Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.) Имомов, Шарофиддин Зухуриддинович

Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.)
<
Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.) Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.) Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.) Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.) Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.) Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.) Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Имомов, Шарофиддин Зухуриддинович. Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.) : Дис. ... канд. исторические науки : 03.01.01.- Москва 2007

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4-19.

ГЛАВА I / Вводная /. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
АФГАНИСТАНА НАКАНУНЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ 20-82.

1. Социальная структура афганского общества

в начале XX.века 20 - 29.

  1. Особенности эволюции политической структуры Афганистана и общественная жизнь 30 - 42.

  2. Массовое сознание и начальная стадия формирования национального самосознания 43 - 53.

  3. Зарождение и первый этап развития младо-афганской идеологии 54 - 82.

ГЛАВА II. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ АФГАНИСТАНА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ / 1919 - 1925 /.83 - 138

1. Восстановление независимости, сдвиги в
общественной жизни Афганистана и эволюция

идейных воззрений младо афганце в 83 - 99.

2. Практическая реализация и идеологическое
обоснование младоафганских реформ. Первые
законодательные акты. Конституция 1923 года.. 100 - 128

3.Антиправительственные выступления

1924 - 1925 годов и их идеологическая платформа.

Идейно-политичеекое размежевание в руководящих

кругах младоафганского режима 129 - 138.

ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЖ АФГАНИСТАНА
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ МЛАДОАФГАНСКОГО РЕЖИМА
/ 1926 - 1929 / 139 - 189.

  1. Особенности социально-экономического и политического положения в 1926 - 1929 гг 139 - 152.

  2. Новые группы и течения в младоафганском

движении и их идеологическая платформа 153 - 160.

  1. Феодально-клерикальное и буржуазно-консервативное течения в общественной жизни Афганистана и их идеологические воззрения. 161 - 169.

  2. Падение младоафганского режима. Сдвиги в идеологической жизни Афганистана 170 - 182.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 183 - 189.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я 190 - 214.

Введение к работе

Предмет и тема исследования. Диссертационная работа посвящена истории общественной мысли Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости этого государства / 1919-1929 гг. /, когда у власти в стране стояло младоафганское правительство. Особенности формирования, социально-классовое содержание, характерные черты и основные направления общественной мысли Афганистана в эту эпоху, изучены в диссертации в тесной связи с главными тенденциями социально-экономического и политического развития Афганистана в первой трети XX века, поскольку ими, в конечном счете, определялась эволюция различных форм массового сознания и идеологическая ситуация в стране в целом. Особое внимание автором диссертации уделено изучению младоафганской идеологии, сыгравшей в I9I9-I929 гг. / а также в годы, предшествовавшие приходу лидеров младоафганского движения к власти / огромную роль в общественной и политической жизни Афганистана.

Актуальность, практическая и научная значимость работы. Противоборство двух идеологий - коммунистической и буржуазной, вытекающее из "исторического противоборства сил прогресса и реакции, социализма и империализма", оказывает огромное влияние на ход мирового революционного процесса и обстановку в современном мире. В этих условиях особую актуальность, а также научную и прав тическую значимость приобретает исследование закономерностей развития идеологических процессов, протекающих в нашу эпоху в развивающихся государствах Востока, а также особенностей идеологических течений и идеологических структур в отдельных странах Азии / как систем определенных - исторически обусловленных -

I. "Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы". М.,1969, с.266.

- 5 -идей, понятий, взглядов и представлений /. Изучение истории общественной мысли Афганистана, в особенности - идеологических воззрений лидеров и идеологов мдадоафганского движения, - дает возможность глубже исследовать и раскрыть особенности становления, формирования и эволюции современной философии, литературы культуры и других сторон духовной жизни афганского общества. Изучение характера и направленности идеологических процессов, протекавших в Афганистане в первой трети XX века - поскольку они были, как говорили по аналогичному поводу К.Маркс и Ф.Энгелы отражением "действительного жизненного процесса", - помогает выявить исторические условия и особенности генезиса основных течений общественной мысли Афганистана, - национально= и народно-демократического, буржуазно^демократического и феодально=клерикального, - в последующие десятилетия развития этой страны. Изучение истории общественной мысли Афганистана в I9I9-I929 гг. имеет большое научное и практическое значение также и потому, что идейное наследие младоафганцев, как-и исторш младоафганского движения в целом, стали в ДРА объектом идеологической борьбы между силами прогресса с одной стороны, и силами

