Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Движение последователей Рерихов в современной России : философские истоки и тенденции эволюции Симанженкова Татьяна Карловна

Движение последователей Рерихов в современной России : философские истоки и тенденции эволюции
<
Движение последователей Рерихов в современной России : философские истоки и тенденции эволюции Движение последователей Рерихов в современной России : философские истоки и тенденции эволюции Движение последователей Рерихов в современной России : философские истоки и тенденции эволюции Движение последователей Рерихов в современной России : философские истоки и тенденции эволюции Движение последователей Рерихов в современной России : философские истоки и тенденции эволюции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Симанженкова Татьяна Карловна. Движение последователей Рерихов в современной России : философские истоки и тенденции эволюции : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Омск, 2006.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/18

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты и классификация учения Рерихов и возникшего на его основе движения 16

1. НРД и понятие "эзотеризм " в его философском осмыслении 16

2. Учение Рерихов и его основные мировоззренческие установки 27

3. Этапы развития рериховского движения в России 40

4. Специфика проявления рериховского движения в России на рубеже XX-XXI веков 52

Глава 2. Неорелигиозные движения, возникшие на основе учения Рерихов в современной России 68

1. Основные особенности и классификация неорелигиозных движений 68

2. Неорелигиозные движения, развивающие некоторые теоретические и практические направления учения Рерихов 79

3. Неоязыческие движения 98

4. Псевдосциентистские движения 107

Заключение 128

Литература 133

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Для современного российского человека, живущего в период глубоких общественных и личных потрясений, на развалинах прежней системы ценностей, решение вопроса, как и для чего жить, связано с возможностью реального выживания и обретения внутренней устойчивости в катастрофическом мире. При этом традиционные религии, к которым обращается большинство человечества, хотя и имеют ряд преимуществ, однако полностью не удовлетворяют современное сознание. Отсюда рост нетрадиционной религиозности и огромный интерес к новым духовным течениям различных направлений.

Возникшие в период тотальной ломки прежней социально – государственной системы, выражая духовный кризис общества в целом, новые религиозные движения (НРД) в значительной степени отражают сложные и неоднозначные поиски россиян в сфере духовной самоидентификации. Если на первом этапе этот процесс определялся в значительной степени ориентацией на систему западных ценностей либеральной рыночной модели общественного устройства и соответствующих ей модификаций протестантизма, то в последние годы все более актуальными становятся разнообразные формы движения «Нью Эйдж» или «Новой Эры». Особое место среди них занимают возникшие непосредственно на российской почве теософские, эклектические мистико – оккультные движения, декларирующие специфический неправославный «русский традиционализм». Наиболее заметным в этом спектре является движение последователей Рерихов.

Несмотря на то, что это движение является одним из старейших возникших на отечественной почве модификаций «Новой Эры», активно обсуждаемых и дискутируемых, его научный анализ до сегодняшнего дня не был произведен в полной мере. Необходимость полномасштабного исследования указанного феномена связана, прежде всего, с тем, что за единым и условным названием в действительности скрывается целый ряд качественно разнородных объединений, течений, групп. Все они, апеллирующие к культурному, духовному и мистическому наследию четы Рерихов, в своих конкретных доктринальных положениях, культовой и социальной практике достаточно сильно различаются между собой. В современной России целостного «рериховского движения» не существует. Огромный спектр разнообразных культурологических, неомистических, вплоть до откровенно оккультных движений и объединений, провозглашающих ориентацию на учение Рерихов, является объектом данного исследования.

Таким образом, актуальность представленной темы обусловливается насущной необходимостью предметного исследования конкретных форм, структур и объединений последователей учения Рерихов в современной России, проведения социально – философского анализа их доктрин, особенностей культовой практики, социальной позиции, роли и места в широком спектре неорелигиозных феноменов современного российского общества.

Степень разработанности проблемы. Первые отечественные научные исследования, связанные с именами и творческим наследием Н.К. Рериха и Е.И. Рерих относятся к середине 70-х годов ХХ века. Эти работы были посвящены, прежде всего, художественному творчеству Н.К. Рериха, тогда как философские, культурологические, религиозные и теософские идеи супружеской четы Рерихов в этот период практически не рассматривались или отодвигались на второй план. С начала 80-х годов, все больше внимания уделяется философским взглядам Н.К.Рериха, прежде всего в социокультурных и идейно-общетеоретических аспектах. Этим проблемы рассматривались в исследованиях В.П. Князевой, В.Ф. Беликова, Е.И. Поляковой, А.Д. Алехина, Ю.М. Ключникова, Е.П. Маточкина. С 90-х годов появляется ряд публикаций и диссертационных исследований, анализирующих различные аспекты учения «Живой Этики» - одного из центральных религиозно – мистических произведений указанных авторов. Анализу их философско-исторических и социально-философских концепций были посвящены диссертационные и иные научные исследования С.Р. Аблеева, Н.Е. Самохиной, В.В. Волкова, Д.А. Шарова, философско-педагогическим – Н.Д. Лащенко, этическим – Е.А.Трофимовой. Специальное исследование, в котором учение рассматривается с точки зрения анализа содержания и особенностей эзотерических доктрин, проведено Е.В. Зориной.

Отдельным аспектам учения «Живой Этики» посвящены статьи философов Л.М. Гиндилиса, В.В. Фролова, В. Мантатова, Е.А. Трофимова, Е.Л. Митюгова.

Среди отечественных исследований посвященных описанию и изучению феномена новых религиозных движений (НРД) в целом можно выделить труды Л.И. Григорьевой, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, М.А. Трофимчука, Т.А. Бажан, Е.Г. Балагушина, А.А. Красикова, В.И. Гараджи.

