Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен деструктивности новых религиозных движений Кузьмин Александр Валерьевич

Феномен деструктивности новых религиозных движений
<
Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений Феномен деструктивности новых религиозных движений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузьмин Александр Валерьевич. Феномен деструктивности новых религиозных движений : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Кузьмин Александр Валерьевич; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т].- Белгород, 2009.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/546

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Парадигм ально-методологические основания исследований новых религиозных движений

1. Категориально-терминологический аппарат и теоретико-методологические подходы в исследованиях феномена сектантства 23

2. Критерии и вероучительные основания деструктивности новых религиозных движений 60

ГЛАВА 2. Вероучительные основания деструктивности новых религиозных движений

1. Анализ вероучительных оснований деструктивности новых религиозных движений 83

2. Проблема институционализации деструктивного сектантства 151

Заключение 169

Список использованной литературы 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Религиозное сознание имеет самое непосредственное отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека, в своих разнообразных формах оно демонстрирует непосредственную связь индивида с окружающим миром, природой, социумом, наследует и сама является причиной культурных, социальных, экономических и других систем. Деятельность человека, лежащая в плоскости его религиозных интересов, своей спецификой имеет убежденность индивида в собственной несомненной правоте, и эта убежденность отражается самым практическим образом в его жизни. Такая высокая интенсивность влияния религиозных убеждений на жизнь человека воссоздается не только в его внутриличностных процессах, но и имеет самое действенное выражение в общественной жизни.

В случае, если религиозное учение, которым человек руководствуется, и религиозная организация, последователем которой себя считает индивид, допускает высокую степень деструктивности и содержит в себе элементы потенциального стремления к насилию, адепт данной религиозной системы и все его ближайшее социальное окружение неминуемо испытывает на себе эту деструктивность. Подобного рода феномены религиозного сознания самым наглядным образом демонстрирует религиозное и псевдорелигиозное сектантство, представленное различными формами нетрадиционной религиозности. Сектантское мышление, имеющее своей основой религиозный фанатизм, предполагает вероятность возникновения особого рода насилия, которое по своей опасности превосходит остальные деструктивные действия человека, так как затрагивает его самые глубинные духовные и психологические пласты .

Опасность сектантского фанатизма возрастает по степени своего воздействия на внешний мир на несколько порядков вследствие процессов глобализации, технического прогресса, развития знаний о психологии и расширения коммуникативных возможностей индивида. Методы агрессивного маркетинга, манипуляция волей как индивида, так и социальных групп, спроектированное воздействие на сферы бизнеса и политики, образования и здравоохранения - это далеко не полный перечень тех областей, где современные секты осуществляют свою деятельность, и поэтому восприятие феномена сектантства ушло далеко от опыта предыдущих поколений. Бывшие когда-то маргинальными группами, современные секты предстают сейчас в качестве международных корпораций, численность которых сравнима с численностью последователей традиционных религий.

Однако при столь высокой численности последователей, экономической и политической активности, некоторые новые религиозные движения с самого первого дня своего существования продолжают сохранять степень своей деструктивности и, кроме того, начиная с конца 1980-х годов они стали еще одним фактором риска в современной России. Рискогенность современных сект растет по мере их экономического и статистического роста, и понимание причин появления подобного рода рисков является насущной задачей гуманитарной мысли. Актуальность исследования феномена сектантства сейчас более чем очевидна из-за постоянного роста активности сект, неизменно растущей численности адептов этих организаций и появления все большего количества форм нетрадиционной религиозности,

1 Термины «секта», «сектантство» и «новое религиозное движение» употребляются автором как синонимичные понятия, обоснование чему, а равно как история появления и детальное рассмотрение которых, проведено в первом параграфе первой главы диссертационного исследования, однако данные понятия обозначают разные явления, обусловленные различием в организационных характеристиках. а также роста числа преступлений, совершаемых последователями религиозных движений.