реакции с другой. И наконец, изучение младоафганской идеологии имеет актуальное научное и практическое значение, поскольку помогает выявить на конкретном материале особенности формирования основных течений общественной мысли развивающихся стран

I.К.Маркс и Ф.Знгельс. Немецкая идеология.- Сочинения,т.3,с.25.

2. См. например: "Анис", 28 мая 1978; «Kabul Times"v21,24,29, 30,31 мая 1978; 1,7,25 июня 1978; 22 июля 1978; 1,2,3,6 августа 1978. Подробнее см.: Г.Гире, Апрельская революция и народно-демократические традиции афганской литературы.- "Афганистан: Прошлое и настоящее", М.,1982, с.144-148. Здесь же указана литературе вопроса.

-6-.

Востока на раннем этапе формирования идеологии буржуазного национализма.

Новизна темы. История общественной мысли Афганистана в годы пребывания у власти младоафганцев не была еще предметом специального марксистского монографического или диссертационного исследования ни в нашей стране, ни за рубежом. Изучены были лишь отдельные элементы / или компоненты / основных направлений общественной мысли Афганистана в I9I9-I929 гг., прежде всего, ее исторические истоки, связанные с деятельностью Сейида Джамалуддина Афгани /1838-1897/ и Махмуда Тарзи /1865-1933/.

Цели исследования. Основные задачи /цели / диссертационного исследования сводятся к следующему:

-Выявить условия и важнейшие особенности формирования младоафганского движения и, прежде всего, присущей ему идеологии, как системы исторически обусловленных понятий, представлений,

идей И4ВЗГЛЯДОВ.

-Изучить особенности младоафганской идеологии до 1919 г. / то-есть до восстановления независимости Афганистана/ и в I9I9-I929 гг. Определить ее социальное и политическое содержание; главные структурные элементы; общественно-политические воззрения крупнейших лидеров и идеологов младоафганцев; ролв в формировании национального самосознания и прогрессивных явлений в общественной, литературной и культурной жизни Афганистана.

- Исследовать социальное и классовое содержание разработанной и проводимой лидерами младоафганцев программы реформ, прежде всего, особенности ее идеологичеакого обоснования.

Изучить роль левого крыла младоафганцев в разработке и проведении реформ, особенности эволюции идейных взглядов и представлений лидеров этого крыла.

- Изучить другие течения общественной мысли Афганистана в I9I9-I929 гг./ прежде всего, феодально=клерикальное /, их социальное классовое содержание и общественную роль; особенности их формирования и эволюции.

Структура диссертации определяется задачами и характером исследования. Работа состоит из Введения, трех глав и Заключения. В приложении к диссертации дана библиография источников, использованных и учтенных пособий и литературы.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, в которых обосновано положение о том, что в любом обществе любые формы идеологии являются отражением / или производным / от присущего данному обществу экономического строя,от господствующих в данную конкретную эпоху форм общественного бытия. Идеология- это "выражение и симптом всех общественных отношений. Автор диссертации опирался на разработанные классиками марксизма-ленинизма положения о том, что в классовом обществе идеология носит классовый характер; о том, что "господствующими идеями любого

времени были всегда лишь идеи господствующего класса" и о значении прогрессивных идеологических течений в революционном преобразовании мира в новейший период истории человечества, раз-работанные В.И.Лениным.

I.К.Маркс и Ф.Энгельс. Немецкая идеология.- Сочинение,т.3,с.421.