В общем контексте проблем новейших форм религиозности отдельно рассматривался и аспект «эзотеризма», в качестве философско-исторического феномена и в его связи с проблемами духовно-мистических и религиозных исканий в работах А. Дугина, Ю.В. Курносова, Л.В. Скворцова, Е.В. Зориной, Л.В. Фесенковой, В.М. Розина, Ю.В. Хена, Б.З. Фаликова.

Одной из первых попыток религиоведческого исследования движения последователей учения Рерихов стали публикации С.Б. Филатова и Р.Н. Лункина.

Теологический подход представлен в трудах известного религиозного философа диакона Андрея Кураева, который относит учение к религиозным доктринам, а движение к «тоталитарным сектам». Его позицию разделяют и другие авторы, представляющие православную и светскую критику ньюэйджевских неорелигиозных объединений: Н.Кривельская, А. Новопашин, И. Понкин и некоторые другие.

При всей безусловной оригинальности и достоинствах названных работ, явно просматривается фрагментарность и незавершенность исследования рериховского движения как социального, религиозного и духовного феномена российской действительности рубежа ХХ – ХХI вв.

Проблема исследования обусловлена необходимостью комплексного исследования историко-культурных корней и конкретных качественно различных форм течений, направлений, объединений и групп последователей Рерихов в современной России.

Целью исследования является определение, в рамках комплексного религиоведческого анализа, сущности, особенностей, структуры, источников, функций культурно-исторического и неорелигиозного феномена движения последователей Рерихов; выявление специфических механизмов возникновения, дробления, функционирования различных по форме и содержанию движений, объединений и групп рассматриваемого направления, особенностей их воздействия на социокультурную среду в современной России.

Задачи исследования:

- определить предпосылки возникновения, особенности формирования и развития рериховского движения как историко –культурного и религиозно –мистического феномена;

- раскрыть содержание системы ценностей и особенности ее проявления в конкретных социальных формах, присущих данному движению в целом и его отдельным течениям и направлениям;

- рассмотреть этапы эволюции движения, их связь с процессами, происходящими в политической и социальной жизни российского общества на рубеже ХХ –ХХI вв.;

- проанализировать содержание концепций и доктрин, особенности религиозно – мистической, культовой практики, социальной деятельности, обособленных течений, объединений и групп последователей учения Рерихов в современной России.

- показать соотношение различных уровней и компонентов учения рериховских неорелигиозных объединений с универсалистскими доктринальными положениями и концепциями движения «Новой Эры»;

-разработать новую классификацию религиозно – мистических и оккультных течений, возникших в России на рубеже ХХ – ХХI веков, существующих в рамках единого, но многоаспектного движения последователей учения Рерихов, выявить и обосновать общее и особенное в вероучительной, культовой и организационной системах.

- выявить тенденции и перспективы эволюции рериховских течений и объединений в современной России.

Теоретико-методологическая основа исследования

Методологическую основу данного исследования составляет, прежде всего, диалектический подход, предполагающий раскрытие динамики развития феномена рериховского движения в социокультурном контексте. Он включает в себя принцип историзма, позволяющий провести анализ становления, развития, трансформации исследуемого феномена. Принцип объективности дает возможность избежать искажения идей при оценке данного явления. Объективность и аксиологическая нейтральность автора как ученого-исследователя диалектически взаимодополняются субъективным погружением в исследуемый материал. Воздерживаясь от оценочных позиций критики или апологии исследуемого феномена, автор, тем не менее, стремится дополнить объективность философского анализа субъективно-герменевтической интерпретацией. Постклассические каноны и критерии научности, предполагающие диалектическое единство субъекта и объекта познания допускают исследовательскую «неотстраненность» от объекта изучения, что способствует более глубокому эвристическому его постижению. Принцип системности, в соответствии с которым исследуемое явление рассматривается автором в трех основных аспектах – функциональном, структурном и эволюционном.

Кроме того, применительно к рассматриваемой теме использовались элементы универсальных логических процедур познания: индукции и дедукции, анализа и синтеза, системности. Сравнительно-исторический метод позволяет рассмотреть изучаемую проблему в ее конкретно-исторической обусловленности и развитии.

Научная новизна исследования:

В представленной диссертации впервые

- проведено комплексное философское исследование движения Рерихов в философско – культурологическом и религиозно – мистическом аспектах; выявлены особенности трансформации его концептуального содержания в вероучительных доктринах различных течений, объединений и групп движения последователей Рерихов. Определено, что данное движение является проекцией и логическим продолжением общемировых процессов НРД, но имеет ярко выраженные национальные черты, связанные с социально-политическими особенностями развития России в период социально-культурных кризисов и наличием богоискательской среды, нуждающейся в новых религиозных и духовных ориентирах.

- раскрыто многоаспектное содержание системы ценностей культурологического, мировоззренческого, религиозно – мистического компонентов учения Н.К. и Е.И. Рерих. На современном этапе оно может интерпретироваться и в качестве особого идеологического направления, и как новая мировоззренческая концепция, и как религиозно – мистическое и как оккультно – мистическое течение, центральным ядром которого является религиозно-философское учение, являющееся по сути продолжением и развитием идей теософии, с ее неоориентализмом и доминирующим универсализмом вероучения.

- рассмотрены основные этапы эволюции движения последователей учения Рерихов в советской и постсоветской России: первый (1920-1975) связан с общественной, политической деятельностью семьи Рерихов и носил международной характер; второй (1976-1990) связан с легализацией рериховского движения в стране, в результате перестроечных процессов, происходящих в СССР; третий (1991-2004) связан с распадом движения на течения и группы, развивающих различные аспекты учения Рерихов.

