Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архетипы "дом" и "бездомье" и их объективация в духовной культуре Шутова, Елена Викторовна

Архетипы
<
Архетипы Архетипы Архетипы Архетипы Архетипы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шутова, Елена Викторовна. Архетипы "дом" и "бездомье" и их объективация в духовной культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Шутова Елена Викторовна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2011.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/25

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена как социально-историческими причинами, так и причинами, относящимися к современному состоянию философии. К числу первых относятся следующие. Во-первых, глобализация, имеющая в качестве следствий различного рода мобильность, приводящую к исчезновению у людей чувства родины, размывание национальных ценностей и утрату национальной идентичности, основой которой является менталитет народа. Во-вторых, динамизм социокультурных изменений и в связи с ним сомнение и критика общечеловеческих ценностей как архаичных и устаревших. В-третьих, возрастание природных и техногенных катастроф, приводящих к лишению человека стабильности, опоры своего существования и порождающих катастрофическое общественное сознание. В-четвертых, усиливающаяся урбанизация, с которой связан отрыв человека от природы. В-пятых, кризис культуры, выражающийся, в частности, в появлении различных форм культурной бездомности человека.

Кроме социально-исторических причин актуальности данной проблемы существуют и философско-теоретические. Несмотря на присутствие архетипов «Дом» и «Бездомье» во всех сферах духовной культуры кроме фундаментальной работы М.Бубера «Проблема человека», представляющей историко-философское исследование пребывания человека в доме или в бездомности, в философии отсутствуют значительные работы по данной теме при широком использовании понятий «дом» и «бездомье», в культурологии, психологии, литературоведении и лингвистике.

Между тем архетипы «Дом» и «Бездомье» входят в онтологию культуры, где они характеризуют социокультурное пространство, созданное человеком для своего укрытия от внешнего мира и первичной социализации. Дом обозначает одну из базовых потребностей и положительных ценностей человека, а бездомье - одну из отрицательных ценностей либо положительную ценность в значении пути к дому. Архетипы «Дом» и «Бездомье» играют методологическую роль по отношению к гуманитарному знанию, характеризуя различные сферы духовной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. При разработке темы диссертационного исследования автор опирался на работы по философии культуры, культурологии, религиоведению, философской антропологии, а также лингвистике и литературоведению, среди которых можно выделить следующие:

- работы по теории культуры, раскрывающие ее сущность, структуру, атрибуты, функции, закономерности ее функционирования и развития, которые позволяют понять роль архетипов «Дом» и «Бездомье» в культуре (М.М.Бахтин, В.С.Библер, А.Я.Гуревич, М.С.Каган, Г.З.Каганов, А.С.Кармин, Э.Кассирер, Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, А.Моль, Ю.В.Осокин);

- работы по философии культуры, в которых упоминаются образы «Дом» и «Бездомье» при рассмотрении вопросов сущности и структуры культурного пространства (А.В.Бабаева, А.В.Баркова, А.М.Бахтызин, А.Г.Букин, А.Н.Быстрова, Г.Д.Гачев, О.И.Горяинова, О.В.Гуткин, А.Г.Дружинин, Е.Г.Зинков, С.Н.Иконникова, В.Д.Исаев, В.А.Конев, В.Л.Кургузов, А.Г.Лазарев, Ю.М.Лотман, В.Ю.Марченко, Л.В.Никифорова, Б.В.Ничипоров, А.А.Пелипенко, Е.Ю.Плешивцева, Т.М.Решетникова, А.А.Сизиков, Л.В.Силкина, С.Я.Сущий, Г.Тульчинский, П.А.Флоренский, В.С.Цукерман, А.Шалтысек);

- историко-философские тексты, исследующие проблематику Дома и Бездомья человека в контексте вопросов сущности и существования человека, ценностей, идеалов (А.Августин, Аристотель, Г.Башляр, Н.А.Бердяев, Ж. Бодрийяр, М.Бубер, М.Вебер, В.И.Вернадский, Х.Г.Гадамер, Ж.Деррида, Н.Кузанский, Г.Лейбниц, Г.Марсель, К.Маркс, Ф.Ницше, Б.Спиноза, С.Н.Трубецкой, Л.Фейербах, С.Л.Франк, М.Фуко, М.Хайдеггер, К.Э.Циолковский);