2.К.Маркс и Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии.-

Сочинение,т.4,с.445.

Аппробапия работы. Основные положения диссертации были аппробированы на расширенных заседаниях сектора Афганистана Отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения АН СССР; доложены и обсуждены на I Всесоюзной школе молодых востоковедов; отражены в опубликованных статьях и тезисах автора диссертации.

Источники. Диссертационная работа написана на основе изучения оригинальных / афганских и некоторых других / источников, которые, можно разделить на следующие группы:

- Труды идеологов, руководителей и активных деятелей младоафганского движения. Среди них особый интерес представляют труды видного лидера младоафганского движения Махмуда Тарзи: "Наука и исламизм" /"Илм ва исламийат"- 1912 /, "Что делать?" /иЧи байад кард?"- 1912 /, "Родина" /"Ватан"- 1917 /, а также многочисленные теоретические и политико-публицистические статьи, которые были собраны и изданы в 1977 г. в Кабуле в книге "Труды и статьи М.Тарзи, опубликованные в "Сирадж ал=ахбар=и афгания". Анализ этих книг и статей позволяет определить основные элементы младоафганской идеологии, ее характер и социальное содержание, политическую платформу младоафганского движения. Важное значение имели также труд М.Тарзи "Книга путешествий по трем частям света

за 29 дней, написанный им в годы эмиграции, а также статьи других лидеров младоафганцев, опубликованные в'

1."Макалат=и Махмуд Тарзи дар "Сирадж ал=ахбар=и афгания",

Кабул, 1977. ^ 2. Махмуд Тарзи, Сайахатнама=йрсе кит'а=7ри замин дар 29

руз, Кабул, 1913.

- 9 -"Сирадж ал=ахбар=и афгания" в I9II-I9I8 годах.

Для изучения истоков и особенностей формирования, а также социального и политического содержания младоафганскои идеологии, большое значение имеют труды идейного предшественника младо-

афганпев - Сейида Джамалуддина Афгани / 1838 или 1839-1897 гг./

р особенно его книга "Краткая история афганцев". В этой книге

изложены политические и исторические воззрения автора; она оказала большое влияние на формирование идейно-политических воззре-ний младоафганцев. Многие философские, политические и публицисті ческие статьи Сейида Джамалуддина Афгани, опубликованные в основанной им и известным египетским реформатором и просветителем М.Абдо /1849-1905/ газете "Орват ал=вуска" /"Крепчайшая связь"/ также оказали влияние на формирование всех основных компонентов младоафганскои идеологии, в особенности концепции исламского

  1. Наиболее полный, из доступных нам, комплект этой газеты хранится в научной библиотеке Ташкентского Государственного Университета им. В.И.Ленина. К сожалению отсутствуют номера газеты за последние семь месяцев / Июнь-декабрь / 1918 года.

  2. Книга написана на арабском языке. В 1939 г. она была переведена на дари М.А.Хугиани, который включил ее текст в приложение к своему труду, "Хаят=и Сейид Джамалуддин Афган".

  3. Подробнее см: Ш.Имомов, Некоторые черты мировоззрения Джамалуддина Афгани и общественная мысль Афганистана в начале XX века. - "Ближний и Средний Восток. Экономика и история", М.,1983, с.142-152.

  4. Большинство этих статей включены в приложение к книге: Сейид Джамалуддин Афгани, Гозида=и асар, Кабул,1977. Они также переведены на дари и изданы в Кабуле в 1977 г. под названием "Орват ал=вуска" - асар=и Сейид Джамалуддин Афгани".

- 10 -единства. Эти работы были внимательно изучены автором диссертагш

И наконец, среди источников этой группы следует отметить многочисленные выступления и "хутбы" Аманулла^хана, которые / составляя важнейший элемент официальной политической идеологии младоафганского режима /, раскрывают ее характер и социальную направленность и особенности ее эволюции. Их анализ показывает, что по мере своей эволюции эта официальная идеология приобретала все новые буржуазно-либеральные черты, что было закономерным результатом исторического развития Афганистана в 20=е годы нашего столетия.