Утверждение того, что современное сектантство является источником опасности для общества неоспоримо. Из-за этого, начиная с середины XX столетия, секты стали объектом пристального внимания не только религиоведов. Сформировавшаяся за последние десятилетия так называемая «проблема сект» стала обращать на себя внимание средств массовой информации и правоохранительных структур, политологов и социологов, психиатров и юристов, широкой общественности. В европейских странах, а также в Америке и странах Азии, а теперь уже и в России, за последние два десятилетия был запрещен целый ряд религиозных организаций, допустивших в своей деятельности либо террористические акты, либо политический экстремизм, либо продемонстрировавших всему миру, что членство в них способно причинять вред человеку, его психике, семье и окружающему обществу".  

Категориально-терминологический аппарат и теоретико-методологические подходы в исследованиях феномена сектантства

Отчего происходит так, что новые религии, в начале своего существования проповедавшие идеалы любви и добра, впоследствии нередко превращаются в террористические организации, слепо подчиняющиеся человеку - лидеру религиозной организации, который приобретает мировую скандальную известность? Как такое возможно, что религиозное сознание, призванное быть стержнем духовного здоровья человека, может явиться причиной убийств, страданий и неисчислимых жертв, приводя своих последователей к крайней степени фанатизма?

О размерах и темпах распространения новых религиозных движений в современном мире можно судить по множеству примеров. Самый яркий из них - тираж распространяемой литературы, являющейся для этих религиозных движений миссионерской. К примеру,, средний тираж ежемесячного издания религиозной организации «Свидетели Иеговы» журнала «Пробудитесь!» составляет 35.754.000 экземпляров, а средний тираж каждого номера другого журнала этой организации - «Сторожевая Башня» составляет 37.100.000 экземпляров.

Многие религиозные движения имеют в своем распоряжении современные типографии, высокотехнологичные Интернет-сайты, свои телекомпании, газеты и другие средства массовой информации, включая спутниковое телевидение. Активная политическая деятельность новых религиозных движений является скорее правилом, чем исключением. Обороты экономической деятельности некоторых международных организаций по своим объемам сравнимы с оборотом внешнеторговых отношений некоторых государств. Влияние новых религий на общественную жизнь неоспоримо, но не это главное. Превалирующим остается вопрос о том, как возможно при такой активной и успешной миссионерской деятельности религиозных движений в современном обществе существование в них вероучений, которые допускают насилие среди последователей этих организаций?

Самым важным, и в то же время ключевым вопросом в исследованиях феномена новых религиозных движений, является определение критериев группы, которые позволили бы охарактеризовать ее в качестве секты. Прежде чем преступить к анализу феномена деструктивности в новых религиозных движениях и выделения критериев этой деструктивности, необходимо достаточно подробно рассмотреть значение термина «секта», историю его возникновения, и, самое главное, состояние разработанности этой проблемы на современном этапе исследований в религиоведении, так как понятия «новое религиозное движение», «секта», «культ» и прочие нередко путают, при том, однако, что они выделяют признаки одного и того же явления.

Вопрос «что такое секта?» в последнее время стал интересовать не только академическую науку, но и все российское общество, так как в сектах видят прежде всего источник определенного рода опасности - проблему замкнутости в узкогрупповых интересах, фанатизм последователей сект и вероятность совершения ими актов насилия и прочих действий, расцениваемых как определенные формы девиантного, асоциального и преступного поведения . Эти процессы не могли не сказаться на позиции религиоведения относительно феномена сектантства, и четкое осознание того, что же такое «секта» и какими характеристиками должна обладать группа индивидов, чтобы можно было назвать ее сектой, является для нас первостепенной задачей.

История возникновения религиозных сект достаточно обширна и связана, главным образом, с возникновением собственно института религии в обществе. Этимология этого термина может происходить либо от латинского слова «secare» - «отсекать» (в смысле часть от целого), либо от «sequi» f«sequor»38) - «следовать» (за кем-либо)09. На наш взгляд, именно из-за этого первоначального разночтения в смыслах и сложилась ситуация, когда, употребляя термин, не вполне отдается отчет в том, что он характеризует. Это часто демонстрируется игнорированием смыслового содержания этого термина вплоть до его полного забвения и боязни из-за обвинений в «навешивании ярлыков» и его якобы негативного смыслового содержания40.