- работы в области философской антропологии, которые представляют интерес для раскрытия темы диссертационного исследования (Г.Башляр, Ю.Г.Волков, А.Н.Горфункель, Т.Г.Григорьян, П.С.Гуревич, Ю.Н.Давыдов, А.Б.Демидов, С.Ф.Денисов, О.П.Зубец, Л.Л.Киселева, В.А.Конев, Е.Коссак, В.А.Кувакин, В.Лехциер, К.Н.Любутин, Б.В.Марков, Л.Е.Моторина, Л.К.Нефедова, Н.В.Омельченко, В.С.Поликарпов, Б.Ф.Поршнев, Ю.И.Семенов, С.А.Смирнов, Б.М.Скуратов, П.Слотердайк, И.Н.Степанова, В.С.Степин, Е.А.Цоколов, Я.В. Чеснов);

- работы, в которых дается анализ мировоззренческих категорий, культурных образцов, ценностей, символов, моделей, прототипов, позволяющих определить категориальный статус образов «Дом» и «Бездомье» как архетипов (Е.Д.Бляхер, А.Голан, Н.И.Губанов, Э.Кассирер, Д.В.Пивоваров, Л.С.Ракитина, К.А.Свасьян, Ю.С.Степанов, О.А.Темникова, С.М.Шалютин);

- работы, посвященные исследованию архетипов, прежде всего, К.Г.Юнга, являющегося создателем концепции архетипов, а также работы С.Аверинцева, Д.В.Анкина, А.А.Брудного, В.Ф.Горохова, Е.Ю.Завершневой, П.Л.Зайцева, М.В.Зубачевского, Е.А.Колчановой, А.В.Лубского, А.Лукьянова, А.М.Руткевича, Э.Самуэльса, С.Сендеровича, С.Смирнова, К.-Л.Строса, Э.Б.Тейлора, Н.В.Фишбейна;

- этнографические описания жилища в традициях, обычаях, обрядах различных народов, благодаря которым обнаруживаются смыслы Дома как экзистенциального пространства (А.К.Байбурин, Д.М.Балашов, Г.Р.Галданова, В.Н.Зорин, П.Карпини, М.Мид, А.А.Плотникова);

- работы, посвященные изучению различных архетипов, в том числе архетипов «Дом» и «Бездомье», в эпосе, мифологии, фольклоре (Ю.В.Андреев, В.П.Аникин, А.Н.Афанасьев, А.Голан, Э.Я.Голосовкер, Л.В.Дмитриева, И.М.Дьяконов, Н.Л.Жуковская, В.В.Евсюков, Р.Кайуа, А.Косарев, Д.С.Лихачев, А.Н.Майкова, С.Маркиш, Е.М.Мелетинский, Л.Г.Невская, С.Ю.Нехлюдов, В.В.Николин, Ю.С.Осаченко, Е.А.Полетаева, А.А.Потебня, В.Я.Пропп, А.М.Пятигорский, Е.В.Рычкова, Н.Л.Сахарный, С.М.Телегин, В.Н.Топоров, М.Л.Франц, О.М.Фрейденберг, К.Хюбнер, Т.В.Цивьян, С.Шервинский, М.Элиаде);

- тексты Священных Писаний (Библия, Коран, Трипитака) и работы по исследованию мировых религий, содержащие различные смыслы архетипов «Дом» и «Бездомье», Л.С.Васильева, А.Н.Кочетова, О.В.Кузнецова, Р.Г.Ланды, Н.Макаровой, А.В.Медведева, Л.Н.Митрохина, К.Эррикера