- Официальные документы и законодательные акты младоафганского правительства. Среди них в первую очередь следует отметить:

"Основной закон Высокого государства Афганистан' и "Устав / per-ламент / государственных органов Афганистана", а также "Уголов-ный кодекс Афганистана". Официальные политические и законодател] ные акты младоафганского режима дают достаточно цельное представление о планируемой и проводимой им программы реформ, о ее целях и идеологическом обосновании. Анализ этих актов дал возможность выявить и уточнить не только социальное содержание программы реформ, ко и ряд важных проблем общественной жизни

1. "Низамнама=йи асаси=и давлат=и алийа=и Афганистан",

Кабул,1923.

  1. "Низамнама=йи ташкилат=и асасийа^и Афганистан", Кабул,1923.

  2. "Низамнама=йи джазами умуми", Кабул,1923. Подробный список использованных при подготовке диссертации законодательных и иных государственных актов младоафганского правительства дан в Библиографии.

- II -

Афганистана в I9I9-I929 гг.; например, степень соответствия проводимых реформ программе младоафганского движения до восстановления независимости и, особенно, степень общности и различия между официальной идеологией режима и взглядами деятелей левого крыла младоафганского движения.

- Афганская пресса. Наиболее важным источником этой группь
безусловно является официальный рупор младоафганского режима-
газета "Аман=и афган", первый номер которой вышел 22 хамаля
1298 г.х./ 12 апреля 1919 г./ . Во главе этого издания в разное
время стояли виднейшие деятели младоафганского движения: Абдул
Хади / Дави /и Мир Сайд Касим. Особую ценность для диссертанта
представили теоретические и политические статьи, опубликованные

в газете, в которых дано идеологическое обоснование реформ и модернизации общественной жизни. Эти публикации отразили важнейшие особенности эволюции идеологии младоафганского режима и воззр'ения деятелей левого крыла движения. Рисуя широкую панораму

общественной жизни тех лет, "Аман=и афган" и некоторые другие

2 газеты дают много оригинальных и важных материалов, изучение

которых существенно дополняет и уточняет данные других источников

об истории и истории общественной мысли Афганистана в первое

десятилетия после восстановления независимости.

- Особую группу источников составляют материалы
"Хабиб=ул=ислам
" и другие публикации / политические акты и воз
звания режима Бача=и Сакао, фетвьт мулл и т.д./, которые дают

  1. Издание газеты продолжалось до 14 января 1929 г. Наиболее полный комплект хранится в Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина.

  2. Среди них особо следует отметить: "Иттифак=и ислам"/ Герат/ "Тулу=и афган"/ Кандагар/, "Иттихад=и Машрики"/"Джалаяабад/.

- 12 -возможность исследовать характерные черты феодально-клерикальной идеологии, ее место в общественной жизни Афганистана и роль в формировании консервативного течения общественной мысли этой страны.

- Важную группу источников по истории общественно-полити
ческой жизни Афганистана в конце XIX - начале XX вв., использо
ванных в диссертации, составили официальная история Афганистана
"Сирадж ат=таварих" / прежде всего, ее III том /\ а также неко
торые материалы архива наследного принца Афганистана Инаятулла=

хана- "Ахкам=и хузур". Изучение этих материалов дало возможност] понять и правильно оценить многие важные тенденции в эволюции социально-экономической и политической структуры афганского общества в первые годы XX в.

- Интересную и пенную группу источников составляют публи
кации советских авторов, из которых хотелось бы прежде всего
назвать Л.Никулина, В.Соколова-Страхова и Л.М.Рейснер, побывавши)
в 20фє годы в Афганистане и отразившие в своих произведениях
многие стороны тогдашней афганской жизни. Среди них особый
интерес представила для нас яркая публицистическая книга
Л.М.Рейснер "Афганистан".