-проанализировано содержание качественно различных концепций, интерпретаций, доктрин, особенностей религиозно – мистической, культовой практики и социальной деятельности обособленных течений, объединений, групп последователей учения Рерихов в современной России. На основании проведенного анализа автором выделяются три основных течения: 1.организации и общества, имеющие культурологическую, культурно-просветительскую и научно-педагогическую направленность; 2. организации и общества, для которых учение является идейно-мировоззренческой базой, а сфера деятельности значительно расширяется и включает решение конкретных социально – гуманистических задач; 3. организации и общества, деятельность которых направлена на изучение теософско – мистического аспекта учения Рерихов, исследование и применение оккультных практик, изложенных в учении и созданных непосредственно лидерами данных течений.

- показано соотношение различных уровней и компонентов учения рериховских неорелигиозных объединений с универсалистскими доктринальными положениями и концепциями движения «Новой Эры». Помимо собственно организаций последователей Рерихов, как правило с одноименными названиями, занимающихся зачастую культурологической и просветительско – гуманистической деятельностью, исследователем были выявлены многочисленные неорелигиозные течения, в названиях которых имена Рерихов не отражаются, но в содержании вероучений, культовой практике и социальной деятельности которых обнаруживается непосредственная апелляция к именам и мистико – религиозному компоненту учения Рерихов. Ядром неорелигиозного творчества практически во всех исследованных течениях, объединениях и группах такого рода, является дальнейшее развитие теософских идей, на основе выделения нового аспекта или акцента социально – философской проблематики в каждом из исследованных течений. Это обусловило появление ряда новых эклектических течений, тяготеющих к так называемым учениям «Новой Эры». В том числе универсалистских, окультно – мистических, псевдосциентистских. Крупнейшими из которых являются рассмотренные в диссертации неорелигиозные объединения «Exodus», «Радастея», «Калагия», «Алетейя», «Учение Сердца», «Рикла», включающие десятки конкретных неорелигиозных объединений и групп по всей территории современной России. Указанные объединения, впервые с момента их появления в России становятся в данной работе объектом прикладного и теоретического религиоведческого исследования.

- проведено исследование структурно-организационных особенностей, специфики проявления, динамики и тенденций развития новых нетрадиционных культов, возникших на основе учения Рерихов в современной России;

Рассмотрев особенности развития и характера функционирования данных течений, автор считает, что большинство рассмотренных неорелигиозных движений формально связаны с учением Рерихов. В них используются одни и те же исходные установки и понятия, но трактуются они произвольно, в зависимости от социальных, политических, мировоззренческих реалий и специфики оккультно – мистических практик. Это создает большое расхождение в структуре и практике движений, а также их адаптации в социальной среде. Учитывая особенности их теоретических установок и деятельности данные движения и организации автором выделяются: 1. группы и организации, являющиеся типичными ньюэйджевскими эклектическими неорелигиозыми объединениями, созданными на базе теософского элемента учения Рерихов. 2. группы и организации, являющиеся псевдорериховскими и относящиеся по своим доктринальным установкам к неоязыческим или 3. псевдосциентистским движениям в рамках НРД.

- выявлены основные тенденции и вероятные перспективы дальнейшей эволюции движения последователей учения Рерихов в современной России. По мнению автора исследования наиболее вероятными тенденциями является дальнейшее развитие культурологического и гуманистическо – мировоззренческого направления в указанном движении, с постепенным ослаблением и дальнейшим распадом религиозно – мистических и мистико – оккультных группировок, в связи с усилением исторически традиционных для России религиозных и социально – гуманистических движений.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем:

- во-первых, в том, что она впервые выявляет содержание и особенности конкретных течений и направлений, в том числе неорелигиозных, в русле единого движения последователей Рерихов в современной России, показывает их особенности, место и роль в более широком спектре отечественных ньюэйджевских культов.

-во-вторых, содержание диссертации может способствовать дальнейшим теоретическим исследованиям в области НРД, как в виде развития отдельных тематических направлений, так и в виде дополнения теоретических концепций и выводов, полученных в ходе исследования.

- в-третьих, практическая значимость диссертации заключается в том, что принципиальные ее положения, раскрывающие особенности проявления неорелигиозного творчества в периоды социокультурного кризиса, могут быть учтены при разработке программ общественного развития с целью их ориентации на утверждение основополагающих ценностей духовной культуры.

- в-четвертых, данное исследование может быть использовано в различных формах учебной, методической и научно-исследовательской работы религиоведческого и культурологического направлений. Содержание работы а так же теоретические выводы, полученные в ходе анализа, могут быть использованы в составлении учебных программ спецкурсов по религиоведению и культурологии в вузе и школе.

Апробация работы

Содержание и основные результаты исследовании были изложены диссертантом в выступлениях на ряде республиканских, всероссийских, региональных научных форумов: на Республиканских научно-теоретических конференциях «Наследие М.О. Ауэзова и образовательное пространство XXI века» (Семипалатинск, 2003,2004), ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Лесной и химический комплексы – проблемы и решения» в секции «Человек и его среда» (Красноярск, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы философии в системе университета» (Красноярск, 2004), на Всероссийской научно-практической конференции «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной воинах (1939-1945)» (Красноярск, 2005), на Межвузовской научно-практической конференции «Воспитательная система современных вузов и тенденция ее развития» (Красноярск, КрасГАУ, 2006).

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по четыре параграфа, заключения. Список использованной научной и конфессионально-критической литературы и источников учений включает в себя 229 наименований. Содержание работы изложено на 150 страницах.