Необходимо разграничить понятия секты как группы и как учения. Если мы обратимся к самому раннему опыту исследования сект в России, то увидим, что уже тогда сектой называлась замкнутая в своих интересах группа людей, придерживающихся обособленной культурной (псевдо или субкультурной) традиции . О том, что такое секта, рассуждали в книге «История религии» (вышедшей двумя изданиями в . 1909 и 1910 гг.) Александр Ельчанинов, Владимир Эрн и Павел Флоренский. Раскрывая сущностные свойства понятия «секта», эти авторы особый акцент проводят на том, что секта - это некое, отколовшееся от традиционной религии учение, игнорирующее общечеловеческий опыт в области культуры, науки, искусства и характеризующееся узостью мышления и чувством отчужденности от остального, внешнего мира. В качестве причины возникновения сектантства называется «стремление к «правильной», праведной жизни»". Рассматривая понятие «праведности», эти авторы выделяют две ее составляющие, которые указывают на различия одной секты от другой: разница в принципе, который кладется в основу секты (рационализм и мистицизм) и интенсивность нравственных требований4"1.

Интересно раскрытие общих свойств секты авторами этой книги: «Как большие реки сопровождаются в своем течении омутами, заводями, плавнями и просто болотами, так и великие религии рождают вокруг себя свои искаженные отражения - секты. Секта - это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость, так сказать, провинциализм в религии. Если мы встречаем религиозное учение, которое не принимает в себя всей истории человеческой мысли, не понимает этой истории, не объясняет ее, проходит мимо, не благословляя и не осуждая, а просто не замечая того или иного факта человеческой жизни, - мы имеем дело с сектой. Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, по которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль, не возрождаются искусства, науки, не обогащается и не повышается в своем темпе общенародная жизнь — мы имеем дело с сектой. Если, наконец, отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем миром в его прошлом и настоящем, то это учение не всецелая животворящая чистина, а секта» .

Интересно в данном случае переплетение конфессионального и внеконфессионального подходов в исследованиях сектантства в традиции отечественного религиоведения, происходящее из-за ориентации русской философской мысли на опыт христианской Церкви и богословское наследие русского Православия. Большинство исследователей сектантства периода с середины XIX до первой середины XX века основываются на представлениях о феномене современного им сектантства, которое некоим образом нельзя относить к деструктивному сектантству, рассматриваемому в данном диссертационном исследовании, однако наработанный в данной области опыт никак нельзя игнорировать. Проблему сектантства рассматривали такие авторы, как С. Булгаков, И. Брянчанинов, Н. Варжанский; В. Живов, И. Ефимов, И. Шаховский, А. Рождественский, Н. Симаков, С. Бондарь, С. Мельгунов, Т. Буткевич, И. Смолич, Н. Ивановский, А. Пругавин. Проблему сектантства затрагивали в своих работах также В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, П. Флоренский. Более поздние работы в этом русле принадлежат таким ученым как А. Клибанов, И. Григулевич, Л. Митрохин, А. Эткинд, А. Белов, М. Тепляков, В. Буганов, А. Богданов и др. С позиции истории эту проблему рассматривали А. Карташев, Н. Никольский, Е. Голубинский, А. Ельчанинов, А. Клаус и др.

Критерии и вероучительные основания деструктивности новых религиозных движений

Исходя из признания наличия в новых религиозных движениях деструктивной составляющей, раздел религиоведения, исследующий феномен современного сектантства, должен рассматривать в первую очередь определенный тип организаций, имеющих характеристики секты и то влияние, которое эти организации оказывают на личность, а также взаимодействие этих организаций с обществом. Исходя из утверждения, что вероучение определяет степень влияния секты на личность, при анализе феномена насилия в сектах необходимо сконцентрировать внимание именно на анализе вероучительных оснований появления этого насилия. То есть, если вероучение секты содержит в себе признаки, способствующие появлению насилия, такое вероучение необходимо признать причиной этого насилия.

При анализе критического материала, рассматривающего некоторые религиозные организации в качестве «тоталитарных сект», «деструктивных сект» и «новых религиозных движений», видно, что данные религиозные организации не только способны, но и не могут обходиться без применения насилия по отношению к своим последователям и окружающему обществу. Деструктивные секты, как об этом свидетельствуют многочисленные источники, заинтересованы в скорейшем достижении своих целей -привлечении как можно большего числа последователей, увеличении своего политического влияния и конечной целью своего существования многие из них видят мировое господство. Проводимые ими террористические акты, случаи экстремистской деятельности направлены именно на достижение этой цели101.