Промежуточное место между источниками и пособиями по теме диссертационного исследования занимают труды видных деятелей национально-освободительной борьбы народов Востока,- А.К.Азада,

1. Первым советским исследователем, отметившим большую научную
ценность этого труда, был акад. А.А.Семенов. В последние годы
особенно много сделал для изучения этой хроники В.А.Ромодин.

2. Описание архива дано в книге: С.А.Шохуморов, "Ахкам=и хузур"
как источник по истории Афганистана начала XX в., М.,1980.

- ІЗ -Дж. Неру и М.К.Ататюрка, а также выдающегося поэта и мыслителя Мухаммеда Икбала /1877-1938/, поскольку национально-освободительная борьба народов Южной Азии и Турции / с которой младоафган-ские деятели и идеологи были солидарны / оказала несомненное влияние на формирование политических воззрений и идеологических установок лидеров младоафганского правительства и деятелей младоафганского движения в целом.

Исследования и пособия. Огромную помощь в изучении истории общественной мысли Афганистана и младоафганской идеологии в первое десятилетие после восстановления независимости этой страны оказали автору диссертации работы советских исследователей, в которых вскрыты закономерности исторического развития афганского государства в новое и новейшее время; особенности этнической истории народов Афганистана; формирования наций, национального самосознания, межнациональных /этнических/ отношений. Изучены проблемы экономической истории и истории культуры народов Афганис тана; идеологии народных движений; формирования и развития современной социальной структуры афганского общества. Исследованы проблемы национально-освободительной борьбы народов Афганистана; той роли, ко торую сыграла в восстановлении независимости Афганистана Великая Октябрьская социалистическая революция в России, бескорыстная помощь и поддержка молодой Советской республики.

Среди многих работ советских востоковедов, посвященных этим проблемам, отметим труды И.М.Рейснера, Е.Э.Бертельса, А.Е.Снесарева, М.Г.Асланова, Ю.В.Ганковского, В.А.Ромодина, М.Р. Аруновой, Р.Т.Ахрамовича, В.В.Басова, А.Герасимовой, Г.Ф.Гирса, М.Гульджонова, Н.М.Гуревича, А.Д,Давыдова, Н.А.Дворянкова, В.Н. Зайцева, В.Г.Коргуна, Т.И.Кухтиной, М.Г.Никулина, Л.Р.Полонской,

- 14 -
Д.Саидмурадова, В.Б.Светозарова, Л.Темирханова, А.Ю.Умнова,
С.А.Шохуморова, а также работы М.Бабаходжаева, Л.Б.Теплинского,
Н.А.Халфина и А.Н.Хейфеца. .

Из работ советских востоковедов, специально посвященных вопросах идеологии афганского общества в новое время / начало изучения которой было положено И.М.Рейснером/, большую помощь оказали автору диссертации труды С.Мирзоева, Х.Назарова, Д.Я. Очильдиева.

Из трудов советских востоковедов, посвященных общим проблемам национально-освободительной борьбы народов Востока на различных этапах ее истории, особенно большой интерес представили для автора диссертации и помогли ему в работе над ней, исследования К.Н.Брутенца, Б.Г.Гафурова, Г.Ф.Кима, Е.М.Примакова, Н.А. Симония и Р.А.Ульяновского.

В афганской историографии / до Апрельской революции 1978 г история общественной жизни Афганистана в годы правления младо-афганского режима, а также вопросы идеологической борьбы и идеологическая структура афганского общества первой трети XX века были изучены слабо. Сравнительно бегло они были рассмотрены в

о о

начале 30=х годов в работах Г.М.Аниса и Б.Кушкаки. Основное внимание эти авторы уделили политической истории / иллюстрируя свое изложение многочисленными фактами /; что же касается проблем общественной жизни, то им уделено сравнительно небольшое

1. Основные этапы исследования Афганистана в нашей стране
после 1919 г. изучены в обстоятельной статье В.А.Ромодина, опуб
ликованной в кн.:"Ближний и Средний Восток. Экономика и история",

/М.,1983.