Учение Рерихов и его основные мировоззренческие установки

Для более полного анализа исследуемого феномена, автор, используя методологические принципы аналогии и историзма, рассматривает некоторые факты истории рериховского движения, его теоретические основы, идейные программы и социальные установки.

Как отмечалось ранее, именно теософия и спиритизм были наиболее популярными оккультными движениями в дореволюционной России. При этом, хотя спиритизм имел большее число приверженцев и общественный резонанс, теософия, с точки зрения философии и культуры, была явлением более значимым.

Теософы определяли свое учение как синкретическую, мистико-религиозную философскую систему, «синтез науки, религии и философии», основанную на древней метафизической эзотерической традиции, стремящуюся понять сверхъестественное путем проникновения в скрытую таинственную мудрость, которая предполагает объяснение человека и Вселенной. Как и любая другая система взглядов, теософия есть особый способ постижения реальности, подчеркивающий приоритет ноуменального над феноменальным.

В России конца XIX в. теософия была частью культурной традиции, своего рода философским источником. Русские теософы верили в культурную миссию России в мировом контексте и поддерживали «русскую идею». Теософией увлекались наиболее яркие представители творческой интеллигенции Серебряного века: Владимир и Всеволод Соловьевы, Анна Философова, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Белый, П. Батюшков, Вяч. Иванов, П. Успенский, Н. Бердяев, М. Волошин, М. Чехов, А. Скрябин, В. Кандинский. В свободной среде творческих и образованных людей витал дух оккультных идей, подкрепленных интересом к восточной духовности. Оккультный контекст и оккультные понятия были присущи искусству, литературе и в целом культуре Серебряного века. В результате появился новый тип эзотерической литературы. Между 1881 и 1918 гг. было издано более 800 книг по оккультизму и выходило более 30 журналов. Тогда же стали издаваться классические произведения Востока, а также книги Рамакришны, Свами Вивекананды и йога Рамачарака.

В начале века теософия оформилась в движение, имевшее свои филиалы и лидеров. Было создано Российское Теософское общество, в которое официально входило 300 членов, но в целом по России теософскими идеями были увлечены несколько тысяч человек. Факт такого большого расхождения в численности объясняется, прежде всего, тем, что большинство зарегистрированных членов жили в больших городах, где активно действовали филиалы, в провинции нередко вовсе не беспокоились о регистрации. Из семи отделений русской секции Теософского общества самым крупным было Санкт-Петербургское, которое насчитывало 10 кружков и более половины всех членов. Вторым по численности было калужское отделение РТО, благодаря незаурядной деятельности его председателя Е.Ф. Писаревой. На Всемирном теософском конгрессе в Париже в 1906 году присутствовало 12 делегатов из России.

Подавляющее большинство членов РТО принадлежало к мелкопоместному дворянству, к военным, лицам свободных профессий, к творческой интеллигенции и другим представителям небольшого, но растущего образованного среднего класса.

Хотя общество в соответствии с оккультной традицией имело внутреннюю тайную «эзотерическую» секцию для немногих избранных, основная часть членов активно участвовала в общественных и филантропических организациях, художественных объединениях и профсоюзных движениях. «Фактически большинство членов РТО были великодушными, благородными идеалистами, которые видели в теософии не только квазирелигию или эзотерическое учение, сколько форму социальной и филантропической помощи». Они верили в теософскую концепцию «активного идеализма», которая провозглашала «необходимость строительства новой жизни на основе братства и моральной ответственности каждого человека перед другими людьми и всех других перед каждым» [70.С.65].

К теософии и спиритизму Рерихи имели прямое отношение. В книге «Агни-Иога. Высокий путь» есть указание на участие в спиритических сеансах Е.И. Рерих. Значительно позже, понимая пагубные последствия этого увлечения, она будет предостерегать от занятий им. В письме от 11.08.1934 года Елена Ивановна пишет: «...Вы правильно называете спиритизм и все занятия магией духовным развратом, ибо спиритизм есть насилие, есть открывание дверей, в большинстве случаев сущностям из низших слоев Тонкого Плана, и, конечно, также как магия не может входить в эволюцию» [155.С.359].

Теософия же оказала огромное влияние на жизнь и творчество Н.К. и Е.И. Рерихов. Они не только были знакомы со многими деятелями теософского движения, изучали основные оккультные идеи, но и были активными участниками их распространения. Елена Ивановна перевела на русский язык «Тайную доктрину» Е.П. Блаватской. Структура и задачи первых рериховских организаций были сходны с теософскими, а первое общество, созданное в Риге по инициативе Н.К. Рериха его доверенным В.А. Шибаевым, было названо «Ложа мастера М.» в соответствии с названиями теософских лож и отделений. Е.И. и Н.К. Рерихи были первыми ее членами и платили взносы.

Основные теоретические постулаты, заложенные в Учении «Агни-Иога» являются продолжением и развитием теософских идей. «Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к нашему же, данному через Блаватскую? Скажите - каждое столетие дается, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской»:

Теософия, по замыслу авторов должна способствовать соединению восточной религии и западной науки и философии. При этом она выражает скорее гностические, чем буддийские космогонические идеи, обращаясь более не к конкретному, а к метафизическому буддизму.

Как и в теософии, в учении Рерихов утверждается, что существует единая, универсальная, древняя оккультная традиция, на которой основаны все религии. Эта древняя мудрость объединяет религию, науку и философию в одно синтетическое образование, объясняющее происхождение человека, Бога и Вселенной. Но это не религия, по утверждению авторов доктрин, а «система веры, основанная на абсолютном знании», так называемая «духовная наука».