Деструктивная секта — это организация, прежде всего ориентированная на привлечение в свои ряды как можно большего количества последователей, ради чего ее адепты решаются на употребление обмана и специальных психологических методик, способных завоевать контроль над сознанием неофита. Применяя эти приемы по привлечению все большего количества приверженцев, секты заинтересованы в утаивании и искажении информации о сути своей деятельности, о содержании своего учения и о тех преступлениях, которые были совершены этой организацией — ее лидерами и рядовыми последователями. Вследствие этого такие секты заинтересованы в том, чтобы информация об этих преступлениях не стала известна широкой общественности, так как это повлечет за собой санкции по отношению к ней со стороны государства и правоохранительных структур. Напротив, деструктивные секты заинтересованы в том, чтобы в обществе превалировало убеждение в пользе таких организаций, которые выдаются их лидерами за религиозные, оздоровительные, лечебные, культурные, политические, образовательные и прочие, деятельность которых обычно находит одобрение в обществе. Вследствие этого, при осуществлении анализа вероятной деструктивности сект и для соблюдения объективности нашего исследовательского подхода мы должны будем использовать только те источники информации, которые принадлежат данным религиозным организациям, а не их критикам.

Нельзя не согласиться с той точкой зрения, что если считать, что в сектах применяются техники удержания человека внутри организации с помощью именно психологических методик, то превалирующее значение в таком анализе необходимо будет уделять именно психологическим аспектам видения данной проблемы. Если допустить мысль, что насилие в сектах существует, то данный подход будет иметь еще и практическое применение, так как будет способствовать разработке методов консультативной помощи пострадавшим от таких организаций людям и их семьям. Главной опасностью от деятельности деструктивных сект представители данного подхода считают лишение человека способности самостоятельно принимать решения относительно своей жизни, своего хода мыслей, своего социального окружения и всего того, что обычно воспринимается как индивидуальные потребности, регулируемые самим человеком, и вторжение в область которых признается как посягательство на свободу личности и права этой личности. Помощь людям, которые потеряли способность критически и самостоятельно мыслить, является тогда более чем очевидной.

Однако наше исследование преследует иные цели. Нам необходимо выявить религиоведческие признаки деструктивности новых религиозных движений и из-за этого в рамках нашего исследования начинают встречаться некоторые трудности.

Гипотетически мы признаем возможность существования религиозной организации, признаки которой говорят нам о том, что это, во-первых, секта, а во-вторых, что эта секта способна нанести вред (деструкцию) как своим последователям, так и обществу, в котором эта секта осуществляет свою деятельность. Признание этого факта будет являться гипотетическим, однако это не гарантирует нас от ошибок в выделении критериев деструктивности такой секты. И главная трудность здесь будет состоять в том, что секта - это прежде всего организация, придерживающаяся некоего религиозного видения мира, у этой организации есть свои лидеры, абсолютная власть которых трактуется в религиозных смыслах, и все действия такой организации, направленные как вовнутрь, так и вовне, будут иметь в себе религиозные смыслы. Следовательно, эту деструкцию должна не только оправдывать религиозная система, в которой себя мыслит эта секта, она должна являться именно причиной данной деструкции, так как данные религиозные смыслы будут являться превалирующими в религиозной организации (которой является секта), они будут являться основой всех действий членов этой организации.

Используя метод предположения, попробуем создать образ «идеальной деструктивной секты», которая своими характеристиками наглядно бы демонстрировала вероятность появления феномена отчуждения у включенного в опыт такой секты индивида. Деструктивные секты, и это можно признать совершенно логичным, заинтересованы в том, чтобы завлечь человека в свою организацию прежде, чем он что-либо о ней узнает, и как можно дольше удерживать этого человека внутри секты, применяя к нему техники, исключающие критичность мышления. Рассмотренные в первом параграфе первой главы данного диссертационного исследования теоретические подходы (Лифтона, Сингер, Хассена и др.) демонстрируют, что данная точка зрения стала превалировать и в религиоведении, оставив без внимания принципы религиоведческого исследования и акцентируя внимание на чисто психологических аспектах проблемы.

