков;

4/ раскрыть влияние деятельности в КИУС на личностное развитие младшего школьника, а именно; а/ мотивацию и динамику учебной деятельности; б/ интеллектуальную активность; в/ развитие наглядно-образного мышления; г/ эмоциональные состояния в процессе компьютерной деятельности;

5/ разработать на основе теоретико-экспериментального исследования сиотему рекомендаций по психологр-педагогическому проектированию компьютерных игровых сред в учебных целях, ориентированных на детей младшего шнольного возраста.

Для решения поставленных задач применялись: наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, количественные методы обработки данных. Надежность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась адекватностью применяемых методов целям

и задачам исследования, его лонгитюданалышм характером, репрезентативностью контингента испытуемых.

Научная новизна исследования состоит в раскрытии опецифики проектирования КІІУС для учащихся начальных классов, исследовании психологических особенностей деятельности детей в объектно-ориентированных средах.

Теоретическое значение заключается в разработке принципов психолого-педагогического проектирования компьютерных объектно-ориентированных сред для детей младшего школьного возраста, експериментальної! проверке ряда гипотез об особенностях деятельности в средах такого типа. Выделенные в процессе деятельности пои-холого-педагогические закономерности имеют существенное значение для организации компьютерного обучения в начальных классах.

Практическое значение заключается в разработке методики занятий компьютерного кружка, апробации системы учебных задач, которые могут быть использованы в педагогической практике. Выра-ботаны'^конкретные методические рекомендации по организации деятельности младших школьников в КИУС.

Основные положения, выносимые на защиту;

I/ пспхолого-педагогическое проектирование КИУС является необходимым условием их учебной (эффективности;

2/ разработаніше в процессе исследования КИУС обеспечивает достижение намеченных в процесое психолого-педагогичеокого проектирования учебных целей.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии обучения НИИ психологии УССР /1988-1990гг./, семинарах в учебном центре института кибернетики им.В.М.Глушкова АН УССР, на научно-практичео-ких республиканских и Всесоюзных конференциях /Ленинград, 1989} Киев,Л989; Львов, 1988; Москва, 1989/.

Внедрение полученных результатов в практику. Разработанная . программа работы компьютерного кружка для младших школьников /на примере деятельности в объектно-ориентированной среде ЭЛКОН -электронный конструктор/ и выработанные в ходе исследования рекомендации по психолого-педагогическому проектированию внедрены в практику работы постоянно действующего кружка при учебном центре НИИ кибернетики им.В.М.Глушкова АН УССР, сш j« 132 г.Киева.

. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, содержит 18 таблиц. Список использованной литературы включает 133 наименова-

ния, из них 20 - на иностранном языке.