В основе онтологических и космогонических построений теософской и рериховской доктрин находится ряд фундаментальных идей, согласно которым, все существующее восходит к эманациям единой реальности. Бог трактуется не как личность, ответственная за сотворенный ею мир, а как безличный, всеобъемлющий и невыразимый космический принцип и отождествляется со всей Вселенной. Он вечен и является источником и содержанием всего. Этот первичный источник как первая или великая монада, периодически проявляет себя в конечных сериях эманации меньших монад. Первоначальная эманация божественного принципа есть Первый Логос. Божественный принцип создает мыслимую парадигму, а затем через Слово творения создает плотную материю, как противоположный и несовершенный конец материи духовной. Таким образом, отвечая на один из основополагающих вопросов философии о первичности духа и материи, в учениях отмечается единство элемента духо - материи, которая в своих бесчисленных дифференциациях составляет основу всего мироздания.

Специфика проявления рериховского движения в России на рубеже XX-XXI веков

Третий этап, который включает в себя последнее десятилетие XX века и первые годы XXI века (1991-2004), является определяющим, так как именно в этот период происходят интенсивные и многообразные процессы и поиски духовно-нравственных ориентиров в сложном постперестроечном пространстве России. Пик популярности движения приходится на середину последнего десятилетия уходящего века. Это связано и с трансформацией и обновлением социальных структур, востребованностью новых идей и активным поиском духовных ориентиров. Рассматривая причины всплеска духовно-религиозных поисков в конце XX века, Л.Н. Митрохин отмечает: «В обстановке духовной смуты и утерянной надежды на скорые лучшие времена, каждодневного мелкого жульничества и государственно-масштабного надувательства, обостряющихся конфликтов и взаимного отчуждения возрастает потребность в религиозном восполнении жизни, в обретении надежного авторитета и идеала, не подверженного коньюктуре» [113.С.397]. Многие исследователи отмечают образование в этот период так называемой «культовой среды», которая включает в себя разнообразные религиозные направления и верования. Произошла трансформация ценностей по отношению к религии в российском массовом сознании. Долго подавляемый интерес к религии породил избыточный спрос на идеи, развиваемые в альтернативных религиозных доктринах, от конфуцианства и различных Идей «восточной мудрости», до западного мистицизма. Развивая различные формы социального утопизма, многочисленные новые учения, предлагали свои ответы на наиболее значимые социальные и духовные проблемы российской действительности, при этом отмечая особую миссию России в будущем, влияющую на судьбы всего человечества. На этом фоне особую популярность приобретает «Агни-Йога» Н.К. и Е.И. Рерихов, которая своими идеями оказала влияние на формирование определенной культовой среды. Рериховская доктрина стала своеобразной базой для ряда новых эклектических учений. В тоже время само движение продолжает активно привлекать к себе новых сторонников, и непрерывно расти. К концу XX века только официально зарегистрированных организаций насчитывается более 5000 по всей стране, а во всем мире - 19 тысяч адресов. Однако, как отмечает видный исследователь рериховского учения С. Р. Аблеев [1], общественный интерес к «Агни-Иоге» активно проявлялся, прежде всего, в странах бывшего советского содружества: России, Украине, Белоруссии, Прибалтике, Казахстане, Киргизии и Молдавии. Подобные группы сформировались также в Америке и Европе, но их количество было несопоставимо с числом групп в вышеупомянутых странах. МЦР становится базовой структурой и лидером рериховского движения не только в современной России, но и за рубежом и неправительственной организацией при ООН. Он выполняет роль своеобразного координатора многочисленных рериховских организаций, однако каждый региональный центр имеет свои более или менее выраженные особенности. В движение участвуют разные группы населения. В зависимости от мотивации их можно разделить на тех, кого привлекли, прежде всего, витальные ценности, укрепление здоровья и жизни не только личного, но и природы в целом. Были разработаны целые направления экологического плана, сделаны выборки из учения по медицинским вопросам, изданы книги с соответствующими рекомендациями. Продажа и распространение книг стала той экономической базой, , позволяющей функционировать многочисленным региональным центрам и организациям. Постепенно налаживались и многообразные социальные связи. Во многих регионах устанавливаются тесные контакты с властными структурами. Выделялась особая категория людей, принимающих активное участие в жизни общества и стремящихся к его преобразованию через утверждение новых духовно-нравственных и этических концепций, изложенных в учении. Разворачивается широкая культурно-просветительская деятельность, популяризирующая идеи учения Рерихов, налаживаются контакты общественными и политическими лидерами, представителями науки и искусства, ведутся поиски новых .направлений деятельности. Живой интерес к учению проявляют и ученые, такие как М.Н. Яншин, Ш.А. Амонашвидли, В.П. Казначеев, А.Н. Дмитриев, Д.С.Лихачев. Объясняя интерес ученых к эзотерическим учениям в целом и «Живой Этике», в частности академик Б.В. Раушенбах писал: «Человечеству нужно целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и ненаучное (внелогическое, образное) восприятие его» [148.С.208]. «Современная теософия входит в мир через науку» - утверждает Л.В. Шапошникова. Этот тезис идейного руководителя МЦР послужил основой для организации широкой научно-практической деятельности под руководством МЦР. Стали проводиться международные научные конференции и семинары, выявляющие междисциплинарные теоретические проблемы, и развивающие культурно-просветительский потенциал. Стало активно изучаться рериховское наследие и архивные материалы, издаваться литература. Под руководством академика Шалвы Амонашвили при МЦР организован постоянно действующий Педагогический семинар, в задачи которого входит формирование целостного подхода к образовательному процессу, основанного на идеях гуманной педагогики. Еще одна социально-утопическая идея получила широкое распространение в рериховской среде - создание Общины, как модели идеального общества прообразом которой должна была служить «Община Великих Учителей», находящаяся, по утверждению Рерихов, в Шамбале (Гималаи). Опыт такой организации был осуществлен еще при жизни Рерихов их учеником и последователем Георгием Гребенщиковым, который недалеко от Нью-Йорка построил общину «Чураевка».