- работы по исследованию архетипов «Дом» и «Бездомье» в русской художественной литературе С.З.Аграновича, Р.Ахметшина, Э.Г.Бабаева, М.М.Бахтина, И.Л.Бражникова, Ю.В.Доманского, Ф.А.Искандера, Н.А.Катайцевой, В.Я.Лакшина, Д.Е.Максимова, В.А.Маркова, В.С.Непомнящего, С.А.Орловой, Г.М.Самойловой, Н.А.Синдаловского, Е.Б.Скороспеловой, Е.М.Тюленевой, Ф.П.Федорова, Л.П.Фоменко, А.В.Чернова, Г.Шленской, В.Г.Щукина;

- тексты произведений русской художественной литературы, в которых рассматривается место Дома и Бездомья в жизни человека (Ф.А.Абрамов, М.А.Булгаков, И.А.Бунин, Н.В.Гоголь, Д.В.Григорович, Ф.М.Достоевский, М.Ю.Лермонтов, А.П.Платонов, В.Ф.Потанин, А.С.Пушкин, В.Г.Распутин, А.И.Солженицын, А.Т.Твардовский, Л.Н.Толстой, Ю.В.Трифонов, А.П.Чехов).

Основная проблема исследования представляет философское понимание архетипов «Дом» и «Бездомье» как образов коллективного бессознательного и их объективаций в духовной культуре. Рассмотрение этой проблемы включает следующие вопросы: какие версии понимания Дома и Бездомья имеются в философско-антропологических учениях? Входит ли проблематика Дома и Бездомья в предмет и содержание философской антропологии? Повторяются ли одинаковые смыслы архетипов «Дом» и «Бездомье» в мифологии различных народов и русском фольклоре, текстах Священных Писаний мировых религий и произведениях русской художественной литературы XIX-XX вв.?

Цель диссертационного исследования заключается в раскрытии архетипических оснований духовной культуры на основе представленности образов Дом и Бездомье в философии.

Задачи исследования:

- разработать классификацию историко-философских учений о Доме и Бездомье;

- рассмотреть проблематику Дома и Бездомья в содержании философской антропологии;

- выявить многообразие значений феноменов Дом и Бездомье: онтологических (место, организованное человеком пространство его жизни или отсутствие этого места), гносеологических (модели, архетипы), аксиологических (ценности, смыслы), антропологических (экзистенциалии), культурологических (культурное пространство, культурные образцы);

- провести анализ понятий «дом» и «бездомье» в их корреляционной связи с понятиями «бытие», «место», «пространство», ценности, символы, культурные образцы и обосновать отнесение образов «Дом» и «Бездомье» к архетипам;

- охарактеризовать архетипы «Дом» и «Бездомье» в мифологии и русском фольклоре, текстах Священных Писаний мировых религий (христианство, ислам, буддизм), произведениях русской художественной литературы.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы С.Ф.Денисова о предмете философской антропологии и стратегиях спасения, а также работы отечественных и зарубежных философов по проблеме архетипов, особенно К.Г.Юнга, разработавшего теорию архетипов; П.Л.Зайцева, исследовавшего архетип «Мужское» в словесных формах культуры; Е.А.Колчановой, проанализировавшей историю «архетипа» как категории философии культуры. Использовались исторический и логический, герменевтический, историко-антропологический методы, системный, междисциплинарный и эссенциалистский подходы, принцип тождества бытия и его образа в экзистенциальном переживании.

Положения, выносимые на защиту, содержащие научную новизну:

1. На основе типологии сущности человека в истории философии (космическая, божественная, общественная, духовная, коммуникативная, речевая) выделены такие типы понимания Дома и Бездомья как космологический, теологический, социологический, спиритуалистический, коммуникативный, герменевтический.

2. Обоснован философский статус образов «Дом» и «Бездомье», которые представляют, с одной стороны, философские категории, характеризующие идеи человека, дома, бездомья; с другой стороны, экзистенциалии, благодаря которым человек становится проблематичным.