Если вероучение является основанием использования изощренных методов убеждения быть членом религиозной группы, то очевидно, такое вероучение будет иметь своим основным посылом привлечение как можно большего числа последователей. Отличительной особенностью деструктивной секты, таким образом, будет являться главенствующая нацеленность ее вероучения и членов организации, исповедующей это вероучение, на привлечение новых последователей. Вероучение должно являться основанием применения методов убеждения и по отношению к своим адептам. Делаться это будет для того, чтобы удержать их внутри организации, исповедующей деструктивное вероучение, где необходимым условием будет являться то обстоятельство, что последователь секты не должен ощущать этой деструктивности. В результате применения этих методов случаи насилия будут трактоваться иным образом, нежели как это могло быть до членства человека в организации.

Анализ вероучительных оснований деструктивности новых религиозных движений

Критерием отбора для анализа на предмет наличия деструктивности в новых религиозных движениях явились наиболее распространенные в Приволжском федеральном округе Российской Федерации религиозные организации и движения, характеризующиеся как наиболее активные в своей миссионерской деятельности, имевшие определенное количество последователей и применяющие в своей практике наиболее опасные для личности и общества формы религиозной жизни. То есть критерием отбора рассматриваемых в данном диссертационном исследовании организаций явились: наличие фактов применения насилия со стороны лидеров сект по отношению к своим последователям, география распространения, интенсивность миссионерской деятельности, статистические данные104. На основании выделенных в первой главе критериев деструктивной секты, рассматриваются конкретные примеры деструкции. Несомненный интерес для подобного рода анализа представляют как зарубежные, так и отечественные религиозные организации.

Основанием для данного исследования послужил материал, собранный автором на протяжении последних тринадцати лет работы по теме исследования деструктивности новых религиозных движений, который касается, главным образом, опыта включенного наблюдения и проведения долгосрочных проектов по исследованию практик сект, а также как результат работы с пострадавшими от деятельности религиозных и псевдорелигиозных организаций на базе Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований.

Источником материала послужила литература сект, миссионерский материал, аудио и видео записи сект и их критиков, интервью лидеров сект и их последователей, а также бывших адептов, их родственников и близких, материалы судебных слушаний, материалы дел административно- и уголовно-процессуального производства, документы сект «для внутреннего пользования», материалы религиоведческих и психиатрических экспертиз, опыт общения с пострадавшими от деятельности новых религиозных движений.

Основанием для исследования также послужил опыт работы диссертанта в Центре религиоведческих исследований, изучение материала, находящегося в распоряжении Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС), а также западных коллег из Европейской Федерации центров по изучению и информированию о сектантстве — официального консультанта Совета Европы по проблеме сектантства (Federation Europeenne des Centres de Recherche et d Information sur le Sectarisme — FECRIS), объединяющий в себе исследовательский опыт и общественные инициативы Франции, Германии, Италии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Дании, России, Белоруссии, Украины и других стран.

Из отечественных сект наиболее ярким примером в анализе деструктивности относительно стадии формирования нового типа мировосприятия будет являться «Богородичный центр» - сектантское течение внутри геннадьевской ветви Истинно православной церкви, которое было основано в 1985 году в России, было официально зарегистрировано в Министерстве юстиции в качестве религиозной организации в 1989 году в

Москве. Основателем и; духовным лидером с момента основания и по сей день является Вениамин Янкельман, носящий внутри секты имя: Иоанн Береславский. Секта по своему учению наиболее близка мариавитам, поддерживает тесное/ сотрудничество с этим направлением в околокатолических сектах и во многом сливается с их учением. В основе вероучения - Богоматерь, которая причисляется к Троице и наделяется божественными; качествами. Присутствует также идея о двух пришествиях Христа. В секте очень сильны эсхатологические элементы, где предполагается, что Страшного суда можно будет избежать, если в мире 201 млн. праведников присягнут на верность Богоматери, то есть, станут, по сути, последователями секты. Культовая практика частично близка к православной, но тем не менее, существенно от нее отличается и по внешним признакам, и по вкладываемому в нее смыслу. Отношение к Русской Православной Церкви в секте сохраняется резко отрицательное, начиная с момента ее появления.