Эта "идея получила развитие с постперестроечной России как способ решения социальных проблем. Она активно обсуждалась в многочисленных рериховских организациях, которые видели в ней не столько образец идеально организованного сообщества, сколько экологическое поселение, находящееся в, гармонии с окружающей средой, где можно было сочетать спиритуалистическое совершенствование с чистотой духовно-нравственной жизни. Однако многочисленные попытки создать такие общины-коммуны на Алтае, в месте, указанном еще Н.К. Рерихом для строительства города будущего Звенигорода, в конечном счете, не увенчались успехом. Многочисленные волны паломников, считавшие гору Белуху центром Северной Шамбалы, не смогли укрепиться на алтайской земле. Как отмечают в своей статье Лункин и С. Филатов: «Рериховский призыв к «общине» был слишком теоретическим и рассчитанным на будущее: для Елены Рерих община являлась, прежде всего, идеальным государством совершенных людей» и далее они делают вывод «Рерихианство не столько предполагает создание добровольных коммун, сколь построение идеального государства -общины» [149.С.439].

Еще одним центром обязательного паломничества для рериховцев стала Индия. Начиная с 90-х годов XX века, туда стали организовываться туристические поездки для посещения «священных для каждого рериховца» мест, связанных с жизнью и деятельностью семьи Рерихов. В конце века этот список существенно расширился. В него стали включать и многочисленные ашрамы учителей неорелигиозных течений.

Неорелигиозные движения, развивающие некоторые теоретические и практические направления учения Рерихов

К так называемому «этническому язычеству» можно отнести Школу писателя, общественного деятеля, доктора искусствоведения Хосе Аргуэльса, приехавшего в Россию из Мексики и пропагандирующего идею майянского календаря Цолькин. В 60-х годах XX века X. Аргуэльс познакомился с трудами Н.К. Рериха, а позже - в 70-х годах - стал инициатором общественного движения «День Земли», целью которой является борьба за мир и планетарную трансформацию сознания. Он организует Планетарную Сеть Искусств как продолжение Пакта Рериха и распространяет Знамя Мира везде, где находятся очаги культуры и происходят важные для нее события. Идеи X. Аргуэльса во многом сходны с культурологической концепцией Н.К. Рериха и исходят из представления структурного единства мира как живого организма, в котором искусство - это своеобразный отклик людей на проявление единой жизни на Земле. В своих книгах «Шаман Земли» и «Фактор Майя» особое внимание он уделяет народу майя, которых считает «посланцами Высших Сил на Землю и прорицателями гармонии». На основе их древнего календаря Цолькин X. Аргуэльс создает современную счетную систему, определяющую циклы планетарной синхронизации. Последней завершающей датой Великого цикла является 2012 год. В июне 2000 года, побывав на Алтае, где проводилась встреча с участниками движения, он особо выделил эту региональную зону Земли, считая, как и Рерихи, центром будущей новой культуры.

Разъезжая по всему миру X. Аргуэльс выступает как страстный проповедник своих идей. Особенно много его сторонников в Мексике и Японии. В России, как и во многих странах мира, он основал группы, изучающие древнюю «майянскую» календарную систему. В группы входит та категория духовных искателей, которых привлекло в данном учении идея единения народов через знакомство с древними культурами предков. Учение X. Аргуэльса, несмотря на его внешнюю культурологическую направленность, является эзотерическим вариантом одной из оккультных доктрин, которая связывает идею спасения человечества в конце XX века с возрождением древней культуры майя, считающейся потомками древних атлантов - представителей четвертой расы.

Эти же идеи, но в более скрытом варианте можно увидеть учении уже нашей соотечественницы В. Кузнецовой «Исход». Рассмотрим основные мировоззренческие установки движений, структуру и культовую практику данных организаций.

Движение «Exodus» или «Исход» возникло в Санкт-Петербурге в 1992 году под влиянием получивших широкое распространение учений Е.П. Блаватской и Рерихов. Руководитель движения - Валентина Кузнецова, провозгласившая себя «Великой Богиней-Матерью», которая «воплотилась на Земле с задачей создать новую мировую религию». За десять лет ей были написаны и изданы 31 книга, в которые входят само учение, называемое последователями «Новой Библией Золотого Века», дневники, брошюры с диктовками, так называемые «Личные послания», «Молитвослов», книги для детей, различные методики преподавания учения. На базе учения создана организация, которая носит название «Центр физического, психологического совершенствования «Исход»» по аналогии с одной из книг Библии. За короткий срок развернулось движение, официальные филиалы которого находятся в 13 городах России, а также за ее пределами (Италия, США, Греция, Германия). С 1991 года проводятся ежегодные семинары. За два года наибольшей активности движения (2000-2002) было проведено 15 встреч, 4 из них в Сочи и Москве, остальные в странах дальнего и ближнего зарубежья (Египет, Украина, Греция, Индия, Латвия). Только в семинарах за этот период принимало участие более 6000 человек [233].