  1. Г.М.Анис. Бохран ва наджат, Кабул, /б.г./.

  2. Б.Кушкаки. Надир=и афган, Кабул, 1931.

- 15 -внимание. Такой же характер носит и книга маршала Шах Вали, вышедшая позже, хотя в нее и включено немало интересных материалов.

Больший интерес представила работа М.К.Аханга "Развитие

журнализма в Афганистане", в которой прослеживается история

возникновения и развития прессы в Афганистане, а также работа

М.Жойаля, посвященная проблемам развитии современной афганской

3 литературы. В анализе традиционных институтов большую помощь

автору диссертации оказали работы С.Риштина "Борьба пуштунов

за веру" и, особенно, К.Хадима - "Пуштунвалай", раскрывающие

содержание ряда важных элементов социальной психологии и

общественного сознания афганцев.

Много материалов о политической деятельности и, отчасти,

об общественно-политических взглядах Сейида Джамалуддина Афгани

содержат работы Г.Дж.Азами, С.К.Риштия, М.О.Сидки, А.Табиби,

А.Хабиби, М.А.Хугиани, а также некоторые сборники научных

  1. Шах Вали, Кадаштха=и ман, Кабул, / б.г. /.

  2. М.К.Аханг, Сейр=и журнализм дар Афганистан, ч.І,

Кабул,1970.

3. М.Х.Жобаль, Нигахе ба адабийат=и моасир дар Афганистан,

Кабул,1958.

  1. С.Риштин, Дъ паштано муджахиде, Кабул,1952.

  2. К.Хадим, Пуштунвалай, Кабул,1951.

- I статей, которые дают возможность выявить исторические и идеологические особенности формирования и эволюции воззрений Сейида Джамалуддина Афгани.

Большой интерес представляет труд прогрессивного афганского историка, общественно-политического деятеля и поэта Мир Гулама Мухаммеда Губара "Афганистан дар пути истории". Характерной чертой этого труда является стремление автора показать, что социальная борьба была генератором жизни афганского общества, что в его развитии огромную роль сыграли социально-экономические факторы и народные массы. Важным достоинством этого труда является то,что многие страницы новой и новейшей истории Афганистана написаны на основе огромного, извлеченного из документальных источников, фактического материала. Труд М.Г.М.Губара сразу же после выхода в свет был запрещен королевским правительством.

  1. Г.Дж.Азами, Сейид Джамалуддин Афгани, Кабул,1938; С.К.Риштия, Сейид Джамалуддин Афгани ва Афганистан, Кабул,1977; М.О.Сидки, Сейид Джамалуддин Афгани - пешва=и инкилаб=и Шарк, Кабул,1977; А.Табиби, Талашха=и сийаси=и Сейид Джамалуддин Афгани, Кабул,1977; А.Хабиби, Насаб ва задгах=и Сейид Джамалуддин Афгани, Кабул,1977; М.А.Хугиани, Хаят=и Сейид Джамалуддин Афган, Кабул,1939; "Рисалаха ва макалат дар бара=и Сейид Джамалуддин Афгани",Кабул,1977; "Сейид Джамалуддин Афгани дар аина=и матбуат=и Афганистан", Кабул,1977; М.Абу Рейх, Мубариза=и Сейид Джамалуддин Афгани, Кабул,1962; Его же: Неда=и Сейид Джамалуддин Афгани, Кабул,1977; М.Лутфулла, Шарх=и хал ва асрр=и Сейид Джамалуддин Асадабади ма'роф ба Афгани, Берлин,1926.

  2. М.Г.М.Губар, Афганистан дар масир=и та'рих, Кабул,1967.

  3. Там же, с.2.