3. Осуществлена тематизация Дома и Бездомья в содержании философской антропологии. Дом и Бездомье рассмотрены как факторы антропосоциогенеза (от бездомья в природе к дому в культуре); выявлена их связь с пониманием сущности человека; обоснована включенность Дома и Бездомья в три стратегии существования человека, имеющие целью спасение: когнитарности, экзистенциальности, трансцендентальности.

4. Раскрыта смысловая повторяемость архетипов «Дом» и «Бездомье» в архаичных формах общественного сознания: мифологии, фольклоре, где они присутствуют в виде таких архетипических образов как «Дом-отчизна (родина)», «Дом-семья», «Дом-полная чаша».

5. Показано широкое присутствие архетипов «Дом» и «Бездомье» в текстах Священных Писаний мировых религий. Выделены значения данных архетипов в текстах Библии, Корана, Трипитаки и путем сравнения определены их общие значения, составляющие их единые архетипы. У архетипа «Дом» - космический дом в сакральной интерпретации, места обитания, священные места, религиозные общины, вероучения в виде текстов Священных Писаний. У архетипа «Бездомье» - путь, ведущий к обретению религиозной веры (позитивное значение), изгнание из религиозной общины или жизнь вне ее, утрата религиозной веры, или безверие.

6. Проанализировано присутствие в русской художественной литературе архетипов «Дом» и «Бездомье» в виде образов, сюжетов и мотивов, генетически восходящих к концепции архетипов К.Г.Юнга. В древнерусской литературе архетип «Дом» осмыслен «в сопряжении дома земного и дома небесного». В XIX-XX в. появляются две линии в русской литературе: литература Дома и Бездомья. Архетипический образ «Дом» присутствует в исторических поэмах и волшебных сказках А.С.Пушкина; в малороссийских повестях Н.В.Гоголя и его эпическом полотне «Мертвые души»; в семейных и исторических романах Л.Н.Толстого; в романах и повестях М.А.Булгакова; в советской деревенской прозе и городском романе. Архетипический образ «Бездомье» характерен для поэм и повестей М.Ю.Лермонтова, объединенных образом Печорина; тема потери дома глубоко разработана в романах Ф.М.Достоевского, гибели дома – в романах М.А.Булгакова, утопического дома – в романах А.П.Платонова и т.д.

7. Архетип «Дом» имеет широкий спектр смыслов в русской художественной литературе: «Дом-отчизна (родина)», «Дом-поле битвы», «Дом у дороги», «Картежный (Карточный) дом», «Дом-гнездо», или «Дом-семья», «Город», «Петербург», «Деревня»; «Дом-кладбище», «Дом-тюрьма», «Дом без хозяина», «Дом без фундамента»; архетип «Бездомье» - «Бездомье-странничество» и «Бездомье-скитальчество» как бегство от жизни, одиночество, утрата надежд, разочарование в жизни или поиск Дома как символа нравственно осмысленного труда, красоты и счастья. Через архетипы «Дом» и «Бездомье» изображается история российского общества в ХIХ-ХХвв.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны теоретические и методологические основания исследования феноменов Дом и Бездомье в философии и раскрыта их объективация в мифологии и фольклоре, текстах Священных Писаний мировых религий, произведениях русской художественной литературы. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в университетских курсах философии, философии культуры, философской антропологии, культурологии, истории культуры.

Апробация работы: основные результаты диссертационного исследования докладывались на международных конференциях: «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган, 2008), «Социальные ценности и выбор времени» (Курган, 2011); на международном научном симпозиуме-диалоге «Духовность, достоинство и свобода человека в современной России» (Пермь, 2009), на всероссийской конференции «Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности» (Екатеринбург, 2008), а также нашли отражение в публикациях в Вестнике Волгоградского государственного университета (Волгоград, 2011), Вестниках Курганского государственного университета (2008, 2009, 2010), сборниках научных трудов аспирантов и соискателей (2008, 2009, 2010, 2011) и отражены в 12 научных публикациях.

Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения и списка литературы, включающего 257 наименований. Работа изложена на 174 страницах компьютерной верстки.

Похожие диссертации на Архетипы "дом" и "бездомье" и их объективация в духовной культуре