Основные мировоззренческие установки «Нового Откровения» изложены на Интернет-сайте движения «Исход». На первой странице этого сайта написано: «Вашему вниманию представляется единственный в своем роде сайт, являющийся средством информации, исходящей из самых высших сфер тонкого плана и содержащий последние сведения о происходящих в нем событиях». Далее, привлекая внимание потенциальных сторонников, в том числе и христиан, говорится: «Интересен этот сайт будет и тем, кто является верующим человеком, так как все сведения базируются на вере в Бога, и ни в коем случае не отвергаются основополагающие документы, написанные многие века назад». Но они, как утверждает автор учения, уже не могут отражать всего того, что происходит в мире или развивают многие идеи однобоко, поэтому назрела необходимость создать новую единую религию, восполняющую недостающие знания «на более высоком духовном уровне». Библия же, по мнению В. Кузнецовой, уже устарела, т.к. была дана только «до конца прошлого века».

Рассуждая о необходимости создания нового религиозного учения, автор пишет «Никак не могут найти общего языка представители разных религий. Одни говорят о Боге, ангелах и душе, другие - о высокоразвитой цивилизации, которая руководит нами, нашим развитием и ждет, когда мы вырастим, займем достойное место в их рядах», далее вопрошает: «А может быть это разговор об одном и том же?» и делает выводы: «Бог и ангелы - это

101 представители упомянутой цивилизации» [233.С.З] но человечество об этом не знало, т.к. опиралось только на веру, отвергая знания. Для большей убедительности автор приводит исследования ученых, которые, по ее утверждению, доказали это.

Исходным постулатом новой религии должно стать учение о так называемых «Небесных Родителях» - Бог и Богиня или Мать и Отец, которые имеются у каждого существа в Космосе и для всех являются Единым. В своих рассуждениях В. Кузнецова опирается на учение Рерихов, в котором говориться о грядущей эпохе Матери Мира, однако трактует его в ином ключе. По представлению автора, эта идея, разворачивается в учение о Божественной Троице. Великая Матерь включает в себя женские ипостаси всех мировых религий, является источником энергии любви и воплощена в земной женщине - Валентине Кузнецовой. Поэтому она именуется то Изидой, то Парвати, с которой общается и через которую говорит с людьми Бог-Отец. Она же является и одной из ипостасей Святой Троицы, благодаря явлению которой происходят положительные эволюционные процессы на Земле. Она соединяет миры - земной и небесный, являясь одновременно источником Космической Любви. Третьей ипостасью Святой Троицы выступает Святой Дух - Ангел Света. В одном из текстов сказано о мессианской роли «Богини Валентины»: «Влияние поездок Святой Троицы по Европе с целью сохранения от затопления центра арийской цивилизации». Такое упрощенно-абстрактная трактовка вполне понятна, так как в «новой мировой религии» божественное начало должно быть заменено абстрактным «инопланетным разумом», поэтому с одной стороны ярко выраженная эклектичность учения, с другой подмена христианских символов и идей, неорелигиозными установками. В учении проводится основательная ревизия всех христианских догматов, начиная со Святой Троицы из которой изымается понятие Бога - Сына, замененное Богиней Матерью, по одной версии, по другой - она сливается в одно со Святым Духом, образуя двуединство. По третьей версии - «тело Богини является прибежищем Святой Троицы изначальной» Изменены и основные православные молитвы. Так, например, в уставе организации есть параграф, который гласит: « Никогда не забывать, вставая, прочесть молитву: во имя Матери, Отца и Духа Святого». Как известно, догмат о Святой Троице встречается задолго до появления христианства. Во многих языческих религиях идея триединства мира, проявленная через божественные сущности отца, матери и сына, встречается повсеместно. В египетской мифологии это Осирис, Изида и Гор. Именно к языческим корням обращается В.Кузнецова, провозглашая себя «Великой Матерью» и «Изидой» одновременно. Такая трактовка тринитарности принципиально отличается от данной в учении Рерихов, которые видели в Матери Мира, прежде всего «великий символ высшей реальности»1. Христос, по данной версии старший сын «Всевышнего», который когда-то согласился участвовать в «грандиозном эксперименте» организованным богом и воплотившийся, на современном этапе в физическое тело Богини-Валентины.

Неоязыческие движения

С другой стороны - нарастание признаков системного кризиса наукогенной цивилизации в целом показали, что вера в науку как единственный спасающий мир род деятельности, не имеющий конкурентов, серьезно подорвана. Среди большого количества учений, возникших в конце XX века и претендующих на новую научную парадигму, автор исследования выделяет «Калагию» и «Радастею», в концептуальных построениях которых используются представления о энерго-информационных процессах, данные в учении Рерихов. Авторами таких доктрин в большинстве своем становятся люди, имеющие как минимум высшее техническое образование. Их авторитет и научные звания придают особый социальный статус таким доктринам. По мнению А.В. Панкратова, «то, что наш духовный поиск замыкается на энергетическом восприятии мира и то, что разработка эзотерических концепций сегодня, как правило, связана с задачей их физического обоснования, далеко не случайно, а связано с неосознаваемыми глубинными мировоззренческими установками, незримо живущими в нас. Это слепая вера в разум, в науку, в прогресс и активную роль человечества в эволюции мира» [50.С.212]. «Калагия» -книга, претендующая на новое учение, «принята и записана» Александром Наумкиным в 1993 году, проживающем в Горном Алтае. «Я дал Имя Новое Учению Моему - «Калагия», что значит Власть над Временем». Эпиграфом взяты слова из книги "Сердце Азии" Н.К. Рериха: «В местах Будды; в местах Майтрейи произнесено изображение. «КАЛАГИЯ» -произнесено».