Большую ценность имеют разделы труда М.Губара, посвященные годам правления младоафганпев. На страницах книги, посвященных этому периоду / стр.751-837 /, М.Губар, который был одним из руководителей левого крыла младоафганского движения, воссоздал историю движения: его возникнивение, появление основных направлений, их политическую платформу и идеологии. Его труд является единственным известным нам исследованием, в котором рассказываете об эволюции младоафганского движения в период пребывания младоафганцев у власти. Особенно ценны страницы книги, освещающие деятельность и воззрения деятелей левого крыла младоафганского движения. М.Губар при подготовке.своего труда использовал много оригинальных источников и документов. Анализируя движения 1924-1925 и 1928-1929 гг.он старался показать их социальное содержание, выявить особенности формировании феодально-клерикальной идеологии, приводя для обоснования своих выводов важные документальные свидетельства. Вместе с тем, не со всеми выводами и положениями М.Губара можно согласиться. Так, например, решающим условием падения младоафганского режима он считает деградацию политико-административного аппарата власти, хотя материалы 'самой книги свидетельствуют, что главной причиной кризиса и падения режима был взрыв социальной, классовой борьбы.

При подготовка диссертации была учтена, и использована работа С.С.Хашими "Современный Афганистан", первый том которой' выш^а в 1980 году.

Проблемы общественного развития Афганистана в I9I9-I929 годы рассмотрены так же в ряде работ, написанных на английском

  1. Там же,с.790,814.

  2. С.С.Хащими, Афганистана моасир, т.1, Кабул,1980.

- 18 -языке. Среди них отметим книгу Икбала Али -Шаха, в которой дано изложение исторического развития страны и показан политико-идеологический фон, на котором оно проходило. Много интересного

фактического материала содержат работы М.Али, особенно посвященные исследованию культурных ценностей Афганистана.

Из работ, опубликованных за последние годы отметим также содержательную книгу М.Шинаси, изданную в 1979 г. а Неаполе, в которой рассказывается, с привлечением большого числа оригинальных материалов, о жизни и деятельности Махмуда Тарзи, о журнализме в Афганистане в I9II-I9I8 гг. и о становлении идеологии афганского национализма в эти же годы.0

Много интересного фактического материала можно найти в книгах*Р.Т.Стюарт,"Восстание в Афганистана. I9I4-I929" и Л.В. Адамек,"Кто есть кто в Афганистане". К сожалению использование этого материала / равно, как и содержащегося в книгах Р.Ньюелла, П.Сайкса и В.Григорьяна / крайне затруднено буржуазными I.Ikbal Ali Shah, Afghanistan of the Afghans, b., 1928. 2.М.А1І, Afghanistan. The Mohammedzai period, Kabul 1959;

"Progressive of Afghanistan", Lahore, 1933» M A cultural history of Afghanistan", Kabul, 1964; "Afganistan. The National awakings", Lahore 1958. З.Мау Sohinasi, Afghanistan at the begining of the Twentieth

Century, Naples, 1979. 4.R.T.Stewart, Fire in Afghanistan, 1914-1929, H.Y., 1973. 5.L.W.Adamec, WhoJs Who of Afghanistan, Graz, 1975. 6.R.S. HeweLL, The Politics of Afghanistan, L.,1972; P.Sykes, The history of Afghanistan, vol. II, L., 1940$ V.Gregorian, The Emergency of Modern Afghanistan. Politics of Reforms and Modernization. 1880-1946, Stanford, 1969.

- 19 -методологическими позициями их авторов. Не свободны они и от фактических ошибок. Так,' например, В.Григорьян пишет в своей книге, что "Сирадж ал=ахбар" М.Тарзи / после того как она была закрыта /, снова начала выходить в свет в октябре 1919 г. под названием "Аман=и афган" / с.244-245 /; однако издание "Сирадж ал=ахбар=и афгания" было прекращено 18 декабря 1918 года, а первый номер "Амая=и афган" вышел 12 апреля 1919 г. I. "Аман=и афган", 1-й -год издания, Ж, 28 хамаль 1298 г.х., что соответствует 12 апреля 1919 г.

Похожие диссертации на Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.)