Теоретической базой секты является откровение Богоматери, передаваемой якобы через Береславского. Учение секты гласит, что все мировое зло сконцентрировано в женщине, из-зачего отношение сектантов к женщине резко отрицательное, ив качестве обряда инициации существует культ отречения от матери, который будет рассмотрен нами ниже. «Богородичный центр» признает разделение христианства на православную и католическую ветви за величайшую трагедию человечества, и использует вероучительные элементы всех христианских направлений. На практике и учение и культовая практика сильно расходится и с православием, и с католицизмом.

Если обратиться непосредственно к высказываниям основателя и лидера этой секты Иоанна Береславского, то станет ясно, что относительно стадий вхождения человека в религиозный опыт секты богородичников наличествуют навязчивые убеждения в разграничении окружающего мира на внешний и внутренний, акцент проводится на необходимости отречься своих родственных связей и разорвать все отношения со своей семьей. В одной из книг Береславского «Родовой поток» для неофитов в качестве руководства к действию говорится следующее: «Не имей своих мнений насчет того, что особенно дорого по естеству (семья, блуд, талант, имущество)»

Неофит, начинающий осознавать себя полноправным членом секты, должен все время повторять, убеждая себя: «Я должен сломать себя... Я должен сказать: отныне для меня голос агапы (голос братии) — Глас Божий. .. Отныне у меня нет своего ума (совести, тела, воли), но ум мой - ум агапы, разум братии - мой ум. Господи, помоги мне растворить себя в общине, в агапе, как Ты всего без остатка отдал Себя нам. ... Особенно вредно мне говорить... ... Мысль, что я конченый урод, должна стать столь же естественной, как то, что я человек» .

Далее неофит узнает о том, что основой вероучения «Богородичного центра» является учение о причинах неудач и греховности всего человечества - этой причиной оказывается женское начало, которое постепенно обретает черты конкретной женщины - матери неофита: «...Нечестивая мать... распространяет вокруг себя содомскую вакханалию, являясь бессознательно или осознанно поверенным лицом князя тьмы, его священницей. Она превращает мужа в сына и сына в мужа, постоянно погружая их в свою бездонную, разжженную геенской похотью ненасытную утробу, сиречь в утробу дьяволицы, священнодействуя на генитальном престоле, воздвигнутом сатаной. Она осваивает по подсказке даймона — родового демона - новые астральные виды тонкого блуда, премерзкого в очах Господних, экстрасенсорику и восточную оккультную эзотерику. Время прозреть на нечестивую, обличив скрываемые за внешней лживой человеческой общепринятой благопристойностью мерзости сатанины.

Проблема институционализации деструктивного сектантства

Деструктивные секты антиисторичны. В случае присутствия в том или ином религиозном движении признаков деструктивной секты, антиисторизм всегда будет характерной чертой этого движения, так как деструктивность исключают саму возможность исторической саморефлексии вследствие отсутствия критичности мышления по отношению к истинности проповедуемого учения и используемым практикам. Как правило, в вероучительных и других источниках невозможно обнаружить анализа со стороны лидеров и последователей деструктивных сект истории своего существования, а если это и делается, то только для увеличения доверия к учению секты, что всегда сопряжено с намеренным искажением исторических фактов .

Деструктивные секты не способны воспринять свой прошлый опыт с известной долей критики и сделать конструктивные выводы относительно методов своей деятельности. Несомненно, в истории сектоведения были случаи отхода сектантских организаций от своей деструктивности, однако это происходит крайне редко и, как правило, после значительных для данной секты или окружающего мира трагических событий (смерть основателя религиозного движения, попытка массового суицида последователей, предсказанный, но не сбывшийся конец света и проч.).