Как характеризует ее один из участников семинаров образовавшейся группы: «Это не книга общего чтения, хотя запрета читать ее нет никому. Эта книга для совершенно определенных людей, рассчитанная на определенные дни, годы, влияния светил, но сегодня она тоже творит. Эта книга - ЗАВЕТ тем, кто, справившись с порогом незрелости духа, уже раскрыл Крылья для полета». Она является продолжением всех существующих до этого учений, которые просто подготовили человечество для принятия «Калагии» [234].

Но новое учение предназначено, прежде всего, для России. В одном из интервью А. Наумкин заявляет: «О «Калагии» говорилось давно. Рерихи хорошо подготовили к ней людей. Движение «рериховцев» - массовое движение и все они знают о «Калагии».

В предисловии к учению говорится: «Я, Алекс Андр - Альфа-и-Омега Первый-и-Последний Состава Общего Числа Воплощений Сущности Высшего, Высший Учитель Сущих Любовью и Радостью в Боге,- принес на Землю Людям Учение Мое, во Имя Спасения в ОУМе любящих Бога. Я дал Имя Новое Учению Моему - "Калагия", что значит Власть над Временем», которое должно распространяться «повсеместно». «Многие Формулы текста Учения Моего не всем Людям будут понятны с первого прочтения, но это совсем не означает, что они не верны, или неграмотно изложены. В тексте Формул Слова Моего нет ошибок. Поэтому Яне рекомендую никому вносить в текст поправки, знаки препинания, изменять форму изложения, менять слова местами или заменять их сходными по смыслу. Да благословенны все, содействующие распространению и шествию по Земле Учения Моего. Я с ними. ОУМ. И приход Мой, Воплощением Моим на Земле» [234]. «Калагия» - предтеча пророкам, и самому Христу, который явится людям в земном воплощении и обратится к ним со своим Словом. Произойдет это очень скоро, в ближайшие годы. «Учение Мое приготовит Людей Моих к Явлению Моему к ним». Но Христос, по утверждению автора учения не является христианским воплощением любви, а представляет двухипостасный образ Единого - Иисус Христос-Майтрейя. Эсхатологические идеи учения не отличаются особой оригинальностью, и несут в себе все признаки, доктрин, которые можно классифицировать как «религии итога». По утверждению автора, новое учение дано в преддверии решающих для всего человечества событий, которые должны начаться в ближайшем будущем. Давая свой вариант Апокалипсиса, А. Наумкин утверждает, что это необходимость и результат развития мира. В учении говорится и о скорых сроках. Летом 1993 года начнется движение масс, перемещение народов, а завершиться в 1996 году, при котором часть людей будет отобраны для шестого круга, остальные сброшены в ад. Поэтому надо успеть организовать людей, подготовить их к этому времени. «Калагия», по мнению автора учения, есть «ваирагия», которая является одной из форм древней магии и есть руководство к действию «прорыв в Эволюцию и путь к вхождению в Шестую расу». Эволюция же по это изменения в мышлении, это преображение материи через трансмутацию, выход в более высокие сферы Бытия. При этом человек стоит перед свободой выбора своего пути или через ад, или через рай: «Через Ад - быстрее, через Рай - прекраснее. Кто ищет Красоту, кто ищет развития Бытия, тот идет через Рай, а кто ищет скорейший путь, тот идет через Ад: сгорая в аду, он, как Идея, возвращается к Богу чистым.

И здесь нет противоречия, - кто что выбирает, тот туда и идет. Мы не можем запретить человеку идти через Рай или идти через Ад. Это его проблема» [234]. Такое понимание традиционного дуализма добра и зла ведет к трансформации этических ценностей и как результат полное вытеснение духовного начала из механистической картины мира.

Итогом философских воззрений является концепция антропологической утопии, которой предстоит навеки реализоваться на земле. В учении дается впечатляющая картина идеального прекрасного будущего, которое наступит после очищения, хотя ничего нового к уже существующим сценариям автор не прибавил. Это будет мир, в котором все мечты человечества сбудутся и оружие исчезнет. Человек шестой расы будет отличаться от современного красотой тела, красотой духа, красотой мышления. У него будет расширенное сознание, расширенное понимание природы вещей и не будет агрессии. Он познает, что такое истинная любовь, что такое истинная красота бытия. Силы Зла, которые не исчезнут совершенно, больше не будут действовать в открытую, агрессией, они будут действовать очарованием, любовью, скрывая под ней свои цели.

Основными понятиями учения становится «энергия» и «квантовые поля», взаимодействиями которых объясняется не только разнообразие деятельности человека, но и его стремление к «более совершенному Бытию»: «Все люди связаны между собой и Миром своими квантовыми полями, которые они излучают. С точки зрения физики, это - психокоррелятивные квантовые поля. Человек, стремясь к определенной цели, начинает генерировать определенный род энергии, определенное квантовое поле, которое воздействует на все человечество, притягивая к себе то, что посылает». Отсюда возникает и физикалистский подход к самым важным проблемам человеческой духовности, его антропологического и статуса. По мнению А. Наумкина, «всякая элементарная частица человек есть голограмма» и чтобы достичь бессмертия « нужно подключить себя к Пространству и энергиям Пространства». «Калагия» же объясняет, как этого достичь. Одно из центральных представлений учения - это наличие некого вселенского космического Сознания, к которому подключается центры сознания человека и при помощи гравитационных волн, которые входят в Пространство, организует его кристаллы в «энергетические блоки». Таким образом, человек подключается к центру управления этой энергии и становится, «насосом, втягивающим в себя энергию».

Похожие диссертации на Движение последователей Рерихов в современной России : философские истоки и тенденции эволюции