Вероучение деструктивной секты ориентировано не столько на религиозное переживание, сколько на эмоциональное восприятие своих доктрин. Примитивность и технологизм вероучения деструктивных сект выносит возможность анализа этого феномена за пределы религиоведения, оставляя это исследовательское поле для более адекватных в данном случае дисциплин - психиатрии, криминалистики и других наук, анализирующих отклонения и патологии в социуме и человеке. Однако деструктивные секты заявляют о себе как о религиозных группах, значит обязанностью религиоведения будет продолжать являться изучение внутренних механизмов организаций, придерживающихся нетрадиционной религиозности. Если ранее та область религиоведения, которая занималась изучением сект, представляла собой некий дисциплинарный раздел, накапливающий богатый материал, демонстрирующий только лишь разнообразие религиозных учений, то теперь сектоведение призвано анализировать все патологии религиозного и псевдорелигиозного сознания, так как очевидная, но не воспринимаемая ранее как обязательная для своего наличия, рискогенность сект, возросла на несколько порядков, стала глобальной17 . Рассмотренные в первом параграфе первой главы теории, объясняющие феномен появления насилия в сектах, исходили из принципа истолкования проблемы с позиций психологии религии, касаясь собственно религиоведческого анализа лишь в тех случаях, когда необходимо было продемонстрировать оправдание насилия с точки зрения вероучения той или иной религиозной организации. Эти подходы акцентируют внимание на том, что применяемые в сектах методы обращения с адептами в сектах наносят непоправимый вред их психическому и физическому здоровью. Если же говорить об опасностях иного порядка, то сектам также «ставится в вину» нарушение законодательства тех стран, где они осуществляют свою религиозную, миссионерскую, политическую, экономическую и иные виды деятельности, направленные на повышение политического авторитета своей организации, стремясь упрочить свои позиции и приобрести статус институционального образования. Эти действия приводят в свою очередь к тому, что в мире появляются общественные силы, протестующие против подобного рода экспансии деструктивных сект. Они состоят из представителей и сторонников традиционных религий и христианских церквей, а как это видно на примере США, Европы и России, в большинстве случаев эти силы могут представлять средства массовой информации, политические организации, правоохранительные структуры, но чаще это гражданские и общественные инициативы. В ходе выработки подходов, рассматривающих секты в качестве своеобразных образований, содержащих в себе потенциальную опасность и применяющих в своей деятельности прикрытие в виде социально одобряемой деятельностью, маскирующую эту опасность, эти общественные силы стали приписывать сектам черты экстремистских группировок, которые способны воплощать в жизнь не только религиозно трактуемые действия, но и финансовые махинации, совершать террористические акты и иную преступную деятельность. В западной, а теперь уже и отечественной прессе, существует огромное количество журналистских публикаций, раскрывающих преступную деятельность деструктивных сект. Протестующие против безнаказанной деятельности и информирующие общество об опасности сектантства, они получили название антисектантских организаций (соответственно на Западе, в силу терминологических различий, они получили название антикультистов). Таким образом, именно насилие является отличительной чертой деструктивных сект. Если ранее секты трактовались как опасные с той точки зрения, что ущерб от членства в секте несет сам последователь, принимая на себя религиозный опыт, обедняющий его культурный, моральный и интеллектуальный облик, то теперь секты представляют опасность совершенно на ином уровне. В сектах совершаются убийства, последователи сект совершают самоубийства и проводят террористические акты, лидеры сект активно занимаются коррумпированной политикой и создают свои экономические и информационные системы. Являясь по сути международными корпорациями, деструктивные секты, и это очевидно, еще долгое время будут актуальной проблемой не только религиоведения.

К сожалению, в настоящее время российское законодательство не содержит правовых механизмов выявления, квалификации и судебной оценки подобных действий и преступлений именно как религиозных. Этот факт является свидетельством слабости и беспомощности российского государства и современного общества перед проблемой деструктивного сектантства и выработка четких критериев определения деструктивности религиозных организаций несомненно должны заслуживать самого пристального внимания со стороны религиоведения, изучающего феномен религиозного сознания. Возникновение подобного рода институциональных образований - деструктивных сект и антисектантских движений, является следствием целого ряда причин. Прежде всего это касается самой специфики современного сектантства. Рассмотренные в данном диссертационном исследовании секты в той или иной мере допускали и продолжают допускать насилие по отношению к своим же последователям и, при осуществлении своей миссионерской, экономической и политической деятельности, представляют опасность для общества, в котором существуют.